Научная статья на тему 'Структурный анализ сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»'

Структурный анализ сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4623
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКИ УАЙЛЬДА / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДА ПРОППА / MODIFICATION OF PROPP'S METHOD / FAIRY TALES OF OSCAR WILDE / STRUCTURAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чебракова Мария Александровна

Осуществляется модификации классической методики построения структуры волшебной сказки, разработанной В.Я.Проппом в 1928 г. С использованием модифицированной методики и современных алгоритмов TextMining проводится структурный анализ сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Отмечается, что создание базы адекватных структурированных художественных произведений, которые можно получать с помощью модифицированной методики В.Я.Проппа, может значительно расширить возможности современных филологических методов анализа художественных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural analysis of the fairy tale The Star-Child by Oscar Wilde

In 1928, Vladimir Propp pioneered a method for structural analysis of folk tales. Using a modified version of this classical method and up-to-date TextMining algorithms, a structural analysis of the fairy tale The Star-Child by Oscar Wilde was carried out. Through this updated Propp's method, a database of appropriately structured literary works could be created. The latter would enhance modern linguistic methods of literary analysis.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»»

М. А. Чебракова

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СКАЗКИ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»

В 1928 г. В. Я. Пропп [1] разработал методику построения структуры волшебной сказки, которую в данной работе представим в виде следующего алгоритма: 1. Производится разбиение (сегментация) текста сказки на ряд последовательных действий;

2. Для каждого сегмента (а) содержание текста передается короткими фразами (например, родители уезжают в лес, запрещают детям выходить на улицу, змей похищает девушку и т. д.); (б) определяется роль, которую играют в сегменте основные сказочные персонажи (герой, вредитель, даритель и др.); (в) каждой короткой фразе из пункта (а) ставится в соответствие определенная функция, название которой представляет собой сокращенное и обобщенное наименование действия, осуществляемого в исследуемом сегменте (отлучка, запрет и нарушение запрета, недостача, реакция героя, получение волшебного средства и др.). В дальнейшем изложенную методику построения микроструктуры волшебной сказки будем называть микроструктурным анализом сказки, а полный набор выявленных функций — микроструктурой сказки.

В обзоре А. В. Рафаевой с соавт. [2], опубликованном в 2001 г., указано, что в современных литературоведческих исследованиях методика В. Я. Проппа успешно используется для анализа не только сказочного материала, но и разнообразных художественных произведений (романов, эпических поэм, баллад и пр.), библейских сказаний, плачей и причитаний, способов построения сюжетных схем фильмов и сюжетов видеоигр. На наш взгляд, успех использования методики В. Я. Проппа свидетельствует о некоторой ее универсальности. Для выяснения причин этой универсальности сравним методику В. Я. Проппа с современными компьютерными методами анализа неструктурированной текстовой информации: автоматизированными алгоритмами Тех1М1ш^ [3].

Основная задача Тех1М1ш^ — обнаружение знаний в тексте, под которым понимается «нетривиальный процесс обнаружения действительно новых, потенциально полезных и понятных шаблонов в неструктурированных текстовых данных» [3, с. 211]. Заменив в указанном определении слово «шаблоны» на «функции», получим формулировку основной задачи методики В. Я. Проппа. В Тех1М1ш^ процесс анализа текстовой информации можно записать в виде следующего алгоритма: 1. Поиск нужных документов в базе данных; 2. Удаление неинформативных слов в выбранных текстах;

3. Выделение в выбранных текстах ключевых понятий (например, таких наборов слов, которые часто встречаются в тексте); 4. Осуществление статистической обработки текста, извлечение шаблонов; 5. Идентификация главных тем и понятий анализируемого текста.

Для иллюстрации возможностей Тех1М1ш^ по выделению ключевых понятий укажем, что для текста «Петр Сергеевич Иванов покинул должность вице-президента известной фабрики ООО “Анкор”. Его заменил Иван Андреевич Сидоров» Тех1М1ш^ в качестве окончательного результата выдаст табл. 1. Очевидно, что применяя методику В. Я. Проппа к анализируемому примеру, получим две функции: «Освобождение» и «Вступление». Таким образом, в обсуждаемом случае общим для Тех1М1ш^ и ме-

© М. А. Чебракова, 2010

тодики В. Я. Проппа является то, что они извлекают из текста одинаковые события. Однако методика В. Я. Проппа, позволяя извлекать события (функции) из неструктурированного текста, не позволяет получить все те дополнительные атрибуты, которыми снабжаются извлеченные события в ТехІМіпі^1. Метод устранения указанного недостатка методики В. Я. Проппа будет указан нами далее.

