Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА В СВЕРДЛОВСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (СЕРЕДИНА 1940-Х - КОНЕЦ 1980-Х ГГ.)'

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА В СВЕРДЛОВСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (СЕРЕДИНА 1940-Х - КОНЕЦ 1980-Х ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / СВЕРДЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинина Анна Владиславовна, Цветкова Анна Денисовна

В статье рассматривается история развития студенческой науки в Свердловском юридическом институте (СЮИ). Осмысливается влияние участия студентов в научной деятельности на формирование личности будущего специалиста, его профессиональных качеств. Обращается внимание на значение студенческой науки для укрепления преемственности и развития кадрового потенциала СЮИ. Охарактеризованы формы участия студентов в научной работе, основной из которых была кружковая; показана динамика такой деятельности в послевоенный период до начала 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Калинина Анна Владиславовна, Цветкова Анна Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SCIENCE AT THE SVERDLOVSK LAW INSTITUTE (THE MID-1940S - THE LATE 1980S)

The article examines the history of the development of student science at the Sverdlovsk Law Institute (SLI). The role of students' participation in scientific activities for the formation of the personality of the future specialist and his professional qualities is comprehended. Attention is drawn to the importance of student science for the succession and development of the personnel potential of the SLI. The authors describe the forms of students' participation in scientific work, the main of which was student scientific clubs; they show the dynamics of such activity from the post-war period till the early 1990s.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА В СВЕРДЛОВСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (СЕРЕДИНА 1940-Х - КОНЕЦ 1980-Х ГГ.)»

УДК / UDC 340 DOI: 10.34076/22196838_2021_5_44

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

В СВЕРДЛОВСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (середина 1940-х - конец 1980-х гг.)

Калинина Анна Владиславовна

Документовед архива Уральского государственного юридического университета и музея истории СЮИ - УрГЮА - УрГЮУ (Екатеринбург), ORCID: 0000-0002-0563-8180, e-mail: museum@usla.ru.

Цветкова Анна Денисовна

Студент Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), ORCID: 0000-0002-1631-9265, e-mail: anuta.c@outlook.com

В статье рассматривается история развития студенческой науки в Свердловском юридическом институте (СЮИ). Осмысливается влияние участия студентов в научной деятельности на формирование личности будущего специалиста, его профессиональных качеств. Обращается внимание на значение студенческой науки для укрепления преемственности и развития кадрового потенциала СЮИ. Охарактеризованы формы участия студентов в научной работе, основной из которых была кружковая; показана динамика такой деятельности в послевоенный период до начала 1990-х гг.

Ключевые слова: юридическое образование, юридическая наука, преемственность, студенческое научное общество, Свердловский юридический институт

Для цитирования: Калинина А. В., Цветкова А. Д. Студенческая наука в Свердловском юридическом институте (середина 1940-х - конец 1980-х гг.) // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2021. № 5. С. 44-57. DOI: https://doi.org/10.34076/22196838_ 2021_5_44.

STUDENT SCiENCE AT THE SVERDLOVSK LAW iNSTiTUTE (the mid-1940s - the late 1980s)

Kalinina Anna

Archivist, Ural State Law University (Yekaterinburg), ORCID: 0000-0002-0563-8180, e-mail: museum@usla.ru.

Tsvetkova Anna

Student, Ural State Law University (Yekaterinburg), ORCID: 0000-0002-1631-9265, e-mail: anuta.c@outlook.com

The article examines the history of the development of student science at the Sverdlovsk Law Institute (SLI). The role of students' participation in scientific activities for the formation of the personality of the future specialist and his professional qualities is comprehended. Attention is drawn to the importance of student science for the succession and development of the personnel potential of the SLI. The authors describe the forms of students' participation in scientific work, the main of which was student scientific clubs; they show the dynamics of such activity from the post-war period till the early 1990s.

Key words: legal education, legal science, continuity, student scientific society, Sverdlovsk Law Institute

For citation: Kalinina A., Tsvetkova A. (2021) Student science at the Sverdlovsk Law Institute (the mid-1940s - the late 1980s). In Elektronnoe prilozhenie k «Rossiiskomuyuridicheskomu zhur-nalu», no. 5, pp. 44-57, DOI: https://doi.org/10.34076/22196838_2021_5_44.

Научная деятельность - это одно из основных направлений в деятельности высшего учебного заведения. Исследовательская работа является значимой частью подготовки специалистов и развития их творческого потенциала, а также важным фактором преемственности. В данной работе предпринята попытка осмыслить развитие студенческой науки в нашем вузе в послевоенный период.

После окончания Великой Отечественной войны начался новый период в жизни Свердловского юридического института (СЮИ). Он характеризуется восстановлением и оживлением юридического образования: увеличивается число студентов, в том числе за счет бывших фронтовиков. Многие из них в будущем стали известными правоведами и с теплотой вспоминали своих первых учителей.

Свой путь в науке будущие ученые начинали в студенческих кружках. Так, С. С. Алексеев вспоминал, что уже в конце первого курса стал посещать студенческий кружок Б. Б. Черепахина по гражданскому праву. В заседаниях кружка принимал участие другой известный цивилист А. М. Винавер, преподаватель римского частного права, и нередко между профессорами разгоралась долгая содержательная дискуссия1. В то же время у А. М. Винавера был свой студенческий научный кружок, называвшийся «Мысли и речи» (сокращенно «МИР»). В. С. Якушев вспоминал, что на заседаниях кружка студенты учились «обсуждать правовые вопросы, свободно выступать перед аудиторией», профессор большое внимание уделял грамотной речи докладчиков2.

