Научная статья на тему 'Сценарные разработки на медиаобразовательных занятиях в школьной аудитории'

Сценарные разработки на медиаобразовательных занятиях в школьной аудитории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
557
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА МЕДИАМАТЕРИАЛЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Челышева И. В., Левицкая А. А.

В статье представлены практические разработки проведения медиаобразовательных занятий со школьниками разных возрастных групп на материале произведений современной медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарные разработки на медиаобразовательных занятиях в школьной аудитории»

СЦЕНАРНЫЕ РАЗРАБОТКИ НА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЬНОЙ АУДИТОРИИ*

И.В. Малышева,

кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России,

А.А.Левицкая,

кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского института управления и экономики, член Ассоциации кинообразования и

медиапедагогики России,

Аннотация. В статье представлены практические разработки проведения медиаобразовательных занятий со школьниками разных возрастных групп на материале произведений современной медиакультуры.

Ключевые слова. Медиакультура, медиаобразование, анализ произведений медиакультуры, творческие задания на медиаматериале.

Practical works in the media education lessons with pupils

Dr. Irina Chelysheva,

Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute

(Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education

Dr. Anastasia Levitskaya Docent of Taganrog Institute of Management and Economics,

(Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education

Abstract. The author describes the practical developments of the media education with students of different age-dependent groups on material of works of modern media culture.

Keywords: media culture, media education, analysis of works of media culture, creative tasks.

* статья написана при поддержке Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук"; проект "Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами", руководитель проекта - А.В.Федоров).

Подрастающее поколение ежедневно встречается с огромным количеством произведений медиа-культуры самого разного художественного и эстетического уровня. В условиях постоянно растущего информационного потока перед российскими педагогами все больше актуализируются проблемы медиа-образования. Медиаобразование приобретает особое значение в деятельности современных педагогов, призванных не только вооружать школьников и студентов необходимым набором знаний и умений, но и координировать их межличностные отношения в коллективе и в обществе в целом, осуществлять анализ влияния семьи, микросреды на развитие личности, и на этой основе производить подбор оптимальных форм и методов учебно-воспитательной работы. Проблемам школьного медиаобразования посвящены работы многих отечественных исследователей (Е.А.Бондарен-ко, Ю.Н.Усова, Е.В.Мурюкиной, А.В. Федорова, И.В. Челышевой и др.).

Особое значение в освоении медиапространства современными школьниками имеют экранные произведения медиакультуры на материале телевидения, кинематографа, видео, DVD.

Личность, как известно, развивается в деятельности, и чем богаче и содержательнее будет эта деятельность, тем больше возможностей создается для становления социально ценных отношений подрастающего поколения к явлениям окружающей действительности, для развития их самосознания, для воспитания духовных потребностей. В этих условиях чрезвычайно важным

для подрастающего поколения становится определение путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющее в полной мере использовать современные педагогические технологии и способствующее реализации максимальной самостоятельности в различных видах образовательной, социальной, культурной и др. видах деятельности.

Практически все стороны жизни современных школьников и молодежи связаны со средствами массовой информации и коммуникации. С помощью медиа происходит познание культурных, социальных, нравственных, духовных ценностей, норм и установок, расширение у подрастающего поколения представлений об ожидающих его во взрослой жизни социальных ролях. Освоение медиакультуры открывает богатейшие возможности для развития познавательных интересов, расширения кругозора, повышения интеллектуального и общекультурного уровня, духовно-нравственного становления школьников разных возрастных групп Левицкая, 2011; Федоров, 2006; Челышева, 2011].

Однако очень многие школьные педагоги достаточно часто затрудняются с подбором необходимых методических разработок для проведения внеклассных занятий, творческих конкурсов, викторин для учащихся. Предлагаем вниманию читателей несколько сценарных разработок для работы в школьной аудитории, которые могут успешно использоваться в работе учителей школ, воспитателей детских домов и интернатов, классных руководителей, работников дополнительного образования.

Сценарная разработка «Сказка на экране»

Возраст: 7-10 лет. Цель: познакомить учащихся с понятием экранизации; активизация интереса к русскому народному творчеству. Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие.

Учитель: Ребята! Когда мы беседовали с вами, оказалось, что вы очень любите сказки. Как вы думаете, может ли сказка быть учителем? Чему она может научить нас?

