_ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITOLOGY_
DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2020.99.9.045
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ «ЭРАЗМУС+»
Научная статья
Алексеева Е.М.1, Тарасенко А.В.2' *, Сурпкелова А.3
1 2, 3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (tarasenko.anna2010[at]gmail.com)
Аннотация
Авторами анализируется проблема эффективности программ студенческого обмена, подобных «Эразмус +», как инструмента «мягкой силы».
В статье ставится цель выявления перспектив, которые открываются для Российской Федерации и российских студентов, принимающих участие в программах студенческого обмена и стажировок. Предметом исследования является программа обучения «Эразмус +».
Представлены результаты исследования, проведенного в 2019 году среди студентов и выпускников высших учебных заведений, обучавшихся по программе «Эразмус +». В результате авторского опроса показано, что мягкая сила выступает новым ресурсом государственного лидерства и инструментом формирования культурно-нравственных ценностей молодого поколения в современном мире. Авторы пришли к выводу, что образовательные программы способствуют продвижению культурных ценностей государства - принимающей стороны, формированию имиджа этого государства за рубежом и укреплению его позиций на международной арене.
Ключевые слова: «мягкая сила», социальная мобильность, студенческая мобильность, культурная адаптация, «утечка мозгов», программа «Эразмус+», культурные ценности.
STUDENT EXCHANGE AS THE INSTRUMENT OF SOFT POWER EXEMPLIFIED
BY ERASMUS+ PROGRAM
Research article
Alekseeva E.M.1, Tarasenko A.V.2' *, Surpkelova A.3
1 2 3 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
* Corresponding author (tarasenko.anna2010[at]gmail.com)
Abstract
The authors analyse the effectiveness of student exchange programs such as Erasmus+ as an instrument of "soft power".
The article has the purpose of identifying the prospects opening up for Russia and Russian students taking part in student exchange and internship programs. The subject of the research is the learning program "Erasmus+".
The results of the study conducted in 2019 among students and graduates of higher educational institutions who studied under the Erasmus+ program are presented. As a result of the author's survey, it is demonstrated that soft power is a new resource for state leadership and an instrument for the development of the cultural and moral values in the modern world younger generation. The authors concluded that educational programs contribute to the promotion of the cultural values of the host state, the formation of the state's image abroad and the consolidation of its position on the world stage.
Keywords: soft power, social mobility, academic mobility, cultural adaptation, brain drain, Erasmus+ program, cultural values.
Европейский Союз создавался прежде всего на основе экономической платформы, а не на принципах культурного сотрудничества. В течение долгого времени культурная политика ЕС разрабатывалась поэтапно.
Сотрудничество в сфере образования на пространстве ЕС началось лишь с 1976 года после издания Резолюции [10], поощряющей мобильность студентов и учителей, и положившей начало более тесным отношениям между европейскими системами образования.
Основные направления деятельности в этой сфере до 1986 года из-за расхождения правовой, финансовой и административной баз фактически не работали. Новый виток европейской интеграции ознаменовал существенные перемены в сфере образования, имплементировав целый ряд новых программ.
Одной из таких программ является запущенная в 1987 году программа студенческого обмена «Эразмус». Участниками программы стали все старые и новые члены ЕС, а также бывшая Югославия, Республика Македония, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Турция. «Эразмус» задуман как «воплощение европейских ценностей» и предназначен для поддержки сотрудничества молодежи европейских государств в области высшего образования и профессионального обучения, а также в области спорта. Основные цели программы в соответствии со «Схемой действий Европейского сообщества для мобильности студентов университетов (ERASMUS) на 1987-1995 годы» [8]: повышение качества образования, развитие академической мобильности и культурных связей студентов. Под мобильностью имеется в виду возможность учебы или стажировки за границей в вузе-партнере сроком от 3-х до 12-ти месяцев и предоставление грантов.
С января 2014 года действует новая версия программы - «Эразмус +». По своему содержанию она полностью идентична предыдущей программе «Эразмус», поэтому принятая в 2014 году «Новая программа» на период 2014-2020
гг. сохранила в себе те же самые цели и основные направления деятельности. «Эразмус+» объединяет в себе все текущие программы обучения ЕС в области образования (см. рисунок 1).
