ШЕРКУНОВ СЛ.,БАРБАШЕВ М.П.
СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация. Особое значение для современной России приобретает достижение поступательного социально-экономического развития регионов. В настоящей работе отражено, что восприятие региона в качестве социально-экономической системы означает, что к нему с определённой долей условности применимы стандартные методики системных преобразований. На основе сценарного подхода с использованием аппарата взвешенных ориентированных графов сформирована модель региональной социально-экономической системы Владимирской области, способствующая повышению эффективности управления и обеспечения динамического развития субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: социально-экономическая система, регион, сценарный подход, сценарий развития территории, графовая модель, Владимирская область.
SHERKUNOV S.A.,BARBASHEV М.Р.
SCENARIO APPROACH TO MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM (BASED ON AN EXAMPLE OF THE VLADIMIR REGION)
Abstract. The achievement of progressive social-economic development of regions is acquiring special meaning in modern Russia. The present article reflects that the perception of the region as a socially-economic system means that standard methods of systemic transformations can be used in relation to this somewhat conventionally. Based on scenario approach using a device of weighted oriented graphs, a model of the regional socially-economic system of the Vladimir region has been formed. This model helps to improve the effectiveness of management and provide dynamic development of the constituent territory of the Russian Federation.
Keywords: A social-economic system, a region, scenario approach, a scenario of development of the territory, a graph model, the Vladimir region.
Социально-экономическая система — это одно из ключевых понятий экономики и формирующейся управленческой науки. Авторы монографии, изданной под общей редакцией Р. М. Нижегородцева и С. Д. Резника, определяют социально-экономическую систему (далее — СЭС) как «совокупность элементов, деятельная взаимосвязь которых обеспечивает эффективное функционирование, направленное на достижение цели» [8, с. 51].
В целом ряде экономических исследований «регион» рассматривается в качестве СЭС ме-зоуровня [1, с. 17-18; 2, с. 152]. В том случае если заходит речь об общих принципах управления регионом, то наши коллеги солидарны в одном: «управление регионом требует всеохватывающего системного подхода» [6, с. 14], то есть подхода к исследованию объекта как системы со всеми присущими ей элементами, связями и взаимодействиями.
Восприятие региона в качестве СЭС означает, что к нему с определённой долей условности применимы стандартные методики системных преобразований. По установленным алгоритмам может осуществляться диагностика текущего состояния региональной системы, разработка комплекса мер, обеспечивающих её перевод из одного качественного состояния в другое более высокое качественное состояние, определение объёма необходимых для этого ресурсов и средств. Отсюда становятся более очевидными исходные действия органов государственной власти и управления.
В среднесрочной и долгосрочной перспективах с прогнозируемой либерализацией проводимой федеральными органами государственной власти экономической политики будет усиливаться конкуренция между регионами за право получения бюджетных средств, в том числе субсидий, субвенций и дотаций из федерального центра. Регионы с отсутствующими чёткими системами управления региональным развитием, с неэффективными управленческими коман-
Шеркунов С. А., Барбашев М.П.
СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ - (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ) -
дами, обнаружившими неспособность к изысканию внутренних резервов развития, освоению по целевому назначению финансовых средств, поступивших из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, будут иметь значительные ограничения на этапе перераспределения финансовых потоков, направляемых на поддержку региональных инициатив. Формирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации действующего механизма по активации внутренних источников развития и резервов роста является задачей первостепенной важности.
В условиях чрезвычайно высокого динамизма, свойственного глобальной экономической системе, актуальное значение приобретает применение сценарного подхода к стратегическому управлению развитием СЭС регионального уровня [4; 5; 7].
Данный подход позволяет рассмотреть множество вариантов развития событий в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды, главным образом порождаемых реализацией целевых программ и другими видами управленческого воздействия на систему.
