Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВВП: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕВРАЗИАТСКИХ СТРАН'

СТРУКТУРНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВВП: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕВРАЗИАТСКИХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
ВВП / Индекс человеческого развития (ИЧР) / потребительские расходы семей / экономический рост / сравнительный анализ по показателям ВВП евроазиатских стран.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юзбашиева Гюльшен Заид Кызы, Абасова Самира Гусейн Кызы, Юзбашиев И.Г.

На темпы роста ВВП оказывает его структурная составляющая, медленно изменяющаяся во времени, но реально показывающая происходящие структурные изменения, повышающие конкурентоспособность страны и эффективность производства. Экономический рост – это рост общего производства и потребления, а экономическое развитие – это рост общего уровня жизни населения. Исходя из этого, целесообразно уделение внимания экономическому развитию, являющееся качественной составляющей, реально отражающей сложившееся положение в экономиках различных стран. В статье сравниваются различные показатели ВВП в евроазиатских странах и предложения по улучшению показателей ВВП для экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юзбашиева Гюльшен Заид Кызы, Абасова Самира Гусейн Кызы, Юзбашиев И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВВП: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕВРАЗИАТСКИХ СТРАН»

УДК 330.3; 330.55; 330.59; 338.1; 914/919; 338.001.36

СТРУКТУРНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВВП: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕВРАЗИАТСКИХ СТРАН

ЮЗБАШИЕВА ГЮЛЬШЕН ЗАИД кызы

Д.э.н., проф., Заведующая отделом «Теоретические основы политической экономики» Института Экономики Министерства Науки и Образования Азербайджанской Республики,

Баку, Азербайджан

АБАСОВА САМИРА ГУСЕЙН кызы

К.э.н., доц., Ведущий научный сотрудник отдела «Регулирование внешнеэкономический связей» Института Экономики Министерства Науки и Образования Азербайджанской

Республики, Баку, Азербайджан

ЮЗБАШИЕВ И.Г.

К.э.н., Представитель компании SOCAR, Женева, Швейцария

Аннотация. На темпы роста ВВП оказывает его структурная составляющая, медленно изменяющаяся во времени, но реально показывающая происходящие структурные изменения, повышающие конкурентоспособность страны и эффективность производства. Экономический рост - это рост общего производства и потребления, а экономическое развитие - это рост общего уровня жизни населения. Исходя из этого, целесообразно уделение внимания экономическому развитию, являющееся качественной составляющей, реально отражающей сложившееся положение в экономиках различных стран. В статье сравниваются различные показатели ВВП в евроазиатских странах и предложения по улучшению показателей ВВП для экономического роста.

Ключевые слова: ВВП, Индекс человеческого развития (ИЧР), потребительские расходы семей, экономический рост, сравнительный анализ по показателям ВВП евроазиатских стран.

Введение

На темпы роста ВВП влияние оказывает его структурная составляющая, медленно изменяющаяся во времени, но реально показывающая происходящие структурные изменения, повышающие конкурентоспособность страны и эффективность производства. Для устойчивости в получении реальных темпов роста от проводимых структурных реформ целесообразно использование человеческого капитала, рост производительности и эффективности, повышение качества институтов управления, диверсификация экономики, в частности, промышленности.

1. ВВП и экономический рост: организационные вопросы

Направления изменений структурных сдвигов должны соответствовать изменениям в структуре потребностей и интересов, формируют пропорции между производством и потреблением. На изменение структурных сдвигов влияние оказывают научно-технико-технологический прогресс, НИОКР, инновации, что, в свою очередь, ведет к изменению структуры экономики [2]. Как правильно отмечал Президент России господин В.В.Путин [6]: «Мы качественно меняемся, страна качественно меняется изнутри, становится более

самодостаточной, более суверенной, более уверенной в себе. Это время России!" - заявил глава государства. Путин подчеркнул, что сильные идеи всегда нужны, потому что всегда стоят задачи, связанные с развитием.. .Сильные идеи всегда нужны, потому что всегда стоят задачи, связанные с развитием. Но сильные идеи для нового времени именно сегодня — это прямо в точку. Почему? Потому что сегодня мы переживаем особое время. И эта новизна, новое время заключается в том, что мы выходим совершенно на другой уровень стоящих перед нами задач».

