Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ‒ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ‒ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее педагогическое образование / студенческое конструкторское бюро / студент / преподаватель / higher education / higher pedagogical education / student design bureau / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Э. Эсетов, Н.А. Кулибеков, Г.С. Рагимханова

На основе рефлексии собственного педагогического опыта, а также изучения специальной литературы авторы характеризуют студенческие конструкторские бюро как форму организации творческой активности будущих учителей. Целесообразность реализации студенческих конструкторских бюро актуальна при профессиональной подготовке будущих учителей профилей «Информатика», «Технология», «Математика», «Физика» и др. на уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры. В статье рассматривается возможность организации таких бюро на базе вузов как одного из действенных путей управления активностью будущих профессионалов соответствующих профилей. В статье рассмотрены общие подходы организации деятельности студенческих конструкторских бюро; представлены профессиональные характеристики будущих педагогов, которые могут быть сформированы благодаря участию в деятельности студенческих конструкторских бюро. Авторы приходят к выводу о том, что опыт участия в деятельности студенческих конструкторских бюро позволит существенно расширить профессиональное поле деятельности будущих педагогов, которые смогут не только работать учителями-предметниками, но и осуществлять дополнительные образовательные услуги по ведению кружковой деятельности со школьниками (в данном случае – в области технического творчества), а также осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.Э. Эсетов, Н.А. Кулибеков, Г.С. Рагимханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT DESIGN BUREAU AS AN EFFECTIVE FUTURE TEACHERS ACTIVITY ORGANIZING FORM

Based on the reflection of their own pedagogical experience, as well as the study of specialized literature, the authors characterize student design bureaus as a form of organizing the creative activity of future teachers. The expediency of implementing student design bureaus is relevant for the professional training of future teachers of the profiles “Computer Science”, “Technology”, “Mathematics”, “Physics”, etc. at levels of the bachelor’s degree, specialty and master’s degree. The article considers the possibility of organizing such bureaus on the basis of universities as one of the effective ways to manage the activity of future professionals of relevant profiles. The article discusses general approaches to organizing the activities of student design bureaus; shows the professional characteristics of future teachers, which can be formed through participation in the activities of student design bureaus. The authors come to the conclusion that the experience of participating in the activities of student design bureaus will significantly expand the professional field of future teachers, who will be able not only to work as subject teachers, but also to provide additional educational services for conducting circle activities with schoolchildren (in this case, in the field of technical creativity), as well as to carry out professional pedagogical activity in institutions of additional education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ‒ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

11. Дёгтева Т.А., Моногарова Е.Г, Цветаева Т.М., Ильина В.С., Митряшкина Н.В. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: методическое пособие. Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017.

12. Филатьева Л.В. Проектирование процессов управления региональной системой повышения квалификации работников образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2001.

References

1. Andreeva A.O. Manipulirovanie v seti Internet. Informacionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiber'ekstremizma sredi molodezhi: materialy vnutrivuzovskoj konferencii. Magnitogorsk, 2015: 21-28.

2. Aksyutina Z.A. Uglublennaya professional'naya podgotovka social'nyh pedagogov v pedagogicheskom vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.

3. Bajdarova O.I. Razvitiepravovogopotenciala social'nogopedagoga vsistemedopolnitel'nogoprofessional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

4. Berezina O.S. Social'naya profilaktika kiberbullinga sredi molodyh lyudej. Informacionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiber'ekstremizma sredi molodezhi: materialy vnutrivuzovskoj konferencii. Magnitogorsk, 2015: 63-67.

5. Bochaver A.A., Hlomov K.D. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tehnologij. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2014; T. 11, № 3: 178-191.

6. Galaguzova Yu.N. Teoriya iprakiika sistemnojprofessional'nojpodgotovkisocial'nyh pedagogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

7. Galkina T.'E. Professional'naya podgotovka social'nogo pedagoga v vuze krabote s sem'ej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

8. Garashkina N.V., D'yachek T.P. Teoriya i praktika social'nojraboty: uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo TGU, 2009.

