СЦЕНИЧЕСКИЙ ПСЕВДОНИМ КАК ОТРАЖЕНИЕ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АНТРОПОНИМИИ1
A STAGE NAME AS A REFLECTION OF MODERN TRENDS IN ANTHROPONYMY
О.В. Врублевская O.V. Vrublevskaya
Мода, антропонимия, сценический псевдоним, модные тенденции, универсальность, современность, демонстративность, игра.
Проводится анализ сценических псевдонимов в горизонтальном и вертикальном измерении с позиции модного объекта и его признаков. В основу положена теоретическая модель моды социолога А.Б. Гофмана. Выявляются модели создания сценических псевдонимов и обозначаются модные тенденции их образования: использование гипокористических форм личного имени, редких имен, трансонимизация прецедентных имен, онимизация апеллятивов и др. Выявляются модели псевдоименования, не свойственные традиционным антропонимам.
Trend, anthroponymy, stage name, modern trends, universality, modernity, demonstrativeness, play. The article analyzes stage names in horizontal and vertical dimensions in terms of a trendy object and its characteristics. The analysis is based on the theoretical model of trend of the sociologist A.B. Gof-man. The article reveals the models of creation of stage names and highlights the modern trends of their creation, namely using hypocoristic forms of names, rare names, transonymization of precedent names, onymization of common nouns and so on. It also brings to light the models of stage-naming, which are not typical of traditional anthroponyms.
В конце XX - начале XXI вв. вместе с преобразованиями, которые стимулировали формирование рынка для продукции профессионального творчества, вновь оживляется интерес к псевдоименам. Но если для представителей профессий, имевших в недавнем прошлом приоритет в создании имиджевых имен, писателей, журналистов, художников, псевдонимы составляют предмет умеренного спроса, то в индустрии шоу-бизнеса у творческих имен растет популярность, они становятся частью сценического образа и неизменной составляющей брэндинга [Голомидова, 2005, с. 19].
Объектом нашего рассмотрения становятся сценические псевдонимы, к которым мы относим псевдонимы звезд шоу-бизнеса: музыкантов, певцов, актеров театра и кино, теле- и радиоведущих, юмористов, шоуменов и др.
Официальное именование (Ф.И.О.) является обязательным, стабильным (нельзя постоянно менять или иметь несколько), имеет широкий
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 15-34-01008.
функциональный диапазон. Псевдоним же - факультативное обозначение личности (не у всех есть псевдоним / есть необходимость в псевдоименовании), результат самоназывания, изменчив (псевдоним можно менять, их может быть несколько), привязан к определенной сфере. В редких случаях псевдоним может стать официальным именем, например, известный певец Виктор Белан в 2008 г. взял псевдоним Дима Би-лан в качестве официального имени и фамилии. Поводом стал конфликт с вдовой его продюсера Юрия Айзеншписа Еленой Ковригиной, которая стала руководить компанией мужа и потребовала от певца, когда тот разорвал контракт с компанией, сменить сценическое имя, так как Дима Билан - псевдоним, все права на который принадлежали ее компании (ИСВ, 21.06.14). Из этого примера вытекает еще одна особенность псевдонима в условиях современных реалий: сценический псевдоним - это юридически закрепленный товарный знак, соответственно, создание псевдо-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
о я
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
нима - это не просто замена длинной, трудновы-говариваемой, распространенной или неблагозвучной фамилии, а создание рекламного имени. Таким образом, сценические псевдонимы - это развивающийся пласт антропонимической лексики, отражающий новые реалии постсоветского времени. Однако исследования данных антро-понимических единиц носят фрагментарный характер. Встречаются, например, работы, посвященные рассмотрению семантических особенностей и проблем перевода сценических псевдонимов [Прокопьева, 2012] или исследованию истории сценического псевдонима отдельных знаменитостей [Ваганова, 2006].
В данной статье сценические псевдонимы рассматриваются с позиции модного объекта. В основу анализа положена теоретическая модель моды социолога А.Б. Гофмана, который понимает моду как один из механизмов регуляции и саморегуляции человеческого поведения. К структурообразующему компоненту моды исследователь относит набор основных ценностей (современность, универсальность, демонстративность, игра), называемых им атрибутивными или внутренними ценностями моды [Гофман, 1994]. И.В. Крюкова предлагает методику определения признаков модного объекта, выделенных А.Б. Гофманом, у имен собственных, рассматривая их «в двух измерениях (по горизонтали, т.е. в пространстве, и по вертикали, т.е. во времени), что позволяет говорить не столько о моде на какие-либо конкретные имена, сколько о формировании модных тенденций» [Крюкова, 2014].
