Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ '

СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческое конструкторское бюро / образовательная технология / инновации в образовании / student design office / educational technology / innovations in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.С. Симонова, Н.Ю. Кожухова

Рассмотрена функция студенческого конструкторского бюро как инновационной образовательной технологии, применяемой в высших учебных заведениях. Приведен пример действующего студенческого конструкторского бюро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.С. Симонова, Н.Ю. Кожухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT DESIGN BUREAU AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY

The function of the student design bureau as an innovative educational technology used in higher educational institutions is considered. An example of an existing student design bureau is given.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ »

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 378.014

СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Е.С. Симонова Научный руководитель - Н.Ю. Кожухова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: catherinova.s@gmail.com

Рассмотрена функция студенческого конструкторского бюро как инновационной образовательной технологии, применяемой в высших учебных заведениях. Приведен пример действующего студенческого конструкторского бюро.

Ключевые слова: студенческое конструкторское бюро, образовательная технология, инновации в образовании.

STUDENT DESIGN BUREAU AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY

E. S. Simonova Scientific supervisor -N. Y. Kozhukhova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail:catherinova.s@gmail.com

The function of the student design bureau as an innovative educational technology used in higher educational institutions is considered. An example of an existing student design bureau is given.

Keywords: student design office, educational technology, innovations in education.

Система образования в России на сегодняшний день активно развивается и модернизируется. Изменения направлены в первую очередь на выпуск высококвалифицированных специалистов с углубленным изучением профильных дисциплин, а так же уже имеющейся базой практических знаний. Это обуславливает организацию целенаправленной научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в стенах ВУЗа. Научно-исследовательская работа включена как обязательный аспект почти во все государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Общая образовательная программа задает направление для дальнейшего приумножения знаний, умений, навыков и компетенций будущего специалиста, которые будут выделять его среди других. Студенческое конструкторское бюро (или СКБ), как ведущая тенденция в образовании, ориентировано на создание площадки для дополнительной подготовки и повышения качества образования студентов. Путем вовлечения в научно-техническое творчество реализуется принцип междисциплинарности образования, что позволяет студентам выбрать нужные образовательные траектории, зависящие от объективных и субъективных факторов.Междисциплинарные связи, единство теории и практики, позволяет студенту глубоко осмысливать профессиональные задачи, стоящие перед ним.

Секция «Инновационные технологии в современном образовании»

Создание при высшем учебном заведенииСКБ несет в себе миссиюсодействия студентам в реализации их научно-исследовательского потенциала и поддержки инновационных проектов. В процессе работы в СКБ студенты развивают свое мышление и пространственное представление, формируются инженерные навыки, обобщаются и систематизируются полученныеза время обучения знания.Все это приводит к формированию у студентов осознанного профессионального выбора.

Так, в рамках студенческого конструкторского бюро применяются новые принципы и методы обучения студентов, основанные на требованиях предприятия к квалификации подготавливаемых специалистов, развития в них требуемых инженерных знаний, умений и навыков, а также в раскрытии научно-технического потенциала каждого студента. Данный вид партнерства позволяет решать еще одну важную проблему - это дальнейшее трудоустройство выпускников, востребованность которых является важным показателем качества работы ВУЗа. Студенты, отличившиеся в работе студенческого конструкторского бюро, заслуживают отдельного внимания, их кандидатуры рассматриваются для поступления в магистратуру, аспирантуру и для формирования кадрового запаса не только вуза, но предприятия [1].

Такая модель подготовки будущих инженерных кадров активно реализуется в Сибирском государственном университете науки и технологий имени

академика М.Ф. Решетнева. В рамках университета функционируют несколько СКБ различной тематики исследования. Наиболее перспективным для студентов, обучающихся по направлению «Технологические машины и оборудование» профиля«Оборудование нефтегазопереработки», является СКБ «Научно Техническое Объединение -Нефть» (или СКБ «НТО - Нефть»).