Рис. 1 - Направления деятельности Erasmus +
«Эразмус+» имеет следующие структурные компоненты (Key Actions), которые выявляют основную миссию этой программы [7]:
• Ключевое направление деятельности 1 (Key Action 1): Учебная мобильность для индивидуальных лиц;
• Ключевое направление деятельности 2 (Key Action 2): Сотрудничество для инноваций и обмена лучшими практиками;
• Ключевое направление деятельности 3 (Key Action 3): Поддержка реформ, проводимых ЕС. Стоит отметить, что данное направление можно назвать стержневым в связи с тем, что целью «Эразмус+» является также реализация стратегии Европа 2020, одной из идей которой является «Движение молодежи», направленное на повышение качества образования и привлечение к работе в программе талантливых молодых специалистов. В 2018 году была создана сеть национальных агентств Erasmus+, цели которой заключаются в формировании новых задач по повышению потенциала с 2021 - 2027 гг. [3].
В настоящее время в программе «Эразмус+» насчитывается более 95 000 высших учебных заведений и организаций из 34 стран. Страны-участники делятся на две группы: страны осуществления программ и страны-партнеры. Страны осуществления программ имеют больше возможностей, чем страны-партнеры, участие которых ограничено определенным набором программ и условиями.
Россия является страной-партнером программы, осуществляет тесное сотрудничество по координации проекта, но принимает участие далеко не во всех из множества программ обучения.
Согласно данным представительства «Эразмус +» в России, количество студентов, выезжающих на обучение в страну - участницу программы превышает количество студентов, приезжающих в Россию (см. таблица 1, таблица 2).
Таблица 1 - Мобильность студентов в рамках отношений Россия - «Эразмус+»
2018 2017 2016 2015
Полученные предложения, включая Россию 506 468 402 423
Выбранные проекты, включая Россию 311 291 249 217
Студенты и сотрудники, едущие в Европу 8913 2264 2187 1916
Студенты и сотрудники, едущие в Россию 6427 1677 1572 1238
Следует отметить существенный рост количества студентов, прибывающих в Россию, несмотря на позицию западных стран, высказывающих негодование в связи с присоединением Крыма, что говорит о верном направлении политики в области образования и международных обменов.
Количественному росту приезжающих участников обмена безусловно способствовали ключевые события, успешно осуществленные в России: Олимпиада 2014, Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2016, Чемпионат мира по футболу 2018 и т.д. Стоит заметить, что мероприятия такого масштаба всегда привлекают большое количество людей, желающих глубже изучить культуру и возможности страны-организатора.
Таблица 2 - Мобильность студентов и сотрудников (преподавателей) в рамках отношений Россия - «Эразмус+»
Мобильность в ЕС из РФ 2015 - 2017 гг. Мобильность в РФ из ЕС 2015 - 2017 гг.
Студенты Сотрудники Студенты Сотрудники
636 1022 1100 729
В качестве партнера программы «Эразмус+», Россия принимает участие в академической мобильности в рамках Эразмус Мундус Магистерская степень. По состоянию на 2018 год Россия приняла 14 магистерских программ обмена, однако пока в программе всецело участвует лишь ограниченное количество образовательных учреждений, что говорит о неготовности образовательной системы России интегрироваться в программу на данном этапе, (см. таблица 3). Однако по сравнению с прошлыми годами, государство активнее начало интегрироваться в систему образовательных обменов Эразмус Мундус.
Таблица 3 - Совместные магистерские программы Эразмус Мундус
Россия в EMJMD* проектах 2018 2017 2016 2015 2014
Все выбранные EMJMD 136 39 27 15 11
Все полученные предложения 463 122 92 76 61
Полученные предложения, вкл. Россию 49 11 8 8 8
Принятые EMJMD, вкл. Россию 14 4 1 4 1
Полноценные партнеры из России в EMJMD 3 1 0 1 0
Прочие партнеры из России в EMJMD 12 4 1 3 1
*- Совместные магистерские программы Эразмус Мундус
Стоит отметить программу Tempus (см. таблица 4), в которой Россия принимает участие. В период с 2016 по 2017 гг. количество проектов, в которых задействованы студенты из РФ упало на 35 единиц, но, с другой стороны, количество предложенных проектов с 2016 по 2017 гг. возросло на 30 единиц. Необходимо подчеркнуть резкий рост по всем показателям в 2018 году. Одной из главных причин такого увеличения является в том числе и изменение курса образовательной политики России в сторону «экспорта образования», о чем свидетельствует утвержденный в 2017 году Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке, что позволило увеличить количество англоязычных образовательных программ в российских вузах, обеспечившим университетам уверенный выход на международный рынок образования.
