Научная статья на тему 'Сценарии интеллектуально-познавательной игры с элементами проектной деятельности: «Путешествие во времени»'

Сценарии интеллектуально-познавательной игры с элементами проектной деятельности: «Путешествие во времени» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3672
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА / ПРОЕКТ / ШКОЛА БУДУЩЕГО / ПУТЕШЕСТВИЕ / ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ШКОЛА / ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пряжникова Ольга Владимировна, Сорочихина Татьяна Михайловна

Авторы данной работы делятся опытом проведения интеллектуальной игры с элементами проектной деятельности и использованием межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии интеллектуально-познавательной игры с элементами проектной деятельности: «Путешествие во времени»»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

О. В. Пряжникова Т. М. Сорочихина

j ; ; ч

СЦЕНАРИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

игры с элементами проектной деятельности: «путешествие во времени»

Как можно интересно провести интеллектуальную проектную игру для старшеклассников?

Аннотация. Авторы данной работы делятся опытом проведения интеллектуальной игры с элементами проектной деятельности и использованием межпредметных связей.

Ключевые слова: интеллектуальная игра, проект, школа будущего, путешествие, школа в Древней Греции, средневековая школа, Царскосельский лицей.

Традиционно в рамках выездного семинара лицеистов проводится интеллектуальная игра. Формы и тематика ее варьируются (чаще всего, по форме это игра «Что? Где? Когда?», но иногда используются и другие формы или их элементы). На семинаре, посвященном 200-летию Царскосельского лицея, решено было использовать принципиально новый (и по форме, и по тематике) вариант игры - «Путешествие во времени», состоящее из двух частей. Первая часть - интеллектуально-познавательная игра, посвященная истории школьного образования, содержанию и методам обучения в разные эпохи в разных странах. А вторая часть представляет собой проектное занятие, на котором учащимся предлагается разработать проект Школы будущего.

Лицеисты-участники семинара были разделены на 8 команд по 7 человек (деление было проведено таким образом, чтобы команды получились примерно равными по силам). Такими командами с неизменным составом учащиеся работали и в первой, и во второй части «Путешествия во времени». В качестве 9-й команды в игре участвовала команда учителей. Никакой предварительной «домашней» подготовки от команд не требовалось. В первой части - «Путешествие в прошлое» - учащиеся с помощью видеоматериалов и рассказа ведущего знакомились с различными типами учебных заведений, существовавших в прошлом в Западной Европе и России, с целями, программами и методиками обучения в них, а затем отвечали на занимательные вопросы, требующие не только знаний, но и сообразительности. При этом материалы и вопросы для игры были подобраны таким образом, чтобы показать: каждая эпоха имеет свою систему образования и воспитания, формируя характерный именно для нее образ человека. Образование, его направленность и формы всегда являются выражением определенного социального заказа. Понимание этого обстоятельства необходимо учащимся для того, чтобы они могли более

вдумчиво и осознанно подойти к созданию своего проекта Школы будущего.

После подведения итогов игры «Путешествие в прошлое» командам было предложено выбрать в соответствии с набранными баллами («купить») реквизит для проектного занятия «Путешествие в будущее». Чем большее количество очков заработала команда, тем большее количество разнообразного реквизита (ватман, маркеры, цветная бумага, ноутбук, и т. п.) она могла приобрести (см. Приложение 1). Таким образом, в интеллектуальную игру с элементами проектной деятельности был привнесен еще и элемент бизнес-игры. Это было задумано, во-первых, в качестве стимулирующего момента, чтобы побудить учащихся быть более внимательными и более активными в интеллектуальной игре, а во-вторых, чтобы как можно больше способствовать развитию изобретательности и творческого потенциала ребят в ходе проектного занятия.

