Акимов А.В.
д.э.н., зав. отделом экономических исследований Института востоковедения РАН akimovivran@mail. ru
СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ДОГОНЯЮЩЕГО ТИПА РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ
Ключевые слова: догоняющее развитие, нефтеэкспортеры Ближнего Востока, КНР, модернизация, Россия.
Современный экономический рост порождает ряд вопросов относительно путей развития разных стран. Страны разделяются на отсталые и успешные, развитые. Если рассмотреть варианты существования успешных стран, то наблюдается определенное многообразие моделей. США имеют как развитую обрабатывающую промышленность, так и сильную горнодобывающую. Помимо стран, имеющих развитую обрабатывающую промышленность типа Японии, Германии, Южной Кореи, есть группа стран, имеющих высокий уровень ВВП на душу населения при экономике, базирующейся на природных ресурсах (Канада, Австралия). При разработке стратегии развития России необходимо рассмотреть, что можно и что желательно получить в результате модернизации.
Если рассмотреть изменения структуры экономики других стран догоняющего развития, которые проходят путь модернизации, то для России интерес представляют изменения структуры экономики стран-нефтеэкспортеров Персидского залива как пример трансформации стран, которые имеют схожую с российской структуру экономики, ориентированную на экспорт нефти и газа и импорт продукции отрабатывающей промышленности, а также опыт Китая, который практически уже стал экономикой номер один в мире, встав в один ряд с США.
Успех социально-экономического развития арабских стран-экспортеров нефти и газа привел к появлению в России в 2006 г. идеи энергетической сверхдержавы. Большие надежды возлагались на развитие экспорто-ориенти-рованного сельского хозяйства1. Подобного рода стратегии основывались на том, что Россия будет частью глобальной экономики со свободным перетоком товаров, технологий, инвестиций и услуг между странами-участницами на основе чисто экономического интереса.
В условиях обострения мировой энергетической и продовольственной проблем такого рода модель развития представлялась для России вполне перспективной, поскольку Россия обладает природными ресурсами для добычи топлива и производства сельскохозяйственной продукции в больших масштабах.
В последнее время четко обозначились тенденции отхода нефтеэкспортеров Ближнего Востока от прежней модели экономического развития, которые показывают, что она может успешно изменяться в целях повышения долгосрочной конкурентоспособности стран-экспортеров нефти и газа. Двумя основными трендами являются переработка нефти, а также создание перерабатывающей промышленности как на основе переработки нефти, так и в других отраслях.
Страны-экспортеры нефти Ближнего Востока существенно продвинулись на пути создания перерабатывающих производств (см. табл. 1).
Таблица 1
Нефтепереработка в странах Ближнего Востока, входящих в ОПЕК, в 2016 г.
Страна мощности нефтепереработки, 1000 барр. в сутки производство нефтепродуктов, 1000 барр./сутки Экспорт нефтепродуктов,
Саудовская Аравия 2899,0 2825,9 1502,6
Иран 1901,0 1857,3 897,9
ОАЭ 1124,0 1089,0 630,0
Кувейт 936,0 923,5 707,4
Катар 429,0 632,3 568,2
Ирак 900,0 448,9 36,8
Примечание: страны ранжированы по уровню производства нефтепродуктов.
Составлено по: OPEC Annual Statistical Bulletin 2017 / Organization of the Petroleum Exporting Countries. - Vienna, 2017. - 148 p. Table. 1.1. Members' Facts and Figures.
По мощностям нефтеперерабатывающей промышленности Саудовская Аравия, являющаяся лидером в этой отрасли на Ближнем Востоке, опережает каждую из крупных стран Западной Европы. Суммарные мощности всего Ближнего Востока составляют примерно половину мощностей нефтепереработки США2, то есть перерабатывающая
1 Акимов А.В. Мировая продовольственная проблема: шанс для России в XXI веке? - М.: Восточный университет, 1999.
