Научная статья на тему 'Сценарии для Индонезии до 2050 г'

Сценарии для Индонезии до 2050 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1608
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ИНДОНЕЗИ / ИНДОНЕЗИЯ ЛИДЕР АСЕАН / ВМЕСТЕ С КИТАЕМ / ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНДОНЕЗИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мосяков Дмитрий Валентинович, Хрящева Нелли Михайловна

Для анализа перспектив долгосрочного развития Индонезии были определены следующие сценарии: «Индонезия лидер АСЕАН», «Вместе с Китаем», «Исламское возрождение Индонезии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии для Индонезии до 2050 г»

Д. В. Мосяков, Н. М. Хрящева*

Сценарии для Индонезии до 2050 г.

Для анализа перспектив долгосрочного развития Индонезии были определены следующие сценарии:

«Индонезия — лидер АСЕАН». Этот сценарий предполагает успешный экономический рост Индонезии на протяжении длительного периода, в результате которого страна становится мощнейшим экономическим игроком, технологическим и военным лидером региона. Другие государства АСЕАН принимают лидерство Индонезии в качестве защиты от притязаний КНР и других внерегиональных игроков. Таким образом Индонезия совмещает разные аспекты лидерства, становится независимой региональной силой, играющей самостоятельную роль в международных экономических и политических отношениях, балансируя между Западом, Китаем и Индией, которые представляют собой внешние для региона АСЕАН силы, борющиеся за влияние на Индонезию и АСЕАН.

«Вместе с Китаем». Индонезия эффективно встраивается в орбиту КНР, становящейся мировым экономическим лидером по масштабам экономики. Ориентация на КНР обеспечивает экономические связи с новым центром силы и обеспечивает внешнеполитическую безопасность. Индонезия поглощена внутренними проблемами развития, региональное лидерство в АСЕАН не является целью ее политики. Максимально дружественные отношения с КНР обеспечивают лучший внешний фон для социально-экономического развития.

«Исламское возрождение Индонезии». Успешное экономическое развитие страны сопровождается нарастанием значимости проблемы самоидентификации в культурном и религиозном плане для многочисленного населения и элиты. В этих условиях побеждают политические силы, ориентированные на исламский традиционализм. Индонезия позиционирует себя как исламское государство как во внутриполитических, так и внешнеполитических вопросах. Страна активно сотрудничает с другими исламскими государствами, соперничает за лидерство в исламском мире. Целостность АСЕАН, его региональная сплоченность не являются основными целями внешней политики Индонезии. Наряду с Малайзией, Турцией, Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, Бахрейном и Катаром она формирует неформальное содружество успешных исламских государств.

В оценке сценариев приняли участие Бойцов В. В., ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова, Дру-

гое А.Ю., Хрящева Н.М. Ответы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка экспертами вероятности сценариев, %

Бойцов В. В.

Другов А. Ю.

Хрящева Н. М.

Среднее

значение

ш

л

и

20

50

75

49

и

н

и

Ш

10

20

15

15

о

сх

го

О

п

<и £

о £

и И 2 Й Л £

¡1

* К

30

30

10

23

к

я

к

и

ей

Он

эЕ

3

И

л

к

Он

о _ Ь л

Рч ей Он сх си Н Е-н и

10

О)

си

в 2 03 Е си

01 2 о сп

о к

я- к

ёч ^

а ю

30

10

Ниже представлена аргументация, поясняющая вероятность реализации прогнозных сценариев.

«Индонезия — лидер АСЕАН»

Самый вероятный сценарий. Такой вывод можно сделать, опираясь на следующие факторы.

1. Политическая стабильность и экономический рост

Еще десятилетие назад ряд аналитиков предвещали развитие сепаратистских тенденций и «балканиза-цию» Индонезии. В 2001 г. Индонезия предприняла усилия по определенной децентрализации управления и передачи больших полномочий местным властям. Всплеск сепаратистских тенденций явился реакцией на смену тридцатилетнего авторитарного управления, сменившегося демократическими преобразованиями. В настоящее время можно заявить о политической стабильности: в третий раз подряд прошли мирные и успешные выборы в законодательные и исполнительные органы, которые подтвердили лидерство президента Сусило Бамбанга Юдхойоно, получившего более 60% голосов от 176 млн. зарегистрированных избирателей1.