Помимо сильных теоретиков, в институте работали или разово выступали практикующие юристы, что выводило подготовку студентов на качественно новый уровень. Образовывалось все больше кафедр3, а существующие модернизировались; увеличивалась численность научных сотрудников, аспирантов, преподавателей. Однако возвращение к мирной жизни не проходило гладко: существовали материальные трудности4, начался отток кадров - эвакуировавшиеся в годы войны профессора возвращались на прежние места работы5.

Необходимо понимать, что работа в кружках во второй половине 1940-х гг. была «идеологически окрашенной»: например, кафедра уголовного права для постановки на совместном заседании кружков выбрала судебное дело, являвшееся «очень показательным с точки зрения иллюстрации пережитков в сознании людей», а внутри самого кружка доклады согласовывались с политическими праздниками, например годовщиной Октябрьской революции6. Можно привести еще один пример зависимости высшего образования и науки от политики государства: из-за начавшейся кампании по борьбе с космополитизмом стало необходимым пересмотреть содержание лекционных материалов, высказывать соответствующие идеи на семинарских занятиях и в научных статьях, актуализировать тематику докладов, запланированных для представления на заседаниях кружков, с тем, чтобы они не содержали пагубных идей и полностью отвечали марксистско-ленинскому мировоззрению7. Одновременно в преподавательской среде отстаивалась необходимость изучать дореволюционные и зарубежные работы юристов.

Важной вехой в развитии студенческой науки стала постановка вопроса о необходимости связать теорию с практикой, элементы которой включались в работу круж-

1 Алексеев С. С. Круг замкнулся: Повесть о праве // Алексеев С. С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Статут, 2010. Т. 4. С. 154.

2 Воспоминания о прошлом и размышления о будущем / сост. и отв. ред. В. С. Белых. Екатеринбург: Уральский печатник, 2002. С. 129.

3 Эволюция российского и зарубежного государства и права. К 80-летию кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета (1936-2016): сб. науч. тр.: в 4 т. / отв. ред. А. С. Смыкалин. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т, 2016. Т. 4. С. 82.

4 Воспоминания о прошлом и размышления о будущем. 2002. С. 137; Алексеев С. С. Указ. соч. С. 152; Василий Степанович Якушев: Фронтовик, Правовед, Учитель: к 95-летию со дня рождения и Первым Якушевским чтениям / сост. В. С. Белых, М. Ф. Казанцев. Екатеринбург: б. и., 2017. С. 6.

5 Алексеев С. С. Указ. соч. С. 23, 157; Воспоминания о прошлом и размышления о будущем. 2002. С. 129; Эволюция российского и зарубежного государства и права. 2016. Т. 4. С. 82-84.

6 Сто лет Уральскому государственному юридическому университету (1918-2018 гг.): в 2 т. Т. 2: Страницы истории, документы и судьбы преподавателей и выпускников / под ред. А. С. Смыкалина. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т, 2020. С. 618-619.

7 Там же. С. 676.

С. С. Алексеев во время учебы в СЮИ

ков, например кружка по уголовному праву, где для подготовки доклада «бригаде» студентов требовалось собрать прикладной материал1.

Нельзя не сказать в связи с этим о функционировании в институте созданных еще в довоенный период кабинетов: гражданского права, уголовного права и процесса, государства и права, социально-экономических дисциплин и др.2 Работавшие там старшие лаборанты помогали подбирать литературу для исследования, давали консультации по темам и методикам изучения дополнительного материала, а также привлекали заинтересованных студентов к систематизации практики, написанию аннотаций к учебникам и законам, составлению наглядных пособий и др.3

Интересно, что если перед войной кружки создавались с целью обеспечить качественное усвоение учебного материала (закрепить знания по истории, развить грамотную речь) и, соответственно, добиться более высоких результатов на экзаменах4, в годы Великой Отечественной войны - для политического воспитания и формирования общей культуры студентов5 (в связи с чем сфера деятельности кружков не ограничивалась подготовкой докладов, но также включала в себя постановку судебных процессов6, проведение конкурсов на лучшие сочинение, перевод7), то после Победы их основным предназначением стало приращение научного потенциала института, привлечение студентов к познанию не входящих в основной курс тем.

1 Сто лет Уральскому государственному юридическому университету (1918-2018 гг.). Т. 2. С. 624.

2 Позан Ю. М. Свердловский юридический институт (к приему студентов 1937-1938 гг.). Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1937. С. 10-11.

3 ГАСО (Государственный архив Свердловской области). Ф. 2143-р. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 113.

4 Там же. Ед. хр. 3. Л. 19, 21; Ед. хр. 213. Л. 14.

5 Там же. Ед. хр. 213. Л. 16.

6 Там же. Л. 58.

7 Там же. Л. 16.

В первом семестре 1941/1942 учебного года в кружках насчитывалось 463 человека1, в 1950/1951 учебном году - 289 (подготовлено 89 докладов), а в 1953/1954 - 482 (211 докладов). После Великой Отечественной войны деятельность кружков расширилась2: проводился обзор юридической литературы и законодательства, обсуждались акты правоприменения, организовывались открытые лекции как для студентов, так и студентами для школьников или трудящихся. Активное участие в кружках стало значимым подспорьем не только в обучении, но и при поступлении в аспирантуру и в дальнейшей научной карьере для таких знаменитых правоведов, как С. С. Алексеев3, В. М. Семенов, Ю. Г Судницын, П. П. Якимов, В. Ф. Яковлев, В. С. Якушев4 и др.

