Научная статья на тему 'Структурный анализ состояния и перспективы развития диспетчерского управления ЕСГ РФ'

Структурный анализ состояния и перспективы развития диспетчерского управления ЕСГ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ПЕРСОНАЛ / РЕАКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / ПРОАКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / DISPATCH PERSONNEL / REACTION CONTROL METHOD / PROACTIVE CONTROL METHOD / UNIFIED MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев А.В., Киреев А.Ю.

Начиная с первого пуска газа по газопроводу «Саратов - Москва» диспетчерское управление системами газоснабжения непрерывно развивается. В статье изложена краткая история его развития с 1950-х гг. по настоящее время, проведен структурный анализ проблем и задач, стоящих перед диспетчерским персоналом первого уровня управления Единой системы газоснабжения Российской Федерации, приведен инструментарий их решения и показаны пути перспективного развития методов и инструментов диспетчерского управления. Одной из важнейших вех развития системы диспетчерского управления Единой системы газоснабжения Российской Федерации стала принятая в 2016 г. в промышленную эксплуатацию Модернизированная система диспетчерского управления Единой системой газоснабжения, структурное описание которой с ключевыми характеристиками функционального наполнения ее основных подсистем приведено в статье. По сравнению с используемой с 1988 г. автоматизированной системой сбора, передачи, отображения оперативной технологической информации в несколько раз увеличился объем собираемой из дочерних обществ информации, систематизированы алгоритмы ее проверки, обработки и агрегации, сформированы новые инструменты анализа и поддержки принятия диспетчерских решений. В то же время центрами ответственности Общества продолжается работа по совершенствованию и расширению функционала модернизированной автоматизированной системы диспетчерского управления и применению в работе ее подсистем самых современных математических инструментов анализа и прогнозирования. Основой для дальнейшего развития модернизированной автоматизированной системы диспетчерского управления должна стать унификация наполнения нормативно-справочной информации об объектах Единой системы газоснабжения. В результате начнет функционировать Единая модель Единой системы газоснабжения, создаваемая в рамках Комплексной целевой программы развития единого информационного пространства Группы «Газпром» на 2018-2022 гг. Будут увеличены точность и глубина прогнозирования состояния Единой системы газоснабжения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусев А.В., Киреев А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL ANALYSIS OF THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE CENTRALIZED CONTROL OF THE UNIFIED GAS SUPPLY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Since the first gas-in through the Saratov-Moscow gas pipeline, the centralized control of the gas supply systems has been continuously developing. The article presents a brief history of its development since the 1950s to present time. The structural analysis of the problems and tasks facing the dispatching personnel of the first level of management of the Unified Gas Supply System of the Russian Federation was carried out, the tools for their solution are presented, and the ways for the future development of centralized control methods and tools are shown. One of the most important milestones in the development of the centralized control of the Unified Gas Supply System of the Russian Federation was the Modernized dispatching control system of the Unified Gas Supply System commercialized in 2016. Its structural description with key characteristics of the functional content of its main subsystems is given in the article. Compared to the automated system for collection, transmission, displaying of operational technological information, which has been used since 1988, the amount of information collected from subsidiaries increased several times. The algorithms for data verification, processing and aggregation are systematized, and new tools for analyzing and supporting dispatching decisions are formed. At the same time, the centers of responsibility of the Company continue to work on improving and expanding the functionality of the modernized automated dispatch control system and applying the most advanced mathematical tools for analysis and forecasting in its subsystems. The unification of the information content of reference data on the Unified Gas Supply System facilities should be the basis for further development of the modernized automated dispatch control system. As a result, the Unified Model of the Unified Gas Supply System will be created within the frame of the Comprehensive Targeted Program for the Development of the Unified Information Space of the Gazprom Group for 2018-2022. The accuracy and depth of forecasting of the state of the Unified Gas Supply System of the Russian Federation will increase.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ состояния и перспективы развития диспетчерского управления ЕСГ РФ»

структурный анализ состояния и перспективы

развития диспетчерского управления есг рф

УДК 681.5+622.279

А.В. Гусев, ПАО «Газпром» (Москва, РФ), a.gusev@adm.gazprom.ru А.Ю. Киреев, ПАО «Газпром», a.kireev@adm.gazprom.ru