* Мосяков Дмитрий Валентинович, доктор исторических наук, профессор. Руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

Хрящева Нелли Михайловна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Отдела экономических исследований, ректор Института стран Востока.

Еще более весомым подтверждением политической стабильности являются результаты экономической политики президента и правительства. Индонезия — четвертая страна по численности населения в мире, 18-я «экономика мира», демонстрирующая быстрый экономический рост.

Как свидетельствуют представленные данные Мирового банка и Международного валютного фонда, по темпам роста ВВП Индонезия в Азии уступает лишь Китаю. Только за последние четыре года золотовалютные резервы страны выросли на 60%. Государственная задолженность снизилась с 83% ВВП в 2001 г. до менее 25% к концу 2011 г. и является самой низкой среди стран АСЕАН (за исключением Сингапура, не имеющего задолженности). По прогнозам МВФ, госдолг Индонезии в ближайшем будущем снизится до 20% ВВП (для сравнения: в США — 107%, Японии — 237%, Бразилии — 64%). В Мировом обзоре иностранных инвестиций ЮНКТАД за 2010 г. Индонезия вошла в десятку самых привлекательных областей для иностранных инвестиций2.

2. Прогнозы экономического развития

За прошедшие пять десятилетий индонезийская экономика пережила существенную структурную перестройку: сельское хозяйство перестало доминировать, основой роста стали промышленность и сектор услуг.

В соответствии с законом №5 от 2004 г. в стране принят долгосрочный план развития — на 20052025 гг. В соответствии с планом, к 2025 г. доля людей, живущих за чертой бедности, должна снизиться и составлять не более 5% общей численности населения, а ВВП на душу населения составлять 14250-15500 ам. долларов. По амбициозному плану Индонезия войдет в десятку самых крупных экономик мира, а ее ВВП к 2025 г. достигнет 4—4,5 трилл. долларов. План предусматривает главные инвестиции в развитие инфраструктуры и повышение качества трудовых ресурсов3.

О реальности последних показателей свидетельствуют данные Координационного комитета по иностранным инвестициям Индонезии, в которых ВВП Индонезии в 2013 г. достигнет 1 триллиона долл.4

3. Негативные факторы

Полностью 100%-ное осуществление первого сценария представляется затруднительным в связи с рядом существующих негативных факторов. Среди них — внутренние факторы. Прежде всего — это высокая степень неравенства в распределении доходов. Существует разница между средними статистическими показателями и реальной действительностью: 43000 самых богатых индонезийцев (только 0,02% индонезийского населения) владеют 25% ВВП Индонезии. Это указывает на огромную концентрацию богатства в пределах малочисленной элиты. Существуют оценки, что этот разрыв

в распределении доходов будет лишь увеличиваться в обозримом будущем.

Другим фактором, имеющим важнейшее значение для экономики Индонезии, является неразвитость инфраструктуры. Индонезийское правительство считает этот сектор самым тревожным для экономического роста и поставило соответствующие задачи в прогнозных планах развития.

«Узким местом» экономики является и качество рабочей силы в стране. Стоимость рабочей силы в Индонезии является самой низкой среди не только стран АСЕАН, но и Китая и Индии. Лишь около 50% рабочих Индонезии имеют начальное образование. Поэтому неудивительно, что самой крупной статьей расходов государственного бюджета является образование. Индонезия, занимая 121-е место, входит в группу стран с «низким уровнем индекса человеческого развития» (индекс — 0,629)5.

Все указанные факторы учитываются индонезийскими властями и пока не являются критическими для развития страны.

Среди внешних факторов — определенная инерционность модели развития АСЕАН, необходимость ее обновления в новых современных условиях обострения конкуренции сил влияния в регионе. Застойные явления в экономике Запада и снижение экономической активности Индонезии на этом направлении и пр. Нельзя исключить обострение ситуации в Южно-Китайском море и втягивание в конфликт Индонезии.

Транснациональная аудиторская компания Рпсе-тл^егЬошеСоореге (РтлтС) в новом от 2013 г. прогнозе экономического роста ведущих стран мира до 2050 года считает, что Индонезия станет восьмой экономикой мира с ВВП в 6346 млрд. долл. (по ППС 2011 г.) в 2050 г.6

4. Индонезия уже играет лидирующую роль в АСЕАН

Индонезия играет все более заметную роль в глобальных процессах. Она единственный представитель Юго-Восточной Азии в группе «20», становится заметным участником переговорного процесса по изменению глобальной финансовой системы.

