Научная статья на тему 'Студенчество: смысловая доминанта'

Студенчество: смысловая доминанта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
607
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / SOCIAL GROUPS / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ / LEXICAL AND GRAMMATICAL LEVEL OF NOUNS / СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА / SEMANTIC DOMINANT / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / STUDENT LIFE / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / FUNCTIONAL ASPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернова Светлана Владимировна

В статье рассматривается лексическая единица студенчество как обозначающая одну из подгрупп широкой социально-демографической группы молодежь. Автор анализирует семантику слова студенчество, демонстрирует его способность выступать не только как собирательное, но и как отвлеченное существительное, в контексте часто приобретающее также признаки конкретного имени. Автор показывает, что, хотя на первое место в словарях выдвигается собирательное значение данного существительного (собир. студенчество = студенты), его смысловой доминантой является отвлеченное значение (студенчество = пребывание в высшем учебном заведении, студенческая жизнь). Именно с временным, процессуальным значением этого слова связаны многочисленные воспоминания бывших студентов, представления о студенческой жизни как времени молодости, осмыслении мира, времени надежд, ожиданий и возможностей, времени веселья и радости, получившие отражение в стихах, песнях, художественных произведениях о студентах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studentship: semant dominant

The article deals with the students as a lexical unit denoting one of the subgroups of the general socio-demographic group of young people. The author analyzes the semantics of the lexical unit the students, demonstrating its ability to act not only as a collective, but an abstract noun, in the context of often purchased as signs of a concrete name. The author shows that, although the first place in dictionaries extends collective meaning of a noun (The students = students), it is an abstract sense dominant value (= students stay in higher education, student life). It is the procedural meaning of the word that is associated with numerous memories of former students, presentation of student life as a time of youth, understanding of the world, the time of hopes, expectations and opportunities, the time of joy and fun, as reflected in poems, songs, art works of the students.

Текст научной работы на тему «Студенчество: смысловая доминанта»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 811.161.1'23

С. В. Чернова

Студенчество: смысловая доминанта*

В моей жизни было одно десятилетие, наполненное необычайно бурными и страстными событиями философской мысли.

Это был конец гимназических лет, университетские годы и первые годы после окончания университета < >

Что за бурное и что за страстное было это десятилетие в моей жизни и как в нем зародилось все то, чем я живу еще и теперь, правда, часто с коренными изменениями.

А. Ф. Лосев. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 14-17

В статье рассматривается лексическая единица студенчество как обозначающая одну из подгрупп широкой социально-демографической группы молодежь. Автор анализирует семантику слова студенчество, демонстрирует его способность выступать не только как собирательное, но и как отвлеченное существительное, в контексте часто приобретающее также признаки конкретного имени. Автор показывает, что, хотя на первое место в словарях выдвигается собирательное значение данного существительного (собир. студенчество = студенты), его смысловой доминантой является отвлеченное значение (студенчество = пребывание в высшем учебном заведении, студенческая жизнь). Именно с временным, процессуальным значением этого слова связаны многочисленные воспоминания бывших студентов, представления о студенческой жизни как времени молодости, осмыслении мира, времени надежд, ожиданий и возможностей, времени веселья и радости, получившие отражение в стихах, песнях, художественных произведениях о студентах.

The article deals with the students as a lexical unit denoting one of the subgroups of the general socio-demographic group of young people. The author analyzes the semantics of the lexical unit the students, demonstrating its ability to act not only as a collective, but an abstract noun, in the context of often purchased as signs of a concrete name. The author shows that, although the first place in dictionaries extends collective meaning of a noun (The students = students), it is an abstract sense dominant value (= students stay in higher education, student life). It is the procedural meaning of the word that is associated with numerous memories of former students, presentation of student life as a time of youth, understanding of the world, the time of hopes, expectations and opportunities, the time of joy and fun, as reflected in poems, songs, art works of the students.

Ключевые слова: студенчество, социальная группа, лексико-грамматические разряды существительных, смысловая доминанта, студенческая жизнь, функциональный аспект.

