Научная статья на тему 'Структурные преобразования экономики как особый объект управления'

Структурные преобразования экономики как особый объект управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1167
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурные преобразования в экономике / типология видов структурных преобразований / показатели экономической структуры / structural transformations in economy / typology of the kinds of structural transformations / indices of economic structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнарев А. А.

В статье рассматривается понятие организационно-правовых форм управления структурными преобразованиями, их типология, основные проблемы, особенности и перспективы управления в России, подходы к управлению структурными преобразованиями в России и за рубежом, создание финансово-промышленных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the notion of organizational and legal forms of management of structural transformations, as well as the major problems and perspectives of this management in Russia and abroad, and creation of financial-industrial groups.

Текст научной работы на тему «Структурные преобразования экономики как особый объект управления»

Литература

1. Краткая философская энциклопедия. — М.: «Энциклопедия», 1994. — С. 171.

2. Экономико-математический энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. — М.: ИНФРА-М, 2003. — С. 367.

3. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют / Пер. с англ. — М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. — С. 129.

4. Владимиров С.А. Идеальная экономика. Принципиально новый подход к анализу и оценке эффективности макроэкономических состояний. — СПб: Изд-во СПГУЭФ, 2006.

5. Губанов С. Рост без развития и его пределы // Экономист. — 2006. — № 4, 2006.

6. Иноземцев В.Л. «Постамериканский мир»: мечта дилетантов и непростая реальность // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 5. — С. 67.

7. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. — М.: Финансы и статистика, 2005. — С. 99.

8. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. — М.: Экономика, 1964. — С. 14-16.

9. Травкина Н.М. США: партии, бюджет, политика / Ин-т США и Канады РАН. — М.: Наука, 2008. — С. 50.

10. Овсиенко Ю.В. и др. Устойчивое развитие: концепция и стратегические ориентиры // Экономика и математические методы. — 2007. — Т. 43. — №4. — С. 71.

11. Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков. — М.: ИНФРА-М, 2003. — С. 31.

12. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. — М.: Госиздат, 1924. — С. 12.

структурные преобразования экономики как особый объект управления

А.А. Кушнарев,

начальник отдела проектирования а/д Москва — Санкт-Петербург ФГУ«Дороги России»(г Санкт-Петербург) 5896339@gmail.com

В статье рассматривается понятие организационно-правовых форм управления структурными преобразованиями, их типология, основные проблемы, особенности и перспективы управления в России, подходы к управлению структурными преобразованиями в России и за рубежом, создание финансово-промышленных групп.

Ключевые слова: структурные преобразования в экономике, типология видов структурных преобразований, показатели экономической структуры.

УДК 334; ББК 65.011

Структурные преобразования в экономике можно определить как существенное изменение количественных соотношений между различными секторами, отраслями, регионами, типами предприятий, технологическими укладами и другими характеристиками экономической системы, которое вызывает рост или снижение экономической эффективности и конкурентоспособности на национальном и мировом рынках. Структурные преобразования сопровождаются изменением отраслевой, региональной и технологической структур, вариацией рыночных долей, которые занимают крупные, средние, малые и мелкие предприятия на глобальном, национальном, региональных и товарных рынках.

Предметом исследования данной работы являются структурные преобразования, происходящие на мезо- и микроуровне. Следует отметить, что особое значение отраслевая структура экономики имела в индустриальную эпоху. Отрасли классифицировались по производственным признакам, то есть по типу используемого сырья, материалов, технологии, оборудования, номенклатуре выпускаемой продукции. В инновационной и постиндустриальной экономике доминирующее значение имеет классификация по секторам экономики. Характерной особенностью секторов является то, что они различаются по потребительскому назначению и состоят, как правило, из нескольких отраслей. Примерами секторов служат добыча и экспорт сырья, инвестиционный, агропромышленный, потребительский, оборонно-промышленный, дорожно-транспортный и другие комплексы.

Эффективность промышленности и экономики в целом определяется уровнем развития инфраструктуры, которая создает условия для хозяйствования, обеспечивает целостность

экономики, эффективность функционирования и устойчивость экономической системы. Инфраструктура представляет собой, во-первых, совокупность организаций, относящихся к различным отраслям, которые оказывают всем экономическим субъектам транспортно-логистические, коммуникационные, информационные, образовательно-инновационные, экологические и др. общехозяйственные услуги.

