Научная статья на тему 'Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики'

Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / журналистика / реклама / связи с общественностью / студенческая практика / media education / journalism / advertising / public relations / student practice

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хакимова Елена Мухамедовна, Баштанар Ирина Михайловна, Золотова Екатерина Сергеевна

Публикация посвящена мероприятию по итогам студенческой практики на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЮУрГУ в 2016–2017 учебном году. Авторы дают характеристику базы практики, резюмируют содержание представленных на конференции докладов. Особое внимание уделяется определению места практики в системе современного конвергентного медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT PRACTICE AS A KEY FACTOR IN THE PROFESSIONALIZATION OF JOURNALISM FACULTY STUDENTS

The paper considers the event on the results of the student practice at the Department of Journalism and Mass Communication of SUSU in 2016-2017 academic year. The authors characterize the basis of the practice, summarize the contents of the reports presented at the conference. Special attention is paid to the definition of practice position in the system of modern convergent media education.

Текст научной работы на тему «Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики»

УДК 378.016 + 070.42

Хакимова Елена Мухамедовна

Доктор филологических наук, профессор кафедры «Журналистика и массовые коммуникации», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,

Российская Федерация, Челябинск

Баштанар Ирина Михаиловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Журналистика и массовые коммуникации», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,

Российская Федерация, Челябинск

Золотова Екатерина Сергеевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика и массовые коммуникации», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,

Российская Федерация, Челябинск

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА

ЖУРНАЛИСТИКИ

Публикация посвящена мероприятию по итогам студенческой практики на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЮУрГУ в 2016-2017 учебном году. Авторы дают характеристику базы практики, резюмируют содержание представленных на конференции докладов. Особое внимание уделяется определению места практики в системе современного конвергентного медиаобразования.

Ключевые слова: медиаобразование, журналистика, реклама, связи с общественностью, студенческая практика.

Elena M. Khakimova

Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Journalism and Mass Communication; South Ural State University (National Research University)

Russian Federation, Chelaybinsk

Irina M. Bashtanar

PhD (Pedagogy), Assistant Professor, Department of Journalism and Mass Communication; South Ural State University (National Research University)

Russian Federation, Chelaybinsk

Ekaterina S. Zolotova

PhD (Philology), Assistant Professor, Department of Journalism and Mass Communication;

South Ural State University (National Research University)

Russian Federation, Chelaybinsk

STUDENT PRACTICE AS A KEY FACTOR IN THE PROFESSIONALIZATION OF JOURNALISM FACULTY STUDENTS

Abstract. The paper considers the event on the results of the student practice at the Department of Journalism and Mass Communication of SUSU in 2016-2017 academic year. The authors characterize the basis of the practice, summarize the contents of the reports presented at the conference. Special attention is paid to the definition of practice position in the system of modern convergent media education.

Keywords: media education, journalism, advertising, public relations, student practice.

Для цитирования:

Хакимова Е. М., Баштанар И. М., Золотова Е. С. Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 83-88.

4 декабря 2017 года на кафедре журналистики и массовых коммуникаций Института социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) прошло ежегодное мероприятие «День практики», которое включает в себя научно-практическую конференцию «Студенческая практика в системе профессиональных координат» и творческий конкурс в области журналистики, рекламы и связей с общественностью «По волнам летней практики».

Государственные образовательные стандарты и учебные планы по направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» включают два вида практик: учебную и производственную (по профилю специальности и преддипломную). Их значимость в учебном процессе обусловлена тем, что данный вид образовательной деятельности позволяет решить множество разнообразных задач: практиканты знакомятся со структурой и особенностями функционирования современной медиаиндустрии как в России, так и за её пределами; осваивают и совершенствуют навыки подготовки материалов для различных СМИ с использованием инновационных технологий; принимают участие в реальной рекламной и PR-деятельности организаций и предприятий; приобретают бесценный опыт самостоятельной работы в творческом коллективе.

В 2016-2017 учебном году кафедра журналистики и массовых коммуникаций ЮУрГУ направила на практику 238 студентов под руководством кандидата педагогических наук Ирины Михайловны Баштанар и кандидата филологических наук Екатерины Сергеевны Золотовой. Базой проведения практики стали Южно-Уральский государственный университет и множество сторонних организаций. ЮУрГУ предоставил возможность получить профессиональный опыт в университетских СМИ и в Управлении маркетинга и стратегических коммуникаций 112 студентам. Информация о распределении практикантов по структурным подразделениям университета отражена на рис. 1.

