Научная статья на тему 'Студенты и гражданское общество (по результатам социологического исследования)'

Студенты и гражданское общество (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / STUDENTS / CIVIL SOCIETY / SOCIOLOGICAL RESEARCH / SOCIAL PROJECT PLANNING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гоголева Е. Н., Маркина Н. Л.

На основе результатов социологического исследования выявляются показатели развития гражданского общества: информационный, нормативно-ценностный и деятельностный. Утверждается, что студенчество характеризуется неопределенными ценностями, ориентациями и идентичностью в общественно-политическом пространстве, что затрудняет процесс развития гражданского общества в России. Социальное проектирование представляет собой перспективное направление в формировании социально одобряемого поведения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гоголева Е. Н., Маркина Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенты и гражданское общество (по результатам социологического исследования)»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.009 YAK 316.346.32 - 053.6:323.21 ББК 60.543.1 72в6

E.H. ГОГОЛЕВА, H.A. МАРКИНА

E.N. GOGOLEVA, N.L. MARKINA

СТУДЕНТЫ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

STUDENTS AND CIVIL SOCIETY (ON THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH)

На основе результатов социологического исследования выявляются показатели развития гражданского общества: информационный, нормативно-ценностный и дея-тельностный. Утверждается, что студенчество характеризуется неопределенными ценностями, ориентациями и идентичностью в общественно-политическом пространстве, что затрудняет процесс развития гражданского общества в России. Социальное проектирование представляет собой перспективное направление в формировании социально одобряемого поведения студентов.

On the basis of the results of sociological research the article analyses the informational, normative-value and activity parameters of civil society development. It is argued that students are characterized by uncertain values, orientations and identity in the socio-political space. It makes difficult to develop civil society in modern Russia. Social project planning is a promising direction in the formation of social approved behavior of students and further progress civil society.

Ключевые слова: студенты, гражданское общество, социологическое исследование, социальное проектирование.

Key words: students, civil society, sociological research, social project planning.

Введение. В России до сих пор продолжается процесс развития гражданского общества, который идет весьма противоречиво. Сложности в становлении и развитии гражданского общества в современной России связаны с социальной разобщенностью, дифференциацией в ориентациях и ценностях, отчуждением людей от современной общественно-политической жизни, отсутствием доверия между отдельными социальными группами.

Формирование гражданского общества наиболее успешно идет в молодежной среде, где люди наиболее восприимчивы к социальным изменениям окружающего мира и готовы к новаторству. В современных условиях российского общества именно молодежь выступает основным субъектом формирования и реализации гражданского общества. В свою очередь, студенчество выступает специфической социальной группой даже в структуре молодежи. Базовые характеристики сознания и поведения студенческой молодежи имели и имеют отражение, в том числе в развитии гражданского общества. Данные обстоятельства обусловливают актуальность социологического освещения основных тенденций и динамики развития гражданского сознания студенческой молодежи.

Материалы и методы исследования. В Тульском государственном университете практически на протяжении двух десятилетий осуществляется социологическое мониторинговое исследование «Социальная адаптация студентов в Тульском регионе». Метод - анкетный опрос по месту учебы, эмпирический объект - студенты 1-4 курсов. Объем выборочной совокупности в 2018 году составил 329 человек. Для данного исследования была применена гнездовая выборка - тип случайной выборки, при которой единицами анализа являются не отдельные индивиды, а их реально существующие группы (гнезда, кластеры). В рамках данного исследования такими кластерами вы-

ступали 9 институтов Тульского государственного университета. Применение такого типа выборки выбрано для определения специфики студентов, обучающихся на тех или иных направлениях подготовки.

В рамках мониторинга особое внимание уделяется блоку вопросов, связанных с динамикой развития гражданского общества и включенности в этот процесс студенческой молодежи.

Целью исследования является изучение состояния, форм и специфики гражданского сознания и поведения студентов как условия формирования гражданского общества в России для оптимизации воспитательной работы университета по развитию приемлемого социально-политического поведения студенческой молодежи.

Основная гипотеза исследования состоит в следующем: в результате процессов, которые были порождены как объективными социально-экономическими причинами, так и субъективными стремлениями руководства страны, в студенчестве возникло состояние стагнации в сфере гражданского сознания и поведения, что препятствует дальнейшему социальному развитию личности, так и эволюции российского общества.