Ответы детей: «сказка может научить нас быть добрыми, смелыми»

Учитель: Давайте все вместе посмотрим фильм-сказку «Петух и боярин». Обратите во время просмотра на то, как изображен Петушок авторами этого фильма. Так как мы с вами учимся быть грамотными зрителями, значит, должны очень хорошо и внимательно смотреть фильм, обращать внимание не только на то, что делают герои. Но и на то, где происходит действие, где они живут, как выглядят, что их окружает. Все это поможет вам лучше понять фильм-сказку. (Просмотр фильма) Учитель: Вы уже знали, что будете смотреть сказку. Когда фильм только начался, что из увиденного подтвердило, что это - фильм-сказка?

Ответы детей: «Петушок разговаривает, он одет в настоящую одежду».

Учитель: Попробуйте описать деревню, где жили Дед и Баба, как они выглядели?

Ответы детей: «Деревушка была очень маленькая. Дед и Баба жили бедно, они были старенькие»

Учитель: Вспомните, где и как нашел Дед Петушка?

Ответы детей: «Дед нашел петушка около дуба. Это очень удивило Деда» Учитель: Какой подарок подарил петушок Деду? Какие чувства вы испытали, когда у Деда с Бабой появились волшебные жерновцы?

Ответы детей: «Петушок подарил еду волшебную вещь, которая могла прокормить их с Бабой», «Я обрадовался, когда понял, что Дед и Баба не будут больше голодать»

Учитель: Какие чувства вызвал у вас боярин? Как вы думаете, он добрый или злой человек?

Ответы детей: «Боярин очень жадный и злой. Он решил получить подарок Деда», «Я очень рассердился на боярина за его жадность»

Учитель: Как вел себя петушок, чтобы помочь Деду? Какие чувства вы испытали от встречи петушка и боярина?

Ответы детей: «Петушок не испугался. Он решил вернуть волшебные жерновцы. Он очень смелый». «Мне было немного смешно оттого, что жадный боярин испугался за свое добро и все-таки отдал обратно волшебные жерновцы. Но все равно я думаю, что он так и остался жадным, ничего не понял».

Творческое задание «Опиши героя». Учитель: Расскажите о героях фильма, используя слова:

Смелый, добрый, злой, хитрый Умный, веселый, грустный, толстый, Робкий, бедный, богатый, жадный, Глупый, решительный, находчивый, Грубый, терпеливый, смышленый.

- Вы, наверное, заметили, что для того, чтобы рассказать о героях, нужно хорошо помнить все, что показано в фильме-сказке. А всегда ли вы бываете внимательными, когда смотрите фильмы? Сейчас мы это проверим. Запомните все, что увидите на экране. (Демонстрация кадра из фильма).

- Теперь посмотрите на следующий кадр и постарайтесь увидеть, что изменилось. Между первым и вторым кадром есть 5 отличий. Их нужно найти.

(Дети выполняют задание). Учитель: Оцените свои успехи. Как вы думаете, достаточно ли вы внимательны как зрители? Давайте повторим, почему нужно быть внимательными, когда смотришь фильм. Ответы детей.

Сценарная разработка киновикторины «Путешествие в мир кино»

Возраст: 7-10 лет. Цель занятия: развитие интереса учащихся к экранным медиа, закрепление полученных знаний об экранных искусствах. Оборудование: телевизор, йУй-плеер, магнитофон. Форма проведения занятия: викторина.

Ход занятия:

Вступительное слово: объявление темы и цели занятия. Разделение учащихся на две команды.

Задание № 1. Каждая команда должна придумать себе название и девиз, связанный с экранными искусствами.

Задание № 2. «Герои любимых мультфильмов» (Команды отвечают по очереди. Если одна команда затрудняется с ответом, право ответа предоставляется другой команде).

1. Как зовут веселого людоеда из известного мультфильма, у которого в друзьях - животное, а в невестах - заколдованная принцесса? (Шрек)

2. У нее есть друзья - семь маленьких гномов. Как зовут героиню? (Белоснежка)

3. Он - маленький волшебник и учится в школе колдовства (Г. Поттер)

4. Назовите волшебные предметы из фильма «Маленький Мук» (волшебные туфли, ягоды)

5. Назовите главных героев мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» (Алеша, Любава, Говорящий конь).