Цель данной работы - выявить модели создания сценических псевдонимов, отвечающие признакам модного объекта, т.е. определить модные тенденции в псевдоименовании. Изучение имен собственных с позиции модного объекта приобретает особую актуальность в наше время смены ценностных ориентиров и многих сторон коммуникации.
Материалом исследования послужили псевдонимы музыкантов, певцов, актеров и др. 1990-2010-х гг., полученные путем сплошной выборки с сайтов соответствующей направлен-
ности: www.concert-star.ru,www.pkgid.ru, www. tbeauty.ru, http://webfacts.ru, www.ivanov-portal. ru, www.getonair.ru,www.kakprosto.ru и др., а также персональных сайтов знаменитых личностей. Всего собрано 300 псевдонимов.
Анализ собранных сценических псевдонимов показал, что в советское время артисты эстрады, кино, театра выступали в основном под своими настоящими именами, и можно выделить три основные причины, побуждающие творческих людей брать псевдоним. Это наличие однофамильцев, неблагозвучность фамилии и национальная принадлежность. Например, Вячеслав Антонов берет псевдоним Вячеслав Добрынин, возможно, чтоб не путали с известным современником Юрием Антоновым. Александр Выгузов становится Александром Мали-ниным, Андрей Криворотов - Андреем Разиным и др. Некоторые меняют только букву в фамилии. Так режиссер Александр Горнизов становится Александром Гарнизовым, автор и исполнитель Александр Бырыкин - Александром Барыкиным, певица София Ротарь - Софией Ро-тару, юморист Евгений Петросянц - Евгением Петросяном.
Еще одна причина - национальность, побудившая многих артистов взять псевдоним. Например, певцы Лазарь Вайсбейн - Леонид Утесов, Отто Неймен - Марк Бернес, актеры Фани Фельдман - Фаина Раневская, Семен Фердман -Семен Фарада, Михаил Гольцман - Михаил Све-тин, юмористы Семен Альтшуллер - Семен Альтов, Роман Кац - Роман Карцев, Аркадий Штейнбук - Аркадий Арканов.
Таким образом, основной моделью образования сценических псевдонимов в советское время является модель имя + фамилия. Чаще имя остается свое, изменению подвергается фамилия: заменяется буква в фамилии, изменяется или отбрасывается часть фамилии, фамилия заменяется на вымышленную.
С распадом Советского Союза и изменением политического и экономического устройства государства, описанные выше псевдонимы продолжают успешно функционировать в новых реалиях, некоторые творческие личности по инер-
ции продолжают использовать устоявшуюся модель образования сценического псевдонима для создания артистического имени. Например, композитор Аркадий Окупник, став исполнителем своих песен, меняет в фамилии одну букву - Укупник и именно с этим сценическим именем завоевывает популярность в 1990-х гг. Лолита Горелик, заменив фамилию, становится Лолитой Милявской, Андрей Клементьев - Андреем Губиным и др. Но в отличие от предыдущего периода, в 1990-е гг. артисты чаще не просто заменяют фамилию на более красивую и звучную, а получают ее путем онимизации апеллятивов, которые, став именем собственным, псевдонимом, сохраняют доономастическое значение и тем самым характеризуют качества / способности своего обладателя или приписывают ему желаемое. Например, Лада Волкова, которой ее фамилия казалось обычной, придумала себе оригинальную фамилию на английский манер -Дэнс (переводится как танец, танцы). Этот псевдоним она старалась оправдывать, и все свои выступления сопровождала танцами. Лика Павлова превращается в Лику Стар. Заметим, Стар /Star в переводе с английского звезда. Так, распространившаяся в 1990-е ориентация на запад, возрастающая популярность английского языка проявили себя и в антропонимии, наметив новые тенденции псевдоименования. Псевдонимы становятся средством реализации модных стандартов. Модный стандарт - это разновидность культурных образцов, т.е. способы и правила поведения. Некий стандарт рассматривается как модный, когда «указывает на какие-то ценности, которые в обществе или социальной группе воспринимаются как модные» [Гофман, 1994]. Само явление псевдоименования в сфере шоу-бизнеса становится модным. В начале постсоветского периода новое (то, что противопоставлялось советскому) оценивалось положительно, приобретало популярность, становилось модным. Новизна - основной критерий фундаментальной ценности в структуре моды - современности, которая ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям, противопоставляется консерватизму.