Keywords: the students, social groups, lexical and grammatical level of nouns, semantic dominant, student life, the functional aspect.

В новейшем исследовании «Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал», представляющем собой итоги серии научных проектов 2013-2014 гг., реализованных по единой методике научными центрами и вузами в 21 субъекте Российской Федерации, подчеркивается: «Студенческая молодежь обладает значительным инновационным потенциалом, который можно эффективно направить на гармонизацию коммуникации между различными социальными стратами. Весьма важным поэтому видится пристальное научное внимание к студенчеству, представляющему собой определенный авангард современной российской молодежи. Изучение ценностных установок, особенностей общественного сознания и жизнедеятельности студенческой молодежи является актуальным направлением для научного исследования целого ряда наук и имеет высокую практическую значимость» [1].

* Научное исследование проводится при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Кировской области в рамках проекта № 15-14-43001.

© Чернова С. В., 2015 56

Молодежь - это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)» [2].

Основной лексической единицей, обозначающей данную социальную группу, является слово студенчество. В словаре русского языка оно толкуется следующим образом. Ср.: Студенчество - .„1. Собир. Студенты. 2. Пребывание в высшем учебном заведении в качестве студента. Годы студенчества [3].

Будучи собирательным существительным, слово студенчество обозначает совокупность лиц как единое целое. Во втором значении («пребывание в высшем учебном заведении в качестве студента») это слово акцентирует внимание на времени, в течение которого длится период обучения.

Предметом нашей характеристики является слово студенчество во втором значении. Цель настоящей статьи - показать, что является той смысловой доминантой, которая определяет функционирование слова студенчество в речи в его временном, процессуальном значении, порождающем самые различные ассоциации при упоминании о студенческих годах человека.

Студенческим годам посвящено множество воспоминаний. Приведем для примера некоторые из них, выделив графически ключевые моменты и не пытаясь представить эти воспоминания сколько-нибудь системно, но лишь для того, чтобы они дали представление о впечатлениях от студенческих лет.

М. В. Добужинский, русский художник, критик, мемуарист, начинал свою студенческую жизнь с юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Об этом он пишет в своей книге «Воспоминания». Ср.: «Я выбрал юридический факультет, вовсе не мечтая в будущем посвятить себя юридической деятельности, но знал, что он был более "общеобразователен", меньше других факультетов готовил к узкой специальности и будто бы давал много свободного времени... Когда я вступил в этот "храм науки", мне все показалось импозантным и серьезным, но в то же время меня сразу окатило холодом: и этот бесконечный коридор, тянувшийся вдоль всего здания, и громадный колонный актовый зал, и аудитории, многие из которых мне, увы, напоминали наши классы, - все было буднично и казенно. Среди студенческой толпы, безустанно сновавшей по коридору, я себя чувствовал неуютно - у меня не было ни души знакомых, а из одноклассников почему-то никто не поступил на мой факультет ... Начало моей студенческой жизни я всегда вспоминаю с неприятным чувством - весь первый год прошел в сомнениях, в большом безволии и в очень подавленном настроении. Университет и моя самостоятельная жизнь вовсе не оказались тем "раем свободы", о котором я мечтал, скоро наступила проза и большие разочарования... Первый год я заглядывал на лекции и других факультетов, чтобы по совету отца сориентироваться в университете, но, увы, кроме сумбура, ничего не получалось. В моих колебаниях проходило время, и я по инерции так и остался на юридическом факультете» [4].

И. Ф. Гинзбург, выпускник МГУ, вспоминает о физфаке МГУ. Ср.: «Поступая в МГУ, мы не понимали, что после разгрома школы Л. И. Мандельштама на физфаке МГУ почти не осталось настоящих ученых. Многие курсы были архаичны. Единственный достойный учебник по механике (в курсе общей физики) того времени - курс С. Э. Хайкина - был фактически запрещен. Нам активно не нравились начальные курсы механики и молекулярной физики. Большой курс термодинамики не оставил значимых следов у большинства слушателей. Годичный курс механики на втором и третьем курсах нам начал читать А. М. Лаврентьев (отец "деда"), который почти ничего не добавлял к тому, что мы узнали на первом курсе. Следы такого подхода до сих пор сохраняются в университетских программах, "спускаемых" Министерством образования большинству вузов. Нам нравился общий курс физики электромагнитных явлений, читавшийся С. Г. Калашниковым, и только приехав в Новосибирск и познакомившись с соответствующим курсом Г. И. Будкера в НГУ, я понял, что и читавшийся нам курс не устарел» [5].