Результаты и их обсуждение. Студенческая молодежь находится в решающей стадии становления личности, происходит процесс ее профессионализации, данная социальная группа наиболее подвержена всем веяниям, течениям и противоречивым влияниям. В этой связи состояние гражданского сознания и поведения студентов отражает потенциал развития всего российского общества. Сама идея гражданского общества предполагает не просто активное участие человека в решении важных политических и общественных вопросов, она исходит из необходимости создания таких условий, когда человек будет выступать субъектом управления, участвуя в организации социально-экономических, политических и других процессов на всех уровнях развития социума. Совокупность всех форм участия гражданина в принятии публично значимых решений и обеспечивает достижение основной цели -развитие гражданского общества.

К числу основополагающих показателей функционирования гражданского общества относятся, прежде всего, степень укорененности в общественную жизнь демократических ценностей, с одной стороны, а с другой -способность общества в случае необходимости задействовать демократические институты и механизмы для реализации общенациональных и групповых интересов. Это предполагает наличие у населения соответствующей ориентации, направленной на формирование и поддержание функционирования гражданского общества. Такая ориентация может быть как осознанной, так и неосознанной и выражается в трех основных формах: информационной, нормативно-ценностной и деятельностной [3, с. 114].

Информационная форма ориентации предполагает наличие у человека знаний, позволяющих ему осуществлять взаимодействие с действующей властью и другими значимыми субъектами социальных отношений, включая осуществление контроля над деятельностью властных структур.

Одним из показателей, определяющих развитие информационной ориентации у студенческой молодежи, является наличие устойчивого интереса к политике. За период 2007-2018 гг. произошла силовая стабилизация политического режима, а затем в какой-то мере «окостенение» политической системы в целом. По всей вероятности, это и есть важнейшая причина спада интереса к политике среди студентов: заявивших о том, что политикой интересуются, становится все меньше (47,7% в 2018 году). Однако снижение интереса к сфере публичной политики не носит ярко выраженного характера. Пожалуй, речь идет о преобладании интересов студентов в других сферах общественной жизни, например, в учебной и профессиональной.

Большую роль в формировании информационной составляющей функционирования гражданского общества играют источники информации (табл. 1). Налицо снижение значимости многих источников информации в молодеж-

ной среде. Так, в целом телевидение в качестве основного источника информации указывают более 50% опрошенных. Региональное ТВ пользуется меньшей поддержкой, его востребованность в молодёжной среде снизилась до 18,8%. Снижение популярности фиксируется и в отношении центральной и региональной прессы, радио. Интересен тот факт, что возрастает роль неформальных источников информации, таких как беседы с родственниками, товарищами, общение с преподавателями и руководством вуза, встречи с политиками и собственные наблюдения за общественно-политической обстановкой в стране и регионе. Очевидна доминирующая роль интернета в студенческой среде как основного источника информации (89,1%). По-видимому, интернет надолго останется доминирующим каналом трансляции политической информации для молодежи (табл. 1). Он стремительно будет вытеснять другие источники информации, становясь самым популярным средством массовой коммуникации среди молодежи.

Таблица 1

Наиболее значимые источники информации в студенческой среде (в % от числа опрошенных респондентов)

Источники информации о политической жизни Распределение ответов

Интернет 89,1

Передачи центрального ТВ 46,2

Беседы с товарищами, родственниками 38,6

Беседы с родственниками 34,4

Собственные наблюдения 25,2

Передачи местного ТВ 18,8

Беседы с преподавателями, руководством вуза 15,2

Передачи федерального, регионального и местного радио 12,2

Материалы центральных, областных и местных газет 10,1

Материалы областных газет 4,9

Встречи с политиками, представителями власти 3,3

Результаты социологического исследования позволяют констатировать, что, несмотря на развитие средств массовой коммуникации, их интеграцию в повседневную жизнь студентов, наблюдается негативная тенденция в формировании информационной ориентации гражданского общества, что проявляется в снижении и уровня информированности о сфере публичной политики. В результате молодой человек вырабатывает свои социальные представления при помощи существующей системы значений, транслируемой значимыми средствами массовой коммуникации [7, с. 117]. Доминирование интернета как основного источника информации привело к развитию феномена анонимности адресата, что ставит под угрозу нормальное функционирование всей политико-коммуникативной цепочки. Власть посылает свою информацию разнородной аудитории, с абсолютно различными взглядами на жизнь и социальным опытом, не приспосабливая ее к восприятию реципиента. В результате происходит искажение смысла сообщения, пропадает эффект от осуществленного коммуникативного акта, поскольку содержание сообщения не соответствует потребностям молодой аудитории.

Другим элементом, определяющим развитие гражданской культуры, является развитие нормативно-ценностной формы ориентаций в молодежной среде, что предполагает усвоение основных ценностей гражданского общества, их закрепление в фундаментальных нормах и стандартах, регулирующих поведение социальных субъектов различных уровней. Любопытная картина наблюдается среди восприятия студентами гражданских прав и свобод.