Чтобы сделать игру максимально интересной для современных детей, было решено использовать в ее сценарии некоторые элементы и принципы компьютерных игр - квестов. Подобно тому, как в играх-бро-дилках герою попадаются в пути различные предметы, которые он берет с собой, а потом, сталкиваясь с той или иной проблемой, думает, какой из предметов может помочь ему в ее решении, и использует его, наши команды-участницы при ответах на вопросы тоже имели возможность пользоваться подсказками, но сначала должны были эти подсказки заработать. По дороге на выездной семинар, в автобусе, всем участникам были розданы интеллектуально-развлекательные задания, на которые надо было ответить письменно в течение часа (каждый участник работал индивидуально, заработанные им очки приплюсовывались его команде). Чем больше очков набрала таким образом команда, тем большим количеством подсказок она могла воспользоваться в игре «Путешествие в прошлое». Предложенные в автобусе вопросы и задания

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

были рассчитаны преимущественно на сообразительность и наблюдательность, некоторые из них были шуточными. Включение в программу игры этих заданий имело и еще одну цель: дорога к месту проведения семинара достаточно долгая, поэтому, целесообразно занять ребят чем-то интересным и полезным, чтобы они не маялись от скуки, не шумели. Примеры заданий, дававшихся в автобусе, примеры подсказок для игры «Путешествие в прошлое» приводятся в Приложении.

Каждая часть «Путешествия во времени» имела полуторачасовую продолжительность. «Путешествие в прошлое» было включено в программу первого дня семинара, а «Путешествие в будущее» стало в последний день, своего рода, логическим завершением всех семинарских мероприятий. Между этими двумя частями игры проводились другие занятия и мероприятия, не имеющие прямого отношения к «Путешествию во времени», но, тем не менее, так или иначе способствующие его успешному финалу, дающие учащимся некоторые знания и навыки, необходимые для работы над проектом «Школа будущего». Например, на занятии по английскому языку учащиеся обсуждали, каким будет человек будущего, какие человеческие качества и умения окажутся наиболее востребованы в обществе много лет спустя.

Сценарий мероприятия Часть первая. Путешествие в прошлое

Цель мероприятия: в занимательной форме познакомить учащихся с особенностями школьного обучения в европейских странах в различные исторические эпохи и подвести к пониманию того, что направленность и формы образования всегда являются выражением определенного социального заказа; способствовать интеллектуальному развитию учащихся, повышению уровня их эрудиции, любознательности, сообразительности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, столы, стулья, ручки, бумага, бланки для ответов команд, протокол для жюри.

Ход мероприятия:

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня нам предстоит совершить путешествие в прошлое. Но сначала, я хочу, для разминки, задать вам один вопрос:

Статистика, опубликованная в журнале «Одноклассник», утверждает, что он знает 12 видов жвачки, 15 марок автомобилей, 17 пород собак, а также двух ученых - Менделеева и Ломоносова. Кто же этот знаток? Минута на размышление!

(Команды отвечают в письменном виде и сдают ответы в жюри. Ответ оценивается в 2 балла)

Ведущий: Правильный ответ на этот вопрос: средний школьник. Мне хочется надеяться, что в отношении вас статистика ошибается, и вы знаете гораздо больше. Впрочем, это мы проверим по ходу игры. А также узнаем, что знали и умели среднестатистические школьники в минувшие столетия.

Правила нашей игры: В ходе каждого путешествия вы получаете определенную информацию, смотрите видеофрагменты, а затем отвечаете на серию вопросов, используя полученную информацию и свою со-

образительность. На вопросы надо будет отвечать письменно, на специальных бланках, которые лежат у вас на столах. На обсуждение каждого вопроса и написание ответа дается одна минута либо 30 секунд, в зависимости от сложности вопроса. Ответы на простые вопросы, требующие лишь внимательного прослушивания информации, оцениваются в 1 балл, а ответы на более сложные вопросы, требующие сообразительности и логики мышления, оцениваются в два балла. Но имейте в виду: в путешествии вас могут подстерегать опасности и неприятности. Если команда нарушает правила или нарушает дисциплину, шумно себя ведет, мешая другим командам, то в наказание такая команда лишается одного игрока. Этот игрок попадает в плен к средневековому алхимику (роль алхимика играет учитель химии). И вернуться в команду он сможет только при одном условии: если отгадает один из предложенных ребусов. В ребусах зашифрованы химические термины.