Таблица 1. Ключевые понятия, извлеченные методами TextMining из анализируемого

текста

Событие Человек Должность Фирма

Покинул Петр Сергеевич Иванов Вице-президент известной фабрики ООО «Анкор»

Вступил Иван Андреевич Сидоров Вице-президент известной фабрики ООО «Анкор»

Проведем сравнительный анализ результатов микроструктурного анализа сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», полученных в 1996 г. испанской исследовательницей Санц Касарес [5] и в 2000 г. отечественными исследователями В. Г. Решето-вым и О. М. Валовой [6] с использованием обсуждаемой методики В. Я. Проппа. В книге Санц Касарес указано, что микроструктура текста сказки «Мальчик-звезда» содержит 12 функций: Е1, Е 2, ..., Е12, а в книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой утверждается, что микроструктура сказки «Мальчик-звезда» состоит из 17 функций: 1Б1Ъ1Та6БСДЛаД.ЛТУС* = О1, О 2, ..., О17. В табл. 2 Е- и О-функции расставлены таким образом, что (1) в столбцах в порядке возрастания перечисляются все 12 Е-функций (столбец а) и все 17 О-функций (столбец р); (И) в каждой строке находятся такие наборы Е- и 0-функций, которые в сказке «Мальчик-звезда» соответствуют одинаковым событиям.

Таким образом, с помощью табл. 2 можно быстро найти те наборы Е- и 0-функций, между которыми имеется указанное в пункте (11) соответствие. При этом возможны три типа соответствий: наборы Е- и 0-функций соответствуют одинаковым событиям и эти события интерпретируются одинаковым образом в книге Санц Касарес и в книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой (см. в табл. 2 строки 5, 8, 9, 11); наборы Е- и 0-функций соответствуют одинаковым событиям, но эти события интерпретируются различным образом в книге Санц Касарес и книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой (строки 1, 3); описание событий, которым соответствуют некоторые наборы Е- или 0-функций, отсутствуют соответственно в книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой или в книге Санц Касарес (в таких случаях один из столбцов табл. 2 содержит прочерк).

Так как в табл. 2 как для Е-, так и для О-функций можно найти все три возможных типа соответствий, приходим к следующим двум выводам: во-первых, обсуждаемые микроструктуры имеют субъектозависимый характер; во-вторых, наборы функций, приведенные в книге Санц Касарес и в книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой, не являются полными, и, следовательно, с их помощью нельзя получить корректного описания микроструктуры сказки «Мальчик-звезда».

Отметим другие особенности микроструктурных исследований, проведенных в книге Санц Касарес и в книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой.

В обсуждаемых микроструктурных исследованиях сказки «Мальчик-звезда» имеются некоторые высказывания, противоречащие тексту сказки (далее такие высказывания выделены нами курсивом): в пункте 4 микроструктурного анализа Санц Касарес

1 Указанный недостаток методики В. Я. Проппа отметил Д. А. Ольшанский [4] и пришел к выводу, что «морфологический метод Проппа представляется в известной степени схоластическим, поскольку основан на анализе структуры без субъекта и без динамики: он изымает время из повествования».

Таблица 2. Соответствия между Е- и б-функциями, приведенными в книге Санц Касарес (а) и в книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой (р)

Номер строки а р

1 Е1 — Один из членов семьи удаляется из дома G1 — Начальная ситуация

2 .Р2, .РЗ— На главного героя налагается запрет, который он нарушает —

3 Р4— Вредитель наносит ущерб одному из членов семьи G2, G3, G4— Герой нарушает ветхозаветную заповедь «Чти отца своего и мать свою» и в качестве наказания теряет красоту

4 — G5, G6 — Потеряв мать, герой осознает совершенный грех и желает его искупить

5 Р5, Р6— Герой-искатель решает действовать и уходит из дома G7, G8 — Герой решает действовать и уходит из дома

6 — G9 — Герой обращается за помощью к Кроту, Коноплянке и Белке

7 — G10— Старик покупает Мальчика-звезду в рабство

8 Р7, Р8, Р9, Р10— Герой получает задание найти три монеты и с помощью зайца выполняет его Gil, G12, G13 — Герой получает задание найти три монеты и с помощью зайца выполняет его

9 Р11— Ущерб от первоначального злого поступка аннулируется G14, G15 — Герой находит родителей и ему возвращается красота

10 — G16 — Происходит узнавание героя

11 Р12— Воцарение героя G17 — Воцарение героя

[5] написано: «Нищенка оказывается его матерью, которая скитается в поисках сына с тех пор, как потеряла его в лесу». В тексте сказки имеется уточнение: «Разбойники украли тебя и оставили погибать в лесу» [7, с. 430] («The robbers stole thee from me, and left thee to die» [8, с. 186-187]); в пункте 5 написано: «Первоначальный герой, ставший вредителем, получает сверхъестественное наказание: он получает внешность, которая ему более всего ненавистна». В тексте сказки [7, с. 431-433] указано, что в новой внешности героя присутствуют характерные черты тех пресмыкающихся, которых, по его словам, он готов был поцеловать, и эти пресмыкающиеся признают свое родство с героем; в пункте 9 написано: «Тем не менее вредитель-волшебник не наказан2, поскольку оказывается только инструментом для испытания нового характера героя». В тексте сказки указано: «Мальчик-звезда изгнал злого Волшебника... » [7, с. 440] («... and the evil Magician he banished... » [8, с. 198]).

