Научная статья на тему 'Студенческие научные конференции - путь в большую жизнь'

Студенческие научные конференции - путь в большую жизнь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Савин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческие научные конференции - путь в большую жизнь»

СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ -ПУТЬ В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ

В.М. САВИН

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, б

Многолетнее преподавание курса отечественной истории позволило мне выработать не только систему работы со студентами, определить методические приемы, но и гибко подходить к подаче материала с учетом меняющегося контингента учащихся, нового прочитыва-ния материала, на основе дополнительных источников переосмыслить уже известные проблемы в условиях кардинальных перемен, происшедших в нашей стране и в мире в целом.

Несмотря на многие проблемы, связанные с духовным, нравственным и культурным воспитанием учащейся молодежи, важно заметить, что в условиях конца 90-х гг. XX - начала XXI вв. заметен растущий интерес студентов к историческому прошлому своей страны, к ее проблемам, которые до сих пор не удается по тем или иным причинам решить. И это совершенно нормально, так как современная студенческая молодежь справедливо отдает себе отчет в том, что решение этих проблем - дело не одного дня или года, а их решение падает на период их вхождения в самостоятельную жизнь. Они понимают, что старшие поколения постепенно уходят в историю и им необходимо предпринимать самостоятельные усилия, направленные на поиск решения существующих проблем в новых исторических условиях. Сама жизнь заставляет нынешних молодых людей искать ответы на многие вопросы, поставленные предыдущими поколениями и не ответившими на них в силу различных объективных и субъективных причин.

Пробуждение интереса к историческому прошлому Государства Российского характерно не только для студентов гуманитарных, но и негуманитарных специальностей, что заставляет профессорско-преподавательский состав творчески подходить к поиску новых наиболее приемлемых форм и методов их исторического образования.

Одной из сложившихся традиций второй половины 90-х гг., зародившейся в нашем Университете, стало ежегодное проведение научно-теоретических и научно-практических конференций студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященных изучению актуальных проблем исторического прошлого и настоящего нашей Родины. Отправной точкой этой важной работы стал, вышедший в 1995 г., Приказ ректора Университета В.М. Филиппова «О популяризации и активизации изучения истории России».

Это очень ответственная и благородная работа, ибо нельзя стать патриотом, не зная корней своих предков. Нельзя строить новое будущее, не имея представления о гигантских героических свершениях предшествующих поколений, не зная ошибок и упущений, допущенных ими, с тем, чтобы не повторить их. В организации и проведения студенческих конференций базовой стала кафедра истории России, которая накопила в этой работе немалый опыт в российском масштабе, так как все эти конференции проходят по решению Министерства образования РФ. И вот по прошествии последних лет можно говорить о результатах этой работы.

В процессе подготовки и проведения научно-практических конференций в эту работу вовлекается все более широкий круг молодых исследователей, стремящихся изучить, понять, а порою и переосмыслить основные вехи отечественной истории с учетом современных условий. Эта работа вышла за рамки кафедры истории России, факультета гуманитарных и социальных наук, потому что в ней принимают участие студенты, аспиранты и молодые ученые всех факультетов Университета, более того, конференции стали всероссийскими с участием молодежи многих вузов страны.

Важно заметить, что этому предшествует кропотливая работа преподавателей кафедры истории России и других кафедр гуманитарного цикла на уровне факультетов, курсов и групп по написанию реферативных и курсовых работ, а также поиску наиболее талантливых представителей, способных проявить себя в сфере научных исследований, причем независимо от избранной специальности, исходя из того, что каждая специальность - ее появление, развитие и использование в жизни российского общества - есть составная часть нашей культурной истории, и каждый, интересующийся историей своей профессии, может найти много интересного, что явится его пусть небольшим, но важным вкладом в изучение конкретной истории нашей Родины.

Вузовская практика свидетельствует, что нынешний студент - весьма благодатная почва для проведения с ним историко-образовательной, воспитательной и культурной работы, целью которой является подготовка специалистов, имеющих высокий уровень знаний по истории своей Родины, ее культуре, традициях. Жизнь подтверждает, что эта работа сполна окупается, потому что решается задача подготовки нашей смены, которая в основе своей будет сознательно участвовать в продолжении великих традиций нашей страны.