Прогноз развития региональной СЭС отражается в сценариях, представляющих собой, по выражению Ю. В. Вертаковой, «гипотезы о возможных, существенно различающихся состояниях системы в будущем, глобальные сочетания условий внешней и внутренней среды» [3, с. 118].
Формирование сценариев развития относится к одному из видов динамического моделирования, позволяющего на основе анализа некоторых предположений с использованием соответствующего инструментария рассчитывать различные траектории развития исследуемого объекта, что является крайне важным в условиях неопределённости.
Сценарный анализ развития региона будет предпринят на примере Владимирской области, экономико- и политико-географическое положение которой определяется нахождением в самой освоенной и плотно заселённой части страны, на территории которой начала формироваться русская нация и складываться Российское государство.
Владимирская область образована в составе РСФСР Указом Президиума Верховного совета СССР от 14 августа 1944 года. В настоящее время это один из 83 субъектов Российской Федерации. Владимирская область входит в состав Центрального федерального округа.
Площадь территории области — 29 тыс. кв. км, что составляет 0,17 % от площади территории Российской Федерации. Численность населения на 1 июня 2013 года — 1 млн 449,5 тыс. человек (1,01 % от численности населения Российской Федерации). По площади территории Владимирская область сопоставима с Королевством Бельгия (30,5 тыс. кв. км), Республикой Армения (29,8 тыс. кв. км), Республикой Албания (28,7 тыс. кв. км); по численности населения — с Эстонской Республикой (1 млн 431 тыс. чел.).
Центр области — Владимир с численностью населения 350,5 тыс. чел. Современный Владимир — крупный промышленный, транспортный и культурный центр, обладающий значительным организационным потенциалом.
Определяющее влияние на развитие области оказало её положение на линии формирующегося мегаполиса Москва — Нижний Новгород, в относительной близости к столичному региону.
Сложившаяся территориальная организация хозяйства не в полной мере способствует обеспечению выхода региона на траекторию инновационного развития. Следует констатировать, что до настоящего времени в области так и не удалось создать ни одного территориального кластера, выдерживающего конкуренцию на «высоких рынках». Имея многоотраслевую структуру экономики, область находится в зависимости от небольшого числа крупных предприятий, дающих основной прирост ВРП.
Государственная промышленная и научно-техническая политика, проводимая высшими органами государственной власти Владимирской области, направлена на обеспечение роста промышленного производства, создание условий для организации и развития конкурентоспособных и эффективных производств, региональных научно-технических и инновационных программ и проектов.
Одним из важнейших условий формирования эффективной промышленной политики является развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса, инструментами которого
должны стать программы государственно-частного партнёрства.
Органами государственной власти и управления осуществляется работа по содействию реализации на территории области крупных инвестиционных проектов, связанных с организацией производства современного цифрового рентгенодиагностического оборудования (ООО «Универсальные рентгеновские медицинские системы»), дизельных двигателей МФПГ (компания «КросАгромаш»), легкомоторных самолётов (компания «Твой авиацентр», Санкт-Петербург) и т. д.
Региональными властями проводится работа по заведению наиболее значимых проектов, направленных на развитие социальной сферы, в федеральные целевые программы, по привлечению средств из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов на реализацию конкретных социально-значимых мероприятий.
Проводимая региональными властями во главе с губернатором Владимирской области С. Ю. Орловой государственная политика, поворот в сторону человека, курс на сохранение и приумножение человеческого капитала привели к определённым положительным результатам. Закрепить позитивные тенденции представляется возможным посредством поиска новых путей повышения эффективности экономической, промышленной и научно-технической, бюджетно-налоговой и инвестиционной, аграрной, социальной и кадровой политики, более активного использования в практической деятельности выработанных на научной основе современных подходов к управлению регионом, в том числе методологии сценарного исследования и моделирования сложно организуемых СЭС.
