Научная статья на тему 'Сценарий квест-игры «Королевство чистоты»'

Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ-ИГРА / ЭКСПЕРИМЕНТЫ / ИГРА-ЭСТАФЕТА / ДЕТСКИЙ САД / ТЕХНОЛОГИЯ / СЦЕНАРИЙ / QUEST GAME / EXPERIMENTS / RELAY GAME / KINDERGARTEN / TECHNOLOGY / SCENARIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Татьяна Арсентьевна, Лозинская Юлия Сергеевна, Абдуллаева Зарина Аликовна,

В статье представлена современная образовательная технология квест-игра для воспитанников старших и подготовительных групп детского сада. Описываемая квест-игра рекомендована для празднования в дошкольной образовательной организации «Всемирного дня чистых рук» 15 октября. В процессе увлекательного путешествия в «Королевство чистоты» игроки участвуют в экспериментах и игре-эстафете, во время которых обучаются находить микробов, бороться с ними и использовать различные средства для их уничтожения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринцева Татьяна Арсентьевна, Лозинская Юлия Сергеевна, Абдуллаева Зарина Аликовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scenario of the quest game "Kingdom of purity"

The article presents modern educational technology a quest game for pupils of senior and preparatory groups of kindergarten. The described quest game is recommended for celebration in the preschool educational organization "World Clean Day" October 15. During a fascinating journey to the Kingdom of Purity, players participate in experiments and a relay game, during which they are trained to find germs, fight them and use various means to destroy them.

Текст научной работы на тему «Сценарий квест-игры «Королевство чистоты»»

УДК 372.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Татаринцева Т. А., Лозинская Ю. С., Абдуллаева З. А. Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 81-87. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo413/

Татаринцева Татьяна Арсентьевна | tatka020565@yandex.ru

Инструктор по физической культуре

МБОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска Усинск, Россия

Лозинская Юлия Сергеевна | lozinskaya1@bk.ru

Воспитатель

МБОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска Усинск, Россия

Абдуллаева Зарина Аликовна | ru785914@gmail.com

Воспитатель

МБОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска Усинск, Россия

Сценарий квест-игры «Королевство чистоты»

Аннотация. В статье представлена современная образовательная технология — квест-игра для воспитанников старших и подготовительных групп детского сада. Описываемая квест-игра рекомендована для празднования в дошкольной образовательной организации «Всемирного дня чистых рук» — 15 октября. В процессе увлекательного путешествия в «Королевство чистоты» игроки участвуют в экспериментах и игре-эстафете, во время которых обучаются находить микробов, бороться с ними и использовать различные средства для их уничтожения.

Ключевые слова: квест-игра, эксперименты, игра-эстафета, детский сад, технология, сценарий.

Цель проведения квест-игры: формирование в игровом виде мотивационной

готовности к знакомству со свойствами

веществ и исследованию средств борьбы

с микробами.

Задачи:

- развивать познавательную и двигательную активность детей в процессе квест-игры и экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, растворимость, летучесть.);

- закрепить знания о местах обитания микробов и их вреде для человека;

УДК 372.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Татаринцева Т. А., Лозинская Ю. С., Абдуллаева З. А. Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 81-87. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo413/

- расширять представление об использовании человеком таких средств борьбы с микробами, как: вода, мыло, антисептики — перекись водорода и перманганат калия, лекарства-антибиотики;

- расширять представление детей о значимости мыла и носового платка в борьбе с микробами человека;

- знакомить детей со свойствами различных жидкостей — пенятся, нагреваются, изменяют цвет;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы — высказывать гипотезы, называть средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы;

- создать радостное настроение;

- вызвать желание спасти «Королевство чистоты»;

- воспитывать гигиенические навыки.

Ход квест-игры

Утром после завтрака старшие и подготовительные группы по очереди выходят на прогулку. Воспитатель зовет ребят: «На мой телефон поступил необычный звонок. Послушайте внимательно». Включая громкую связь, воспитатель дает детям прослушать запись: «А-а-а-а! Sоs! Sоs! Sоs! Королевство чистоты просит помощи! Нас атакуют микробы! Целая армия! Они повсюду! Все жители Королевства заболели и сами не могут справиться с вредными микробами. Скорее отправляйтесь в путь! А помогут вам

стрелки-указатели. Как только вы соберете четыре секретные ладошки, пройдя испытания, микробы покинут нас. Вас ждет награда. Вперед, друзья!» Дети быстро отправляются к первой остановке квест-игры.