Начиная с первого пуска газа по газопроводу «Саратов - Москва» диспетчерское управление системами газоснабжения непрерывно развивается. В статье изложена краткая история его развития с 1950-х гг. по настоящее время, проведен структурный анализ проблем и задач, стоящих перед диспетчерским персоналом первого уровня управления Единой системы газоснабжения Российской Федерации, приведен инструментарий их решения и показаны пути перспективного развития методов и инструментов диспетчерского управления. Одной из важнейших вех развития системы диспетчерского управления Единой системы газоснабжения Российской Федерации стала принятая в 2016 г. в промышленную эксплуатацию Модернизированная система диспетчерского управления Единой системой газоснабжения, структурное описание которой с ключевыми характеристиками функционального наполнения ее основных подсистем приведено в статье. По сравнению с используемой с 1988 г. автоматизированной системой сбора, передачи, отображения оперативной технологической информации в несколько раз увеличился объем собираемой из дочерних обществ информации, систематизированы алгоритмы ее проверки, обработки и агрегации, сформированы новые инструменты анализа и поддержки принятия диспетчерских решений. В то же время центрами ответственности Общества продолжается работа по совершенствованию и расширению функционала модернизированной автоматизированной системы диспетчерского управления и применению в работе ее подсистем самых современных математических инструментов анализа и прогнозирования. Основой для дальнейшего развития модернизированной автоматизированной системы диспетчерского управления должна стать унификация наполнения нормативно-справочной информации об объектах Единой системы газоснабжения. В результате начнет функционировать Единая модель Единой системы газоснабжения, создаваемая в рамках Комплексной целевой программы развития единого информационного пространства Группы «Газпром» на 2018-2022 гг. Будут увеличены точность и глубина прогнозирования состояния Единой системы газоснабжения Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ПЕРСОНАЛ, РЕАКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ, ПРОАКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ, ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ.

Диспетчерское управление Единой системой газоснабжения (ЕСГ) Российской Федерации имеет долгую историю, берущую начало с 1950-х гг. В то время оно представляло собой двухуровневую структуру, в рамках которой специалисты, непосредственно управлявшие оборудованием объектов добычи и транспортировки газа, получали распоряжения напрямую от главного диспетчера Главгаза СССР и ему же передава -ли режимную информацию.

Диспетчерское управление развивалось и усложнялось вместе с развитием отрасли. С формирова-

нием ЕСГ назрела необходимость в едином диспетчерской центре для всей отрасли. Таким центром стало Объединенное диспетчерское управление Главгаза СССР, созданное в 1960 г.

12 апреля 1961 г. заступила на вахту первая смена диспетчеров Объединенного диспетчерского управления (ОДУ). С тех пор ОДУ ведет круглосуточный контроль функционирования газодобывающих и газотранспортных предприятий ПАО «Газпром». В настоящее время выделяется четыре уровня диспетчерского управления (рис. 1).

С вводом новых газопроводов появилась возможность оперативно перераспределять природный газ между регионами, для чего потребовалось производить расчеты не только одного газопровода, но и нескольких, объединенных перемычками, работающих как в едином, так и в различных гидравлических режимах. Требовалась подготовка математического аппарата, расчетных формул и алгоритмов.

Разработать первую в истории отрасли автоматизированную систему диспетчерского управления ЕСГ было поручено

A.V. Gusev, Gazprom PJSC (Moscow, Russian Federation), a.gusev@adm.gazprom.ru A.Yu. Kireev, Gazprom PJSC, a.kireev@adm.gazprom.ru

Structural analysis of the state and prospects of development of the centralized control of the Unified Gas Supply System of the Russian Federation

Since the first gas-in through the Saratov-Moscow gas pipeline, the centralized control of the gas supply systems has been continuously developing. The article presents a brief history of its development since the 1950s to present time. The structural analysis of the problems and tasks facing the dispatching personnel of the first level of management of the Unified Gas Supply System of the Russian Federation was carried out, the tools for their solution are presented, and the ways for the future development of centralized control methods and tools are shown.

One of the most important milestones in the development of the centralized control of the Unified Gas Supply System of the Russian Federation was the Modernized dispatching control system of the Unified Gas Supply System commercialized in 2016. Its structural description with key characteristics of the functional content of its main subsystems is given in the article. Compared to the automated system for collection, transmission, displaying of operational technological information, which has been used since 1988, the amount of information collected from subsidiaries increased several times. The algorithms for data verification, processing and aggregation are systematized, and new tools for analyzing and supporting dispatching decisions are formed. At the same time, the centers of responsibility of the Company continue to work on improving and expanding the functionality of the modernized automated dispatch control system and applying the most advanced mathematical tools for analysis and forecasting in its subsystems.