Проведение на гуманитарных, а также сельскохозяйственном, медицинском, инженерном и других факультетах, в конце учебного года ежегодных факультетских студенческих научных конференций стало доброй традицией кафедры истории России. В результате, за последние семь лет на факультетах были проведены конференции, посвященные аграрно-крестьянскому вопросу в истории России, 50-летию со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 300-летию Российскому Петровскому флоту, месту Москвы в истории России, в связи с ее 850-летием, Российскому университету дружбы народов и его роли в подготовке национальных кадров, 60-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 60-летию Московской битвы - первого шага к Великой Победе и др. Такие конференции увязываются с учебным процессом и наиболее интересные, глубокие и самостоятельные студенческие работы публикуются в студенческих сборниках. При этом их отбор идет вполне демократично и гласно. На наш взгляд такой подход является важной школой подготовки студента к его дальнейшей научной деятельности. В работе таких конференций, как правило, принимают участие руководители Университета, факультетов, ведущие ученые, студенты старших курсов, уже имеющих определенных опыт участия в аналогичных конференциях и др.

Всероссийские и межвузовские научно-практические конференции, которые венчают цикл курсовых и факультетских конференций, являются итогом большой коллективной и индивидуальной работы преподавателей кафедры истории России, проводимой в учебном процессе. Эта практика стала неотъемлемым, органичным элементом жизни кафедры истории России, о деятельности которой в этом направлении знает как весь коллектив Университета, так и многие представители студенческой и аспирантской молодежи ведущих вузов Москвы и Российских регионов. Это является основой для проведения совместных исследований с представителями разных вузов, в том числе и не гуманитарного профиля, происходит своего рода интеграция научных исследований и обмен информационной базой, проводимых в том или ином регионе аналогичных исследований.

Важнейшей составной частью этой работы является подготовка и издание сборников научных работ, охватывающих студенческую молодежь гуманитарных и негуманитарных специальностей, а также всех сфер социально-политической, экономической, национальной, культурной политики нашего государства и его международных связей. Это стимули-

рует научно-исследовательскую работу студентов, аспирантов, молодых ученых, дает им возможность видеть и осознавать, что их скромный труд в таких сборниках не только сохранится, но и станет достоянием истории.

Первая конференция «Роль Москвы в истории России» была проведена в 1997 г. и была приурочена к празднованию 850-летия столицы.1 Ей предшествовало написание десятков рефератов и курсовых работ, прослеживающих становление, развитие и роль Москвы как политического и культурного центра страны, и одного из центров мировой культуры. Это была первая студенческая научная конференция, в которой приняли участие представители естественно - научных, технических и гуманитарных факультетов. Многие доклады и сообщения студенческой молодежи отличались оригинальностью и элементами научного поиска в осмыслении проблем разностороннего развития России и роли Москвы в этом историческом процессе. Всего да пленарном заседании и на секциях выступили более сорока человек, представившие в своем большинстве свои первые научные опыты, в которых были использованы архивные и местные краеведческого характера материалы. С большим интересом были выслушаны сообщения, непосредственно посвященные Москве, такие, например, как «Москва в XIV в. как стабилизирующий фактор становления Руси» (К. Богатырев); «Проблемы художественного творчества Москвы последней четверти XIX века. К. А. Коровин» (Е. Градовская); «Роль Москвы в становлении и развитии Кавказского региона (Осетия)» (Е. Гриценко); «Образ Москвы в исторической публицистике Г.П. Федотова» (А. Дегтярева); «Поэты Москвы о Москве» (С. Ефанов); «Святые покровители Москвы» (И. Измоденов); «Роль Москвы в истории российского коневодства» (Е. Кащенко, М. Сибаева); «Сказание о начале Москвы и гипотезы происхождения ее названия» (Е. Куняева); «Москва - центр объединения русских земель» (Г. Миллер); «Москва как центр возрождения казачества» (Ю. Носкова); «Концепция "Москва - третий Рим" и ее отображение в архитектурном ансамбле Новоиерусалимского монастыря» (Е. Попова); «С.А. Есенин в Москве (1895-1930)» (И. Синявская); «Меценатская деятельность Рябушинских в Москве» (Я. Слепухина); «Москва в современной политической жизни России» (Г. Хлебникова); «Москва и Донское казачество в эпоху смутного времени» (О. Чубов); «Историческая роль Москвы-реки в становлении столичного мегаполиса» (Д. Шарай); «Изменение положения Московского дворянства в период петровских реформ первой четверти XVIII в.» (М. Яшина) и др. Конференция вызвала большой интерес в студенческой среде и была одобрена руководством Министерства образования РФ.

Вторая научная конференция «Россия на пороге XXI века» была посвящена 55-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 40-летию РУДН.2 В большинстве сообщений участников конференции была показана современная историческая значимость Великого подвига народов Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., проанализированы различные аспекты политического, экономического и духовного развития России в конце XX в.

