Научная статья на тему 'Сценарий игрового обобщающего урока английского языка для 3 класса по теме «Город»'

Сценарий игрового обобщающего урока английского языка для 3 класса по теме «Город» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6010
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТЕКТИВНЫЙ АГЕНТ / ГОРОД МОЕЙ МЕЧТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунина Ксения Вячеславовна

В данной статье описывается сценарий обобщающего урока по английскому языку. Урок организован в форме игры: учащиеся вместе с британским персонажем расследуют преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунина Ксения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий игрового обобщающего урока английского языка для 3 класса по теме «Город»»

Лунина Ксения Вячеславовна

учитель английского языка ГБОУ ЦО № 641 им. Сергея Есенина г. Москва

E-mail: [email protected]

J ^

СЦЕНАРИЙ ИГРОВОГО ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ГОРОД»

Л_г

Аннотация. В данной статье описывается сценарий обобщающего урока по английскому языку. Урок организован в форме игры: учащиеся вместе с британским персонажем расследуют преступление.

Ключевые слова: игра, игровые приёмы, коммуникативное обучение, коммуникативные способности, детективный агент, город моей мечты.

Согласно требованиям новых образовательных стандартов: «в результате изучения английского языка младшие школьники приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т.е. способность и готовность общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей». Однако анализ учебной деятельности школьников, особенностей их общения друг с другом, с учителем, с реальными носителями языка свидетельствует о том, что у учащихся недостаточно хорошо развиты коммуникативные способности, умения применить освоенный языковой материал в ситуации общения.

С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей является игра, так как она обладает такой особенностью как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции [3,5,6,7,8,9].

По определению известного педагога и публициста С. А. Шмакова, игра - это «вид деятельности в условиях ситуаций, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [7]. А так как одними из основных функций игровой деятельности являются коммуникативная функция и функция социализации, она органично вплетается в более обширную технологию коммуникативного обучения на уроках английского языка.

В начале урока перед учащимися возникает детектив Мистер Кьют и вводится легенда: агенту Кьюту нужны помощники для поимки преступника на постере «Town» («Город»). Для учащихся основной целью данного урока является доказать, что они могут стать настоящими детективами.

На протяжении всего урока алгоритмом деятельности детей являются различные игровые задания агента Кьюта и полученные от него в дальнейшем ключи к поимке преступника. Каждый ключ за верно выполненное задание содержит команду, которую необходимо применить к автомобилю-магниту, стоящему на карте города. Увлекаясь различными заданиями и доказывая, что из них могут выйти прекрасные помощники детектива, учащиеся совершенствуют речевые функции и закрепляют лексический и грамматический материал предыдущих уроков.

В конце урока дети делятся на две команды и выполняют групповой мини-проект «Город моей мечты», который является образцом для разработки своего собственного проекта дома.

Такая игра в детективов позволяет обобщить и обогатить уже имеющиеся знания учащихся по предмету, позволяет создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что способствует снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету. С точки зрения учебного аспекта данная игра способствует формированию лингвистической стороны коммуникативной компетенции, закрепляет и расширяет лексический запас по теме «Город», предусмотренный программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами-клише, используемыми в различных ситуациях общения [1,2,4].

Цели урока:

• социокультурный аспект: отработка знаний страноведческого материала по этому циклу уроков;

• развивающий аспект: развитие способностей к догадке, к слуховой дифференциации, к имитации, а также к логическому изложению мыслей, развитие зрительной памяти;

• воспитательный аспект: воспитание вежливого, доброжелательного отношения друг к другу, культуры поведения, уважительного отношения к другой культуре;

• учебный аспект: совершенствование произносительных навыков, навыков аудирования, а также лексических и грамматических навыков, сформированных на предыдущих уроках по данной теме; навыков диалогической и монологической речи;

• языковой материал: речевые функции, лексический и грамматический материал предыдущих уроков.

Оснащение урока: доска, магнитофон, диск с записью «Собака Баскервилей» и релаксирующей композицией, постер «Town», магниты и магнит-автомобиль, конверт с письмом, грамматические карточки, макеты городов и зданий, маркеры, клей, нагрудные значки (медали) «Young detective», шляпа, накидка, очки, лупа.

Сценарий урока:

I. Начало урока

1. Приветствие (1') T: Good morning. P: Good morning. T: How are you?

P: We are fine, thanks.

2. Фонетическая зарядка (2')

Т: Let's read the poem. Repeat after me altogether.

In the kingdom there is a city.

In that city there is a town.

In that town there is a street.

In that street there is a lane.

In the lane there is a yard.

In that yard there is a house...

3. Речевая зарядка (2')

- Do you like your city?

- Is it big or small?

- Is there a school in your city?

- Is there a station in your city?

- Are there many shops in your city?

- Are there any restaurants and cafes in your city?

- Is there a zoo in your city?

II. Основная часть урока

1. Объяснение целей и задач урока (1')

T: Today we have an unusual lesson. You will do different tasks, design your own town and play. Do you like to play?

2. Появление Мистера Кьюта (6')

Стук в дверь. Учитель делает вид, что получает письмо.

T: Wow! It's a letter. Let's read it! Anna, will you please, read it for us!

Anna: (учащиеся слушают):

Hi, children.

My name is Cute. I am a detective agent. I want to open a detective agency in your city. And I need some agents.

Do you want to be my detective agents?

If you agree this magic stick will help us to meet.

See you soon,

Cute_

Т: - Do you understand the letter?

- Is it clear?

- What does Cute want to do?

- Do you want to help him?