Из воспоминаний выпускницы 50-х гг. филологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена Н. А. Сухотиной о госэкзаменах. Ср.: «Мы лежали в общежитиях на кроватях, а рядом штабелями лежали учебники, словари, древняя, современная, русская, зарубежная литература. Вечером мы уносили сумки с книгами в библиотеку, брали там сумки очередных книг. Экзаменационный стол госкомиссии казался нам бесконечно длинным. Мы начинали отвечать по билету на одном конце стола (церковнославянский, древняя литература), потом пересаживались на соседний стул, где нас ожидал очередной экзаменатор (средние века, языкознание) - и так до конца стола, до современного русского языка или современной русской литературы. Прохождение через этот конвейер занимало

57

около 30-40 минут. На экзамене по русскому языку, пока я прошла от древнего до современного языка, через всякие виды грамматического разбора, моя память взбунтовалась или вошла в состояние шока, потому что Николаю Павловичу Каноныкину я очень подробно, на большом подъеме, рассказывала о причастии, начисто забыв, как оно называется (хотя в билете это название значилось)... Получила "отлично"» [6].

Обратимся к сегодняшнему дню и приведем развернутую оценку студенческой жизни современным выпускником одного из вузов города Кирова. Ср.: «Большая часть предметов преподаётся людьми, которым уже давно за сорок. Это в лучшем случае. Никто уже не удивляется, когда во время знакомства со студентами новый преподаватель говорит, что последний раз занимался, скажем, юриспруденцией где-нибудь двадцать лет назад. И тем не менее он готовит студентов к работе в современных реалиях. Вернее, пытается.

Каждый год люди, обучающиеся в университетах, должны написать курсовую работу. Курсач, проще говоря. Зачем и почему - никому неизвестно... А в конце обучения студенты сталкиваются с ним. С дипломом... Диплом не нужен никому... Зато его толщина, кажется, специально подобрана так, чтобы идеально подпирать ножку шатающегося стола. Каждое утро толпы студентов идут в университет, препираются с гардеробщицей, которая примет одежду без петельки только по приказу декана, кучкуются у кабинета, ждут преподавателя, опаздывающего на десять минут, заходят в кабинет, где из десяти положенных компьютеров имеются три, а остальные конвертированы в новый внедорожник ректора, достают тетрадки, ведь преподаватель категорически не поддерживает девайсы прогрессивнее калькулятора, слушают, как пожилая женщина рассказывает им о том, как обстояли дела в юриспруденции Южной Америки XIX века, с трудом разлепляют глаза после звонка и отправляются на следующую пару...» [7].

Как видим, воспоминания о студенчестве различаются у разных авторов. В. М. Добужин-ский пишет о сомнениях и разочарованиях, постигших его после первого года обучения. И. Ф. Гинзбург отмечает, что он понял, «что и читавшийся нам курс не устарел». Н. А. Сухотина, вспоминая о государственном экзамене, позволяет увидеть, каким основательным было образование, которое она получила в вузе. Мнение о студенческих годах А. Слободчикова весьма критическое, проникнутое иронией и бескомпромиссное. Различия в оценках естественны. У каждого поколения свой опыт, у каждого выпускника вуза свое собственное мнение о студенческой жизни, преподавателях. Каждый получил в студенчестве то, на что оказался способным.

Различные аспекты студенческой жизни характеризуются не только участниками процесса обучения как таковыми, то есть нынешними и бывшими студентами. Они осмысливаются и анализируются в целом ряде научных исследований [8].

