Научная статья на тему 'Сценарное проектирование правовых ситуаций в архитектурной деятельности'

Сценарное проектирование правовых ситуаций в архитектурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ситуативное проектирование / архитектурное образование / правовые ситуации в архитектуре / классификации правовых ситуаций в архитектуре / сценарно-ситуационное моделирование правовых ситуаций в архитектуре / контекстные ситуации / situational design / architectural education / legal situations in architecture / classifications of legal situations in architecture / scenario-situational modeling of legal situations in architecture / contextual situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Владимировна Топчий

Исследование посвящено проектированию вариативных сценариев социально-коммуникативных ситуаций, моделирующих правовые ситуации в архитектурной деятельности. Актуальность данной работы подтверждается важностью приобретения будущими специалистами умений охранять и защищать результаты своей интеллектуальной деятельности, а также работать в условиях конкуренции на рынке труда в сфере архитектуры. Ценностно-смысловым основанием работы являются этические нормы творческой деятельности архитектора, профессиональная ответственность, устойчивое развитие пространственной среды, культурное и экономическое развитие общества. В процессе работы над статьей изучен теоретический и практический опыт сценарного проектирования учебных занятий в специальностях гуманитарного и инженерно-технического профилей: в архитектуре, медицине, лингвистике, педагогике, юриспруденции. Выявлены общие подходы к использованию данного метода, его преимущества в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста, развитии его интеллектуальных и творческих способностей, этических и моральных качеств будущего профессионала. На основании исследования практики разных видов архитектурной деятельности (проектной, конкурсной, образовательной, критической) выделены ситуации социально-профессиональных коммуникаций и предложены моделирующие их сценарии учебных занятий. С помощью логического анализа и опыта образовательной практики выявлены принципы разработки сценариев ситуационного обучения группы правовых контекстных ситуаций, которые могут быть применены и при разработке других групп. Разрабатываемые учебные занятия являются модулем программы по формированию социально-коммуникативной компетенции будущего архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario design of legal situations in architectural activity

The research is devoted to the design of variable scenarios of social and communicative situations that model legal situations in architectural activity. The relevance of this work is confirmed by the importance of future specialists acquiring the skills to protect and protect the results of their intellectual activities, as well as to work in competitive labor markets in the field of architecture. The value-semantic basis of the work is the ethical norms of the architect’s creative activity, professional responsibility for the sustainable development of the spatial environment, cultural and economic development of society. In the process of working on the article, the theoretical and practical experience of scenario design of educational classes in the specialties of humanities and engineering and technical profiles was studied: in architecture, medicine, linguistics, pedagogy, law. The general approaches to the use of this method, its advantages in the formation of professional competencies of a future specialist, the development of his intellectual and creative abilities, ethical and moral qualities of a future professional are revealed. Based on the study of the practice of various types of architectural activities (design, competitive, educational, critical), situations of socio-professional communications were identified and scenarios of training sessions modeling them were proposed. With the help of logical analysis and the experience of educational practice, the principles of developing situational learning scenarios for a group of legal contextual situations have been identified, which can be applied to the development of other groups. The training sessions being developed are a module of the program for the formation of the social and communicative competence of the future architect.

Текст научной работы на тему «Сценарное проектирование правовых ситуаций в архитектурной деятельности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 299 — 308. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):299 — 308.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 377.013

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-299-308 NIION: 2007-0062-3/24-165

EDN: https://elibrary.ru/ZXVHHM MOSURED: 77/27-004-2024-03-365

Сценарное проектирование правовых ситуаций в архитектурной деятельности

Ирина Владимировна Топчий

Московский архитектурный институт (государственная академия),

Москва, Россия, 1553810@bk.ru

Аннотация. Исследование посвящено проектированию вариативных сценариев социально-коммуникативных ситуаций, моделирующих правовые ситуации в архитектурной деятельности. Актуальность данной работы подтверждается важностью приобретения будущими специалистами умений охранять и защищать результаты своей интеллектуальной деятельности, а также работать в условиях конкуренции на рынке труда в сфере архитектуры.

Ценностно-смысловым основанием работы являются этические нормы творческой деятельности архитектора, профессиональная ответственность, устойчивое развитие пространственной среды, культурное и экономическое развитие общества.

В процессе работы над статьей изучен теоретический и практический опыт сценарного проектирования учебных занятий в специальностях гуманитарного и инженерно-технического профилей: в архитектуре, медицине, лингвистике, педагогике, юриспруденции. Выявлены общие подходы к использованию данного метода, его преимущества в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста, развитии его интеллектуальных и творческих способностей, этических и моральных качеств будущего профессионала.

