Научная статья на тему 'Студенческая молодежь: формирование ценностных предпочтений здоровья'

Студенческая молодежь: формирование ценностных предпочтений здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЫБОРЫ / ФОРМИРУЮЩИЕСЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / РЕФЕРЕНТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / HIGHER PROFESSIONAL TRAINING / UNIVERSITY STUDENTS / LIFESTYLE BY STUDENTS / SIGNIFY CHOICES / FORMING IDENTITIES / VALUE OF HEALTH / DESIRABLE IDENTITY / SOCIAL PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пчёлкина Евгения Петровна

В период получения высшего профессионального образования складывающийся образ жизни студентов связан с их референтными выборами и соответствует их формирующимся идентичностям. В статье уточнены понятия «ценность здоровья», «референтная идентичность», а также рассмотрены несколько моделей социального процесса формирования референтной идентичности относительно ценности здоровья у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пчёлкина Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' youth: forming value preferences for health

During getting the higher professional training the lifestyle of students depended on their signify choices and conformed to their forming identities. The article has specified conceptions value of health, desirable identity and considered some models of the social process of forming desirable identity toward the value of health by university students.

Текст научной работы на тему «Студенческая молодежь: формирование ценностных предпочтений здоровья»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

логия, социальная работа и политология». Адрес для переписки: e-mail: chunikhina.nv@mail.ru

E-mail: filatov@omgtu.ru

ЧУНИХИНА Надежда Викторовна, специалист по Статья поступила в редакцию 23.10.2009 г.

социальной работе, Г.Омск. © В. А. Филатов , Н. В. Чунихина

УДК 316 Е. П. ПЧЁЛКИНА

Белгородский государственный университет

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ

В период получения высшего профессионального образования складывающийся образ жизни студентов связан с их референтными выборами и соответствует их формирующимся идентичностям. В статье уточнены понятия «ценность здоровья», «референтная идентичность», а также рассмотрены несколько моделей социального процесса формирования референтной идентичности относительно ценности здоровья у студентов вуза.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, студенты вуза, образ жизни студентов, референтные выборы, формирующиеся идентичности, ценность здоровья, референтная идентичность, социальный процесс.

Приступая к исследованию, мы ставили целью рассмотреть возможности воздействия на процесс переосмысления ценностной значимости здоровья у студенческой молодежи в период учебы в вузе.

В обществе происходят стремительные перемены. Динамизм социальных процессов находит свое отражение в ценностях и смыслах жизнедеятельности главного носителя трансформаций — человека и его идентичности как ключевого момента субъективной реальности его личности. Особое значение в современных условиях имеет формирование ценностных предпочтений молодежи [1].

Молодежь представляет собой стратегический капитал государства, его основной репродуктивный резерв. Социологическая наука доказывает, что образ жизни молодежи — один из показателей, характеризующих степень благополучия общества [2]. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее дальнейшего социального развития. Возможность и качество образования детерминируют здоровье и качество жизни, но и сами зависят от них [3].

Государственная политика в отношении молодежи обусловлена тем, что социально-демографические проблемы, наиболее остро проявляющиеся у этой социальной группы, непосредственно связаны с ее образом жизни [3,4], а содействие охране здоровья и обеспечению здорового образа жизни молодых людей является необходимым условием развития общества |4, с. 33]. Однако социологией еще слабо изучен вопрос о том, насколько современная система вузовского образования отвечает данным требованиям и формирует у студентов устойчивое стремление вести здоровый образ жизни. В ситуации, когда высшая школа сама подвергается переменам, особенно актуальной проблемой становится разработка новых под-

ходов к организации социальной среды вуза, воздействующей на формирование ценностных предпочтений здоровья у студенческой молодежи.