Как отмечено выше на темпы роста ВВП влияние оказывает его структурная составляющая. Для устойчивости целесообразно использование человеческого капитала, рост производительности и эффективности, диверсификация экономики [7]. В этом направлении Правительством Азербайджана проводится много мероприятий для улучшения сложившегося положения, снижения зависимости от нефти и газа. «.у нас появились новые интерконнекторы, которые позволяют транспортировать природный газ в новые пункты назначения. Фактически это полностью меняет географию поставок энергоносителей, а также вопросы, связанные с энергетической безопасностью.. перехода к "зелёной" энергетике. Мы делаем это не потому, что нам не хватает традиционных ресурсов, а потому, что мы хотим внести свой вклад, используя финансирование, используя доходы, которые мы получаем от продажи нефти и газа, чтобы инвестировать в возобновляемые источники энергии и создать общее понимание в их необходимости. .Мы являемся страной с ископаемым топливом. Думаю, наша заслуга как раз-таки в том, что нам удалось избежать так называемого нефтяного проклятия, с которым столкнулись многие страны с запасами нефти и газа. Мы превратили нефть в развитие. Нам удалось обеспечить справедливое распределение богатств. За последние двадцать лет мы сократили уровень бедности в Азербайджане с 50% до 5%. И всё, что вы видите здесь, в Баку, - это абсолютно новое развитие инфраструктуры и улучшение условий жизни людей» [3].

2. Взаимосвязь ВВП, индекса человеческого развития (ИЧР) и

экономического роста

Снижение темпов роста ВВП было результатом снижения структурной составляющей темпов роста, зависящей от условий внешней торговли. Как известно, темпы роста экономики являются количественным показателем, влияющим на уровень доходов и потребления населения. Но, целесообразно брать за основу качественные показатели, то есть важно не изобилие произведенных товаров, а как он отражается на качестве жизни человека. Исходя из этого, использование Индекса человеческого развития (ИЧР - индекс человеческого развития (достижение благополучия в образовании, здравоохранении, долголетие, материальный уровень жизни)), более широкого показателя по сравнению с ВВП, будет отражать реально сложившуюся ситуацию, так как не всегда рост темпов свидетельствует о росте благосостояния. ИЧР показывает уровень благополучия населения по таким показателям, как образование, здравоохранение, уровень жизни. Рассмотрим показатель ИЧР и ВВП на душу населения, так как не всегда значения этих показателей совпадают, то есть по рангу в списке стран величина отличается.

При этом следует учитывать, что среди расходов в Азербайджане определенная часть направляется на восстановление земель, разрушенные в течении 30 лет. Также пандемия, локальные войны, кризисы, санкции, политические аспекты показывают уязвимость нефтегазового рынка. Как отмечал Президент Азербайджана господин Алиев И. «Мое послание заключалось в следующем: давайте оценку нашим действиям по тому, как мы обращаемся с этими ресурсами, как мы используем доходы для удовлетворения потребностей людей и стимулирования "зелёной" повестки дня» [3].

Таблица 1.

Оценка ВВП на душу населения и по рангу ИЧР в евроазиатских странах [12-13]; [19]; [22]