6. Как называется мультфильм о маленькой рыбке-клоуне? (В поисках Немо).

Задание № 3. Конкурс-аукцион. Назовите как можно больше названий известных мультфильмов.

Задание № 4. Театрализованный конкурс. Каждая команда должна разыграть сценку известного фильма для детей. Задача другой команды -угадать название фильма.

В конце киновикторины происходит подведение итогов и награждение победителей.

Сценарная разработка викторины «Страна медиа»

Возраст: 10-12 лет. Цель викторины: закрепление полученных знаний учащихся в сфере медиа и медиаобразования, развитие творческого потенциала подростков. Оборудование: телевизор, DVD, магнитофон, аудиозаписи. Форма проведения занятия: викторина.

Ход занятия:

- Сегодня мы с вами отправляется в страну Медиа. Попасть в нее может не каждый, а только тот, кто много знает о средствах массовой коммуникации, умеет не только смотреть, но и видеть фильмы. Сейчас вы должны разделиться на две команды. Какая же команда без названия? Выберите его так, чтобы оно было связано с миром медиа.

(Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе название, связанное с медиа).

- Теперь вам первое задание: нужно ответить на вопросы. Победит та команда, которая даст больше верных ответов. За каждый верный ответ начисляется 1 балл.

Задание № 1.

Разминка - аукцион

1. Назовите как можно больше артистов, которые снимались в комедийных фильмах.

2. Назовите как можно больше киноактрис, которые снимались в ме-

лодрамах.

3. Перечислите российских режиссеров.

4. Перечислите зарубежных режиссеров.

5. Какие фильмы-экранизации вы знаете?

6. Перечислите названия газет и журналов для детей.

7. Перечислите комедийные телесериалы.

8. Назовите как можно больше познавательных программ для детей.

9. Назовите основные жанры экранных медиа.

10. Назовите основные виды медийных искусств.

(Подведение итогов первого задания)

Задание № 2. Город Кино.

В следующем конкурсе вам нужно узнать, из какого фильма (мультфильма) взяты следующие фразы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

- Кто не любит ириски? Все на свете их любят («Шрек»).

- Подумаешь, дедушка. Если не будет слушаться, я его веником...» (Бобик в гостях у Барбоса»).

- Вава, ты сейчас упадешь! («Иван Васильевич меняет профессию»)

- Мы провожаем папу! («Бриллиантовая рука»)

(Подведение итогов задания). Задание № 3. Островок прессы

- А теперь выполните творческое задание. За 15 минут каждая команда должна сделать свой номер газеты. В газете должны быть репортаж, новости, реклама, прогноз погоды и иллюстрации. Так как времени мало, вам нужно разделиться и распределить задание между членами команды. Только та команда, которая уложится в назначенное время, сможет доплыть до Островка прессы.

(Выполнение задания, подведение итогов).

Задание № 4. Радиомаяк

- В следующем конкурсе будут участвовать капитаны команд. Каждый из них будет ди-джеем на молодежной радиостанции. Как только ди-джей приступает к работе, начинают звучать отрывки из песен. Задача ди-джея -угадать название песни (1 балл) и ее исполнителя (1 балл) и объявить ее, пока она не закончилась. Тот капитан, который назовет большее количество правильных ответов, сможет зажечь огонь на радиомаяке.

(Конкурс ди-джеев. Подсчет баллов. Победитель «зажигает» символический радиомаяк - включает фонарик). Задание № 5. Компьютерная река

- А сейчас мы узнаем, кто же из вас лучше всех знаком с компьютерном. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Победителем будет тот, кто наберет больше баллов и преодолеет компьютерную реку.

- Назовите все известные вам компьютерные программы.

- Что такое компьютерная анимация?

- Назовите жанры компьютерных игр.

- Назовите познавательные и образовательные игры для детей.

(Подведение итогов, поздравление победителей).

Сценарная разработка для турнира « Самый умный» Возраст: 12-14 лет. Цель: Изучение знаний учащихся о меди-аискусствах. Форма проведения занятия: турнир. (правильный вариант ответа подчеркнут)

1. Кто проникает в кино без билета? (варианты: заяц, волк, медведь. Лиса).

2. В каких городах снимался фильм «Москва слезам не верит»? (варианты: Москва, Пенза, Тверь. Таганрог).

