Научная статья на тему 'Сценарий «Есенин и Кавказ»'

Сценарий «Есенин и Кавказ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1015
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / СЦЕНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ЦЕПЬ АССОЦИАЦИЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ / ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ С. А. ЕСЕНИНА / КАВКАЗ / ЦИКЛ «ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ» / КАВКАЗСКИЙ КОЛОРИТ / ГОРОД БАКУ / ГОРОД БАТУМ / ПОЭТЫ ГРУЗИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вердиян Лариса Николаевна, Абрамян Елена Левоновна

Данная статья знакомит учащихся с кавказским периодом жизни и творчества С. А. Есенина. В статье представлен богатый материал, который знакомит учащихся с адресатами лирики поэта. Проводится заочная экскурсия по местам пребывания С. А. Есенина в тот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий «Есенин и Кавказ»»

Внеурочная деятельность

Литература

1. Беляева Е. Б. Компьютерная игра на уроках английского

языка в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.

2. Бредихина Т. А. Развитие познавательной активности

и речевой коммуникации обучающихся в условиях реализации программы углубленного и профильного обучения английскому языку // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 6.

3. Коловерова М. Д. Развитие англоязычной компетент-

ности учащихся с использованием краеведческого материала на всех ступенях обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№ 2.

4. Куркова С. В. Гражданское образование школьников

на уроках английского языка как иностранного // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008.-№ 3.

5. Лесовая Ю. В. О применении фреймовых технологий при

изучении английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1.

6. Мелентьева О. Ю. Развитие орфографической зоркости

на начальном этапе изучения английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009.- № 2.

7. Ниматулаев Ш. М. Использование информационно- коммуникативных технологий при изучении английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 6.

8. Орбелян А. И. Развитие внутренней мотивации школьников к разработке проектов на уроках английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2008.-№ 3.

9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.- М: «Просвещение», 2006.

10. Stuart Redman. English Vocabulary in Use. - Cambridge University Press, 1997.

Л.Н.Вердиян Е. Л. Абрамян

СЦЕНАРИЙ «ЕСЕНИН И КАВКАЗ»

Как пробудить у учащихся личностное восприятие литературных произведений и повысить их познавательный интерес?

Аннотация. Данная статья знакомит учащихся с кавказским периодом жизни и творчества С. А. Есенина. В статье представлен богатый материал, который знакомит учащихся с адресатами лирики поэта. Проводится заочная экскурсия по местам пребывания С. А. Есенина в тот период.

Ключевые слова: традиция, сценические действия, цепь ассоциаций, исторический и литературный материал, день рождения С. А. Есенина, Кавказ, цикл «Персидские мотивы», кавказский колорит, город Баку, город Батум, поэты Грузии.

В нашей школе сложилась многолетняя замечательная традиция ежегодно отмечать день рождения С. А. Есенина. Сейчас, когда интерес школьников к изучению литературы неуклонно снижается, это стало особенно актуальным.

Чтобы привлечь внимание учащихся к русской классической поэзии, показать ее роль в развитии духовного мира человека, учителя русского языка и литературы решили в этом году подготовить и провести интерактивные занятия, посвящённые 115-летию со дня рождения великого поэта.

Мы выбрали тему «Есенин и Кавказ». Определили уровень первоначальных знаний по этой теме, выстроили цепь ассоциаций, возникающих в связи с восприятием темы, творческой личности, отдельных образов, определили форму сценического действия, сформулировали частные задачи.

Старшеклассники под руководством учителей с большим интересом собирали исторический и литературный материал о жизни и творчестве С. Есени-

на, самостоятельно изучали произведения, не включенные в школьную программу («Поэтам Грузии», «Никогда я не был на Босфоре», «Прощай, Баку», «Улеглась моя былая рана...», «На Кавказе»), и историю их создания. Собирали материал, знакомились с дополнительной литературой, видеоматериалами; уточняли и определяли ключевые эпизоды сценария. Выбрали творческую группу из учащихся 10-х классов. Репетировали, обсуждали важные детали (компьютерная поддержка, музыкальное оформление (записали музыку, которая чудесным образом дополнила сам сценарий: Азербайджанская народная музыка, «Ду-дук и скрипка», «Немного светлой грусти» в исполнении Д. Гаспаряна, реквизит и т. д.), уточнили форму сценического действия, и, наконец, подготовились к премьере.

Надо сказать, что ход подготовки и непосредственно само мероприятие, вызвали живой интерес учащихся к изучению творчества любимого поэта, послужили развитию их любознательности, творческих способно-

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

71

Внеурочная деятельность

стей, умения выразительно читать, углубили их знания по теме.

Интерактивное занятие «Есенин и Кавказ» проходило в учебном кабинете.