Индонезия — активный участник АТЭС — Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и его председатель в 2013 году. Торговля страны с государствами АТЭС составляет около 78% от общего объема, инвестиции из стран АТЭС в Индонезию в 2011 г. составили 10,7 млрд. долл., а десять крупнейших инвесторов — представители стран группировки. Во время своего председательства в текущем году Индонезия инициирует вопросы развития инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Свое председательство Индонезия намерена использовать для укрепления своих позиций на международном уровне, подготовив программу долгосрочного роста из шести страте-

гий: развитие инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, туризма, «зеленных» технологий, управление сельским хозяйством и морскими ресурсами — «синей экономикой». Учитывая недавнее повышение в стране религиозного радикализма, шестым направлением стал контртеррористический профиль. «Текущая геополитическая ситуация представляет Индонезии проявить себя как регионального лидера»7.

Особое значение для Индонезии имеет участие в АСЕАН. Индонезия — крупнейшая экономика в Юго-Восточной Азии, влиятельная региональная держава. Развитие событий по второму сценарию «Вместе с Китаем» не представляется перспективным. Индонезия — лидер стран АСЕАН и в этом качестве полное доминирование Китая для нее неприемлемо.

«Вместе с Китаем» (сценарий №2)

Вероятность второго сценария намного ниже. Такой вывод можно сделать, учитывая следующие факторы.

1. Агрессивное наступление Китая на южных соседей на протяжении вековой истории. Еще с глубокой древности, с доктрины «универсальной монархии», в которой указывалось на всемирную власть китайского императора, Китай считает страны Юго-Восточной Азии зоной своего влияния. В прошлом остались захватнические войны и приращение китайской территории на южном и юго-западном направлении, период «картографической агрессии Китая», «борьба с империализмом» через повстанческие движения в странах ЮВА и попытки военного вторжения во Вьетнам. В значительной мере активизация прокитайских компартий в первой половине 1960-х гг. привела к консолидации стран ЮВА на антикитайской платформе и при поддержке со стороны США в 1967 г. была создана АСЕАН8.

Стремление Китая военным путем захватить и осваивать Парасельские острова и о. Спартли вызвали решительный отпор со стороны Индонезии, Вьетнама, других стран ЮВА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1970-1980-х гг. Китай отказывается от силовых акций, устанавливает дипломатические отношения со странами ЮВА, предлагает широкие программы экономического сотрудничества. В 1997 г. он добивается создания совместного Комитета по сотрудничеству со странами ЮВА.

Китай пересматривает свою политику: необходимо быть более активным при формировании региональной обстановки. Новый региональный курс содержит четыре инициативы: интенсивное участие в региональных организациях, учреждение «стратегических партнерств» и углубление двусторонних отношений, расширение региональных экономических связей и сокращение недоверия и беспокойства в сфере безопасности. Это позволило Китаю за 1998-2008 гг. стабилизировать отношения со всеми странами ЮВА9.

На фоне антизападных настроений Китаю удалось продвинуть идею создания независимого от США и Запада восточноазиатского экономического пространства. Китай предложил на саммите АСЕАН плюс три создать зону свободной торговли из стран АСЕАН, Китая, Р. Кореи и Японии, т. е. на основе участия только стран Азии. Однако стало ясно, что на участие Японии и Кореи Китай согласился из тактических соображений и в 2001 г. форсировал подписание со странами АСЕАН отдельного соглашения о создании зоны свободной торговли — КАФТА. Для достижения доминирования в зоне ЮВА Китай резко увеличил торговые связи с почти постоянным торговым профицитом, разрешил инвестировать вовне капитал, используя государственные кредиты и пр.10

2. Доминирование китайского капитала в экономике Индонезии — постоянный источник роста антикитайских настроений. Китай значительно укрепляет экономические позиции в Индонезии, особенно в сфере малого и среднего бизнеса — что объясняется наличием значительной китайской диаспоры. Среди некоренных народов Индонезии наиболее многочисленными являются китайцы, проживающие практически во всех регионах страны, преимущественно в крупных городах: их численность, по различным оценкам, колеблется от 2,5 до 7 миллионов человек.

Состояния китайцев достигли максимума в течение золотых лет азиатского бума в 1980-х и 1990-х. В Индонезии к 1998 г. 3% китайского населения принадлежало более трех четвертей частного богатства страны.