На основании исследования практики разных видов архитектурной деятельности (проектной, конкурсной, образовательной, критической) выделены ситуации социально-профессиональных коммуникаций и предложены моделирующие их сценарии учебных занятий. С помощью логического анализа и опыта образовательной практики выявлены принципы разработки сценариев ситуационного обучения группы правовых контекстных ситуаций, которые могут быть применены и при разработке других групп.

Разрабатываемые учебные занятия являются модулем программы по формированию социально-коммуникативной компетенции будущего архитектора.

Ключевые слова: ситуативное проектирование, архитектурное образование, правовые ситуации в архитектуре, классификации правовых ситуаций в архитектуре, сценарно-ситуационное моделирование правовых ситуаций в архитектуре, контекстные ситуации

Для цитирования: Топчий И. В. Сценарное проектирование правовых ситуаций в архитектурной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 299 — 308. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-299-308. EDN: https://elibrary.ru/ZXVHHM.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Scenario design of legal situations in architectural activity

Irina V. Topchiy

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia, 1553810@bk.ru

Abstract. The research is devoted to the design of variable scenarios of social and communicative situations that model legal situations in architectural activity. The relevance of this work is confirmed by the importance of future specialists acquiring the skills to protect and protect the results of their intellectual activities, as well as to work in competitive labor markets in the field of architecture.

The value-semantic basis of the work is the ethical norms of the architect's creative activity, professional responsibility for the sustainable development of the spatial environment, cultural and economic development of society.

© Топчий И.В., 2024

In the process of working on the article, the theoretical and practical experience of scenario design of educational classes in the specialties of humanities and engineering and technical profiles was studied: in architecture, medicine, linguistics, pedagogy, law. The general approaches to the use of this method, its advantages in the formation of professional competencies of a future specialist, the development of his intellectual and creative abilities, ethical and moral qualities of a future professional are revealed.

Based on the study of the practice of various types of architectural activities (design, competitive, educational, critical), situations of socio-professional communications were identified and scenarios of training sessions modeling them were proposed. With the help of logical analysis and the experience of educational practice, the principles of developing situational learning scenarios for a group of legal contextual situations have been identified, which can be applied to the development of other groups.

The training sessions being developed are a module of the program for the formation of the social and communicative competence of the future architect.

Keywords: situational design, architectural education, legal situations in architecture, classifications of legal situations in architecture, scenario-situational modeling of legal situations in architecture, contextual situations

For citation: Topchiy I.V. Scenario design of legal situations in architectural activity // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):299-308. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-3-299-308. EDN: https://elibrary.ru/ZXVHHM.

Я ведение. Важность разработки методов обучения будущих архитекторов способам — -оуран^ и защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД), брендированию проектных бюро и другим «правовым» аспектам архитектурной деятельности, обращенным к социуму, подтверждается пониманием роли архитектуры как части национальной культуры, обеспечивающей сохранность и преемственность национальных культурных традиций, устойчивое социальное, экономическое и экологическое развитие пространственной среды. Проблема состоит в том, что при наличии правовой базы, обеспечивающей защиту и охрану РИД, товарных знаков и других средств индивидуализации, студенты и выпускники архитектурных школ недостаточно знакомы с механизмами их использования, не в полной мере осознают риски несанкционированного заимствования и слабо информированы о превентивных способах защиты своих прав на РИД.

Определим исследовательскую проблему: каким образом могут студенты — будущие архитекторы приобрести профессиональный опыт решения правовых профессиональных проблем, используя для этого социально-профессиональные коммуникации? Каковы состав и целевые характеристики контекстных правовых ситуаций архитектурной деятельности?

Цель работы — разработать группу контекстных ситуаций, нацеленных на формирование у будущих архитекторов социально-коммуникативных умений правового характера.

Задачи исследования:

■ изучить и проанализировать научную литературу, публикации в СМИ и на официальных интернет-сайтах, касающуюся воп-

росов использования методов контекстного ситуативного обучения будущих специалистов;

■ на основании судебной практики, практических и теоретических исследований в области права интеллектуальной собственности, в том числе в области архитектуры, искусства и науки, выявить и классифицировать правовые проблемы в архитектурной деятельности; сопоставить выделанные группы правовых проблем с отдельными направлениями архитектурной деятельности, выявить структурные элементы — контекстные ситуации правового характера, дифференцировав их цели;

■ используя опыт практической образовательной деятельности и результаты анализа литературных публикаций, смоделировать процессы ситуативного контекстного обучения будущих архитекторов, выявив общие принципы разработки их сценариев.