В центре кабинета на ковре стоит столик, у доски полукругом расставлены стулья. Столик и стулья оформлены в восточном стиле. На столе восточные кувшины, пиалы с виноградом, кинжал, стаканчики «армуды» (грушевидной формы), из которых пьют чай в чайхане.

Интерьер дополняют картины с изображением видов Батуми, Тбилиси, Баку, портреты С. А. Есенина 1923-1924-х годов.

На столах для гостей разложены брошюры с миниатюрным толковым словарем непонятных слов, используемых в презентации и кроссвордом по теме «Есенин и Кавказ».

Сценарий интерактивного занятия «Есенин и Кавказ»

1 ведущий; В своем «Путешествии в сказочную страну» Кнут Гамсун пишет, что русские императоры возвели в обычай ссылать опальных поэтов на Кавказ, но Кавказ из места ссылки превращался для поэтов в источник вдохновения. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, похороненный в Тбилиси. По стопам предшественников пошел и С. Есенин.

На фоне музыки (Дудук «Немного светлой грусти») (Читает стихотворение «На Кавказе»)

Издревле русский наш Парнас

Тянуло к незнакомым станам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

Здесь Пушкин в чувственном огне Слагал душой своей опальной:

«Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной».

И Лермонтов, тоску леча,

Нам рассказал про Азамата,

Как он за лошадь Казбича Давал сестру заместо злата.

За грусть и желчь в своем лице Кипенья желтых рек достоин,

Он, как поэт и офицер,

Был пулей друга успокоен.

И Грибоедов здесь зарыт,

Как наша дань персидской хмари,

В подножии большой горы Он спит под плач зурны и тари.

А ныне я в твою безгладь Пришел, не ведая причины:

Родной ли прах здесь обрыдать Иль подсмотреть свой час кончины!

Мне все равно! Я полон дум О них, ушедших и великих.

Их исцелял гортанный шум Твоих долин и речек диких.

Они бежали от врагов И от друзей сюда бежали,

Чтоб только слышать звон шагов Да видеть с гор глухие дали.

И я от тех же зол и бед Бежал, навек простясь с богемой,

Зане созрел во мне поэт С большой эпическою темой.

2 ведущий; Из книг А. Мариенгофа о С. Есенине видно, что первое впечатление путешествия на Кавказ прошло для поэта, не отмеченным особой силой. По поводу этой первой поездки С. Есенин пишет одной своей знакомой в Харьков: «Сегодня утром мы из Кисловодска выехали в Баку, и, глядя из окна вагона на эти кавказские пейзажи, внутри сделалось как-то тесно и неловко. Я здесь второй раз в этих местах и абсолютно не понимаю, чем поразили они тех, кто создавал образы Терека, Казбека... Сейчас у меня зародилась мысль о вредности путешествий для меня. Я не знаю, что было бы со мной, если б случайно мне пришлось объездить весь земной шар?».

3 ведущий; И тут же в письме рассказывает о трогательном случае, как жеребенок около станции Тихорецкой хотел догнать поезд. Зрелище было удивительное. Есенин,крутя своей золотой головой, подбадривал и подгонял скакуна. Из этого эпизода вылилась лучшая из его поэм «Сорокоуст».

(Читает отрывок «Милый, милый, смешной дуралей...»)

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая на голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

4 ведущий;

Кавказский период в творчестве Есенина был один из самых плодотворных (он написал треть всех стихов последнего времени). Кавказ, как когда-то для Пушкина, и для Есенина оказался новым источником вдохновения.

(Чтение стихотворения «Поэтам Грузии», отрывок)

Писали раньше Ямбом и октавой.

Классическая форма Умерла.

Но ныне, в век наш Величавый,

Я вновь ей вздернул Удила.

Я - северный ваш друг И брат!

Поэты - все единой крови.

И сам я тоже азиат В поступках, в помыслах И слове.

И потому в чужой

72

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Внеурочная деятельность

Стране Вы близки И приятны мне.

Века все смелют,

Дни пройдут,

Людская речь В один язык сольется.

Историк, сочиняя труд,

Над нашей рознью улыбнется.

Он скажет:

«В пропасти времен Есть изысканья и приметы...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дралися сонмища племен,

Зато не ссорились поэты.»

Свидетельствует Вещий знак:

Поэт поэту Есть кунак.

3 ведущий:

Трудно представить себе реальную картину жизни Есенина, опираясь на воспоминания. Именно поэтому наша презентация поделена на 2 части. Азербайджан, Грузия 1924-1925 годы.

Звучит музыка (Азербайджанская народная мелодия)

5 ведущий:

5 сентября 1924 г. Есенин прибыл в Баку, надеясь пожить здесь долго. Остановился в гостинице «Новая Европа». Рядом с кипением большого современного города Есенин застал еще старый Восток. Зурну и саз, и тихий говор в чайхане. И всюду - в кругу друзей-по-этов.