9. Golubeva N.A. 'Endogennye faktory informacionnyh predpochtenij sovremennyh podrostkov. Psihologicheskie issledovaniya. 2012; № 1 (21): 7.

10. Zritneva E.I. Social'nyj monitoring v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih bakalavrov social'noj raboty. VestnikSevero-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2017; № 3 (60): 183-189.

11. Degteva T.A., Monogarova E.G., Cvetaeva T.M., Il'ina V.S., Mitryashkina N.V. Profilaktika kibermobbinga i kiberbullinga v srede nesovershennoletnih: metodicheskoe posobie. Stavropol': Stavropol'skoe izdatel'stvo "Paragraf", 2017.

12. Filat'eva L.V. Proekiirovanie processov upravleniya regional'noj sistemojpovysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2001.

Статья поступила в редакцию 05.10.23

УДК 378

Esetov F.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Informatics and ICT, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Kulibekov N.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Rahimkhanova G.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Department of Informatics and ICT, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

STUDENT DESIGN BUREAU AS AN EFFECTIVE FUTURE TEACHERS ACTIVITY ORGANIZING FORM. Based on the reflection of their own pedagogical experience, as well as the study of specialized literature, the authors characterize student design bureaus as a form of organizing the creative activity of future teachers. The expediency of implementing student design bureaus is relevant for the professional training of future teachers of the profiles "Computer Science", "Technology", "Mathematics", "Physics", etc. at levels of the bachelor's degree, specialty and master's degree. The article considers the possibility of organizing such bureaus on the basis of universities as one of the effective ways to manage the activity of future professionals of relevant profiles. The article discusses general approaches to organizing the activities of student design bureaus; shows the professional characteristics of future teachers, which can be formed through participation in the activities of student design bureaus. The authors come to the conclusion that the experience of participating in the activities of student design bureaus will significantly expand the professional field of future teachers, who will be able not only to work as subject teachers, but also to provide additional educational services for conducting circle activities with schoolchildren (in this case, in the field of technical creativity), as well as to carry out professional pedagogical activity in institutions of additional education of schoolchildren.

Key words: higher education, higher pedagogical education, student design bureau, student, teacher

Ф.Э. Эсетое, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информатики и ИКТ ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.А. Кулибекое, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Г.С. Рагимханоеа, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО -

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

На основе рефлексии собственного педагогического опыта, а также изучения специальной литературы авторы характеризуют студенческие конструкторские бюро как форму организации творческой активности будущих учителей. Целесообразность реализации студенческих конструкторских бюро актуальна при профессиональной подготовке будущих учителей профилей «Информатика», «Технология», «Математика», «Физика» и др. на уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры. В статье рассматривается возможность организации таких бюро на базе вузов как одного из действенных путей управления активностью будущих профессионалов соответствующих профилей. В статье рассмотрены общие подходы организации деятельности студенческих конструкторских бюро; представлены профессиональные характеристики будущих педагогов, которые могут быть сформированы благодаря участию в деятельности студенческих конструкторских бюро. Авторы приходят к выводу о том, что опыт участия в деятельности студенческих конструкторских бюро позволит существенно расширить профессиональное поле деятельности будущих педагогов, которые смогут не только работать учителями-предметниками, но и осуществлять дополнительные образовательные услуги по ведению кружковой деятельности со школьниками (в данном случае - в области технического творчества), а также осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования школьников.

Ключевые слова: высшее образование, высшее педагогическое образование, студенческое конструкторское бюро, студент, преподаватель

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1023052300029-7-5.3.1 на 2023 год рамках проекта тематики научных исследований «Формирование профессионально-творческой компетентности будущих учителей на базе студенческого конструкторского бюро (AGWQ-2023-0018)»

Актуальность выбранной авторами темы не должна вызывать сомнений, если принять в расчёт некоторые особенности развития современного общества. Последнее характеризуется галопирующими темпами развития, фиксирующимися практически во всех аспектах его существования (С.Я. Астрейко, Л.А. Жирно-ва, А.А. Мальцева, В.В. Орлова, С.П Коротков, А.А. Самодуров, Е.И. Юревич).