Образ студента и особенности студенческой жизни описываются в художественных произведениях (ср., напр.: А. П. Чехов «Студент», Б. Пастернак «Охранная грамота», И. Грекова «Кафедра», В. Чарцев «Студенческая жизнь», А. Варламов «Лох», М. Быкова «Удача любит рыжих»). У студенчества есть свой гимн - «Gaudeamus». О студентах и студенческой жизни написано много стихов (ср., напр.: А. Пушкин «Пирующие студенты», Э. Асадов «Студенты», Т. Смертина «Студенческое»). Всем знакомы песни о студентах (ср., напр.: М. Леонидов «Песенка студента», Д. Маликов «Студент», А. Зацепин «После экзаменов»). Существует праздник студентов под названием «Татьянин день».

В художественной форме наиболее глубоко, на наш взгляд, осмысление сути студенчества во временном значении представлено в рассказе А. П. Чехова «Студент» [9]. В изученной нами литературе, посвященной анализу данного рассказа, мы не нашли рассуждений о том, почему А. П. Чехов назвал свой рассказ «Студент» [10]. Нас же интересует именно этот вопрос. Кратко изложим содержание рассказа.

Герой рассказа - Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался с тяги домой. Дул холодный пронизывающий ветер. Кругом было пустынно и мрачно. Ему мучительно хотелось есть. Он размышлял о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, что все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. По дороге он встретил у костра вдову Василису и ее дочь Лукерью. Вспомнил, что в такую же холодную ночь грелся у костра апостол Петр. Говорил с Василисой и Лукерьей о том, как Петр трижды отрекся от Христа у Первосвященника. Вспомнил евангельские слова о Петре: «И исшед вон, плакася горько». Василиса, услышав евангельскую историю, заплакала, а у Лукерьи стало такое лицо, будто она сдерживала сильную боль.

Далее приведем фрагмент текста дословно: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. 58

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

В явной форме в тексте не содержится ответа на вопрос, почему рассказ назван «Студент». Ответ выражен имплицитно. Герой А. П. Чехова - бедный, голодный студент духовной академии, у него тяжелая жизнь, но он находится на стадии ученичества, осмысления окружающего мира и его ценностей. У ночного костра, прочувствовав вместе с Василисой и Лукерьей, как «истомился душой», как «исшед вон, плакася горько» трижды отрекшийся от Христа евангельский Петр, он понял, что такое непреходящие духовные ценности, что «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». А. П. Чехов подчеркивает молодость студента (ему было только 22 года).

«Да здравствует молодость! Да здравствует преддверие настоящей жизни!» - написал русский писатель М. А. Осоргин в своем автобиографическом повествовании «Времена» [11], очень точно определив молодость как преддверие настоящей жизни.

Герой А. П. Чехова молод, полон сил и поэтому «невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Назвав свой рассказ «Студент», А. П. Чехов в художественной форме показал, что студенчество - это время молодости, познания и осмысления окружающего мира, непрерывности жизни, ее красоты и истинных ценностей, что это период надежд, ожиданий, когда все еще впереди и все возможно, даже несмотря на мрачное и, казалось бы, беспросветное настоящее.

Студенчество - в значении 2. «Пребывание в высшем учебном заведении в качестве студента» - дается в словарной статье данного слова на втором месте после значения 1. «собир. Студенты» без указания на принадлежность его к одному из лексико-грамматических разрядов существительных. Однако во втором (временном, процессуальном) значении слово студенчество выступает как отвлеченное существительное, которое может быть поставлено в один ряд со словами типа младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, супружество, обозначающими различные временные периоды в жизни человека. Слово студенчество синонимично в таких случаях словосочетаниям студенческие годы, время студенчества. В контексте оно может конкретизироваться, если используется применительно к периоду жизни отдельного человека. Ср., напр.: Студенчество Петра протекало в послевоенные годы.

