Научная статья на тему 'Студенческие клубы как условие социокультурного развития современной молодежи: компаративный анализ'

Студенческие клубы как условие социокультурного развития современной молодежи: компаративный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / STUDENTS' UNIONS / MASS MEDIA / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / LEISURE ACTIVITY / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Анна Александровна

В статье раскрыты возможности и роль студенческой клубной деятельности в России и за рубежом, показано ее влияние на социокультурное развитие компетентных специалистов. Подчеркнута важность вопроса о статусе и общественном признании внеаудиторной деятельности как важной составляющей образовательного процесса в университете. Дана оценка основным направлениям и содержанию клубной деятельности студентов в едином образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' UNIONS AS A CONDITION OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF THE MODERN YOUTH: COMPARATIVE ANALYSIS

The article considers the possibilities and the role of students' union activities in Russia and abroad, its influence on the sociocultural development of competent professionals. It is emphasized that the status and public recognition of the out-of-school activities as a significant component of education in a university is a relevant point. The author evaluates the main areas and the content of the students' union activities in the united educational space.

Текст научной работы на тему «Студенческие клубы как условие социокультурного развития современной молодежи: компаративный анализ»

УДК 378.095

Жаркова Анна Александровна

директор филиала Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского в г. Ульяновске

СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Zharkova Anna Aleksandrovna

Director at Ulyanovsk branch of the Moscow State University of Technology and Management

STUDENTS’ UNIONS AS A CONDITION OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF THE MODERN YOUTH: COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация:

В статье раскрыты возможности и роль студенческой клубной деятельности в России и за рубежом, показано ее влияние на социокультурное развитие компетентных специалистов. Подчеркнута важность вопроса о статусе и общественном признании внеаудиторной деятельности как важной составляющей образовательного процесса в университете. Дана оценка основным направлениям и содержанию клубной деятельности студентов в едином образовательном пространстве.

Ключевые слова:

студенческие клубы, средства массовой информации, социокультурное развитие, досуговая деятельность, внеучебная активность.

Summary:

The article considers the possibilities and the role of students’ union activities in Russia and abroad, its influence on the sociocultural development of competent professionals. It is emphasized that the status and public recognition of the out-of-school activities as a significant component of education in a university is a relevant point. The author evaluates the main areas and the content of the students’ union activities in the united educational space.

Keywords:

students’ unions, mass media, sociocultural development, leisure activity, extra-curricular activity.

Российское студенчество в последние десятилетия переживает период трансформации и находится в стадии своего социально-профессионального и личностного становления.

Интенсивное развитие инициатив и интересов студентов позволяет предположить устойчивую перспективу расширения и углубления взаимодействия образовательных организаций с самодеятельными объединениями молодежи. Расширение сферы взаимодействия происходит здесь за счет увеличения его субъектов, а усложнение и обогащение связей требует специально подготовленных профессионалов - социальных педагогов, организаторов деятельности молодежных объединений и клубов.

Большое влияние на социокультурное развитие современной молодежи оказывают также средства массовой информации (далее - СМИ), формируя взгляды студентов, их вкусы и отношение к окружающему. Наиболее сильное воздействие оказывает теле- и видеопродукция. Особый характер учета влияния СМИ на социокультурное развитие современной молодежи заключается в том, что педагоги и другие взрослые не всегда умеют работать с информацией, предварять ее восприятие, прямо и откровенно толковать содержание, трансформировать ее для своих студентов в зависимости от гендерных особенностей, возраста, созвучности местным событиям и другому.

Используя дискуссионные формы, организуя острые и честные обсуждения, приглашая профессионалов-специалистов, социальные педагоги и воспитатели должны организовывать со СМИ взаимодействие, основанное на сочетании критического анализа и показа положительных явлений, оперативности, освещения жизни и деятельности студентов, вопросов их социальной защиты. В то же время, как свидетельствуют наши исследования, и различные СМИ также заинтересованы в информации о профессиональных образовательных организациях и студентах, если они ярко раскрывают жизнедеятельность всех субъектов образовательного процесса.

Обучение в современной вузе, которое призвано подготовить выпускников к работе в различных сферах и на предприятиях различных форм собственности, в условиях самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, то есть фактически ставит молодых людей перед выбором: либо осваивать основы самоуправления, накапливать соответствующий опыт общественной деятельности, что позволит в будущем успешно работать и жить в гражданском обществе, либо влачить жалкое существование на обочине жизни. Поэтому в наших экспериментальных учебных заведениях мы стремились сначала создать, а, впоследствии, совершенствовать гибкую модель процесса развития общественной активности и самодеятельности, способствующих социокультурному развитию студентов.