В таких условиях представляется явно устаревшей образовательная парадигма, при которой педагог, завершивший обучение в вузе, мог успешно исполнять свои обязанности, используя полученные таким образом знания, умения и навыки на протяжении большей части профессиональной жизни [1, с. 73]. Сегодня, в эпоху ускорения научно-технического прогресса, он должен характеризоваться наличием следующих качеств:

- высокая степень профессиональной мобильности [2, с. 93-94];

- способность к непрерывному совершенствованию собственной компетентности [3, с. 259];

- комплекс умений и навыков, связанных с поиском, критической оценкой и последующим эффективным использованием необходимой информации, потоки которой представляются на сегодняшний день почти безграничными;

- умение оперативно ориентироваться и находить выход из различных, в том числе нестандартных, ситуаций, возникающих по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности (Б.С. Першунский, В.Н. Кинцель, ПФ. Шабаева).

Анализируя подобные компетенции, нетрудно заметить, что приемлемая степень сформированности каждой из них связана со способностью молодого педагога творчески подходить к своей работе [1, с. 75]. В свою очередь, соответствующие умения могут быть развиты у него на стадии обучения в вузе путём привлечения к участию в студенческих конструкторских бюро (СКБ) [3, с. 258]. Целесообразность реализации СКБ, прежде всего, актуальна при подготовке будущих учителей профилей «Информатика», «Технология», «Математика», «Физика» и др. на уровнях бакалавриата, специалитета (который стал активно возрождаться в отечественных вузах в последние годы), магистратуры.

Рассмотрению общих теоретических подходов организации СКБ посвящено наше исследование.

Цель исследования состоит в рассмотрении характеристик студенческих конструкторских бюро как перспективных форм организации проектной активности в области технического творчества у будущих учителей.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- рассказать об СКБ как одном из путей управления активностью будущих профессионалов;

- исследовать специфику организационного и методического обеспечения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, реализуемой на их базе;

- описать оптимальное содержание деятельности студентов в составе конструкторских бюро;

- продемонстрировать, какие характеристики будущих педагогов могут быть сформированы благодаря их участию в деятельности СКБ.

Методы исследования, которые применялись при подготовке данной статьи, включают рефлексию собственного педагогического опыта авторов, а также работу со специальной литературой, затрагивающей соответствующую проблематику.

Её научная новизна заключается в оценке возможностей СКБ как одной из форм организации активности студентов педагогических вузов.

Теоретическая значимость состоит в демонстрации характеристик обучающихся, которые могут быть развиты благодаря их участию в деятельности конструкторских бюро.

Практическая же сводится к раскрытию специфики организационного и методического обеспечения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, реализуемой на их базе.

Современные педагоги-исследователи и практики признают студенческие конструкторские бюро одной из наиболее действенных форм организации научно-технического творчества лиц, осваивающих вузовские программы (М.С. Ётов, Л.А. Жирнова, В.В. Орлова, А.А. Самодуров, А.В. Симонов, О.С. Харитонова). По эффективности формирования профессионально-творческой компетентности будущих учителей они стоят в одном ряду со следующими инновационными формами учебной работы:

- проектная деятельность [4, с. 46];

- прикладные исследования [3, с 260].

Соответственно инициирование деятельности таких бюро в настоящее время является одним из ведущих направлений в развитии системы профессиональной подготовки специалистов соответствующего профиля на ступени высшего образования [5, с. 92]. Его реализация позволяет воплощать на практике следующие аспекты:

- эффективное развитие научно-технического творчества учащихся;

- их профессиональная ориентация [6, с. 139];

- вовлечение возможно большего числа представителей студенческой молодёжи в инновационную деятельность.

