УДК 338.246.2
СТРУКТУРНЫЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
© 2017
Мамедов Джошгун Иса оглу, докторант
Университет Хазар
(AZ1096, Азербайджан, Баку, ул. Мехсети Гянджеви, 11, joshgun.mammadov@hotmail.com)
Аннотация. В статье исследованы механизмы усовершенствования структуры управления, нормативно-правовые акты и программы деятельности регулирующие использование альтернативных и возобновляемых источников энергии (АВИЭ) в Азербайджане. С целью усовершенствования законодательной базы в этой сфере была рекомендована необходимость скорого принятия закона «Об использовании альтернативных и возобновляемых источников энергии». Также, с учётом благоприятных природно-географических условий Азербайджанской Республики было рекомендовано еще большее расширение сотрудничества со странами, добившимися успехов и обладающими передовым опытом в этой области. При осуществлении мероприятий организационного нормативно-правового и методического характера в сфере альтернативной и возобновляемой энергии, необходимо уделять приоритетное внимание сотрудничеству со странами, обладающими специализированным, передовым научно-техническим потенциалом, а также - воспользоваться широким спектром их опыта.
Ключевые слова: альтернативные и возобновляемые источники энергии, нормативно-правовые акты, усовершенствование структуры, программа деятельности, международное сотрудничество, солнечная энергия, энергия ветра, гидроэнергия, биоэнергия, геотермальная энергия.
STRUCTURAL IMPROVEMENTS, NORMATIVE ACTS, ACTIVITY PROGRAMS AND THEIR APPLICATION ON THE USE OF ALTERNATIVE AND RENEWABLE ENERGY SOURCES IN AZERBAIJAN
© 2017
Mammadov Joshgun isa, PhD student
Khazar University
(Baku AZ1096, Azerbaijan, Baku, 11 Mahsati Ganjavi Rd, joshgun.mammadov@hotmail.com)
Abstract. This article examines the development of the organizational structure, normative acts and activity programs as one of the incentive mechanisms for the development and regulation of the use of alternative and renewable energy sources in Azerbaijan. In order to establish the legal framework in this area, a recommendation was made on the need to adopt and apply the law "on the use of alternative and renewable energy sources". Taking into account the favourable geographical conditions of the Republic of Azerbaijan, expansion was proposed to cooperate with countries achieved progressive achievements in this field. When implementing organizational normative-legal and methodological measures in the sphere of alternative and renewable energy, priority should be given to cooperation with countries that have specialized, advanced scientific and technical potential, and also to use a wide range of their experience.
Keywords: alternative and renewable energy sources, regulations, structural improvement, activity program, international cooperation, solar energy, wind energy, hydropower, bioenergy, geothermal energy.
Актуальность проблемы. Стремительный рост спроса на источники энергии в современном мире, техногенные аварии, происходящие во время производства энергии и экологические проблемы значительно увеличивают роль АВИЭ. Рациональное использование АВИЭ, устраняет зависимость от традиционных источников энергии, играет важную роль в предотвращении глобальных климатических изменений, в реализации бесперебойного энергообеспечения и тем самым в обеспечении энергетической безопасности.
Значимость и необходимость использования АВИЭ можно более наглядно увидеть если учесть рост населения мира, истощение традиционных источников энергии и негативное воздействие на экономику роста цен на энергоносители.
Известно, что традиционные источники энергии сконцентрированы в различных регионах мира, а это приводит к налаживанию экономических связей между странами мира, а иногда и к политическим конфликтам и военным столкновениям. По этой причине каждая страна с целью устранения энергетической зависимости от зарубежных стран и таким образом для обеспечения своей национальной энергетической безопасности предпочитает АВИЭ и осуществляя серьёзные стимулирующие политические и экономические меры добивается успешных результатов,.
Создание и усовершенствование деятельности структуры управления
Географическое положение территории
Азербайджанской Республики и ее благоприятные климатические условия открывают большие возможности для использования экологически чистых и неиссякаемых АВИЭ. Этот вопрос, постепенно актуализирую-
щийся в глобальном мире, приобретает приоритетный характер и в нашей стране, и в этом направлении периодически осуществляются мероприятия.
