Научная статья на тему 'Сценарий урока информатики для 4 класса по теме «Множества»'

Сценарий урока информатики для 4 класса по теме «Множества» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4428
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ УРОКА / МНОЖЕСТВА / ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПУТЕШЕСТВИЕ / МАМОНТЕНОК И ЕГО МАМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фельдшерова Елена Геннадьевна

В данной статье описывается сценарий урока по информатике. Урок организован в нетрадиционной форме сказочное путешествие, совершая которое учащиеся в увлекательной форме осваивают понятие «множества». Учитель проводит учащихся по пути, в котором они осуществляют поисковую деятельность, используя ИКТ, планирование и достижение цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий урока информатики для 4 класса по теме «Множества»»

В данной статье описывается сценарий урока по информатике. Урок организован в нетрадиционной форме - сказочное путешествие, совершая которое учащиеся в увлекательной форме осваивают понятие «множества». Учитель проводит учащихся по пути, в котором они осуществляют поисковую деятельность, используя ИКТ, планирование и достижение цели.

Фельдшерова Елена Геннадьевна,

ГОУ ЦО № 641 им. Сергея Есенина учитель информатики г. Москва eg641@mail.ru

Сценарий урока информатики для 4 класса по теме «Множества»

Как можно увлекательно ввести понятие «множества» ученикам 4 класса?

Ключевые слова: решения проблемной ситуации урока; множества, графический редактор, информационные технологии, путешествие; мамонтенок и его мама.

Для учащихся основной целью данного урока является найти маму мамонтенка, что соответствует зоне ближайшего развития детей возраста 9-10 лет.

На протяжении всего урока алгоритмом деятельности детей является путеводный лист, в котором отражается каждый этап путешествия. Путешествие позволяет обобщить и обогатить уже имеющие знания учащихся по предмету окружающий мир, привить интерес, а главное - учиться планировать и достигать поставленные цели.

На этапе первичного закрепления ученики выполняют практические задания в графическом редакторе Paint.

Основное определение изучаемой темы изначально не формулируются учителем, а формируются в результате решения проблемной ситуации. Так же вводится понятие подмножества, как элемент опережающего документа.

Урок построен на применении информационных технологий. Они показывают наглядность изучаемого материала, создают яркий сюжет урока, являются технической поддержкой урока. С помощью них у учеников активизируется зрительное восприятие, тактильное восприятие.

Тема урока: Множества

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок - путешествие

Цели урока:

а) образовательная:

• ввести понятия множества, элементы множества;

• ввести понятие «подмножество», как элемент опережающего обучения;

б) воспитательная: воспитывать такие качества, как любовь к близким и помощь слабым

в) развивающая: развитие речи, мышления, памяти. Оборудование урока:

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- аудиозапись с песенкой мамонтенка и мелодией «Сиртаки»;

- презентация;

- задания для интерактивной доски;

- путеводные листы.

Путеводный лист

1. Причал Сообразительных.

Тема урока:__________

2. Джунгли Знаний. Множества -

3. Мост Загадок.

Элементы множества -

4. Дом чудес.

Раскрась в красный цвет фигуры, в которых живут «колючие множества». Раскрась фигуру внутри

квадрата-мозаики, которая совпадает с фигурой №1 синим цветом

5. Домашнее задание. Придумать множество, дать ему название и нарисовать его в тетради.

План урока:

1. Организационный момент

2. Постановка темы урока

3. Изучение нового материала

4. Первичное закрепление полученных знаний

5. Практическая работа

6. Заключительный этап

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов урока

План урока для учащихся

1. Джунгли знаний.

Ученики вместе с учителем выводят определение, записывают это определение. Коллективно выполняют задание по новой теме.

2. Мост загадок

Учитель формулирует определение элементов множества, они его записывают, после чего выполняют задания на закрепление данного определения.

3. Равнина любознательных

Учитель объясняет ученикам, как называют множества, после чего они выполняют несколько примеров.

4. Мыс секретов

Предлагается выполнить несколько заданий на закрепление новой темы на интерактивной доске. На одном из примеров дается понятие подмножества, как элемент опережающего обучения.

5. Таинственный дом.

Дом изначально не выводится на экран, чтобы он появился нужно выполнить практические задания на компьютере по данной теме. После того как дом появился нужно узнать кто в этом

домике находится. Для этого нужно решить задание на путеводном листе

Ход урока

1. Организационный момент.

На данном этапе учитель рассказывает сюжет из мультфильма про мамонтенка, и ставить цель перед детьми найти маму для мамонтенка. Дети слушают учителя и отвечают на его вопросы.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как нам нужно помочь очень милому и беззащитному существу отыскать свою маму. Его зовут мамонтенок, он только недавно появился на свет, и не знает где его мама. Как вы думаете почему так произошло?

Ученики: Потому что мамонты вымерли, и на земле уже не живут.