Евроазиатские Ранг по реальному ВВП Ранг по ВВП на душу Ранг по ИЧР

страны на душу населения населения по ППС

2015 2022 2015 2022 2015 2022

Азербайджан 79 82 90 85 78 91

Белоруссия 81 80 94 73 50 60

Грузия 116 93 138 77 76 63

Казахстан 60 68 75 58 56 56

Кыргызстан 153 145 183 134 120 118

Латвия 51 50 76 52 46 39

Литва 50 43 65 39 37 35

Молдова 140 100 170 96 107 80

Россия 72 60 79 56 50 52

Таджикистан 160 159 191 141 129 122

Туркменистан 76 73 103 90 109 91

Узбекистан 133 135 160 120 114 101

Украина 134 108 148 107 81 77

Эстония 40 40 63 40 30 31

Благоприятная ситуация в 2022г. по ИЧР в Эстонии (31), в Литве (35) и в Латвии (39) и экономический рост сопровождался ростом благосостояния людей. Отрицательная разница экономического роста свидетельствует о том, что по ИЧР страна занимает более низкое место, чем по доходу на душу населения и достижения экономического роста не сопровождаются соответствующим прогрессом в социальном развитии (Азербайджан, Туркменистан). Положительная разница показывает об относительно успешном использовании результатов экономического роста в интересах человека (Россия, Эстония, Литва, Латвия, Казахстан). Большее внимание уделялось образованию, здравоохранению и экономический рост сопровождается улучшением благосостояния населения. Что еще раз повышает качественную составляющую экономического роста.

Таблица 2.

Оценка ВВП в экономическом и общем развитии по ППС по евроазиатским странам [12-13];

[191; [221_

Евроазиатски Разность по Разность по ВВП Продолжительность жизни

е страны реальному ВВП на на душу населения (лет)

душу населения по ППС

2015 2022 2015 2022 2015 2022 Изменения

Азербайджан 1 -9 12 -6 72.7 69.4 - 3.3

Белоруссия 31 20 44 12 72.3 72.4 0.1

Грузия 40 30 62 13 74.4 71.7 - 2.7

Казахстан 4 12 10 2 70.2 69.4 - 0.8

Кыргызстан 33 27 63 13 71.1 70.0 -1.1

Латвия 5 11 30 13 74.6 73.6 -1.0

Литва 13 8 28 3 73.6 73.7 0.1

Молдова 33 20 63 14 72.1 68.8 - 3.3

Россия 22 8 29 4 70.5 69.4 -1.1

Таджикистан 31 27 62 16 69.7 71.6 1.9

Туркменистан -33 -18 -6 0 66.3 69.3 3.0

Узбекистан 19 34 46 16 69.4 70.9 1.5

Украина 53 31 67 28 71.3 71.6 0.3

Эстония 10 9 33 8 77.6 77.1 -0.5

Ранг по ВВП на душу населения в Эстонии - 40, по ВВП на душу населения по ППС -40, продолжительность жизни - 77.1. В Литве ранг по ВВП на душу населения составил - 43, по ВВП на душу населения по ППС - 39 и продолжительность жизни - 73.7. В Латвии ранг по ВВП на душу населения составил - 50, по ВВП на душу населения по ППС - 52 и продолжительность жизни - 73.6, соответственно). К сожалению, показатели ВВП на экономику плохо повлияли на продолжительность жизни населения Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Эстонии. Страны со смещением в сторону развития человеческого потенциала: Россия (52), Казахстан (56), Белоруссия (60), Грузия (63). Со смещением в сторону экономического роста: Украина (77), Молдова (80), Азербайджан (91), Туркмения (91). Отстающие страны по человеческому развитию: Узбекистан (101), Кыргызстан (118), Таджикистан (122).

Отрицательная разница экономического роста свидетельствует о том, что по ИЧР страна занимает более низкое место, чем по доходу на душу населения и достижения экономического роста не сопровождаются соответствующим прогрессом в социальном развитии (Азербайджан, Туркменистан). Положительная разница показывает об относительно успешном использовании результатов экономического роста в интересах человека (Россия, Эстония, Литва, Латвия, Казахстан). Большее внимание уделялось образованию, здравоохранению и экономический рост сопровождается улучшением благосостояния населения. Что еще раз повышает качественную составляющую экономического роста.

