Эшомшсш нну к и
СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
АПК
З.З. Буздов
SCENARIO APPROACH TO ESTIMATING THE PERSPECTIVES OF THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT (AIC)
Buzdov Z.Z.
The paper considers the problems of regional agro-Industrial complex development on the basis of scenario approach. Possible perspectives of AIC development in Kabardino-Balkaria Republic are brought to two scenario alternatives. The preference of realizing the scenario issued in the suggested conception of the Republic's agro-industrial complex development is grounded.
Рассмотрены вопросы прогнозирования развития регионального АПК на основе использования сценарного подхода. Возможные перспективы развития АПК Кабардино-Балкарской республики сведены к двум сценарным альтернативам. Обоснована предпочтительность реализации сценария, исходящего из предложенной концепции развития агропромышленного производства республики.
Прогнозирование развития агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики можно проводить с использованием сценарного подхода. В традиционной интерпретации данный подход предполагает необходимость построения каждого сценария на основе выявления доминанты, то есть определенного набора целей (обязательно количественно ограниченного), который и обуславливает отличие данного сценария от других. Реализация доминирующих целей влечет за собой необходимость реализации целого ряда подцелей и сопряженных целей. Учитывая, что региональная экономика функционирует в условиях ограниченности ресурсов, ресурсные характеристики достижения общего набора целей также ограничены, дерево целей должно формироваться при условии соблюдения ресурсных ограничений. Таким образом, выстраивается сценарий экономического и социального развития республики.
Целью каждого сценария является в общем случае прогнозирование последствий и параметров развития АПК КБР при определенном наборе доминирующих целей перспективного развития, в частном случае -выработка в этих условиях линии поведения регулирующих органов. Наиболее целесообразным представляется рассмотрение следующих ограничений: финансовые; земельные ресурсы; материальные ресурсы; трудовые ресурсы; мощности строительного комплекса; социально-культурные факторы.
УДК 338.26
Прогнозирование на основе сценарного подхода предполагает идентификацию определенных условий, формируемых каждым сценарием, конституирующие черты которых задаются параметрами регулирующего процесса, а также объективными ограничениями в ресурсном контексте регионального развития. Вместе с тем, следует помнить, что объективность указанных ограничений весьма условна, поскольку реализация каждого из сценариев способствует снижению ограничений, ослаблению зависимости от проявления негативных факторов территориального развития вследствие проведения определенной политики, предусмотренной теми или иными сценарными установками.
Уже на первых стадиях процесса прогнозирования должен происходить выбор принципиальных установок в обосновании перспектив развития аграрного сектора и приоритетов в регулирующем процессе. Кроме того, необходимо внести концептуальную определенность в понимание значения АПК в экономике Кабардино-Балкарии. Оно должно основываться на глубоком, всестороннем и непредвзятом анализе места и роли комплекса в социально-экономической системе региона. Проведенные нами исследования позволили идентифицировать основные эти характеристики и прийти к общему выводу о том, что АПК объективно принадлежит ключевое место в территориальном народнохозяйственном комплексе, и именно поэтому управляемое и эффективное его развитие должно сыграть решающую роль в разрешении проблем региональной депрессии.
Необходимость прогнозирования на основе оценок возможных альтернатив определяется требованиями по повышению объективности анализа, и даже не столько обоснованием реалистичности того или иного выбора, сколько предпочтительности вариантов для эффективного решения проблем регионального развития, определяемой их различиями во всех аспектах (целепостанов-ках, методологии и методики анализа исходной информации, средствах реализации). Многообразие траекторий перспективного
развития агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики можно свести к двум основным. В основу первого сценария целесообразно положить так называемый традиционный подход к анализу перспектив развития агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики. Традиционный в том смысле, что основные его черты предопределены традициями в оценке места и роли отрасли в экономике региона, получивших законодательную определенность и зафиксированных в реализуемых программных механизмах. В республике в течение реформенного периода неоднократно принимались различные программы развития агропромышленного производства. Содержание данных документов порождает множество вопросов о возможности соединения концептуального подхода с программно-целевыми методами, более того особенности сегодняшнего этапа развития переходной ситуации предполагают более широкую постановку предмета концепции и нецелесообразность ее сведения исключительно к «стабилизации положения» и т.п.