Итак, отправляемся в первое путешествие:

Путешествие в Древнюю Грецию.

Ведущий: В Древней Греции не существовало единого государства, там были города-государства, и в каждом из них была своя система обучения. Например, Спарта была военизированным государством, поэтому спартанские мальчики грамоту учили мало, зато напряженно занимались гимнастикой. И часами разучивали под звуки флейты военные песни (в песнях прославлялись павшие за Спарту, воспевались военные подвиги). А вот в Афинах школьникам давали гораздо более высокий уровень образования, нежели в Спарте, учили их чтению, письму, литературе, музыке, рисованию. Но и здесь тоже уделялось большое внимание физическим упражнениям. В Афинах существовали не только школы для детей, но и школы для взрослых - гимнасии. В них можно было продолжить свое образование. Гимнасии располагались за городом, имели площадки для физических упражнений, бассейны, помещения для отдыха и бесед. Афиняне до глубокой старости проводили время в гимнасиях, где отдыхали и пополняли свои знания. В гимнасиях выступали известные ученые (излагали свои взгляды на мир и учили красноречию).

Сейчас мы побываем в двух таких школах для взрослых: одна была организована Пифагором, другая - Аристотелем.

Демонстрация фрагментов видеофильма о Пифагоре (фильм из серии ENCYCLOPEDIA channеl, пр-во США, 2006-2009).

А теперь вам предстоит ответить на вопросы. Будет задано четыре вопроса подряд, на обсуждение каждого дается 1 мин. Все четыре ответа вы пишете на одном бланке и сдаете в жюри. После этого я оглашаю правильные ответы.

Вопросы:

1. Древние греки считали, что там царит порядок, красота и гармония, не зря ведь его имя образовалось от того же корня, что и искусство украшать. А древнегреческий философ и математик Пифагор именно так назвал свою систему мироздания. Как же?

2. Пифагор, любивший возиться с числами, обозначил четыре элемента, из которых по воззрениям

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

61

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

древнегреческих мудрецов состоял мир, то есть огонь, землю, воздух и воду, числами 1,2, 3 и 4. Внимание, вопрос! Каким числом он обозначал весь мир?

3. Пифагор разрешал своим ученикам сделать это впервые не ранее второго года обучения. В современной школе это разрешается делать на любом году обучения и даже приветствуется. Герои некоторых литературных и музыкальных произведений совершали подобные действия в отношении небесных светил, зеркал, атмосферных явлений и некоторых видов деревьев. О чем идет речь?

4. Пифагор называл эту букву «символом человеческой жизни». Нижняя ее половина, по Пифагору, означает невинность ребенка. А верхняя часть обозначает выбор между добром и злом, который затем встает перед ним. Что это за буква?

Ответы:

1. Космос (от «космео»; искусство украшать - «косметика»). Правильный ответ - 2 балла.

Примечание: к этому вопросу у некоторых команд имелась подсказка - картинка с изображением косметического набора.

2. 10 (1+2+3+4=10, мир состоял именно из этих 4-х элементов). Правильный ответ - 1 балл.

3. Речь идет о задавании вопросов. Правильный ответ - 2 балла.

Примечание: подсказкой к этому вопросу служит карточка с вопросами-цитатами из песен и литературных произведений.

4. Буква «Y». (Основание - невинность ребенка, развилка - выбор между добродетелью и грехом). Правильный ответ - 2 балла.

Примечание: в качестве подсказки к этому вопросу командам дается карточка с приведенным на ней латинским алфавитом.

Демонстрация фрагментов видеофильма об Аристотеле и его школе (проект ЭНЦИКЛОПЕДИЯ).

Вопросы:

1. Александр Македонский говорил: «Благодаря Филиппу я живу». А благодаря кому, по его же словам, он живет достойно?