3. Кто из этих актеров не принимал участие в комедии «Кавказская пленница»?

(варианты: Г. Вицин, Е. Моргунов, Ю. Никулин, А. Баталов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В каком фильме играл Л. Ди Каприо? (варианты: «Авиатор», «Братья Карамазовы», «Ширли-мырли», «Человек с бульвара Капуцинов»).

5. Кто из этих актеров никогда не играл Остапа Бендера?

(варианты: А. Миронов, Д. Певцов, О. Меньшиков, И. Горбачев).

6. Кто из известных актеров снялся в фильмах «Мой любимый марсианин», «Назад в будущее»?

(варианты: К. Ллойд, К. Ламберд, Д. Духовны, А. Домагаров).

7. Какой фильм в 1999 году стал мировым рекордсменом по кассовым сборам?

(варианты: «Красотка», «Титаник», «Восток-Запад», «Сибирский цирюльник»).

8. Этот суперигрок - не только спортсмен, но и киноактер. Он снялся в фильме для детей, который принес ему всемирную известность.

(варианты: М. Джордан, А. Кафельни-ков, М. Шумахер, А. Иванов).

9. Назовите имя всемирно известного актера, который получил широкую известность, как комик немого кино. (варианты: В. Ален, Д. Кери, Д. Духовны, Ч.Чаплин).

10. Назовите страну, которая считается родиной кино?

(варианты: США, Франция, Великобритания, Россия). Сценарная разработка занятия «Музыка в экранном повествовании» Возраст: 13-15 лет. Цель: знакомство учащихся с выразительными средствами экранной меди-акультуры, новыми понятиями в области экранных искусств. Оборудование: DVD, телевизор, магнитофон, аудиозаписи. Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие. 1. Организационный момент.

2. Объявление темы занятия.

3. Сообщение по теме занятия.

- Если посмотреть в словарь русского языка, то там можно найти следующее определение (На доске: Язык - средство общения. Речь - процесс общения на основе этих средств).

- А вы знаете о том, что музыка тоже может быть средством общения? И экранные искусства здесь не исключение. Именно музыка позволяет нам понять и ощутить всю полноту настроения, эмоций и чувств героев. Средства общения в экранных искусствах (кино, телевидении, видео) представляет собой систему аудиовизуальных образов, которую использует автор для того, чтобы установить эмоциональные, интеллектуальные контакты со зрителем. При помощи этих средств зритель узнает о том, каково отношение автора медиапроизведения к жизни, к добру, злу, миру в целом и т.д.

Овладеть кинематографической речью - значит, сформировать навыки аудиовизуального общения на основе звукопластической информации. Для этого нужно знать, что такое монтаж, понимать, как при помощи мены ракурсов и планов акцентируется наше внимание на определенных кадрах, делаются так называемые акценты в ме-диатексте.

Конечно, если бы мы в тот момент, когда смотрим, например, кино или телепрограмму, все время бы об этом думали, то у нас не хватило бы времени на то, чтобы следить за событиями и получать эстетическое удовольствие от увиденного. Но дело в том, что процесс аудиовизуального мышления осуществляется автоматически, и мы порой сами того не замечаем, как происходит осознание увиденного на экране. Другое дело, что у каждого зрителя этот процесс происходит по-разному, в зависимости от уровня его восприятия. Для того, чтобы полноценно воспринимать фильм, программу или другое экранное произведение, не-

обходимо стараться развивать у себя умение уловить все знаки и символы, которые скрыты в экранном медиап-роизведении.

Рассмотрим это на примере звука и музыки в экранном медиапроизведе-нии. Например, важное значение в экранном произведении имеет музыкальное сопровождение фильма. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент из фильма «Матрица» (транслируется фрагмент без звука).

- А теперь попробуем посмотреть этот же эпизод со звуком. Сравните свои ощущения (транслируется фрагмент со звуком).

- Поделитесь своими впечатлениями (Идет обсуждение). Итак, можно сделать вывод, что музыка и звуковое оформление являются важным выразительным средством экранного повествования. Недаром, когда кино было еще немым, в синематографе работали таперы - люди, которые сидели на сцене и наиграли на фортепиано в течение всего фильма. Характер мелодии, которая звучала, соотносился с теми событиями, переживаниями и чувствами, которые происходили на экране.