Второй сценарий базируется на концепции развития агропромышленного производства республики. Данная концепция определяет следующую главную цель его развития: устойчиво сбалансированное развитие комплекса, ориентированное на решение социальных и экономических задач региона. Данная постановка предполагает превращение АПК в фактор позитивной региональной динамики и разрешения территориальной депрессии. Постановка проблем социального развития региона и выхода из затяжной депрессии в связи с перспективами развития АПК определяется местом и ролью комплекса в социально-экономической системе региона, которые представляются нам ключевыми во всех аспектах региональной жизни. Главная цель развития АПК региона определяет необходимость реализации следующих, вытекающих из нее целевых ориентиров: полное удовлетворение продукцией АПК потребительского спроса на внутреннем рынке; обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятий АПК на региональном и общероссийском рынках;
превращение сельского хозяйства в выгодное производство; превращение сельского хозяйства в стабильный фактор совершенствования социальной сферы. Реализация этих целей сопряжена с необходимостью решения следующих задач: активизация роли технического прогресса в развитии агропромышленного комплекса; урегулирование структуры производства; рационализация использования природных ресурсов; совершенствование экосистем; перемещение избыточной рабочей силы; макроэкономическое регулирование агропромышленного комплекса; институциональные преобразования в АПК КБР; отслеживание взаимосвязи развития АПК и экономики КБР в целом.
Первый сценарий мы квалифицируем как традиционный, или предполагающий сохранение экономического курса на слабо управляемый вариант развития экономики и ее аграрного сектора, поскольку такова традиция, являющаяся по общему признанию характерной для сегодняшнего, а также всех предшествующих этапов эволюции переходной ситуации. Обозначенная традиция проявляется, как уже отмечалось, в заниженной оценке места и роли АПК в социально-экономической системе исследуемого региона. Жесткими ограничениями в данном сценарии будут являться финансовые ресурсы, поскольку он фактически предусматривает сохранение режима бюджетной поддержки агропромышленного производства, дававшего существенные сбои и в прошлом. В рамках данного сценария не обозначаются и тем более не обосновываются механизмы реализации институциональной реформы. Программные механизмы предусматривают лишь смещение внимания с реорганизации сельскохозяйственных предприятий на изменение внутрихозяйственных отношений, используя для этих целей различные их модели. Действительно, необходимость изменения внутрихозяйственных отношений существует, но данная трансформация должна, на наш взгляд, стать одним из направлений упорядочения отношений землепользования. Таким образом, выбранная модель сориентирована на сохранение и искусственное поддержание превалирующего сегодня в
сельскохозяйственном производстве республики организационно-правового уклада. Думается, что такая основа проведения преобразований в отрасли делает последние малорезультативными, а именно формирование сбалансированных отношений землепользования и землевладения является тем фундаментом любых преобразований, который обеспечивает предпосылки для полного раскрытия позитивных стимулов к повышению производительности. Только таким образом раскрученная реальная мотивация способна обеспечить результативность реализации всех составляющих экономического механизма государственной поддержки агропромышленного производства.
В этих же программах обозначено явное несоответствие между показателями внутрирегионального спроса на различные виды продукции агропромышленного комплекса и соответствующего производства. Показатели спроса на продукцию сельского хозяйства, равно как и перерабатывающей промышленности превышают показатели производства в секторах агропромышленного комплекса республики. В этой связи одной из целей программы должно было бы стать приближение последних к первым, учитывая явную несбалансированность регионального продовольственного рынка. Видимо, само игнорирование важности подобной целепостановки, предопределило то, что динамика прогнозных показателей спроса была задана с отставанием от производства важнейших видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Кроме того, нельзя согласиться и с тем, что сфера переработки находится в явной зависимости от состояния сельскохозяйственного производства, как утверждается в официальных прогнозных оценках. Зависимость такая есть, но она далеко не односторонняя. Логика функционирования экономического механизма АПК, такова, что предприятия сферы переработки и создания конечного продукта находятся в прямой зависимости от состояния платежеспособного спроса населения, и импульсы, оказываемые последним, не могут не доходить до непосредственных сельхозпроизводителей. И в этой связи само сель-
ское хозяйство находится в гораздо большей зависимости от спросовых ограничений сферы переработки, которые в свою очередь формируются под воздействием колебаний платежеспособного спроса населения, который опять-таки может и должен стать объектом прямого государственного регулирования. И учитывая это, развитие перерабатывающих предприятий в наибольшей степени должно определяться состоянием платежеспособного спроса, нежели положением дел в сельскохозяйственной отрасли агропромышленного комплекса. Игнорирование данного положения привело к достаточно жесткой расстановке акцентов в государственном регулировании АПК, когда сельское хозяйство стало единственным объектом государственных финансовых вливаний на фоне отсутствия продуманной политики по трансформации его гипертрофированной структуры и направлений реализации.