Таким образом, правильная организация работы СКБ позволяет оказывать всемерную поддержку студентов при осуществлении ими самостоятельных научных поисков. Вероятным при этом представляется существенное улучшение

организационного и технологического обеспечения соответствующих аспектов их деятельности [7, с. 86].

Основная цель работы СКБ состоит в создании и развитии условий, благоприятных для научно-исследовательской деятельности студентов-педагогов, их участия в прикладных исследованиях, проводящихся на различных уровнях. Это, в свою очередь, подразумевает обеспечение для участников возможности реализовать право на творческое развитие [8, с. 293].

Кроме того, современное состояние разработки интересующей нас темы позволяет назвать ряд наиболее значимых задач студенческих конструкторских бюро.

К таковым относятся:

- генерация эффективных механизмов, обеспечивающих проведение научно-исследовательских работ и технических студентов (С.Я. Астрейко, О.Ю. Зайцева, В.В. Орлова, А.А. Самодуров, Л.И. Смирнов);

- содействие будущим учителям в их научных поисках в области техниче-6ского творчества [9, с. 249];

- ранняя адаптация к будущей профессиональной деятельности,

- оказание помощи в представлении их результатов на соискание премий, грантов, именных стипендий [9, с. 251];

- организационное обеспечение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности учащихся [8, с. 295];

- создание условий, необходимых с точки зрения эффективного развития творческой активности студентов (М.В. Дюжакова, Е.В. Пискунова, И.В. Полетаева);

- повышение качества профессиональной подготовки педагогов [2, с. 95];

- проведение научно-практических исследований и мероприятий по тематике НИР кафедр, факультетов, институтов, в том числе договорных [5, с. 94].

Миссией студенческих конструкторских бюро является оказание поддержки обучающимся, демонстрирующим стремление к самореализации через подготовку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а равно стимулирование участия представителей студенческой молодежи в научно-технической деятельности [1, с. 76].

Реализация стимулирования студенческой молодёжи и активизации их деятельности достигается через оказание со стороны профессорско-преподавательского состава следующих видов помощи:

- организационно-методической,

- консультативной,

- технико-технологической поддержки различных проектов [10, с. 17-18].

Ответственными за организационно-методическое обеспечение работы СКБ целесообразно назначать молодых учёных и ведущих преподавателей (Н.А. Паврилова, И.С. Ерёмина, М.С. Ётов, И.А. Манвелова, Е.В. Пискунова, А.Р. Хизриева, С.Б. Шитов). Такой подход позволит объединить в их составе людей, по-настоящему увлечённых наукой и профессиональным творчеством, способных решать нестандартные задачи по ходу учебной и профессиональной деятельности [11, с. 9].

В ходе своего участия в работе СКБ будущие учителя должны овладеть навыками практической реализации следующих видов деятельности:

- подготовка тезисов докладов и написание научных статей под руководством преподавателей [12, с. 26];

- активное участие в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, в том числе направленной на соискание грантов [13, с. 23];

- защита результатов собственных научных изысканий в рамках конкурсов, круглых столов, конференций, форумов и иных мероприятий [14, с. 47-48];

- организация подобных мероприятий [7, с. 89];

- конструирование и моделирование различных устройств, предметов и явлений (И.А. Манвелова, Д.Л. Минин, М.М. Омаров, Е.В. Пискунова);

- реализация системы профессиональных и личностных компетенций, сформированных по ходу освоения соответствующих образовательных программ, в условиях реальной педагогической и научно-исследовательской деятельности [11, с. 20];

- эффективное применение информационных и телекоммуникационных технологий в различных ситуациях, могущих возникнуть в ходе исполнения ими своих будущих обязанностей [14, с. 48].