- Do you want to meet Mr. Cute now?

Ch: Yes, we do.

Т: But where is the magic stick? Maybe it is behind the door. YES! Here it is!

(Учитель идёт за дверь за волшебной палочкой, переодевается в Мистера Кьюта (шляпа-цилиндр, накидка, очки, лупа)

С: Hello, children.

Ch: Hello!

C: I'm glad to see you.

Ch: I'm glad to see you, too.

C: I'm Mr. Cute. How are you?

Ch: We are fine and you?

C: I'm fine, thanks. Do you want to be my agents?

Ch: Yes, we do.

3. Отработка структуры «There is/are» (4')

C: My agents must be very clever. Are you clever?

Ch: Yes, we are!

C: Let's check it. One bad man or woman has stolen my documents in my town. Can you help me to find the thief? Are you ready to do all my tasks? I promise to give you the prompting message for every right answer. Look! (появляется карта города) This is a map of my town. We are here now, in this car. Let's find the thief! It's time for your first task. Put these grammar constructions in their places, please.

(на карточках написано «There is», «There are», «Is there», «Are there»)

Предложения на доске:

- ... churches in the city.

- ... a library in your school.

- . a cinema in his town?

- . bus stops in our street?

C: Great! Here is your first prompting message!

(1. Go straight on. Past the church and the swimming pool.- Один из учащихся применяет команду-подсказку к автомобилю-магниту, расположенному на карте)

Police agents can read the map easily. Can you do that? Can you read the map? Describe my town, please. What is there in the town?

(Учащиеся по очереди описывают его, употребляя структуру There is/are)

C: Great! Thank you! Now I see: you can read the map. Here is your second prompting message! (2. Turn right. Past the station.)

4. Зарядка для тела и глаз (3')

C: My agents must be strong and do exercises every day. Let's do some exercises. Repeat after me, please.

My agents

My agents! Stand up!

My agents! Turn around!

My agents! Turn left!

My agents! Turn right!

My agents! Hands up!

My agents! Touch your head!

My agents! Sit down!

С: Sit down, please. Close your eyes, relax.

(Играет релаксирующая музыка, в это время с плана города исчезают несколько строений: учитель закрывает их белой бумагой)

5. Отработка отрицательной структуры « there is/are not» (3')

С: Open your eyes. My agents must be very attentive. Just look! There isn't a hospital in my town. What else is missing in the town?

(учащиеся по очереди отвечают, употребляя структуру)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C: Well done! You are very attentive. Here is another prompting message!

(3. Turn right. Go straight on.)

6. Отработка использования предлогов направления (6')

C: My agents should be helpful and they should help others.

7. Совершенствование навыков монологической речи.

C: I like my town very much! But there is one problem. I don't know it very well. Where is the library? Is it next to the swimming pool?

(Называется объект, учащиеся по очереди объясняют расположение зданий в городе)

C: Excellent! You will be good detectives. This is your prompting message № 4!

(4. Past the school, the café and the newsagent's.)

8. Совершенствование навыков диалогической речи.

С: My agents can get to different places in unknown town. Now ask each other the way to different places in the town. Be polite. Work in pairs.

(Один ученик спрашивает, как ему добраться до определённого места, другой ученик объясняет путь)

C: Fantastic! This prompting message is yours!

(5. Turn left. Go straight on.)

9. Монологическая речь. (12')

Проект города (групповая работа)

C: Very good. My agents should be creative people. I hope you are good designers. Exam! Team work.

(Каждой группе выдаются макеты построек города, клей и маркеры)

C: You can see a part of the town and some buildings. Make the project of your town and tell me please what there is in it.

(Играет композиция «Собака Баскервилей». Учащиеся составляют свой город, затем каждая группа представляет свой проект, рассказывая, какие здания находятся на улицах их города. Рассказывать может как один ученик, так и по очереди)

С: Great. Here is your the last prompting message!

(6. The thief doesn't know the rules on the road!)

Группа находит вора на карте города! (Мотоциклист, двигающийся по встречной полосе)

С: Good job! Thank you for your work! Congratulations! You are professional detective agents! And these badges (medals) are yours, my young detectives. (Мистер Кьют вручает нагрудные значки/медали молодого детектива). Good bye!

Кьют исчезает за дверь, выходит учитель в прежнем облике.

III. Рефлексия

Подведение итогов (5')

T: Who is that strange man wearing the black hat? Is he a teacher? What have you got? What can you do?

Литература

1. Барменкова О. И. Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.75-80.

2. Конспект и презентация к уроку английского языка «Место, где я живу»; 4 класс. [Электрон. ресурс] URL: http:// cendomzn.ucoz.ru/index/0-13838 (Дата обращения: 1.04.2014).

3. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО; Мн.: Четыре четверти, 2008. 192 с.

4. Лаврищева М. Ю. Методическая разработка по формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4. С.60-64.

(Вопросы для подведения итогов урока можно задать на русском языке)

Мы узнали названия многих строений в городе, научились описывать город, рассказывать о местоположении тех или иных построек в нём, мы знаем, как спросить дорогу к определённому месту и можем помочь указать путь человеку.

5. Семенова Ю. Л. Диалог культур в билингвальном образовании как ресурс формирования коммуникативной компетенции учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3.С.45-50.

6. Сиденко Е. А. О проекте в условиях билингвального образования: «развитие коммуникативной компетентности учителя средствами описания передовых практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 46-49.

7. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1981. 110 с.

8. Теряева И. П. Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.74-77.

9. Шмаков С. А. Ее величество Игра. М.: Магистр, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.