Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление в современной высшей школе'

Студенческое самоуправление в современной высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление в современной высшей школе»

А. ШАРАФЕЕВА, доцент Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Феномен студенческого самоуправления не является социальным изобретением последнего времени. Не обделен он и вниманием авторов журнала «Высшее образование в России» [1], убежденных в том, что сегодня очень важно иметь ясное представление о целевых установках, содержательной и ценностно-ориентационной направленности, формах проявления студенческой инициативы именно в современном вузе. На мой взгляд, для этого нужно ответить на ряд принципиальных вопросов. Какие ценностные и идеологические смыслы заключает в себе студенческое самоуправление в вузе? В чем состоят приоритетные направления развития студенческой инициативы и реальные полномочия студенческого актива в решении проблем вузовской жизни? В каких организационных формах и в рамках какого правового поля реализуется самоуправление студенческой молодежи? Каковы механизмы поддержки студенческой инициативы в вузе со стороны профессорско-преподавательского состава, воспитательных структур вуза?

Новый идеологический смысл самоуп-равленческой деятельности студентов в вузе можно рассмотреть в следующих аспектах:

♦ школа студенческого самоуправления - это незаменимое средство формирования конкурентоспособной личности, весьма востребованной в условиях рыночной экономики;

♦ участие студентов в активной социальной деятельности позволяет приобретать навыки управленческой деятельности, что согласуется с нормами демократизма и активной гражданской позиции;

♦ привлечение как можно большего числа студентов к участию в управлении во

Студенческое самоуправление в современной высшей школе

всех важных сферах жизнедеятельности вуза, в том числе в программах профессионального обучения, организации научноисследовательской работы, содействует интенсификации процесса профессионализации личности будущего специалиста;

♦ направленность деятельности по самоуправлению на развитие «Я - концепции» личности выступает ареной самоутверждения и творческого саморазвития студентов, углубляя процессы гуманизации образовательного процесса в современном вузе.

Столь разнообразная палитра воспитательных возможностей системы студенческого самоуправления требует включения её в качестве важного структурного компонента в целостную программу воспитания будущего специалиста в вузе. В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете развитие института студенческой инициативы признается одной из приоритетных задач.

Мы исходим из того, что в педагогическом университете особенное внимание к стимулированию у студентов качеств социальной инициативы обусловлено профессиональными задачами их подготовки к педагогической деятельности. Современный учитель по своей профессиональной принадлежности является прежде всего общественным деятелем, который обязан укоренять в умах и сердцах детей идеи добра, ответственности, совестливости. Суть профессиональной личности учителя - это умение вести за собой, т.е. быть организатором и лидером. Эти качества и получают развитие в процессе включения студентов в решение разнообразных проблем функционирования современного вуза.

Таким образом, мы рассматриваем сту-

128

Высшее образование в России • № 4, 2008

денческое самоуправление как постоянно действующий элемент системы воспитания в вузе, органически связанный с другими её элементами. Отсюда необходимость обеспечения тесного взаимодействия в решении организаторских и воспитательных задач студентов и преподавателей. Так развивается практика соуправления в вузе, которую в одинаковой степени осваивают все члены нашего коллектива.

Принципиально важной предпосылкой развития у студентов потребности в социально инициативном отношении к проблемам вуза, участии в создании самостоятельных проектов внеучебной деятельности выступает опора на их индивидуальные интересы, мнения, желания, ценностные устремления. Реальное самоуправление в студенческой среде возможно при условии, если в вузе создана обстановка уважительного отношения к любому мнению, взгляду, высказанному предложению, из множества которых и рождаются самые яркие и интересные студенческие дела. Очень важно утвердить в студенческом сообществе нормы самоценности любого участия студента в социальной деятельности, если оно помогает самовыражению личности. Добровольный характер участия студентов в самоуправлении означает также уважение к праву студентов «оставаться в стороне» от общественной деятельности, если для той или иной личности индивидуализированный стиль вузовского бытия более комфортен. Движущие силы студенческого самоуправления основываются только на мотивированном участии студентов в управленческой деятельности.

Функционирование системы студенческого самоуправления в полном объеме его возможностей, на наш взгляд, предполагает наличие разноуровневой целостной структуры включенности как можно большего числа студентов в социально инициативную деятельность (общеуниверситетский, факультетский, групповой уровни). Такая система, с одной стороны, характеризуется общностью идей, ценностей, реа-

лизуемых в процессе осуществления тематических воспитательных программ, с другой - обеспечивает массовый характер участия студентов в этом процессе и возможность решения специфических задач, характерных для каждого из выделенных трех звеньев этой системы.

При этом развитие студенческого самоуправления в каждом новом годовом цикле (в течение учебного года) необходимо рассматривать как процесс поэтапного решения последовательно сменяющих одна другую организаторских задач, придающих ему определенную логику последовательного приближения к достижению поставленных целей.