С середины 1950-х гг. быстрыми темпами шло развитие науки, образовательного процесса, формировались научные школы. Продолжалась модернизация кафедр, а кружки при них стали неотъемлемой частью институтской жизни. Увеличилось число и качество научных исследований5, что способствовало повышению репутации института на всесоюзном и даже международном уровне. Бывшие студенты-фронтовики в то время не только сами занимались научными изысканиями, но и воспитывали новое поколение юристов, среди которых были П. И. Савицкий, А. В. Игнатенко, В. Д. Перевалов и др. Так, В. Д. Перевалов с первого курса посещал кружок по теории государства и права (руководитель - С. С. Алексеев), где подготовил доклад, заслуживший медаль за студенческую науку, затем защитил под началом С. С. Алексеева дипломную работу, а после - обучался у выдающегося ученого в аспирантуре.

„, незначительным

«их событий «зия уже не с>«ела оправдать —о ска*ет-

Р^ маЯ.ч&м«« свержения последнего^с^ны^Д в париемент в г.

Эксплуататорского агроя. nffSBATOB В. .етудент П курса №

ИВАНОВ Г.,студент Ш курса С« ^К^ руководатель-профессор

-0 i С .С. Алексеев. ^ ^

тесно стазанной с ^нансЖ! ^«.«¿Р«« Л« п/=а- ^ Плеха!10ва

МИ "сГустансглеяием ршима личной диктатуры во врав* г.О^^ЙЙ ^дачвских нор«.0н

на тупил этап,когда наиболее крупные монополии страви явл.штся учение о возни а представляет со

пепегли к непосредственному управлению государством. говорит,что всякая юр.длческ как0|_ни6удь старой нор

Политика правителъства Франции диктуется монополиями бой 01ыену или

гтся же старые нлрыы

¡1 служит адате их интересов. т щяя старого обычая.ш^ ■ EÛBaïb новым эконо-

2.Оценка политического положения трудящихся Opamu цаИ потому,что перестают сосетbsj. становятся друг к

КС:----—--------] мическим отношениям,в котори л L!0ncTBa.

.сложение рабочего класса и крестьянства. у в общественном процессе щ разработавшему

--------------------гея падают,фра* PfLnmiv с заслугами Г.В£леханова^ра р и

фш.ты показывают,что доходы трудящихс

цу^каГд'е'й^тел моаёьюГдает' всеобщего благопблуД ^Дх ^робми ^которым

она имеет две стороны: одна-процветание крупных ыонош ^„имеется и существенныеI ошиоки 1 государ-

лий, другая-заботы о хлебе,жилье,неуверенность в завт» У "" Так „„,, „*"яскении причин возили------- ™пга»-

рагнам дне для народных масс.

, З.Преддаборная-----------

Курс де Голля • кал во вцу!ренней политике,так и во внешней

Программа Мигтерана-лрогракма демократической оп: зйции,в ряде главных пунктов совпадающая с направлена! ки политических действий компартии.

4.Соотношение сил накануне шборов.

при об"яснении „"^'"классовый противо-

одных масс. | „ пйидает решающее значении овчественнс-

[ программа де Голля и Миттерана. I ? „посредстве нномувлишию ^а°0Гтагае в

- курс империалистической буржуазии! Р?«™» «данного пр<3&сса.Ошибался илех f

"" производстве нно ги "^Г"Г;а0СК0Й революции к бур*уав~ вопросе об одаотети фомтарскои рсаого фС1Вв .

ному государству и задачах прол Р в 0 государ-

4.Причины ошибок Г.В.Плеханов 1 пережитках

стве и праве ^^зиГГ4адклГсов^сГ^^дарсТва,с

Четыре кандидата из песй иансо^а победу не им, »Гс^ЭД ^Тй?«

^»¿З^К 1 ЙЯМ?" Т" М ^Ь^Гс^ел&Г^-ско, государев-

З.ИТСГ:! Шборов. меппуи Несмотря на то,что президентом избран де Голль,ию ги шбо[оп показывают высоте с тем значительное усиле-

L

Статья студента 2-го курса СЮИ В. Д. Перевалова, представленная на студенческой научной конференции СЮИ, 1966 г.

1 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 1. Ед. хр. 213. Л. 57.

2 Цветкова А. Д., Яночкина Е. С. Опыт организации студенческой науки в юридическом вузе (19181945 гг.): из истории УрГЮУ // Эволюция российского права: материалы XIX Междунар. науч. конф. молодых ученых и студентов. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т, 2021. С. 267-269.

3 Алексеев С. С. Указ. соч. С. 18.

4 Василий Степанович Якушев: Фронтовик, Правовед, Учитель: к 95-летию со дня рождения и Первым Якушевским чтениям. С. 6.

5 Там же. С. 59.

Заседание студенческого научного кружка по земельному праву. Ведет Д. Н. Исупов

Учеба в 1960-е гг. была непростой: студентам приходилось подрабатывать и даже участвовать в строительстве учебного корпуса, общежития института1.

Несмотря на закрепившееся в истории представление о 1970-1980-х гг. как о «застойных», руководство СЮИ именно в этот период значительно модернизировало воспитательно-образовательный процесс, научно-исследовательскую работу, расширило материально-техническую базу. В указанное время начал проводиться смотр-конкурс на лучшую академическую группу, где большое значение имели факты работы студентов в кружках, их выступления на конференциях и результаты участия в различных научных мероприятиях, количество подготовленных докладов. За победу в конкурсе предоставлялся не только почетный статус, но и материальная награда2, поэтому студенты были заинтересованы в проявлении научно-исследовательской активности. Отличники агитировали остальных учащихся вступать в кружки, отмечая огромную роль последних в становлении специалиста и подчеркивая, что «такая работа расширяет рамки учебной программы, учит мыслить, спорить и дерзать, искать [и] находить истину»3.

