ки, устное собеседование - однако с совершенно измененной методологией экзамена. Тестовый контроль состоит из двух блоков: фундаментальные основы специальности и клиническая практика. Тесты составлены в MCQ заданий с выделением верных и неверных ответов. Результат выражается в баллах. В данном случае имеются большие возможности для получения высокого балла. Экзамен по практическим навыкам проводится в клиниках в течение двух недель. За это время выпускник, в соответствии с разработанной методикой, показывает необходимые практические навыки, определяемые образовательным стандартом. Устное собеседование проводится последовательно в течение одного дня по фундаментальным основам специальности и клинической практике. В состав каждой комиссии входит не менее пяти че-
ловек, причем 40% комиссии - работники практического здравоохранения. Оценка проводится по элементному принципу: оценка установленных и обязательных 15 элементов ответа, включая знание современной литературы и умение применить теоретические знания на практике. Каждый член комиссии оценивает все элементы, но в конце экзамена компьютер засчитывает только по 3-4 элемента у одного экзаменатора. Итоговая оценка за каждый этап идет в индивидуальный рейтинг обучающегося и влияет на итоговую оценку.
Литература
1. КудряваяН.В, УколоваЕ.М, Молчанов А.С, Смирнова Н.Б, Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под ред. Н.Д. Ющука. М., 2005. 304 с.
GOROHOV V., ROUSINA N. REFLEXIVE EDUCATION AS PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
The strategy in the development of teacher's qualification is the creation of united pedagogical society, the tactics - training of reflexive techniques. The methods of reflexive thinking are described. Pedagogical reflexion of tutor can be viewed as the method of student's reflexion development.
Keywords: higher school teacher, raising the teacher's level, pedagogical reflexion.
A.А. БАРАНОВ, профессор, проректор по научной работе
B.Н. МАЛАШЕНКО, профессор, научный руководитель СНО Н.А. МУРАШОВА, председатель Совета СНО
Студенческое научное общество:
прошлое, настоящее, перспективы
В статье рассматриваются основные этапы становления студенческого научного общества академии, направления работы и достижения студенческой науки на современном этапе, перспективы развития СНО.
Ключевые слова: студенческое научное общество, научно-исследовательская работа студентов, грантовая политика, межвузовское взаимодействие, кадровый потенциал.
Научная работа студентов - неотъ- значительные способности в научной
емлемая часть образовательного про- сфере и в дальнейшем продолжить
цесса. Это связано с тем, что за время свою деятельность, наращивая науч-
обучения студент может обнаружить ный потенциал общества и государ-
ства. В связи с этим формирование и развитие студенческих научных обществ является для каждого вуза весьма актуальным. Здесь студенты учатся работать с научной литературой, анализировать и обобщать результаты собственных исследований, выступать с докладами на конференциях, отстаивать свое мнение в дискуссиях, применять на практике новые информационные технологии. Все это явно выходит за рамки стандартного учебного плана и способствует подготовке современных врачей как высококлассных специалистов.
Студенческое научное общество (СНО) Ярославской государственной медицинской академии является добровольным объединением студентов, занимающимся организацией их научно-исследовательской работы и созданным на основе общности интеллектуальных интересов. Первые студенческие научные кружки появились одновременно с созданием вуза, поэтому СНО можно по праву считать ровесником академии. В 1947 г. была проведена первая студенческая научная конференция. С каждым годом численность кружковцев росла. В начале 50-х гг., несмотря на то, что в те годы в институте функционировал лишь один лечебный факультет и насчитывалось немногим более тысячи студентов, количество учащихся, охваченных научной работой, достигало 400 человек. Молодежь с интересом занималась в научных кружках, ставших настоящей кузницей научных и преподавательских кадров. Можно без преувеличения сказать, что подавляющее большинство профессоров, заведующих кафедрами института (с 1994 г. -академии), выдающихся клиницистов и организаторов здравоохранения вышли из студенческого научного общества.
В настоящее время традиции студенческой науки продолжают жить. Науч-
ная работа студентов осуществляется на основании действующего Устава СНО, принятого в 2001 г. СНО состоит из 46 студенческих научных кружков при кафедрах (курсах). Организует и осуществляет выполнение уставных задач, координирует и планирует работу кружков Совет СНО ЯГМА. Он формируется из наиболее активных, работоспособных и инициативных студентов, занимающихся научной работой. Председатель Совета и его заместитель координируют работу отделов: аналитического, по внутреннему и внешнему сотрудничеству, культуры, информатизации. Общее руководство СНО осуществляет Ученый совет академии, а методическое руководство - научный руководитель СНО (профессор В.Н. Ма-лашенко) и проректор по научно-исследовательской работе (профессор А.А. Баранов).