Подготовительно-проектировочный этап (сентябрь-октябрь) сосредоточен на работе со студентами-первокурсниками и преследует цели их приобщения к сложившимся в вузе традициям, выявления ребят, обладающих лидерскими качествами. На этом же этапе намечается программа деятельности органов студенческого самоуправления и организуется выездная учеба студенческого актива «Начни с нами!». Завершающей точкой этапа становится ежегодно проводимая отчетно-выборная студенческая конференция, посвященная анализу итогов реализации программы студенческого самоуправления в прошедшем учебном году и выборам нового председателя студенческого комитета вуза (студенческого ректора) на альтернативной основе.

Далее следует основной этап, заключающийся в реализации всех намеченных направлений и запланированных мероприятий, воплощении идей студенческого самоуправления в жизни вуза. Реализуемая по инициативе студенческого актива вуза разнообразная деятельность подпитывается новыми творческими начинаниями, задумками, проектами, что является весьма ценным признаком развитости и креативности самоуправления студентов.

На третьем, завершающем, этапе (май-июнь) подводятся итоги года, организуются конкурсы, дискуссионные столы для

выявления «областей отставания» в развитии студенческого самоуправления в вузе, выполняются срезы личностных изменений. Одним из ярких событий этого этапа является выступление студенческого комитета вуза и студентов - представителей факультетов - с показательным творческим отчетом для членов Ученого совета университета, что стало за последние годы признанной традицией. Именно с трибуны главного совещательного органа вуза правильнее всего отстаивать значимую позицию студенческого самоуправления в общей системе воспитания в университете.

Студенческое самоуправление проявляет себя практически во всех сферах вузовской жизни: в обучении, в сфере досуга, в организации ежедневного быта, в научной деятельности, в вопросах социальной защиты студентов, в реализации права голоса студентов при принятии важных вузовских решений или нормативных документов. Данные нормы закреплены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании », в котором специально выделено, что студенты имеют право «участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в т.ч. через общественные организации и органы управления высшим учебным заведением». Закрытых зон для активной студенческой инициативы не существует.

Какие результаты мы считаем в своем опыте самыми значимыми?

1. Мы научились создавать органы студенческого самоуправления, и прежде всего его главный координирующий общеуниверситетский орган - студенческий комитет. Это команда ярких, светлых, инициативных, творческих ребят, которые живут идеями привлечения к себе лучших ребят вуза. Чем больше голов, тем больше творческих проектов.

2. Главным источником развития студенческого самоуправления мы считаем организаторское творчество студентов, их неистощимую фантазию в создании ориги-

нальных проектов, которые увлекают все новых и новых ребят в «царство » свободы выбора больших и значимых дел.

3. Студенческое самоуправление - не игра и не «картинка с выставки », оно признано в вузе как серьезное и нужное дело, нуждающееся в постоянной заботе, в том числе на уровне Ученого совета и ректората.

Изучение опыта развития студенческого самоуправления в вузах позволяет выделить проблемную область, которая, по нашему мнению, весьма существенна для его реального, а не только провозглашаемого функционирования. Условием,без которого трудно говорить о реальном наличии в вузе студенческой инициативы, является выработка правильной стратегии взаимодействия между преподавателями как воспитателями и самими студентами, желающими свободы действий в организации своей жизни. Именно на этом пути обнаруживаются некоторые педагогические заблуждения и мифы. Выделим две «антистратегии» педагогического отношения к проекту «Студенческое самоуправление ».

• В практике воспитательной деятельности вузов всё ещё преобладают «спущенные сверху» формы организации участия студентов в воспитательных делах. Подготовка планов воспитательной работы зачастую ведется без привлечения к их составлению самих студентов.

• Не менее вредно для развития института студенческой инициативы проявление со стороны преподавателей «нейтралитета» по отношению к студенческой самодеятельности под предлогом предоставления им самостоятельности. За ним зачастую скрываются самодовольство и уверенность, что студенты всё равно не справятся с решением серьёзных проблем.

Оценивая эти «стратегии », нужно подчеркнуть, что реальная поддержка самоуправления студентов требует более глубокого, взвешенного и действенного педагогического подхода, продиктованного уважением к реальным правам студентов как

130

Высшее образование в России • № 4, 2008

полноценных субъектов образовательного процесса в вузе. В связи с этим стоит говорить как о нерешенной проблеме (а она может рассматриваться в качестве первостепенной) о неприятии многими вузовскими педагогами новой культуры воспитания, суть которой - во всемерном поощрении самостоятельности личности и вере в её творческие возможности. Умеем ли мы, воспитатели, признающие значимость концепции гуманистического воспитания личности, преодолеть в себе характерное для «учительской » позиции «властолюбие »? К сожалению, многие факты свидетельствуют в пользу того, что этот вопрос сегодня вполне уместен.