2 OPEC Annual Statistical Bulletin 2017. Organization of the Petroleum Exporting Countries. - Vienna, 2017. Table. 4.3 World refinery capacity by country. - P. 41.
составляющая нефтегазового комплекса стран Ближнего Востока имеет меньшее мировое значение, чем добывающая, но ее масштабы весьма значительны и имеют большое экспортное значение. Нефтепереработка обеспечивает рост экспортных поступлений, и все страны региона, имеющие возможности для инвестиций в нефтепереработку, развили эту отрасль и экспорт нефтепродуктов.
Еще более значим успех стран Ближнего Востока в нефтехимии. Они занимают первое место среди регионов мира, опережая США и КНР, по производству этилена с уровнем производства 28 млн. т в 2016 г.1
Этилен относится к самым широко производимым продуктам нефтехимии и широко востребован для производства других продуктов. Ставка на химические производства является очень выгодной для нефтедобывающих стран и гарантирующей экспортные доходы даже при существенном падении роли нефти в энергетическом балансе, поскольку спрос на продукты нефтехимии устойчиво высок.
На Ближнем Востоке многие страны-нефтеэкспортеры развивают черную металлургию (см. табл. 2). Иран производит стали больше, чем Великобритания, Франция и Испания. Производство в Саудовской Аравии выше, чем в Швеции, и находится на уровне Чехии.
Таблица 2
Производство стали в странах нефте- и газо-экспортерах Ближнего Востока, тыс. т.
Страна 2006 г. 2015 г.
Иран 9789 16 146
Саудовская Аравия 3974 5229
ОАЭ 90 3006
Катар 1003 2593
Оман - 2000
Примечание: страны ранжированы по выплавке стали в 2015 г.
Источник: World Steel Association Steel Statistical Yearbook 2016. Table 1. Total Production of Crude Steel. —https://www. worldsteel.org/en/dam/jcr:37ad1117-fefc-4df3-b84f-6295478ae460/Steel+Statistical+Yearbook+2016.pdf
Ближний Восток - самый крупный регион в мире после Китая по производству алюминия. По состоянию на июнь 2017 г. здесь производилось около 8,5% мирового первичного алюминия2.
Это производство энергоемко, так что оно опирается на местные энергетические ресурсы. Низкие издержки производства электроэнергии, необходимой для выплавки первичного алюминия, в странах Персидского залива, а также удобное географическое положение металлургического производства на морском побережье делают выплавку первичного алюминия еще одной отраслью специализации региона в мировом хозяйстве.
Таким образом, как страны, включенные в мировое хозяйство, как Саудовская Аравия, так и подвергавшиеся экономическим санкциям, как Иран, диверсифицируют свою отраслевую структуру экономики в рамках сырьевого комплекса и энергоемких отраслей. Вместе с тем они стремятся развивать отрасли обрабатывающей промышленности, которые ранее не были характерны для них, еще более дифференцируя отраслевую структуру хозяйства.
Ряд стран Ближнего Востока имеют станкостроительное производство (см. табл. 3).
Таблица 3
Производство станков в странах Ближнего Востока, млн. долл. США.
Страна 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2014 г., %
Иран* 19,9 0 -100,0
Саудовская Аравия 1,8 1,2 -34,0
Примечание: страны ранжированы по уровню производства в 2014 г.
Источник: World Machine Tool Survey. 2016. - P. 5. - http://www.gardnerweb.com/cdn/cms/2016%20WMTS%20Report.pdf * Данные по Ирану за 2015 г. отсутствуют.
Для Саудовской Аравии эта отрасль - еще один эксперимент по поиску ненефтяной ниши в мировом хозяйстве. Естественно, что импортная составляющая в производстве весьма велика, но само существование такой отрасли повышает культуру производства в стране.