В пункте 2 микроструктурного анализа В. Г. Решетова и О. М. Валовой [6] написано (см. также расшифровку функций G2, G3, G4 в строке 3 табл. 2): «Одна из ветхозаветных заповедей гласит: “Чти отца своего и мать свою”. Это своего рода запрет (Б 1), который нарушает Мальчик-звезда (61). Наказанием стала потеря Мальчиком-звездой красоты, которой он очень дорожил». В тексте сказки такого запрета нет; в пункте 4 написано: «Далее ситуация развивается не по законам сказки народной. Из состра-

2 Похожее высказывание имеется в статье, написанной в 2006 г. отечественной исследовательницей А. И. Тетельман [9]: «Сказка Уайльда “Мальчик-звезда” напоминает народную. Антагонист в данной сказке воплощается в определенный образ — образ злого волшебника, который приказывает герою принести три монеты. Однако, несмотря на близость к фольклорному образцу, в сказке Оскара Уайльда антагонист не наказывается, он просто исчезает, как, например, в пушкинской сказке о “Золотом петушке”».

дания Мальчик-звезда отдает монету нищему. Недостача не ликвидирована, и герой сурово наказывается стариком. Так повторяется три раза, Мальчик-звезда отдает нищему монеты из белого, желтого и красного золота». В тексте сказки [7, с. 436-438] указано, что Мальчик-звезда отдает монеты не нищему, а прокаженному (leper), и он наказывается магом не 3, а 2 раза; в пункте 5 написано: «Мальчик-звезда становится правителем страны. Красота возвращается Мальчику-звезде как награда после того, как он находит мать и даже отца (чему предшествовали годы испытаний и лишений)». В тексте сказки указано, что красота вернулась к Мальчику-звезде после того, как он отдал прокаженному третью монету: «И Мальчик-звезда снова пожалел его и отдал ему монету из красного золота, сказав: “Твоя нужда больше моей”. Однако сердце Мальчика-звезды сжалось от тоски, ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает. Но чудо! Когда проходил он городские ворота, воины низко склонились перед ним, отдавая ему почести и восклицая: “Как прекрасен господин наш!”» [7, с. 438]; сразу после пункта 5 написано: «Важно обратить внимание на завязку сказки, так как лучшие качества (причем в полном объеме) появляются у героя сразу после потери красоты, и, если бы этого не произошло, вряд ли Мальчик-звезда смог понять свою ошибку. Таким образом, получается, что потеря красоты — фактор, наглядно демонстрирующий герою его греховность. . . Испытания Мальчика-звезды имеют одну цель: подтвердить убежденность самого героя в новых принципах поведения и мышления, что успешно выполняется». В тексте сказки показано (см. приведенную далее табл. 4), что «лучшие качества» у Мальчика-звезды появляются постепенно3.

Формула 1Б1ЫТа6ЕСДЛаДЛТУС*, с помощью которой в книге В. Г. Решетова и О. М. Валовой представляется микроструктура сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», несомненно обладает некоторыми полезными свойствами (например, позволяет быстро определить, сколько раз в тексте сказки используется та или иная функция), но трудна для визуального восприятия. На наш взгляд, для лучшего восприятия этой формулы имеет смысл (i) трудные для понимания обозначения функций i, Б1, 61, Т, а6, ... заменить на их первоначальные названия: Возвращение (либо Возвр), Началь-наяСитуация (НачСит), Запрет (Запр), НарушениеЗапрета (НарушЗапр), Трансфигурация (Трансф), . . . ; (ii) наряду с микроструктурой текста сказки приводить его макроструктуру4; (iii) снабдить некоторые функции аргументами-атрибутами, которыми снабжаются извлеченные события в TextMining (см. ранее) (например, НарушЗапр (L) —нарушение запрета субъектом L, Возвр (L; M) —возвращение субъекта (объекта) L к субъекту или объекту M; Разговор (L, M; N; P) —разговор субъектов L и M с субъектом N на тему P; НаборДействий (L, M)N — указанный в фигурных скобках набор действий субъектов L и M повторяется N раз)5; (iv) при составлении микроструктуры сказки между следующими друг за другом функциями помещать стрелку «^» или «|» в зависимости от того, происходят ли действия, описываемые этими функ-

3 В сказке «Мальчик-звезда» показано «восхождение ценой страданий и раскаяния героя от внешней красоты к красоте внутренней, обусловленной его духовной эволюцией» [10].