В данной работе мы разделим смысл понятий «ценности здоровья» и «здоровья как ценности». Здоровье как ценность рассматривается более широко, одновременно и в качестве иррационального инстинктивного стремления к жизни и выживанию человека как биологического вида (уровень существования), и в качестве рационального осознанного стремления, касающегося социальной сущности человека, места здоровья среди других базовых ценностей личности, терминального или инструментального ее характера (уровень действия или деятельности). При рассмотрении понятия «ценность здоровья» принимается во внимание только его социальная сущность, ее характер (терминальный или инструментальный), степень осознанности и принятия, т.е. рассматривается деятельностный уровень ценности здоровья.

Изменение ценностей связано с переопределением идентичности личности [5]. Необходимо отметить, что проблеме идентичности в последнее время уделяется большое внимание. Идентичность — это осознание себя по отношению к определенным референтным группам, отношение к себе и стратегии действий по поводу этого отношения и понимания. Идентификация — процесс отождествления человека с субъектами общения и деятельности, с индивидами или определенной социальной группой, а также отождествление с типом и характером ценностных отношений с данными субъектами.

Понимание идентичности возможно рассмотреть через понятие «самоопределение», как непосредственно самоопределение личности (когнитивный компонент), а также готовность и деятельность по его воплощению (мотивационно-деятельностный

компонент), результат этой деятельности, оценка и эмоциональное отношение к этому результату (эмоционально-оценочный компонент), принятие решений по дальнейшей коррекции этого результата (коррекционный, регулятивный компонент).

Формирование идентичности происходит под воздействием условий социальной среды, в роли которой в нашем случае выступает социальная среда вуза. Система высшего профессионального образования выступает в качестве социализирующего института и влияет на формирование образа жизни молодежи, а значит и на процесс формирования референтной идентичности по отношению к ценности здоровья у студенчества. Образ жизни студентов связан с их референтными выборами и соответствует их складывающимся референтным идентичностям.

Референтная идентичность по отношению к ценности здоровья у студентов вуза рассматривается нами как желаемая идентичность относительно этой ценности, и означает некую направленность в желаемое будущее, в зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), тогда как традиционно идентичность понимается только как актуальное состояние, как результат состоявшейся идентификации.

Мы рассматриваем два уровня референтных предпочтений ценности здоровья: 1) референтные предпочтения эталонов поведения и норм — или незрелый (формальный) уровень сформированной ценности здоровья, не всегда осознанный; 2) референтные предпочтения ценностей — или зрелый (ценностный) уровень ее качества, обязательно осознанный.

Соответственно, и референтная идентичность студентов вуза по отношению к ценности здоровья может проявляться на формальном, (незрелом) уровне и ценностном (зрелом) уровне.

При рассмотрении с позиций социального процесса, формирование ценностных предпочтений здоровья у студентов вуза можно представить в виде нескольких моделей: 1) структурно-динамической, 2) факторной,3)управленческой.

1. Структурно-динамическая модель социального процесса формирования у студентов референтной идентичности относительно ценности здоровья представляет его элементы, а также изменчивость их во времени. В ней можно выделить несколько переменных:

Содержание, включающее: 1) предмет, которым является процесс формирования у студентов ценностных предпочтений здоровья; 2) действия и противодействия, связанные с проявлением управляемых и самоуправляемых механизмов процесса социализации; 3) изменения — это переход с формального, незрелого уровня на ценностный или зрелый уровень референтной идентичности по отношению к ценности здоровья.

Объект, данного процесса — вузовская молодежь.

Участники. — это реальные молодые люди, обучающиеся в вузе, учебные группы, кураторы и преподаватели, родители, различного рода организации.

Условия — это внешние (социальные) и внутренние (личностные) обстоятельства, без которых процесс не может происходить. К ним относятся: 1) само общество, точнее, его отдельный элемент — вуз с его культурными особенностями: способностью к само-воспроизводству, механизмами социального контроля; 2) включенность студента во взаимодействие с данным социальным институтом и его социально-психологическая готовность к изменению ценностных предпочтений, адекватных новому статусу.