Рассмотрим модели образования псевдонимов, соответствующие такому критерию модного объекта, в частности модного имени, как современность. Модель образования псевдонима имя + фамилия не ограничивается только изменением или заменой фамилии, артисты часто начинают прибегать к использованию в псевдониме гипокористической формы своего имени или полной его замене. Например, Наталья Порывай становится Наташей Королевой, Екатерина Чуприна - Катей Лель. Некоторые идут дальше и создают псевдоним (гипокористическая форма имени + вымышленная фамилия) по принципу аллитерации, как, например, исполнители Елена Лёвочкина, Павел Кваша, Маргарита Герасимович, известные под псевдонимами Алёна Апи-на, Паша Кашин, Рита Дакота. По такому принципу обычно создаются рекламные слоганы. Тенденция заменять полную форму имени становится популярной, так как позволяет укоротить сценическое имя артиста и облегчить его восприятие. Это привело к тому, что исполнители, выступающие под своими настоящими именами, стали строить псевдоним только на сокращении личного имени. Приведем для сравнения несколько примеров: Митя Фомин (вместо Дмитрий Фомин), Стас Михайлов (Станислав Михайлов), Кети Топурия (Кетеван Топурия) и др.
А создание сценического имени по модели вымышленное имя + вымышленная фамилия больше не обусловлено национальным аспектом. Светлана Безух выступает под псевдонимом Алиса Мон, Вячеслав Твердохлёбов - Влад Сташевский, Олег Титоренко - Богдан Тито-мир и др.
Кроме того, появилась новая однокомпо-нентная модель образования сценического имени - личное имя. Например, такие исполнители, как Азиза Мухамедова, Анастасия Минцков-ская, Юлиан Васин, Пелагея Ханова, Земфира Рамазанова, Алсу Сафина, оставили в качестве сценического псевдонима свое личное имя: Азиза, Анастасия, Юлиан, Пелагея, Земфира, Алсу. Некоторые артисты презентовали творчество под псевдонимами в виде измененной или сокращенной формы личного имени: Натали (На-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
о я
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
талья Миняева), Света (Светлана Колтунова), Шура (Александр Медведев) и др.
Появились и появляются исполнители, выступающие под вымышленными именами, стремление выделиться побуждает их к созданию сценического псевдонима на основе редких, необычных имен. К ним можно отнести Татьяну Корневу, получившую известность под псевдонимом Каролина, Светлану Гейман - Линда, Ирину Тюрину (Нельсон) - Диана, Светлану Назаренко - Ая, Оксану Нечитайло - Согдиана и др.
Использование в качестве сценического псевдонима гипокористической формы своего имени, а также заимствованных, редких или необычных имен способствует демонстративности созданной языковой единицы. Демонстративность не ограничена временными и пространственными рамками и имеет корни в биологических аспектах человеческого существования [Гофман, 1994], выражается в стремлении выделиться.
Описанные выше тенденции псевдоименования получили распространение в отечественном шоу-бизнесе, что позволяет говорить о таком признаке модного объекта у сценических псевдонимов, как универсальность. Универсальность коррелирует с частотностью [Гофман, 1944]. Здесь следует отметить, что важнее абсолютной частотности - частотность относительная (терминология И.Т. Вепрева, А. Мустайоки), т.е. рост использования конкретной модели для образования псевдонимов. Именно рост востребованности и говорит о возникновении моды.
Как показывает анализ собранных псевдонимов, с 1990-х начинает нарастать тенденция к созданию демонстративных сценических имен, часто построенных на языковой игре. Остановимся на них подробнее.
Такая модель образования псевдонимов, как личное имя, реализует себя также в создании сценических псевдонимов на основе прецедентных и коннотативных имен, например, Анка (Наталья Стуришина), Петлюра (Юрий Ба-рабаш), Данко (Александр Фадеев), Ника (Ирина Мальгина), Юдифь (Мария Кац), Михей (Сергей Крутиков), Дуня (Александр Пархоменко). Не имея, возможно, связи с конкретными носителя-
ми, они характеризуют автора псевдонима с точки зрения национальности или социальной принадлежности. «Прецедентные феномены, являющиеся орудием суггестивного воздействия, порождают в сознании реципиентов определенные образы, коннотации» [Мишенева, 2013].
Коннотативность лежит также в основе псевдонимов, созданных путем онимизации апел-лятивов, например: Баста (Василий Вакулен-ко), Птаха, Зануда (Давид Нуриев), Змей (Антон Мишенин), Туман (Михаил Крупин); а также путем усечения настоящей фамилии исполнителя до односложного образования с «оживленной» семантикой, например, Бес (Константин Беспалый), Шнур (Сергей Шнуров). Создание подобных псевдонимов продиктовано потребностью самовыражения, использование принципа языковой игры реализует способность субъекта номинации к словотворчеству.