Второй сценарий базируется на качественно отличном подходе к анализу последнего положения, и это определяет специфику его целепостановок, методологические принципы анализа проблем развития регионального АПК и форм его государственного регулирования, а также условия и механизмы его реализации. Его мы квалифицируем как сценарий, ориентированный на усиление управляемости социально-экономическими процессами в региональном АПК, предполагающий по сути реализацию тех же самых частных задач, которые ставятся и первым сценарием, но другими средствами, объединяющимися в совокупность инструментов государственного регулирования, формирующих систему указанного воздействия, обусловливающей в своем реализационном аспекте интеграцию усилий регулирующих органов в проведении преобразований в аграрном секторе экономики республики. Необходимо отметить, что во втором сценарии в большей мере учитывается социальная переориентация экономического курса, повышение благосостояния населения, обеспечение продовольственной безопасности в качестве доминирующих целей. Второй сценарий ориентируется на максимальное использование природных
агроклиматических условий регионального развития. Его можно определить как внутренне ориентированный, то есть опирающийся на естественные возможности и особенности природно-хозяйственного комплекса региона. Наибольшее развитие как с точки зрения удовлетворения внутренних потребностей, так и с точки зрения превращения в ведущую отрасль специализации регионального хозяйства получает агропромышленный комплекс.
Развитие АПК должно осуществляться в направлении, во-первых, наращивания мощностей и интенсификации их использовании, во-вторых, повышения качества конечной продукции. Высокими темпами должны развиваться сфера переработки и пищевая промышленность. В этих целях необходимо разработать и осуществить рациональную стратегию развития этих отраслей, как секторов комплекса, находящихся в прямой зависимости от состояния платежеспособного спроса и обусловливающих темпы развития сельскохозяйственного производства. В рамках же последнего должна быть в свою очередь реализована рациональная стратегия преобразований в отношениях землевладения и землепользования, что помимо всего позволит привлечь на долгосрочной основе средства на развитие отрасли из финансово-кредитной сферы. Кроме того, необходимо осуществление в АПК серьезных институциональных преобразований, нацеленных преимущественно на формирование и развитие рыночной инфраструктуры сбыта его продукции. И в этой же связи основной задачей экономической политики должно стать создание условий для эффективного взаимодействия учреждений финансово-кредитной сферы с хозяйствующими субъектами АПК, а также создание соответствующих структур в рамках самого комплекса с целью решения проблем финансовой и кредитной поддержки воспроизводственного процесса.
Реализация такого подхода позволит в достаточно короткие сроки сформировать условия для позитивной экономической динамики не только в отрасли, но и регионе в целом. Таким образом, в соответствии с це-
левыми установками данного сценария, в АПК предполагается осуществление глубоких структурных и институциональных преобразований, связанных с первоочередным и опережающим развитием отраслей первичной и последующей переработки сельскохозяйственной продукции, а также ускоренным развитием инфраструктуры комплекса.
Развитие сельскохозяйственного производства должно иметь устойчивую тенденцию к увеличению за счет, как его интенсификации, так и экстенсивного расширения использования ресурсов. В перерабатывающих отраслях АПК должны получить развитие как традиционные производства (плодоовощное, мясомолочное, кондитерское, подсолнечное масло), так и виды продукции, получаемые на основе вовлечения в хозяйственный оборот новых видов ресурсов и углубленной переработки традиционных.