Формы социального процесса формирования референтной идентичности могут проявляться в зависимости от степени значимости и выраженности ценности здоровья у студентов вуза. Их многообразие зависит от культурного контекста и широты диапазона стилей здорового образа жизни, проявляющихся в интегрированных формах (участие в мероприятиях, предлагаемых вузом: занятиях физкультурой и спортом, спортивных соревнованиях, спортивномассовых мероприятиях и др.) и в индивидуализированных формах (поддержание здоровья в виде доступных форм физической активности: выполнение утренней гимнастики, терренкур, посещение бассейна и проч.) [6].

Масштаб — это временные и пространственные границы, определяемые периодом обучения студентов и социальной средой вуза.

Фазы, стадии, этапы. — это качественное состояние уровня сформированной ценности здоровья в зависимости от степени осознания ее значимости и влияния на поведение студентов вуза (формальный и ценностный уровни).

Продолжительность — отрезок времени от исходной до конечной фазы — в нашем случае он ограничен временем очной учебы в вузе.

Темп — скорость прохождения фаз. Темп может быть ускоренный (максимальный), средний, замедленный (минимальный). Вуз должен содействовать оптимизации темпа благодаря работе принципов:

1) доступности результатов воздействия, 2) качества результатов воздействия 3) индивидуализации выбора средств воздействия и т.д.

Интенсивность — это увеличение значимости ценности здоровья, качественности исполнения определенного набора моделей поведения, последовательный переход с формально-инструментального уровня референтных предпочтений на осознанноценностный уровень. При экстенсивности происходит последовательная смена поведенческих форм проявления ценности здоровья у студентов вуза, но не меняется ее значимость.

Интенциональность — векторность, направленность данного социального процесса во внешнюю или внутреннюю среду, откуда черпаются ресурсы его самовоспроизводства. Интенциональность определяет характер процесса: внешне обусловленный или внутренне обусловленный. Она связана с уровнем сформированной ценности здоровья: к первому типу относится формальный, уровень, ко второму — ценностный.

Состояние — это степень соответствия нормам, которое бывает: 1) оптимальное — или максимально положительное состояние; 2) нормальное состояние будет в пределах нижних границ нормы, когда процесс все еще обладает достаточной степенью воспроизводства; 3) ненормальное и 4) патологическое состояния будут характеризовать снижение самовос-производства процесса до критических границ и ниже, приводящее к его затуханию.

Направление — это характер смены состояния социального процесса формирования референтной идентичности по отношению к ценности здоровья у студентов вуза. Бывают: 1) направление воспроизводства существующей ценности здоровья (когда нет явных изменений в ориентации и поведении) - это устойчивый оптимальный режим жизнедеятельности на каждом из уровней ценностных предпочтений здоровья; 2) прогресса — переход на более высокий уровень ценности здоровья; 3) регресса — снижение

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

значимости, антиреферентность, разочарование, принятие противоположных ценности здоровья выборов.

Обратимость, под которой понимается способность и возможность возвращения к первоначальной фазе, но в процессе формирования референтных предпочтений ценности здоровья такого быть не может, т.е. процесс этот необратим. Любое попятное движение рассматривается как регресс.

2. Факторная модель — это совокупность возможностей, влияющих на ход и результаты социального процесса формирования у вузовского студенчества ценностных предпочтений здоровья. Факторы могут быть: внутренние, преимущественно воздействующие на физическое, психологическое, социальное или духовное состояние здоровья (перенесенные заболевания, личный опыт, уровень культуры и зрелости личности и т.д.) [7; 8, с. 56] / внешние (экологические условия, уровень культуры в обществе, в том числе и физической, социально-экономический уровень и др.) [9; 10, с. 131 — 154]; стихийные (спонтанно возникшие обстоятельства) / предвиденные (целенаправленно используемые возможности); отрицательные (стресс, отрицательное самовосприя-тие и самоидентификация, перенесенные опасные заболевания и травмы, негативный личный опыт; негативные знания и т.д.) / положительные (удовлетворенность, хорошие саморегуляция, условия жизни и др.); объективные/ субъективные (например, вузовские условия могут расцениваться и как объективные, и как субъективные).

