СЦЕНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ АТМОСФЕРЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Севинч Арипова ГИИКУз
Аннотация: В данной статье рассказывается о том, что сценография является средством создания атмосферы в театрализованном представлении. Обращает внимание читателя на основные части сценического искусства в театрализованном представлении. Показывает его значимость в восприятии атмосферы театрализованного представления зрителем.
Ключевые слова: сценография, атмосфера, театрализованное представление.
SCENOGRAPHY AS A MEANS OF CREATING AN ATMOSPHERE IN A
THEATRICAL PERFORMANCE
Sevinch Aripova UzSIAC
Abstract: This article describes that scenography is a means of creating an atmosphere in a theatrical performance. Draws the reader's attention to the main parts of stage art in a theatrical performance. It shows its significance in the perception of the atmosphere of a theatrical performance to the audience.
Keywords: scenography, atmosphere, theatrical performance.
Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших событий в жизни человека занимают все большее место в нашей действительности.
Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того, чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные
закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течение тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура. Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа.
В современном понимании театрализованное представление - это необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп, в котором отдельные фазы жизни трактуются особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования.
Театрализованные представления - самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а также некоторые формы спорта - художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр.
Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни; другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности. В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.
Агитационно-художественное представление представляет собой непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела. Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика - все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику. Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная - это
значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.
Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.
Существует много клубных вечеров, в которых тема не просто присутствует, а раскрывается в определенной, логической и композиционной последовательности. Такие вечера принято называть тематическими. Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер. Тематический вечер отличается особым путем раскрытия темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере - социально-экономические, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции. Попытки построить тематический вечер исключительно вокруг производственных, организационных, технических и других вопросов, оставляя человека на втором плане, неизбежно превращают вечер в разновидность собрания, резко сужают возможности эмоционального воздействия на зрителей. Задача тематического вечера состоит не столько в том, чтобы показать экономическую эффективность того или иного производственного процесса, но в том, чтобы, в первую очередь, раскрыть моральные стимулы труда, показать человека в труде.
Что касается массовых праздников, их основная тема, развиваясь, варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на
сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.
Атмосфера любого театрализованного представления складывается задолго до его проведения. Проделывается большая подготовительная работа. Творческий коллектив много сил и времени затрачивает на репетиции. Участники предстоящего представления много читают книг по заданной тематике, для того чтобы в непредусмотренной ситуации хорошая импровизация выглядела бы как специально подготовленный номер.
Певцы и музыканты особое внимание уделяют не только тому, чтобы играть и петь, не сбиваясь вместе, но и тому, чтобы особая интонация их звучания воспринималась слушателем легко и радостно.
Конечно, нельзя не отметить и того, что каждый из участников и их помощников заботился о выразительных средствах, которые должны были сформировать у зрителя праздничное настроение. Здесь и яркие костюмы, и художественное оформление сценического пространства, афиши, качественная фонограмма и многое другое.
Можно с уверенностью сказать, что именно сценография и создаёт атмосферу театрализованного действия. Сценография должна выражать совместный замысел художника и режиссёра. Поэтому, сценограф всегда является сорежиссёром. И даже пустая сцена - это осмысленный образ. Пустота всегда продумана. Она становится тем специфическим, «немым» языком сценографии, который необходим для донесения определённой идеи. Кстати, нередко пустота на сцене воздействует куда сильнее, нежели «загромождённость». Сценография усиливает акценты, вносит дополнительные нюансы, но не «бытовые», а символические. Материальный мир может выражать духовную суть. И тогда, овеществляясь, идея становится зримой. Предмет - это живая субстанция, такая же выразительная, как персонаж в спектакле. Предметы, как и герои, меняются по ходу действия. Вещи рассказывают свою историю и задают атмосферу, они постепенно приближают зрителя к пониманию задуманного финала. Намекают на то неявное, сакральное, что сокрыто в театрализованном представлении. Предметы - это своего рода опорные точки в работе, но при этом зритель зачастую не осознаёт, что находится под их воздействием. Нужен тщательный отбор всех предметов. Важно не разрушить единство композиции - визуальной и драматургической.
Благодаря костюмам, свету, звуку, декорациям и многим другим выразительным средствам рождается атмосфера театрализованного представления. Трудно представить литературно-музыкальную композицию, посвященную Индии без традиционных костюмов. Зритель уже будет не
верить, тому, что происходит на сцене, а соответственно и вся атмосфера тут же пропадет. Поэтому каждый элемент сценографии важен в создании атмосферы театрализованного представления.
Использованная литература
1. Генкин Д.М «Массовые театрализованные представления и праздники»; ВНМЦНТИКПР, 1985, 86 стр.
2. Михайлова А.А. «Сценография: теория и опыт»; Сов.художник, 1990, 334 стр.
3. Понсов А.Д. «Конструкции и технология изготовления театральных декораций»; Искусство, 1988, 292 стр.
4. Триадский В.А. «Основы режиссуры театрализованных представлений»; МГИК, 1985,73 стр.