Методы и методики. При исследовании теоретических оснований и практического опыта внедрения сценарного проектирования в профессиональном образовании использовались общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, систематизация, типологизация, обобщение), анализ научной литературы по вопросам формирования профессиональных компетенций и моделированию процесса профессиональной подготовки специалистов социальной и гуманитарной сферы, в том числе будущих архитекторов. В процессе реализации опытно-экспериментальной работы использовались эмпирические методы исследований: метод экспертной оценки при разработке критериев оценки достижения целей правовой ситуации в архитектуре,

метод обратного планирования при разработке проекта правовой ситуации в архитектуре.

Обзор литературы. Современные подходы к формированию педагогических систем в профессиональном обучении ориентируются на новые явления в профессиональной практике и социально-экономические тенденции в целом.

Ситуативные методы обучения, опирающиеся на практико- и личностно ориентированные подходы, являются весьма распространенными в современной практике профессионального обучения. С их помощью удается подготовить будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях неопределенности, научить его брать на себя ответственность за свои профессиональные действия, самостоятельно принимать решения [1].

Ситуативное обучение внедряется в образовательную практику чаще всего в социальных и социально-гуманитарных специальностях, моделируя профессиональные действия в совокупности с поведением людей, разрабатывая вариативные сценарии их поведениях [2; 3].

Для выявления общих и специфических черт сопоставим подходы к проектированию учебных ситуаций в разных специальностях.

При обучении архитектурному проектированию сценарные методы используются для моделирования жизни и поведения людей в городской среде и дают гипотетические представление о многообразии вариантов развития функционального использования зданий и территорий. Благодаря учету различных сценариев архитектура приобретает функционально-устойчивые качества, гибкость в использовании, адаптивность и приспособление к изменениям внешней среды. Сценарное проектирование в архитектуре используется для учета разных точек зрения и решения прогнозируемых проблем, нахождения компромиссных решений и прогнозирования эксплуатационных процессов. Типы сценариев в архитектурном проектировании различаются в зависимости от целей, контекста, конфигурации и действующих субъектов, а именно: проблемный, сценарий действия, информационный, взаимодействия, «пользовательский». Или классифицированы по типам: нормативный, прогностический и исследовательский. Последовательность разработки сценария: целевые установки и обстоятельства (внутренние и внешние), действующие субъекты, цели, пространственные условия, временные рамки [4]. Специфика архитектурно-градостроительного проектирования дает типологизацию по масштабу проектируемого пространства. A.B. Крашенинников дифферен-

цирует проектные сцены по зонам влияния на микро-, мезо- и макропространство [5].

В образовательной деятельности музеев сценарное проектирование используется для воссоздания действий и реакций субъектов, расширения сенсорного и интерактивного опыта в совокупности с иммерсионными технологиями [6].

В медиаобразовании использование сюжет-но-деятельностных технологий используется для рассмотрения альтернативных вариантов развития студентов, дифференцируя траекторию развития по степени реализуемости, ресурсозатрат-ности и другим параметрам и готовя будущих специалистов к работе в условиях неопределенности. Обострение позиционного конфликта помогает создать ситуацию самоопределения, столкновения противоположных интересов, позиций и стратегий, что закладывается в сценарий в момент разработки как его ценностно-смысловые ориентиры. Студенты, погружаясь в профессиональное действие, рассматривая его общественно-нравственное значение, формируют профессиональные морально-этические нормы. Н.Б. Ковалева предлагает многоэтапный процесс проектирования ситуации, детализируя принципиальную схему проектной деятельности: замысел — реализация — рефлексия [7].

Сценарии субъектно-субъектного взаимодействия в виде медицинских процедур в медицинских специальностях имитируются на специальных тренажерах. Разработка сценария производится в пять этапов:

1) написание контекста сценария, включая описание обстановки, распределение «ролей» преподавателя и обучающихся, связи с образовательной программой;

2) указание целей обучения;

3) описание методов процедурного обучения, включая средства обучения, демонстрацию, отработку индивидуальных практических навыков и навыков работы в команде, обучение мастерству, обеспечение безопасности, решения проблем и принятие решений;

4) моделирование поведения субъектов, нахождение «встроенных» триггеров и потенциальных проблем, их возможное влияние на процесс моделирования, обратная связь;

5) анализ и оценка, внесение в процесс моделирования и улучшение последующих итераций.

Авторы, разрабатывающие шаблоны учебных сценариев с использованием медицинских тренажеров, отмечают крайне малое количество публикаций на данную тему и указывают на важность экспертной оценки при разработке как самого сценария, так и результатов работы на тренажерах [8].