3. Управленческая модель рассматривает социальный процесс формирования референтной идентичности по отношению к ценности здоровья у студентов вуза в контексте управленческих воздействий на его ход и результат. В качестве целевой функции выступает повышение значимости ценности здоровья у студентов. Организационные функции связаны с реализацией данной цели — подготовкой условий, запусканием и регулированием хода процесса. Мотивационные функции связаны с формированием социально-психологических оснований переоценки студентами ценности здоровья. Они создаются посредством стимулирующего воздействия управления на внутренние мотивы деятельности и поведения молодого человека. Функции контроля, и. оценки, связаны с фиксацией и коррекцией хода и результатов процесса. Также функции можно разделить на внутренние — самоцелевая, саморегулирующая, самости-мулирующая, самооценивающая и самоконтролиру-ющая [11]; внешние — те же функции, но запускаемые обществом.

Выделяют управляемые и неуправляемые переменные. Примером управляемых переменных могут быть социальные условия вузовской среды (материальная база, нормы в отношении здоровья, ценности, традиции, обычаи, правила, оценки).

К неуправляемым, переменным социального процесса формирования референтной идентичности по отношению к ценности здоровья могут быть отнесены факторы, на которые сложно воздействовать, например такие внутренние факторы, как активный поиск индивидом референтных групп, соответствующих его значимости ценности здоровья, уровень самооценки, социальная и личностная зрелость, уровень самоконтроля и саморегуляции.

Ограничения, на манипуляцию переменными накладываются характером ресурсов (период обучения и специфика вуза, материальная база вуза, согласо-

ванность и непротиворечие норм, требований и ценностей, провозглашенных в вузе и в других социальных институтах и т.д.) и рисками целенаправленного управленческого воздействия (принцип «не навреди», «лучшее — враг хорошему»).

Результаты, воздействия на формирование референтной идентичности классифицируются по трем возможным категориям: 1) реальные — то, что есть, получаемые в настоящий момент; 2) ожидаемые (желаемые); 3) вероятные (возможные) — при просчете действия всех факторов, которые необходимы для прогноза, подготовки и регулирования процесса формирования у студентов вуза референтных предпочтений ценности здоровья.

Последствия воздействия на становление ценностных предпочтений студенчества могут быть явные и латентные. Явные связаны с целевыми функциями процесса — это ориентация студентов на высокую значимость ценности здоровья. Латентные проявляются в виде неожиданных последствий, не связанных с основными целями и деятельностью. Это непрогнозируемые эффекты действий, в основном негативные, к которым может привести заранее приписывание позитивного эффекта или ориентация только на ближайшие эффекты (например, понижение статуса в студенческой группе, конфликты с социальным окружением из-за неприятия новой ориентации на здоровье и соответствующего поведения). Но могут быть и положительные латентные последствия (например, повышение социальной и профессиональной мобильности, приобретение желаемого членства или повышение статуса в референтной группе).

Процесс формирования референтной идентичности по отношению к ценности здоровья у студентов вуза является сложным, поэтому его регулирование должно быть и целевым, и функциональным, т.е. обеспечивать для вузовской молодежи равные права и возможности здорового образа жизни при постоянном мониторинге результатов, состояния ценностной значимости здоровья.

Теоретический анализ различных моделей социального процесса формирования референтной идентичности по отношению к ценности здоровья у студентов вуза использован нами в разработке дальнейшего эмпирического изучения данного процесса.

Библиографический список

1.Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К.Манхейм. — М., 1994. - 444 с.

2. Левада, Ю.А. Заметки о проблеме поколений / Ю.А. Левада // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. — М. : Новое литературное обозрение, 2005. — 328 с.