Наш вывод подтверждают наблюдения Л. В. Калининой. Ср.: «Вопрос о соотношении в существительном сем отвлеченности и собирательности является довольно сложным. Особенно ярко это обнаруживается при анализе существительных, оформленных с помощью одного и того же суффикса, но выражающих различное лексико-грамматическое значение. Например, существительные на -(ств)о - рыцарство, студенчество, товарищество, мещанство, руководство и другие - могут иметь как отвлеченный, так и собирательный смысл. Ситуация осложняется тем, что и в собирательном, и в отвлеченном значении такие слова могут конкретизироваться. Исторически первичным является именно абстрактный смысл» [12].

Использовав для указания на смысловую доминанту слова студенчество и выражаемого им понятия художественную дефиницию (студенчество - время молодости, ученичества, осмысления жизни; время надежд, ожиданий, возможностей), мы тем самым дали качественную характеристику определенного периода в жизни человека, то есть времени его пребывания в высшем учебном заведении в качестве студента. Данная художественная дефиниция и является, как мы полагаем, смысловой доминантой дискурсивного образования студенчество как целостного образования. Все прочие содержательные компоненты данного феномена, отражающиеся в воспоминаниях, стихах, песнях, художественных текстах, являются частным, необыкновенно разнообразным, пестрым, порой противоречивым, наполненным личностным смыслом, но всегда сводимым к целому, именуемому словом студенчество в его временном, процессуальном значении.

Примечания

1. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / ред. В. А. Тишков, Р. Э. Бараш, В. В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2014.

2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» от 29 ноября 2014 года № 2403-р. URL: http://m.govemmentm/media/files/ceFXleNUqOU.pdf.

3. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М., 2005.

4. Добужинский М. В. Воспоминания. М., 1987.

5. Гинзбург И. Ф. Воспоминания о физфаке МГУ, НГУ, ФМШ и олимпиадах. URL: http://www. prometeus.nsc.ru/elibrary/2007mgu/028-036.ssi

6. Лихолетова И. В. Золотой юбилей студенчества (Из воспоминаний герценовских выпускников 1950-х годов) // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/zolotoy-yubiley-studenchestva-iz-vospominaniy-gertsenovskih-vypusknikov-1950-h-godov (дата обращения: 14.08.2015).

7. Слободчиков А. Разные специальности: студент // Новая строка. 2014. № 4.

8. Абдулгалимов Г. Л., Сухобокова И. П. Информационная культура студента гуманитарного вуза // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 4. C. 52-53; Агранат Ю. В., Хен Джу Ким. Поликультурная компетенция студента как условие успешной реализации программ академической мобильности вуза // Высшее образование сегодня. 2012. № 10. C. 10-15; Кошарная Г. Б., Рожкова Л. В. Модернизация ценностей современной студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 6. C. 91-103; Кравчук П. Ф. Особенности формирования инновационного потенциала студента // Ректор вуза. 2012. № 8. C. 34-39; Ольховская Т. А. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. C. 46-51; Райкова И. Н. «От сессии до сессии живут студенты весело» (студенческий фольклор в современных записях) // Вестник Московского городского педагогического университета. 2004. № 2. Филологический выпуск. С. 45-55; Розанов К. А. Студенческая жизнь в новейшей российской интернет-литературе: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2010; Цаплина О. В. Позитивность образа мира и образа «Я» современной молодежи // Молодежь и общество. 2014. C. 85-96.

9. Чехов А. П. Студент // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения. Т. 8. М.: Наука, 1986. URL: http://ilibrary.rU/text/979/p.1/index.html

10. Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: О рассказе А. П. Чехова «Студент» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125-130; Дунаев М. М. Православие и русская литература. Ч. IV. М., 1998. (разбор «Студента». С. 598-599); Катаев В. Б. А. П. Чехов // Русская литература XIX-XX веков: в 2 т. Т. I. М., 2008 (разбор «Студента». С. 498-501); Злочевская А. В. Рассказ А. П. Чехова «Студент» // Русская словесность. 2001. № 8. С. 24-29; Матюшенко А. Г. К вопросу о духовном содержании рассказа А. П. Чехова «Студент»: 14 сент. 2009. URL: http://www.pravmir.ru/k-voprosu-o-duxovnom-soderzhanii-rasskaza-a-p-chexova-student.

