Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как инструмент управления межнациональными отношениями'

Студенческое самоуправление как инструмент управления межнациональными отношениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобылянская Александра Вячеславовна

В статье рассмотрена значимость культуры межнациональных отношений, сложности ее становления и интеграции в повседневную жизнь. Рассмотрена роль образования молодежи, воспитания толерантности и формирования конкретных навыков межнационального общения. Выделено студенческое самоуправление как эффективный инструмент моделирования культуры межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как инструмент управления межнациональными отношениями»

УДК 304.444 + 37.062

Кобылянская Александра Вячеславовна

педагог дополнительного образования Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация aleksandrakob@outlook.com

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Аннотация

В статье рассмотрена значимость культуры межнациональных отношений, сложности ее становления и интеграции в повседневную жизнь. Рассмотрена роль образования молодежи, воспитания толерантности и формирования конкретных навыков межнационального общения. Выделено студенческое самоуправление как эффективный инструмент моделирования культуры межнациональных отношений.

Ключевые слова

межнациональные отношения, молодежная среда, толерантность, студенческое самоуправление,

студенческие мероприятия.

Особенности межнациональные отношений в молодежной среде представляют собой хрупкую и сложную подсистему современного общества, подвергающуюся воздействию ряда негативных факторов. В этом аспекте наибольшую тревожность вызывают различные проявления национальной ненависти, насилия, преступного поведения, а также обостряющаяся тенденция искать причину многих конфликтов в межэтнических различиях [7, с. 117]. Это объясняется расхождением между формализованными международными нормами и стандартами официальной идеологии и политики с одной стороны и бытовым этническим сознанием и поведением, насыщенным предрассудками, стереотипами с другой стороны. Психология безликой толпы, воплощенная отдельными людьми, объединениями и средствами печати, обостренная трудностями в жизни каждого и низким уровнем обыденного сознания, оказывает сильное влияние на общество [4, с. 149].

Наиболее опасно распространение таких волнений среди социально-возрастной группы, не способной оценивать и противостоять влиянию, - молодежи [1, с. 278]. Выделение молодежи в этом аспекте представляется важным, поскольку именно эта группа проявляет наибольшую склонность к этноцентричности, демонстрируя националистические убеждения и нетерпимость к одной или многим национальностям. Это обусловлено психологическими особенностями данной возрастной категории, выражающимися в стремлении рассматривать любую проблему упрощенно, делить людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, принадлежать к сильной группе. Ортодоксальность таких суждений проявляется в четкой дифференциации сверстников на «положительно-своих» и «отрицательно-чужих». Страх перед «чужими», подогреваемый внутренними кризисами и неоднозначными внешними процессами, значительно осложняет процесс формирования культуры межнационального общения. При этом многие государственные институты, призванные регулировать эти процессы, функционируют «в отрыве» от них, существуют как бы сами по себе, а большая часть молодежи - сама по себе [6, с. 157]. Этот разрыв инициирует проблему государственного масштаба - нивелируется значимость управления молодежной средой как носителем огромного интеллектуального и культурного потенциала.

Теория и практика воспитания молодого поколения должна реагировать на подобную проблему системно - через призму института образования, в том числе и как инструмента снижения межнациональной напряженности [3, с. 53]. Во-первых, актуален подход «личного примера»: каждый работник системы

образования может подавать пример высокой культуры межнациональных отношений. Во-вторых, каждый работник системы образования должен иметь постоянно развиваемый уровень компетенции в области формирования культуры межнационального общения.

Образовательная и воспитательная работа с молодежью играет принципиальную роль в вопросе культуры межнационального общения, однако ее реализация должна выходить за рамки процесса сообщения определенных знаний, приобщая молодежь к такому значимому понятия как толерантность. Толерантность - это не просто международный термин, а инструмент воспитания в каждом из нас уважения и осознания значимости богатства и разнообразия культур, прав и свобод, отказа от культуры войны и утверждения культуры мира. Толерантные отношения являются неотъемлемой стороной процесса обогащения духовности, становятся существенным элементом политического и культурного пространства общества [5, с. 98].

Для такой многонациональной и этнически динамичной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Принципиальную значимость имеет формирование у каждого конкретных навыков проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях.

Однако достижение такого высокого уровня развития культуры осуществляется путем системных изменений модели поведения общества. Это реализуется через воспитание и прививание навыков умения работать вместе. Наиболее оптимальным инструментом управления молодежью в этом аспекте представляется система самоуправления в студенческой среде.

Суть самоуправления заключается в том, что все члены вступают друг с другом в определенные личностно-межличностные взаимоотношения в качестве полноправных участников одной и той же деятельности [2, с. 44]. Эффективность самоуправления выражается как в краткосрочной перспективе, обучая эмоциональному контролю и коммуникациям, так и в долгосрочной, прививая навык направления усилий в течение длительного периода времени на реализацию определенных целей [11, с. 836].

