УДК 37.032
СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Быкова Анастасия Сергеевна
преподаватель кафедры теории и практики перевода, Оренбургский государственный университет,
г. Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
STUDENT THEATRE AS A MEANS OF DEVELOPING INFO-COMMUNICATION SKILLS
Bykova Anastasiya Sergeevna
Lecturer, Department of Translation and Translation Studies,
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. XXI век характеризуется процессами цифровизации и информатизации. Происходящие трансформации в современном мире касаются всех сфер деятельности, включая образование. Универсальные умения приобретают особую значимость, поскольку их многогранность позволяет личности быть успешной в будущей профессиональной деятельности. Инфокоммуникативные умения как принципиально новые умения являются составляющей универсальных умений. Такие умения сочетают в себе информационные и коммуникативные умения.
В данной статье рассматриваются особенности реализации студенческого театра как мотивированной познавательной деятельности. Были определены
основные этапы осуществления работы театра. Анализ педагогической литературы, а также авторский опыт свидетельствуют об эффективности применения студенческого театра, а также о его инфокоммуникативном потенциале. Значимость использования студенческого театра как средства развития инфокоммуникативных умений обусловлена тем, что театральная деятельность обеспечивает формирование у студентов умений эффективно выстраивать коммуникативное взаимодействие и умений работать с информацией.
Abstract. The 21st century is characterised by the processes of digitalisation and informatisation. The transformations taking place in the modern world concern all the spheres of activity, including education. Universal or soft skills become significant, as their multifaceted nature allows an individual to be successful in the future profession. Info-communication skills as fundamentally new skills are a component of universal skills. Such skills combine information and communicative skills.
This article considers the peculiarities of the implementation of student theatre as a motivated cognitive activity. The main stages of the theatre implementation have been identified. The analysis of pedagogical literature, as well as the author's experience testify to the effectiveness of the application of student theatre, as well as its info-communication potential. The significance of using student theatre as a means of developing info-communication skills is due to the fact that theatre activity provides the formation of students' skills to effectively build communicative interaction and skills to work with information.
Ключевые слова: инфокоммуникативные умения, информация, взаимодействие, студенческий театр, театральная деятельность.
Keywords: info-communication skills, information, interaction, student theatre, theatre activity.
Современная эпоха считается периодом информатизации, цифровизации и распространения информационной культуры. Изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, приводит к трансформациям требований и вызовов, которые общество ставит перед личностью выпускника высшей школы. Личность студента сегодня должна обладать набором актуальных универсальных умений, которые помогают ему быть конкурентоспособным на рынке труда.
На сегодняшний день выделяют несколько групп универсальных умений, к которым относят: системное и критическое мышление, разработку и реализацию проектов, командную работу и лидерство, коммуникацию, межкультурное взаимодействие, самоорганизацию и самообразование, безопасность жизнедеятельности [5].
Инфокоммуникативные умения выступают как принципиально новые умения, которые гармонично сочетают в себе информационные и коммуникативные умения. Под инфокоммуникативными умениями мы подразумеваем объединение осознанных действий по работе с информацией и коммуникативному взаимодействию с собеседником, осуществляемой при помощи информационных технологий [4].
Поскольку инфокоммуникативные умения основываются на двух ключевых категориях: на коммуникационном взаимодействии и информации, мы считаем целесообразным использовать студенческий театр как средство развития данных умений.
Правомерность ориентации нашего исследования на реализацию студенческого театра с целью развития вышеназванных умений подтверждается увеличением количества работ, посвященных изучению театральной деятельности студентов.
Одним из направлений рассмотрения вопросов воплощения студенческого театра как способа развития коммуникативных умений является развитие речевой культуры. Ученые Н.С. Бирюкова и А.Н. Шевкунов придерживаются следующего определения «развития речевой культуры»: «целенаправленный
процесс педагогической деятельности, который направлен на понимание языка, закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка, повышение культуры разговорной речи, с целью эффективного общения на всех уровнях и видах коммуникативного (интерпесонального, межличностного, группового, массового и другого) взаимодействия» [2]. Определение наглядно демонстрирует реализацию всех видов коммуникативных умений и форм взаимодействия, а также их постоянное развитие.