Одним из таких мероприятий является создание структуры управления в этой сфере и постоянное совершенствование деятельности в соответствии с международными стандартами. Так, с целью привлечения в использование АВИЭ в Азербайджанской Республике и повышения эффективности использования энергетических ресурсов страны Президент Ильхам Алиев 16 июля 2009 года подписал Указ № 123 «О создании Государственного Агентства по Альтернативным и Возобновляемым Источникам Энергии при Министерстве Промышленности и Энергетики Азербайджанской Республики» [12].
Но Указом от 1 июня 2012 года Государственное Агентство по Альтернативным и Возобновляемым Источникам Энергии Министерства Промышленности и Энергетики Азербайджанской Республики было упразднено, и на его основе была создана Государственная Компания Азербайджанской Республики по Альтернативным и Возобновляемым Источникам Энергии [13].
Позднее 3 февраля 2013 года Указом Президента № 810 «О дополнительных мерах в сфере альтернативных и возобновляемых источников энергии» было создано Государственное Агентство по Альтернативным и ВозобновляемымИсточникамЭнергииАзербайджанской Республики, реорганизована Государственная Компания по Альтернативным и Возобновляемым Источникам Энергии Азербайджанской Республики и переименована в Общество с Ограниченной Ответственностью «Аз-алтернативэнержи» ('Azalternativenerji") и была передана в подчинение недавно созданного Государственного
Агентства по Альтернативным и Во-зобновляемым Источникам Энергии [9].
Было установлено, что недавно созданное ООО «Азалтернативэнержи» ("Azalternativenerji" ММС) будет действовать в области разведки, разработки, проектирования установок и объектов для получения энергии, строительства, производства, транспортировки и распределения энергии, инфраструктурного обеспечения и эксплуатации оборудований АВИЭ.
Таким образом, создание центрального органа исполнительной власти, действующего по АВИЭ, отражает интересы государства в развитии этой сферы. Оказание политической поддержки приводит к повышению интереса и доверия местных и зарубежных инвесторов к этой сфере, и в результате являясь большим стимулом для развития предприятий, производящих энергию, способствует устойчивому и эффективному осуществлению национальной энергетической политики. А это является одним из основных условий для достижения развития этой области в стране.
Нормативно-правовые акты и программы деятельности
Наряду с решениями об усовершенствовании и развитии структуры управления в области альтернативных и возобновляемых источников энергии в нашей Республике был принят ряд нормативно-правовых актов, представляющих важное значение в создании правовой базы.
Являясь одним из основных целей проекта Государственной Стратегии [6], а также Стратегического плана [8] Государственного Агентства по Альтернативным и Возобновляемым Источникам Энергии по 2015-2018 годам, создание и усовершенствование нормативно-правовой базы осуществляет регулирование деятельности и координацию в области использования АВИЭ. Для применения каждого принятого акта были подписаны соответствующие указы и распоряжения Президента Азербайджанской Республики, постановления и распоряжения Кабинета Министров, определены полномочия соответствующих государственных органов и механизм исполнения данных нормативно-правовых актов.
В целях обеспечения создания новых энергетических мощностей за счет имеющихся в Азербайджанской Республике АВИЭ (альтернативные и возобновляемые источники энергии) 21 октября 2004 года по распоряжению № 462 Президента Ильхама Алиева была утверждена «Государственная программа по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике» [1].
Для обеспечения всех регионов Азербайджанской Республики долгосрочной и эффективной деятельности в сфере альтернативной и возобновляемой энергии, а также для осуществления планируемых проектов в соответствии со спросом регионов на энергию, Государственным агентством были разработаны: «Карта развития альтернативных и возобновляемых источников энергии Азербайджанской Республики 2020», «Карты развития альтернативных и возобновляемых источников энергии до 2020 года по городам и районам Азербайджанской Республики» и «Схема управления альтернативных и возобновляемых источников энергии Азербайджанской Республики» [5].
В целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития экономики страны, повышения социального благосостояния населения, а также создания органической связи и взаимного согласования между текущим, средним и долгосрочным периодами социально-экономического развития, в том числе, способствуя ускорению прогресса общества во всех направлениях, с целью формирования качественно новых моделей развития наряду с указанным, также была разработана Концепция развития «Азербайджан - 2020: Взгляд в Будущее» [11]._
Согласно Концепции, расширение возможностей использования АВИЭ будет одним из приоритетных направлений в качестве мер по усовершенствованию структуры экономики в целенаправленной форме. С целью ускорения использования АВИЭ, в течение периода, охватывающего Концепцию, планируется проведение работ в направлении осуществления стимулирующих мероприятий, развития институциональной среды, усиления научно-технического потенциала, продолжения подготовки специалистов и просвещения потребителей энергии.
Также, Государственным агентством в рамках Концепции развития «Азербайджан - 2020: Взгляд в Будущее» был составлен «Стратегический план Государственного агентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Азербайджанской Республики (2015-2018)» [8].
Согласно стратегическому плану, будут усилены меры по формированию здоровой конкурентной среды в сфере альтернативной и возобновляемой энергии и ее эффективного использования, усовершенствованию структуры сферы, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, увеличению размера привлеченных инвестиций, усовершенствованию и перестройке инфраструктуры, применению в экономике и социальных сферах возобновляемой энергетики, увеличению потребления возобновляемой энергии и энергоэффективности, обеспечению экологической безопасности и осуществлению мероприятий, установленных в других подобных направлениях. В целях достижения экономичного и эффективного использования энергоресурсов, также будут осуществляться соответствующие образовательные мероприятия.
Наряду с этим, с целью увеличения эффективности в сфере альтернативной и возобновляемой энергии и его эффективного использования и развития конкурентной среды, будет обеспечено активное участие в этой сфере частного сектора, повышено обеспечение потребностей не нефтяного сектора экономики в инвестициях, применение новых технологий и знаний, развитие местных производственных сфер, а также поощрение иностранных инвесторов к стратегическому сотрудничеству.
В то же время, Государственному агентству по альтернативным и возобновляемым источникам энергии, являющемуся исполнителем одного из направлений государственной политики в рамках «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2014-2018 годы» было поручено продолжение выполнения работ в сфере осуществления соответствующих мероприятий с целью создания АВИЭ а также расширение использования АВИЭ [10].
С целью эффективного использования существующего в Азербайджане потенциала альтернативной и возобновляемой энергии, 29 декабря 2011 года Президент Азербайджанской Республики также подписал Распоряжение о подготовке «Государственной стратегии по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике на 2012-2020 годы» [6].
Все выше указанные принятые нормативно-правовые акты, программы деятельности, решения, составлют основу развития данной сферы в нашей стране, способствуя ее направлению в нужное русло.
В настоящее время с целью полного обеспечения национальной энергетической безопасности, создания новых и продолжительных источников энергии, охраны окружающей среды, изучения производства альтернативной и возобновляемой энергии и обеспечения ее применения, также продолжаются работы по разработке иных нормативно-правовых актов.
Необходимость развития, а также значимость использования АВИЭ нашли свое отражение в ряде законов, принятых с целью регулирования энергетической
деятельности. Ниже приводятся данные законы:
- Закон Азербайджанской Республики «Об энергетике» примененный указом Президента Азербайджанской Республики № 85, от 1 февраля 1999 года [4]. В статье 3 Закона было отмечено, что использование возобновляемых источников энергии является одной из главных задач государственной энергетической политики.
- Закон Азербайджанской Республики «Об электроэнергетике», примененный указом Президента Азербайджанской Республики № 723 от 13 июня февраля 1998 года [3]. В статье 8 Закона подчеркнута важность применения государственных привилегий к производству энергии по возобновляемым источникам энергии.
- Закон Азербайджанской Республики «Об использовании энергоресурсов», примененный указом Президента Азербайджанской Республики № 512 от 17 ноября 1996 года [2]. В статье 12 Закона к экономическим мерам для эффективного использования возобновляемых источников энергии, по обеспечению эффективного использования энергоресурсов, было дополнено применение финансовых средств и стимулирующих мероприятий, направляющих организационную, научно-техническую и хозяйственную деятельность.