Модель СЭС Владимирской области, формируемая на основе использования аппарата взвешенных ориентированных графов, включает 36 базисных факторов, задающих основные параметры её развития:
1. Физический объём производства
2. Инвестиции
3. Издержки производства
4. Уровень цен
5. Объём денежной массы
6. Технологический прогресс (инновации)
7. Производительность труда
8. Занятость
9. Уровень жизни населения
10. Социальные программы
11. Теневая экономика
12. Налоговые ставки
13. Бюджет
14. Макроэкономический риск
15. Внешние факторы развития
16. Промышленный комплекс
17. Транспортно-логистический комплекс
18. Агропромышленный комплекс (АПК)
19. Туризм и рекреация
20. Энергетический комплекс
21. Строительство
22. Малый и средний бизнес
23. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)
24. Образование
25. Культура
26. Здравоохранение
27. Износ основных фондов
28. Уровень квалификации работников
29. Экология
30. Сфера услуг
31. Внутренний рынок
Шеркунов С. А., Барбашев М.П.
СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ - (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ) -
32. Внешнеэкономическая деятельность
33. Рождаемость
34. Доля ВРП на душу населения
35. Уровень физического здоровья населения
36. Уровень реальных доходов населения
Система взаимосвязей между базисными факторами, определяющими основные параметры развития региональной СЭС, представлена в таблице 1, исходная модель СЭС Владимирской области — на рисунке 1.
Таблица 1
Система взаимосвязей между базисными факторами, определяющими основные параметры развития региональной СЭС
Начальная вершина Вес Конечная вершина
Физический объём производства 1 Объём денежной массы
Физический объём производства 1 Технологический прогресс
Физический объём производства 1 Уровень жизни населения
Физический объём производства 1 Налоговые ставки
Физический объём производства 1 Бюджет
Физический объём производства -1 Макроэкономический риск
Инвестиции 1 Промышленный комплекс
Инвестиции 1 Транспортно-логистический комплекс
Инвестиции 1 Энергетический комплекс
Инвестиции 1 Строительство
Инвестиции 1 Образование
Издержки производства -1 Физический объём производства
Издержки производства 1 Уровень цен
Издержки производства 1 Макроэкономический риск
Издержки производства -1 Внешние факторы развития
Издержки производства -1 Малый и средний бизнес
Уровень цен 1 Объём денежной массы
Уровень цен -1 Уровень жизни населения
Уровень цен -1 Рождаемость
Уровень цен -1 Уровень реальных доходов населения
Объём денежной массы 1 Уровень цен
Технологический прогресс 1 Инвестиции
Технологический прогресс 1 Производительность труда
Технологический прогресс 1 Транспортно-логистический комплекс
Технологический прогресс 1 ЖКХ
Технологический прогресс -1 Износ основных фондов
Технологический прогресс 1 Сфера услуг
Производительность труда 1 Физический объём производства
Производительность труда -1 Уровень цен
Производительность труда -1 Макроэкономический риск
Производительность труда 1 Уровень реальных доходов населения
Занятость 1 Физический объём производства
Занятость 1 Уровень жизни населения
Занятость -1 Социальные программы
Занятость 1 Уровень реальных доходов населения
Уровень жизни населения 1 Производительность труда
Уровень жизни населения 1 Социальные программы
Уровень жизни населения 1 Налоговые ставки
Уровень жизни населения -1 Макроэкономический риск
Уровень жизни населения 1 Внутренний рынок
Социальные программы -1 Инвестиции
Социальные программы 1 Объём денежной массы
Продолжение таблицы 1
Начальная вершина Вес Конечная вершина
Социальные программы 1 Уровень жизни населения
Социальные программы -1 Бюджет
Социальные программы 1 Рождаемость