6 ведущий:

Вечер в Бакинском университете. В этот теплый осенний вечер 3 октября 1924 года, в свой день рождения, Сергей Есенин одиноко сидел на стуле в комнате за сценой актового зала Бакинского университета. Ему предстояло читать свои стихи студенческой молодежи и педагогам, среди которых были и те, кто помнил его по Петербургу. Он заметно волновался, потому что знал по опыту: обязательно найдутся недоброжелатели. Прозвенел звонок, и огромный зал окунулся во мрак, а на сцене, залитой ярким электрическим светом, - ладная фигура поэта. Он окидывает глазами зал, ощущая напряженную тишину ожидания, и, помолчав, словно вслушиваясь в какую-то только ему одному слышную музыку, начинает:

(Чтение стихотворения под музыку)

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

6 ведущий:

Звук его голоса, теплого, певуче-мелодичного, льется в притихший зал. И все, даже самые яростные недоброжелатели, заворожено слушают поэта. Стих за стихом проникают в души зрителей, и они, взволнованные и вдохновенные, просят его читать еще и еще. А потом, после концерта, его окружила восторженная толпа: ему представлялись, целовали руки.

5 ведущий:

С. Есенин всегда мечтал попасть в Персию. Он хотел узнать, что есть такое на земле Персии. Но путь в Персию был закрыт для гражданина тогда еще молодой революционной России и чтобы не разочаровывать поэта, его целых два часа возили по Каспийскому морю. и наконец высадили. Увидев женщин в чадре, Сергей Александрович поверил в то, что наконец его мечта сбылась. Его поселили на дачу миллионера Мухтарова, где поэту очень понравилось. Но со временем миф о далекой Персии развеял друг Есенина Петр Чагин.

Есенин жил на даче в Мардакянах, под Баку, где в присутствии Сергея Мироновича Кирова неповторимо задушевно читал новые стихи из цикла «Персидские мотивы».

(Чтение стихотворения «Никогда я не был на Босфоре» под гитару)

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нём.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени - Россия -Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки -Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки Обвивали, словно два крыла.

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое Про твою веселую страну.

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке Не вздыхал, не думал, не скучал.

И хотя я не был на Босфоре -Я тебе придумаю о нём.

Всё равно - глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнём.

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

73

Внеурочная деятельность

2 ведущий:

Это была прекрасная ханская дача с огромным садом, фонтанами и всяческими восточными затей-ливостями.Жил он здесь с женой Софьей Андреевной Толстой. Друзья водили поэта по Баку, заводили в чайхану, Есенин с удовольствием пил чудесный напиток из маленьких стаканчиков, и далеко за полночь продолжалась беседа.

(Звучит Азербайджанская народная музыка) (Чтение стихотворения «Улеглась моя былая рана...»)

Улеглась моя былая рана -Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана Я лечу их нынче в чайхане.

Сам чайханщик с круглыми плечами,

Чтобы славилась пред русским чайхана,

Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина.

Угощай, хозяин, да не очень.

Много роз цветет в твоем саду.

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак,

Поцелуям учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк.

Ну, а этой за движенья стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана И ковер ширазский подарю.

Наливай, хозяин, крепче чаю,

Я тебе вовеки не солгу.

За себя я нынче отвечаю,

За тебя ответить не могу.

И на дверь ты взглядывай не очень,

Все равно калитка есть в саду...

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

Есенин хотел создать целый цикл стихов про Восток, про Персию (о чем бы он не говорил с друзьями, -все заканчивалось Персией.) Здесь рождались «Персидские мотивы».

(Чтение стихотворения «Шагане..»)

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Сергея Есенина не покидало желание отправиться в Тегеран. В Персию он так и не приехал.

(Чтение стихотворения «Прощай, Баку!»)

Прощай, Баку! Тебя я не увижу.

Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.

И сердце под рукой теперь больней и ближе,

И чувствую сильней простое слово: друг.

Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!

Хладеет кровь, ослабевают силы.

Но донесу, как счастье, до могилы И волны Каспия, и балаханский май.

Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!

В последний раз я друга обниму.

Чтоб голова его, как роза золотая,

Кивала нежно мне в сиреневом дыму.

1 ведущий;

В нежаркий сентябрьский день 1924 г. Бакинский поезд привез Есенина в Тифлис. На вокзале его встретил грузинский поэт Тициан Табидзе. Тогда Сергей запомнился красивым, с уже несколько выцветшими кудрями и обветренным лицом, но задорно синеглазым и по-детски улыбчивым, хотя и не без складки усталости на этой доброй и доверчивой улыбке. Он очень мало и плохо знал Грузию, но тем ненасытнее оказалось его любознательность. Им были задуманы переводы из грузинской поэзии, он мечтал создать особый цикл стихов о Грузии, но, увы, не успел.