Использование опыта оценивания результатов обучения может быть применено в качестве метода обратного планирования и уточнения требований к результатам на начальных этапах работы. Предлагается разработать бальную оценку степени достижения цели для экспертов; обосновать шкалу оценки, эффективность использования времени, отведенного на игру [9]. Использование сценарного планирования в профессиональной подготовке будущих управленцев помогает протестировать разные бизнес-стратегии из набора вариантов будущего развития, моделируя и оценивая многолетние процессы в течение короткого времени, что дает преимущества в стратегическом планировании. Оценка и выбор оптимального сценария могут производиться с использованием матрицы SWOT-анализа.

Моделирование контекстных ситуаций дает положительный эффект при обучении будущих юристов. Разработана классификация контекстных ситуаций, формирующих готовность выпускников колледжей к профессиональной юридической деятельности, объединяющая целевой (функциональный), содержательный, диагностический, ор-ганизационно-управленческий, технологический компоненты и основанный на требованиях профстандарта четвертого поколения [10].

Формирование сценариев в области образования происходит в следующей последовательности:

1) выявление проблемы;

2) тестирующий эксперимент, выявление знаний по данной проблеме у обучающихся и формирование матрицы необходимых умений (компетенций), которые впоследствии включаются в сценарий занятия;

3)распределение «ролей» в группе обучающихся;

4) поиск «белых пятен», ограничивающих планирование содержания занятий;

5) разработка нескольких сценариев занятия с последующим выбором обучающимися одного из них и проведением практического занятия;

6) анализ положительных и отрицательных сторон предложенных сценариев, разбор вариантов;

7) устранение недостатков, выбор наилучшего варианта в соответствии с программой образования.

При подготовке специалистов высшей квалификации использование сценарного метода создает возможность продвижения к научному открытию. Рассматриваются экспертный, парти-сипаторный и организационный подходы к разработке сценариев занятий, совмещающих на-

учную и образовательную деятельность аспирантов [11].

Опыт интенсификации обучения будущих специалистов по работе со СМИ демонтирует удачную возможность проведения сценарных занятий с программой университетских научных конференций.

Таким образом, этапами создания контекстного сценария являются:

1) определение замысла (идеи);

2) разработка условий для открытия смыс-лодеятельности учащихся и их реализации;

3) создание условий для организации коллективной деятельности и коммуникации;

4) обеспечение организационно-техническими условиями и средствами;

5) предложение способов представления результатов и критериев их оценивания;

6) экспертная оценка сценария, объективизация, доработка.

Решая вторую задачу, а именно проведение аналогии между направлениями архитектурной деятельности и возникающими в них проблемными ситуациями правового характера, рассмотрим проектный процесс с точки зрения последовательности создания проектной документации, организационной работы проектных институций (бюро, ИП, строительных холдингов и т.п.), а также кадровых условий их работы.

В ходе архитектурной деятельности решается комплекс задач, основной является создание проектной документации — РИД творческого коллектива [12]. С позиции современных строительных технологий, базирующихся на цифровых информационных моделях, архитектурный проект является одним из этапов жизненного цикла здания, который дополняется последующими процессами жизненного цикла: строительством архитектурного объекта, его эксплуатацией, реконструкцией и демонтажом [13]. Разработка проектной документации, в соответствии с которой могут быть установлены права авторов (автора), происходит в соответствии со стадиями архитектурного проектирования: эскизный проект (эскиз-идея, предпроектное предложение, архитектурная концепция); проектная документация; рабочая документация; рабочий проект (совмещает стадии проектной и рабочей документации) [14; 15].

Выполненное нами исследование судебной практики показывает, что проблемы с авторскими правами в полной мере проявляются на «границах» этапов жизненного цикла здания, в том числе при доработке проектной документации, «привязке» ее к местности, корректировке бюд-

жета, а также при реконструктивных мероприятиях («восстановительная» ситуация). При вынужденной переработке и доработке проектов неоднократно нарушались исключительные права авторов на собственно авторство (имя) и неприкосновенность произведений (ст. 1255 ГК РФ). Судебная практика показывает, что авторам неоднократно приходилось защищать свои права на архитектурный проект [16]. Аналогичные ситуации возникали и с другими РИД архитекторов, например, с

литературными произведениями и произведениями науки. Нерешенной проблемой является однозначность способа защиты РИД в архитектуре: в рамках института авторского или патентного права, в качестве произведения искусства или технологии, обеспечивающей пространственную жизнь людей в приемах, сходными с хозяйственной и организационной видами деятельности [17].