Заслуживает внимания еще одна тема, касающаяся обсуждаемой проблемы. Один из самых больных вопросов воспитания, имеющий глубокий социальный резонанс, - это воспитание чувства ответственности. Именно данное качество личности, характеризующее степень её нравственного совершенства, имеет свои последствия во всех основных сферах жизни - гражданской, профессиональной, личной. Как часто сегодня современную молодежь упрекают в неразвитости чувства ответственности, как будто человек обретает способность к ответственным действиям «от рождения»! Ответственность, как это показал в свое время А.С. Макаренко, возможно воспитать, лишь создав соответствующую систему особых коллективных отношений, основывающихся на нормах взаимозависимости, взаимодоверия и взаимоуважения. Современное значение проблемы развития ответственности личности раскрывает А.А. Реан: «Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности, а также свободы принятия решений относительно самого себя. Мы

хотим сформировать (лучше сказать, развить) в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений. К сожалению, такая практика является чрезвычайно распространенной. ...Исследования показывают, что дисциплинированность учащегося является несравненно более ценимой педагогами добродетелью, чем самостоятельность» [2, с. 118].

Всемерное развитие студенческой инициативы, поддержка студенческого самоуправления не на словах, а на деле требуют перестройки культуры воспитания в рамках продуманной стратегии взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Здесь в полной мере должен проявлять себя такой демократический принцип, как соуправление, означающий признание значимости предоставления студентам реальных полномочий в принятии и реализации важных задач по созданию в вузе благоприятных условий для творческого самоосуществления каждой личности. Стратегия взаимодействия преподавателей и студентов определяется гармонией соуправления и самоуправления в решении разнообразных вузовских дел: учебных, художественно-творческих, трудовых и т.д. Продуктивность преподавательско-студенческого взаимодействия выражается в таких характеристиках, как движение навстречу друг другу, принятие позиций друг друга, умение вести диалог, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимоподдержка. В такой системе отношений преподаватели не выступают лишь простыми наблюдателями, но всячески поддерживают студенческую инициативу. В такой обстановке и создается долгожданное воспитательное пространство, внутри которого преобладают искренность, доброта, доверие, психологически комфортные взаимоотношения между студентами и преподавателями и царят инициатива, творчество, вера в себя и свое окружение.

Литература

1. См., например: Кочетова А. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности // Высшее образование в России. -2006. - № 4; Ховрин А. Партнерство как принцип обучения, воспитания и молодежной политики // Там же. - 2007. - № 8; Попова Г. Студенческое самоуправление:

система и диагностика // Там же. - 2007. - № 9.

2. Реан А.А. Человек как субъект воспитания // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М., 2003.

Е. ИГНАТЬЕВА, доцент Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Возможность применения концепции ме-1 неджмента знаний в образовательном процессе обусловлена расширением понятия «знание ». Оно рассматривается здесь в качестве экономической категории. С этой позиции знания создают добавочную ценность («капитал») для сотрудников, а для выпускников вузов владение знанием повышает их добавочную ценность на рынке труда.

Менеджмент знаний - одна из ветвей концепции менеджмента качества, концентрирующая внимание на знании как объекте менеджмента. Данный вывод логично следует из стандартов серии ISO 9000, основными направлениями совершенствования которых обозначены обучение и инновации [1, с. 40].

На связь менеджмента качества и менеджмента знаний указывает и тот факт, что в модели оценки качества на премию М.Болдриджа в области образования в США (2007 г.) появляется компонент, связанный с менеджментом знаний [www. quality. nist.gov]. Роль, отведенная менеджменту знаний в этой модели оценки качества образования, совпадает с нашим пониманием: менеджмент знаний, проникая в образовательный процесс, организует и оптимизирует процесс управления качеством образования.

Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе

Итак, менеджмент знаний является частным случаем концепции менеджмента качества, когда основным объектом менеджмента становится знание. Менеджмент знаний в образовательном процессе в вузе - это целенаправленная организация образовательного процесса на основе принципов всеобщего менеджмента качества по созданию условий для формирования профессиональной и социально-личностной компетентностей выпускников, га-рантирующихим конкурентоспособность на рынке труда.

Реализация менеджмента знаний в образовательном процессе высшей школы предполагает создание инновационной образовательной среды, в которой реализуются следующие ведущие идеи:

• образование в условиях «общества знаний» приобретает самостоятельную ценность как основной метод приобретения конкурентных преимуществ на рынке труда; критерии качества высшего образования учитывают требования социальных партнеров образования, прежде всего работодателей;

• качество высшего образования формируется в виде многоуровневой структуры, крайние точки которой - массовое и элитное образование;

• значимым элементом в образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.