При определении значимости политических ценностей каждая была упорядочена по величине, и ей был присвоен определенный номер, соответствующий его значению (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее значимые права и свободы студенческой молодёжи: ранговое распределение

Права и свободы Ранг

Свобода печати 1 место

Самостоятельность регионов страны 2 место

Право на забастовку 2 место

Свобода вероисповедования 3 место

Свободное членство в какой-либо партии 3 место

Свобода передвижения по стране 4 место

Наличие оппозиции, контролирующей президента и правительство 4 место

Наличие частной собственности 5 место

Независимость суда 5 место

Избрание президента непосредственно народом 6 место

Равенство граждан перед законом 6 место

Представленные данные демонстрирует, что общество устало от «управляемой» демократии, которая в настоящее время приняла ярко выраженный декларативный характер и репродуцирует политику «вертикали власти» и «правящей партии». Такая политика коснулась не только вмешательства центральных органов власти в сферу полномочий регионов, но и привело к подавлению оппозиции, возвращению к опыту функционирования однопартийной системы. В результате в массовом сознании студентов укоренилось мнение о невозможности выразить свою самостоятельную политическую волю как главного источника власти в стране (согласно Конституции РФ), что выразилось в низкой степени популярности таких демократических атрибутов, как непосредственное избрание президента народом, равенство всех перед законом, независимость суда. Разочарование молодежи состоянием политической системы и процессом функционирования гражданского общества привели к пониманию важности легальности и легитимности осуществления социально-политических практик в современной России.

Продолжая рассматривать процесс формирования нормативно-ценностной подсистемы гражданского общества, важно акцентировать внимание на тех факторах, которые препятствуют проявлению социальной и политической активности в социуме. По мнению большинства опрошенных (71,1%), существуют причины, препятствующие возможности населения влиять на деятельность властных структур. Основной причиной является незнание законов, неумение людей отстаивать свои права (37,7%), особенности «русского» характера (13,1%), сопротивление представителей власти (10%), отсутствие необходимых законов и представителей (6,7%) вторичны. Однако оптимистичным является тот факт, что треть студентов демонстрируют позитивную тенденцию в формировании нормативно-ценностной ориентации гражданского общества. Это проявляется в росте гражданской ответственности и проявлении некоторой «зрелости» в осмыслении социально-политических процессов российского общества.

И, наконец, деятельностная форма заключается в осуществлении конкретной деятельности, способствующей становлению гражданского общества, - защита прав, сотрудничество с общественными организациями, участие в местном самоуправлении и т.д. При этом развитие гражданского общества выражается через отождествление индивида с определенными по-

зициями в социокультурном пространстве и фиксируется через социальные взаимодействия в конкретных видах деятельности.

Особое внимание следует уделить «социально одобряемому» социальному поведению российских студентов. Для любого государства важно, чтобы молодежь, как самая динамичная социальная группа, демонстрировала такое политико-правовое поведение, которое бы «вписывалось» бы в конвенциональные рамки политической системы. В этой связи имеет смысл рассмотреть возможность применения студентами конвенциональных и неконвенциональных форм политического и гражданского поведения (табл. 3).

Таблица 3

Формы конвенционального и нековенционального политического поведения (в % от числа опрошенных респондентов)

Конвенциональные формы Значение Неконвенциональные формы Значение

Участие в выборах 62,9 Участие в неразрешенных демонстрациях 28,2

Подписание коллективных пи- 32,5 Участие в пикетах и митингах 20,4

сем, петиции

Участие в местном самоуправ- 17,7 Вооруженное сопротивление 14,6

лении властям

Выступление в СМИ 17 Марши протеста 13,9

Участие в деятельности про- 16,1 Забастовка 13,6

фсоюзов

Создание инициативных групп 15,5 Отказ выполнять политические решения 13,3

Участие в референдумах 15,2 Захват заложников 10,2

Членство в организации 11,9 Захват помещений 5,4

Не вижу никаких способов 17,6 Голодовка 5,1

Затрудняюсь ответить 17,3 Затрудняюсь ответить 35,4

Наблюдается популярность выборов как наиболее известной и уже традиционной формы участия (62,9%). Востребованность такой формы участия, как подписание коллективных писем и петиций, по-видимому, связано с изменением законодательства, когда органы власти в обязательном порядке должны отреагировать на подобное волеизъявление. Появившиеся возможности выражения и обмена мнениями на различных интернет-платформах (Электронное правительство, Открытый регион, Госуслуги) также способствуют развитию такой формы политического поведения. Все остальные формы вызывают у студентов значительно меньший интерес (около 17%). Отметим, что наибольшей популярностью в молодежной среде пользуются те формы участия, которые ориентированы на индивидуальное социальное действие. По-видимому, это отражение процессов аномии в российском обществе, т.е. утрата тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности [6, с. 80]. Как следствие, развитие гражданского общества в России затрудняется процессами усиления тенденции индивидуализации личности, его «атомизации». В дальнейшем это будет способствовать ослаблению, а в перспективе приведет к необратимому распаду традиционных способов социальной интеграции индивида в социум.