Другим ярким примером успеха догоняющего развития в современном мире является Китай. КНР вышла на лидирующие позиции в мире как по объемным, так и по стоимостным показателям. В ближайшие годы эта страна обгонит ныне крупнейшую в мире экономику США по объему ВВП по текущим обменным курсам. Уже сейчас КНР стала третьим в мире крупнейшим центром промышленного производства наряду с ЕС и США, обладая высокими технологиями, включая современное станкостроение, электронику и робототехнику. Если рассматривать развитие отраслей промышленности, то позиции КНР будут по многим переменным выше, чем у ЕС и США (см. табл. 4).
По производству стали КНР примерно в пять раз опережает страны Европы и более чем в 10 раз США, но если сравнить машиностроительные отрасли, то и здесь позиции Китая достаточно сильны. Он производит на 10 млн. штук больше автомобилей, чем ЕС, и в 2,5 раза опережает США, в производстве станков он почти догнал объединенную Европу, а США опередил и производит почти в пять раз больше. Если взять такой важный элемент современного про-
1 Global Supply and Demand of Petrochemical Products relied on LPG as Feedstock. - http://www.lpgc.or.jp/corporate/informa tion/program5_Japan2.pdf
2 International Aluminium Institute. - http://www.world-aluminium.org/statistics/
изводства как робототехника, то по объемам установки новых роботов Китай значительно обгоняет как ЕС, так и США.
Таблица 4
Показатели развития промышленности ЕС, США, КНР и России
ЕС США КНР Россия
Производство стали в 2015 г., млн. т 166,1 78,8 803,8 70,9
Производство автомобилей в 2016 г., тыс. штук 18 809 12 198 28 119 1304
Производство станков в 2015 г., млн. Долл. США 23 503 4600 22 100 485
Закупки промышленных роботов в 2015 г., штук 49 500 27 500 75 000
... - нет данных
Источник: Steel Statistical Yearbook 2016 / World Steel Association. - Brussels, 2016; OICA Survey. - http://www.oica.net/ category/production-statistics/2016-statistics/; 2016 World Machine Tool Survey, Gardner Research. Gardnerweb.com/research; OPEC Annual Statistical Bulletin / OPEC. - Vienna, 2017; World Robotics 2015. Industrial Robots / International Federation of Robotics. -http://www.worldrobotics.org
Очевидно, что КНР движется по пути повышения качественных показателей экономики, стимулируя те технологии, которые повышают качество продукции и производительность труда. Последнее обстоятельство можно назвать парадоксальным, поскольку Китай обладает огромными трудовыми ресурсами даже в условиях старения населения. Власти КНР сознательно идут по пути повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, понимая, что этот путь породит ряд социальных проблем, которые придется решать властям.
Китайский путь развития был возможен для СССР, после его распада масштабы хозяйства России делают невозможным следование таким затратным путем развития из-за недостатка ресурсов, но политические события заставляют обратиться к китайской стратегии как обеспечивающей большую экономическую независимость страны, чем сырьевой вариант развития.
После обострения отношений между Россией и странами Запада в 2014 г. из-за самостоятельной внешней политики России в тех вопросах, которые касаются ее жизненных интересов, стало понятно, что ценой включения России в глобальную экономику является отказ от самостоятельной внешней политики. Обратного пути нет, поскольку, если даже Россия резко изменит свою позицию и даже вернет Крым Украине, Запад только усилит нажим для того, чтобы Россия никогда не смогла бы опять проявить самостоятельность во внешней политике.
Если рассматривать экономическую сторону санкций, наложенных Западом на Россию в 2014 г., то они делятся на финансовые и технологические. Политические и финансовые санкции проявили свой эффект сразу, а технологические имеют отложенный эффект. В ряде документов ЕС1, подробно изложены технологические аспекты санкций. Санкции США2 отличаются от европейских тем, что в большей степени ориентированы на отдельных юридических лиц.