Как показал отечественный опыт организации конструкторского бюро, результатом участия студентов педагогических вузов в вышеперечисленных формах активности представляется формирование у них ряда черт профессионального портрета, необходимых молодому специалисту в современных условиях [4, с. 45]. В числе таковых мы можем выделить следующие:

- сформированное педагогическое мышление [15, с. 78];

- развитая система представлений, касающихся условий будущей работы;

- совокупность умений и навыков, связанных с эффективным анализом, сравнением, обобщением информации, а, значит, и с самостоятельным приобретением новых знаний [13, с. 22];

- способность применять творческий подход в нестандартных обстоятельствах [11, с. 12];

- навыки организации проектной деятельности школьников и др.

Тем самым можно отметить, что организованные на факультетах СКБ могут аккумулировать совместную деятельность, с одной стороны, ведущих препода-

вателей, молодых преподавателей, проводящих исследования в области технического творчества, а также студентов, увлеченных научно-исследовательской работой, с другой. Данная категория студентов отличается следующими признаками:

- интересом к техническому творчеству (и, возможно, полученный уже в школьные годы опыт в процессе занятий в учреждениях дополнительного образования),

- интересом к проектно-конструкторской деятельности, в том числе на основе программирования,

- развитыми способностями к проектированию и моделированию,

- умением оперативно решать нестандартные задачи,

- навыками реализации индивидуального подхода к проектам технической направленности.

Таким образом, мы можем заключить, что в настоящее время меняются подходы и образовательная парадигма в целом, которые составляют теоретический базис профессиональной подготовки будущих учителей. При этом акцент смещается в сторону развития творческой активности студентов и самостоятельности в выполнении проектов различного типа, в том числе в области технического творчества.

Между тем современный учитель должен характеризоваться наличием следующих качеств, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки:

- высокой степенью профессиональной мобильности;

- способностью к непрерывному совершенствованию собственной компетентности;

- комплексом умений и навыков, связанных с поиском, критической оценкой и последующим эффективным использованием необходимой информации, потоки которой представляются на сегодняшний день почти безграничными;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умением оперативно ориентироваться и находить выход из различных, в том числе нестандартных, ситуаций, возникающих по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности.

В свою очередь, такие черты профессионального портрета современного учителя подразумевают определённую степень развития способности творчески подходить к своей работе. Ряд учёных, с чьим мнением мы солидарны (Л.П Ахме-тов, С.П Коротков, Т. А. Перминова, О.И. Трубина, С.А. Морозова, Е.В. Журавлева [1; 2; 3; 13], считают, что наиболее эффективно умения и навыки осуществления проектов в области технического творчества могут быть сформированы путём привлечения к участию в студенческих конструкторских бюро (СКБ).

Библиографический список

Они представляют собой одну из наиболее действенных форм организации научно-технического творчества лиц, осваивающих вузовские программы. По эффективности формирования профессионально-творческой компетентности будущих учителей такие бюро стоят в одном ряду со следующими инновационными формами учебной работы: проектная деятельность; прикладные исследования.

Соответственно, инициирование деятельности СКБ представляет собой одно из ведущих направлений в развитии системы профессиональной подготовки будущих педагогов профилей «Информатика», «Технология», «Математика», «Физика» в условиях бакалавриата, специалитета, магистратуры. Его реализация позволяет воплощать на практике следующие аспекты: эффективное развитие научно-технического творчества студентов; их профессиональная ориентация; вовлечение возможно большего числа представителей студенческой молодёжи в инновационную деятельность в области технического творчества.

Тем самым приоритетной целью работы СКБ является комплексная генерация условий, которые позволили бы максимально активизировать технические направления научно-исследовательской деятельности студентов - будущих педагогов, организовать участие наиболее способных и интересующихся техническим творчеством студентов в прикладных исследованиях факультетских кафедр, проводящихся на различных уровнях, в том числе при выполнении грантов.

Ответственными за организационно-методическое обеспечение работы СКБ целесообразно назначать молодых учёных и ведущих преподавателей. Такой подход позволит объединить в их составе людей, по-настоящему увлечённых наукой и профессиональным творчеством, способных решать нестандартные задачи по ходу учебной и профессиональной деятельности.