Изменения российского законодательства, касающиеся массовых появлений протестного поведения, новые возможности полицейских в отношении протестующих, существенно сказались на общественном сознании студентов в части личной готовности участвовать в формах политического протеста. Рейтинг всех неконвенциональных форм политического поведения значительно уступает «разрешённым» формам участия (табл. 3). Хотя участие

в неразрешенных демонстрациях, а также в пикетах и митингах пользуется большей популярностью (более 20%), чем многие конвенциональные формы, что свидетельствует о возможном потенциале протестного поведения.

Особое внимание заслуживает деятельность граждан, осуществляемая в рамках гражданских и политических организаций. Любая деятельность, как известно, более эффективна, если она организована и осуществляется совместно с другими членами организации, разделяющими похожие ценности. Многопартийность 1990-х, сменившаяся в течение 2000-х годов доминированием одной партии в политическом пространстве, отрицательно повлияла на авторитет данного института в обществе, что отражается в сознании студентов: в 2018 году проявляющих безразличное отношение к партиям стало 70%. Несомненно, это свидетельствует об упадке российской партийной системы. В этой связи говорить об электоральных предпочтениях тульских студентов вряд ли приходится, поскольку те партии, которые они указывали, собрали ничтожно малые проценты (от 0,3 до 2%). Очевидно, что политические практики, реализованные в период избирательной кампании в Государственную Думу в 2006 году, связанные с нарушением принципа добровольности вступления в партию и добровольности голосования, не только частично подорвали легитимность отдельных партий, но и негативным образом сказались на понимании свободы вступления в политическую организацию как ценности [2, с. 102-103].

Что же касается роли молодежных организаций, то их востребованность в студенческой среде до сих пор остается незначительной. Отметим, что по числу членства молодых людей в молодежных организациях, включая политические, Тула и Тульская область стабильно демонстрируют весьма низкие показатели (только 10,3% включены в их деятельность). Из этой небольшой совокупности молодых людей только около половины (4,9%) состоит в общественных организациях, занимающихся волонтерской деятельностью, 3% - в досуговых и 1,2% - в спортивных организациях, представительство в иного рода общественных организациях не является статистически значимым. При этом та часть студентов, что задействована в молодежных организациях, удовлетворена своей деятельностью и теми социальными эффектами, которые они получают от этой деятельности. Став частью молодежной организации, студент наиболее полно может реализовать себя, что не всегда у него получается в учебном процессе. Часто участие в подобной деятельности является привлекательным потому, что позволяет развить в себе некоторые профессиональные качества, получить опыт практической деятельности, положить начало своей карьере.

Как мы видим, результаты анализа мониторинга «Социальная адаптация студентов в Тульском регионе» относительно динамики процесса формирования гражданского общества в студенческой среде оказываются достаточно интересными. Развитие гражданского общества в молодежной среде идет с большими затруднениями, что обусловлено трансформацией политической системы и политического режима, изменениями в партийной системе и, как следствие, трансформацией социально-политических установок граждан страны. Молодежь «факультативно» участвует в общественно-политической жизни страны. Пожалуй, можно сказать, что студенчество репрезентует распространенную и поддерживаемую большинством населением «модель стабильности», которая характеризуется неопределенными ценностями, ориентациями и идентичностью в общественно-политическом пространстве. Данные обстоятельства, безусловно, являются опасными для российского общества, поскольку снижается способность социума к целенаправленному социальному действию, а деформация коллективной идентичности может привести к разрушению устоявшихся социальных связей и отношений. Вредят они и молодому человеку: происходит усиление личностных диффузий состояния идентичности, обедняется духовный мир индивидов, снижаются возможности к самореализации и самоактуализации. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу исследования.