The unification of the information content of reference data on the Unified Gas Supply System facilities should be the basis for further development of the modernized automated dispatch control system. As a result, the Unified Model of the Unified Gas Supply System will be created within the frame of the Comprehensive Targeted Program for the Development of the Unified Information Space of the Gazprom Group for 2018-2022. The accuracy and depth of forecasting of the state of the Unified Gas Supply System of the Russian Federation will increase.

KEYWORDS: AUTOMATED CONTROL SYSTEM, DISPATCH PERSONNEL, REACTION CONTROL METHOD, PROACTIVE CONTROL METHOD, UNIFIED MODEL.

НПО «Союзгазавтоматика». Информация о параметрах работы объектов ЕСГ в производственных объединениях заносилась на перфоленту и отправлялась в Главный вычислительный центр Министерства газовой промышленности СССР, где распечатывалась в виде сводок, которые, в свою очередь, передавались в Центральное диспетчерское управление.Указанная система с различными изменениями и модернизациями просуществовала с 1976 по 1988 г.

В 1988 г. в эксплуатацию была принята автоматизированная система сбора, передачи, отображения оперативной технологической информации (АССПООТИ). Способы передачи и обработки информации стали принципиально другими. АССПООТИ стала фундаментом для формирования режимно-технологических и планово-учетных сводок, а также унифицированного комплекса расчета и оптимизации режимов газотранспортных систем (ГТС) семейства «ОПТИМУМ».

В 1995 г. началось создание но -вой автоматизированной систе-

мы диспетчерского управления (АСДУ) ЕСГ. Появился электронный диспетчерский журнал, в настоящее время ставший стандартом в отрасли. С 1996 г. в Центральное производственное диспетчерское управление начали поступать данные реального времени. Начались разработки и внедрение систем поддержки принятия диспетчерских решений.

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

В настоящее время перед диспетчерской службой ПАО «Газпром» руководством Общества дополнительно к постоянной задаче обеспечения надежного и бесперебойного газоснабжения поставлена задача повышения эффективности использования основного технологического оборудования ЕСГ и снижения издержек в области основной производственной деятельности Общества.

Снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на транспортировку природного газа может быть достигнуто за счет оптимизации загрузки ГТС, начи-

ная с газотранспортных коридоров ЕСГ и заканчивая непосредственно оборудованием основных технологических объектов.

Минимизация расходов на поддержание основного технологического оборудования системы в работоспособном состоянии также является непростой процедурой, заключающейся в создании таких режимов работы ГТС, при которых обеспечивается равномерная загрузка оборудования и исключается работа его в режимах, в которых возможен ускорен -ный износ оборудования.

Лучшие результаты достигаются при выполнении следующих условий:

- обеспечение оптимальной загрузки газотранспортных коридоров и систем газопроводов;

- обеспечение оптимальной загрузки газотранспортного оборудования каждого газотранспортного коридора;

- обеспечение работы систем магистральных газопроводов с давлениями, наиболее приближенными к максимально допустимым;

Уровень I 1st level

Департамент - структурное подразделение

ПАО «Газпром», осуществляющее диспетчерское управление ЕСГ

Российской Федерации

Department - subdivision of Gazprom PJSC that carries out centralized control the Unified Gas Supply System of the Russian Federation

Департамент Department

Единая ведомственная сеть передачи данных (ЕВСПД) Unified departmental data transmission network

Газпром экспорт Gazprom export

Газовые компании стран Европы и Азии Gas companies in Europe and Asia

Центральные диспетчерские службы газовых компаний стран ближнего зарубежья Central dispatch services of gas companies in the countries of the near abroad

Уровень II 2nd level

Диспетчерские подразделения эксплуатирующих организаций ПАО «Газпром», Центральная производственно-диспетчерская служба ООО «Газпром ПХГ», Центральная производственно-диспетчерская служба ООО «Газпром переработка», оперативно-диспетчерская служба ООО «Газпром межрегионгаз» и оперативно-диспетчерские службы региональных компаний по реализации газа, диспетчерские центры независимых организаций Dispatching divisions of the operating organizations of Gazprom PJSC, Central production control service of Gazprom UGS LLC, Central production control service of Gazprom pererabotka LLC, operational control service of Gazprom mezhregiongaz LLC, and the operational control services of regional gas companies, dispatch centers of independent organizations