Анализ стран по рангу по ИЧР и по ВВП на душу населения по ППС свидетельствует о том, что положительные значения - это рейтинг ИЧР выше рейтинга ВВП на душу населения (качественная составляющая выше), а отрицательное - рейтинг ВВП на душу населения выше рейтинга ИЧР (результаты роста не сопровождаются соответствующим прогрессом в социальном развитии). Существующая взаимосвязь между уровнем дохода и уровнем развития здравоохранения и образования свидетельствует о том, что не всегда рост доходов может дать положительные изменения в сфере образования и здравоохранения, так как требуется определенный период времени. Также, если достигнуты определенные результаты в области здравоохранения и образования, снижение уровня доходов не сразу отразится на ухудшении результатов в этих сферах.

Для достижения высокого уровня ИЧР важен рост доходов или рост, получаемый за счет реального развития в сфере образования и здравоохранения. Темпы роста не всегда эффективно влияют на улучшение социально-экономического развития, не всегда улучшают положение в сфере образования и здравоохранения. Экономический рост может сопровождаться экологической ситуации в стране и отрицательными последствиями в сфере распределения доходов. При этом целесообразно рассмотреть структуру расходов, так как в некоторых странах уровень потребления превышает расходы на образование и здравоохранение.

ИЧР может оказывать положительное влияние и при отсутствии экономического роста. Можно сказать, экономический рост не является основным факторов в социально-экономическом развитии страны. Доходы являются основным показателем качественного развития страны.

Таблица 3.

Расходы на здравоохранение, образование и на продукты питания [4-5]; [16]; [18]; [21]

Расходы на Расходы на Доля расходов на Траты на

здравоохра- образование, % ВВП продукты питания еду в

нение, % в структуре месяц на

ВВП расходов (место, %) человека, $/место

2020 2021 2020 2021 2022 2023 2023

Азербайджан 4.61 2.6 4.33 3.7 2.91 43.6 /95 102/37

Белоруссия 6.41 6.3 4.86 4.61 - 32.1 /77 98/38

Грузия 7.6 7.6 3.85 3.64 3.81 32.3/79 116/34

Казахстан 3.79 2.8 4.45 4.39 4.21 49.4/99 213/15

Кыргызстан 5.26 2.6 6.09 6.53 7.96 -

Латвия 7.45 7.2 4.82 5.7 - 19.3/40 181/23

Литва 7.54 7.8 4.51 4.84 - 21.0/48 241/12

Молдова 6.78 7.1 6.60 5.82 5.82 41.1/91 97/39

Россия 7.6 3.9 3.7 - 29.0/69 146/27

Таджикистан 8.18 7.2 5.96 5.54 5.45 -

Туркменистан 5.68 3.2 3.8 - 36.9/84 26/41

Узбекистан 6.75 2.3 4.95 5.37 5.28 46.5/98 40/40

Украина 7.62 7.8 5.38 5.74 - 41.6/93 108/36

Эстония 7.75 7.5 5.52 5.91 - 20.2/46 218/14

Как свидетельствуют данные таблицы 3., лучшие позиции у стран Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии). В этих странах больший удельный вес в здравоохранении, образовании, в расходах на питании и трат на еде в месяц на человека, так как качественная составляющая роста более высокая.

3. Качественный экономический рост - это рост структуры потребительских

расходов семей

Основная цель экономического роста - это удовлетворение растущих потребностей, которые зависят от распределения ресурсов и доходов среди населения, от имеющихся возможностей их использования. Можно сказать, не просто обеспечение повышения доходов на душу населения, но и направление инвестиций в социальную сферу и распределение ресурсов в экономике. Суть не только в росте доходов для повышения уровня жизни. Это способствует расширению возможностей выбора, но, со временем, эффект от его влияния снижается. Поэтому, развитие должно стать приоритетом, так как целью является человек, то есть накопление человеческого капитала. При этом, большая роль принадлежит государству -реализация государственной политики социально-экономических и институциональных мер. Важность исходит из того, что доходы по странам могут быть приближенными, но доступность по качеству жизни может различаться. Качественный экономический рост - это рост, создающий основы прогрессивного развития. Рассмотрим структуру потребительских расходов семей.

Таблица 4.