2. Как называлась школа, основанная Аристотелем?

3. Каким предметам учили в школе Аристотеля?

4. Внимание на экран! Отгадайте два слова, которые зашифрованы на экране:

1) г------и

2) б-----а

Вопрос к первому слову: как называли в Древней Греции школы для взрослых?

Вопрос ко второму слову: основной метод обучения в этих школах.

(на обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, все четыре ответа пишутся на одном бланке, за правильные ответы на вопросы 1, 2 дается по 1 баллу, на вопрос 4 - по 1 б. за каждое угаданное слово, на вопрос 3 за полный перечень предметов дается 2 балла, за неполный - 1 б.)

Ответы:

1. Аристотелю, своему учителю.

2. Лицей (или Ликей).

3. Философия, физика, астрономия, география.

4. гимнасии; беседа.

Следующее наше путешествие:

Путешествие в средневековую Европу.

Редкий человек в средние века мог похвастаться тем, что он в детстве ходил в школу. В V-X вв. грамотных людей в Европе было мало. Далеко не все короли умели читать и писать. Что касается простых людей, им даже не полагалось знать грамоту. Школы в раннем средневековье существовали в основном при монастырях.

Складывание централизованных государств потребовало большого количества образованных людей (королям нужны грамотные чиновники, купцам и ремесленникам нужны знания, чтобы более успешно вести дела. В XI-XII вв. появились школы для всех желающих вне зависимости от их национальности и происхождения. Создавались они городскими советами. Основной метод обучения в те времена - заучивание материала наизусть. О поддержании интереса к учебе в средние века задумывались мало. Розги были основным средством, чтобы заставить заниматься. Родители учеников даже специально вносили средства на покупку розг.

В XII веке появляются высшие учебные заведения -университеты. Основными методами обучения в них были лекции и диспуты.

Стоит напомнить, что средневековое общество делилось на сословия, у каждого сословия был свой образ жизни, и, соответственно, свои особенности воспитания. Давайте посмотрим видеофильм «Воспитание рыцаря».

Демонстрация видеофильма.

Вопросы:

1. Почему феодалы отдавали своих детей на воспитание другим людям?

2. Рыцарское воспитание в средние века включало в себя обучение религии придворному этикету, а также семи рыцарским добродетелям: владению копьем, плаванию, охоте, верховой езде, фехтованию, игре в шашки и... Назовите еще одну.

3. Цицерон говорил, что «здравомыслящий человек, если только он не выжил из ума, не делает это ни один, ни в чьем-либо обществе», поскольку это занятие - «спутник распущенности, беспутства и похоти». Аристотель, напротив, считал это занятие очень полезным, поскольку оно передает характерные особенности поведения людей. В средние века это занятие входило в систему обучения рыцарей. О каком занятии идет речь?

4. Учение в средневековых университетах было весьма опасным делом. В учебном процессе, посещая занятия, можно было запросто стать калекой, а за пропуск этих занятий сажали в карцер на хлеб и воду. Какие занятия характеризовались чрезвычайно высоким травматизмом?

(на обсуждение каждого вопроса дается 1 минута, все четыре ответа пишутся на одном бланке, за правильные ответы на вопрос 1 присуждается 1 балл, на вопросы 2-4 - по 2 б.)

Ответы:

1. Ответ: боялись, что сами родители будут воспитывать слишком мягко, не смогут проявить достаточной твердости, чтобы подвергать сына тем суровым испы-

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

таниям, через которые необходимо пройти, чтобы стать настоящим рыцарем.

2. Сочинению и пению стихов в честь дамы сердца.

3. О танцах.

4. Большой травматизм был на диспутах, когда студенты отстаивали свои точки зрения.

Третье путешествие: Путешествие в буржуазную эпоху (XVIII - первая половина XX в.).

В индустриальную эпоху развитие европейской цивилизации все более сводило образование к обучению, подчиненному сугубо практическим целям. В условиях машинного производства от человека требовались пунктуальность и умение выполнять механически однообразную работу. Если в предшествующую эпоху действовал «принцип энциклопедизма» (учить всех всему), то теперь в обучении появляется специализация. На смену беседам и зубрежке приходят другие методы -практические.