Региональная сеть передачи данных Regional data transmission network

Центральные диспетчерские службы дочерних

обществ Central dispatch

services of subsidiaries

Центральные диспетчерские службы дочерних

обществ Central dispatch

services of subsidiaries

Центральные диспетчерские службы дочерних

обществ Central dispatch

services of subsidiaries

Уровень III 3rd level

Диспетчерские подразделения филиалов эксплуатирующих организаций Dispatcher units of branches of operating organizations

Уровень IV 4th level

Персонал филиалов экслуатирующих организаций, осуществляющий непосредственное управление режимом работы оборудования и находящийся в оперативном подчинении диспетчера филиала эксплуатирующей организации Personnel of branches of operating organizations, carrying out direct control of the equipment operation mode and being under the operational management of the branch manager of the operating organization

Установки комплексной подготовки

газа Gas treatment units

Рис. 1. Структурная схема оперативно-диспетчерского управления ПАО «Газпром» Fig. 1. Structural diagram of the operational centralized control of Gazprom PJSC

- приближение давления газа в точках его передачи контрагентам к величине, минимально превышающей контрактные (договорные) значения.

Следует отметить, что вышеперечисленные условия иногда являются взаимоисключающими, что ставит перед оперативным диспетчерским персоналом задачу их ранжирования в каждый конкретный момент времени.

Для организации эффективного диспетчерского управления ЕСГ РФ необходимо разрешить проблему многокритериальности, не имеющую канонического решения. В практике диспетчерского управления основой для ее ре -шения может служить постановка задачи краткосрочного (до 7 сут) прогнозирования с минимизацией интервалов прогнозных данных:

отбора газа внутренними и экспортными потребителями с разбивкой по основным коридорам и точкам передачи газа; загрузки объектов ГТС с одновременной оптимизацией по различным критериям, в первую очередь по критерию минимизации суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов на транспортировку газа.

Начиная с 2016 г. Департаментом последовательно проводится работа по развитию системы краткосрочного прогнозирования отбора газа потребителями в зоне ЕСГ РФ. Разработан методологический подход формирования прогноза отбора газа потребителями в зоне ЕСГ РФ, произведена настройка и ведется постоянная актуализация программного модуля краткосрочного прогнозирования газопотребления.

Увеличение количества внешних факторов, используемых в модели, обеспечило повышение точности прогноза. Это позволило Департаменту перейти к системе превентивного управления режимами работы ГТС, т. е. к заблаговременному созданию режима, наиболее полно удовлетворяющего потребителей газа по всей ЕСГ с учетом инерционности системы.

Необходимость проведения ремонтных работ объектов и оборудования ЕСГ РФ также оказывает влияние на равномерность загрузки ГТС.

Департаментом в качестве упомянутых специальных мер ведется большая работа по синхронизации сроков и оптимизации продолжительности проведения как отдельных ремонтных работ,

И «Голубой поток», КС «Новопетровская» -КС «Береговая», 15.05.2018 The Blue Stream, Novopetrovskaya compressor station -Beregovaya compressor station, May 15, 2018

■ «Тульский», «Ямбург - Тула II», 29.05.2018 Tula, Yamburg - Tula II, May 29, 2018

И «Ужгородский I», «Балканский резервный», 13.06.2018 Uzhgorod I, Balkan Reserve, June 13, 2018

■ «Сургутский I», 26.06.2018 Surgut I, June 26, 2018

■ «Сургутский II», «Уренгой - Новопсков», 03.07.2018 Surgut II, Urengoy - Novopskov, July 3, 2018

так и комплексов планово-предупредительных ремонтных работ (ППР). Эффективность проводимой Департаментом работы наглядно продемонстрирована сокращением числа ежегодно проводимых комплексов ППР, которое снизи-

«Северный», «Ямал - Европа», 09.07.2018

Northern, Yamal - Europe, July 9, 2018

«Северный поток», 17.07.2018

The Nord Stream, July 17, 2018

«Ужгородский II», «Балканский основной», 20.08.2018

Uzhgorod II, Balkan General, August 20, 2018

«Макат - Северный Кавказ», 04.09.2018

Makat - North Caucasus, September 4, 2018

«Домбаровка - Оренбург - Новопсков», 11.09.2018

Dombarovka - Orenburg - Novopskov, September 11, 2018

«Союз», 18.09.2018

Soyuz, September 18, 2018

лось с 16 (в 2016 г.) до 11 (в 2018 г.), в условиях роста числа заявок на проведение ремонтных работ (рис. 2, 3).