Рейтинг стран по доле потребительских расходов семей в период 2014-2022 гг. [8-11]

Страны Доля расходов Доля расходов на Доля расходов Доля расходов

на продукты алкоголь и табак, на к афе, на досуг и

питания, % % рестораны, культуру, %

отели, %

2014 2022 2014 2022 2014 2022 2014 2022

Азербайджан 40.5 43.4 1.6 2.0 8.8 7.2 4.5 3.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белоруссия 37.7 37.6 3.9 2.5 2.2 2.8 5.8 3.6

Казахстан 41.9 53.0 1.7 2.3 - 1.9 - 1.5

Латвия 28.2 23.3 3.3 2.9 4.4 5.4 7.1 8.1

Литва 33.7 30.0 3.4 2.9 2.4 5.8 4.2 4.9

Молдова 42.8 40.6 1.5 1.8 1.5 2.6 1.5 2.8

Россия 27.7 32.2 2.6 3.0 3.7 2.9 7.2 5.6

Украина 55.5 47.9 3.9 3.7 2.8 3.1 2.5 2.0

Эстония 27.0 21.5 4.0 3.2 3.0 5.4 9.0 10.8

Обеспечение основных физических потребностей населения снижает затраты на отдых, образование, здравоохранение и ощутимо влияние продуктовой инфляции (рост цен на продукты). Потребление домашних хозяйств является одним из важнейших источников экономического роста. Поэтому важны изменения в структуре потребления и рост потребления должен стать фактором реального повышения качества жизни.

Важно повысить уровень жизни за счет изменения структуры потребления, а не его роста. Существует «алчный эффект», влияющий на реальное развитие экономики страны. Собственное ЭГО может парализовать защитный эффект. Важно такое соотношение, при котором достигаются цели экономического роста и развития, благосостояния населения. Покупают престижные товары, а не товары первой необходимости. «С учетом современных вызовов и потребностей общества, государства стремятся обеспечить оптимальное распределение средств в бюджетах, чтобы достичь устойчивого социально-экономического развития и обеспечить благосостояние своих граждан: образование - 25%, здравоохранение -20%, социальная защита - 15%, инфраструктура - 20%, оборона - 10%, научные исследования - 5%, культура - 3%, спорт - 2%, экология - 2%. прочие сферы - 8% [1].

Структура потребления пока не соответствует достигнутому уровню экономического развития, так как существуют проблемы при распределении национального богатства, низкий уровень доходов определенной части населения снижает качество жизни и не способствует росту вложений в человеческий капитал. Сложившаяся структура распределения доходов оказывает сдерживающий эффект потребительского спроса и препятствует экономическому росту и развитию.

Группа населения с высоким доходом и с высокой нормой сбережения ориентированы на потребление импортных товаров и услуг. Поэтому, целесообразно повышение качественной составляющей экономического роста и развития. Важность исходит из того последствия пандемии, локальные войны, санкции, риски, неопределенность ведут к изменениям в приоритетах бюджета многих стран с целью решения социально-экономических, политических и экологических проблем. Вследствие того, что мировая экономика проходит восстановительный период, наблюдается нагрузка на бюджет, его доходную и расходную часть.

Существующая инфляция также оказывает влияние на бюджеты стран, так как повышение цен на потребительские товары и услуги способствует снижению покупательной способности. Безработица способствует снижению доходной части бюджета, вследствие снижения налоговых поступлений и роста социальных расходов. Усложнившаяся политическая ситуация ведет к росту бюджетных расходов (санкции, торговые войны, локальные войны, военные операции). Исходя из этого, целесообразно повышение качественной составляющей экономического роста и развития с целью достижения поставленных приоритетов в социально-экономическом развитии страны, снижения политической напряженности.

Важно эффективное распределение бюджета между секторами экономики, так как выбранные приоритеты и направления в расходной части бюджета подвергаются изменениям, происходящие в социально-экономической и политической ситуации.

4. Финансовая поддержка государства с целью роста ВВП

Рассмотрим темпы роста ВВП и общие расходы государства, при которых достигаются приемлемые темпы роста при участии государства, несмотря на наличие инфляции.

