Научная статья на тему 'Структурный подход к имиджу организации'

Структурный подход к имиджу организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1276
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗ КОМПАНИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ИМИДЖА / ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ / ВНЕШНИЙ ИМИДЖ / ИМИДЖ ТОВАРА / ИМИДЖ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ИМИДЖ ОСНОВАТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / IMAGE OF THE ORGANIZATION / IMAGE OF THE COMPANY / IMAGE ELEMENTS / INTERNAL IMAGE / EXTERNAL IMAGE / IMAGE OF GOODS / IMAGE OF THE CONSUMER / IMAGE OF THE FOUNDER / SOCIAL IMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова С. В., Вассерберг Е. М.

В статье изложены подходы к структуре имиджа современной организации в соответствии с новыми рыночными факторами хозяйствования. Особое внимание уделяется описанию компонентов внутреннего и внешнего имиджа фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL APPROACH TO IMAGE OF THE ORGANIZATION

In article approaches to structure of image of the modern organization according to new market factors of managing are stated. The special attention is paid to the description of components of internal and external image of firm.

Текст научной работы на тему «Структурный подход к имиджу организации»

УДК 659

С. В. Титова

канд. пед. наук, доцент, кафедра менеджмента, ЧОУВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

Е.М. Вассерберг

магистрант, ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИМИДЖУ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье изложены подходы к структуре имиджа современной организации в соответствии с новыми рыночными факторами хозяйствования. Особое внимание уделяется описанию компонентов внутреннего и внешнего имиджа фирмы.

Ключевые слова: имидж организации, образ компании, элементы имиджа, внутренний имидж, внешний имидж, имидж товара, имидж потребителя, имидж основателя, социальный имидж.

S.V. Titova, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

E.M. Vasserberg, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

STRUCTURAL APPROACH TO IMAGE OF THE ORGANIZATION

Abstract. In article approaches to structure of image of the modern organization according to new market factors of managing are stated. The special attention is paid to the description of components of internal and external image of firm.

Keywords: image of the organization, image of the company, image elements, internal image, external image, image of goods, image of the consumer, image of the founder, social image.

Активное развитие рыночных отношений в России, требует от организаций системной и плодотворной работы по закреплению своих позиций на конкурентном рынке. Значимую роль при этом играет образ компании, который она формирует на рынке. При этом следует учитывать роль каждого сотрудника в результативности деятельности организации.

Независимо от того, в какой сфере бизнеса работает организация, ее деятельность формирует определенный уровень имиджа (позитивный или негативный, сильный или слабый). Рыночные отношения активно влияют на данный процесс, так как в настоящее время формируются новые связи между субъектами рыночных отношений, которые характеризуются следующими факторами:

- усилением конкуренции;

- возрастанием роли информации, которая доступна населению;

- активным изменением социальных, политических и экономических условий хозяйствования.

Данные факторы неизбежно влекут за собой расширение ресурсов, методов, технологий управления современными компаниями. Одним из таких ресурсов является имидж компании. Его роль невозможно переоценить, но некоторые руководители относятся к вопросу его формирования несерьезно, считая, что им не следует заниматься постоянно.

Любая организация имеет собственный образ (имидж). Именно он выступает фундаментом для выстраивания позитивных отношений между компанией и поставщиками, между сотрудниками организации, между организацией и представителями общественных организаций и т.п.

Имидж компании, как структурный элемент организационной культуры, позволяет создавать и культивировать корпоративные ценности, формировать позитивный образ компании в целом.

Понятие «имидж» является объектом исследования нескольких наук: социологии, психологии, менеджмента, экономики, политологии. С точки зрения социологии имидж рассматривается как представление о конкретном объекте. В экономике имидж компании больше представлен как образ организации и его продукта (услуги). Политология изучает имидж с позиций власти и авторитета, могущества политических лидеров [4].

В последние десятилетия интерес к феномену имиджа компании возрос. Это связано со следующими аспектами:

- изменение социально-экономических условий, законодательства привело к изменению взаимоотношений между различными субъектами хозяйствования, которые являются как производителями, так и потребителями материальных и иных благ;

- произошло изменение ценностных ориентаций организации, которые являются основой для оценки деятельности фирмы на конкурентном рынке;

- произошли изменения в предпочтениях потребителей, что повлекло за собой изменение процесса взаимоотношений компании и клиентов [3].

Развитие новых технологий, как «паблик рилейшнз», имиджелогия, реклама, коммуникационный менеджмент, позволяет организациям заниматься проблемами формирования имиджа более результативно.

Если рассматривать имидж организаций с позиций системного подхода, то он включает в себя ряд составляющих, образующих его структуру.

Каждый из уровней имиджа организации включает в себя элементы, составляющие низший уровень иерархии:

- имидж товара: функциональность, ценность, эргономичность, дополнительные свойства и т.п.;

- имидж потребителя: социальный статус, пол, национальность, профессиональная деятельность, привычки потребителя и т. д.

- внутренний имидж: психологический климат, уровень конфликтности, наличие ценностей и норм поведения;

- имидж основателя: уровень образования, социальная принадлежность, увлечения, опыт, профессиональная деятельность, социально-психологический уровень, манера поведения;

- имидж персонала: профессиональные умения и навыки, социальный статус, уровень образования и культуры;

- социальный имидж: уровень участия компании в социальных проектах, роль

организации в местном сообществе;

- бизнес-имидж: финансовая стабильность, деловая активность [2].

Большинство практиков в области менеджмента рассматривают имидж компании с позиций двух составляющих.

Внешний имидж включает:

- бизнес-имидж как характеристика деловой активности организации, включающая деловую репутацию, конкурентоспособность, инновационный потенциал, стабильность и надежность для потребителей и партнеров;

- социальный имидж строится на основе представлений общественности и разных социальных групп об организации, ее роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества;

- имидж продукции включает представления о качестве и цене товара, ассортименте товара, его уникальности и отличительных характеристиках, эргономичности товара, его экологической безопасности, цене и качестве товара, уникальности и отличительных свойствах товара;

- внешняя атрибутика включает корпоративный дизайн: символика и внешнее оформление, презентационный материал, полиграфическая продукция, внешнее оформление торговых точек.

Внутренний имидж состоит из:

- образа руководителя - представления о профессиональных ценностях, приоритетных установках;

- образа персонала, включающего образовательные, культурные, психологические, социальные, культурные, личностные характеристики;

- организационной культуры компании, заключающейся в правилах и нормах поведения, ценностей, миссии и философии компании, ритуалов и традиций, авторитетов руководителя, символики, легенд и мифов, удовлетворенности персонала работой в компании, дресс-кода, интерьера и т.п. [1].

Таким образом, множественность подходов к структуре имиджа организации определяет выбор методов его формирования и развития.

Список литературы:

1. Антонова, Н.В. Внутренний имидж в организациях с различным типом корпоративной культуры / Н.В. Антонова // От истоков к современности. - 2015. - № 1. -С. 123-125.

2. Володин, К. А. Структура имиджа организации / К. А. Володин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 2-8.

3. Ковалева, Е.Н. Имидж организации: концептуализация подходов / Е.Н. Ковалева // Экономика и экологический менеджмент. - 2015. - № 3. - С. 316-330.

4. Самойлова, Е.С. Теоретические подходы к определению структурных элементов имиджа организации (управленческий аспект) / Е.С. Самойлова // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - № 1. - С. 339-340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.