Учитель: Ребята, давайте узнаем, как Мамонтенок решил искать маму.

На доске изображения мамонтенка, звучит отрывок из песенки мамонтенка.

Учитель: Так на чем же отправился мамонтенок в путешествие?

Ученики: На льдине.

Учитель: Правильно, ему сказали, что у далеких берегов Африке живут звери похожие на него и там он найдет себе маму.

Что это за звери? Ученики: Слоны.

Учитель: Правильно! Поэтому мамонтенок отправился в опасное путешествие в Африку. Вы готовы помочь мамонтенку и отправится с ним в это путешествие? Ученики: Да!

Учитель: Тогда вперед, нас ждет корабль.

На доске изображение корабля, звучит мелодия «Сиртаки».

Учитель: Вот мы и прибыл наш корабль к «Причалу сообразительных».

А еще возьмем с собой путеводные листы, которые лежат у вас на партах.

2. Постановка темы урока

Учитель дает задание ученикам разгадать ребусы. После того как дети отгадают ребусы они узнают тему урока.

Ребята, что такое причал?

Ученики: Это место, куда прибывают корабли или лодки.

Учитель: Ребята, мы приплыли в незнакомое и опасное место. Чтобы мы с вами не заблудились в этом месте, нам необходима карта, и для этого необходимо узнать тему нашего урока. Чтобы ее узнать, вам необходимо разгадать ребусы. У каждого отгаданного слова запишите первую букву в Путеводном листе.

Ученики коллективно отгадывают ребусы, в результа- 1 те чего у них получают слово множество, которое и является темой урока.

3. Изучение нового материала.

Учитель с помощью метода проблемного изложения выводит определение множества. После чего учащимся предлагается решить пример на закрепление этого понятия. Далее учитель сам формулирует определение элементов множества, приводит несколько заданий на закрепление, учащиеся коллективно их выполняют.

Далее учитель объясняет, как называют множества, приводит несколько примеров , чтобы ученики сами назвали множества.

Учитель: Ребята теперь вы знаете тему урока, запишите ее у себя в путеводном листе. Смотрите, появилась карта с направлением движения.

Карта анимирована так, чтобы направление движения появлялось последовательно.

Учитель: Мы отправляемся в «Джунгли знаний» Посмотрите, какие высокие деревья. Ребята, а вы знаете, что такое джунгли?

Ученики: Лес.

Учитель: Действительно, джунгли - это густой непроходимый тропический лес. Из-за большой влажности в джунглях растут очень высокие деревья и множество других растений, что делает лес густым и практически непроходимым для человека. А теперь ответим на вопрос джунглей.

ЧТО ТАКОЕ МНОЖЕСТВО?

Множество - это объекты, у которых есть общие свойства.

Выводится вопрос: «Что такое множество?». Определение не выводится.

Учитель: Ребята, как вы думаете на какое слово похоже множество?

Ученики: На слово много.

Учитель: А что значит много?

Ученики: Много это когда предметы объединили вместе.

Учитель: Правильно иначе, можно сказать, что много - это объекты, которые взяли вмести. А как вы думаете по какому принципу объекты соединяют вместе в группу? Почему, например, вас объединили в группу?

Ученики: Потому что у нас примерно одинаковый возраст, знания одинаковые.

Учитель: Действительно у вас есть много общего, то есть объекты в группе обладают какими-то общими свойствами.

На доске выводится определение множества.

Учитель: Запишите это определение в путеводном листе.

Учитель: А теперь ответьте на вопрос, можете ли вы сейчас определить множество?

-КИВЫЕ СУЩЕСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надпись «живые существа» не выводится.

Ученики: Нет.

Учитель: Ответить на данный вопрос пока нельзя, так как не указаны свойства, по которым объекты объединили во множество. Давайте укажем эти общие свойства объектов (выводится надпись). Какие картинки соответствую этому свойству?

Ученики называют картинки.

Учитель: Мы дали ответ на вопрос «Джунглей знаний» и нам пора выбираться отсюда, смотрите, на карте появилось направление дальнейшего движения. Мы пришли к мосту загадок.

Ребята, вы где-нибудь видели такой мост? Ученики: Да, в мультфильмах.

Учитель: Такой мост называется подвесным и он очень опасен для начинающих путешественников. Строится такой мост, в основном, из веревок и древесины, размещается над рекой или пропастью. Давайте, ответим на вопрос «Моста загадок» и аккуратно пройдем по нему.

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕМЕНТЫ МНОЖЕСТВА? объекты, принадлежащие множеству.

Выводится вопрос: «Что такое элементы множества?», определение не выводится.

Учитель: Ответ на данный вопрос прост - объекты, принадлежащие множеству. Запишите это определение у себя в листе. (Выводится определение). Теперь хором повторим это определение. Давайте, теперь выполним несколько заданий. Назовите элементы множества.

множество -оцЯки

I?