В 1976 г. в институте было организовано три факультета: судебно-прокурорский, следственно-криминалистический, правовой службы в народном хозяйстве. Специализация способствовала улучшению и углублению образовательного процесса, развитию научного потенциала обучающихся. Большое внимание уделялось привлечению студентов к участию в олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах как областного, так и общесоюзного уровней. Добивавшиеся в них особых успехов студенты, например В. С. Белых, М. Ф. Казанцев, Л. Г Кучина, В. Ф. Болингер и др.4,

1 В. Д. Перевалов - основатель человеческого измерения государства и права: юбилейное издание / отв. ред. Д. В. Грибанов. Екатеринбург: Изд. дом Урал. гос. юрид. ун-та; М.: Статут, 2016. С. 28, 30-32.

2 Архив. УрГЮУ. Ф. 2143-р. Положение о смотре-конкурсе на лучшую академическую группу Свердловского юридического института (утверждено ректором института Д. Д. Остапенко 9 декабря 1974 г.). Л. 5.

3 Там же. Обращение участников слета отличников Свердловского юридического института ко всем студентам института. Л. 3.

4 Воспоминания о прошлом и размышления о будущем. 2002. С. 15.

Р1РГТППМ!П ^МРР1РМРМТ ТП ТНЕ . II Ю1П1ПА1 . 1П1 ЮМА1

48

потом связывали свою жизнь с наукой. Так, М. Ф. Казанцев отмечает, как, заинтересовавшись теорией права, он стал членом кружка И. Я. Дюрягина1. Как вспоминал выпускник СЮИ, а впоследствии и преподаватель Г Э. Берсункаев, для него погружение в науку началось именно в студенческие годы: он, староста кружков, активный участник и победитель олимпиад, лаборант по хоздоговорам, заместитель председателя сектора по научно-исследовательской работе студентов на факультете правовой службы в народном хозяйстве (ФПСНХ), с четвертого курса избрал научную и преподавательскую стезю2.

Представляется, что именно регулярность проведения научных мероприятий, их хорошая организация и искренняя увлеченность наукой со стороны как преподавателей, так и студентов приоткрыли окно в большой мир науки и права многим великим ученым и талантливым практикам.

Научно-исследовательская деятельность студентов состояла главным образом в защите работ на объединенных заседаниях кружков. При этом осознавалась необходимость развивать потенциал способных студентов, им предоставлялась возможность принимать участие в конкурсах более высокого уровня, в том числе выступая соавторами состоявшихся ученых3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С середины 1960-х гг. стали активно проводиться студенческие конференции и смотры-конкурсы студенческих работ. Работа в кружках приобрела прикладную ориентацию. Некоторые студенты принимали участие в научно-исследовательской хозяйственно-договорной и государственно-бюджетной работе. Хоздоговорная работа обеспечивала прочную связь теории и практики: представители института предлагали пути усовершенствования процессов производства, собирали примеры практических ситуаций, предлагаемых впоследствии на занятиях (если говорить о препо-

Кружок СНО по международному праву (научный руководитель - Г. В. Игнатенко). С докладом на тему «Проблемы создания международного уголовного суда» выступает студентка 3-го курса О. Родионова, 8 мая 1975 г.

1 Воспоминания о прошлом и размышления о будущем / сост. и отв. ред. В. С. Белых. Екатеринбург: АМБ, 2006. С. 177.

2 Воспоминания о прошлом и размышления о будущем. 2002. С. 108.

3 Архив. УрГЮУ. Ф. 2143-р. Выписка из положения о конкурсах на лучшие научные работы, выполненные в высших учебных заведениях страны (утверждено приказом Минвуза СССР от 1 ноября 1978 г. № 993).

Тетрадь протоколов заседания кружка по трудовому праву Факультета правовой службы в народном хозяйстве и Судебно-прокурорского факультета, 1981/1982 учебный год

Тетрадь протоколов заседания кружка по трудовому праву (руководитель - профессор Б. К. Бегичев), 1982/1983 учебный год

давателях), или вливались в будущий рабочий коллектив (если говорить о студентах)1. Госбюджетная деятельность в ведомственных органах (например, прокуратура) и на соответствующих кафедрах (уголовное право, криминалистика и т. д.) играла аналогичную роль.

В 1970-е гг. на кафедре экологического и земельного права проводился оказавшийся успешным эксперимент по включению научно-исследовательской деятельности в учебный процесс заочников. Для этого была организована студенческая лаборатория по экологическому праву под руководством доцента В. В. Круглова (позже -Центр эколого-правовых исследований)2, где изучалось соотношение между законодательными предписаниями и объективным состоянием окружающей среды3.

На кафедрах института изобретались новые формы работы, звучал призыв расширять участие студентов в деятельности практических органов в сфере юстиции, экономики и управления4. На кафедре правовой психологии функционировало студенческое научно-практическое бюро ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы (под руководством Л. В. Кочневой), в рамках которого изучались методы документарной ревизии, проводились криминалистические исследования, осуществлялись проверки и рейды - нередко вместе с органами народного контроля, ревизорами-контролерами финорганов (аудиторами) и ведомственными ревизионными органами. Предлагалось привлекать учащихся к созданию нормативных актов5. Организо-

Ректор Д. Д. Остапенко открывает встречу с участниками Первой Всероссийской олимпиады по правоведению, 1979 г.

1 Воспоминания о прошлом и размышления о будущем. 2002. С. 45-47.

2 Там же. С. 65, 71.

3 Там же. С. 71-72.

4 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 2. Ед. хр. 1199. Л. 61.

5 Там же. Ед. хр. 1080. Л. 216.