Важным условием эффективного социокультурного развития учащейся молодежи является организация ее внеучебной деятельности, консолидирующими центрами которой являются различные студенческие клубы и клубные объединения. До недавнего времени данная работа со студентами сводилась к двум направлениям - идеологическому и профессиональному воспитанию. Первое - выполняли патриотические, интернациональные и активистские клубы. Профессиональное же воспитание было отдано Домам творчества и культуры, опирающимися в своей работе, в основном, на кружковую схему [1].

Нельзя утверждать, что положение сегодня резко изменилось, но есть уже определенный положительный опыт, вселяющий надежду на улучшение работы по социокультурному развитию студентов в вузах и по месту жительства с привлечением специально подготовленных социальных педагогов, воспитателей, кураторов учебных групп.

В последнее время появляется тенденция повышения интереса ученых и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга в клубных объединениях. Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами, но, в основном, есть и постоянные, глубинные, соответствующие самой природе человека обстоятельства. Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга. Таковы, в частности, потребности в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, в знакомстве с произведениями искусства, посещении культурно-досуговых мероприятий, чтении и обсуждение художественной литературы, просмотре телевизионных передач и другое.

В любом развитом обществе формируется и действует целая система организаций и структур, главной функцией которых является подготовка культурного времяпрепровождения граждан. Сеть специализированных центров и клубов охватывает, как правило, учреждения профессионального искусства, туристско-экскурсионные предприятия, историко-культурные комплексы, развлекательно-игровые заведения, библиотечные, парковые, клубные учреждения. Каждое из культурно-досуговых предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою профессиональную специфику [2].

Процессы глобализации и международной образовательной интеграции, происходящие в современный период, вызвали к жизни иные научные подходы, согласно которым вырабатывается новая плюралистическая модель непрофессиональной досуговой деятельности. Главной ценностью сегодня выступает деятельность, которая соответствует общечеловеческим нормам морали, высоким образцам художественного вкуса, задачам социокультурного развития личности, в целом, и дает возможность самореализации и творческого роста личности молодого человека.

Ведущая роль в этой деятельности отводится клубам и клубным объединениям как важным формам организации общественной самодеятельности студентов, способствующей эффективному социокультурному развитию молодежи. Наряду с индивидуальным, здесь возможно и групповое, коллективное членство.

Многообразие данного культурного явления порождает и соответствующее многообразие подходов к их рассмотрению, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания. Подчеркнем еще одну закономерность: чем объемнее рассматриваемое явление, тем больший круг наук изучает его. Однако, как показывают наши исследования, в этой связи мы убеждены, что изучение международного опыта развития клубной деятельности может способствовать в определенной степени использованию единой терминологии, что важно для проведения теоретических исследований. С другой стороны, анализ международного опыта деятельности студенческих клубов в университетах стран с развитой рыночной экономикой и поиск возможностей использовать данный опыт в российских вузах будет способствовать активизации деятельности отечественных студенческих клубных объединений, направленных на социокультурное развитие и воспитание молодежи.

Увеличивающееся внимание к проведению компаративных педагогических исследований объясняется поиском эффективных образовательных политик, которые улучшают социокультурное развитие молодежи, особенно в условиях интеграции и европеизации в области высшего образования, обеспечивают стимулы для осуществления инновационных преобразований с целью повышения конкурентоспособности и качества образования и помогают мобилизовать необходимые ресурсы для достижения этой цели [3].

Несомненно, исследование международного опыта социокультурного развития студенческой молодежи важно для осмысления естественных процессов взаимодействия, взаимообога-щения и постепенной интеграции все еще существенно различных социальных систем. Кроме того, «изучение и анализ различных явлений в области профессиональной подготовки специалистов развитых стран становится ныне фактически нормой нашей жизни и научного взаимодей-

ствия» [4]. Обращаясь к международной педагогической литературе, отметим, что, например, перед зарубежными учеными проблема теоретической дифференциации понятия «клуб» и «клубное объединение» не стоит, и они используют оба термина как синонимы.

Многие отечественные и зарубежные ученые [5; 6; 7] считают клубную деятельность в высших профессиональных школах за рубежом самой сильной стороной международного образования. Не случайно российских студентов, обучающихся в зарубежных вузах и участвующих в программах развития академической мобильности, привлекают не только современные образовательные программы, влияющие на их будущую конкурентоспособность на международном рынке труда, но и возможность пожить в большом кампусе (название университетского городка в англоязычных странах), где можно окунуться в окружающую культурную среду и самореализоваться в многочисленных студенческих клубных объединениях, ассоциациях и общественных организациях.