Студенческое конструкторское бюро «НТО - Нефть» ориентировано на подготовку нового поколения инженеров. Создание и организация прогрессивной площадки с моделированием процесса производства реализуется на базе акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (АО «АНПЗ ВНК»). Под руководством преподавателей кафедры машин и аппаратов промышленных технологий студенты проводят научно - исследовательские и опытно -конструкторские проекты и разработки, которые направлены на решение теоретических и фундаментальных проблем производства, с возможностью внедрения результатов в производство, а также выполняют прикладные работы по техническим заданиям предприятия. При выполнении проектной работы студенты приобретают дополнительные углубленные знания, умения и реальный практический опыт неотрывно связанный с работой производства. В результате, выпускники выходят готовыми инженерными кадрамивысокого уровня подготовки, а предприятие получает готовых специалистов и даже сформированные команды под свои производственные задачи.

Роль педагога, как главного источника знаний, давно смещена в пользу обучающегося. Участие педагога рассматривается в режиме работы студенческого конструкторского бюро как наставничество научного руководителя, и является продолжением целенаправленной работы по развитию способностей студента, формированию его как конкурентоспособной личности.

Открытие СКБ на базе учебного заведения позволило усилить интеграцию науки и производства. Как итог, обучающиеся подготовлены к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, самообучению и профессиональной мобильности. Под профессиональной мобильностью в подобном контексте понимается качество человека, отражающее способности и готовность его к смене специальности в рамках своей профессии, обусловленное личными способностями, внешними условиями жизни и его социализацией, включая направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Тома 3

Как показал опыт работы СКБ «Научно - техническое объединение - Нефть», были развиты следующие целевые показатели:

- повышение уровня профессионального самосознания и социально-трудовой компетентности участников;

- развитие профессионально-значимых личностных качеств;

- повышение информированности обучающихся об основных тенденциях развития производственных технологий и конструкций машин и оборудования отрасли;

- сформирована сеть взаимодействия обучающихся и выпускников с потенциальными работодателями;

- обеспечение информационно-методической и литературной поддержки обучающихся;

Студенческие конструкторские бюро, как инновационная педагогическая технология,

берут на себя реализацию практико-ориентированных и образовательных программ и позволяют усилить научно-производственную кооперацию с предприятиями. Членство студентов в СКБ предполагает развитие инженерной подготовки, а также STEM -компетенций (S, Science - наука; T, Technology - технология; E, Engineering - инженерное дело; M, Math - математика), междисциплинарность и высокую интеграцию предприятий в процесс подготовки инженерных кадров [3].

Студенческое конструкторское бюро выступает инструментом трансформации и внедрения инноваций в устаревшую модель инженерного образования, позволяя эффективно решать такие педагогические проблемы как формирование самостоятельности у студентов. Традиционные формы и методы в подготовке специалистов малоэффективны и ориентированы на средний уровень готовности обучающихся, что в современных условиях не дает достаточно высокого результата. Именно в ходе работы в рамках студенческого конструкторского бюро происходит формирование начальных навыков профессионализма и реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также формирование исследовательских компетенций и инновационных взглядов на производственный процесс. Поэтому, важно помнить, что качественная подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста в условиях рынка является одной из ведущих задач современного российского высшего образования.

Библиографические ссылки

1. Фот Ж. А. Студенческие конструкторские бюро как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся / Ж. А. Фрот, Е. В. Косова. - Текст : непосредственный // III Межвузовская научно-практическая конференция "Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы" / Омский университет дизайна и технологий; под общей редакцией Д. П. Маевского. - Омск :ОмГТУ, 2016 г. - С. 100-102.

2. Мищенко В.А. Сущностные характеристики профессиональной мобильности / В.А. Мищенко. - Текст :электронный // Вестник ТГУ. 2010. №9. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnostnye-harakteristiki-professionalnoy-mobilnosti (дата обращения: 19.04.2021).

3. Чемеков В.Н. STEM - новый подход к инженерному образованию/ В.Н. Чемеков. — Йошкар-Ола: Вестник Марийского государственного университета, 2015. — Текст : непосредственный.

© Симонова Е. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.