Научная статья на тему 'Студенческий спортивный клуб как современная форма организации массовой физкультурно-спортивной работы среди молодежи в вузе'

Студенческий спортивный клуб как современная форма организации массовой физкультурно-спортивной работы среди молодежи в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1669
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ / PHYSICAL EDUCATION / SPORT / SPORT CLUB FOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Борисовна

В современных рамках модернизации образования возникает выработка новых механизмов развития физической культуры среди молодежной среды. В качестве таких механизмов возникают студенческие спортивные клубы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport club for students as a modern form of organizing mass physical activity among young people in high school

In the modern framework of the modernization of education arise new mechanisms for the development of physical culture among the youth young peoples. As such mechanisms arise sport club for students.

Текст научной работы на тему «Студенческий спортивный клуб как современная форма организации массовой физкультурно-спортивной работы среди молодежи в вузе»

И.Б. ИВАНОВА старший преподаватель кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, Северо-Кавказский институт в г. Пятигорске*

Студенческий спортивный клуб как современная форма

организации массовой физкультурно-спортивной работы среди молодежи в вузе

В современных условиях модернизация российского образования предполагает внедрение совершенно новых методов для подготовки кадров высшей квалификации путем взращивания здоровой нации. Здоровая нация - это здоровое государство, здоровая политика, здоровая экономика, здоровые перспективы для развития будущего. Трендами современности в области здоровья становятся: здоровое питание, здоровый образ жизни, а также физические нагрузки. Для достижения концептуально новых подходов к формированию и развитию здоровой нации отводится в таком основополагающем виде деятельности как физическая культура. Современная политика Российской Федерации ориентирована не только на улучшение качества жизни общества, но и на сохранение здоровья. Это подчеркивается в документах Правительства РФ. В частности, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации одними из основополагающих принципов являются следующие: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни и т.д. Из ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012 года: «Считаю

* Иванова Ирина Борисовна, e-mail: ivanovaib@yandex.ru

важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодежь с самыми разными политическими взглядами", - сказал Владимир Путин. Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни должна войти в повседневные и неотложные направления работы студенческой активной молодежи..»1.

Под физической культурой следует понимать социальную деятельность, направленную на достижение особо значимых результатов, а именно сохранение и укрепление здоровья, в процессе осознанной двигательной активности развитие психофизических способностей. Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Особо важную роль занятия физической культуры занимают в жизни студентов, когда уже возникает осознание

1 Перова Е.И., Гаркавенко В.А., Клендарь В.А. Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации // Журнал Вестник спортивной науки, 2013, вып. №3.

необходимости в выполнении физических нагрузок. Именно студенты задают основные тенденции и тренды развития физической культуры, что показывает отечественная и зарубежная практика.

В качестве одного из основных трендов в студенческой среде современности выступают студенческие спортивные клубы. Однако не каждый знает, что данное явление появилось еще в прошлом веке.

Ссылка на историю студенческих спортивных клубов (ССК) показывает их динамику и определенную степень трансформации. В России появление студенческого спорта произошло в начале XX века, когда в Политехническом и электротехническом институтах Москвы появились первые ССК, а к 1904 г. в России он работал в 40 студенческих спортивных клубах. Институционализация студенческого спорта можно отнести к концу 20-х гг. прошлого века, когда в целом, процесс создания коллективов физической культуры в учебных заведениях нашей страны, станут организованы и проведены первые всесоюзные студенческие соревнования.

В 1936-1937 гг. в Советском Союзе были созданы добровольное спортивное общество (ДСО), в физических группах университетов относили к различным дробильно-сортиро-вочным оборудованиям в зависимости от профессиональной принадлежности. Так, педагогические вузы вошли в состав ДСО преподаватели, студенты-спортсмены соревновались, как правило, между собой в рамках спортивных обществ. Создание в 1957 г. Всесоюзного студенческого спортивного общества «Буревестник» не только объединило всех студентов, но и положила начало новому этапу развития студенческого спортивного движения. Далее «Буревестник» был реорганизован в Центральный спортивный клуб «Буревестник» ВДФСО профсоюзов (1987).

В те годы общая кризисная ситуация в стране не могла не оставить свой отпечаток на развитие спорта среди студентов. Однако, в октябре 1993 г., по инициативе Министерства образования и Государственного комитета Олимпийского комитета России была возрождена Единая Студенческая спортивная организация и образован российский студенческий спортивный Союз как правопреемник студенческого добровольного спортивного общества «Буревестник».

Студенческий спорт имеет свои традиции, свои особенности, о которых уместно говорить, как по отношению к сту-

денческому спорту в целом, так и к традициям спорта, физкультуры в разных учебных заведениях и регионах.

Высшие учебные заведения являются основными площадками развития студенческого спорта. Создание Студенческих Спортивных Клубов на базе вуза, выступление команд на межвузовских соревнованиях, привлечение лучших спортсменов - все это возможно благодаря ресурсам, которые аккумулирует на своей площадке вуз.