По данным Всемирного Банка ныне наблюдается умеренная инфляция и устойчивый рост, риски для глобального роста сбалансированы. Глобальный рост прогнозируется на уровне 3.1% в 2024г. и 3.2% в 2025г. глобальная инфляция снизится до 5.8% в 2024г. и до 4.4% в 2025г.» [15].

Таблица 5.

Оптимальная доля государства в экономике [14]; [16-17]; [20]

Страны Темпы роста, % Общие расходы государства, % ВВП Инфляция, % Годы

Азербайджа н 5.62 32.3 6.7 2021

Белоруссия 3.9 35.54 5.8 2023

Грузия 10.47 31.6 9.6 2021

Казахстан 5.1 22.9 9.8 2023

Кыргызстан 7.02 36.8 13.9 2022

Латвия 4.06 42.9 3.3 2021

Литва 5.96 37.3 4.7 2021

Молдова 13.93 32.0 5.1 2021

Россия 5.61 34.8 6.7 2021

Таджикиста н 9.40 27.64 9.0 2021

Туркмениста н - - - -

Узбекистан 7.40 30.5 10.8 2021

Украина 3.49 41.9 11.0 2018

Эстония 8.01 41.8 4.7 2021

Как свидетельствуют данные таблицы 5., приемлемые темпы роста достигаются при участии государства, когда доля общих расходов в ВВП достигали соответствующих значений. Оптимальный размер государства наблюдался в Азербайджане в 2021г., когда приемлемые расходы государства составляли (32.3%) для достижения реального темпа роста (5.62%). В Белоруссии приемлемые расходы государства (35.54%) для достижения реального темпа роста (3.9%) были в 2023 г.

В Грузии приемлемые расходы государства (31.6%) для достижения реального темпа роста (10.47%) были в 2021г. В Казахстане приемлемые расходы государства (22.9%) для достижения реального темпа роста (5.1%) были в 2023 г. В Кыргызстане приемлемые расходы государства (36.8%) для достижения реального темпа роста (7.02%) были в 2022г. В Латвии приемлемые расходы государства (42.9%) для достижения реального темпа роста (4.06%) были в 2021г. В Литве приемлемые расходы государства (37.3%) для достижения реального темпа роста (5.96%) были в 2021г. В Молдове приемлемые расходы государства (32.0%) для достижения реального темпа роста (13.93%) были в 2021г.

В России приемлемые расходы государства (34.8%) для достижения реального темпа роста (5.61%) были в 2021г. В Таджикистане приемлемые расходы государства (27.64%) для достижения реального темпа роста (9.40%) были в 2021г. В Узбекистане приемлемые расходы государства (30.5%) для достижения реального темпа роста (7.40%) были в 2021г. На Украине приемлемые расходы государства (41.9%) для достижения реального темпа роста (3.49%) были в 2018г. В Эстонии приемлемые расходы государства (41.8%) для достижения реального темпа роста (8.01%) были в 2021г.

Расходы государства могут расти, но они могут не дать нужного результата. Важно восстановление бюджетной способности с целью снижения подверженности рисков, потрясений, роста доходов для достижения поставленных приоритетных расходов и сдерживания роста государственного долга. Например, в 2023 г. в Эстонии расходы государства составляли 42.34%, но темпы роста были отрицательными (-1.3). В Азербайджане в 2015г. расходы государства были 38.7%, но темпы роста были 1.09%. В Белоруссии в 2015г. государственные расходы были высокими (41.8%), но темпы роста были отрицательными (3.83%). В Грузии в 2020г. государственные расходы были высокими (34.5%), но темпы роста были отрицательными (-6.76%). В Казахстане в 2020г. государственные расходы были высокими (24.6%), но темпы роста были отрицательными (-2.50%).