Важной особенностью проведения конференции стало участие в ней ветеранов войны -профессоров, преподавателей и сотрудников Университета, пришедших на конференцию в парадной военной форме, увенчанные боевыми наградами и эмоционально рассказавшими о ратном подвиге советского солдата, о конкретных операциях этой жестокой войны, унесшей десятки миллионов лучших сынов и дочерей нашей Родины.

Были восторженно встречены выступления ветеранов войны - блокадницы Ленинграда, ныне профессора, д.м.н. Н.В. Крыловой; участника Сталинградской битвы, профессора, д.э.н., в течение более 22 лет возглавлявшего Университет, а ныне его президента В.Ф. Станиса; участников Парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. и Парада Победы 1945 г. - д.м.н., профессора, председателя Совета ветеранов РУДН Н.А. Тюрина; д.и.н., профессора Л. С. Озерова; зам. председателя Совета ветеранов РУДН, д.и.н.; профессора A.C. Протопопова; д.и.н., профессора В.Л. Керова. Выступали и те, кого уже нет с нами - д. филол. н., профессор С.П. Мамонтов; зам. председателя Совета ветеранов РУДН д.м.н., профессор Б.К. Панфилов и другие. Ветеранам в знак благодарности были вручены цветы и ценные подарки.

Нужно было видеть реакцию молодых людей, восемнадцатилетних студентов, а именно столько было нынешним ветеранам в 1941 г. Это был поистине урок военно-патрио-тического воспитания со слезами на глазах, это была встреча со своей юностью поколения, ценой своей жизни обеспечившего право на жизнь многим поколениям нашей страны. Это был урок соединения научных исследований студентов, практической жизни и научно-практического сотрудничества представителей разных поколений. Важно и то, что в работе конференции участвовали студенты многих вузов Москвы. Для 57 участников конференции значимость этой конференции определялась еще и своими первыми публикациями.

Третья научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Российское общество: социально-политическая, экономическая и культурная история», состоявшаяся в апреле 2001 г.3, имела важную отличительную особенность - она была уже Всероссийской и в ней приняли участие студенты гуманитарных, естественно-научных и технических факультетов РУДН, Воронежского государственного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Академии молодежи, Нижневартовского государственного педагогического института, Новосибирского государственного университета, Тамбовского государственного технического университета и целого ряда других вузов страны, а также многие зарубежные гости, обучающиеся в российских вузах.

На пленарном заседании и секциях выступили 67 человек, сообщения которых отличались оригинальностью и привлечением архивных источников, раскрывающих малоисследованные страницы социально-политической, экономической и культурной истории России.

Нынешний 2002 год был ознаменован проведением очередной Четвертой Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых XXI век: актуальные проблемы истории России»4, состоявшейся в апреле 2002 г. Отличительной ее чертой стало участие в ней более широкого числа участников - представителей всех факультетов университета, прежде всего аспирантов, которые, еще будучи студентами, принимал участие в первых аналогичных конференциях и именно их активное участие в них предопределило их настоящее научное направление в рамках аспирантуры. В этом также состоит важный результат проделанной в последние годы работы по активизации студенческой молодежи к изучению истории нашей страны.

Важно заметить, что сегодняшние аспиранты кафедры истории России в течение последних лет являлись участниками этих конференций. Каждый из них еще на студенческой скамье делал первые попытки найти собственную нишу в исследовании истории нашей Родины и под руководством своих преподавателей, впоследствии научных руководителей, выбрал свою стезю. Это ведь еще важно и потому, что таким образом формируются научные школы на кафедре, все меньше остается белых пятен в истории нашего общества и одновременно готовится молодая научная смена. А значит - наше дело, дело профессионального образования, научного воспитания и передачи опыта ведения дальнейших научных исследований будет и впредь в надежных руках.

Среди участников таких конференций, впоследствии ставших аспирантами кафедры истории России, можно назвать К. Богатырева, Я. Григорьян, А. Дианова, А. Лебедкину,

С. Любичанковского, Ю. Носкову, Т. Харитонову, К. Курылева, А. Гутеневу, А. Тереничен-ко, Л. Толмацкую и ряд других, которые пришли в науку не случайно, а в результате многолетней кропотливой работы.