11. Осоргин М. А. Времена. Автобиографическое повествование. Времена: романы и автобиографическое повествование. Екатеринбург, 1992. С. 540.

12. Калинина Л. В. Лексико-грамматические разряды существительных как пересекающиеся классы слов: монография. Киров, 2009. С. 186-187.

Notes

1. Rossijskoe studenchestvo: identichnost', zhiznennye strategii i grazhdanskij potencial - Russian students: identity, life strategies and civilian capabilities / Ed. V.A. Tishkov, R.E. Barash, V.V. Stepanov. M. IEA RAS. 2014.

2. Fundamentals of State Youth Policy of the Russian Federation up to 2025 dated November 29, 2014 № 2403-p. Available at: http://rn.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf. (in Russ.)

3. Lopatin V.V., Lopatina L.E. Russkij tolkovyj slovar' [Russian Dictionary]. M. 2005.

4. Dobuzhinsky M.V. Vospominaniya [Memories]. M. 1987.

5. Ginzburg I.F. Vospominaniya o fizfake MGU, NGU, FMSH i olimpiadah [Memories of the Physics Department of Moscow State University, NSU, PMS and competitions]. Available at: http://www.prometeus.nsc.ru/elibrary/ 2007mgu/028-036.ssi

6. Liholetova I.V. Zolotoj yubilej studenchestva (Iz vospominanij gercenovskih vypusknikov 1950-h godov) [Golden anniversary of students (From the memoirs of Herzen graduates 1950)] // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta - Universum: Herald of the Herzen University. 2011, № 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/zolotoy-yubiley-studenchestva-iz-vospominaniy-gertsenovskih-vypusknikov-1950-h-godov (the date of access: 08.14.2015).

7. Slobodchikov A. Raznye special'nosti: student [Different specialities: a student] // Novaya stroka - New line. 2014, № 4.

8. Abdulgalimov G.L., Suhobokova I.P. Informacionnaya kul'tura studenta gumanitarnogo vuza [Information culture of students of humanitarian high school] // Standarty i monitoring v obrazovanii - Humanitarian standards and monitoring in education. 2012, № 4, pp. 52-53; Agranat Yu.V., Hen Joo Kim. Polikul'turnaya kompetenciya studenta kak uslovie uspeshnoj realizacii programm akademicheskoj mobil'nosti vuza [Multicultural competence of students as a condition for the successful implementation of the programs of academic mobility of university] // ysshee obrazovanie segodnya - Higher education today. 2012, № 10, pp. 10-15; Kosharnaya G.B., Rozhkova L.V. Modernizaciya cennostej sovremennoj studencheskoj molodezhi [Modernization values of modern students] // Social'no-gumanitarnye znaniya - Social-humanitarian knowledge. 2011, № 6, pp. 91-103; Kravchuk P.F. Osobennosti formirovaniya innovacionnogo potenciala studenta [Peculiarities of the innovative capacity of 60

students] // Rektor vuza - Rector of the university. 2012, № 8, pp. 34-39; Olkhovskaya T.A. Kriticheskoe myshlenie kak osnova razvitiya informacionno-poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov [Critical thinking as a basis for development of information and informative independence of students] // Vysshee obrazovanie segodnya - Higher education today. 2013, № 9, pp. 46-51; Raikova I.N. «Ot sessii do sessii zhivut studenty veselo» (studencheskij fol'klor v sovremennyh zapisyah) ["From session to session, students live with fun" (student in modern folklore records)] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Moscow City Pedagogical University. 2004, № 2. Philological issue. Pp. 45-55; Rozanov K.A. Studencheskaya zhizn' v novejshej rossijskoj internet-literature: dis. ... kand. filol. nauk [Student life in modern Russian literature online: dis. ... Cand. Phililogy]. Saratov. 2010; Tsaplina O.V. Pozitivnost' obraza mira i obraza «YA» sovremennoj molodezhi [Positive image of the world and the image of the "I" of modern youth] // Molodezh' i obshchestvo - Youth and Society. 2014, pp. 85-96.