Согласно отчетности Европейской комиссии, на данный момент около 4% годового глобального бюджета для проектов CBHE предназначено для России.
Таблица 4 - Совместные магистерские программы Tempus
Россия в СВНЕ* проектах 2018 2017 2016 2015
Предложения, полученные в ходе конкурса 2971 833 736 515
Проекты, выбранные в ходе конкурса 581 149 147 138
Полученные предложения, включая Россию 346 108 78 57
Выбранные проекты, включая Россию 49 11 15 13
Проекты, которые координирует Россия н\д н\д н\д н\д
Случаи участия России в выбранных проектах 225 40 75 72
*- Сотрудничество в целях развития потенциала высшего образования, продолжение программы Tempus
Для оценки существующих программ «Эразмус+» были выделены основные критерии:
Наиболее популярное направление обучения. Ввиду отсутствия сведений по «Эразмус+» использовались статистические данные по популярным программам обучения за 2014 год. Студенты, изучившие по программе «Эразмус» социальные науки, бизнес и право, составили наибольшую долю (41%) от числа всех студентов «Эразмус» на европейском рынке труда (см. рисунок 2). Вторая по величине доля (22%) - это направления гуманитарных наук и искусств. Инженерные и производственные направления обучения составили 15 %; наука, математика и вычисления -7,5%; здоровье, и благосостояние - 6%.
Рис. 2 - Наиболее популярные программы по программе обмена «Эразмус+»
Примечание: **раздел социальных наук включают в себя экономику, антропологию, географию, политологию,
социологию, государственное управление и ряд других
Отметим, что согласно европейской классификации, раздел гуманитарных наук включает в себя: культурологию, лингвистику, филологию, гуманитарную географию, литературоведение.
Таким образом, программа обмена «Эразмус+» охватывает наибольший спектр образовательных направлений на европейском пространстве. Благодаря этому, миллионы студентов получили возможность попробовать свои силы в программе академического обмена.
По данным Европейской комиссии в 2018 году около 853 000 студентов получили шанс обучаться в другой стране [4]. По прогнозам, подготовленным в 2014 г., в период до 2020 гг., в программах студенческой мобильности примут участие до 2 миллионов студентов.
Можно выделить 10 лидирующих стран, которые приняли наибольшее количество студентов в 2017 году (см. таблицу 5):
Таблица 5 - ТОП 10 стран, лидировавших по числу студентов, принятых на учебу
Страна Студенты (тыс.)
Германия 110120
Франция 95769
Испания 84046
Италия 76847
Польша 57523
Великобритания 51427
Нидерланды 29949
Чехия 21658
Португалия 21204
Швеция 15815
В первую пятерку вошли Германия, Франция, Испания, Италия и Польша. В целом - 424 305 человек. Абсолютным лидером была Германия (она приняла 110120 студентов). Эта страна, как и Франция, известна престижностью своего образования, высоким уровнем жизни и развитостью экономики. Испания (84046 студентов) соединила в себе наиболее привлекательные условия для иностранных участников: разнообразие образовательных программ (в том числе на английском языке), дешевую стоимость проживания, хороший климат, богатую культуру, перспективный для изучения, широко распространенный в мире испанский язык. Замыкают первую пятерку списка Италия и Польша, являющиеся недорогими для проживания странами с благоприятным климатом и богатым культурным наследием.
Мобильность молодежи из стран второй пятерки оказалась в 2 раза ниже. Такой сильный разрыв связан с более высокой стоимостью проживания и меньшей популярностью образовательных программ. В таких странах как Швеция и Нидерланды представлено небольшое количество программ на английском языке, обучение ведется на местных языках, что является дополнительным барьером для иностранных студентов. У Португалии в этом смысле есть два больших соперника - Испания и Италия с более развитыми системами образования.