4 Функции определяются не только для отдельных последовательных сегментов текста (микроструктур) (как, например, в методике В. Я. Проппа), но и для некоторых последовательных совокупностей этих сегментов (макроструктур) [11, 12].

5 При использовании предложенного подхода к описанию функций, исправляются два наиболее серьезных недостатка формулы 1Б1ЫТа6БСДАаДЛТУС*: во-первых, одинаковые функции (например, «Недостачи» а6 и а) могут быть несопоставимыми из-за того, что имеют разные аргументы; во-вторых, можно настолько улучшить соответствие создаваемого структурированного текста (структуры) сказки его исходному неструктурированному варианту, что отпадет надобность в сопровождении структуры сказки пространными пояснениями.

циями, в одной и той же макроструктуре текста или в разных его макроструктурах; (у) в тех случаях, когда при проведении микроструктурного анализа сказки для обозначения одного и того же действия вводятся две разные функции Е1 и Е2, в структуре сказки между функциями Е1 и Е2 помещать знак эквивалентности «~»: ^ 1 ~ ^2; (у1) в тех случаях, когда функция Е1 эквивалентна набору функций ^2 ^ ^3 ^ ..., в структуре сказки вместо Е1 писать |^ 1|, а набор функций, эквивалентных Е1, указывать в примечании к структуре сказки следующим образом: |^ 1| ~ |^2 ^ ^3 ^ ... |; (уп) использовать знак «» для обозначения таких сказочных героев (медиаторов [13]), которые обладают какими-либо способностями, резко отличающими их от других подобных им существ из реального мира (например, для обозначения героев, способных понимать как язык людей, так и язык животных).

Приведем структурированный текст (структуру) сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», который получен нами с помощью указанной модификации методики В. Я. Проппа (см. ранее пункты (1)—(уп)) (в структуре «МЗ» означает Мальчик-Звезда, «Лесоруб+»—приемный отец МЗ, «Лесоруб-»—лесоруб, который уговаривал Лесоруба+ оставить МЗ в лесу; макроструктуру образуют пронумерованные последовательности функций, выделенные жирным шрифтом; смысл обозначений ^ 1 ^ ^2, ^ 1 ~ ^2, |^ 1| и Ь ф разъяснен ранее; улучшение соответствия создаваемой структуры исходному тексту сказки достигается за счет увеличения в некоторых функциях количества аргументов):

1. Перемещение (Лесорубы; через-Лес)

Е1 = Погода (ЛютыйМороз): Е2 = Реакция (ЖителиЛеса-и-ЖителиЛесаф) ^

Е3 = Перемещение (Лесорубы; через-Лес) ^ Е4 = Возвращение (Лесорубы; к-Селению):

Е5 = Реакция (Лесорубы)

I

2. НебесноеЗнамение (ПадениеЗвезды)

Е6 = НебесноеЗнамение (ПадениеЗвезды) ~ ПолучениеВолшебного Средства (Лесорубы):

Е 7 = Реакция (Лесорубы; КусокЗолота) ^ Е 8 = Находка (Лесорубы; Плащ-из-ЗолотойТкани, Ребенок) ~ ИспользованиеВолшебногоСредства (Лесорубы): Е9 = Реакция

(Лесоруб-, Лесоруб+) ^

Е10 = Перемещение (Лесорубы) ^ Е11 = Обращение (Лесоруб-; Лесоруб+;

ОставитьРебенка-в-Лесу) ^

Е12 = Отказ (Лесоруб+)

I

3. Усыновление (Лесоруб+, !Жена; МЗ)

Е13 = Обращение (Лесоруб+; Жена; УсыновитьРебенка) ^ Е14 = Отказ (Жена) ^

Е15 = ПолучениеВолшебногоСредства (Лесоруб+, Жена; ЗлойВетер): Е16 = Реакция (Жена, Лесоруб+) ~ ИспользованиеВолшебногоСредства* (Лесоруб+) ^ Е17 = Слезы (Жена) ~ Согласие (Жена; УсыновитьРебенка):

Е18 = Реакция (Лесоруб+) ^ Е19 = Хранение (Лесоруб+, Жена; ДрагоценностиРебенка)

I

4. Описание (МЗ-и-Его-Ж!изни-в-СеленииЛесорубов)

Е20 = Описание (МЗ; Красота, Жестокость) ^

Е21 = Обращение (ПриемныеРодители, Священник; МЗ; СтатьСострадательным) ^

Е22 = Отказ (МЗ) ^ Е23 = Влияние (МЗ; Сверстники)

I

5. Встреча (МЗ, НищенкаМать)