Основным результатом участия студентов педагогических вузов в вышеперечисленных формах активности в процессе деятельности СКБ представляется формирование у них ряда черт профессионального портрета, необходимых молодому специалисту в современных условиях: креативных способностей; инициативности в реализации проектов; умений осуществлять деятельность по привлечению школьников к техническому творчеству, увлекать школьников идеями конструирования технических моделей.

Данный опыт будет получен от вузовских преподавателей, руководящих работой СКБ. По мнению авторов данной статьи, этот опыт позволит существенно расширить профессиональное поле деятельности будущих педагогов, которые смогут не только работать учителями-предметниками, но и осуществлять дополнительные образовательные услуги по ведению кружковой деятельности со школьниками (в данном случае - в области технического творчества), а также осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования школьников.

1. Коротков С.Г. Повышение конкурентоспособности российских вузов: возможности теоретического осмысления. Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018: 73-76.

2. Коротков С.Г., Aхметов Л.Г Студенческое конструкторское бюро как форма организации научно-технического творчества студентов. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 1 (33): 11-16.

3. Перминова Ï.A., Трубина О.И. Студенческое конструкторское бюро - от идеи до воплощения проекта в жизнь. Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный экономический институт, 2016: 257-260.

4. Якунина ИЛ Проектная деятельность студентов по дисциплине «Литература». Инновационное развитие профессионального образования. 2019; № 4 (24): 44-47.

5. Кокаева Л.Х. Моделирование научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза: из опыта работы. Глобальный научный потенциал. 2019; № 2 (95): 92-94.

6. Магомедова З.Ш., Умариева С.З. Специфика профессиональной подготовки будущих педагогов к работе с детьми периода раннего детства. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 138-140.

7. Кан Ц. Экспериментальное исследование проблем внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки магистров управления образованием. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2019; № 3: 79-94.

8. Рыблова A.H., Кан Ц. Технологический процесс внеаудиторной индивидуализации подготовки зарубежных магистров управления образованием. Самарский научный вестник. 2019; Т. 8, № 4: 291-296.

9. Сульдина HA. Интеграционные процессы в образовании как фактор развития инновационного потенциала экономики региона. Учёные записки Казанского государственного университета. 2010; № 4: 247-257.

10. Жукова TA. Стратегические ориентиры проектирования региональных образовательных программ подготовки педагогов в условиях динамичности этнокультурных процессов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 17-19.

11. Ai-ra^ A., Иорио Э., Гевен К., Санта Р Студентоцентрированное обучение. Инструментарий для студентов, профессорско-преподавательского состава и вузов. An^: НКДОКО-IQAA, 2017.

12. Моисеева Т.В. Высшее образование как фактор социального, гражданского и профессионального становления личности. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 25-29.

13. Морозова СА, Журавлева Е.В. Студенческое конструкторское бюро как условие подготовки конкурентоспособных специалистов. Профессиональное образование и рынок труда. 2016; № 2: 22-23.

14. Петрова М.С., Корсакова A.A., Смирнов ПА Студенческие объединения как механизм выявления и поддержки инициатив обучающихся. Science & reality. 2020; № 3.1: 45-48.

15. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. Москва: Педагогика, 1990.

References

1. Korotkov S.G. Povyshenie konkurentosposobnosti rossijskih vuzov: vozmozhnosti teoreticheskogo osmysleniya. Podgotovka pedagogicheskih kadrov v sisteme vysshego obrazovaniya: istoriya, sovremennost'iperspektivy: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Joshkar-Ola: Marijskij gosudarstvennyj universitet, 2018: 73-76.

2. Korotkov S.G., Ahmetov L.G. Studencheskoe konstruktorskoe byuro kak forma organizacii nauchno-tehnicheskogo tvorchestva studentov. VestnikMarijskogogosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 1 (33): 11-16.