Международное сотрудничество и исполнение проектов.
Известно, что создание системы эффективного управления и существование правильной политико-правовой базы играет огромную роль в развитии использования АВИЭ.
Однако создаваемая нормативно-правовая база должна быть приведена в соответствие с международными стандартами и охватить долгосрочный период. С этой целью изучение международной практики и разработка законов, нормативно-правовых актов и программы деятельности в соответствии с международными стандартами является одним из основных и главных условий. А это возможно через успешные связи, которые будут построены на основе договоров, заключенных с иностранными организациями и странами с передовым опытом, а также - через обмен опытом.
Азербайджанская Республика создала тесные деловые отношения с нижеследующими международными организациями [19]:
- Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (ÍRENA)
- Организация экономического сотрудничества (ОЭС)
- Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС)
- Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ)
- Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций (UNECE).
Помимо этого, между ООО «Azalternativenerji» Государственного агентства и компанией «Turcas Enerji Holding A.§.» компании «Turcas Petrol» был подписан Протокол о намерениях с целью построения в Турции и Азербайджане солнечных, ветровых и геотермальных станций и осуществления совместных проектов; в Исламской Республике Иран в рамках межправительственной комиссии Азербайджан-Иран подписан Меморандум соглашения между Государственным агентством по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Азербайджанской Республики и Министерством энергетики Исламской Республики Иран; подписан Меморандум соглашения между Государственным агентством и Государственным управлением по делам энергетики Китая, а также были налажены тесные связи с Европейской экономической комиссией Организации объединенных наций (ЕЭК ООН) и ее подструктурами [5].
Также, с целью предотвращения экологических проблем, правительство придает большое значение между-188
народному сотрудничеству. Так, Азербайджанская Республика ратифицировала Рамочную конвенцию «Об изменении климата» [14] и Киотский протокол [15], присоединилась к соответствующим документам о механизме чистого развития. В то же время, наша страна выступила сторонником директивы «20-20-20» с целью уменьшения зависимости от одного источника энергии, решения вопросов энергетической безопасности и энергетической эффективности, а также разработки единой энергетической политики и уменьшения вреда, причиняемого окружающей среде. Напомним, что согласно требованиям данной директивы, при использовании в странах Европейского Союза АВИЭ были определены обязательства по доведению к 2020 году доли энергопотребления до 20%, повышению энергоэффективности до 20% и снижению эмиссии парниковых газов с уровня 1990 года на 20% [18].
Деятельность по АВИЭ регулируется решением № 95 от 20 мая 2010 года Кабинета Министров Азербайджанской Республики о «Правилах специального разрешения по альтернативным и возобновляемым источникам энергии» [7].
Специальное разрешение, согласно Правилам предоставляется только юридическим и физическим лицам (на основе их обращения или путем интервьюирования), желающим заниматься проектированием, строительством и эксплуатацией малых гидроэлектростанций, объектов, предусмотренных для получения энергии на основе геотермальных вод, ветра силой более 10 кВт, солнца и биомассы.
Однако в третьей строке пункта 3.1. Правил отмечено, что повторный выпуск в эксплуатацию объектов, эксплуатация которых была приостановлена, или повторный выпуск в эксплуатацию объектов после проведения работ по увеличению их мощности, модернизации и перестройки осуществляется в указанном порядке на основе специального разрешения. Однако существование данного пункта в будущем может создать ряд препятствий для предпринимателей, желающих расширить и еще больше развить деятельность в данной сфере в Азербайджане. Ввиду этого, достаточно будет получить специальное разрешение только в период начала первой деятельности учреждения.
А в целом, исполнение указов и распоряжений, программ деятельности, подписанных в направлении усовершенствования структуры по развитию сферы альтернативной и возобновляемой энергии и создания нормативно-правовой базы, а также исполнение проектов на основе заключенных международных договоров способствовали основательному динамическому развитию данной сферы в Азербайджане.