Рисунок 1. Организация практики на базе вуза (данные за 2016-2017 учебный год)

126 студентов проходили практику за пределами ЮУрГУ, причём не только в Челябинске и Челябинской области, но и в других регионах России (Екатеринбург, Орск, Сочи, Тамбов) и даже за рубежом (Германия, Испания, Казахстан, Китай). Важно, что профессиональная подготовка практикантов из ЮУрГУ осуществляется в сторонних организациях различного профиля, среди которых печатные и интернет-СМИ (ООО «АиФ-Южный Урал», редакция газеты «Комсомольская правда», ООО «СПОРТУРАЛА», интернет-издание «Lentachel.ru» и др.); конвергентные медиахолдинги, теле- и радиокомпании (ГТРК «Южный Урал», ООО «Радио Континенталь», ООО Информационная компания «Медиа-Центр», ОАО «СТС» и т. д.); пресс-службы органов власти и учреждений (Администрация г. Челябинска, ГУ МВД Российской Федерации по Челябинской области, ГУ МЧС России по Челябинской области, Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области, Челябинское отделение № 8597 ПАО «Сбербанк

85

России», ГБУЗ «Челябинская областная клиническая наркологическая больница»), а также другие медиаструктуры. Количественный аспект распределения практикантов в сторонних организациях представлен на рис. 2.

Рисунок 2. Организация практики на базе сторонних организаций (данные за 2016-2017 учебный год)

По итогам практики все студенты получили положительные оценки, многие практиканты отмечены потенциальными работодателями за добросовестность, компетентность и креативный подход к работе.

Профессиональные достижения и проблемы, дискуссионные моменты и открытия стали предметом осмысления в представленных на конференции отчётных докладах. Так, Алена Беляева, проходившая практику в Сочи, поделилась опытом сотрудничества с профессионалами телевизионного отдела корпорации «Макс Медиа Групп» в ходе подготовки 15 сюжетов. Дмитрий Крупкин и Дмитрий Вяткин выступили с сообщением о специфике PR-деятельности челябинского агентства «Специальные события». Вероника Рашевских и Марина Черных рассказали об особенностях продвижения первого в России мультимедийного киноконцерта InOut. Ксения Заболотнева рассмотрела все этапы работы с новостными материалами на радиостанции «Бизнес FM» — от поиска экономического информационного повода до выпуска готового медиапродукта в эфир. Василий Трифонов, Максим Евсеев и Дмитрий Пилюгин, занимавшиеся продвижением клуба американского футбола «Челябинские танки» и хоккейного клуба «Трактор», ознакомили участников конференции с актуальными трендами рекламы и PR в спортивной сфере. Константин Крестников и Анастасии Яношевская обобщили

Студенты кафедры «Журналистика и массовые коммуникации» на телевизионной

съёмке

опыт работы группы студентов в структурном подразделении ЮжноУральского государственного университета «360-градусный мультимедийный ньюсрум ЮУрГУ»: в их докладе получила отражение история создания мультимедийного лонгрида «Русский язык и образование на русском», занявшего 1-е место в Конкурсе на лучший медиацентр среди вузов России.

Отчётный доклад о практике Вероники Рашевских и Марины Черных

Важной составляющей мероприятия традиционно является процедура награждения победителей творческого конкурса в области журналистики, рекламы и связей с общественностью «По волнам летней практики». Кафедра журналистики и массовых коммуникаций ЮУрГУ отметила профессиональные успехи студентов специальными дипломами в таких номинациях, как «Первая ласточка», «Идея 2017», «Самая остросоциальная тема», «Рекламист высшей пробы» и др.

Доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики, зав. кафедрой журналистики и массовъх коммуникаций ЮУрГУ Людмила Петровна Шестеркина награждает победителей творческого конкурса «По волнам летней практики» Дмитрия Вяткина и Дмитрия Крупкина

«День практики» — значимое событие в профессиональной жизни студентов и преподавателей факультета журналистики ЮУрГУ. Оно позволяет убедиться в том, что в период практики каждый студент имеет возможность сформировать, развить и продемонстрировать лучшие качества универсальных специалистов в сфере публичных коммуникаций: мобильность и стрессоустойчивость, креативность и дисциплинированность, ответственность и целеустремлённость. Полагаем, что работа в указанном направлении является одним из базовых элементов, обеспечивающим эффективность и востребованность современного системного медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.