Например, о значимости клубных объединений студентов в социально-культурной жизни американских университетов дают представление следующие факты. По данным, приводимым журналом «Обзор сравнительного образования» [8], типичный американский первокурсник посвящает участию в деятельности различных студенческих объединений и клубов около 3,5 ч в неделю.

Одним из характерных является заявление президента Гарвардского университета Нейла Руденштайна: «Университет видит свое предназначение в том, чтобы быть местом обучения и свободного развития студентов. Университет верит в важность образования, которое формирует целостную личность» [9].

Проделанный нами сравнительно-педагогический анализ по исследуемой проблеме позволяет говорить, прежде всего, о наличии большого количества клубов и клубных объединений в университетах стран с развитой рыночной экономикой. Причем речь идет только об официально зарегистрированных студенческих объединениях, в то время как существуют также полу-и неофициальные студенческие клубы.

Вхождению европейского студента в «клубную» жизнь своего учебного заведения способствует предшествующее участие во внешкольных детских и юношеских объединениях, самыми массовыми из которых являются скаутские союзы. Как отмечают многие ученые, подобная организация времени для детей за рубежом распространена не только в центрах досуга. Она стали важнейшими компонентами среды, эффективно участвующими в социализации личности, приобщении ее к нормам и ценностям социальной микросреды. Интересным представляется также тот факт, что участие в школьных клубах, кружках, организациях учитывается при поступлении абитуриентов в европейские и американские университеты. Более того, Д. Аштон, автор справочника Калифорнийского университета в Беркли, указывает на то, что если студент поступает на бесплатные программы университета, то деятельность во внешкольных организациях и награды могут иногда быть решающим фактором в зачислении или не зачислении, причем качество предпочитается количеству. Предпочтительнее возглавлять одну организацию, чем быть членом пяти или шести [10].

Какие мотивы для европейских студентов являются основными при вступлении в то или иное клубное объединение? Один из главных мотивов - достижение личного успеха, что является одной из основных зарубежных ценностей, выделенных Л. Херли [11]. По данным нескольких социологических опросов, более 76 % респондентов назвали участие в социальной жизни университета или колледжа в числе главных факторов студенческого успеха. Основными мотивами членства в студенческом объединении также являются следующие: обрести новых друзей, выйти из состояния одиночества, найти единомышленников по интересам, установить полезные социальные контакты, интересно провести свободное время, развлечься.

Исследуя динамику социокультурной жизни студентов США, ряд исследователей в числе основных выделяют такой мотив как потребность определенной части учащихся в том, чтобы быть членом какой-либо группы: «В объединения вступают те, кто чувствует, что нуждается в групповой жизни, хочет влиться в групповую структуру и принять групповые роли. Ради этого они откажутся от личной свободы, уединения и свободного времени» [12].

Наиболее важными для социокультурного развития современного специалиста являются клубы социальной направленности и экологические объединения студентов. Клуб становится наиболее демократичной формой самоуправления студентов в социуме, развития их общественной самодеятельности и гражданской позиции.

С учетом того значения, которое придается внеаудиторной работе, в том числе и клубной деятельности студентов, не удивляет тот факт, что данная деятельность студентов является особым объектом внимания специальных государственных структур, например в США - это Совет по продвижению стандартов в высшем образовании, при этом следование стандартам CAS является обязательным для университетских властей, а основные направления организации внеаудиторной деятельности, издаваемые этим федеральным органом, имеют рекомендательный характер.

Сделаем важный вывод для развития клубной деятельности в наших вузах: взаимоотношения профессиональной образовательной организации и клуба строятся на взаимном интересе. Клубная форма развития общественной самодеятельности и гражданской позиции студентов позволяет на договорных основах строить взаимоотношения с различными учреждениями, организациями и объединениями в социуме. В клубе создаются разновозрастные группы, что позволяет сотрудничать людям разных возрастов, интересов, религиозной и этнической принадлежности. Это благоприятная почва для освоения социального опыта и культуры, что является основным фактором социокультурного развития современной молодежи в едином образовательном пространстве.

Ссылки:

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: пособие. М., 1995. 135 с.

2. Там же.

3. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский пед. журнал. 2013. № 3. С. 33-39.

4. Там же. С. 47.

5. Киселева Т.Г. Указ. соч.

6. Трегубова Т.М. Указ. соч.

7. Hurley L., Tracey D. Models of youth work: a sociological framework. Irish youth, 2009. 124 p.

8. Ibid.

9. Ibid. P. 37.

10. Comparative Education Review. Chicago, 1988. № 1, 2, 4; 2008. Vol. 33. № 1, 2. P. 3-60.

11. Hurley L., Tracey D. Op. cit.

12. Ibid. P. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.