Этап 1 — эксперименты «Найди микроба» Цель: формирование представлений о местах обитания микробов с помощью экспериментов.

Ведущий этапа 1:

— Чтобы бороться с врагом, вам нужно знать, где он прячется. Где живут микробы? (Живут везде: в воздухе, в земле, на всех предметах, на людях, в воде.)

— Где микробов больше всего? (В воде и во влажной среде.)

— Чем опасен рот? (Там больше всего микробов.)

— А как микробы изо рта попадают на других людей или на какие-то предметы? (Когда мы кашляем, чихаем, выплевываем пищу и воду.)

— Когда болезнетворные микробы попадают на других людей, что может произойти? (Человек может заболеть.)

— А как можно проверить, действительно ли во рту много вредных микробов? (Попытаться их увидеть.)

— Можно обычным взглядом обнаружить микробов? (Нет.)

УДК 372.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Татаринцева Т. А., Лозинская Ю. С., Абдуллаева З. А. Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 81-87. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo413/

— Почему? (Они очень маленькие.)

— С помощью чего можно увидеть микробов? (С помощью во много раз увеличивающего микроскопа.)

— Есть на столе микроскоп? (Нет.)

— У нас есть пульверизатор. Вот он и поможет нам показать микробов. Он волшебный. Представьте, что пульверизатор

— это наш рот. Я кашляю (ведущий нажимает на пульверизатор, разбрызгивая прозрачную жидкость). Что произошло во время кашля? (Микробы разлетелись с брызгами слюны во все стороны.)

— На что сейчас попали микробы? (На детей, на землю, на стол, на нашу одежду.)

— Вам видно попавших на нас микробов? (Нет.)

— Наденем перчатки и возьмем пульверизатор с красной водой (Участники эксперимента и ведущий надевают перчатки.)

Ведущий предлагает 2-3 детям брызнуть на белые листы бумаги, вертикально прикрепленные в центре стола.

— А теперь вам видно микробов? (Да.)

— Сколько их? (Много.)

— Проведите рукой в перчатке по красным брызгам на бумаге. Что произошло? (Рука стала грязная.)

— Почему? (Испачкалась в краске.)

— Значит, на вашей руке миллион микробов.

Ведущий предлагает желающим брызнуть из первого пульверизатора с прозрачной водой на ладошку другого ребенка.

— Видны ли вам микробы? (Нет.)

Ведущий предлагает взять второй пульверизатор, поднять руку на уровень поднятого пульверизатора и брызнуть на нее красной водой (руки в перчатках).

— Вот так микробы с легкостью попадают на ваши руки, когда вы чихаете или кашляете. Если вы не помоете руки, то микробы с ваших рук попадут... на других людей и заразят их любой болезнью. Да и вас самих в первую очередь. С помощью чего можно преградить путь микробам, когда вам хочется кашлять или чихать? (С помощью носовых платков.)

Ведущий показывает участникам разные носовые платки.

— Какие носовые платки лучше использовать? (Одноразовые.)

— Почему? (Их удобно выбросить после использования, а на тканевых платках микробы остаются долгое время, пока их не постирают и не погладят.)

— Вы узнали, где больше всего микробов? (Во рту.)

— Как можно уберечь себя и других людей, когда мы кашляем и чихаем?

УДК 372.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Татаринцева Т. А., Лозинская Ю. С., Абдуллаева З. А. Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 81-87. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo413/

(Прикрывать рот и нос одноразовым носовым платком.)

— За первое испытание вы получаете секретную ладошку. Дальше вы двигаетесь по стрелкам, которые приведут вас к месту, где вы научитесь бороться с микробами.

Этап 2 — эксперименты «Нет микробам!» Цель: формирование у детей представлений об элементарных средствах защиты от болезнетворных микробов с помощью экспериментов.

Ведущий этапа 2 проводит беседу.

— Вы обнаружили микробов? (Да.)

— И где они живут? (Везде.)

— Чем опасны микробы? (Они вызывают разные болезни.)

— А вы знаете, с помощью чего можно бороться с микробами? (С помощью разных лекарств.)