Творческое задание

- Так как мы заговорили с вами о таком важном выразительном средстве экранных искусств как музыка, то попробуем выполнить творческое задание.

Учащимся демонстрируются фрагменты из фильмов и предлагается подобрать соответствующее музыкальное сопровождение из имеющегося аудиовизуального материала. После выполнения задания проводится обсуждение.

4. Подведение итогов занятия.

Сценарная разработка «Мода и хороший вкус глазами видеооператора».

Возраст: 15-17 лет. Задачи занятия: - развивать понимание истинной красоты человека; -развивать эстетический вкус

учащихся, разумный подход к моде;

- изучить основные понятия видеооператорской работы Материал для занятия: журналы мод, видеозаписи выступления эстрадных кумиров, фотомоделей. Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие.

- В настоящее время любой культурный человек считается с модой. Стремление радовать глаз окружающих своим внешним обликом характерно для каждого из нас. Однако мода проявляется не только в одежде. Бывает мода на профессии, заставляющая некоторых молодых людей выбирать будущую профессию не по призванию, а потому, что это модно. Есть «мода на здоровье», когда люди увлекаются то бегом трусцой, то фитнессом, то новомодными медицинскими препаратами и т.п.

Наверняка вы видели не раз показы всемирно известных Домов моделей или презентации премий «Оскар», «Теффи» и т.д. Задумывались ли вы когда-нибудь о том. кто занимается съемкой этих торжеств? Работа видеооператора требует мастерства и выдержки. Он должен заметить те детали, которые на первый взгляд совершенно незаметны. В его задачу входит не просто передать зрителям то, что происходит, но и скрыть от них те детали, которые не вызовут положительных эмоций зрителей.

Просмотр учащимися иллюстраций из журналов мод с различными моделями одежды, фотографий эстрадных кумиров, кинозвезд. Показ видеофрагмента дефиле Дома моделей.

- Скажите, что на вас произвело большее впечатление - фильм или иллюстрации?

- Почему видеозапись больше интересна? Что с помощью видео можно сказать о моделях, чего не видно на картинке?

- Что вы можете сказать о внешнем виде модели, о ее одежде? Что значит

«уметь носить одежду»?

- Можно ли охарактеризовать человека (с точки зрения наличия вкуса, чувства собственного достоинства и т.п.), зная его отношение к моде?

- По каким критериям вы подбираете себе одежду? Предоставляют ли вам родители право носить и покупать одежду, какую хотите?

2. Обсуждение ситуаций:

а) «Современные девочки»

- Послушайте мнение о девушках одного пожилого человека:

«Они сидели на скамейке, гримасничали, курили. По одежде трудно было определить их пол. Но по голосам догадался - это девушки. Одна нарочито громко рассказывала о парне, пересыпая речь непотребными словами... Прохожие шарахались, старались обойти группу стороной. Когда же пожилой мужчина сделал им замечание, то услышал град таких реплик, что в смущении быстро отошел прочь». Вопросы для обсуждения:

1. Как вы оцениваете поведение девушек? Как вы думаете: такое поведение - это порождение моды, признак современности или результат невоспитанности?

2. Что бы вы сделали, увидев эту картину?

3. Наблюдали ли вы подобные сцены? Как реагировали прохожие на такое поведение?

б) «Какой быть?»

- Теперь послушайте отрывок из сочинения одной школьницы: «У нас есть девочка. Она отличница, выполняет все поручения. Ее уважают учителя но... не класс. Почему? На вечерах мальчики приглашают девочек более бойких, современных и модных. А над той девочкой даже насмехаются. Так какой же быть: примерной, активной, но не замеченной в классе, или современной, модной и развязной?»

Вопросы для обсуждения: 1. Совместимы ли скромность, активность и современность?

2. Как вы понимаете такое качество человека, как современность?

3. Какие ребята пользуются авторитетом среди наших сверстников? Можно ли их назвать современными?

г) «Мнения взрослых о моде»

- Вам, наверное, было бы интересно узнать мнение ваших родителей о молодежной моде? Вот послушайте несколько мнений (просмотр отрывка из видеофильма «Ох уж эти детки!»)

Вопросы для обсуждения:

1. Какое мнение вам кажется наиболее верным? Кто же виноват в увлечении молодежи модными вещами: родители, покупающие их детям или дети, требующие этого?