Внимание, вопрос! В индустриальную эпоху стали играть важную роль такие методы обучения, как деловая игра и... тот метод, который зашифрован на экране:

т - - н - - г

Отгадайте, что это? На обсуждение - 30 секунд. Правильный ответ - 2 балла.

Ответ: тренинг.

Также в индустриальных странах стал использоваться еще один практический метод обучения - моделирование. Моделирование, с одной стороны,-очень старый метод, но, с другой стороны, довольно перспективный. Умение составлять модели, а потом находить им применение, имеет большое значение. Вам предлагается составить модель предельного углеводорода, в состав молекулы которого входит 14 атомов углерода, 10 из которых являются первичными. Сдавая модель в жюри, вы должны указать название данного вещества. На выполнение этого задания вам дается 6 минут.

(Командам раздаются лаборатории «Архимед» -наборы атомов для составления моделей молекул, и учащиеся работают над сборкой модели. За правильно собранную модель присуждается 1 балл. Если команда смогла верно указать название вещества - октометилгексан, - ей добавляется еще 1 балл).

Продолжаем нашу игру. Внимание, вопрос:

В России в XIX веке появляется достаточно уникальное и передовое для того времени учебное заведение. Всего за 107 лет В НЕМ было 74 выпуска. Но мы помним только первый. О каком учебном заведении идет речь?

Ответ: Царскосельский лицей (оценивается

в 2 балла).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Давайте сейчас заочно побываем в этом учебном заведении.

Царскосельский - Александровский Лицей - уникальное учебное заведение России XIX века. Он был призван вырастить новое поколение граждан Отечества: людей высокообразованных, неравнодушных, свободомыслящих и творческих. Знаменитое Лицейское братство воспитанники пронесли через свою жизнь, а девиз «Для общей пользы» почитали,

как кредо своей жизни. Автор проекта создания Лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения.

Каждый лицеист к концу обучения в совершенстве должен был овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, а в особенности на русском языке. Модель выпускника лицея можно схематически представить следующим образом (Рис. 1):

Модель выпускника Царскосельского лицея

Рис. 1

«Формы и методы обучения в лицее поощряли творческую мысль учащихся , отыскание истины в спорах и диспутах. В Уставе Лицея сказано: «Основное правило доброй меттды или способа учения состоит в том, чтобы не затемняеь ума детей пиостранными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». А лицеест Модест Кирф вспомпиал: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе п ри беспрестанном трении умов».

Преподаватели д олжны были не просто давать знания, а стать каждому лицеисту другое], учить собственным примером. Телесные наказания о лицее не применялись.

Посмот°им видеофрагмент художественного фильма «18/14».

Демонст^ция двух впмеофрагментов (урок химии и встреча/ лицеистов с А. Арагиеевым во время прогулки). Жюри в это время подводит итоги игры, подсчитывает очки.

Ведущий- К концу XX в. во всем мире становится очевидным, что пра ктиковавшееся в индуств-ал ьную эпох;/ уз конаправленное обучение еще нв является об-разовани ем - буднчи сродни дрессировке, оно не только об едняет личность, но и делает ее не спосабно й к требованиям современной жизни. Что же требуется от современного человека и каким должно стать обучение в будущем - об этом нам предстоит разговор

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

63

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

во второй части нашего Путешествия. А сейчас предоставим слово жюри.

Оглашение результатов игры. После этого команды должны быть ознакомлены со списком реквизита, который можно получить для продолжения игры и выполнения проекта (список с указанием стоимости каждого предмета можно продемонстрировать на слайде или раздать командам в печатном виде). Целесообразно, чтобы команды сразу же сделали выбор с учетом заработанных ими очков и оформили заявку на реквизит.