Проводимые Обществом комплексы ППР синхронизированы с ремонтными работами, выпол-

няемыми нашими контрагентами (транзитерами и потребителями) на своих ГТС в странах Европы, а также с работами на объектах добычи и переработки газа, в том числе независимых производителей газа.

В 2016 г. был осуществлен ввод в промышленную эксплуатацию модернизированной АСДУ ЕСГ (М АСДУ ЕСГ). По сравнению с ранее функционировавшей АССПООТИ значительно увеличен объем собираемых и обрабатываемых параметров (с 250 тыс. до 1,2 млн), что, в свою очередь, расширило возможности оперативного персонала по анализу и подготовке управляющих решений.

Поскольку в настоящее время еще не принято решение о том, какие инструменты будут нами использоваться для прогнозирования состояния ГТС (нейронные сети, интеллектуальный анализ данных, технологии имитационного моделирования, инструменты искусственного интеллекта, распределенные системы и др.), была сделана сознательная ставка на наращивание объема собираемой, обрабатываемой и хранимой в М АСДУ ЕСГ информации.

В настоящее время М АСДУ ЕСГ состоит из функциональных и технических подсистем. Функциональные подсистемы автоматизируют основные бизнес-процессы диспетчерского управления, а технические подсистемы обеспечивают надлежащую работу функциональных подсистем.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

Остановимся подробнее на ключевых функциональных подсистемах.

Подсистема оперативно-диспетчерского управления. Основной задачей подсистемы выступает обеспечение диспетчерского персонала структурированной оперативной информацией о режимах работы основных технологических объектов ЕСГ, включая балансовую и технологическую ин-

Рис. 2. Схематическая карта газопроводов, на которых в 2018 г. проведены комплексы ППР

Fig. 2. Schematic map of gas pipelines, where the preventative and predictive maintenance was carried out in 2018

20

Hi lllii

2014 2015 2016 2017 2018 Годы Years

Рис. 3. Число комплексов ППР, проведенных на газопроводах в период 2014-2018 гг. Fig. 3. Number of preventative and predictive maintenance works carried out on gas pipelines in the period 2014-2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формацию. На экранных формах отображаются данные реального времени,сеансовые и суточные данные. Имеется возможность анализа каждого параметры путем отображения его показателей в табличном и (или) графическом виде с произвольно задаваемыми границами по времени. Также предусмотрена возможность постановки любого параметра на особый контроль и установление для него предупредительных и (или) аварийных уставок, включая уставки на значение градиента (скорости изменения параметра).

Встроенный модуль диспетчерских заданий позволяет осуществлять функционал управления ГТС путем формирования задания и контроля его исполнения.

С помощью М АСДУ ЕСГ обеспе -чивается хранение информации о диспетчерских заданиях, включая информацию об изменениях его статуса и результатах его выпол -нения. Обязательна для хранения следующая информация: дата и время формирования задания; должностное лицо, выдавшее задание; параметры диспетчерского задания; фактические параметры в точках, определяемых диспетчерским заданием до его выполнения; должностное лицо, принявшее задание; отметки о корректировке диспетчерского задания в период его выполнения (при наличии); фактические параметры в точках, определяемых диспетчерским заданием после его выполнения; краткая характеристика выполнения задания по результатам контроля выполнения диспетчерского задания.

Подсистема диспетчерского контроля и учета ремонтных работ. Основной задачей подсистемы является выполнение требований документов [2, 3].

Подсистема обеспечивает формирование запроса на проведение ремонтных работ в дочерних обществах, передачу его, включая все необходимые вложенные документы и данные, в Департамент, структурированное отображение

указанной информации, автоматизированную подготовку исходящих документов, отражающих суть принятых решений по результатам рассмотрения запроса.

Формируемые подсистемой данные используются подсистемой ОДУ, подсистемой моделирования и поддержки принятия диспетчерских решений (программно-вычислительный комплекс (ПВК) «Газоператор», программный комплекс (ПК) «Система отображения» и др.), журналом передачи смен.