Хотя финансовые санкции имеют вполне определенный собственный эффект, они также усиливают действие технологических, поскольку финансовые ограничения затрудняют фондирование российских фирм и банковское заимствование, в том числе и на покупку нового оборудования. По набору отраслей под санкции попали экспорто-ориентированный нефтегазовый сектор, а также высокотехнологичные отрасли, связанные с обороной, но значение технологических санкций гораздо шире, поскольку через ограничение товаров двойного (военного и гражданского) назначения лишаются доступа к современному оборудованию и комплектующим гражданские отрасли, не попадающие под прямые санкции. Ограничения распространяются на предоставление услуг, поставки комплектующих и производство соответствующих изделий в России.
Поскольку к санкциям присоединились практически все страны Европы, США и Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония, то есть страны, производящие необходимые России изделия или их компоненты, то обойти эти санкции трудно.
Технологические санкции носят целевой, выборочный характер. Машиностроительные изделия могут состоять из сотен и тысяч деталей. Санкции распространяются на поставки принципиально важных для эффективности изделия компонентов, но формулировки ограничений даются в достаточно общей форме, допускающей интерпретации.
Если ограничения в нефтяной и газовой промышленности мешают вести геологическую разведку и развивать новые месторождения, что в условиях снизившихся нефтяных цен не особо актуально, то ограничения по продукции двойного назначения бьет по более насущным программам модернизации российской промышленности.
Документ ЕС по товарам двойного назначения3 содержит ряд разделов от радиоактивных материалов и оборудования по их обогащению, аэрокосмических технологий, которые практически не затрагивают отечественные программы потому, что Россия имеет соответствующие технологии, до более чувствительных технологических категорий, таких как обработка материалов, электроника, компьютеры, телекоммуникации, специальные материалы и оборудование для их изготовления, лазерные системы, авионика, морские технологии.
1 Measures targeting sectoral cooperation and exchanges with Russia («Economic» sanctions). - http://europa.eu/newsroom/ highlights/special-overage/eu_sanctions/index_en.htm
2 Press Center Announcement of Expanded Treasury Sanctions within the Russian Financial Services, Energy and Defense or Related Materiel Sectors 9/12/2014. - https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/jl2629.aspx
3 European Commission Brussels, 12.10.2015 C(2015) 6823 final Commission Delegated Regulation (EU) .../... of 12.10.2015 amending Council Regulation (EC) No 428/2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual use items.
В категорию «Обработка материалов», наиболее важную не только для военных, но и гражданских отраслей, входит широкая номенклатура продукции, применяемой в машиностроении. Здесь и относительно несложные, но высококачественные изделия, включая подшипники и металлоприемники, применяемых при плавлении металлов, задвижки и затворы для гидро- и пневматических систем. Под запретом поставки контрольного и измерительного инструмента, станков для обработки металлов, керамики и композитных материалов, фрезерные станки, сварочное оборудование. Группа включает станки с числовым программным управлением, промышленных роботов и удаленные манипуляторы, оборудование для цветной металлургии и химической промышленности, оборудование для работы с биологическим материалом, программное обеспечение для работы промышленного оборудования, технологическую документацию и производственные линии в машиностроении, химической промышленности и цветной металлургии. Таким образом, запреты распространяются как на отдельные критически важные изделия, так и на целые технологии.
Для оборудования указаны спецификации, полного запрета нет, простые изделия и технологии могут продаваться в Россию, но все, что необходимо для переоборудования производства по современным стандартам, находится под запретом.
Таким образом, после 2014 г. модель экономического развития России, основанная на производстве и экспорте топлива, металлов, сельскохозяйственной продукции и т.п. в обмен на продукцию обрабатывающей промышленности стала невозможной. Условия снятия санкций носят политический характер. Очевидно, что за вполне комфортное для политической и бизнес элиты и населения место в мировой экономике в качестве поставщика сырья и топлива нужно заплатить чрезвычайно высокую политическую цену. В этих условиях заново встает вопрос о желательном направлении развития России, структурной политики.