3. Perminova T.A., Trubina O.I. Studencheskoe konstruktorskoe byuro - ot idei do voploscheniya proekta v zhizn'. 'Ekonomika, pravo i obrazovanie v usioviyah riska i neopredeiennosti: tendencii i perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj 'ekonomicheskij institut, 2016: 257-260.

4. Yakunina I.A. Proektnaya deyatel'nost' studentov po discipline «Literatura». Innovacionnoerazvitieprofessional'nogo obrazovaniya. 2019; № 4 (24): 44-47.

5. Kokaeva L.H. Modelirovanie nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov pedagogicheskogo vuza: iz opyta raboty. Giobai'nyj nauchnyj potencial. 2019; № 2 (95): 92-94.

6. Magomedova Z.Sh., Umarieva S.Z. Specifika professional'noj podgotovki buduschih pedagogov k rabote s det'mi perioda rannego detstva. Mirnauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 138-140.

7. Kan C. 'Eksperimental'noe issledovanie problem vneauditornoj individualizacii professional'noj podgotovki magistrov upravleniya obrazovaniem. Vestnik Moskovskogo universiieia. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 3: 79-94.

8. Ryblova A.N., Kan C. Tehnologicheskij process vneauditornoj individualizacii podgotovki zarubezhnyh magistrov upravleniya obrazovaniem. Samarskij nauchnyj vesinik. 2019; T. 8, № 4: 291-296.

9. Sul'dina G.A. Integracionnye processy v obrazovanii kak faktor razvitiya innovacionnogo potenciala 'ekonomiki regiona. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarsivennogo universiieia. 2010; № 4: 247-257.

10. Zhukova T.A. Strategicheskie orientiry proektirovaniya regional'nyh obrazovatel'nyh programm podgotovki pedagogov v usloviyah dinamichnosti 'etnokul'turnyh processov. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 17-19.

11. Attard A., lorio 'E., Geven K., Santa R. Studentocentrirovannoe obuchenie. Instrumentarij dlya studentov, professorsko-prepodavatel'skogo sostava i vuzov. Astana: NKAOKO-IQAA, 2017.

12. Moiseeva T.V. Vysshee obrazovanie kak faktor social'nogo, grazhdanskogo i professional'nogo stanovleniya lichnosti. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 25-29.

13. Morozova S.A., Zhuravleva E.V. Studencheskoe konstruktorskoe byuro kak uslovie podgotovki konkurentosposobnyh specialistov. Professional'noe obrazovanie i rynok iruda. 2016; № 2: 22-23.

14. Petrova M.S., Korsakova A.A., Smirnov P.A. Studencheskie ob'edineniya kak mehanizm vyyavleniya i podderzhki iniciativ obuchayuschihsya. Science & reality. 2020; № 3.1: 45-48.

15. Myshlenie uchiielya: Lichnosinye mehanizmy i ponyaiijnyj apparai. Moskva: Pedagogika, 1990.

Статья поступила в редакцию 05.10.23

УДК 37.01

Yurchenko D.V., teacher, North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ydv26@yandex.ru

Korolkov K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of History and Social Science,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ydv26@yandex.ru

EDUCATIONAL FUNCTIONS OF A VIRTUAL MUSEUM AS AN EDUCATIONAL SPACE. The article describes the educational and sociocultural potential of virtual museums. The authors present a virtual museum as a means of cultural development and personal education. Positive effects of using a virtual museum in teaching schoolchildren are characterized. Elements that make up the sociocultural space of the virtual museum are presented. Specific functional properties of the virtual museum are given, which determine its educational, social, cultural and developmental tasks. Features of the virtual museum as a new form of educational space are described. Educational functions of the virtual museum, implemented in the educational process of the school, are highlighted. It is concluded that it is necessary to use the potential of virtual museums to enhance cognitive activity, enhance the educational influence and sociocultural development of students. The stages of organizing and conducting a virtual educational excursion have been determined.