На рис. 1 в схематичной форме представлена структура архитектурной деятельности.

Жизненный цикл здания

1

Эскиз-идея Концепция Предпроектное предложение

2 3

Проектная Рабочая

документация документация

4 Эксплуатация

5 Реконструкция

Рабочий проект

6 Демонтаж

Рис. 1. Структурные элементы процессов архитектурного проектирования и строительства

Участие в архитектурных конкурсах относится к первому, поисковому этапу проектирования. В конкурсной деятельности права авторов наиболее уязвимы из-за анонимности при оценивании. Из-за этого сама идея проведения и участия в конкурсах архитекторами подвергается критике. Данное обстоятельство заставляет искать превентивные способы защиты прав авторов, включая воспитание морально-этических качеств у будущих архитекторов. Охрана архитектурного проекта как авторского произведения имеет преимущество, так как требует от автора только объективной формы выражения (письменной, звукозаписи), без обнародования [18; 19]. Данную проблему целесообразно внести в состав

проблемных ситуаций правового характера в архитектурной деятельности.

По опросам экспертов, чаще всего встречаются проблемы, связанные с незнанием прав авторами и неумением их охранять и защищать, а также неэтичным поведением субъектов социально-профессионального взаимодействия:

■ несанкционированное заимствование художественно-стилистических идей в архитектуре;

■ несанкционированная переработка авторских произведений;

■ неопределенность вопросов правообладания на РИД, созданных в процессе обучения и за рамками служебных заданий сотрудниками организаций;

■ недостаточное знание и нехватка опыта работы со смежными правами, в том числе при изготовлении данных и публикации РИД в архитектуре.

Предотвратить возникновение перечисленных проблем и решить их в досудебном порядке можно было бы при наличии у архитекторов следующих компетенций:

■ умения различать плагиат, творческое заимствование и творческую интерпретацию;

■ умения пользоваться правовыми и техническими средствами защиты своих прав, в том числе своевременное обнародование произведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При возникновении судебных разбирательств будущему архитектору необходимо владеть следующими компетенциями:

■ умением собирать и предоставлять доказательства своего авторства;

■ умением привлекать квалифицированных экспертов и доказывать несанкционированное заимствование художественно-стилистических и других идей в архитектурной деятельности, выраженных в виде архитектурных проектов, макетов, моделей, рисунков, текстов и других способов визуализации.

Перечислим проблемы правового характера, которые могут быть решены в условиях социально-профессиональных контактов:

■ защита авторских прав архитекторов и других членов авторского коллектива в процессе обнародования архитектурного произведения в условиях социально-профессионального взаимодействия;

■ брендирование проектных институций с целью повышения его узнаваемости, приобретения конкурентных преимуществ, расширения круга потенциальных заказчиков и увеличения экономических показателей деятельности;

■ обучение будущих архитекторов методами взаимодействия со смежными специалистами и путем использования смежных прав в архитектуре в междисциплинарных полях и социально-профессиональных контактах;

■ формирование ценностных установок будущего архитектора в процессе социально-профессиональных контактов с разномасштабными социальными группами, со-

ответствующих Кодексу профессиональной деятельности архитектора;

■ дифференциация пониманий о творческой интерпретации, творческом заимствовании и плагиате в архитектуре в условиях социальной оценки художественно-семантических качеств.

Для осуществления процесса архитектурного проектирования требуются обеспечение организационных условий, создание проектных институций разного рода: проектных бюро, проектных отделов инвестиционно-строительных и девелоперских компаний, регистрация индивидуальных предпринимателей. Для обеспечения устойчивого развития проектных институций и повышения их деловой репутации используется брендирование. Ситуации популяризации бренда проектного бюро следует рассматривать как один из подвидов правовой социально-профессиональной коммуникативной ситуации в архитектуре, провоцирующий информационный повод и презентационную ситуацию в социально-коммуникативном контексте (СКК).

Превентивными способами охраны и защиты прав авторов в архитектуре признаются депонирование архитектурных произведений, внесение их в реестры результатов интеллектуальной деятельности, фиксация их в качестве полезной модели и другие формы защиты и обнародования.

Условием эффективного существования проектного бюро или другой проектной институции является наличие профессиональных кадров. Причем требования к кадровому составу являются «входными», без которых государственная регистрация, а тем более получение сертификата на проектную деятельность, невозможна. Это дает основания включить в состав комплекса задач проектной деятельности профессиональное и дополнительное образование в области архитектуры.

При сопоставлении направлений архитектурной деятельности с правовыми контекстами были выделены умения, обеспечивающие возможность совершения профессиональных действий в условиях социально-профессионального взаимодействия (табл. 1).