Участники Первой Всероссийской олимпиады по правоведению, 1979 г.

вывались встречи студентов с практикующими юристами, приглашались и работники других сфер (сотрудники производственных предприятий, врачи, специалисты в различных областях)1.

В институте регулярно проводились конкурсы-смотры на лучший студенческий кружок. Первостепенное внимание уделялось Всесоюзному конкурсу научных работ, на котором в период с 1975 по 1980 г. студенты СЮИ получили 3 медали и 10 дипломов. В 1979/1980 учебном году в СЮИ было организовано 13 конференций (3 общеинститутские и 10 межкафедральных)2. В 1980-е гг. на базе отдельных факультетов института стали проводиться собственные всероссийские олимпиады.

Численность занятых в науке студентов регулярно возрастала: так, в 1977/1978 учебном году функционировали 44 кружка с общей численность 1280 человек на дневном отделении и еще 12 кружков с 240 членами на вечернем, а также работали два научно-практических бюро и студенческая лаборатория систем управления3.

В позднесоветский период деятельность кружков была организована по факультетскому принципу. Так, первокурсники, заинтересованные в изучении теории государства и права, со следующего учебного года начинали заниматься в кружке по

1 Воспоминания о прошлом и размышления о будущем. 2002. С. 20-21.

2 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 2. Ед. хр. 1199. Л. 117-118.

3 Там же. Ед. хр. 1080. Л. 196.

проблемам теории государства и права, где вместе со старшекурсниками и аспирантами под началом С. С. Алексеева исследовали наиболее сложные вопросы правоведения, такие как «Кибернетика и право», «Право и информация», «Социальное управление и право». В последующем кружковцы разрабатывали выбранную на первом году обучения тему применительно к отраслевым дисциплинам на соответствующих кружках, доводя ее до дипломной работы1. В 1977 г. для помощи общеинститутскому совету по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) были образованы факультетские советы, что обеспечило более глубокую проработку тематик докладов, повысило уровень консультативной помощи студентам, укрепило систему контроля за деятельностью кружков2.

Указанный период был ознаменован еще одним важным событием: совет по НИРС института установил прочные связи со студенческими научными обществами других вузов страны3, что позволило обучающимся расширить географию участия в научных мероприятиях.

В 1977 г. большое внимание уделялось политико-идеологическому воспитанию, что не могло не сказаться на науке: ряд олимпиад, конкурсов и конференций были посвящены 60-летию Октября, а на кружках предлагались доклады по детальному осмыслению новой Конституции4. Проводились специальные конференции для ознакомления студентов со значимыми актами советской власти, в частности материалами съездов партии5.

В 1980-е гг., в результате активных мероприятий по популяризации науки, в институте существовало уже 56 регулярных кружков, лабораторий и бюро (44 на очном отделении и 12 на заочном), а студенческое научное общество объединяло более 1500 человек6. Каждая кафедра и институт в целом были заинтересованы в приобщении обучающихся к исследованию актуальных правовых проблем, в связи с чем остро ставился вопрос о привлечении в кружки студенческого научного общества новых людей7. Обратимся к статистике по следственно-криминалистическому факультету: в 1982/1983 учебном году в кружках занимались 450 человек (60 %); в 1983/1984 было организовано 27 кружков, объединивших 439 студентов (58 %)8; в 1986/1987 насчитывалось уже 473 кружковца9. На других же факультетах создавались кружки с общей численностью 145 членов (по состоянию на 1984 г.)10.

Спектр деятельности кружков был весьма широк: готовились, защищались и представлялись на конференциях доклады; проводилась плодотворная подготовка кружковцев к участию в конкурсах; создавались специальные проблемные группы; осуществлялось постоянное взаимодействие с правоохранительными органами посредством выездных заседаний кружков и приглашения специалистов в институт; проводилось обобщение практики; успешным студентам в рамках кружков оказывалось методико-консультативное содействие в написании дипломных работ. Укреплялась связь членов кружков с практикой. Так, в середине 1970-х гг. студенты кружка криминалистики участвовали в работе районных прокуратур и городского управления внутренних дел Свердловска11.

1 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 2. Ед. хр. 1199. Л. 117.

2 Там же. Ед. хр. 1080. Л. 196.

3 Там же. Л. 197.

4 Там же. Л. 196-197.

5 Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. План мероприятий Свердловского ордена Трудового Красного Знамени юридического института им. Р. А. Руденко по реализации решений XXVI съезда КПСС (утвержден на заседании Ученого совета института 4 марта 1981 г.). Л. 3.

6 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 2. Ед. хр. 1199. Л. 116.

7 Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. План мероприятий Свердловского ордена Трудового Красного Знамени юридического института им. Р. А. Руденко по реализации решений XXVI съезда КПСС (утвержден на заседании Ученого совета института 4 марта 1981 г.). Л. 11.

8 Там же. Постановление совета Свердловского юридического института им. Р. А. Руденко от 21 ноября 1983 г.

9 Там же. Постановление Совета Свердловского юридического института от 12 ноября 1986 г. «О привлечении студентов к научной работе на СКФ».

10 Там же. Постановление Совета Свердловского юридического института им. Р. А. Руденко от 21 ноября 1983 г.

11 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 2. Ед. хр. 984. Л. 54-56.

При этом отмечался и ряд проблем: недостаточная творческая вовлеченность студентов, слабая связь кружков с практикой (за исключением криминалистических и криминологических), низкое качество некоторых работ студентов, отсутствие преемственности и постоянства в деятельности кружков. Все это привлекало внимание руководства, которое требовало устранить указанные недочеты1.