В Кыргызстане в 2015г. государственные расходы были высокими (38.1%), но темпы роста были низкие (3.88%). В Латвии в 2023г. государственные расходы были высокими (40.1%), но темпы роста были отрицательными (0.4%). В Литве в 2020г. государственные расходы были высокими (41.9%), но темпы роста были низкие (0.02%). В Молдове в 2020г. государственные расходы были высокими (41.4%), но темпы роста были отрицательными (8.28%). В России в 2020г. государственные расходы были высокими (39.2%), но темпы роста были отрицательными (-2.65%). В Таджикистане в 2015г. государственные расходы были высокими (31.9%), но темпы роста были более низкими (6.02%). В Узбекистане в 2020г. государственные расходы были высокими (28.7%), но темпы роста были низкие (2.0%).

Темпы экономического роста низкие, темпы инфляции снижаются, но возросли финансовые риски, нестабильность и неопределенность перспектив развития, медленные темпы внедрения инноваций, техники и технологий, влияние ущерба от пандемии и других инфекций, замедление темпов проведения структурных реформ, экологические проблемы, локальные войны и др. Все это отражается на экономическом росте и развитии страны. Наблюдается ускорение и замедление (волатильность) экономического роста. Поэтому, инновации являются одним из основных ресурсов роста производительности. При этом важно усиление значимости частного сектора и проведение структурных реформ, которые снижают неопределенность в развитии экономики и обеспечивают экономический рост, способствующие росту экономической активности.

Важно направление средств на социальную сферу (социальная поддержка, образование, здравоохранение), инфраструктуру, экономику, инновации, оборона и безопасность. Рост налоговых поступлений, доходов от экспорта и инвестиций способствуют росту доходной части бюджета. Социальные расходы, увеличение расходов на оборону и безопасность, на инфраструктуру способствуют росту расходной части бюджета. Это исходит из того, что политическая нестабильность, технико-технологический прогресс, социальное развитие, изменение позиций стран в мировом развитии оказывают влияние на бюджет стран.

Если растет доходная часть бюджета, а рост ВВП замедляется, то это свидетельствует о наличии процесса «проедания» будущего страны, так как является следствием кризиса производительных сил. Приоритетным является усиление государственного влияния на усиление процесса инновационного развития экономики, способствующей росту конкурентоспособности, производительности, эффективности производства, росту экспорта сложной продукции, снижению импорта иностранных товаров, проведению необходимых структурных сдвигов.

Заключение

1. на темпы роста ВВП влияние оказывает его структурная составляющая, медленно изменяющаяся во времени, но реальное показывающая происходящие структурные изменения, повышающие конкурентоспособность страны и эффективность производства. Для устойчивости в получении реальных темпов роста от проводимых структурных реформ целесообразно использование человеческого капитала, рост производительности и эффективности, повышение качества институтов управления, диверсификация экономики, в частности, промышленности;

2. снижение темпов роста ВВП было результатом снижения структурной составляющей темпов роста, зависящей от условий внешней торговли. Как известно, темпы роста экономики являются количественным показателем, влияющим на уровень доходов и потребления населения. Но, целесообразно брать за основу качественные показатели, то есть важно не изобилие произведенных товаров, а как он отражается на качестве жизни человека. Исходя из этого, использование Индекса человеческого развития (ИЧР), более широкого показателя по сравнению с ВВП, будет отражать реально сложившуюся ситуацию, так как не всегда рост темпов свидетельствует о росте благосостояния. ИЧР показывает

уровень благополучия населения по таким показателям, как образование, здравоохранение, уровень жизни;

3. существующая взаимосвязь между уровнем дохода и уровнем развития здравоохранения и образования свидетельствует о том, что не всегда рост доходов может дать положительные изменения в сфере образования и здравоохранения, так как требуется определенный период времени. Также, если достигнуты определенные результаты в области здравоохранения и образования, снижение уровня доходов не сразу отразится на ухудшении результатов в этих сферах;

4. для достижения высокого уровня ИЧР важен рост доходов или рост, получаемый за счет реального развития в сфере образования и здравоохранения. Темпы роста не всегда эффективно влияют на улучшение социально-экономического развития, не всегда улучшают положение в сфере образования и здравоохранения. Экономический рост может сопровождаться экологической ситуации в стране и отрицательными последствиями в сфере распределения доходов;

5. ИЧР может оказывать положительное влияние и при отсутствии экономического роста. Можно сказать, экономический рост не является основным факторов в социально-экономическом развитии страны. Доходы являются основным показателем качественного развития страны.