2. Одобряют ли родители ваш вкус в выборе одежды, использование косметики?

3. Как вы думаете, должны ли родители поощрять детей за успехи в учебе приобретением для них модных вещей?

- Красота, элегантность, изящество и удобство одежды вызывают чувство эстетического удовольствия не только у того, кто ее носит, но и у тех, с кем этот человек общается. Одежда, образно говоря, «представляет» человека. «По одежке встречают» потому, что в одежде проявляется уровень культуры человека, его вкус, потребности. Внешний облик человека - это ансамбль, где поведение и манеры, одежда и прическа сливаются в один гармонический образ. Воспринимая новую моду, человек сознательно или бессознательно перенимает манеру ходить, стоять, разговаривать, жестикулировать. В брюках и спортивной обуви, например, девушки могут позволить себе шагать чуть шире, увереннее и свободнее держаться, сидеть чуть небрежнее.

- Однако в любой моде время от времени возникают крайности. Это не значит, что плоха мода сама по себе. Правильное ее понимание, умение применить к себе требует критического, твор-

ческого отношения к моде. Сверхмодная одежда становится иногда для некоторой части молодежи своеобразной «визитной карточкой», жизненным кредо, показателем престижности, символом современности. А на самом деле свидетельствует о несформированно-сти собственной жизненной позиции, неразвитости духовных потребностей.

Так что же надо знать, чтобы естественное само по себе желание человека быть заметным, красивым, современным, совпадало с требованиями хорошего вкуса?

Во-первых, необходимо помнить, что эстетическая роль одежды заключается в том, чтобы в содружестве с другими элементами внешней культуры (опрятностью, манерами поведения, осанкой, походкой) выявить красоту, особенности характера и духовного мира человека, помочь ему установить гармонические взаимоотношения с окружающей средой. Речь идет о требованиях пользы и целесообразности одежды, а также о ее способности «подать» человека.

Во-вторых, необходимо овладеть своего рода искусством одеваться со вкусом. Надев модное красивое платье или костюм, подумайте, правильно ли по цвету подобраны вещи, насколько соответствует привычная вам манера общения с людьми вашему внешнему облику.

В-третьих, важно осознать, что модная одежда, модные увлечения, манеры поведения и формы общения являются внешними атрибутами показной современности. Настоящая культура и современность ничего не имеют общего с постоянным выпячиванием и подчеркиванием своей «непохожести» на других людей. Она заключается в неповторимой красоте, индивидуальности личности, проявляющейся в доброте поступков, в чувстве собственного достоинства. - Хочу процитировать некоторые рекомендации об искусстве одеваться из

книги «Хороший тон», изданной в конце прошлого века: «Хотя произведению первого хорошего впечатления, прежде всего, способствует красота, но если она не сопровождается грацией, миловидностью, хорошими манерами и приличною изящною одеждой, разочарование наступает скоро. Прибавить себе естественной красоты человек не в состоянии, но должен, по возможности, заботиться об улучшении своей внешности и, смягчая недостатки, прибавляя к хорошим манерам грацию, стараться понимать и знать, что такое уменье хорошо одеться и как следует применять свои познания в практике». «Платье характеризует человека» - мысль, встречающаяся у всех народов - и, именно вследствие своего распространения, служащая доказательством важного значения, которое люди придают наружному виду человека. Хороший тон не требует особой роскоши, но, указывая на опрятность, порядок и вкус как на главные условия, требует, чтобы внешность каждой личности была безукоризненна. Одеваться дорого и вычурно - не значит одеваться хорошо: развитой вкус может придать и самому простому наряду изящество и грацию, которые невозможно купить ни за какие деньги. Следует одеваться в пределах тех средств, которыми вы располагаете. Напоминаем, что больше всего следует заботиться о том, чтобы платье было хорошо сшито и шло бы нам». - Недостаточно иметь и носить модную и дорогую одежду - необходимо постоянно следить за своей осанкой и походкой. Плечи всегда держите развернутыми, не втягивая в них шею и голову. Спина и шея должны быть прямыми. Подбородок чуть приподнят. Не шаркайте ногами, не расставляйте их широко, когда сидите. Не размахивайте руками, становясь похожими на ветряную мельницу. Постарайтесь быть сдержанными в жестах (так же, как и в словах). Разговаривая с чело-

веком, смотрите ему в глаза. Не рекомендуется при разговоре закидывать ногу на ногу, раскачивать ею, держать знакомого за пуговицу и т.п. Спортивный, подтянутый вид, естественность поз и движений украшают любого человека - особенно мужчину.