Теневая экономика 1 Физический объём производства
Теневая экономика 1 Занятость
Теневая экономика 1 Макроэкономический риск
Теневая экономика -1 Внешние факторы развития
Теневая экономика -1 Промышленный комплекс
Теневая экономика -1 Малый и средний бизнес
Теневая экономика 1 Внутренний рынок
Налоговые ставки 1 Теневая экономика
Налоговые ставки -1 Бюджет
Налоговые ставки -1 Внешние факторы развития
Налоговые ставки -1 Промышленный комплекс
Налоговые ставки -1 Транспортно-логистический комплекс
Налоговые ставки -1 АПК
Налоговые ставки -1 Туризм и рекреация
Налоговые ставки -1 Строительство
Налоговые ставки -1 Малый и средний бизнес
Налоговые ставки -1 Сфера услуг
Налоговые ставки -1 Уровень реальных доходов населения
Бюджет 1 Инвестиции
Бюджет -1 Макроэкономический риск
Макроэкономический риск -1 Внешние факторы развития
Внешние факторы развития 1 Инвестиции
Внешние факторы развития 1 Социальные программы
Внешние факторы развития 1 Бюджет
Внешние факторы развития 1 Малый и средний бизнес
Промышленный комплекс 1 Издержки производства
Промышленный комплекс 1 Занятость
Транспортно-логистический комплекс 1 Занятость
Транспортно-логистический комплекс 1 Внешние факторы развития
Транспортно-логистический комплекс 1 Сфера услуг
АПК 1 Издержки производства
АПК 1 Занятость
АПК 1 Сфера услуг
Туризм и рекреация 1 Транспортно-логистический комплекс
Туризм и рекреация 1 Сфера услуг
Энергетический комплекс -1 Бюджет
Строительство 1 Издержки производства
Строительство 1 Занятость
Строительство 1 Туризм и рекреация
Строительство 1 Сфера услуг
Малый и средний бизнес 1 Занятость
Малый и средний бизнес 1 Транспортно-логистический комплекс
Малый и средний бизнес 1 Строительство
Малый и средний бизнес 1 Внутренний рынок
ЖКХ -1 Бюджет
ЖКХ -1 Экология
Образование 1 Технологический прогресс
Образование -1 Макроэкономический риск
Образование 1 Культура
Образование 1 Уровень квалификации работников
Продолжение таблицы 1
Начальная вершина Вес Конечная вершина
Культура 1 Уровень жизни населения
Здравоохранение 1 Уровень жизни населения
Здравоохранение 1 Уровень физ. здоровья населения
Износ основных фондов 1 Издержки производства
Износ основных фондов -1 Производительность труда
Износ основных фондов 1 Макроэкономический риск
Износ основных фондов -1 Промышленный комплекс
Износ основных фондов -1 Транспортно-логистический комплекс
Износ основных фондов -1 АПК
Износ основных фондов -1 ЖКХ
Уровень квалификации работников 1 Производительность труда
Экология 1 Уровень жизни населения
Экология -1 Здравоохранение
Экология 1 Уровень физ. здоровья населения
Сфера услуг 1 Малый и средний бизнес
Сфера услуг 1 Образование
Сфера услуг 1 Здравоохранение
Сфера услуг 1 Внешнеэкономическая деятельность
Внутренний рынок 1 Уровень цен
Внутренний рынок 1 Уровень жизни населения
Внутренний рынок 1 Малый и средний бизнес
Внутренний рынок 1 Сфера услуг
Внутренний рынок 1 Доля ВРП на душу населения
Внешнеэкономическая деятельность 1 Сфера услуг
Внешнеэкономическая деятельность 1 Доля ВРП на душу населения
Доля ВРП на душу населения 1 Социальные программы
Уровень физ. здоровья населения 1 Уровень жизни населения
Уровень реальных доходов населения 1 Рождаемость
Для региона решается задача пошагового управления с определением конкретных управленческих воздействий, которые следует произвести.
¿4 Образование 30 Сфера услуг 32 Внешняя эконом, деят-ть
Рис. 1. Исходная модель СЭС Владимирской области
Смоделируем аттрактивный сценарий развития региональной СЭС в условиях отсутствия каких-либо управленческих воздействий со стороны федерального центра и влияния внешней среды с представлением полученного результата на рисунке 2.