На рис. 2 представлена совокупность контекстных ситуаций правового характера в обучении будущих архитекторов.

Таблица 1. Соответствие целевых установок правовых моделей и ситуаций в профессиональном образовании направлениям архитектурной деятельности (с использованием ФГОС ВО по направлению «Архитектура») [20]

Направление архитектурной деятельности на основе профессиональных компетенций ФГОС ВО 3++ «Архитектура» Социально-коммуникативный контекст правовых ситуаций Целевые установки проектирования правовых ситуаций социально-профессионального взаимодействия в архитектуре

Архитектурное проектирование на стадии разработки концепции, эскиза-идеи, проекта реконструкции Формирование представлений о способах публичной защиты и охраны авторских прав Овладение будущими архитекторами опытом охраны и защиты РИД

Организационная и административная Рост узнаваемости проектного бюро Овладение будущими архитекторами знаниями и профессиональным опытом брен-дирования проектных институций

Конкурсная Защита прав авторов без обнародования РИД Овладение будущими архитекторами умениями выявлять и дифференцировать стилистические заимствования, творческую интерпретацию и плагиат в архитектуре

Научно- исследовательская и экспериментальная Взаимодействие с социально-профессиональной средой города Формирование ценностных профессиональных установок будущего архитектора в ситуациях морального выбора и условиях конфликта общественных, профессиональных, личных интересов в архитектуре

Публицистическая и критическая Размежевание авторских и смежных прав Владение будущими архитекторами знаниями и опытом использования смежных прав, в том числе при публикации РИД и в образовательной деятельности

Воспроизводство кадров Формирование профессионального мастерства будущих архитекторов при использовании опыта творческой деятельности предшествующих поколений Формирование представлений о методах творческой переработки и творческой интерпретации в архитектуре, основанных на художественно-семантических свойствах архитектурных объектов

Ситуация овладения Формирование ценностных профессиональных установок будущего

способами обнародования архитектора в ситуациях морального выбора и условиях конфликта РИД в архитектуре общественных, профессиональных, личных интересов в архитектуре

Ситуация овладения будущими архитекторами умением выявлять и дифференцировать стилистические заимствования, творческую интерпретацию и плагиат в архитектуре

Рис. 2. Структурные элементы правовых социально-профессиональных коммуникаций в архитектурной деятельности

Ситуация повышения узнаваемости проектного бюро (брендирование)

Овладение будущими архитекторами знаниями и опытом использования смежных прав, в том числе при публикации РИД и в образовательной деятельности

Ситуация формирования представлений о методах творческой переработки и творческой интерпретации в архитектуре

Наш опыт в организации образовательного процесса архитектурного вуза и результаты анализа научных публикаций на тему современных подходов к интенсификации обучения будущих специалистов позволяют выделить ряд принципов работы над сценариями контекстных ситуаций, которые могут быть развернуты в педагогические условия:

■ принцип освоения базовых теоретических знаний, в том числе правовых документов, теоретического и практического опыта в конкретном направлении архитектурной деятельности (проектной, административной, конкурсной, научно-исследовательской, образовательной, публицистической), обеспечивающей сознательный подход к обучению и рефлексию;

■ принцип учета личных склонностей студентов и их представлений о направлении развития профессиональной карьеры, выбора направления архитектурной деятельности и степени своей ответственности;

■ принцип «провокации» проблемы в контекстной ситуации, стимулирующей выработку индивидуальных творческих решений;

■ принцип коллективного обсуждения в ситуациях морально-этического выбора заимствования РИД;

■ принцип соучастия представителей внешней среды в контекстных ситуациях правового характера, обеспечивающих более достоверную социальную реакцию;

■ принцип привлечения внешних экспертов к оценке сценария ситуации, ее проведения и действий активных участников;

■ принцип учета структуры модели профессиональной культуры будущих специалистов, включение в критерии оценивания динамики изменений мотивационного, когнитивного, ценностного, эмоционально-волевого, рефлексивного и деятельностно-го компонентов.

Учитывая большую интенсивность существующей системы архитектурного обучения, а также то, что правовая группа контекстных ситуаций является одной из 12 групп социально-коммуникативных умений, предлагается включать обучение по каждой группе в единичные модули и распределить модули в удобном для других преподавателей порядке, в течение 3-го — 4-го годов обучения. Альтернативным вариантом могут стать курсы по выбору и обучение в процессе проведения научных студенческих конференций, а также летних и зимних школ.