Методы исследования
Для оценки ожидаемых результатов от программы студенческого обмена, а также влияния инструмента «мягкой силы» - был составлен авторский опрос, который состоит из 10 вопросов. Форма проведения опроса: опрос проводился с применением программного обеспечения Google Forms. Период проведения опроса: 11.04.2019-
11.05.2019. Итоговая выборка составила: 102 анкеты. География опроса: опрос проводился среди студентов и выпускников российских ВУЗов.
Первый блок вопросов состоит из базовых вопросов гендерной принадлежности и возраста респондентов. Второй блок вопросов касался непосредственно страны пребывания и времени, которое провели студенты, обучаясь за рубежом. Третий блок вопросов был предназначен для анализа впечатлений и получения статистики совпадения ожидаемого результата у участников программ обмена с фактическим:
1. Статус и престиж. Респонденты считают, что выпускники, получившие диплом зарубежного ВУЗа и претендующие на перспективную вакансию в известных компаниях с мировым именем, в большинстве случаев имеют преимущество перед выпускниками российских университетов.
2. Необычный опыт. Многие респонденты читали или слышали о том, что методика обучения в большинстве иностранных ВУЗов во многом отличается от российской, поэтому многие рассматривают образование за границей именно как необычную и интересную практику.
3. Совершенствование языка. На любом рынке труда, в том числе и на российском, высоко ценится знание иностранного языка. Обучение в иностранных ВУЗах способствует респондентам быстрее и качественнее выучить язык, ежедневно общаясь с носителями языка - преподавателями и сверстниками.
4. Работа с новейшим оборудованием. По мнению многих респондентов, занимающихся точными науками, техническое оснащение многих российских ВУЗов серьёзно уступает иностранным. Таким образом, в заграничных образовательных учреждениях они видят возможность работать в новейших лабораториях и на современном оборудовании.
5. Практика. Российские студенты считают, что престижные компании, зарегистрированные на территории России, достаточно редко привлекают студентов на стажировки в отличие от западных фирм, активно использующих эту практику.
6. Общение и новая культура. Не менее важным ожиданием для большинства студентов, особенно для очень общительных и любознательных, является перспектива заведения новых знакомств с молодыми людьми из других стран мира, а также более тесное знакомство с местной культурой.
7. Самостоятельность. Поскольку подавляющее большинство поступающих в иностранные высшие учебные заведения являются молодыми людьми в возрасте от 18 до 27 лет, обучение в другой стране, со своими традициями и менталитетом видится им как определенный этап взросления.
Таким образом, по мнению респондентов, обучение за рубежом может помочь им приобрести самостоятельность, выработать способность адаптации к сложным ситуациям и умение принимать нестандартные решения.
Результаты исследования
Несмотря на привлекательность зарубежных образовательных программ, и тот факт, что с каждым годом количество абитуриентов, поступающих на обучение в иностранные вузы, увеличивается, существует ряд трудностей, с которыми сталкивается практически каждый студент из другого государства, что авторы и выделили в отдельный блок вопросов.
Устранение проблем, связанных с визами и материальными затратами, имеет первостепенное значение для поддержания развития академической мобильности. Решение указанных проблем потребует согласованных усилий по приведению политики на национальном уровне в соответствие с институциональными стратегиями, направленными на привлечение и поддержку иностранных студентов. Иммиграционная и визовая политики должны стать более активными и гостеприимными для иностранных граждан. Аналогичным образом, высшие учебные заведения должны реинвестировать в стратегии, способствующие развитию международного студенческого сообщества, одновременно балансируя цели разнообразия, качества, доступа и успеха.
Среди основных проблем, возникающих у многих иностранных студентов в процессе обучения в зарубежных ВУЗах, следует выделить следующие:
1. Финансовый вопрос.
• Цены на обучение во многих иностранных ВУЗах выше, чем в образовательных заведениях стран, из которых приезжают студенты.
• Аренда жилья (далеко не все учреждения предоставляют студентам общежитие) и расходы на авиаперелеты в страну-место обучения и обратно, в Россию.