Чтобы не жить в постоянной тревоге, не отстать от моды, «быть не хуже», чтобы не попадать в жесткую зависимость от других, слепо следуя за ложными кумирами, стремитесь вырабатывать такое отношение к жизни, которое позволит укрепить уверенность в себе, развить чувство собственного достоинства. Сценарная разработка « История возникновения кинематографа»

Возраст аудитории: 15-17 лет. Цель мероприятия: активизировать интерес старшеклассников к истории возникновения и развития киноискусства; развитие творческих способностей, кругозора учащихся. Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие.

1. Вступительное слово: - Еще в древности было замечено, что глаза имеют способность сохранять на сетчатой оболочкой след увиденного изображения и соединять быстро сменяющиеся изображения в единый зрительный ряд, дающий иллюзию непрерывного движения. Эта особенность глаза была использована в игрушке тауматроп, созданной в 1825 г. Таумат-роп состоял из диска с рисунками, которые при вращении соединялись и давали иллюзию движения. В 1834 г. был создан аппарат зоотроп, в котором рисунки располагались на бумажной ленте. В 17 веке был изобретен волшебный фонарь, проецирующий неподвижное изображение на плоскость. В 1853 г. австриец Ухациус соединил зоотроп с волшебным фонарем и достиг проекции движущегося рисунка.

Большую роль в рождении фильма сыграло изобретение фотографии и

целлулоидной пленки. Наконец, в конце 19 века братьями Люмьер был изобретен синематограф. 28 декабря 1895 года в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов в Париже братья Люмьеры публично продемонстрировали ряд своих фильмов. Короткие фильмы Люмьеров изображали повседневные события. Был среди этих бытовых сценок и комический эпизод: шалун-мальчишка наступал на шланг, которым дворник поливал сад.

Эти непритязательные сценки имела колоссальный успех. Зрители визжали и шарахались от выезжающего на них паровоза, с изумлением следили движением людей, до слез хохотали над поливальщиком.

Уже через несколько недель аппарат и фильмы Люмьеров появились в Москве, Вене, Берлине, постепенно проникли в Австралию, Египет. Через несколько месяцев во всем мире появилась масса синематографов, а уже через год - два предприимчивые фотографы и актеры начали снимать собственные фильмы.

Однако кино никогда не было принципиально немым. Интересно, что первый фильм Диксона, был соединен с фонографом. В первые два десятилетия существования кино были распространены кинодекламации: артисты читали текст, скрывшись за экраном.

2. Сообщения, подготовленные учащимися:

1. Неоднократно и разных странах делались попытки соединить кино и граммофон. Фильмы с первых же сеансов сопровождались музыкой, исполняемой пианистами-таперами, ансамблями, а подчас и большими симфоническими оркестрами. Часто музыка писалась для фильмов специально. Так, композитор Сен-Санс написал музыку к «Убийству герцога Гиза». Композитор Ипполитов-Иванов написал специально музыку для первого русского фильма «Стенька Разин». Специ-

ально для «Броненосца «Потемкина» и «Октября» писал немецкий композитор Майзель.

Известный российский композитор Д. Шостакович написал музыкальное сопровождение к немому фильму «Новый Вавилон». Да и слово, речь традиционно присутствовали в немых фильмах и виде титров - надписей. Некоторые режиссеры - Дзига Вертов, С. Эйзенштейн и другие, писали титры разными шрифтами, разрывали фразу несколько титров, включали их в монтажный ритм эпизодов. Следовательно, кино, с его стремлением возможно точнее, шире и подробнее охватить изображаемую действительность, всегда было потенциально звуковым.

2. Первые патенты на звуковое кино «Триэргон» (1925) были куплены и похоронены голливудскими фирмами, торгующими немыми фильмами. Но конкуренции заставила фирму братьев Уорнер рискнуть и выпустить в 1927 г. звуковой фильм «Певец джаза» с известный артистом эстрады Олом Джонсоном в заглавной роли. Огромный коммерческий успех этого фильма вызвал новые музыкальные фильмы («Поющий глупец» и др.), а с 1928 г. американское кино решительно перестраивается на звук.