В общих чертах основные направления трансформации механизма государственной поддержки комплекса сводятся к следующим положениям:
• переориентация части дотаций, субсидий и других форм прямой экономической поддержки с производителя на потребителя. Исследователи, возражающие против подобной меры, выдвигают аргумент о ее дороговизне для государства, несопоставимой с затратами, связанными с непосредственной финансовой поддержкой производителей. Думается, что в масштабах региона, обладающего относительно сбалансированным агропромышленным комплексом, хозяйственные связи более прозрачны, короче технологическая цепь и, соответственно, легче и эффективнее сбыт. Именно поэтому такая форма поддержки, оказываемая на уровне региона, могла бы дать значительный позитивный результат. Последний явился бы следствием воздействия импульса дополнительного спроса, провоцируемого государством, и мог бы выразиться в активизации хозяйственной и инвестиционной деятельности во всех сферах регионального АПК. Таким образом, бесспорность тезиса о значительных затратах, сопряженных с подобной трансформацией системы финансо-
вой поддержки аграрного сектора, явно сомнительна;
• концентрация финансовых вливаний государства в инфраструктурное обустройство территории размещения отраслей агропромышленного комплекса, поддержку институциональной реформы, а также субсидирование тех видов деятельности, которые непосредственные сельхозпроизводители поддерживать исключительно собственными усилиями не в состоянии. Направления подобной поддержки государством сельского хозяйства, на наш взгляд, могли бы быть схожи с теми, которые реализуются в этой сфере за рубежом. Обширный опыт стран с развитой рыночной системой, должен стать для нас своеобразным руководством к действию. Серьезные бюджетные ограничения уже остались в прошлом, а сельское хозяйство составляет сегодня один из реализуемых национальных приоритетов. В этой связи важное значение приобретает проблема регулирующих механизмов, обеспечивающих получение значимых конечных результатов агарной реформы, которых не было с начала момента инициирования последней. В рамках республики, финансовые вливания целесообразно переориентировать в АПК, а не размазывать их по всему «хозяйственному пласту» региона. Безусловно, все хозяйственные объекты республики уже не спасти, думается, что это реальность, осознать и примириться с которой необходимо как можно скорее. И в этой связи финансовая поддержка АПК, всех его сфер, включая и предприятия пищевой промышленности, способна решить и многочисленные социальные проблемы (особенно неуправляемый процесс миграции «село-город»), сохранить традиционный уклад сельской жизни, стимулируя его способность осваивать новые технологии;
• создание значимой системы льгот для предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, предусматривающих участие во всевозможных формах государства в финансировании и кредитовании проектов по созданию производств углубленной переработки сельскохозяйственной продукции и конкурентного конечного про-
дукта. Форсированное развитие этих производств на базе реализации программ расширения и переориентации внутрирегионального и внешнего спроса станет фактором продуцирования импульсов оживления и дальнейшего увеличения сельскохозяйственного производства в республике;
• создание системы государственных льгот и гарантий для учреждений, вовлеченных в процесс финансирования и кредитования агропромышленного производства. Снижение объема государственных мероприятий в сфере товарного и инвестиционного кредита, стимулирование процессов формирования здесь конкурентной среды; совершенствование системы государственных закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
• внесение определенности в систему отношений по поводу владения, распоряжения и пользования земельными ресурсами. К сожалению, принятое федеральное законодательство в этой части данной проблемы на местах не решило;
Таким образом, с нашей точки зрения наиболее приемлемым сценарием перспективного развития республики является вто-
рой. Он в большей степени, чем первый адаптирован к условиям и потребностям республики. Он лучше и в том смысле, что его реализация в будущем позволит, как нам кажется, удачнее решить проблемы формирования доходной части республиканского бюджета, ликвидации диспропорций в структуре занятости, а также эффективного использования экономического и социального потенциала территории. Кроме того, в этом случае также в максимально возможной степени раскрываются возможности рациональной специализации региона в рамках новой системы территориального разделения труда.
Об авторе
Буздов Заур Зуберович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации агропромышленного производства и предпринимательства ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия». Сфера научных интересов - государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства, прогнозирование развития АПК, региональная экономика.