Исследователи отмечают, что любительский театр может быть использован для развития речевой культуры, поскольку оказывает влияние на основные компоненты содержания речевой культуры. Она включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты. Так, любительский театр оказывает существенное влияние на развитие коммуникативных навыков. Дополнительным фактором, усиливающим процесс развития коммуникативных умений и повышения уровня мотивации, становится использование информационно-коммуникативных технологий [2].
Особое научно-теоретическое значение для анализа театральной деятельности студентов имеет положение о том, что такая деятельность действительно помогает развивать коммуникативные умения личности, поскольку создание полноценной постановки требует участия группы обучающихся. Так, студенты учатся работать в команде и находить эффективные пути взаимодействия со своими партнерами, чтобы постановка получилась. Более того, студентам необходимо обладать умениями ораторского искусства, чтобы полноценно и реалистично играть свою роль на сцене, передавая эмоции и мысли зрителям.
Важным для исследования является положение о том, что студенческий театр, базирующийся на творческом общении, относится к мотивированной коммуникативной познавательной деятельности. Такой вид деятельности напрямую направлен на самостоятельное извлечение необходимой информации
[6]. Поэтому театральная деятельность строится на коммуникативном взаимодействии и активной работе с информацией.
Одной из характерных черт театральной деятельности считается ее многогранность. Она позволяет обучающимся осуществлять выбор в пользу понравившейся социальной роли, отстаивать личную позицию, учиться свободно переключать внимание с одного вида деятельности на другую, проявлять ответственность, активность и самостоятельность, координировать свою работу в команде, принимать продуманные решения, учиться приспосабливаться к изменениям в рамках театральной труппы. При помощи театральной деятельности создается среда непрерывного общения, которая обладает открытостью, равенством мнений и аргументов всех участников, взаимодействием студентов, возможностью поделиться накопленным опытом, получить новые знания и провести взаимную оценку и контроль. Результат работы студенческого театра сводится не только к созданию полноценной постановки, но к развитию и раскрытию личности студента [8, 10, 11].
Исследователи предлагают в своих работах следующие направления, которые возможно реализовать в рамках работы студенческого театра:
- оказание помощи в адаптации на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении: поиск новых друзей и знакомых, неумение организовывать свою деятельность;
- развитие творческих способностей личности студента;
- создание воспитательного эффекта для зрителей, которые учатся слушать и слышать;
- создание условий приобщения к культуре, а также условий для нравственного и эстетического развития обучающихся за счет приобщения к театру и расширения кругозора;
- обучение студентов корректно выстраивать свои высказывания, слушать свое тело и использовать его для передачи невербальных сообщений, создавать и выстраивать сценический образ;
- повышение интереса к осуществлению творческого процесса,
раскрытие скрытых талантов студентов;
- формирование личностных и социальных качеств у обучающихся, что впоследствии будет способствовать приобретению успеха в их профессиональной и социальной жизни [10].
Поскольку работа студенческого театра - это, прежде всего, творческая деятельность, мы считаем, целесообразно отметить, что творчество может проявляться в самоактуализации личности студента. Театральная деятельность активизирует развитие коммуникативных умений, креативности, эмоциональности, умений работать в одном коллективе, стремление к раскрытию скрытого потенциала. Ученые выделяют еще одно свойство студенческого театра - наличие эмоциональной окрашенности, в которую можно привнести личные переживания [9].
Так, современные исследователи сходятся во мнении, что студенческий театр предлагает студентам возможности для развития творческого потенциала и коммуникативных умений.
Рассматривая вопрос об этапах реализации деятельности студенческого театра, ученые отмечают следующие этапы:
1. Подготовительный этап или этап ориентации: происходит проработка сюжета и ролей будущей постановки.
2. Содержательный этап или этап подготовки будущего спектакля сводится к распределению и продумыванию ролей, оформлению театрального реквизита.
3. Этап представления постановки на сцене.
4. Рефлексивный этап включает в себя оценку, анализ, обсуждение полученных результатов, обмен мнений, подведение итогов о проделанной работе [1, 7, 8].