9. Chekhov A.P. Student [Student] // Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t - Complete works and letters: 30 vols. Works. Vol. 8 M. Science. 1986. Available at: http://ilibrary.ru/text/979/p.1/index.html

10. R.L. Jackson «CHelovek zhivet dlya ushedshih i gryadushchih»: O rasskaze A. P. CHekhova «Student» ["Man lives for the future and the gone": About the story of Anton Chekhov's "Student" // Voprosy literatury - Questions of literature. 1991, № 8, pp. 125-130; Dunayev M.M. [Orthodoxy and Russian literature]. Part IV. M. 1998. (analysis of the "student", pp. 598-599); Kataev V.B.Chekhov [Chekhov] // Russkaya literatura XIX-XX vekov - Russian literature of XIX-XX centuries: in 2 vol. Vol. I. M. 2008 (analysis of the "student", pp. 498-501); Zlochevskaya A.V. Rasskaz A. P. CHekhova «Student» [The story of Anton Chekhov's "Student"] // Russkaya slovesnost'- Russian literature. 2001, № 8, pp. 24-29; Matiushenko A.G. K voprosu o duhovnom soderzhanii rasskaza A. P. CHekhova «Student»: 14 sent. 2009 [To the question of the spiritual content of the story of Anton Chekhov's "Student": 14 September. 2009]. Available at http://www.pravmir.ru/k-voprosu-o-duxovnom-soderzhanii-rasskaza-ap-chexova-student.

11. Osorgin M.A. Vremena. Avtobiograficheskoe povestvovanie. Vremena: romany i avtobiograficheskoe povestvovanie [Times. Autobiographical account. Times: novels and autobiographical narrative]. Ekaterinburg. 1992. 540 p.

12. Kalinin L.V. Leksiko-grammaticheskie razryady sushchestvitel'nyh kak peresekayushchiesya klassy slov: monografiya [Lexical and grammatical level of nouns as the overlapping classes of words: a monograph]. Kirov. 2009. Pp. 186-187.

УДК 811.161.1'271(470.342)

Н. Г. Наумова

Языковая репрезентация картины мира вятского студенчества (по данным ассоциативного эксперимента)*

Статья посвящена характеристике языковой репрезентации картины мира студентов г. Кирова. Источником анализа послужили данные ассоциативного эксперимента, проведенного с более чем 600 студентами разных факультетов и курсов Вятского государственного гуманитарного университета. Было получено более 3500 реакций. Основными методиками обработки полученных реакций стали описание категориальной структуры концепта (описание концепта как иерархии когнитивных классификационных признаков); описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта). В статье представлены краткие выводы о результатах анализа таких концептов, как «Любовь», «Счастье», «Жизнь», «Россия», «Америка», «Работа», «Отдых», «Студент». Показывается, что мировосприятие студентов отличается общим позитивным настроем, оптимизмом, жизнерадостностью, доброжелательностью, активной позицией, целеустремленностью, установкой на успех и высокие достижения, эгоцентричностью.

Article is devoted to a problem of the description of an image of the person by means of language, namely to the description of a fragment of a picture of the world of students of Kirov. Data of the associative experiment made with more than 600 students of different faculties and courses of Vyatka State University of Humanities were a source of the analysis. More than 3500 reactions were received. The main techniques of processing of the received reactions became the description of the categorial structure of a concept (the description of a concept as a hierarchy of cognitive classification signs); the description of the field organization of the revealed cognitive signs (identification of the signs which are the center, the near, distant and extreme periphery of a concept).). In the article short conclusions about the results of the analysis of such concepts, as "Love", "Happiness", "Life", "Russia", "America", "Work", "Rest", "Student" are given. As a result attitude of students differs in the general positive spirit, optimism, cheerfulness, goodwill, an active position, commitment, aspiration to success and high achievements, egocentricity.

* Научное исследование проводится при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Кировской области в рамках проекта № 15-14-43001

© Наумова Н. Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.