Е24 = Перемещение (Нищенка) ^ Е25 = Жестокость (МЗ; Нищенка): Е26 = Реакция

(Нищенка; Ужас) ^

Е27 = Разговор (Лесоруб+, МЗ; История-МЗ): Е28 = Реакция (Нищенка; Обморок) —

Е29 = Разговор (Лесоруб+, Нищенка; ДрагоценностиРебенка) Узнавание (Нищенка;

Сына-в-МЗ) —

Е30 = Обращение (ПриемныеРодители; МЗ; в-ДомеТвояМать): Е31 = Реакция (МЗ;

Радость) —

Е32 = Встреча (МЗ, НищенкаМать): Е33 = Реакция (МЗ; Гнев) —

Е34 = Обращение (НищенкаМать; МЗ; Я-Нуждаюсь-в-ТвоейЛюбви) —

Е35 = Отказ (МЗ): Е36 = Реакция (НищенкаМать) Слезы (НищенкаМать) —

Е37 = Перемещение (НищенкаМать; Уходит-в-Лес): Е38 = Реакция (МЗ; Радость)

I

6. Трансфигурация (МЗ)

Е39 = ПолучениеВолшебногоСредства-1 (МЗ) ~ Трансфигурация (МЗ; МЗф: ЗаменаКрасотыУродством-и-ПолучениеВолшебногоСредства**): Е40 = Реакция (Товарищи-

МЗ; Насмешки-над-МЗф) —

Е40 = Слезы (МЗф) — Е41 = Недостача-1 (МЗф; УтратаКрасоты) — Е42 = ТруднаяЗадача-1 (МЗф; НайтиМать) —

Е43 = Обращение (ДочкаЛесоруба+; МЗф; Останься-с-Нами): Е44 = Отказ (МЗф) — Е45

= Отправление (МЗ )

I

7. Страдания (МЗф)

Е46 = Обращение (МЗф; ЖителиЛеса; ПомочьНайтиМать) ~ ИспользованиеВолшебногоСредства** (МЗф) — Отказ (ЖителиЛеса)3: Е48 = Реакция

(МЗф) ~ Слезы (МЗф) —

Е49 = Перемещение (МЗф; через-Селение): Е50 = Реакция (ЖителиСеления) — Е51 =

Страдания (МЗф)

I

8. Продажа-в-Рабство (МЗф)

Е52 = Разговор (Воины, МЗф) — Е53 = Продажа-в-Рабство (Некто-в-Кольчуге; МЗф) — Е54 = Покупка-в-Рабство (Старик; МЗф) — Е55 = Перемещение (Старик; МЗф) — Е56 = Описание (Старик; МогущественныйМагЛивии)

I

9. Испытания (МЗф)

Е57 = | Испытание-1 (МЗф) | — Е58 = Перемещение (МЗф) — Е59 = Разговор (Маг,

МЗФ) —

Е60 = Наказание (Маг; МЗф) — Е61 = | *Испытание-2 (МЗф) | — Е62 = Перемещение

(МЗф) —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е63 = Разговор (Маг, МЗф) — Е64 = Наказание (Маг; МЗф) — Е65 = | *Испытание-3

(МЗф) 1 —

Е66 = Реакция (МЗф; Расставание-с-КраснойМонетой)

I

10. Трансфигурация (МЗф, НищенкаМать, ПрокаженныйОтец)

Е67 = ПолучениеВолшебногоСредства-2 (МЗф) ~ Трансфигурация (МЗф) ~ ЛиквидацияНедостачи-1 (МЗф) —

Е68 =Восхищение (Жители-Города; МЗ) ~ Узнавание (МЗ): Е69 = Реакция (МЗ) — Е70 =

Перемещение (МЗ) —

Е71 = Разговор (Священнослужители, ЗнатнейшиеВельможиГорода; МЗ) —

Е72 = Убеждение (Некто-в-Кольчуге; МЗ; в-Возвращении-МЗ-Красоты) —

Е73 = Обращение (Священнослужители, ЗнатнейшиеВельможиГорода; МЗ; СтатьКоролем)

--

Е74 = Отказ (МЗ) — Е75 = Отправление (МЗ) — Е76 = РешениеТруднойЗадачи-1 (МЗ) — Встреча (МЗ; НищенкаМать, Прокаженный) - Е77 = Слезы (МЗ) -

Е78 = Разговор (МЗ; Нищенка-Мать, Прокаженный) — Е79 = ПолучениеВолшебногоСредства-3 (МЗ) ~

Трансфигурация (НищенкаМать, Прокаженный; Королева, Король)

I

11. Деяния (МЗ)

Е80 = Разговор (МЗ; Королева, Король) ~ Воцарение (МЗ) — Е81 = Деяния (МЗ) —

Е82 = Трансфигурация (МЗ; Смерть-МЗ) —— Е83 = Трансфигурация (СправедливойВласти)

Примечания:

Е57 ~ | ТруднаяЗадача (МЗф; НайтиМонету) — Угроза (Маг; МЗф) — Перемещение (МЗф; Утром-в-ЗлойЛес) — Реакция (МЗф; Лес) — Недостача (МЗф; Отсутствие Монеты; ЗаходСолнца-в-ЗломЛесу) — Слезы (МЗф) — Помощь (МЗф; Зайчонокф) ~ Трансфигурация-2 (МЗф) ~ ПроявлениеДоброты (МЗф; Зайчонокф) — Разговор (МЗф, Зайчонокф) — | НаборДействий (Зайчонокф; МЗф) | — Описание (Прокаженный) — | На-борДействий (Прокаженный, МЗф) | |;

Е61 (Е65) ~ | ТруднаяЗадача* (МЗф; НайтиМонету) — Угроза (Маг; МЗф) — Перемещение (МЗ ; Утром-в-Лес) — Недостача (МЗ ; ОтсутствиеМонеты; ЗаходСолнца-в-Лесу) — Слезы (МЗф) — | НаборДействий (Зайчонокф, МЗф) | — | НаборДействий (Прокаженный, МЗф) | |;

| НаборДействий (Зайчонокф, МЗф) | ~ | Помощь (Зайчонокф; МЗф) ~ Ликвидация-Недостачи (МЗф) — Разговор (МЗф, Зайчонокф) — Перемещение (Зайчонокф, МЗф)|;

| НаборДействий (Прокаженный, МЗф) | ~ | Обращение (Прокаженный; МЗф; Отдать-Монету) — Отказ (МЗф) — Обращение (Прокаженный; МЗф)^ — Дарение (МЗф; Прокаженный; Монета) ~ НеудовлетворительноеРешениеТруднойЗадачи* (МЗф) |.

В соответствии с пунктом 4 алгоритма обработки текстовой информации в Тех^Мш-

(см. ранее) после получения структурированного текста производится его статистическая обработка. Для обсуждаемого случая статистические результаты имеют следующий вид: текст сказки «Мальчик-звезда» на русском языке содержит 437 строк (при условии, что 1 строка содержит 68 символов) и разделен нами на 11 макроструктур, в которых описаны главные события недолгой жизни МЗ6; микроструктура сказки (без учета микроструктур, указанных в примечании к структуре) содержит 54 строки и состоит из 83 функций. Коэффициент сжатия текста сказки: 437/54^8,1. Среднее количество функций в строке микроструктуры: 83/54«1,5.

Таблица 3. Распределение по макроструктурам временных отрезков жизни МЗ

1121 3 4 5 | 6 7

1 зимняя ночь 10 лет Несколько часов летнего дня Продолжение дня и еще 2 дня из 3 лет скитаний

8 9 10 11

1 летний вечер 3 следующих дня 1 следующая ночь 3 года справедливой власти

В табл. 3 нами представлено распределение по макроструктурам временных отрезков жизни МЗ, а в табл. 4 — распределение по макроструктурам пространственных перемещений и трансфигураций МЗ. Наиболее эмоциональными в сказке ««Мальчик-звезда» являются макроструктуры 5 (встреча МЗ с матерью) и 9 (испытания МЗф), и именно эти макроструктуры содержат наибольшее количество строк текста.

6 По мнению А. Чаловой [14], в сказке «Мальчик-звезда» Оскар Уайльд «... создает своего рода житие».

Таблица 4. Распределение по макроструктурам пространственных перемещений

и трансфигураций МЗ

1 2 3 4 5 6 7 8

Лес Дом Лесоруба^ Дом Лесоруба+, селение лесорубов, сад священника, дорога, лес Селение лесорубов, дом Лесоруба^, Селение лесорубов, сад священника Лес, долина Город, темница

Дитя-Звезда МЗ красивый, жестокосердный МЗф безобразный, страдающий, раскаивающийся

9 10 11

Темница, город, лес МЗф безобразный, страдающий, милосердный Город МЗ красивый, страдающий, милосердный Город, королевский дворец МЗ красивый, милосердный

В соответствии с пунктом 5 алгоритма обработки текстовой информации в TextMin-ing (см. ранее) после статистической обработки структурированного текста производится идентификация главных тем и понятий анализируемого текста. Для обсуждаемого случая главная тема сказки — нравственное перерождение МЗ, которое происходит с ним под влиянием серии тяжких испытаний, возникших после его жестокого обращения с матерью. Раскрытие этой темы происходит в макроструктурах 6-10 сказки (см. табл. 4). Основными побочными темами сказки являются темы гармонии божественного мира и вечной заботы Бога о живых существах7. Впервые эти темы появляются в макроструктуре 1 (см. в тексте сказки описание жителей леса и упоминание имени святого Мартина, на заступничество которого возложили надежды заблудившиеся Лесорубы) и продолжаются:

— в макроструктуре 2: процесс нахождения Дитя-Звезды состоит из сложной цепочки взаимообусловленных событий: «лютый мороз» («Terribly cold it certainly was» [8, с. 179]) — причина, из-за которой лесорубы оказались в лесу, и одновременно необходимое условие для того, чтобы небо было ясным; ночь — необходимое условие для того, чтобы во всех тонкостях наблюдать падение яркой прекрасной звезды; падая, звезда указывает место нахождения плаща с ребенком; бедность лесорубов (отмеченная ранее в макроструктуре 1) —необходимое условие для того, чтобы у них появилась «жажда золота»; «жажда золота» необходима для того, чтобы лесорубы, забыв обо всем, помчались на место падения звезды («... and they set to and ran, so eager were they for the gold» [8, с. 180]); золотой цвет плаща, внутри которого находится ребенок, нужен для того, чтобы увидеть плащ при свете луны и убедить лесорубов в том, что этот плащ и есть то, что они искали;

— в макроструктуре 3: «Но ведь господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание» [7, с. 427];

— в макроструктуре 4: «Бог создал земляного червя и крота и определил каждому из них его место. Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный богом мир? Ведь даже скот, пасущийся в лугах, прославляет божье имя» [7, с. 428-429];

— в макроструктуре 6: МЗф воспринимает замену красоты уродством как спра-

7 Так как структура художественного произведения содержит «в интерпретированном отображении» только основные события анализируемого текста [11, с. 153], для выявления побочных тем необходимо было дополнить полученные нами результаты структурного анализа сказки «Мальчик-звезда» списком ключевых понятий, не имеющих прямого отношения к указанной основной теме текста. Поиск дополнительных ключевых понятий осуществлялся нами в соответствии с методами TextMining (см. ранее). Отметим, что текст, содержащий дополнительные ключевые понятия сказки, содержит 156 строк (примерно, 36% от общего количества строк в русскоязычном варианте обсуждаемой сказки).

ведливое наказание Бога, с помощью которого тот защищает устои своего мира от разрушения8: «Не иначе как это мне наказание за мой грех», «Нет, я был жесток к моей матери, и в наказание со мной случилось это несчастье...» [7, с. 431-432];

— в макроструктуре 7: «МЗф заплакал и стал просить прощенья у всех божьих тварей» [7, с. 432]; «... И нигде никогда не встречал МЗф ни любви, ни сострадания, ни милосердия. Весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни» [7, с. 433];

— в макроструктуре 8: МЗф воспринимает как справедливое наказание Бога и то, что его продают в рабство: «. . . мы продадим это мерзкое создание в рабство, и цена его будет равна цене чаши сладкого вина» [7, с. 434];

— в макроструктуре 9: ключевыми (как и в макроструктуре 7) являются фразы «... и нет никого, кто бы сжалился надо мной» (Прокаженный) и «... как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой» (Зайчонокф) [7, с. 436];

— в макроструктуре 10: к МЗ возвращается красота («Его красота (comeliness) вернулась к нему, и лицо его стало таким же, каким было прежде, только в глазах своих он заметил что-то новое9, чего раньше никогда в них не видел») и он получает прощение матери («О мать моя, это страдание мне не по силам. Даруй мне свое прощение» [7, с. 439];

— в макроструктуре 11: МЗ взял на себя часть забот Бога о живых существах.

Особенностями текста сказки «Мальчик-звезда» являются его логическая выверен-

ность (до мельчайших подробностей) (как во фрагменте текста из макроструктуры 2, в котором описывается процесс нахождения Дитя-Звезды (см. ранее)), повторяемость наиболее важных ключевых понятий и выражений в разных макроструктурах сказки например, ключевое понятие «красота» («beautiful, beauty, comeliness») встречается в макроструктурах 1, 4, 6, 9, 10; «гадюка» («adder») и «жаба» («toad») —5, 6, 7, 8; «Бог» («God») —3, 4, 7; «каменное сердце» («a heart is hard, hard of heart») — 3, 4, 5; «крот» («mole»)—4, 7; «огонь» («fire»)—3, 11; «ловушка» («snare, trap»)—4, 9, отсутствие информации о степени освещенности в темное время суток в разных макроструктурах сказки (см., например, макроструктуры 1, 9, 10)10.

Ранее нами отмечено, что часть результатов структурного анализа заданного художественного текста, полученных с применением методики В. Я. Проппа, может иметь субъектозависимый характер. Очевидно, что основная причина этого кроется в недостаточно строгой формализации методики В. Я. Проппа: отсутствуют строгие правила и критерии, позволяющие однозначно произвести сегментацию анализируемого текста и выявить наиболее важные события (функции) в выделенных сегментах. Обратим внимание, что в научных исследованиях похожая ситуация возникает при использовании методов системного анализа, когда «один и тот же материал, элемент выступает как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения в зависимости от «контекста» исследования» [18]. Однако методы системного анализа получили в настоящее время широкое распространение практически во всех науках [18, 19, 20]. Аналогичным образом, субъектозависи-

8 В. Е. Хализев отмечает [15], что «как в античном, так и в христианском сознании укоренены идеи возмездия за нарушения глубинных законов бытия».