Рис. 2. Аттрактивный сценарий развития СЭС Владимирской области в условиях отсутствия каких-либо управленческих воздействий со стороны федерального центра и влияния внешней среды
Примечательно, что начальный импульс в вершину «Инвестиции» задаёт рост физического объёма производства, способствует снижению экономического риска, стимулирует развитие социальных программ, позитивным образом отражается на уровне жизни населения. В то же время промышленность региона не получает должного развития, что приводит к снижению реальных доходов населения. На фоне экономического спада, наблюдаемого в отдельных отраслях народного хозяйства, и постоянного увеличения налоговых ставок СЭС приходит в неустойчивое состояние, что характеризует её подверженность любым внешним возмущениям.
На данном этапе регион обнаруживает неготовность к одновременному росту объёмов производства и налоговых отчислений. В целях сохранения положительной динамики роста объёмов промышленного производства в средне- и долгосрочной перспективе необходимо регулировать рост налоговых ставок дифференцированно, с использованием инструментов льготного налогообложения. Правильность наших предположений проверим путём изменения весов дуг в модели:
«Физический объём производства» (+0,5) => «Налоговые ставки»
«Уровень жизни населения» (+0,5) => «Налоговые ставки»
Результаты моделирования второго сценария развития региональной СЭС, произведённого с учётом реализации выработанного нами управленческого решения, отражены на рисунке 3.
Как видим, принятие управленческого решения, направленного на совершенствование бюджетно-налоговой политики в части установления налоговых ставок, способствует обеспечению выхода региональной СЭС из состояния «резонанса». Однако, несмотря на продолжающийся рост инвестиций, промышленность Владимирской области не получает должного развития, бюджет постепенно истощается. В данных обстоятельствах не представляется возможным продолжительное время сохранять положительную динамику роста объёмов промышленного производства и осуществлять снижение экономических рисков за счёт бюджетного инвестирования.
Рис. 3. Сценарий развития СЭС Владимирской области, моделирование которого произведено с учётом реализации выработанного управленческого решения, связанного с изменениями в бюджетно-налоговой политике
Обеспечение выхода промышленности Владимирской области на траекторию устойчивого развития связано с повышением эффективности использования экономико- и транспортно-географического положения, а также с активизацией инновационной деятельности. Регион находится в «орбите влияния» крупнейшего делового, финансового и индустриально-промышленного центра страны — города Москвы. Располагая временно свободными производственными площадями и необходимыми трудовыми ресурсами, Владимирская область может быть включена в реализацию крупных инвестиционных проектов, связанных с размещением ряда столичных производств, с целью снижения чрезвычайно высокой техногенной нагрузки, за пределами Москвы и инновационно-инвестиционных проектов, направленных на развитие так называемых вспомогательных производств. В этой связи представляется целесообразным дать оценку перспективности управленческого решения, связанного с развитием в регионе, например, мусороперерабатывающих производств, главным образом ориентированных на нужды Москвы и Московской области. Принимая во внимание то обстоятельство, что организация данного рода деятельности имеет существенные издержки в плане ухудшения состояния окружающей среды, следует поставить твёрдое условие о необходимости использования в производственном процессе только передовых технологий, инновационных разработок. Итак, внесём следующие изменения в структуру модели. Добавим вершину «Мусороперерабатывающие заводы» и новые дуги:
«Мусороперерабатывающие заводы» (+1) => «Промышленный комплекс» «Инвестиции» (+1) => «Мусороперерабатывающие заводы» «Внешние факторы развития» (+1) => «Мусороперерабатывающие заводы» «Промышленный комплекс» (-1) => «Экология» «Технологический прогресс» (+1) => «Промышленный комплекс»
Результаты моделирования третьего сценария развития региональной СЭС отобразим на рисунке 4.