Игра - еще одна ценность моды. Подобно демонстративности представляет собой универсальный элемент культуры. Игра носит произвольный характер, тесно связана и перекрещивается с областью эстетического. Присутствие ценности игры в структуре моды отчасти объясняет широкое распространение моды как явления эстетического. Игра отличается эвристическим, поисковым характером; она связана с праздничным мироощущением. Наличие в моде присущего игре эвристического элемента стимулирует постоянную смену модных стандартов и объектов, создание нового и открытие старого в качестве «нового» [Гофман, 1994].
Так появляется еще одна новая модель создания сценических псевдонимов - онимиза-ция апеллятивно-онимических и апеллятивно-апеллятивных сочетаний, в основе которых -языковая игра. Одни из них связаны с именем или фамилией, другие достаточно произвольны. Например, Профессор Лебединский (Алексей Лебединский), Дядя Женя (Евгений Клещёв); Господин Дадуда (Игорь Кезля), Органческая Леди (Светлана Кушнир), Мистер Шеff (Владислав Валов), Mr. Credo (Александр Махонин), Мистер Малой (Андрей Цыганов), Грубый Ниоткуда (настоящее имя неизвестно). ]
Двухтысячные принесли еще одну новую тенденцию образования сценических псевдонимов - это графическая игра, построенная на использовании шрифтов разного размера и соединении русской и латинской графики в одной номинативной единице (что позволяет играть с внутренней формой слова). Например, МакБим, ранее Мах'!-М (Марина Абросимова), KotZilla (Константин Аршба), Глюкoza (Наталья Чистякова-Ионова), LOne (Леван Горозия), вАрчун (Антон Зубарев), RE-pac (Лев Кисилёв), Ай-Q (Станислав Кравчук). Как показывают последние примеры, появляются сценические псевдонимы, по форме и структуре не соответствующие традиционным антропонимам. К таким можно отнести также псевдонимы, созданные по модели аббреви-ационного типа или аббревиационное сочетание + цифровой компонент, например, КРП (Вадим Карпенко), Р.М.Д. (Роман Воронин), П.Ё.С. (Амир Магомедов, псевдоним расшифровывается как Поэт, Ёрник, Садист), K.R.A. (Константин Пономарёв); Dino MC 47 (Тимур Кузьминых), D-MAN 55 (Дмитрий Грабовский) и под.
Проведенный анализ показал, что варианты использования модели имя + фамилия при создании сценических псевдонимов начиная с 1990-х стали разнообразнее, и наметились новые тенденции псевдоименования. В данной модели не просто изменяется или заменяется фамилия (как в советское время), а может быть использован онимизированный апеллятив, характеризующий исполнителя за счет сохранения доономастического значения. Имя заменяется, или используется его гипокористическая форма. Намечаются новые тенденции псевдоименования, на основе которых создаются сценические псевдонимы, соответствующие признакам модного объекта (современность, универсальность, демонстративность, игра): личное имя (полное имя исполнителя или его гипокористи-ческая форма, вымышленное редкое имя, прецедентное имя), онимизированный апеллятив,
онимизированные апеллятвно-онимические и апеллятивно-апеллятивные сочетания. Появляются модели, не свойственные традиционным антропонимам: аббревиационный тип или аббревиационное сочетание + цифровой компонент, а также использование графической игры. Перспективным представляется анализ сценических псевдонимов с позиции рекламного имени, что позволит выявить специфические принципы номинации творческих личностей, значимые для анализа функционального аспекта номинативной деятельности в области рекламных названий.
Список сокращений
1. ИСВ - Информационная служба «Века». URL: http://wek.ru
Библиографический список
1.
2.
4.
5.
6.
7.
Ваганова И.Б. К истории сценического псевдонима Н.М. Дудиной// Вестник академии русского балета. 2006. № 16. С. 158-164. Голомидова М.В. Русская антропонимиче-ская система на рубеже веков // Вопросы ономастики. 2005. № 2. С. 11-22. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с. Крюкова И.В. Научные подходы к исследованию модного имени. URL: http://azbuka.in.ua/ wp-content/uploads/2014/09/Kryukova-I.-V..pdf Мишенева В.А. Суггестивное воздействие лигвокультурных знаков в массмедий-ной коммуникации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 186-190. Мустайоки А., Вепрева И.Т. Метаязыко-вой портрет модных слов // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. 2015. Вып. 14 (21), Т. 2. С. 453-467. Прокопьева О.В. Семантические особенности русских и английских сценических имен // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 6-2. С. 28-29.
<С £
d pq
0
ь
к
1 W Р2 Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
Д
н
U
W М
3