• Стоимость потребительской корзины, традиционно состоящая из продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, в европейских странах значительно выше, чем в России. Учитывая уровень средней брутто-зарплаты в Европе за месяц, который в разных странах, являющихся наиболее популярными среди студентов, колеблется от 167 726 рублей (Испания) до 272 418 рублей (Франция), в России этот показатель в конце 2018 равнялся 32 635 рублям. Таким образом, проживание в Европе в 4-7 раз дороже, чем в России.
2. Визовая бюрократия
• Не все зарубежные образовательные учреждения готовы решать вопрос с получением виз для россиян, поэтому эта проблема ложится на плечи самих студентов. В некоторых случаях, студентам приходится возвращаться на родину раз в полгода-год, с целью продления визовых разрешений.
• Запутанный бюрократический процесс прохождения регистрации в местных миграционных службах, что является необходимой процедурой во многих странах из-за долгосрочного пребывания студентов на территории иностранного государства даже внутри ЕС. В случае, если студент не успевает в необходимые сроки пройти эту процедуру, это вызывает ряд новых проблем.
3. Языковой барьер
В некоторых случаях, даже при достаточно хорошем уровне языка, студенты достаточно сложно привыкают к новой языковой среде. В таких условиях есть риск столкнуться не только с непониманием на бытовом уровне, но и с непониманием учебного процесса, что может привести к хронической неуспеваемости.
4. Культурная адаптация
Студент, приехавший на обучение в другое государство, проходит через процесс адаптации к новому месту жительства, местной культуре, традициям и новой системе образования. В некоторых случаях разница между домашней и новой средой слишком очень значительна что вызывает у приезжих студентов психологические осложнения.
Во время участия в программах студенческого обмена, в том числе в программе «Эразмус+», иностранные студенты могут получить разнообразные навыки, которые в будущем пополнят их резюме при трудоустройстве. Согласно последнему «Региональному анализу исследования влияния «Эразмус+» [11], опубликованному в январе 2016 года: «В более чем 97% высших учебных заведений считают, что «Эразмус+» положительно влияет на трудоустройство студентов в будущем».
В опросе авторы выделили 5 основных навыков: коммуникативность, адаптируемость, организационные навыки, умение работать в команде, аналитические навыки и иностранный язык. Кроме того, вопрос является «открытым», чтобы предоставить возможность респондентам добавить ответ. Вопросы, связанные с приобретенными навыками, негативными аспектами и ожиданиями давали возможность множественного выбора.
Последний же блок вопросов касался непосредственно отношения студентов к стране пребывания и желания остаться там на дальнейшую учебу или работу.
Согласно проведенному опросу, респонденты из России особо выделяют улучшение «социальных» навыков в процессе участия в программе «Эразмус+». Это способности, которые повышают уверенность в себе, коммуникативные способности, а также межкультурные компетенции. Однако по сравнению с аналогичными исследованиями среди европейских студентов, участники российского опроса считают приоритетным знание иностранного языка (см. рисунок 3).
Интересным, но тревожным результатом в данном вопросе является ответ одного из респондентов, который внес в список «приобретенных» навыков депрессию. Это может указывать на то, что адаптация в чужой культуре зачастую связана не только с культурным шоком, сколько с процессом интеграции в новое общество, что зачастую оказывается непростым испытанием, если человеку не удается установить дружеские контакты в новой среде.
Рис. 3 - Приобретенные навыки во время обучения за рубежом (чел.)
Согласно результатам анкетирования, особенно обеспокоены респонденты финансовым вопросом, что может быть связано с неустойчивым курсом рубля относительно валют. Кроме того, визовая политика многих стран в последние годы ужесточилась из-за политической обстановки в мире, что также получило отражение в результатах опроса. Однако несмотря на психологические трудности, высказанные в одним из респондентов в предыдущем вопросе, основное количество опрошенных не считают культурную адаптацию самым отрицательным аспектом пребывания за рубежом так же, как и языковой барьер (см. рисунок 4).
4 4 4 <м <м 00 2
Финансовый вопрос Визовая бюрократия Культурная адаптация Языковой барьер
Рис. 4 - Негативные аспекты, связанные с участием в программе «Эразмус+» (чел.)