Определённо, промышленный комплекс региона выходит на траекторию устойчивого развития, что соотносится с осуществлённой на начальном этапе моделирования инвестиционной поддержкой. Преобразованная, но рассматриваемая как промежуточная модель региональной СЭС представлена на рисунке 5.
Рис. 4. Сценарий развития СЭС Владимирской области, моделирование которого произведено с учётом реализации выработанного управленческого решения, направленного на корректировку проводимой промышленной политики
Предпримем следующий шаг, связанный с формированием конкурентоспособного турист-ско-рекреационного сектора экономики региона. Данная деятельность обусловлена тем, что через целый ряд городов Владимирской области проходит знаменитый туристический маршрут «Золотое кольцо России». Такие памятники истории и культуры, как «Золотые ворота», Успенский кафедральный собор и Дмитриевский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли, Богородице-Рождественский собор и Лестничная башня с переходом дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове, объекты белокаменного зодчества Суздаля и села Кидекшы включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Становлению новой отрасли экономики региона будет способствовать реализация инвестиционных проектов, направленных на разра-
ботку собственного «турпродукта» и развитие современной инфраструктуры туризма. Осуществим следующие управленческие воздействия. Добавим в модель дугу:
«Инвестиции» (+1,5) => «Туризм и рекреация» Затем, изменим веса следующих дуг: «Строительство» (+2) => «Туризм и рекреация» «Налоговые ставки» (-0,5) => «Туризм и рекреация»
Результаты моделирования четвёртого сценария развития региональной СЭС отобразим на рисунке 6.
Рис. 6. Сценарий развития СЭС Владимирской области, моделирование которого произведено с учётом реализации выработанного управленческого решения, направленного на создание туристско-рекреационного сектора экономики
В существенной модернизации нуждается агропромышленный комплекс Владимирской области. Конкурентоспособность сельского хозяйства региона во многом будут определять инвестиционные проекты, направленные на повышение плодородия почв, расширение посевных площадей, укрепление кормовой базы животноводства, внедрение инновационных технологий. На современном этапе сельское хозяйство не может обходиться без государственной поддержки. В этой связи необходимо развитие спектра региональных целевых программ, ориентированных на решение наиболее сложных проблем жителей села и сельскохозяйственных отраслей.
В целях изучения поведения региональной СЭС в условиях совершенствования аграрной политики выполним ряд действий. Изменим вес следующих дуг: «Налоговые ставки» (-0,5) => «АПК» «АПК» (0,5) => «Издержки производства» Добавим дуги:
«Инвестиции» (+1) => «АПК» «Технологический прогресс» (+1) => «АПК»
Результаты моделирования пятого сценария развития региональной СЭС отобразим на рисунке 7.
Рис. 7. Сценарий развития СЭС Владимирской области, моделирование которого произведено с учётом возможных изменений в проводимой аграрной политике
Предпринятые управленческие воздействия привели к стабилизации состояния в аграрном секторе экономики региона и заложили основу для устойчивого роста сельскохозяйственного производства.
В результате произведённых преобразований исходной модели СЭС Владимирской области социально-экономическая ситуация в регионе стабилизировалась. Региональная СЭС стала более управляемой, а основные экономические показатели приобрели положительную динамику.
Окончательная (эталонная) модель СЭС Владимирской области представлена на рисунке 8.
Рис. 8. Окончательная (эталонная) модель СЭС Владимирской области Пример аттрактивного сценария свидетельствует о том, что система будет продолжитель-
ное время находиться в состоянии дестабилизации, а динамика основных социально-экономических показателей окажется сложно прогнозируемой. Однако при осуществлении целенаправленных управленческих воздействий ситуация изменяется коренным образом. Региональная СЭС приобретает признаки устойчивого роста, возможности правильного реагирования на принимаемые решения стратегического характера и становится менее восприимчивой к изменениям внешней среды.