— Назовите предметы на столе. (Марганцовка, перекись водорода, жидкость для мытья посуды.)

— Ребята, как вы думаете, для чего эти вещества? (Ответы детей.)

— А марганец, перекись и средство для мытья посуды могут помочь в борьбе с микробами? (Могут.)

— Микробы живут повсюду — в почве, воздухе, грязной воде, на одежде и т. д.

Микробы можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся. Какое средство из увиденных вами нужно использовать, чтобы очистить и продезинфицировать воду, уменьшая в ней количество вредных микробов? (Марганцовка.)

— Проверим?

Ведущий насыпает из аптечного флакона половину порошка перманганата калия в стакан и предлагает кому-либо из участников надеть перчатки и добавить в 200-граммовый стакан 100 мл воды из бутылки. Ведущий помогает определить объем воды, объясняя, что нужно налить полстакана. Приглашается любой желающий размешать получившийся раствор.

— Какого цвета стал раствор? (Фиолетового.)

— Как вы думаете, здесь остались микробы? (Если и остались, то очень мало.) Если такая вода еще постоит пару часов, то микробов ней не будет.

— Какое средство поможет избавиться от микробов при порезах и царапинах? (Перекись водорода.)

— У кого из вас есть царапины на руке? (Ответы детей.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущий предлагает с помощью перекиси обработать чью-либо царапину или «свою» — заранее нарисованную на руке.

— Что случилось с микробами на царапине? (Они погибли.)

УДК 372.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Татаринцева Т. А., Лозинская Ю. С., Абдуллаева З. А. Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 81-87. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo413/

— С помощью чего люди избавляются от микробов на посуде? (С помощью воды, мыла или специального чистящего средства.)

— Хотите увидеть, как погибают микробы? Давайте проведем еще один эксперимент и увидим, что произойдет, если смешать все увиденные вами вещества в одном сосуде.

Ведущий (руки в перчатках) предлагает любому игроку налить в стакан 50 мл. перекиси водорода — половину аптечного флакона.

— Теперь в другой узкий высокий сосуд (стакан, бутылка) нальем жидкое средство для мытья посуды, которое с легкостью смывает микробы — 50 мл. Туда же добавим очищенную воду с марганцем. Размешаем.

Ведущий ставит высокий сосуд на землю и предлагает детям отойти от него на безопасное расстояние.

— И в завершении нашего эксперимента добавим перекись, налитую в первый стакан. Что происходит в стакане? (Появился фонтан из пены.)

— Как вы думаете, все ли микробы погибли в высоком сосуде? (Ответы детей.)

— Что мы выяснили? (Что простые средства — перекись, марганцовка и средство для мытья посуды — помогают людям защищаться от микробов.)

Ведущий этапа 2 вручает игрокам вторую бумажную ладошку, на которой изображен перечеркнутый микроб. Игроки бегут к третьей остановке.

Этап 3 — игра-эстафета «Уничтожу микроба» Цель: закрепление знаний о лекарственных средствах уничтожения микробов через двигательную активность в игре-эстафете.

Ведущий этапа 3:

— Когда микробы вызывают болезнь, то с ними нужно бороться с помощью. чего? (Лекарств.)

Ведущий показывает детям обручи, на которых приклеены микробы, и предлагает игрокам как можно быстрее уничтожить микробов с помощью антибиотиков (шарики из салфеток).

Дети выстраиваются в две колонны. Рядом с каждой колонной стоит ведро с шариками. По сигналу дети берут шарик и бегут к обручу, на который наклеены ленты из скотча в виде паутины, в центре

— бумажный микроб. Игроки приклеивают шарик к паутине, стараясь окружить микроба, возвращаются к команде и передают эстафету.

Ведущий:

— Вы справились с микробами?

— Что помогло вам уничтожить микробов? (Антибиотики.)

— А что такое антибиотики? (Это лекарства.)

УДК 372.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Татаринцева Т. А., Лозинская Ю. С., Абдуллаева З. А. Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 81-87. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo413/

— Вы дважды победили микробов, и за это вы получаете третью секретную ладошку (с дважды перечеркнутым микробом).

Этап 4 — эксперименты «Мыльные пузыри» Цель: проведение экспериментов с мыльными пузырями.