Популяризации данных конференций способствует и университетская газета «Дружба». В результате эта важная работа становится достоянием всего университетского коллектива и тех организаций, куда поступает наша газета; о ее важности и необходимости активизации говорится на заседаниях Ученого совета университета, заседаниях научных обществ факультетов, в отчетах в Министерство образования РФ. Все это имеет важное значение, потому что молодежь, несмотря на различного рода сложности, переживаемые страной с оптимизмом смотрит в будущее. Студенты пре-

красно понимают, что без высокой профессиональной подготовки и глубоких навыков и умения вести научно-исследовательскую, творческую работу вряд ли можно реализовать себя как личность, потому что новое время, новые условия бытия настоятельно требуют переосмысления каждым индивидуумом сущности и ценности своей жизни. Интерес к истории своей страны и ее места в рамках мировой цивилизации вселяет определенный оптимизм, подтверждает наличие преемственности поколений, сохранение и приумножение традиций, которыми можно и нужно не только гордиться, но и извлекать из уроков прошлого то, что необходимо' для определения настоящего и тем более будущего нашего Отечества.

Известно, что XXI век, объявленный ЮНЕСКО «Веком образования», предполагает усиление интеграционных процессов в мировой науке и практике. Но, как справедливо замечают исследователи этих проблем, все эти процессы, как на национальном, так и на международном уровнях, базируются на конкретной работе с начинающими студентами, вступающими на путь профессиональной ориентации и научных исследований. Здесь необходимо учитывать то, что человеческая цивилизация находится в постоянном поиске перспектив собственного развития, а высшее образование, вне всякого сомнения, должно стать приоритетной областью.

Многолетняя практика работы в студенческой среде показывает, что в системе высшего образования у человека формируется способность приобретать научные знания, осваивать научную деятельность, получать опыт самообразования и самовоспитания только под руководством преподавателя, как в учебном процессе, так и в ходе проведения индивидуальной работы на уровне написания курсовых, дипломных работ, а также участия в вузовских на-учно-исследовательских и научно-практических конференциях - подлинной школы апробации имеющихся навыков научного исследования и публичного представления его результатов на суд заинтересованной аудитории. Здесь учатся аргументации сделанных выводов, так как всегда есть оппоненты, имеющие иную точку зрения, базирующуюся на данных, не использованных автором сообщения.

Безусловно, в этой работе есть не использованные резервы. Еще не во всех читаемых курсах, не на всех факультетах существует реальная интеграция научно-иссле-довательской, учебной и практической жизнедеятельности вузовской молодежи, хотя также существует необходимость в целостном восприятии научного и учебного знаний, наличия возможностей использования в практической деятельности не только знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также приобретенных в процессе научного исследования в экспериментальной работы.

Значение повышения уровня качества научных исторических исследований в различных областях жизни и деятельности нашей страны возрастает сейчас в условиях кризисного состояния российского общества, поиска путей выхода из него с целью занятия достойного места в рамках мировой цивилизации. Специалисту любой профессии сегодня важно быть не только высоко профессионально образованным, что предполагает наличие глубоких, осмысленных знаний по истории, как своей профессии, но и быть исторически образованным человеком.

Подводя итог сказанному, важно заметить, что проведение разноуровневой научно-исследовательской работы, тесно увязанной с учебным процессом и выходящей в результате на проведение научно-теоретических и научно-практических конференций -это своего рода «научный полигон» для начинающих исследователей - людей мыслящих, пытливых, ищущих ответы на многие злободневные вопросы, поставленные сегодня самой жизнью.

Мы живем уже в новом XXI столетии. Организаторы и участники проведения работы по изучению истории нашей страны ищут новые формы, методы и направления привлечения научной молодежи к изучению истории России, понимая, что история - это то, что поможет строить прогноз на будущее. Мы исходим из того, что научно-исследовательская работа - это большой напряженный труд молодых исследователей и их старших коллег, научных руководителей. И пусть научные поиски и первые находки невелики по своему

объему, и, разумеется, не претендуют на последнее слово в науке, но они важны своей значительностью, потому что являются первыми. Именно с таких публикаций начинается путь в большую науку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Роль Москвы в истории России. Материалы первой студенческой научной конференции / Отв. ред. В.М. Савин. -М., 1999.

2 Россия на пороге XXI века. Материалы второй студенческой конференции, посвященной 55-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 40-летию Российского университета дружбы народов / Отв. ред В.М. Савин. - М., 2000.

3 Российское общество: социально-политическая, экономическая и культурная история. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Отв. ред. В.М. Савин. -М., 2001.

* XXI век: актуальные проблемы истории России. Материалы Четвертой всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Отв. ред. В.М. Савин. - М., 2002.

STUDENTS SCIENTIFIC CONFERENCES: WAY TOWARD MAJOR LIFE

V.M. SAVIN

The Department of Russian History Peoples Friendship University of Russia 6 Mikhlukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.