Молодежное студенческое самоуправление представляет собой с одной стороны динамичную форму активного участия молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности, защиты прав и интересов общества, в том числе самой молодежи, а с другой стороны составляющую воспитательного процесса, формирования гражданской ответственности на основе социальных, правовых и этических принципов.

В аспекте воспитания и образования молодежи, и в особенности, в среде высшего образования, самоуправление развивает навыки тайм-менеджмента [9, с. 425], повышает академическую успеваемость и эффективность работы с информацией и знаниями в принципе [8, с. 2].

В аспекте регуляции межнациональных отношений в молодежной среде самоуправление является платформой для реализации молодежи не только в широком общественном плане, но и в более узком - для отлаживания механизмов отношений между представителями различных национальностей и религий. Именно в процессе взаимодействия познаются особенности других культур, приходит понимание того, что разные взгляды и представления - это эффективно.

Наиболее эффективное взаимодействие между студентами происходит в процессе организации мероприятий - синтезируются как воспитательные, так и управленческие аспекты. Управлять можно только тем, что знаешь, поэтому крайне значимо, что в процессе организации мероприятий происходит интенсивное освоение особенностей других культур на практике [10, с. 14].

Мероприятия, направленные на управление и гармонизацию межнациональных отношений, могут проходить в форме лекций, семинаров, конкурсов, проектов, круглых столов, деловых игр, концертов и т.д. Задачами таких мероприятий выступает ознакомление студентов с историей, достопримечательностями, культурой и кухней разных национальностей, патриотическое воспитание студентов, а также воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей (рис.).

Рисунок. Результаты мероприятий, направленных на управление и гармонизацию

межнациональных отношений.

Важно отметить, что мероприятия такого плана оказывают положительное влияние не только на навыки культурные и социальные, но и профессиональные.

Таким образом, студенческое самоуправление представляет собой эффективный инструмент управления межнациональными отношениями. Список использованной литературы

1. Кобылянская А.В. Психологические особенности межнациональных отношений в молодежной среде. Материалы Международной научно-практической конференции «Наука XXI века: теория, практика и перспективы». Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 278-280.

2. Королева В.О. Становление молодежного творчества и инициативы средствами студенческого самоуправления // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. - №38 (171). - С. 4347

3. Маркова Н.Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений// Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 31. - С. 53-58.

4. Матис В.И. Актуализация культуры межнационального и межконфессионального общения // МНКО. -2012. - №5. - С. 147-151.

5. Мункожаргалов Д.А. Роль этнической толерантности в межнациональных отношениях // Вестник БГУ. -2014. - №1. - С. 95-98.

6. Муравьёва Е.В., Муравьёв Я.Г. Потенциал молодёжного самоуправления в структуре безопасной среды обитания // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №1. - С. 157-159

7. Найда О.А., Косивцова О.С. Роль права в регулировании межнационального взаимодействия // Известия ВолгГТУ. - 2014. - №24 (151). - С. 115-118.

8. Bandy T., Moore K. Assessing self-regulation: A guide for out-of-school time program practitioners. Results-to-Research Brief. - 2010. - Vol. 23. - P. 1-8.

9. Crede M., Kuncel N.R. Study habits, skills, and attitudes: The third pillar supporting collegiate academic performance. Perspectives on Psychological Science. - 2008. - Vol. 3. - P. 425-454.

10.Glass C. R., Buus S., Braskamp L. A. Uneven experiences: What's missing and what matters for today's international students. Chicago, IL: Global Perspective Institute. 2013. 20 p.

11.Moilanen K.L. The adolescent self-regulatory inventory: The development and validition of a questionnaire of short-term and longterm self-regulation. Journal of Youth and Adolescence. - 2007. - Vol. 36. - P. 835-848.

© A.B. Ko6binaHCKaa, 2015

УДК 378

Коробова Екатерина Владимировна

канд.пед.наук, доцент ФГОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Москва, РФ E-mail: ekkorobova@yandex.ru Миронова Дина Александровна канд.пед.наук, доцент ФГОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Москва, РФ E-mail: dina_mironova@mail.ru Кардович Ирина Кимовна канд.филол.наук, доцент ФГОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Москва, РФ

E-mail: ik_125212@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВИРОВАННОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь между использованием современных информационных технологий при обучении студентов иностранному языку и формированием высокого уровня мотивированности студентов. Приводятся некоторые примеры практического использования инфокоммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку в экономическом вузе и делаются выводы о позитивном влиянии интегрирования современных технологий в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова

Информационные технологии, мотивация, обучение, английский язык.

Korobova E.V., Mironova D.A., Kardovich I.K.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.

APPLICATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITIES AS A MEANS OF INCREASING THE STUDENT'S MOTIVATION.

Abstract

The article deals with the correlation between the application of modern information technologies and the rising of students' motivation to study a foreign language. There are some examples of practical integration of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.