Рассматривая результаты вопроса, об ожиданиях от программы обучения, видно четкую корреляцию с вопросом, про приобретенные навыки - лидирующую позицию, занимает совершенствование языка.
■ Статус и престиж
28;
68; 18% 7% 90; 24% ■ Совершенствование языка ■ Практика
84; 22% ■ Работа с новейшим
20; 5% оборудованием ■ Необычный опыт
74; 20% 14; 4% ■ Знакомство с иностранцами
и культурой
Рис. 5 - Оправданные ожидания от программы обучения за рубежом (%.)
Второе и третье места в перечне ожидаемых результатов занимают общение с иностранцами и необычный опыт, предоставляемый программой, который отличается от российской методики обучения (см. рисунок 5). Также, респонденты выделили «полную самостоятельность», что в целом оправдывает возрастную группу, охваченную опросом, поскольку многие из опрошенных впервые уезжали за рубеж на длительный период времени.
Таблица 6 - Страны, в которых респонденты проходили обучение по программе «Эразмус+» (чел.)
Страна Студенты (чел.)
Испания 22
Германия 18
Франция, Италия, Китай 24 (8, 8, 8)
Нидерланды, Бельгия 12 (6, 6)
Чехия, Южная Корея, Дания 12 (4, 4, 4)
Великобритания, США, Эстония, Вьетнам, Канада, Австрия, Ирландия 14 (2, 2, 2, 2, 2, 2, 2)
Согласно 6 таблице, наиболее популярными странами для обучения были: Испания, Германия, Франция и Китай. Однако, по сравнению с результатами официального ежегодного отчета (см. таблицу 5), Великобритания не вошла в топ посещаемых стран в рамках обучения по программе «Эразмус+».
Кроме того, 68,6% (70 чел.) опрошенных планируют продолжить обучение за рубежом, что напрямую перекликается с улучшением отношения участников опроса к стране пребывания. Отметили улучшение 49% респондентов, 37,3% не изменили свое отношение, только 13,7% опрошенных отметили ухудшение отношения.
Данные результаты исследования указывают на успешность политики «мягкой силы» в рамках программ образования за рубежом.
«На начало обучения отношение было скорее негативным, что продолжалось первые 3 месяца и возникло из-за культурного шока. Теперь же страна лишь радует меня, мне хочется продолжать жить в её ритме. Здесь мои лучшие друзья, мне не приходится много тратиться и убивать время, обучение идет куда интереснее, лучше и проще. Плюсом мне больше нравится местный менталитет, чем менталитет моей родной страны — люди добрее и более открыты к диалогу. Здесь я могу быть собой и не стесняться этого.» - отмечает один из респондентов.
Наиболее важные навыки, которые можно получить в период обучения за границей, это культурный опыт, индивидуальный рост и академические знания. Студенческая мобильность развивает определенные компетенции, которые повышают качество развития человеческого капитала. Например, знание иностранного языка, межкультурное понимание, подготовка к будущей работе, академические знания и навыки, социально-коммуникативные компетенции, навык решения проблем. Выпускники с международным опытом имеют более высокий уровень знаний, которые могут быть напрямую связаны с международными рабочими задачами, а также с общими чертами характера:
адаптивность, инициативность, самоуверенность, решительность, настойчивость, навыки письменного общения, аналитика, планирование, координация и организация. Таким образом, очевидно, что студенческая мобильность является положительным фактором в развитии человеческого капитала.
Следует учитывать следующий аспект, что в сегодняшнем быстро меняющемся мире управление персоналом должно постоянно обновляться и адаптироваться к массовой глобализации бизнеса. Качественные характеристики человеческих ресурсов определяются не только результатами бизнеса, но и общей конкурентной позицией всей страны в контексте экономики. Следовательно, в интересах государств эффективно и системно содействовать повышению качества человеческого капитала в своих странах. Образование является прямым фактором, который влияет на качество человеческих ресурсов в стране.