Вместе с тем статистические показатели по всему институту были весьма неплохими: так, в 1982/1983 учебном году 80 % обучающихся были заняты той или иной формой научно-исследовательской деятельности, действовало 86 кружков (68 на дневном отделении и 18 на вечернем), в них состояло 1500 студентов, 86 % из которых выступали с докладами. На кафедре криминалистики функционировали научно-практическое бюро документальных ревизий и группы, нацеленные на помощь следователям прокуратуры и органов внутренних дел. В указанном учебном году было проведено 4 олимпиады, 7 конкурсов и 5 викторин2 на базе института. Обучающиеся принимали участие в ежегодных и разовых конференциях, проводимых как в альма-матер (конференция студентов и молодых ученых «60 лет образования СССР и развитие науки о государстве и праве», 24 ноября 1982 г.3; теоретическая конференция кружков студенческого научного общества следственно-криминалистического факультета «Марксистско-ленинское учение о свободе личности и ее гарантиях», 12 апреля 1984 г.4; студенческая научная конференция следственно-криминалистического факультета, посвященная 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 11 апреля 1985 г.5 и др.), так и в других вузах страны. В СЮИ организовывались Дни студенческой науки, в рамках которых проходили «тематические конференции, смотры-конкурсы фото-газет кружков, диспуты по проблеме „студент - аспирант - молодой ученый", конкурсы на звание „лучший криминалист", различные КВН в рамках правовой проблематики»6; была проведена первая Всесоюзная олимпиада по правоведению78, которая в последующие годы организовывалась на базе других вузов. Позже появились и узкоспециальные олимпиады, например по советскому уголовному процессу9. Следует отметить, что участие в указанных конференциях в основном принимали члены кружков, да и сами мероприятия организовывались именно этими студенческими объединениями.

Развитие технологий сказалось не только на модернизации учебного процесса, но и на тематике студенческих конкурсов. Так, были организованы научно-техническая конференция «Роль права в ускорении научно-технического прогресса» (7-8 апреля 1987 г.), научная студенческая конференция «Научно-технический прогресс и право» (19 ноября 1985 г.), Всесоюзная олимпиада «Студент и научно-технический прогресс», проведенная в 1983 г. в СЮИ10.

В 1980-е гг. немалое значение в вопросах активизации научной деятельности студентов и популяризации юридических знаний среди населения приобрело общество «Знание», деятельность которого была направлена на привлечение профессорско-преподавательского состава и учащихся к чтению публичных лекций для трудя-

1 Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. Постановление совета Свердловского юридического института им. Р. А. Ру-денко от 21 ноября 1983 г.

2 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 2. Ед. хр. 1448. Л. 112-114.

3 Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. Регламент работы научной конференции студентов и молодых ученых «60 лет образования СССР и развитие науки о государстве и праве».

4 Там же. Объявление о проведении конференции.

5 Там же. План проведения студенческой научной конференции следственно-криминалистического факультета 11 апреля 1985 г., посвященной 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

6 ГАСО. Ф. 2143-р. Оп. 2. Ед. хр. 1199. Л. 119.

7 Эволюция российского и зарубежного государства и права. К 80-летию кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета (1936-2016): сб. науч. тр. / отв. ред. А. С. Смыкалин. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т, 2016. Т. 4. С. 88.

8 Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. Программа проведения третьего тура Всесоюзной олимпиады студентов по правоведению.

9 Там же. Справка о проведении олимпиады по советскому уголовному процессу на следственно-криминалистическом факультете.

10 Там же. Приказ Минвуза СССР от 3 ноября 1981 г. № 1066.

щихся1. Главной целью этих мероприятий было общественно-политическое воспитание студентов, что, однако, не мешало последним совершенствовать теоретические знания и находить материал для научных исследований.

К 1990 г. в СЮИ функционировало 68 кружков нескольких видов: первые объединяли 10-20 человек, в них читались доклады, проводились диспуты; вторые (организация которых строилась по примеру кружка С. С. Алексеева по проблемам теории государства и права) формировались из 5-10 наиболее перспективных студентов с разных курсов, в них велась более глубокая проработка теоретических проблем; третьи состояли из 20-40 учащихся преимущественно младших курсов, которые посещали места будущей работы, а также участвовали в дискуссиях с практическими работниками; четвертые представляли собой лаборатории, чьи участники проходили практику на предприятиях или в правоохранительных органах; пятые - специализированные отряды («Эколог», «Юрист»), в которых студенты имели возможность углубить теоретические и развить практические навыки профессиональной деятельности.

Таким образом, в послевоенный период студенческая наука в СЮИ носила массовый характер. Основной формой участия студентов в научной жизни вуза были кружки. Постепенно популярными стали и иные формы научно-исследовательской работы: научные конкурсы, конференции. В рамках студенческих кружков формировались многие будущие ученые, которые затем становились преподавателями СЮИ. Здесь можно говорить о преемственности в развитии вузовской науки.

В советский период истории вуза был накоплен большой опыт организации студенческой научно-исследовательской работы. Это помогло стать СЮИ признанным центром юридической науки. Сегодня студенческая наука развивается, преумножая и модернизируя лучшие традиции прошлого, а кружки до сих пор остаются одной из основных форм участия студентов в научной деятельности.

Список литературы

Алексеев С. С. Круг замкнулся: Повесть о праве //Алексеев С. С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Статут, 2010. Т. 4. С. 148-189.

Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. Выписка из положения о конкурсах на лучшие научные работы, выполненные в высших учебных заведениях страны (утверждено приказом Минвуза СССР от 1 ноября 1978 г. № 993); Обращение участников слета отличников Свердловского юридического института ко всем студентам института. Л. 3; Объявление о проведении конференции; План мероприятий организации общества «Знание» Свердловского ордена Трудового Красного Знамени юридического института им. Р. А. Руденко на 1982 год, намеченный в связи с подготовкой к 60-летию образования СССР; План мероприятий Свердловского ордена Трудового Красного Знамени юридического института им. Р. А. Руденко по реализации решений XXVI съезда КПСС (утвержден на заседании Ученого совета института 4 марта 1981 г.). Л. 3, 11; План проведения студенческой научной конференции следственно-криминалистического факультета 11 апреля 1985 г., посвященной 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; Положение о смотре-конкурсе на лучшую академическую группу Свердловского юридического института (утверждено ректором института Д. Д. Остапенко 9 декабря 1974 г.). Л. 5; Постановление совета Свердловского юридического института им. Р. А. Руденко от 21 ноября 1983 г.; Постановление Совета Свердловского юридического института от 12 ноября 1986 г. «О привлечении студентов к научной работе на СКФ»; Постановление совета Свердловского юридического института им. Р. А. Руденко от 21 ноября 1983 г.; Приказ Минвуза СССР от 3 ноября 1981 г. № 1066; Программа проведения третьего тура Всесоюзной олимпиады студентов по правоведению; Регламент работы научной конференции студентов и молодых ученых «60 лет образования СССР и развитие науки о государстве и праве»; Справка о проведении олимпиады по советскому уголовному процессу на следственно-криминалистическом факультете.

В. Д. Перевалов - основатель человеческого измерения государства и права: юбилейное издание / отв. ред. Д. В. Грибанов. Екатеринбург: Изд. дом Урал. гос. юрид. ун-та; М.: Статут, 2016. 308 с.

Василий Степанович Якушев: Фронтовик, Правовед, Учитель: к 95-летию со дня рождения и Первым Якушевским чтениям / сост. В. С. Белых, М. Ф. Казанцев. Екатеринбург: б. и., 2017. 80 с.

1 Архив. УрГЮУ. Ф. 2143-р. План мероприятий организации общества «Знание» Свердловского ордена Трудового Красного Знамени юридического института им. Р. А. Руденко на 1982 год, намеченный в связи с подготовкой к 60-летию образования СССР.

Воспоминания о прошлом и размышления о будущем / сост. и отв. ред. В. С. Белых. Екатеринбург: Уральский печатник, 2002. 148 с.

Воспоминания о прошлом и размышления о будущем / сост. и отв. ред. В. С. Белых. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. 208 с.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2143-р. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 19, 21,113; Ед. хр. 213. Л. 14, 16, 57, 58; Оп. 2. Ед. хр. 984. Л. 54-56; Ед. хр. 1080. Л. 196-197, 216; Ед. хр. 1199. Л. 61, 116-119; Ед. хр. 1448. Л. 112-114.

Позан Ю. М. Свердловский юридический институт (к приему студентов 1937-1938 гг.). Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1937. 20 с.

Сто лет Уральскому государственному юридическому университету (1918-2018 гг.): в 2 т. Т. 2: Страницы истории, документы и судьбы преподавателей и выпускников / под ред. А. С. Смы-калина. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т, 2020. 1195 с.

Цветкова А. Д., Яночкина Е. С. Опыт организации студенческой науки в юридическом вузе (1918-1945 гг.): из истории УрГЮУ // Эволюция российского права: материалы XIX Междунар. науч. конф. молодых ученых и студентов. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т, 2021. С. 265-270.

Эволюция российского и зарубежного государства и права. К 80-летию кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета (1936-2016): сб. науч. тр. / отв. ред. А. С. Смыкалин. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т, 2016. Т. 4. 589 с.

References

Alekseev S. S. Krug zamknulsya: Povest' o prave [The circle is closed: a tale of law]. In Alekseev S. S. (2010) Sobranie sochinenii: in 10 vols. Moscow, Statute, vol. 4, pp. 148-189.