Заключение. В завершение настоящего исследования необходимо отметить, что метод контекстных ситуаций хорошо зарекомендовал себя при обучении будущих специалистов социального и гуманитарного профилей и может быть использован в архитектурном образовании, в том числе при формировании социально-коммуникативной компетенции. В результате обучения могут быть получены: профессиональный опыт по охране и защите РИД; умение работать в правовом поле авторского, патентного права и использования смежных прав; опыт расширения внешних социальных контактов и повышение узнаваемости проектного бюро при его брендирова-нии; сформированность морально-этических установок архитектора в соответствии с Кодексом этики архитектора.

При выделении проблем правового характера с направлениями архитектурной деятельности были выявлены шесть контекстных ситуаций, которые предлагается использовать в вариативном формате для освоения социально-коммуникативных умений будущими архитекторами: 1) ситуация овладения способами обнародования РИД; 2) ситуация формирования ценностных и морально-этических установок будущего архитектора; 3) ситуация овладения умением дифференцировать степень оригинальности архитектурного произведения; 4) ситуация повышения узнаваемости проектного бюро; 5) ситуация овладения опытом использования смежных прав в архитектуре; 6) ситуация формирования представлений о методах творческой переработки и творческой интерпретации в архитектуре.

Получены новые научные результаты: обоснованы принципы разработки сценариев контекстных ситуаций правового характера в обучении социально-коммуникативным умениям будущего архитектора, интенсифицирующие учебную деятельность, предложены практические шаги по интеграции контекстных ситуаций в существующую систему профессиональной подготовки, совмещение обучения с научно-исследовательской работой, которые планируется использовать при написании контекстных сценариев и их экспериментальной апробации на практике.

Список источников

1. Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Куницы-на С.М. Организационно-координирующий потенциал сценарного подхода в подготовке кадров высшей квалификации / / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 23—26.

2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. С. 71 — 72.

3. Клименко И.С. Деловые игры, имитационные упражнения, кейсы: учебник. М.: КДУ, Добросвет, 2019. 128 с.

4. Buthayna E. Scenario-Based Design: New Applications in Metamorphic Architecture. Frontiers of Architectural Research. Vol. 7, Iss. 4, Dec. 2018, Рр. 530—543.

5. Крашенинников A.B. Сценарное проектирование городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. № 4 (41). С. 242—256.

6. Liu, Qing & Mi, Gaofeng & Shmelova-Neste-renko, Oleksandra. (2023). Research on Immersive Scenario Design in Museum Education. 10.1007/ 978-3-031-48060-7_13.

7. Ковалева H.B. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании: монография. М.: МПГУ, 2015. 204 с.

8. Jones, Bridie & Hawker, Clare & Mitra, Suman & Cook, Sara-Catrin & Diaz-Navarro, Cristina & Hoole, Alice & Bartholomew, Bethan. (2022). Scenario template: a welsh perspective. International Journal of Healthcare Simulation. 10.54531/ATHP5369.

9. Герасимов B.H. Построение сценариев игровой деятельности в процессе подготовки управленцев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7-1 (46). С. 36—44.

10. Мушкин В.Г. Сценарно-ситуационное моделирование контекстных ситуаций в практической подготовке будущих юристов среднего звена // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 1 (313). С. 89—99.

11. Маковкина Д.В. Проблемно-ситуационное обучение на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 189—191.

12. Топчий И.В. Оценка степени сформиро-ванности социально-коммуникативной компетенции архитектора // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 319—328.

13. Веретенникова О.В., Сычева И.В., Сен-децкий ВА., Гыкунова Е.Г. Использование информационной модели объекта в эксплуатационном периоде инвестиционно-строительного проекта // Beneficium. 2022. № 1 (42). С. 9—15.

14. Судебная практика по авторскому праву // URL: https://sudact.ru/practice/po-avtorskomu-pravu (дата обращения: 12.07.2024).

15. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (ред. от 15 сентября 2023 г.) / / URL: https: / / www.consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_75048/ (дата обращения: 12.07.2024).

16. Топчий И.В. Интеллектуальная собственность в архитектуре и архитектурном образовании в Российской Федерации. М.: URSS, 2016. 160 с.

17. Терещенко О.И., Пономарева Н.Г., Кочет-кова В.Д. Патентование решений в области архитектуры и строительства // Копирайт. 2022. № 3. С. 5—23.

18. ФГОС 07.03.01 Архитектура. Приказ Ми-нобрнауки России от 8 июня 2017 г. № 509 (ред. от 8 февраля 2021 г.) // URL: https://fgos.ru/ fgos/fgos-07-03-01-arhitektura-509/ (дата обращения: 08.07.2024).