ЕСТ^-ВСЕ 0Ч»РЫ •8

3,49, 324 92

50050775665677

Ученики коллективно выполняют задания. Учитель: Ребята, вы справились с заданием и на карте появилось направление движения, осторожно проходим по мосту и направляемся на «Равнину любознательных».

Что такое равнина?

Ученики: ровная поверхность земли.

Учитель: Равнина - поверхность земли, на которой нет высоких гор и оврагов, могут быть только небольшие холмы и не глубокие ямы. Давайте посмотрим что нам приготовила равнина.

Выводится только вопрос: «Как называют множества?».

Учитель: Для удобства множествам, как и всему другому, обычно дают названия. Названия, лучше давать такие, которые отражают свойства, по которым указанные объекты объединили во множество.

Далее учитель приводит несколько примеров.

Множество с элементами: тетрадь, пенал, дневник, ручка можно назвать «Школьные принадлежности».

Множество с элементами: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье можно назвать «Дни недели».

Далее рассматриваются примеры множество птиц и множество игрушек.

4. Первичное закрепление полученных знаний.

Учитель временно прерывает показ слайдов, и предлагает учащимся выполнить несколько заданий на интерактивной доске. В ходе выполнение одного из заданий учитель вводит понятие подмножества, как элемент опережающего обучения.

Учитель: Мы пришли на «Мыс секретов».

Кто ответит, что такое мыс?

Ученики высказывают свои варианты.

Учитель: Мыс - это участок суши, впадающий в море, реку, озеро. Посмотрим, какое задание он нам приготовил. (Переход по ссылке задание, после чего открывается задания, подготовленные для интерактивной доски).

Для выполнения данной работы учитель вызывает, по очереди несколько учеников к доске. Ученики на интерактивной доске выполняют задания.

В четвертом задании учитель выделяет во множестве Грибов, два подмножества съедобные и несъедобные грибы. В этом примере вводится понятие «подмножества», как элемент опережающего обучения. Далее можно привести несколько примеров. Например, из множества школа, выделить подмножества учителей и учеников. Далее учитель продолжает показ презентации.

Учитель: Времени остается мало, идем дальше. Направление движения смотрим на карте. И мы пришли к «Таинственному дому».

Ребята у вас не возникает никакого вопроса?

Ученики: А где же сам домик?

Учитель: Дом появится, только когда вы справитесь с заданием. Смотрите, Компьютер хочет помочь нам выполнить задание.

5. Практическая работа.

Учитель сначала объясняет, как выполнить первое задание на доске, затем ученики самостоятельно выполняют остальные задания.

Учитель показывает, где находится задание. Первое задание выполняется совместно с учащимися, после этого ученики садятся за компьютеры и выполняют задания.

Практическая работа реализована в программе Paint. Заключается работа в выполнении учащимися заданий, каждое из которых размещается в отдельном файле.

Для выполнения заданий файлы надо открыть с помощью Paint, выполнить задание, затем после выполнения каждого задания ученик поднимает руку, учитель проверят задание.

Соедини линиями слова из столбиков

Дождь Птицы

Стая Цветы

Книга Капли

Букет Коровы

Стадо Страницы

6. Заключительный этап.

На этом этапе ученики должны выполнить задание на путеводном листе. После выполнения этого задания они узнают, что в домике находится мама мамонтенка. Учитель: Смотрите, появился сам домик.

А кто находится в нем, нам поможет узнать следующее задание, которое находится в путеводном листе.

Ученики выполняют задание под номером четыре у себя в путеводном листе. После выполнения задания у каждого ученика получается одна буква и цифра. Далее каждый ученик на интерактивной доске ставит букву, в клетку с заданным номером.

Учитель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь мы знаем, что в домике находится мама мамонтенка, и уже скоро мы ее увидим.

7. Домашнее задание.

Учитель: Задание под номером пять, которое у вас записано в путеводном листе, нужно выполнить дома.

Ученики читают задание, если есть вопросы, то задают их.

8. Подведение итогов урока.

Цели урока поставленные изначально - достигнуты. Учитель задают итоговые вопросы ученикам, после чего показывает им маму мамонтенка, которую они искали на протяжении всего урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

Ученики: Что такое множество, элементы множества, подмножества.

Учитель: Чему научились у мамонтенка?

Ученики: Помогать слабым, любить близких.

Учитель: Что хорошее сделали?

Ученики: Помогли мамонтенку найти свою маму.

Учитель: Теперь мамонтенок встретил свою маму. Они вам очень благодарны.

На доске картинка мамы и Мамонтенка, звучит песенка Мамонтенка.

Учитель: Спасибо за урок ребята. До свидания. Литература

Семенов А. Л., Рудченко Т.А. Информатика, 5 класс, М.: Просвещение: ИНТ, 2006. - 176 с.

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Информатика, 4 класс, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. http://www.pedsovet.su/load/15-1-0-1422

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.