Изменения отраслевой структуры хозяйства стран-нефтеэкспортеров Ближнего Востока и КНР в значительной степени является результатом политики планирования развития экономики. В Саудовской Аравии первый пятилетний план развития был реализован еще в 1970-1975 гг. В эти годы планирующим органов была Central Planning Organization, которая позже была реформирована в Министерство планирования. Пятилетние планы регулярно подготавливаются и реализуются. На Министерство планирования возложены задачи по анализу экономической ситуации, разработке целей развития, определение ресурсов, необходимых для выполнения планов, и подготовка на основе экономического анализа пятилетних планов развития.
Помимо пятилетних планов разрабатываются долгосрочные стратегии развития. Была разработана стратегия развития на период 2005-2024 гг., в настоящее время имеется программа развития до 2030 г.1 Долгосрочные программы имеют целью достижение устойчивого развития на длительную перспективу. Конкретные задачи меняются, но диверсификация структуры экономики остается одной из важнейших целей. Инвестиционные проекты имеют долгосрочную направленность, они координируются для достижения перспективных целей развития.
Как показывают уже произошедшие изменения в развитии обрабатывающей промышленности, диверсификация промышленности успешно развивается. Пример Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока показывает России, что страны той же модели экономического развития, к которой в настоящее время относится Россия, успешно проводят изменение этой модели в целях долгосрочного развития.
Планирование в Китае прошло большой путь и претерпело несколько изменений от централизованной модели в первый период развития КНР, через период реформирования экономики к современной модели управления индикативного типа. По условиям ВТО КНР должна была отказаться от централизованной системы планирования, но в стране сохранены управленческие структуры и кадры планирования, которые осуществляют свою деятельность в новых условиях не столь открыто как раньше, но вполне эффективно управляя основными пропорциями развития и наиболее крупными проектами в области инфраструктуры2.
Перед Россией стоит труднейшая задача модернизации отраслевой структуры промышленности в условиях экономических санкций. Без макроэкономического планирования эта задача не получит решения, поскольку в современных рыночных условиях предпринимателям не выгодно рисковать, инвестируя в сложные машиностроительные и химические производства, поскольку международная конкуренция тут очень велика, а местные российские производители не имеют конкурентных преимуществ для успешного соревнования с иностранными партнерами.
Определенным положительным моментом в этой ситуации является то, что изменение структуры промышленности является длительным процессом, нуждающимся в грамотном управлении и государственном администрировании, но в ходе модернизации промышленности государство, экономика и население защищены от внешних угроз и имеют ресурсное обеспечение созданными ранее оборонной промышленностью, топливно-энергетическим комплексом и сельским хозяйством, обеспечивающим все основные потребности страны в продовольствии. ВПК, ТЭК и агро-пром обеспечивают текущую стабильность, но, как показывает пример других стран, в мире меняется система производительных сил, робототехника, искусственный интеллект, аддитивные технологии и ряд других технологических новинок, включая биотехнологические, создают новую более продуктивную систему производительных сил, которая качественно меняет производство и мировую торговлю. Россия, чтобы не отстать от этих изменений, которые могут разрушить или обесценить все созданные к настоящему времени производственные структуры, вынуждена будет развиваться как в сторону модификации ВПК, ТЭК и агропрома, так и в создании новых технологий.