Ведущий этапа 4:

— Я знаю, что вы уже искали пути борьбы с микробами. Все ли средства вы испробовали? Есть самое простое средство в борьбе с микробами. В королевстве чистоты оно просто закончилось. Это средство помогает нам избавится от многих болезней и, в первую очередь, делает чистыми руки. Что это? (Мыло.)

— Что можно сделать с помощью мыла? (Мыльные пузыри.)

— Проверим? Предлагаю вам изготовить в моей лаборатории раствор для прочных мыльных пузырей.

Задание 1 «Мыльные пузыри». С каждой группой педагог готовит раствор: 300 мл дистиллированной теплой воды, 100 мл средства для мытья посуды, 2 ч. л. сахара, 20 мл глицерина.

Ведущий:

— С помощью чего можно выдувать пузыри? (Ответы детей.)

Ведущий предлагает детям выдувать пузыри при помощи различных предметов, находящихся на столе (трубочка для коктейля обычная, коктейльная трубочка

надрезанная по бокам, набор из кок-тейльных трубочек (5-6 штук склеены между собой скотчем), широкие трубки, пластмассовые рамки и рамки из проволоки разной формы — треугольной, круглой, многоугольной, квадратной. Необходимое условие для рамок — замкнутость каркаса).

Ведущий разливает готовый раствор по 20-40 мл в одноразовые стаканчики для игроков. Дети выдувают пузыри.

Ведущий делает пояснения для тех, кто выбрал рамочки:

— Окуните рамочку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и выглядят как почти правильные сферы.

Задание 2 «Пузырь-великан». С помощью воронки или широкой трубки из пластмассы или плотного картона необходимо выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см.

Задание 3 «Поймай мыльный пузырь». Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т. д.) Главная задача - чтобы пузырь не лопнул.

Ведущий:

— Получились у вас мыльные пузыри? (Ответы детей.)

— Какие пузыри появлялись у тех, кто пользовался коктейльной трубочкой? (Круглые и маленькие.)

УДК 372.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Татаринцева Т. А., Лозинская Ю. С., Абдуллаева З. А. Сценарий квест-игры «Королевство чистоты» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 81-87. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo413/

— Какие пузыри получились у тех, кто пользовался фигурными рамками? (Тоже круглые и разные по размеру.)

— Какие пузыри получились у тех, кто пользовался длинной широкой трубкой? (Круглые и большие.)

— Пузыри всегда получаются круглые или почти круглые. Что находится внутри пузыря? (Воздух.)

— С помощью чего вам удалось приготовить раствор для прочных пузырей? (Вода, жидкость для мытья посуды, сахар, глицерин.)

— Вы так ловко выдували пузыри и ловили их, что получаете за это четвертую секретную ладошку (на ней нарисовано мыло). Ваши испытания закончились. Пришла пора открыть волшебную шкатулку. Ура! Здесь ждет спасение королевства и ваша награда.

Дети открывают шкатулку, достают красиво упакованное мыло — награду за помощь.

Ведущий: вы достойно прошли испытания и спасли Королевство чистоты от болезней. Чаще мойте ваши ладошки, и они будут чистыми-чистыми. Мыло и вода

— первые помощники в борьбе с микробами и болезнями. Королева чистоты приготовила для вас еще одну награду

— вкусные румяные яблоки. В них много витаминов. Витамины тоже помогают нам в борьбе с микробами и делают

нас здоровыми, сильными, умными и веселыми!

Tatiana T. Tatarintseva

Kindergarten of a general developing type No. 24, Usinsk Usinsk, Russia

Julia S. Lozinskaya

Kindergarten of a general developing type No. 24, Usinsk Usinsk, Russia

Zarina A. Abdullaeva

Kindergarten of a general developing type No. 24, Usinsk Usinsk, Russia

The scenario of the quest game "Kingdom of purity"

Abstract. The article presents modern educational technology — a quest game for pupils of senior and preparatory groups of kindergarten. The described quest game is recommended for celebration in the preschool educational organization "World Clean Day" — October 15. During a fascinating journey to the Kingdom of Purity, players participate in experiments and a relay game, during which they are trained to find germs, fight them and use various means to destroy them.

Keywords: quest game, experiments, relay game, kindergarten, technology, scenario.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.