4 ведущий;

Однако, кроме больших и малых планов были большие и малые факты, события, происшествия, связанные с пребыванием Есенина в Тифлисе, которые в совокупности и создали у поэта то настроение, которое он отразил в своем послании «Поэтам Грузии».

(Читает отрывок из стихотворения «Поэтам Грузии»)

Земля далекая!

Чужая сторона!

Грузинские кремнистые дороги.

Вино янтарное В глаза струит луна,

В глаза глубокие Как голубые роги.

Поэты Грузии!

Я ныне вспомнил вас.

Приятный вечер вам,

Хороший добрый, час!

Товарищи по чувствам,

По перу,

Словесных рек кипение И шорох,

Я вас люблю,

Как шумную Куру,

Люблю в пирах и в разговорах».

(Звучит музыка «Дудук и скрипка»)

74

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Внеурочная деятельность

3 ведущий;

Влюбленный в природу, в жизнь, в песню Есенин прислушивался к грузинским напевам, вслушиваясь в каждый звук. Есенин любил бродить по тбилисским улицам, беседовать с простым народом. И его везде встречали с радостью.

2 ведущий:

Первый есенинский вечер состоялся в одном из рабочих клубов. Он прочёл что-то грустное:

Этой грусти теперь не рассыпать Звонким смехом далёких лет Отцвела моя белая липа Отзвенел соловьиный расцвет Когда Есенин закончил читать, всё утонуло в грохоте рукоплесканий. И тогда стало ясно, что первая встреча с Кавказом состоялась, его «поняли, приняли и, наверное, никогда не забудут». Есенин писал Табид-зе о своём желании приехать, увидеться им больше не удалось. Был декабрь. Тициан вернулся домой ошеломлённый: Есенин повесился.

1 ведущий;

Кавказ стал для Есенина источником вдохновения, как когда для Пушкина, стихотворения которые Сергей Есенин научился понимать именно здесь, на Кавказе. Есенин был в Грузии в зените своей творческой деятельности. Он создал эпоху в истории русской поэзии. (Чтение отрывка «На Кавказе»)

Издревле русский наш Парнас Тянуло к незнакомым станам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

А ныне я в твою безгладь Пришел, не ведая причины:

Родной ли прах здесь обрыдать

Иль подсмотреть свой час кончины!

И чтоб одно в моей стране Я мог твердить в свой час прощальный:

«Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной».

Литература

1. Анушкевич И. Г. Летопись человеческого сердца//Муници-пальное образование: инновации и эксперимент. -2008. -№ 4.

2. Воспоминания о Сергее Есенине/Под редакцией Про-кушева Ю. Л.: Московский рабочий, 1965. - С.385-390, С.390-393, С.412-417.

3. Голоднова Л. В. Проектно-контекстный подход как условие развития социальной адаптации старшеклассни-ков//Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 4.

4. Голоднова Л. В., Кононова А. А. Построение школы «социального успеха»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2008. - № 1.

5. Есенин С. А. Составление и комментарии А. А. Козловского. - М.: Художественная литература, 1986. - 446 с.

6. Есенин С. А. Лучшие стихотворения. М.: Эксмо, 2009.

7. Зрнич С. В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново».//Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.

8. Куприянова Л. В. Проблемное обучение: ситуация -

вопрос - задание.//Эксперимент и инновации в шко-ле.-2009. - № 2.

9. Попова О. А. О выборе тем исследовательских работ уча-щихся.//Эксперимент и инновации в школе.-- 2009. № 2.

10. Табидзе Н. А. Воспоминания о Сергее Есенине, Московский рабочий, 1975. - С. 376-378.

11. Табидзе Т. Ю. С. Есенин в Грузии, Газета «Заря Востока». - Тифлис, 6 января, № 1372.

12. Фельдшерова Е. Г. Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 2.

И. Г. Беденко

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРОЙ

Как формировать у дошкольников представление о национальной русской культуре?

Аннотация. Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать у детей представления о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В статье описаны подходы, этапы работы и методические приемы ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную деятельность.

Ключевые слова: русская зрелищная культура, балаганный театр, театрализованная деятельность, этапы и формы работы с дошкольниками, сценарий музыкально-фольклорного праздника по мотивам ярмарочных гуляний.

В последнее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и стал заметен все нарастающий интерес к материальной и духовной культуре России. Дошедший до нас мир народной культуры впитал в себя систему ценностей и убеж-

дений, выработанную временем, донес устойчивые представления народа о любви, долге, нравственности, чести, патриотизме. И сегодня мы обязаны сохранить этот опыт и мудрость, накопленные предыдущими поколениями.

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.