В этих условиях актуальным становится вопрос оптимизации гражданского и политического поведения студентов в рамках той траектории развития российского общества, которая нам предложена. Одним из эффективных способов развития «социально одобряемого» поведения молодежи является социальное проектирование. С одной стороны, социальное проектирование акцентирует внимание на острых и наиболее проблемных аспектах современного развития, с другой стороны, это инновационная деятельность, связанная с достижением определенного социального эффекта. Благодаря проектной деятельности студенты учатся работать с проблемой: выявлять её, анализировать, определять методы и способы решения. Активное и результативное участие в проектной деятельности предоставляет студентам дополнительные возможности продемонстрировать свои достижения вне вуза и понимать свое профессиональное предназначение. В проектной деятельности по-особому раскрывается потенциал каждого участника, происходит становление личности молодого человека и формирование общекультурных и профессиональных компетенций путем сознательного выбора способов достижения цели, выбора определенных ценностей и норм [1, с. 21-22; 4]. Можно с уверенностью утверждать, что за счет проектной деятельности происходит формирование человеческого капитала, осуществляется его накопление и конвертирование его в другие виды капиталов (экономический, социальный и символический), что в дальнейшем может оказать дифференцирующим и социально детерминирующим фактором в профессиональной деятельности [5, с. 13].

В рамках обучения бакалавров-социологов в Тульском государственном университете социальное проектирование является одной из приоритетных обучающих технологий. Проектная деятельность в рамках социологического образования может принимать различные формы. Так, практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект направлен на изучение состояния определенной проблемы или объекта исследования в социальном пространстве. Информационный проект направлен на сбор сведений (данных, статистики, фактов и т.п.) о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализ и обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории или внешнему заказчику. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов; он может быть направлен на разработку стратегии и тактики функционирования организации, создание имиджевых элементов ее деятельности, коррекцию организационной культуры и коммуникационных процессов в организации. Игровые, ролевые проекты предполагает осознанием участниками определенных ролей, обусловленных характером и содержанием проекта.

В Тульском государственном университете работа в рамках проектной деятельности тщательно организована, студенты за период обучения имеют возможность сформировать портфолио, которые поможет в их дальнейшей профессиональной деятельности. Проектная деятельность как образовательная технология способна изменить не только перспективы карьерного роста социологов, но и задать новую систему социальной самокатегоризации, инспирировать возникновение новых жизненных стратегий людей. В этом смысле обучение проектной деятельности содержит в себе значительный потенциал социальной мобильности.

Выводы. Итак, формирование гражданского общества в студенческой среде отражает новые социально-политические отношения в российском обществе и определяет иное, чем прежде, соотношение между культурой, обобщением прошлого опыта социума и ориентацией сегодняшнего, актуального поведения. Социальная активность молодых граждан, проявляемая через участие в общественно-политической жизни, определяется как сте-

пень реализации возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.

Литература

1. Белошапка Р.А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (46). С. 20-23.

2. Гоголева Е.Н., Маркина Н.Л. Студенты и политика (по результатам социологического мониторинга) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 97-107.

3. Гоголева Е.Н. Местное самоуправление как фактор развития гражданского общества в России: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. 222 с.

4. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=27080 (дата обращения: 04.01.2019).

5. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.

6. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 79-87.

7. Лукьященко И.Е. О когнитивном подходе в социальных исследованиях // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2012. Т. 12. № 3. С. 14-18.

References

1. Beloshapka R.A. Extracurricular Activities as a Factor of Formation of Professional Competences of Students. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University], 2017, N 1 (46), pp. 20-23 (in Russian).

2. Gogoleva E.N., Markina N.L. Students and politics (on the results of sociological monitoring). Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitar-nye nauki [Izvestiya Tula State University. Humanitarian sciences], 2017, N 1, pp. 97-107 (in Russian).

3. Gogoleva E.N. Mestnoe samoupravlenie kak faktor razvitiya grazhdanskogo ob-shchestva v Rossii. Monografiya [Local self-government as a factor of civil society development in Russia]. Tula: Publ. TSU, 2006. 222 p.

4. Zakirova T.I. Students' project activities as a method of formation of university students'competencies. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, N 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27080/ (Accessed 4 January 2019) (in Russian).

5. Konstantinovskiy D., Voznesenskaya E., Cherednichenko G. Molodezh' Rossii na rubezhe XX-XXI vekov: obrazovanie, trud, social'noe samochuvstvie [Russian youth at the turn of XX-XXI centuries: education, employment, social well-being]. Moscow: CSP and M, 2014. 548 p.

6. Lukov V.A. Features of youth subcultures in Russia. Sotsiologicheskie Issledova-niia [Sociological Studies], 2002, N 10, pp. 79-87 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Luk'yashchenko I.E. About the cognitive approach in social research. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavyanskogo universiteta [Bulletin of the Kyrgyz-Rus-sian Slavic University], 2012, Vol. 12, pp. 14-18 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.