3. Концепция государственной молодежной политики. — М., 2001. — 64 с.

4. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2003. — 151с.

5. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. — 1995. — № 3 — 4. — С. 159—181.

6. Комплексные тренировки: Высшая физическая форма / пер. с англ. В. Орехова. — М. : ТЕРРА, 1997. — 144 с.

7. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — М. : Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий).

8. Физическая культура и спорт: учебник/под ред. В.А. Никиткина, С. И. Филимоновой. — М.: Издательство АС В, 2005. — 272 с.

9. Иванов, И. Как остановить деградацию? / И. Иванов // Медицинская газета. — 2008. — 5 марта. — № 16 [6850].

10. Гидденс, Э. Социология / при участии К. Бердсолл: пер. с англ. / Э. Гимен. — Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

11. Тренировка воли: Полная концентрация / пер. с англ.

В. Орехова. - М.: ТЕРРА, 1997. - 144 с.

ПЧЁЛКИНА Евгения Петровна, преподаватель кафедры общей и клинической психологии факультета психологии.

Адрес для переписки: e-mail: jane-pchelka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2009 г.

© Е. П. Пчёлкина

УДК 316. 42 : 35

Т. В. ГОРОДОВА

Белгородский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

На основании социологических исследований проведен анализ состояния социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в Белгородской области, выявлена значимость различных видов помощи. Обнаружена высокая оценка со стороны родителей медицинской, материальной и социальной помощи детям - инвалидам.

Ключевые слова: инвалидность, семья, лицо с ограниченными возможностями, социальная работа, адаптация, реабилитация, социализация, социальная технология, системный подход.

В Белгородской области проживает около 274,1 тысячи детей до 18 лет. За последние 10 лет число детей-инвалидов составляло от 6424 до 8410 человек. В целом, в Российской Федерации насчитывается около 0,6 млн семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2— 1,5 млн [ 1 ].

Проблема исследования состоит в противоречии .между необходимостью совершенствования системы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями и недостаточностью научной информации по этому вопросу.

Объектом наших исследований была практика социальной работы с детьми-инвалидами, а предметом исследований — формы организации социальной работы с детьми данной категории в Белгородской области.

Цель нашей работы можно определить как выявление проблем, встречающихся в процессе организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, поиск и обоснование реальных эффективных путей совершенствования сложившейся практики. Для этого ставились конкретные задачи:

— составить социальный портрет изучаемой категории детей;

— выявить проблемы, возникающие в процессе организации социальной работы с детьми данной категории, и проанализировать их причины;

— предложить эффективные пути решения проблемы организации социальной работы.

В соответствии с задачами была сформулирована основная гипотеза — в Белгородской области отсутствует системный подход к социальной работе с детьми-инвалидами.

Основным методом исследований был социологический анкетный опрос, проведенный в 2007 — 2008 году в Белгородской области. В опросе участвовали три категории респондентов:

1) 500 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, выборка из генеральной совокупности составила 8,0 %. В анкетировании участвовали родители детей, проходивших реабилитацию в ОГУ «Областной центр медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями». Реабилитация детей-инвалидов в Центре проводится по ежегодному плану: 8 курсов реабилитации по 100 человеке течение месяца, через 3 месяца рекомендуется повторный курс реабилитации. В 2007 году реабилитацию прошли 679 детей, в том числе 292 ребенка, требующих родительского ухода, повторную реабилитацию прошли 116 детей. В 2008 году реабилитацию прошли 692 ребенка, из них 304 ребенка с родителями, повторный курс прошли 102 ребенка;

2) 60 сотрудников, непосредственно работающих с детьми рассматриваемой категории (специалисты по социальной работе, педагоги, психологи, медицинские работники, логопеды и т.д.). Выборка составила 37,5 % от числа сотрудников в детских учреждениях области данного профиля;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.