Подсистема моделирования и поддержки принятия диспетчерских решений. Подсистема поддержки принятия диспетчерских решений в составе М АСДУ ЕСГ, сформированная в соответствии с требованиями СТО Газпром 8-005-2013[4] обеспечивает автоматизацию функций расчета возможных потоков газа по ЕСГ и режимов работы ГТС путем моделирования технологических процессов транспорта газа по ГТС и включает в себя следующие программные комплексы: ПВК «Газоператор»; комплекс прогнозирования газопотребления по ГТС и субъектам РФ (ПК «Прогноз газопотребления»); ПВК «Астра-газ»; комплекс отображения фактического состояния объектов добычи и транспорта газа на типовой общей схеме ЕСГ (ПК «Система отображения»).

Данная подсистема активно взаимодействует через подсистему информационного взаимодействия с множеством других подсистем, входящих в состав М АСДУ ЕСГ и исторической АСДУ, по обмену исходными данными и результатами расчетов.

Подсистема планирования и контроля балансов и поставок газа. Основу подсистемы составляет модуль балансовых расчетов, сформированный в соответствии с требованиями СТО Газпром 8-015-2017 [5], который обеспечивает: формирование оперативных, суточных и месячных фактических балансов газа

дочерних обществ и сравнение с соответствующими плановыми показателями; формирование суточного фактического баланса газа Российской Федерации; мониторинг изменения запаса газа в системе, дисбаланса газа по ГТС; предоставление данных для формирования внутренних отчетов подсистемы, для смежных модулей и подсистем М АСДУ; формирование и корректировка месячного и суточного плана по -ставки газа крупным предприятиям ведущих отраслей промышленности РФ.

Подсистема формирования отчетности и расчета ключевых по -казателей диспетчерского управления ПАО «Газпром». Основной задачей подсистемы выступает предоставление возможности работы с различными отчетами на базе единого пользовательского интерфейса пользователям Департаментов и дочерних обществ ПАО «Газпром».

Подсистема формирования отчетности и расчета ключевых показателей диспетчерского управления обеспечивает: формирование и публикацию отчетов фиксированных форм по запросу или с предустановленной периодичностью; подготовку данных, необходимых для формирования корпоративной отчетности и расчета ключевых показателей эффективности для корпоративного хранилища данных на базе ключевых показателей эффективности Общества; формирование сводной и аналитической отчетности на основании плановой, фактической, оперативной, прогнозной и ретроспективной информации; хранение перечня всех отчетов, шаблонов отчетных форм, архива отчетов фиксированных и настраиваемых форм, экспорт отчетов.

Подсистема управления графическими данными предназначена для формирования, сопровождения и предоставления пользователю электронных схем и карт различного назначения,

отображающих конфигурацию и состав технологических объектов ЕСГ РФ.

Система управления графическими данными обеспечивает: сбор и хранение схем; актуализацию схем; отображение схем на экране автоматизированного рабочего места и системы корпоративной отчетности; подготовку материалов для выпуска альбомов техно -логических, потоковых и других схем и карт; предоставление гра -фических данных другим задачам и подсистемам; загрузку графических данных из других систем или файлов.

Подсистема нормативно-справочной информации. Основной задачей подсистемы является обеспечение диспетчерского персонала и всех подсистем М АСДУ ЕСГ достоверной и актуальной справочной информацией в объеме, необходимом для осуществления ими своих бизнес-функций. Подсистема нормативно-справочной информации создана в соответствии с требованиями СТО Газпром 8-004-2013 [6].

Подсистема информационного взаимодействия обеспечивает автоматический или автоматизированный двухсторонний обмен данными: между М АСДУ ЕСГ и автоматизированными системами дочерних обществ; с информационно-управляющими системами (ИУС) смежных бизнес-процессов ПАО «Газпром»; с информационными системами внешних организаций и зарубежных диспетчерских центров.

Модуль информационного взаимодействия обеспечивает взаимодействие между уровнями диспетчерского управления по следующим видам информации: режимно-технологические данные (сеансовые, суточные); режимно-технологические данные реального времени; учетно-ба-лансовые данные (сеансовые, суточные); производственно-отчетные данные (по месяцам); изменения нормативно-справочной информации; запросы на

проведение ремонтных работ; диспетчерские задания; расчетная информация ПВК «Астра-газ»; схемографическая информация.

Подсистема информационного взаимодействия использует унифицированные интерфейсы обмена данными, что обеспечивает быстрый процесс подключения новых организаций - участников двухстороннего обмена диспетчерскими данными.

РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО

ИНФОРМАЦИОННОГО

ПРОСТРАНСТВА

В ПАО «Газпром» принята и реализуется «Комплексная целевая программа развития единого информационного пространства Группы «Газпром» на 2018-2022 гг.» [7], в составе которой предусмотрен ряд инициатив, прямо или косвенно имеющих отношение к работе, выполняемой Департаментом.

Главной целью создания инфор -мационной системы Департамента стал переход на качественно новый уровень управления ЕСГ РФ путем использования инновационных информационных технологий, особенно в области развития методик и средств прогнозного моделирования, использования методов и технологий обработки больших массивов структурированных и неструктурированных данных (big data), применимых при проведении различных видов аналитической обработки информации, визуализации и имитационном моделировании.

По сравнению с другими энергетическими системами ЕСГ РФ обладает большей инерционностью, поэтому выработка и реали -зация управляющего воздействия на объекты ЕСГ РФ по принципу «здесь и сейчас» (реактивный ме -тод управления) являются запаздывающими. Между командой, ее реализацией и реагированием системы на воздействие может пройти от 6 до 24 ч.

Более оптимальным представляется проактивный метод управления, при котором выработка

и реализация управляющего воздействия нацелены не на приведение уже сформированного режима работы ЕСГ к лучшему (более надежному, более экономичному и т. п.) состоянию, а на определение прогнозного наилучшего состояния ЕСГ и его формирование путем выработки и реализации команд на управление с учетом времени реагирования системы на эти команды.

В практической деятельности диспетчерского персонала в настоящее время используется комбинация этих двух методов.

Дальнейшее развитие информационной системы Департамента представляется как реализация инструментов, способствующих достижению следующих целей:

- обеспечение диспетчерского персонала более точной и детализированной актуальной информацией о текущем состоянии объектов ЕСГ РФ;

- обеспечение диспетчерского персонала актуальной прогнозной информацией об изменениях на внешнем и внутреннем рынках газа на период до 3 сут с почасо -вой разбивкой на ближайшие 24 ч;

- обеспечение диспетчерского персонала актуальной прогнозной информацией о ресурсах и изменениях их состояния, о физических параметрах газа в точках, включая информацию о качественных параметрах газа на период до 3 сут с почасовой разбивкой на ближайшие 24 ч;

- планирование распределения потоков по ЕСГ на основе указан -ной прогнозной информации с учетом влияния плановых мероприятий и управляющих решений на объектах ЕСГ РФ.

Для реализации поставленных целей необходимо дальнейшее развитие и создание следующих средств: инструменты прогнозирования газопотребления на внутреннем рынке; системы моделирования нестационарных и стационарных режимов работы производственных объектов ЕСГ РФ; инструменты модели-

рования и оптимизации потоков с учетом плановых мероприятий и управляющих решений на объектах ЕСГ РФ, в том числе с расчетом качественных характеристик потока газа; инструменты по краткосрочному (на период до 3 сут с почасовой разбивкой на ближайшие 24 ч) планированию потоков газа; инструменты по мониторингу, прогнозированию и управлению качественными параметрами газа.

ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ ЕСГ

Комплексная целевая программа [7] предусматривает создание Единой модели ЕСГ. Стратегический характер этой работы заклю -чается в разработке на основе унифицированного описания объектов ЕСГ единых объектов нормативно-справочной информации, которые в дальнейшем будут использоваться для целей автоматизации бизнес-процессов, их вертикальной и горизонтальной интеграции.

Первоочередные задачи, выполнение которых необходимо обеспечить в рамках создания Единой модели ЕСГ, следующие:

- разработка правил определения и кодировки идентичных сущностей (объектов), используемых различными бизнес-процессами Общества, в том числе с целью агрегации информации об объектах, формируемой в различных ИУС, и информационного взаимодействия между разными ИУС;

- обеспечение единства справочной информации, используемой в качестве исходных данных бизнес-процессами Общества;

- повышение качества (достоверности, непротиворечивости, актуальности, доступности)спра-вочной информации, используемой в качестве исходных данных бизнес-процессами Общества.

Переход на использование Единой модели ЕСГ в бизнес-процессах диспетчерского управления позволит: повысить качество информации, используемой для анализа текущего состояния ЕСГ и принятия диспетчерских решений, и, как следствие, повысить качество принимаемых диспетчерских решений; упростить процессы информационного обмена М АСДУ ЕСГ с различными ИУС;

обеспечить возможность использования качественно нового типа информации об объектах диспетчерского управления;упростить процессы актуализации НСИ.