Однако большинство творческих работников настороженно отнеслись к новым выразительным средствам кино. Великий актер немого кино Ч.Чаплин до 1940 г. не произносил на экране ни слова, используя только музыку. Рене Клер считал, что: «Звуковое кино - это страшное чудовище».

3. В России звуковое кино появилось несколько позднее, в 1931 г, хотя С. Эйзенштейн, Г.Александров еще в 1928 г. напечатали «Звуковую заявку» - широко известную статью, в которой талантливо и оригинально обосновали принципы сочетания звука и изображения. Оригинальную систему звукозаписи разрабо-

тали советские изобретатели систем звукового кино П. Тагер и А. Шорин. Новый (звуковой) период в советском кино начала картина Н. Экка «Путевка в жизнь» (1931).

(просмотр видеофрагмента из к/ф Н. Экка «Путевка в жизнь». Обсуждение звукового сопровождения).

Учитель:

- Вначале во всех фильмах звук использовался робко. Авторы фильмов стремились оправдать звук в сюжете, поэтому появилась масса картин из жизни певцов и певиц. Реплик в картинах было мало, произносились они медленно и отчетливо, действующие лица не разговаривали между собой, а как бы читали титры. Быстро промелькнуло увлечение реальными шумами жизни: гудками пароходов и автомобилей, шумом станков и волн, завыванием ветра. Постепенно слово зазвучало свободно и естественно, шумы поутихли, музыка и песня заняли важное, но не доминирующее положение.

Приход звучащего слова обогатил содержание фильмов. Говорящие с экрана люди стали раскрывать свои характеры не только во внешнем действии, но и словесно, в диалогах, а позднее - и в монологах, что дало зрителю возможность проникнуть в их психологию. Слово сблизило кино с литературой, стало более полно доносить с экрана произведения прозы и поэзии.

Творческое задание:

- Сейчас вашему вниманию будут представлены отрывки из современных фильмов. Постарайтесь обратить внимание на их звуковое и музыкальное оформление, сравните игру актеров, декорации.

(Просмотр видеофрагментов из к/ ф Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», Дж. Лукаса «Звездные войны». Обсуждение отрывков, сравнение звукового, музыкального и визуального изображения первых звуковых и современных фильмов).

Сценарная разработка заданий при обсуждении кинофильма Н.Михалкова «Сибирский цирюльник» (2000).

Возраст: 15-17 лет. Цель: активизировать интерес учащихся к произведениям авторского кинематографа; развитие умения анализа киноповествования. Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие.

Найдите и перечислите черты, которые были вами замечены в фильме, которые раскрывают принадлежность картины к определенной исторической эпохе.

1. Как в данном фильме нашли отражение особенности русской национальной культуры? Приведите примеры, используя описание фрагментов из фильма.

2. Какие особенности постановки фильма свидетельствуют о ее жанровой принадлежности?

3. Опишите. каким видят мир определенные персонажи фильма. Отличается ли позиция разных персонажей друг от друга?

4. Какие персонажи вызывают симпатии и антипатии зрителя и почему?

5. Какие детали свидетельствуют об отношении Н.Михалкова к персонажам фильма?

6. Дайте характеристику одному из персонажей фильма.

7. Опишите устно самую яркую, на ваш взгляд, сцену фильма. Обоснуйте свой выбор.

8. Какие проблемы, поднятые в этом фильме, не утратили актуальности и в наши дни?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Напишите письмо от имени выбранного персонажа фильма, в котором отразились бы его особенности характера, поведения, поступков.

Литература Левицкая А.А. Общество потребления в кинообъективе: восприятие и анализ // Медиаобразование. 2011.№ 1. С. 12-20. Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228. Челышева И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и ме-диакомпетентность»: работа с учителями школ и преподавателями вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011.

References Levitskaya, A.A. (2011). Consumer society in cinema lenses: the perception and analysis / / Media Education, 2011, № 1, p. 12-20.

Fedorov, A.V. (2006). Media Education: creative assignments for students and pupils / / Innovation in Education, 2006, N 4, p.175-228.

Chelysheva, I.V. (2011). Research and Education Center "Media Education and Media": work with school teachers and university teachers. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.