В рамках мировых тенденций глобализации, международное образование можно выделить как одну из областей в которую государства заинтересованы инвестировать средства. Как показывает европейская практика, качество и количество программ обмена студентами и выезд за границу - ключ к развитию высшего образования в Европе. Стимулирование мобильности студентов, в форме инвестиций в программы обмена студентами, приносят значительные выгоды в улучшении качества человеческого капитала и укреплении конкурентных позиций страны на мировой арене. Если страна решит финансировать исследования своих самых ярких и перспективных студентов в уважаемых и выдающихся академических учреждениях за рубежом, по крайней мере, на небольшой срок, это поможет в реализации ожидания, что студент вернется обогащенным в образовательном, культурном и социальном смысле.
Личные отношения, которые развиваются во время участия в таких программах, способствует созданию сети укрепления дружбы и взаимодоверия, которая объединяет и связывает не только молодых людей, но и страны. Данное утверждение в первую очередь, обосновывается участием в программах обмена множества людей, которые в дальнейшем занимают лидирующие позиции в своих странах и становятся одним из самых эффективных инструментов для продвижения национальных интересов в международных делах. Целесообразно отметить, что стимулирование студенческой мобильности влияет на гармоничное развитие человеческого капитала в целом.
Благодаря проведенному опросу респондентов, можно сделать вывод, что молодые люди нуждаются в знаниях, навыках и опыте, чтобы преуспеть в более сложном и конкурентном мире. Технологические инновации меняют характер работы и навыки, необходимые для экономики 21-го века. Отношения с развивающимися странами становятся все более важными для процветания общества. Нынешнему поколению молодых людей нужно уметь строить комфортные взаимоотношения с людьми из разных слоев общества. Также им понадобятся самосознание и уверенность в себе, готовность идти на умный риск.
Таким образом, можно сделать вывод о практической значимости и важности программы международного студенческого обмена «Эразмус+» не только для отдельных индивидов, но и для государств-участников, включая Российскую Федерацию.
Возможность и необходимость организации подобной платформы образования в России - вопрос сложный, можно выделить 2 пути, по которым возможно развитие «мягкой силы» такого характера в РФ:
1. Создание эффективной программы адаптации иностранных студентов, включающий вопросы миграционного регулирования и финансовой стабильности, общее повышение репутации национальных образовательных учреждений в мировом рейтингах, таких как Financial Times и т.д. (то есть узнаваемости).
2. Продолжение участия в программе «Эразмус+», расширение программ обмена, двойных дипломов, создание онлайн магистратур с возможностью обучения на иностранных языках, увеличение количества квот для иностранных студентов.
Таким образом, если основной целью является улучшение образа России в глазах иностранцев, то следует использовать «Эразмус+», ввиду того что европейские страны, скорее всего, не будут активно использовать аналогичную своей платформу без должного признания таковой в образовательной международной среде. Увеличение потока иностранных студентов в Россию в рамках программы «Эразмус+» подтверждает этот тезис (см. рисунок 2).
Международное образование признается государствами и другими международными субъектами в качестве важного инструмента «мягкой силы» - механизма притяжения и убеждения. Образование как глобальное явление привлекает людей и вызывает интерес к языкам и культурам других мест. Это может спроектировать позитивный имидж, усилить влияние и симпатию за рубежом. Привлекательность образования выявляет его мягкую силу и помещает его в более широкие рамки культурной дипломатии.
Повышение мобильности студентов через программы обмена и продвижение культуры за рубежом играют ключевую роль в разработке международных стратегий политики.
Через студенческие обмены и международные институты страны передают особые культурные, социальные, образовательные и политические образы себя за рубежом. Это не только повышает их глобальную видимость и влияние, но также и их конечную цель - достичь и завоевать сердца и умы людей во всем мире.
Заключение
Стоит отметить, что Россия, являющаяся участницей Болонского процесса, также осознает значимость международной академической мобильности и отводит ей особое место своей системе образования, чтобы сохранить ее конкурентоспособность, о чем свидетельствуют реализуемые в Российской Федерации национальные проекты. Например, Национальный проект «Образование». Российское образование становится инструментом формирования имиджа страны на международной арене.