Литература
1. Ахтариева Л. Г. Организационно-институциональное развитие системы стратегического управления экономикой региона в условиях модернизации: монография / Л. Г. Ахтариева. — М.: МАКС Пресс, 2009.
2. Бисултанова А. А. Управление социально-экономической системой мезоуровня в условиях межрегиональной дифференциации (на примере субъектов Южного федерального округа): монография /
A. А. Бисултанова, Ф. А. Мамбетова; Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН. — Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2010.
3. Вертакова Ю. В. Индикативное планирование воспроизводственных пропорций устойчивого развития экономики региона (эмпирико-статистический подход): монография / Ю. В. Вертакова. — М.: Высшая школа, 2005.
4. Кульба В. В. Сценарный анализ динамики поведения социально-экономических систем / В. В. Кульба, Д. А. Кононов, С. С. Ковалевский, Р. М. Нижегородцев, И. В. Чернов; Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. — М.: ИПУ РАН, 2002.
5. Кульба В. В. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем / В. В. Кульба, Д. А. Кононов, С. А. Косяченко, А. Н. Шубин. — М.: СИНТЕГ, 2004.
6. Маннапов Р. Г. Современное развитие системы управления регионом: методология, инструментарий, механизмы: монография / Р. Г. Маннапов, Л. Г. Ахтариева; под науч. ред. д. э. н., профессора Р.Г. Маннапова. — Уфа: УГАЭС, 2010.
7. Модели и методы анализа и синтеза сценариев развития социально-экономических систем: монография / В. Л. Шульц, В. В. Кульба, Д. А. Кононов, С. А. Косяченко, А. Б. Шелков, И. В. Чернов; под ред.
B. Л. Шульца, В. В. Кульбы; Центр исслед. проблем безопасности РАН, Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН. Книга 1. — М.: Наука, 2012.
8. Управление в социально-экономических системах бесприбыльного сектора: монография / под общ. ред. Р. М. Нижегородцева и С. Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2006.
References:
1. Ahtarieva L.G. Organizational and institutional development of the strategic management of the economy of the region in terms of modernization: monograph / LG Ahtarieva. - M.: MAX Press, 2009.
2. Bisultanov A.A. management of socio-economic system in a meso-level inter-regional differentiation (for example, the subjects of the Southern Federal District): monograph / A.A. Bisultanov, F.A. Mambetova; Institute of Informatics and problems of regional management KBSC RAS. - Nalchik: Publishing KBSC RAS, 2010.
3. Vertakova V. Indicative planning reproduction proportions sustainable development of the regional economy (empirical-statistical approach): monograph / V. Vertakova. - M.: Higher School, 2005.
4. Kul'ba V. Scenario analysis of the dynamic behavior of socio-economic systems / VV Kul'ba D.A. Kononov,
5. Kowalewski, R.M. Nizhegorodtsev, IV Chernov; Institute of Management named after VA Trapeznikova RAS. - M .: Institute of Control Sciences, 2002.
5. Kul'ba V. V. Methods offormation scenarios of socio-economic systems / V.V. Kul'ba D.A. Kononov, S.A. Kosyachenko, AN Shubin. - M.: SINTEG, 2004.
6. Mannapov R.G. Modern development of regional management: methodology, tools, mechanisms: monograph /R.G. Mannapov, L.G. Ahtarieva; under the scientific. Ed. d. e. n., Professor R.G. Mannapova. - Ufa: UGAES 2010.
7. Models and methods of analysis and synthesis of scenarios of socio-economic systems: monograph / V.L. Schultz, V. V. Kul'ba D.A. Kononov, S.A. Kosyachenko, AB silk IV Chernov ; ed. VL Schultz, VV somersault; Center studies. security problems, RAS, Institute of Management named VATrapeznikov RAS. Book 1. - M .: Science, 2012.
8. Management in social and economic systems, the nonprofit sector: monograph / under total. Ed. R.M. Nizhe-gorodtseva and S.D. Reznik. - Penza: PGUAS, 2006.