9 По мнению Г. Виллоугви [16], то новое, что «кающийся МЗ видит в своих глазах, является смирением (humility), которое возникает от глубокого проникновения в суть жизни; красота (beauty) теперь связана с “любовью к живым существам” и больше не может быть отделена от жизней других».

10 По мнению В.И.Тюпа [17], научная объективность «состоит в том, чтобы фиксировать все те упорядоченности текстуальной данности произведения, какие могли быть восприняты каждым потенциальным читателем».

мый характер некоторых результатов методики В. Я. Проппа не следует рассматривать как свидетельство недоработанности или ненаучности (необъективности) этой методики. Тем более, что в первоначальном варианте методики В. Я. Проппа (см. ранее) при проведении микроструктурного анализа текста выявление и называние функций не носит самодостаточного характера, поскольку функция выявляется и именуется не «как таковая», а с учетом ее «места» в общем тексте художественного произведения. А в модифицированном нами варианте методики В. Я. Проппа (см. ранее) при выявлении и назывании функций проверяется еще и соответствие создаваемого структурированного варианта (структуры) художественного произведения его исходному неструктурированному варианту. На наш взгляд, самое важное преимущество структуры, адекватной исходному художественному произведению, состоит в том, что анализ произведения можно заменить (с соответствующими оговорками (см. сноску 7)) анализом ее структуры, который легко провести в автоматизированном режиме с помощью набора стандартных компьютерных программ. Таким образом, создание базы адекватных структур художественных произведений, которые можно получать с помощью предложенной в данной статье модификации методики В. Я. Проппа, может значительно расширить возможности современных филологических методов анализа художественных произведений.

Литература

1. Пропп В. Я. Морфология сказки // Вопросы поэтики: Непериод. сер. изд. словесн. искусств / Гос. ин-т истории искусств. Вып. 12. Л.: Academia, 1928. 152 с.

2. Рафаева А. В., Рахимова Э. Г., Архипова А. С. Еще раз о структурно-семиотическом изучении сказки // Структура волшебной сказки. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. С. 199— 233.

3. Барсегян А. А. и др. Анализ данных и процессов: Учеб. пособие / А. А. Барсегян, М. С. Куприянов, И. И. Холод и др. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. 512 с.

4. Olshansky D. The birth of structuralism from the analysis of fairy-tales // Toronto Slavic quarterly. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. Toronto: Univ. of Toronto, 2008. N 25. — URL: http://www.uturonto.ca/tsq/25/ (дата обращения: 21.03.2010).

5. Sanz Casares M. C. El Universo de los cuentos de Oscar Wilde. Valladolid, 1996. P. 183-184.

6. Решетов В. Г., Валова О. М. «Счастливый принц» и другие сказки об Оскаре Уайльде. Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2000. С. 30-31.

7. Уайльд О. Избранное: Пер. с англ. / Вступ. статья и коммент. А. Зверева. М.: Художеств. лит-ра, 1986. С. 424-440.

8. Уаййльд О. Сказки (на английском языке) / Вступ. статья Ю. Ковалева; коммент.

B. Я. Бурановой. М.: Прогресс, 1979. С. 178-198.

9. Тетельман А. И. Литературная сказка Оскара Уайльда: Синтез художественных форм // Синтез в русск. и мировой художеств. культуре: Материалы 6-й науч.-практич. конф., посвящ. памяти А. Ф. Лосева. М.: Учеб.-науч. филологич. центр, 2006. С. 279-282.

10. Апенко Е. М. и др. История зарубежной литературы XIX века: Учебник / Е. М. Апенко, А. В. Белобратов, А. Г. Березина и др. / Под ред. Е. М. Апенко. М.: ПРОСПЕКТ, 2001. С. 343.

11. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста: Практикум. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 152-191.

12. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

C. 42-83.

13. Мелетинский Е. М. и др. Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик, Д. М. Сегал // Структура волшебной сказки. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. С. 41-47.

14. Чалова А. «Мальчик-звезда» Оскара Уайльда: К вопросу об интертекстуальных и жанровых аллюзиях // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 6. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2001. С. 241-246.

15. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. С. 219.

16. Willoughby G. Art and Christhood: The aesthetics of Oscar Wilde. London, 1993. P. 41.

17. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008. С. 10.

18. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 391 с.

19. Винограй Э. Г. Основы общей теории систем. Кемерово: КемТИПП, 1993. 339 с.

20. Клиp Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1990. 538 с.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.