Основной целью деятельности студенческого научного общества является воспитание творческого и инновационного подхода к проведению исследований, а также содействие развитию и популяризации медицинской науки среди студентов ЯГМА и других учебных заведений. Для ее достижения СНО стремится решать следующие основные задачи:
• организация новых и координация деятельности действующих студенческих научных кружков при кафедрах;
• повышение мотивации студентов к участию в научной деятельности;
• совершенствование документации, упрощение и эффективность отчетности;
• расширение связей между кружками внутри вуза;
• укрепление связей между Советом СНО и научными кружками;
• расширение межвузовских связей.
Каждый студент - член Совета СНО
- несет ответственность за определенное направление работы, итоги которой освещаются на ежемесячных собраниях и внеплановых совещаниях. С 2007 г. действует официальный сайт СНО академии (www.sno-ygma.ru), благодаря которому студенты ЯГМА и других вузов, научные руководители кружков имеют возможность получать информацию о работе СНО, о конференциях, конкурсах и грантах различного уровня (вузовского, регионального, всероссийского, международного).
Ежегодно разными формами научно-исследовательской работы студентов (НИРС) охвачено значительное число студентов на всех кафедрах академии. Для студентов младших курсов она проводится, как правило, в форме реферативных работ, самостоятельного изготовления и описания препаратов, участия в предметных олимпиадах. На кафедрах медико-биологического профиля и клинических кафедрах студенты под руководством опытных преподавателей привлекаются к выполнению самостоятельных научных исследований. Итогом их работы является представление полученных данных в виде докладов, рефератов на кафедрах и выступление на ежегодных научных студенческих конференциях.
Помимо заседаний кружков, в академии проводятся монотематические и факультетские конференции, ежегодные научные студенческие конференции. Существует хорошая традиция -приглашать на пленарные заседания итоговой научной студенческой конференции видных ученых, в прошлом активных участников СНО. Они читают лекции по актуальным вопросам медицины, делятся воспоминаниями о своей студенческой жизни. В разные годы на пленарных заседаниях конференций выступали такие известные в России и за рубежом ученые, как академик РАМН, профессор Е.Л. Насо-
нов, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, профессор М.И. Пе-рельман, академик РАМН, профессор А.Ф. Черноусов.
В 2009 г. в Ярославской государственной медицинской академии была организована Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы медицинской науки», посвященная 65-летию академии. Помимо студенческих секций были организованы и секции молодых ученых. С целью налаживания межвузовских научных контактов для участия в конференции были приглашены свыше 200 студентов и молодых ученых из других вузов и научно-исследовательских институтов России и стран СНГ. В настоящее время ведется активная работа по подготовке Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 1000-летию Ярославля.
Научные работы студентов ЯГМА публикуются в тезисах межвузовских студенческих конференций, в вузовских сборниках научных работ, в дру-
гих изданиях. Ежегодно по результатам студенческих исследований издается сборник научных работ студентов и молодых ученых академии. Он формируется и готовится к печати силами студентов, включает 250-300 статей, более половины из которых представлены членами СНО.
За последние пять лет 138 наших студентов участвовали в межвузовских конференциях, конкурсах и съездах (Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Рязань, Екатеринбург, Ставрополь), а также в международных научно-практических конференциях. Свыше 70 студентов выступали на них с докладами, более 30 стали призерами конференций. На региональном уровне традиционно высока активность членов СНО в работе секции «Медицина» ежегодной областной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, а также в областных губернаторских смотрах-конкурсах на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу в области гуманитарных, естественных и технических наук, в городском конкурсе «Ярославль на пороге тысячелетия».
На данном этапе развития студенческой науки становится понятной необходимость как можно более раннего знакомства учащихся с особенностями и методологией научной деятельности. В связи с этим силами Совета СНО планируется организовать ряд презентаций, информирующих о существовании в академии студенческого научного общества, о направлениях его работы, перспективах участия в его деятельности.
Основные перспективы СНО ЯГМА видятся в следующем:
• создание ярославского регионального отделения Федерации представителей молодежных научных обществ медицинских вузов;
• раннее знакомство абитуриен-
тов и студентов младших курсов с научной работой;
• обязательное обучение студентов написанию научных работ;
• усиление межвузовского взаимодействия;
• расширение внутривузовского взаимодействия;
• развитие грантовой политики.
Одной из задач СНО академии является введение в учебный процесс курса обучения студентов подготовке и написанию научных работ. На младших курсах это могут быть семинары по составлению обзоров литературы, на средних курсах - знакомство с методикой работы над научной статьей, на старших курсах - написание и защита курсовых работ, являющихся своеобразным тренингом на пути к написанию диссертации.