Реализация Единой модели ЕСГ, которая должна удовлетворять интересам основных бизнес-процессов Общества, - широкомасштабная задача, требующая участия всех основных подразделений ПАО «Газпром».

Таким образом, в процессе соз -дания и дальнейшего развития М АСДУ ЕСГ ставится задача создания целостной комплексной цифровой экосистемы, т. е. среды, обеспечивающей условия для инновационного развития систем оперативного контроля и управления технологическими режимами объектов ЕСГ РФ, охватывающей весь объем сбора, обработки и анализа фактической и расчетной информации, как первичной, так и агрегированной, а также в полном объеме включающей процедуры прогнозирования и управления от выработки управляющего воздействия до контроля их исполнения и анализа результатов их воздей -ствия на ГТС. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Посягин Б.С., Герке В.Г. Справочное пособие для работников диспетчерских служб газотранспортных систем. М.: ООО «Газпром экспо», 2015. 795 с.

2. Распоряжение ПАО «Газпром» № 44 от 13.02.2017 «Регламент формирования, согласования и утверждения Комплексных планов-графиков диагностических и ремонтных работ на объектах ПАО «Газпром» и получения разрешения на производство работ на объектах транспортировки и подземного хранения газа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.

3. Распоряжение ПАО «Газпром» № 3 от 16.02.2015 «Порядок формирования Сводного плана-графика проведения планово-предупредительных ремонтов и получения разрешения на проведение ремонтных работ на объектах добычи и переработки газа, газового конденсата, нефти ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.

4. СТО Газпром 8-005-2013. Диспетчерское управление. Инструменты. Системы поддержки принятия диспетчерских решений. Общие требования. М.: ОАО «Газпром», 2014. 26 с.

5. СТО Газпром 8-015-2017. Процессы диспетчерского управления. Процессы работы с данными. Оперативные балансы газа. СПб.: Газпром экспо, 2018. 18 с.

6. СТО Газпром 8-004-2013. Инструменты диспетчерского управления. Нормативно-справочная информация диспетчерского управления системами газоснабжения. Объекты диспетчерского управления. М.: ОАО «Газпром», 2014. 20 с.

7. Постановление Правления ПАО «Газпром» от 23.10.2017 № 39 «Комплексная целевая программа развития единого информационного пространства Группы «Газпром» на 2018-2022 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.

REFERENCES

1. Posyagin B.S., Gerke V.G. Reference Manual for Workers of Dispatcher Services of Gas Transportation Systems. Moscow, Gazprom expo LLC, 2015, 795 p. (In Russian)

2. Regulation of Gazprom PJSC No. 44 of February 13, 2017, "Regulations for the Formation, Coordination and Approval of the Comprehensive Schedules of Diagnostic and Repair Works at the Facilities of Gazprom PJSC and Obtaining Permits for Works at the Transportation and Underground Gas Storage Facilities" [Electronic source]. Access mode: limited. (In Russian)

3. Regulation of Gazprom PJSC No. 3 of February 16, 2015 "Procedure for the Formation of a Consolidated Plan-Schedule for Carrying out Preventive Maintenance and Obtaining Permission to Carry out Repair Work at the Gas and Gas Condensate Production and Processing Facilities of Gazprom" [Electronic source]. Access mode: limited. (In Russian)

4. Company Standard STO Gazprom 8-005-2013. Dispatch Management. Instruments. Dispatching Decision Support Systems. General Requirements. Moscow, Gazprom OJSC, 2014, 26 p. (In Russian)

5. Company Standard STO Gazprom 8-015-2017. Dispatch Control Processes. Data Processing Processes. Operating Gas Balances. Saint Petersburg, Gazprom expo, 2018, 18 p. (In Russian)

6. Company Standard STO Gazprom 8-004-2013. Dispatch Management Tools. Regulatory Information Dispatching Control of Gas Supply Systems. Objects Dispatch Control. Moscow, Gazprom OJSC, 2014, 20 p. (In Russian)

7. Resolution of the Management Board of Gazprom PJSC of October 23, 2017 No. 39 "Comprehensive Targeted Program for the Development of the Unified Information Space of the Gazprom Group for 2018-2022" [Electronic source]. Access mode: limited. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.