Archive of the Ural State Law University. Collection 2143-P. Vypiska iz polozheniya o konkursakh na luchshie nauchnye raboty, vypolnennye v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh strany (utverzh-deno prikazom Minvuza SSSR ot 1 noyabrya 1978 g. № 993) [Extract from the regulation on competitions for the best scientific works performed in higher educational institutions of the country (approved by the order of the Ministry of Higher Education of the USSR dated November 1, 1978 No. 993)]; Obrashchenie uchastnikov sleta otlichnikov Sverdlovskogo yuridicheskogo instituta ko vsem studentam instituta [The appeal of the participants of the meeting of excellent students of the Sverdlovsk Law Institute to all students of the Institute]. List 3; Ob"yavlenie o provedenii kon-ferentsii [Announcement of the conference]; Plan meropriyatii organizatsii obshchestva «Znanie» Sverdlovskogo ordena Trudovogo Krasnogo Znameni yuridicheskogo instituta im. R. A. Rudenko na 1982 god, namechennyi v svyazi s podgotovkoi k 60-letiyu obrazovaniya SSSR [The action plan of the organization of the society «Znanie» of the Sverdlovsk Law Institute named after R. A. Rudenko for 1982, scheduled in connection with the preparation for the 60th anniversary of the formation of the USSR]; Plan meropriyatii Sverdlovskogo ordena Trudovogo Krasnogo Znameni yuridicheskogo instituta im. R. A. Rudenko po realizatsii reshenii XXVI s"ezda KPSS (utverzhden na zasedanii Uche-nogo soveta instituta 4 marta 1981 g.) [The action plan of the Sverdlovsk Law Institute named after R. A. Rudenko for the implementation of decisions of the XXVI Congress of the CPSU (approved at a meeting of the Academic Council of the Institute on March 4, 1981)]. Lists 3, 11; Plan provedeniya studencheskoi nauchnoi konferentsii sledstvenno-kriminalisticheskogo fakul'teta 11 aprelya 1985 g., posvyashchennoi 40-letiyu Pobedy sovetskogo naroda v Velikoi otechestvennoi voine 1941-1945 gg. [The plan of the student scientific conference of the Investigative and Forensic Faculty on April 11, 1985, dedicated to the 40th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War of 1941-1945]; Polozhenie o smotre-konkurse na luchshuyu akademicheskuyu gruppu Sverdlovskogo yuridicheskogo instituta (utverzhdeno rektorom instituta D. D. Ostapenko 9 dekabrya 1974 g.) [Regulation on the review-competition for the best academic group of the Sverdlovsk Law Institute (approved by the Rector of the Institute D. D. Ostapenko on December 9, 1974)]. List 5; Postanovlenie soveta Sverdlovskogo yuridicheskogo instituta im. R. A. Rudenko ot 21 noyabrya 1983 g. [Resolution of the Council of the Sverdlovsk Law Institute named after R. A. Rudenko dated November 21, 1983]; Postanovlenie Soveta Sverdlovskogo yuridicheskogo instituta «O privlechenii studentov k nauchnoi rabote na SKF» ot 12 noyabrya 1986 g. [Resolution of the Council of the Sverdlovsk Law Institute «On attracting students to scientific work at the ICF» dated November 12, 1986]; Postanovlenie soveta Sverdlovskogo yuridicheskogo instituta im. R. A. Rudenko ot 21 noyabrya 1983 g. [Resolution of the Council of the Sverdlovsk Law Institute named after R. A. Rudenko dated November 21, 1983]; Prikaz Minvuza SSSR ot 3 noyabrya 1981 g. № 1066 [Order of the Ministry of Education of the USSR dated November 3, 1981 No. 1066]; Programma provedeniya tret'ego tura Vsesoyuznoi olimpiady studentov po pravovedeniyu [The program of the third round of the All-Union Olympiad of Students in Law]; Reglament raboty nauchnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh «60 let obrazovaniya SSSR i razvitie nauki o gosudarstve i prave» [Regulation of the scientific conference of students and young scientists «60 years since the formation of the USSR and the development of science of state and law»]; Spravka o provedenii olimpiady po sovetskomu ugolovnomu protsessu na sledstvenno-kriminalisticheskom fakul'tete [Information about the Olympiad on the Soviet criminal procedure at the Investigative and Forensic Faculty].

Belykh V. S. (Ed.) (2002) Vospominaniya o proshlom i razmyshleniya o budushchem [Memories of the past and reflections on the future]. Yekaterinburg, Ural'skii pechatnik, 148 p.

Belykh V. S. (Ed.) (2006) Vospominaniya o proshlom i razmyshleniya o budushchem [Memories of the past and reflections on the future]. Yekaterinburg, AMB, 208 p.

Belykh V. S., Kazantsev M. F. (Eds.) (2017) Vasilii Stepanovich Yakushev: Frontovik, Pravoved, Uchi-tel': k 95-letiyu so dnya rozhdeniya i Pervym Yakushevskim chteniyam [Vasily Stepanovich Yakushev: Front-line Soldier, Lawyer, Teacher: to the 95th anniversary of his birth and the First Yakushev readings]. Yekaterinburg, s. n., 80 p.

Gribanov D. V. (Ed.) (2016) V. D. Perevalov- osnovatel' chelovecheskogo izmereniya gosudarstva i prava [V. D. Perevalov - a founder of the human dimension of state and law]. Moscow, Statute. 306 p.

Pozan Yu. M. (1937) Sverdlovskii yuridicheskii institut (k priemu studentov 1937-1938 gg.) [Sverdlovsk Law Institute (for admission of students 1937-1938)]. Sverdlovsk, Sverdlovskii yuridicheskii institut, 20 p.

Smykalin A. S. (Ed.) (2016) Evolyutsiya rossiiskogo i zarubezhnogo gosudarstva i prava. K80-letiyu kafedry istorii gosudarstva i prava Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta (19362016) [Evolution of the Russian and foreign state and law. To the 80th anniversary of the Department of History of State and Law of the Ural State Law University (1936-2016)]. Yekaterinburg, Ural'skii go-sudarstvennyi yuridicheskii universitet, vol. 4, 589 p.

Smykalin A. S. (Ed.) (2020) Sto let Ural'skomu gosudarstvennomu yuridicheskomu universitetu (1918-2018 gg.): in 2 vols. Vol. 2: Stranitsy istorii, dokumenty i sud'by prepodavatelei i vypusknikov [One hundred years of the Ural State Law University (1918-2018): in 2 vols. Vol. 2: Pages of history, documents and the fate of teachers and graduates]. Yekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi yuridi-cheskii universitet, 1195 p.

State Archive of the Sverdlovsk Region. Collection 2143-p. Inventory 1. File 3. Lists 19, 21, 113.; File 213. Lists 14, 16, 57, 58; Inventory 2. File 1080. Lists 196-197, 216; File 1199. Lists 61, 116-119; File 1448. Lists 112114; File 984. Lists 54-56.

Tsvetkova A. D. (2021) Opyt organizatsii studencheskoi nauki v yuridicheskom vuze (1918-1945 gg.): iz istorii UrGYuU [The experience of organizing student science at a law university (1918-1945): from the history of the USLU]. In Evolyutsiya rossiiskogo prava: conference papers. Yekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi yuridicheskii universitet, pp. 265-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.