Так, продолжаются работы в направлении доведения Сураханской солнечной электростанции мощностью 1,4 МВт и Пираллахской солнечной электростанции мощностью 1,1 МВт, сданных в эксплуатацию во второй половине 2014 года, до проектной мощности (2,8 МВт); продолжаются работы по строительству солнечных электростанций общей мощностью 17,4 МВт, находящихся в Самухском районе, Сумгаите, в поселках Сангачал и Сахиль Гарадагского района города Баку. Также, в рамках «Программы поддержки Европейской Комиссии реформ в энергетической сфере в Азербайджанской Республике» (ESiDP), подтвержденной решением № 191 от 16.12.2009 года Кабинета Министров Азербайджанской Республики, проводятся работы в направлении осуществления пилотного проекта автоматически управляемой солнечной электростанции мощностью 1,2 МВт, распложенной в поселке Сахиль [5].
Число солнечных панелей, установленных в солнечных электростанциях проектной мощностью 2,8 МВт в Агроэнергетическом жилом комплексе (АЭЖК), возведенном в Самухском районе в 2015 году, было доведено до 7860, а 6000 или 1,5 МВт из них было подсоедине-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
но к энергетической системе. А, в городе Сумгаит на солнечных электростанциях проектной мощностью 2,8 МВт было установлено 8800 единиц солнечных панелей, и, тем самым, мощность станции была доведена до 2,2 МВт [5].
Наряду с этим, в рамках проекта полного обеспечения потребности Пираллахского района в электроэнергии, за счет АВИЭ были завершены исследования по установке гибридных электростанций, и было предусмотрено строительство солнечной электростанции общей мощностью 10 МВт на отдельных участках (Пираллахская солнечная электростанция - 2,8 МВт, солнечная электростанция, расположенная на острове Чилов - 1,2 МВт и на административных, социальных и промышленных объектах района - 6,0 МВт), строительство тепловой электростанции мощностью 2,0 МВт с использованием отработанных газов [5].
Опираясь на договор, заключенный между Государственной службой энергетики Нахчыванской Автономной Республики и швейцарской компанией «Ped», с 20 апреля 2017 года на территории станции были начаты работы по расширению. После завершения работ общая мощность достигнет 22 МВт. Результатом выполненных работ является то, что в Автономной Республике в 2016 году с солнечной электростанции было получено 29 миллионов 922 тысяч кВт/ч электроэнергии, что составляет 20% потребности Автономной Республики в электроэнергии. И все это осуществляется на основе «Государственной программы социально-экономического развития Нахчыванской Автономной Республики в 2014-2018 годах» [16].
Также, в направлении обеспечения энергетической безопасности Автономной Республики, в Шарурском районе было завершено строительство гидроэлектростанций «Арпачай - 1» мощностью 20,5 МВт и «Арпачай - 2» мощностью 1,4 МВт, в Ордубадском районе было продолжено строительство гидроэлектростанции мощностью 36 МВт. В Ордубадском районе продолжаются научно-исследовательские и проектно-изыскатель-ские работы с целью осуществления строительства в Ордубадском районе гидроэлектростанции «Тиви» проектной мощностью 14 Мвт [17].
А в целом по стране в 2015 году за счет всех АВИЭ было произведено 1816,0 миллионов кВт/ч электроэнергии (в сравнении с предыдущими годами, больше на 21,5%), 6315,3 ККал тепловой энергии (больше на 15,9%). Это обусловило экономию природного газа в среднем на 464,7 миллиона м3 и, соответственно - предотвращение выброса в атмосферу 827,2 тысяч тонн диоксида углерода (СОЛ [5].
Выводы. Таким образом, усовершенствование организационной структуры, принятые законы, нормативно-правовые акты и программы деятельности в области эффективного использования АВИЭ также обладают огромным значением с точки зрения стимуляции развития предприятий производства энергии по данной сфере.
Однако отсутствие единой законодательной базы по урегулированию деятельности в данной сфере является главным недостатком. Ввиду этого, с целью еще большего усовершенствования и достижения развития законадательной базы, крайне важно принятие и применение закона «Об использовании альтернативных и возобновляемых источников».