Финансирование, необходимое для детальной проработки поставленных в своих научных работах целей, для проведения дальнейших исследований и внедрения их в практическую медицину на данном этапе студенты могут по-
лучать с помощью грантов за призовые места в различных конкурсных программах.
В прошлом учебном году Ярославская государственная медицинская академия выиграла конкурс на проведение программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса » («У.М.Н.И.К.») среди вузов РФ. Его организатором является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Цель программы - выявление молодых учёных и стимулирование молодежи к массовому участию в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов.
Победителями конкурса в 20082009 гг. стали восемь студентов ЯГМА. Разработка их проектов была оплачена из средств вышеуказанного фонда, что обеспечило более эффективное проведение дальнейших исследований и их последующее внедрение в медицинскую и фармацевтическую практику. Так, работа студентов 6-го курса К.С. Пугачева и А.А. Кребса «Информативная значимость различных диапазонов сверхмедленной активности высших представительств сенсорных систем», выполненная под руководством доцента И.В. Филиппова, особо отмечена за высокую эффективность полученных результатов и грамотную практическую проработку. В настоящее время молодые ученые продолжают исследования, и есть все предпосылки, что в недалеком будущем их работа внесет существенный вклад в развитие практического здравоохранения.
В ноябре 2009 г. представители СНО ЯГМА приняли участие в VI Съезде представителей Советов СНО медицинских вузов России, Украины и стран СНГ. Форум был посвящен студенческому самоуправлению, развитию студенческих научных обществ в
медицинских вузах, обмену опытом. Студенты ознакомились с основными направлениями работы Межрегиональной общественной организации «Федерация представителей молодежных научных обществ медицинских вузов». Целью деятельности Федерации является содействие государственной кадровой политике в сфере здравоохранения. Студенты, состоящие в ней, автоматически становятся кадровым резервом, повышая тем самым качество медицинской помощи в будущем. Одним из перспективных направлений развития студенческого научного общества ЯГМА становится создание ярославского регионального отделения Федерации представителей молодежных научных обществ медицинских вузов. Это позволит не только совершенствовать межвузовское взаимодействие внутри страны и за ее пределами и привлечь материальные средства на развитие студенческой науки в регионе, но и повысить уровень оказания медицинских услуг нашими выпускниками. За счет выделения государственных средств появится возможность модернизировать научно-исследовательские лаборатории, рас-
ширить виварии, закупить препараты и оборудование.
Научная деятельность в настоящее время является неотъемлемой частью обучения и воспитания студентов. Благодаря труду многих поколений преподавателей и студентов, на протяжении многих лет студенческое научное общество Ярославской государственной медицинской академии хранило вер-
ность традициям и вместе с тем непрерывно развивалось и совершенствовалось. В настоящее время студенты ЯГМА под руководством опытных наставников проводят научные исследования на достаточно высоком уровне. Материалы этих исследований способствуют совершенствованию практического здравоохранения в Ярославской области.
BARANOV A, MALASHENKO V., MURASHOVA N. STUDENT'S SCIENTIFIC SOCIETY: LAST, PRESENT, PERSPECTIVES
The basic stages of forming the Student's scientific society of the Yaroslavl State Medical Academy, sections of scientific students' work, achievements of students' science, the basic perspective directions of Student's scientific society development are considered.
Keywords: Student's scientific society, students' research work, grants policy, Inter-university cooperation, staff potential.
Н.А. РУСИНА, доцент, заведующая кафедрой
Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования
В статье обсуждаются проблемы, связанные с трудностями внедрения компетент-ностного подхода. Анализируется динамика психологического статуса студентов. Рефлексивное обучение студентов рассматривается как условие совершенствования образовательного процесса.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции врача, компетенции преподавателя, динамика психологического статуса студентов.
Высшее учебное заведение - это сложная педагогическая система, результаты деятельности которой оцениваются по тому, как адаптируются ее выпускники в условиях практической работы и насколько успешно они решают многочисленные профессиональные задачи. Квалифицированный специалист характеризуется обладанием не только большим объёмом знаний, но и умениями пользоваться исследовательскими методами, самостоятельно решать возникающие в профессиональной деятельности задачи, а также наличием надситуативного мыш-
ления, так называемых метапредмет-ных знаний.
Существовавший до недавнего времени принцип контроля качества образования на основе ЗУНов (комплекса знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник учебного заведения) уже не удовлетворяет требованиям современного общества. В качестве стратегии модернизации подготовки специалистов и улучшения качества образования сегодня выдвигается компетентностный подход. Новые государственные образовательные стандарты включают перечень