На базе института языков и культур Оренбургского государственного университета в рамках социально-воспитательной деятельности была осуществлена апробация работы студенческого театра, который называется «Once More». Постановки реализовывались и реализуются на английском
языке, некоторые из которых были иммерсивными [3]. Главной особенностью такого театра является следующий факт: процесс написания сценария осуществляется всеми участниками студенческой труппы. Так, каждый участник включен в активную работу. Подготовка постановки проходит согласно вышеназванным этапам.
Так, на подготовительном и содержательном этапах работа студентов строится на работе с информацией: обучающиеся осуществляют поиск информации касательно самой постановки, ролей, исторического времени, которое будет показано на сцене, а также костюмов, инвентаря и реквизита. Поиск информации проходит с применением компьютерных технологий, поскольку студенты используют сеть Интернет, чтобы найти и изучить документальные фильмы, художественную литературу и научные статьи, фотографии и картинки и так далее.
Абсолютно на всех этапах реализации деятельности студенческого театра происходит коммуникативное взаимодействие. Студенты обмениваются идеями, впечатлениями, эмоциями, мнениями, чтобы прийти к одному выводу и решению, на которых выстраивается будущая постановка. Обучающиеся совместно обсуждают каждый найденный факт, новую концепцию или потенциальное изменение. Новая информация всегда проходит тщательную проверку, а возникшие трудности - индивидуальную и коллективную проработку.
Таким образом, во время участия в работе студенческого театра студенты приобретают высокий уровень развития речи, точное понимание невербального языка общения; умение ориентироваться в информационном пространстве с целью поиска и нахождения необходимых достоверных данных; знания и представления о культурных особенностях, сходствах и различиях других национальностей и стран; умение корректно вести себя согласно коммуникативной ситуации; умения слушать и слышать; умения выражать свою точку зрения; выстраивание доверительного сотрудничества и взаимоуважения мнений.
Вышеизложенное подчеркивает целесообразность использования студенческого театра как эффективного средства развития инфокоммуникативных умений. Театральная деятельность обеспечивает формирование у студентов тех качеств, без которых успешное общение не может состояться: умение взаимодействовать и работать в одной команде, умение выстраивать контакты, проявление уважительного отношения к чужому мнению, умение отстаивать свою позицию, готовность воспринимать другую культуру, умение осуществлять работу с информацией, способность получать и усваивать большое количество данных, «фильтровать» ненужную или недостоверную информацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмерова А.Ф. Студенческий театр как форма проектной творческой деятельности студентов // Высшее образование сегодня. - 2017. -№ 8. - С. 56-59.
2. Бирюкова Н.С., Шевкунов А.Н. Педагогические условия развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 8. - С. 46-52.
3. Быкова А.С. Преимущества использования иммерсивного театра как метода обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 25-27 янв. 2021 г., Оренбург / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург : ОГУ, 2021. - С. 1984-1987.
4. Быкова А.С., Сахарова Н.С. Структура инфокоммуникативных умений в контексте развития надпрофессиональных компетенций // Вестник Оренбургского Государственного Университета. - 2023. - № 2 (238). - С. 6-11.
5. Быкова А.С. Развитие универсальных умений как основное условие конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] /
А.С. Быкова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф., Оренбург, 26-27 янв. 2023 г. / Оренбург. гос. ун-т ; ред. А.В. Пыхтин. - Оренбург : ОГУ, 2023. -С. 36-39.
6. Валеев А. Студенческий самодеятельный театр // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 99-102.
7. Осиянова О.М., Кононова М.С. Театральная технология в образовательном процессе высшей школы: лингводидактический аспект // Вестник ОГУ - 2019. - № 4 (222). - С. 25-32.
8. Переходько И.В. Развитие интерактивных умений студентов в театральной деятельности // МНИЖ. - 2013. - № 3-2 (10). - С. 69-71.
9. Подкорытова М.В. Роль молодежного любительского театра в системе вузовского образования // Вестник ИрГТУ - 2010. - № 7 (47). - С. 346349.
10. Статкевич Е.Е. Организация студенческого театра в вузе как психолого-педагогическое условие формирования лидерских качеств у студентов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 21. - С. 211-215.
11. Статкевич Е.Е. Формирование социально-профессиональной активности и лидерских качеств у студентов средствами театрального искусства // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 16. - С. 63-69.