Данный закон должен быть дополнен статьями, опирающимися на построение взаимных связей между органами управления, регулирование деятельности, применение льгот и привилегий при производстве оборудований или в таможенных и налоговых пошлинах, при ввозе в страну устройств, применяемых в области производства энергии, частей и принадлежностей оборудования, предназначенного для их производства, предоставление кредитов и субсидий со льготными условиями местным и иностранным юридическим и физическим лицам, желающим вложить инвестиции в данную
сферу, а также - ряд прогрессивных инноваций. Таким образом, принятие закона путем устранения существующих проблем будет способствовать развитию данной области.
Также, при осуществлении мероприятий организационного нормативно-правового и методического характера в сфере альтернативной и возобновляемой энергии, необходимо уделять приоритетное внимание сотрудничеству со странами, обладающими специализированным, передовым научно-техническим потенциалом, а также - воспользоваться широким спектром их опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Государственная программа по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике», газета «Азербайджан», 22 октября 2004 года, № 246.
2. Закон Азербайджанской Республики «Об использовании энергоресурсов», город Баку, 30 мая 1996 года № 94-IQ, Сборник законодательства Азербайджанской Республики, 1997 год, № 2, статья 120.
3. Закон Азербайджанской Республики «Об электроэнергетике», город Баку, 3 апреля 1998 года № 459-IQ, Сборник законодательства Азербайджанской Республики, 30 июня 1998 года, № 6, статья 363.
4. Закон Азербайджанской Республики «Об энергетике», город Баку, 24 ноября 1998 года № 541-IQ. «Сборник законодательства Азербайджанской Республики» (28 февраля 1999 года, № 2, статья 53), газета «Азербайджан» (06 февраля 1999 года, № 28).
5. Отчет Государственного агентства о выполненных работах в области эффективного использования альтернативной и возобновляемой энергии в Азербайджанской Республике - 2015 // http://area.gov.az/ public/
6. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «О подготовке Государственной стратегии по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике на 2012-2020 годы» (29 декабря 2011 года, № 1958), газета «Азербайджан» 30 декабря 2011, № 290, стр.1.
7. Решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики о подтверждении «Правил специального разрешения на деятельность по альтернативным и возобновляемым источникам энергии» город Баку, 20 мая 2010 года № 95, Сборник законодательства Азербайджанской Республики 2010 № 5, статья 473.
8. «Стратегический план Государственного агентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Азербайджанской Республики (2015-2018)», Баку 2014 http://area.gov.az/news/48
9. Указ Президента Азербайджанской Республики «О дополнительных мероприятиях в области альтернативной и возобновляемой энергии» (3 февраля 2013 года, № 810), газета «Азербайджан» 3 февраля 2013 года, № 25, стр. 4.
10. Указ Президента Азербайджанской Республики о подтверждении «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2014-2018 годах» (27 февраля 2014 года № 118) Сборник законодательства Азербайджанской Республики 2014 № 2 стр. 380-381.
11. Указ Президента Азербайджанской Республики о подтверждении Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее»: (29 декабря 2012 года № 800), газета «Азербайджан» 30 декабря 2012 года, № 293, стр.2.
12. Указ Президента Азербайджанской Республики «О создании Государственного агентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Министерства промышленности и энергетики Азербайджанской Республики» (16 июля 2009 года, № 123), газета «Азербайджан». 17 июня 2009 года, № 154, стр. 2.
13. Указ Президента Азербайджанской Республики
«О создании Государственной компании по альтернативным и возобновляемым источникам энергии в Азербайджанской Республике» (1 июня 2012 года, № 643), газета «Азербайджан», 02 июня 2012 года № 120, стр. 1.
14. United Nations Framework Convention on Climate Change. Brazil-Rio de Janeiro - 1992. // http://unfccc.int/
15. Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change. Japan-Kioto - 1997 // http:// unfccc.int/
16. Газета «Шарг гапысы» («§эщ qapisi») Выпуск 83 (21.744) 3 мая 2017 года, среда, стр.1
17. Газета «Шарг гапысы» («§эщ qapisi») Выпуск 92 (21.753) 16 мая 2017 года, вторник, стр.2.
18. «Халг газети» (Xalq qazeti), 24 октября 2013 года, стр. 4. http://www.xalqqazeti.com/az/news/social/39001
19. www.area.gov.az
Статья поступила в редакцию 08.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.