В качестве меры, которая должна переломить негативные тенденции, можно отметить закон о промышленной политике и программы Минэкономразвития по научно-техническому прогрессу, которые были приняты и вступали в
1 Vision 2030. Kingdom of Saudi Arabia. - http://vision2030.gov.sa/en/node/6
2 См. Макеев Ю.А. Практика разработки пятилетних планов в КНР // Восточная аналитика. Вып. 3, 2016 / Институт востоковедения РАН. - М., 2017. - https://www.ivran.rU/f/analitika_cover2016_3full.pdf
силу в 2015 г. Закон «О промышленной политике в Российской Федерации», вступивший в силу в 2015 г.1, предусматривает ряд мер стимулирования инвестиций в промышленность, помощи бизнесу в этой сфере. Тем не менее, представляется, что он сможет помочь в основном тем российским фирмам, которые имеют более или менее гарантированную перспективу на рынке. В то же время, политика по импортозамещению в тех аспектах, которые связаны с современными технологиями, особенно в машиностроении, должна не столько ориентироваться на рыночные условия, сколько гарантировать производство критически важных видов продукции, которые Россия не может импортировать.
Представленная в законе «О промышленной политике в Российской Федерации» статья 22, которая называется «Особенности применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в оборонно-промышленном комплексе», содержит меры поддержания производства продукции оборонного значения, которые вполне применимы для развертывания и поддержания производства критически важной для страны продукции гражданского назначения:
1) обеспечения готовности организаций оборонно-промышленного комплекса к разработке и производству современных комплексов вооружения, военной и специальной техники;
2) создания промышленной инфраструктуры для производства современных комплексов вооружения, военной и специальной техники;
3) совершенствования процедур размещения и выполнения государственного оборонного заказа, включая использование внеконкурсных механизмов размещения государственного оборонного заказа (в том числе у единственного поставщика) и обеспечение авансирования организаций-соисполнителей государственного оборонного заказа.
Эти три принципиально важные позиции определяют внерыночные механизмы, которые должны обеспечить производство необходимых стране видов продукции. Они вполне могли бы быть использованы для развития станкостроения и производства промышленного оборудования, которое необходимо не только оборонным, но и гражданским отраслям, но в условиях санкций не может быть импортировано. Производство сложной машиностроительной продукции таит большие коммерческие и технические риски, так что объединение усилий ряда предприятий для минимизации этих рисков по силам именно государственным структурам. Бизнес не возьмет на себя такие риски, а государство может обеспечить приемлемые условия для частных фирм, работающих в соответствующих отраслях.
Государству предстоит наладить по сути дела два разных режима управления экономическими процессами в стране. Рынок вполне успешно показал себя в сфере услуг, включая торговлю, а также в АПК. Рыночные механизмы в этой сфере должны не только сохраниться, но и развиваться. В то же время, необходимо расширить на ряд отраслей обрабатывающей промышленности методы управления, применяемые в оборонном заказе. Это необходимо для возрождения ряда старых отраслей, таких как станкостроение, и создания новых, таких как робототехника и аддитивные технологии.
В структурной политике необходимо сочетание двух тенденций. Первая - опора и развитие тех сфер, которые уже получили развитие. Здесь необходимы изменения в стратегии развития. Например, вместо акцента на развитие новых регионов добычи нефти и газа строительство предприятий нефтепереработки и нефте- и газохимии.
Вторая тенденция - развитие производства средств производства в первую очередь. Это станкостроение, робототехника, электроника, производство промышленного оборудования. Здесь задача очень сложна, поскольку очевидно, что все развивать невозможно и нерационально. Необходимо определить критически важные для страны технологии и производства, которые придется развивать даже при отрицательной рентабельности проектов. Нужно будет найти варианты, обеспечивающие экономическую и политическую независимость страны при допустимых затратах. В этих аспектах важна роль инженерного анализа, технологических аспектов, нацеленность на результат в виде производства конкретных технических изделий.
Все перечисленные элементы достаточно успешно применялись и применяются в макроэкономическом планировании стран Азии. Сочетание целеполагания, государственного планирования, большое внимание к технологическому развитию обеспечили успехи развития и модернизации Японии, Южной Кореи, Тайваня, КНР, Сингапура, Таиланда, Индонезии, Вьетнама, Индии, Ирана, Турции и Израиля.
1 Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета. - М., 2015. - 12 января. - http://www.rg.ru/printable/2015/01/12/promyshlennost-dok.html