Часть вторая. Путешествие в будущее

Цель мероприятия: интеллектуально-творческое развитие учащихся, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, столы, стулья; на столе у каждой команды - тот реквизит, который она заказала, исходя из заработанных в первой части игры очков (см. Приложение 1); протокол для жюри.

I. Вступительное слово ведущего:

Наше путешествие во времени продолжается. В первой части путешествия вам было задано много разных хитроумных вопросов. А сегодня мы хотим получить ответ только на два вопроса:

1) Личность будущего - какая она?

2) Где и как можно воспитать такую личность? Или, другими словами: школа будущего - какая она?

В первой части нашего путешествия вы узнали, как были организованы школы в прошлом, какие знания и навыки давали школа Пифагора, школа Аристотеля, средневековые западноевропейские школы и университеты, Царскосельский лицей.

На занятии по английскому языку вы обсудили, какими личностными качествами должен обладать человек будущего. Креативу и творческому мышлению вас учили на занятии по литературе. Бизнес-игра дала вам представление о деловых качествах, необходимых в жизни.

А сейчас, используя полученные знания и приобретенный реквизит, вам предстоит создать проект «Школа будущего». Работая над проектом, вы должны, в первую очередь, определить для себя, какая личность будет востребована в будущем, и изобразить модель этой личности графически, или символически, или просто перечислить качества личности. А следующим вашим шагом будет выбор путей, средств и методов воспитания такой личности. В итоге, ваш проект должен строиться по следующему плану (план демонстрируется на слайде презентации в Power Point, зачитывается и комментируется ведущим):

1. Модель личности будущего.

2. Где и в каких формах будет происходить обучение.

(имеется в виду: будет ли у школы какое-то здание, или обучение будет проходить в процессе прогулок на свежем воздухе, как это было у Аристотеля, или это будет какая-то передвижная школа, и т. п.; будет ли существовать классно-урочная система или совсем другая система обучения)

3. Программа обучения.

4. Способы и методы обучения.

5. Техническое оснащение.

6. Режим работы школы.

Вы можете также дополнительно придумать название школы, ее эмблему или флаг.

Результаты своей работы вы можете представить в различных вариантах: компьютерная презентация, плакат на листе ватмана, объемная модель (макет), сконструированная из бумаги и ватмана, или даже некая театрализация. Все зависит от заработанного вами реквизита и вашей фантазии.

Прежде чем начинать работу над проектом, давайте заглянем в школу будущего на урок химии, который проводит робот.

Демонстрируется фрагмент мультфильма «Занимательная химия» (авторы сценария: Р. Саакянц, А. Саакянц, режиссер: А. Саакянц, Пр-во: ООО ЭЛЛИТ по заказу ООО БЕРГ САУНД, 2007 г.)

Ведущий: На выполнение проекта вам дается 30 минут. На защиту - 5 минут. Жюри будет оценивать содержание проекта (и, в первую очередь, то, все ли пункты плана в нем отражены), качество оформления, творческий подход, умение защищать проект.

II. Групповая работа над проектом.

III. Защита проектов.

VI. Подведение итогов.

Приложение

Список реквизита для проектной деятельности:

• 1. Ноутбуки - 17 баллов

• 2. Ватман - 4 балла

• 3. Маркеры, фломастеры - 2 балла

• 4. Карандаши простые - 1 балл

• 5. Ластики - 1 балл

• 6. Линейки - 1 балл

• 7. Набор картинок на темы школы - 3 балла

• 8. Клеящий карандаш - 1 балл

• 9. Цветная бумага (набор) - 2 балла

• 10. Ножницы - 2 балла

• 11. Белая бумага формата А4 (4 листа на команду) -2 балла

• 12. Тетрадь в клеточку - 2 балла

Задания, позволяющие заработать подсказки

Прилагается один из вариантов заданий для выполнения в автобусе (всего было четыре варианта).

Проверь свою сообразительность и наблюдательность!