Необходимо проанализировать указанные основные ресурсы, которые помогают организовать массовую физ-культурно-спортивную работу высшего учебного заведения:

а) Человеческий ресурс.

У студенческого спортивного клуба есть прекрасная возможность собирать студентов, которые хотят получить свой первый опыт и стать специалистами в разных областях.

б) Материально-технический ресурс.

Это спортивные площадки, тренажерные залы.

в) Финансовый ресурс.

Финансовое обеспечение спорта в вузах разное, где-то хуже, где-то лучше. Сегодня существует множество конкурсов и грантов, благодаря которым можно привлечь дополнительное финансирование, а во многих университетах это единственное финансирование для развития спорта.

Следует отметить, что студенческий спорт может получить хорошее развитие только в том случае, если в спортивных клубах вузов будет выстроена профессионально ориентированная работа, а не только любительская деятельность. Сегодня законы рынка работают и в студенческом спорте. За хорошим «продуктом», в данном случае спортивным клубом вуза, всегда пойдут спортсмены, студенты, партнеры и спонсоры. Главное, сделать его привлекательным и открытым.

В связи с учетом современных особенностей, целями многих спортивных клубов на сегодняшний день является развитие массового студенческого спорта: проведение внутренних соревнований, организация секций, спортивных фестивалей.

Безусловно, это очень важно, но нельзя забывать, что вузу так же интересен другой вид активности - это сборные команды. Грамотно выстроенная работа с ними поможет продвинуть бренд университета среди общественности и, прежде всего, среди абитуриентов.

На Российском рынке образования, как и на любом другом, существует конкуренция. Общеизвестно, что конкуренция - двигатель прогресса и с этим трудно поспорить. Престижность выступления за сборную команду вуза, особый статус спортсмена в университете, спортивные стипендии - вот то, что может привлечь молодежь для участия в спортивной жизни высшего учебного заведения. Именно на этом, на мой взгляд, и должна быть выстроена конкуренция на создании условий для студентов, занимающихся спортом.

Главная задача студента, который поступил в университет - стать специалистом. В данном случае спортсмены не должны являться исключением. На начальном этапе за этим должны следить студенческие спортивные клубы, а затем и студенческие спортивные лиги, вводящие минимальные средние проходные баллы для тех, кто хочет участвовать в соревнованиях. Высшей формой организации коллектива физической культуры является спортивный клуб. Он осуществляет всестороннюю деятельность по развитию физической культуры и спорта, среди студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников высшего учебного заведения и членов их семей на демократической основе, в условиях широкой гласности, творческой инициативы и самодеятельности, выборности его руководящих органов и их отчетности перед коллективом.

Цель деятельности спортивного клуба в вузе - содействие воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к высокопроизводительному труду по избранной профессии и защите Родины, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в учебно-производственную деятельность, организовывать здоровый образ жизни.

Спортивный клуб высшего учебного заведения решает следующие задачи:

- вовлечение студенческой молодежи, аспирантов, преподавателей, сотрудников высшего учебного заведения и членов их семей в систематические занятия физической культурой и спортом;

- воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной

активности всех членов коллектива высшего учебного заведения;

- взаимодействие с ректоратом, деканатами факультетов и общественными организациями высшего учебного заведения по формированию у студентов необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, высокой гражданственности и нравственности;

- организация и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;

- создание спортивных любительских объединений, клубов, секций и команд по видам спорта и др.

Главной ценностью и миссией студенческого спортивного клуба, на мой взгляд, должна стать идея изменить представление о студенческом спорте. Важно сделать студенческий спорт «мейнстримом», привлекать студентов к разнообразным активностям, собирать болельщиков на трибунах, организовывать программу на матчах и продвигать бренд студенческого спортивного клуба.

В завершении хочется отметить, что по сравнению с тем, что за последние годы было виден определенный прогресс в развитии студенческого спорта. Важно то, что руководство вузов России начинает осознавать важность студенческого спорта, как массового, так и спорта высших студенческих достижений. А каким будет студенческий спорт в России через 10, 20 лет, станет ли он престижным, зависит от того, как будут работать студенческие спортивные клубы и какие цели перед собой ставить.

Иванова И.Б. Студенческий спортивный клуб как современная форма организации массовой физкультурно-спортив-ной работы среди молодежи в вузе. В современных рамках модернизации образования возникает выработка новых механизмов развития физической культуры среди молодежной среды. В качестве таких механизмов возникают студенческие спортивные клубы.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенческие спортивные клубы.

Ivanova I.B. Sport club for students as a modern form of organizing mass physical activity among young people in high school. In the modern framework of the modernization of education arise new mechanisms for the development of physical culture among the youth young peoples. As such mechanisms arise sport club for students.

Keywords: physical education, sport, sport club for students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.