19. Оно вам надо? Архитектурные конкурсы — участвовать или нет // URL: http://uar-vrn.ru/ novosti/arhitekturnye-konkursy-uchastvovat-ili-net/ (дата обращения: 11.07.2024).

20. Разговор о конкурсах. Материалы Круглого стола в институте «Стрелка» 25 февраля 2013 г. // URL: https://archi.ru/russia/46014/ razgovor-o-konkursah (дата обращения: 11.07.2024).

References

1. Afanasyev V.V., Afanasyev I.V., Kunitsyna SM. The organizational and coordinating potential of the scenario approach in the training of highly qualified personnel / / Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2020. Vol. 9, No. 2 (31). pp. 23—26.

2. Active and interactive educational technologies (forms of classes) in higher education: studies. handbook / comp. T.G. Mukhina. N. Novgorod: NNGASU, 2013. pp. 71 — 72.

3. Klimenko I.S. Business games, simulation exercises, cases: textbook. M.: KDU, Dobrosvet, 2019.128 p.

4. Buthayna E. Scenario-Based Design: New Applications in Metamorphic Architecture. Frontiers of Architectural Research. Vol. 7, Iss. 4, Dec. 2018, pp. 530—543.

5. Krasheninnikov A.V. Scenario design of the urban environment // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. No. 4 (41). pp. 242—256.

6. Liu, Qing & Mi, Gaofeng & Shmelova-Neste-renko, Aleksandra. (2023). Research on Immersive Scenario Design in Museum Education. 10.1007/ 978-3-031-48060-7 13.

7. Kovaleva N.B. Plot-activity technologies in media education: monograph. M.: MPSU, 2015. 204 p.

8. Jones, Bridie & Hawker, Clare & Mitra, Suman & Cook, Sara-Catrin & Diaz-Navarro, Cristina & Hoole, Alice & Bartholomew, Bethan. (2022). Scenario template: a welsh perspective. International Journal of Healthcare Simulation. 10.54531/ATHP5369.

9. Gerasimov B.N. Building scenarios of game activity in the process of training managers // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 7-1 (46). pp. 36—44.

10. Mushkin V.G. Scenario-situational modeling of contextual situations in the practical training of future mid-level lawyers // Bulletin of the Adygea State University. Ser.: Pedagogy and psychology. 2023. Issue 1 (313). pp. 89—99.

11. Makovkina D.V. Problem-situational training at the faculty of advanced training and professional retraining // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 10. pp. 189—191.

12. Topchiy I.V. Assessment of the degree of formation of the social and communicative competence of the architect / / Education. Science. Scientific staff. 2024. No. 2. pp. 319—328.

13. Veretennikova O.V., Sycheva I.V., Sendet-sky VA., Rykunova E.G. The use of an information model of an object in the operational period of an investment and construction project / / Beneficium. 2022. No. 1 (42). pp. 9—15.

14. Judicial practice on copyright // URL: https: / / sudact.ru/practice/po-avtorskomu-pravu (date of access: 07/12/2024).

15. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 16, 2008 No. 87 "On the composition of sections of project documentation and requirements for their content" (ed. dated September 15, 2023) // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 75048 / (date of access: 07/12/2024).

16. Topchiy I.V. Intellectual property in architecture and architectural education in the Russian Federation Moscow: URSS, 2016. 160 p.

17. Tereshchenko O.I., Ponomareva N.G., Kochetkova V.D. Patenting solutions in the field of architecture and construction // Copyright. 2022. No. 3. pp. 5—23.

18. FGOS 07.03.01 Architecture. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 8, 2017 No. 509 (ed. dated February 8, 2021) // URL: https://fgos.ru/fgos/ fgos-07-03-01-arhitektura-509 / (date of access: 07/ 08/2024).

19. Do you need it? Architectural competitions — to participate or not // URL: http://uar-vrn.ru/ novosti/arhitekturnye-konkursy-uchastvovat-ili-net / (date of access: 07/11/2024).

20. Talk about contests. Materials of the Round table at the Strelka Institute on February 25, 2013 // URL: https://archi.ru/russia/46014/razgovor-o-konkursah (date of access: 07/11/2024).

Информация об авторе

И.В. Топчий — директор подготовительных курсов Московского архитектурного института (государственной академии), кандидат архитектуры.

Information about the author I.V. Topchiy — Director of the Preparatory Department of the Moscow Architectural Institute (State Academy), Candidate of Architecture.

Статья поступила в редакцию 15.07.2024; одобрена после рецензирования 15.08.2024; принята к публикации 13.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 15.07.2024; approved after review 15.08.2024; accepted for publication 13.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.