6. не просто обеспечение повышения доходов на душу населения, но и направление инвестиций в социальную сферу и распределение ресурсов в экономике. Суть не только в росте доходов для повышения уровня жизни. Это способствует расширению возможностей выбора, но, со временем, эффект от его влияния снижается. Поэтому, развитие должно стать приоритетом, так как целью является человек, то есть накопление человеческого капитала. При этом, большая роль принадлежит государству - реализация государственной политики социально-экономических и институциональных мер. Важность исходит из того, что доходы по странам могут быть приближенными, но доступность по качеству жизни может различаться. Качественный экономический рост - это рост, создающий основы прогрессивного развития.

Литература

1. Бюджеты стран мира на 2023 год: Таблица и распределение средств. Источник: https://aktosr.ru/novosti/byudzhety-stran-mira-na-2023-god-tablitsa-i-raspredelenie-sredstv

2. Дробышевский, С., Казакова М. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999-2015 гг. // Экономическое развитие России. 2015, № 1, с. 45-46.

3. Интервью Президента Алиева И. телеканалу «Евроньюс». 02.03.2024https://azertag.az/ru/xeber/prezident_azerbaidzhana_ilham_aliev_dal_intervyu_telekanal u_evronyus_video-2938941.

4. МК Эстония. Сколько денег тратят на еду в разных странах мира? 18 августа 2023 -https://www.mke.ee/potrebitel/skolko-deneg-tratyat-na-edu-v-raznykh-stranakh-mira

5. Можно дешевле. Исследования и аналитика. Сколько денег тратят на еду в разных странах мира? Picodi, 16 августа 2023 г. - Picodi.comhttps://www.picodi.com/ru/mozhno-deshevle/zatraty-na-j edu-2023

6. Официальный сайт президента России. Выступление Путина на форуме АСИ "Сильные идеи для нового времени". 20.02.2024 http://www.kremlin.ru/events/president/news/73505

7. Синельников-Мурылев, С., Дробышевский, С., Казакова, М. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999-2014 годах // Экономическая политика. 2014, № 5, с. 7-37: http://iep.ru/ru/publikatcii/7125/ publication.html

8. РИА Рейтинг. Россия и страны мира - 2020. riarating.ru/countries/2020/,

9. РИА Рейтинг. Россия и страны мира - 2020. стат.сб. Аз-на, 2021г.

10. Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на прод укты питания - 2015. https://riarating.ru/regions_rankings/20151224/630004942.html

11. Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания - 2022. https://riarating.ru/infografika/20221212/630234110.html

12. Рейтинг стран мира по индексу человеческого развития -https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index

13. Рейтинг стран мира по индексу человеческого развития - https://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index

14. International Monetary fund. - https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2023

15. International Monetary fund. World Economic Outlook Update. Moderating inflation and steady growth open path to soft landing -https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2024/01/30/world-economic-outlook-update-january-2024

16. World Bank - live. https://data.worldbank.org/indicator

17. World Bank - live. https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?view=chart

18. World Health Organisation. European Health Information Gateway -https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfa_566-6711-tota

19. Theglobaleconomy.com. Business and economic data for 200 countries. -https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/GDP_per_capita_constant_dollars

20. Theglobaleconomy.com. Business and economic data for 200 countries. -https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Economic_growth

21. Theglobaleconomy.com. Business and economic data for 200 countries. -https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/GDP_per_capita_constant_dollarshttps://ru.theglobaleco nomy.com/rankings/education

22. Total-rating.ru. Рейтинги стран и компаний. https://total-rating.ru/1596-vvp-na-dushu-naseleniya-za-2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.