Международное образовательное пространство становится местом конкурентной борьбы за интеллектуальные ресурсы, где доминирующее положение занимают государства с наибольшим потенциалом системы высшего образования (развитая научно-образовательная и цифровая инфраструктура, гибкие механизмы взаимодействия)
Международная академическая мобильность в Российской Федерации оказывает положительный эффект на качественное повышение системы высшего образования, формирование ценных сетей взаимодействий, в которых происходит обмен опытом и знаниями. Кроме того, международная академическая мобильность обуславливает появление возможностей индивидуального развития и перспектив трудоустройства.
Наиболее важными мерами для увеличения количества привлеченных иностранных обучающихся в российские ВУЗы, роста темпов академической мобильности преподавателей и административного персонала являются разработка более эффективных методик отбора обучающихся в программы академической мобильности, совершенствование механизмов реализации данных программ, а также дальнейшее развитие партнерства с зарубежными образовательными институтами в рамках международного сотрудничества.
Во главе создания общего европейского образовательного пространства стоят политические и социально -экономические приоритеты развития общества, которые четко прослеживаются в образовательных программах и процессах, реализуемых Европейским союзом при участии третьих стран.
С помощью «Эразмус+» обогащается рынок труда стран как ЕС, так и РФ, поскольку благодаря этой программе растет число молодых квалифицированных специалистов с уникальным набором навыков и опыта, знанием иностранных языков и зарубежных культур. «Эразмус+» стал точкой встречи интересов, личности, социума и государства, что является непосредственным проявлением мягкой силы.
Поскольку результаты исследования показали, что многие респонденты хотели бы остаться обучаться или в дальнейшем работать в принимающей стране, логично отметить, что России в целях недопущения массового системного оттока специалистов, следует разрабатывать рычаги влияния не только на иностранных студентов, приезжающих по обмену, но и на российских граждан.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. 2020 annual work programme for the implementation of Pilot Projects and Preparatory Actions in the area of education, youth, sport and culture // European Community. [Electronic resource] - URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/resources/documents/2020-annual-work-programme-implementation-pilot-projects-and-preparatory-actions_en (accessed: 07.06.2020)
2. Erasmus Mundus // National office TEMPUS in Russia. [Electronic resource] - URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm (accessed: 30.05.2020)
3. Erasmus. Annual Report 2018 // Publication office of the European Union. [Electronic resource] - URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/7985705e-41b7-11ea-9099-01aa75ed71a1/language-en (accessed: 04.06.2020)
4. Erasmus: Facts, Figures & Trends // European Commission, education and culture. [Electronic resource] - URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/statistics/erasmus-plus-facts-figures_en.pdf (accessed: 03.06.2020)
5. Erasmus+ Country Information // European Commission, education and culture. [Electronic resource] - URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/about/factsheets_en (accessed: 04.06.2020)
6. Erasmus+ in Russia today // Eropean commission, Erasmus +.[Electronic resource] - URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/resources/documents/country-factsheet-russia_en (accessed: 04.06.2020)
7. Erasmus+ key actions managed by EACEA. [Electronic resource] - URL: https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus_en (accessed: 04.06.2020)
8. ET-ERASMUS - European Community action scheme for the mobility of university students (ERASMUS). 1987-1995 // CORDIS, EU research results. [Electronic resource] - URL: http://cordis.europa.eu/programme/rcn/150_en.html (accessed: 01.06.2020)
9. Europa 2020 Overview // Eurostat. Your key to European statistics. [Electronic resource] - URL: https ://ec.europa. eu/eurostat/web/europe-2020-indicators (accessed: 06.06.2020)
10. Resolution of the Council and of the Ministers of Education, meeting within the Council, of 9 February 1976 comprising an action programme in the field of education // European commission. [Electronic resource] - URL: http://eur-lex. europa. eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:41976X0219&from=EN (accessed: 01.06.2020)
11. The Erasmus + Impact Studies: Factsheet // European commission, Erasmus +[Electronic resource]. - URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/resources/documents/erasmus-impact-studies-factsheet_en (accessed: 04.06.2020)
12. What is Erasmus? // Choose your future. [Electronic resource] - URL: https://www.ucas.com/undergraduate/what-and-where-study/studying-overseas/what-erasmus (accessed: 05.06.2020)
13. What is Erasmus+ and how is it managed? // European commission, Erasmus +. [Electronic resource] - URL: https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus_en (accessed: 04.06.2020)