Key words: virtual space, virtual museum, educational environment, educational functions

Д.В. Юрченко, преп., Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: ydv26@yandex.ru

К.В. Корольков, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: ydv26@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В данной статье описываются воспитательный и социокультурный потенциалы виртуальных музеев. Авторы представляют виртуальный музей как средство культурного развития и воспитания личности. Дана характеристика положительным эффектам использования виртуального музея в обучении школьников. Представлены элементы, составляющие социокультурное пространство виртуального музея. Приведены конкретные функциональные свойства виртуального музея, определяющие его воспитательные, социальные и культурно-развивающие задачи. Описаны особенности виртуального музея, как новой формы воспитательного пространства. Выделены воспитательные функции виртуального музея, реализуемые в образовательном процессе школы. Сделан вывод о необходимости использования потенциала виртуальных музеев для активизации познавательной деятельности, усиления воспитательного влияния и социокультурного развития обучающихся. Определены этапы организации и проведения учебной виртуальной экскурсии.

Ключевые слова: виртуальное пространство, виртуальный музей, образовательная среда, воспитательные функции

В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на виртуальных музеях как элементе социокультурной среды. Изучаются вопросы, связанные с функционированием виртуальных музеев: историко-культурные возможности виртуальных музеев; методологическая основа применения средств музейной педагогики в учебной деятельности; культурно-образовательная среда виртуального музея; развитии личности посредством виртуального музея [1-10].

В.И. Гвазава [1, с. 100] отмечает, что виртуальные музеи предоставляют обучающимся школы уникальную возможность погрузиться в мир истории, искусства и науки без необходимости покидать кабинеты. Использование материалов и экспонатов виртуального музея на занятиях стало новой практикой, которая не только интересна, но и очень полезна для учебного процесса.

В то же время на сегодняшний день мало изучены воспитательные функции виртуального музея как нового элемента образовательного пространства.

Цель статьи - выявить воспитательные функции виртуального музея как образовательного пространства и возможности его использования в образовательной практике.

Основные задачи статьи:

1) рассмотреть содержание понятия «виртуальный музей»,

2) выявить формы взаимодействия виртуального музея с обучающимися,

3) описать специфические особенности виртуального музея как новой формы воспитательного пространства,

4) выявить и охарактеризовать воспитательные функции виртуального музея;

5) определить этапы организации работы учащихся с контентом виртуального музея.

Научная новизна статьи определяется: обращением к новым формам образовательного пространства - виртуальный музей; выявлением воспитательного

и образовательного потенциала виртуального музея; воспитательных возможностей и реализацией воспитательных функций виртуального музея.

Теоретическая значимость статьи: обобщение понятия «виртуальный музей» с точки зрения образовательного средства, рассмотрение образовательных и социокультурных основ виртуального музея, определение воспитательных функций виртуального музея.

Практическая значимость статьи представлена через описание работы виртуального музея, который основывается на деятельности реального музейного комплекса. Материалы статьи могут быть использованы учителями-предметниками для организации образовательного процесса с использованием потенциала виртуального музея.

Методы исследования: анализ и синтез научной информации, обобщение результатов педагогических исследований, структурирование информации, ранжирование понятий.

Современный мир постоянно меняется и развивается. Вместе с технологическим прогрессом появляются новые способы получения знаний и образования. Виртуальный музей является одним из таких инновационных средств образования, которое с каждым днем становится все более популярным.

Исследователи В. И. Гвазава [1], В. В. Объедкова [4], Юдкина Е.С. [8] отмечают, что виртуальный музей, как современная форма музейного функционала, востребован и начинает активно использоваться. С развитием информационных технологий возникла возможность создания виртуальных музеев, основанных на реальных музейных коллекциях. Привлекательность использования виртуальных музеев заключается в том, что посетители могут ознакомиться с предлагаемым материалом из дома, в любое удобное время, без ограничений.

Как отмечает Н.А. Дронова [2], виртуальные музеи являются новым явлением современной культуры и системы образования. Виртуальный музей (Museum

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.