Однако, по мере роста экономического влияния Китая возрастают и антикитайские настроения. В течение многих десятилетий спорадические вспышки насилия над китайцами, погромы — нередкое явление, особенно в периоды серьезных экономических трудностей в стране.

3. Новая геополитическая ситуация — обострение конкуренции за доминирование в регионе ЮВА между США и Китаем. В связи с усилением экономического влияния Китая в регионе и его попытками утвердить свое доминирование в Южно-Китайском море складывается новая геополитическая ситуация. США начинают играть более активную роль в регионе (поддержка регионального сотрудничества в рамках азиатско-тихоокеанских структур — в противовес китайской ориентации на чисто азиатские интеграционные процессы, поворот в сторону сотрудничества с Мьянмой, заявления администрации президента Обамы о более широкой геополитической стратегии в сторону «азиатского центра» и т. п. В условиях, когда Южно-Китайское море стало ареной напряженности и конфликта, меняется и политика стран АСЕАН — они взяли курс на многостороннее сотрудничество, привлекая в регион самых разных участников.

Во второй половине 2009-2010 гг. Китай по разным причинам ухудшает отношения почти со всеми

странами ЮВА, его имидж резко падает, отношения описываются как «горячая экономика, холодная политика». Особое раздражение этих стран вызывает нежелание Китая договариваться по проблеме на многосторонней основе или в соответствии с требованиями ООН. Это также стимулирует подходы стран ЮВА к США с целью создания в регионе определенного баланса стратегических сил.

В целом фактически в регионе ЮВА в настоящее время осуществляется скрытый антикитайкий курс, и Индонезия, как лидер АСЕАН, в первых рядах его осуществления. В новых геополитических условиях «возвращения» США в Азию возможности полного доминирования Китая ограничены.

«Исламское возрождение Индонезии» (сценарий №3)

Также менее вероятным представляется развитие по сценарию №3. Индонезия является светским государством, конституция страны гарантирует свободу вероисповедания. При этом согласно законодательству, принятому в 1965 г., особый статус, предусматривающий поддержку и защиту государства, предоставлен основным религиям страны — исламу, протестантизму, католицизму, индуизму, буддизму и конфуцианству — с оговоркой о допустимости существования других вероисповеданий. В то же время с 1967 по 2000 год в стране действовал официальный запрет на публичное отправление конфуцианских служб — в этот период официальная индонезийская статистика оперировала данными о пяти религиях, а конфуцианство, наряду с другими конфессиями, фигурировало в переписях населения и других официальных статистических исследованиях в ряду «прочих верований».

Абсолютное большинство населения (более 88%) исповедуют ислам, распространившийся здесь

в основном в XIII-XVI веках, что делает Индонезию крупнейшим мусульманским государством мира. Практически все индонезийские мусульмане являются суннитами, незначительное количество шиитов (около 1 миллиона человек) проживает в основном на Яве. Представители шиитского меньшинства, как правило, бесконфликтно сосуществуют с окружающими суннитами.

В конце XX века в Индонезии набирают силу растущее влияние ислама и процессы демократизации. Но исламизация страны (вместе с законом о шариате) всегда рассматривается в Индонезии как посягательство на единство страны и призыв к сепаратизму. Политические партии, сторонники исламиза-ции страны, никогда не были в состоянии получить большинство голосов избирателей в политической истории Индонезии. Выборы 1999 г. продемонстрировали, что поддержка исламских партий составила менее 15%.

Примечания

1 BKPM-Indonesia Investment Coordinating Board Official Website, 25.04.2013.

2 Indonesia Investments, 25 April 2013.

3 RPJPN INDONESIA 2005-2025, 2006.

4 BKPM-Indonesia Investment Coordinating Board Official Website, 27.04.2013.

5 Центр гуманитарных технологий. URL://gtmarket.ru/news/ 2013/03/14/5622

6 http://gtmarket.ru, 2013-01-16

7 Jakarta Glob, 12.05.2013.

8 Мосяков Д. В. Политика Китая в Юго-Восточной Азии: от прошлого к настоящему. М., 2012. С. 10-47.

9 Shambaugh, David. China Goes Global: The Partial Power. January 2013, Oxford University Press, USA. P. 99.

10 Мосяков Д. В. Политика Китая в Юго-Восточной Азии: от прошлого к настоящему. М., 2012. С. 80-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.