Путь до Звенигорода неблизкий. Предлагаем развлечься в дороге, а также проверить свою смекалку и чувство юмора. Ответь прямо сейчас на предлагаемые вопросы и сдай ответ в жюри (Максимальное время на размышление - 1 час!). И знай: чем больше у тебя окажется правильных ответов и чем раньше ты их сдашь, тем больше у тебя и твоей команды будет преимуществ во время игры ««Путешествие во времени».

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

1.

Это флаг Ришельевского лицея в г. Одессе. Догадайтесь, какие науки являются профильными в данном учебном заведении?

Ответ:______________(математика, химия, физи-

ка и информатика)

2. Сколько ступенек имеет школьное крыльцо?

Ответ:_____________________________________

3. Отгадайте «биологическую» шараду:

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на за кате лета.

Ответ:______________________________(яблоко)

4. Как-то в начале лекции преподаватель решил зафиксировать отсутствующих в аудитории студентов. Чтобы н е тр ат и т ь м н о го в р е м е н и , о н р е ш и л п усти ть по рядам лист бумаги, на котором присутствующие студенты должны были собственноручно написать свои

фамилии. При этом преподаватель попросил аудиторию обойтись без НИХ. Назовите писателя, в произведении которого ОНИ встречаются в заглавии.

Ответ:_______________________(Н. В. Гоголь

5. Рак.

/\

\/\/\/

/\

6. Топор.

\______

Переложив четыре спички, превратить топор в три равных треугольника.

Ответ показать другим цветом на рисунке.

7. Согласно пифагорейцам (ученикам и последователя м древнегреческого ученого Пифагора), любое тело имеет 6 аарактеристив: размер, цвет, форму, расстояние до аего, движение... А еще одну характеристику предстоит назвать вам.

Ответ:___(анрегатное состояние вещества)

8. Чего у человека 12,а у монеты всего одно?

Ответ:__________________(ребро)_________

Спичечный рак ползет вверх. Переложи три спички так, чтобы он пополз вниз.

Ответ показать другим цветом на рисунке.

Я спросил у ясеня

Я спросил у облака

Свет мой, зеркальце, скажи.

А А Д N H L>JI

В Ь Gj О о U

С t uj P V 11J

D <1 дэ Q 4 K>

Е 3 R r

1= f эф s s Э4:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с; И n 1 t TS

н Ь ia и u у

I i ii V V

F j iiu'i X X 11KL

К k KLl У У 111 килом

I. l ЭЛЬ z ЛЭТЛ

м m эм

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

65

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

9. Ниже даны две широко известных фразы из произведений А. С. Пушкина. Но в них все слова перевернуты, заменены на противоположные по смыслу Восстановите строчки в первоначальном виде.

А) Враги твои! Ужасна ваша лига!___________

Б) Да столько им закрытий обычных дегустирует безграмотности материал .

Ответы: А) Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Б) О, сколько нам открытий чадных готовит просвещенья дух.

10. В XVIII веке английский картограф Джон Спил-сбери решил облегчить детям изучение географии. Он наклеил на деревянную основу карту Европы и распилил ее на кусочки разных форм. Так впервые появилось весьма распространенное сейчас развлечение. Какое?

Ответ:_______________________________(пазлы)

11. Сколько человек находится сейчас в вашем автобусе?

Ответ:____________(учащиеся должны пересчи-

тать всех, включая водителя)

Подсказки к игре

Ребусы, использовавшиеся в игре «Путешествие во времени»

Ответ: кристалл

Ответ: валентность

Ответ: атмосфера

Литература

1. Брандт М. Ю. История средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2002.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для высших учебных заведений. - М.: «Владос», 2006 г.

3. Трухина Н. Н. История Древней Греции: Экспериментальный учебник для VI класса средних учебных заведений. 2-е изд. - М.: МИРОС, 1995. - 184 с.: ил.

4. Шаульская Н. А. Поиграем в эрудитов? Идеи школьных викторин и олимпиад. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 219 с.: ил. - (Здравствуй, школа!)

5. База вопросов ЧГК (в Интернете) - http://db.chgk.info/

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.