Во-вторых, инфраструктура включает информационные, финансовые, трудовые и другие неприродные ресурсы, которые используются коллективно.

В-третьих, под инфраструктурой понимается система взаимодействия и партнерства федеральных, региональных и местных органов власти, негосударственных предприятий, занимающихся коммерческой или некоммерческой деятельностью, и населения. Это партнерство обеспечивает антимонопольное регулирование и правовую защиту хозяйственной деятельности, прежде всего собственности, привлечение и эффективное использование инвестиций, информационных и кадровых ресурсов, согласование частных и общественных интересов, снижение и страхование системных рисков.

Классическая и неоклассическая школы экономической мысли исходили из того, что рыночная экономика является саморегулирующейся системой, в которой равновесие достигается с помощью работы ценового механизма. Хозяйственные субъекты получают всю необходимую информацию о спросе и предложении через колебания цен и, исходя из имеющихся у них рациональных ожиданий, изменяют предложение товаров, либо выпускают новые продукты. Таким образом, структурные преобразования не являются предметом исследования в классическом и неоклассическом направлениях экономической науки.

Однако глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. показал, что в постиндустриальной экономике неоклассический механизм саморегулирования уже не действует. Это понимают экономисты различной ориентации. Либеральный экономист Е. Т. Гайдар [1] сторонники государственного вмешательства в экономику М. Г. Делягин [2] и С. Ю. Глазьев [3] согласны в том, что экономика после кризиса 2008 г. должна базироваться на новых принципах.

Институциональная теория экономической динамики рассматривает неравновесные состояния, к которым относится и кризис, как нормальную и неизбежную фазу развития социальных институтов и экономической системы. [4] Согласно этой теории, структурные преобразования являются важнейшим этапом развития экономической системы, который должен находиться под контролем власти, общества и бизнеса.

Принципы преобразования индустриальной экономики в постиндустриальную экономическую систему обоснованы в работах Дж. Аттали, [5] Д. Белла [6] и др. исследователей. В ряде публикаций обобщен опыт структурных преобразований в России, [7, 8] выделено воздействие глобализации и информатизации мировой экономики на эти преобразования. [9, 10]

Особо следует выделить работы, в которых с разных позиций исследуется кризис сложившейся в России модели капитализма [11, 12, 13] и обосновываются перспективы дальнейшего развития ее экономики. [14, 15, 16] Например, исследователь Ю. В. Яременко еще в 1970-90-х гг. определил приоритеты структурной политики России. [17] Ряд работ был посвящен выявлению тех изменений в экономической политике и экономической доктрине, которые необходимы для проведения структурных преобразований. [18, 19] Большую ценность представляют работы зарубежных авторов по теории структурных преобразований [20, 21] и ее применению в России. [22] В трудах экономистов обобщен опыт Китая, [23] Ю. Кореи [24] и др. стран, которые в исторически короткий срок провели стратегические реформы в экономике.

При составлении российского бюджета на 2010-2012 гг. приоритетным считалось удовлетворение социальных и общегосударственных нужд, а не финансирование структурных и инфраструктурных изменений. Однако структура российской экономики остается нерациональной. Не может быть признана оптимальной стоимостная структура ВВП, в которой около 30% составляет экспорт, 22% инвестиции и импорт, и лишь немногим более 40% — товары и услуги, потребляемые населением. В составе себестоимости промышленной продукции России 50% приходится на долю сырья и материалов. Это намного выше, чем в развитых зарубежных странах. В то же время, лишь 20% себестоимости отечественного производства составляет добавленную стоимость. Доля заработной платы в себестоимости продукции обрабатывающей промышленности России находится на уровне менее 30%, тогда как в развитых зарубежных странах этот показатель превышает 50%.

Важным структурным показателем, свидетельствуюим о низкой конкурентоспособности продукции отечественной промышленности, является доля машиностроения в общем объеме промышленного производства. По данным Росстата, в 20002006 гг. она сократилась с 16,3% до 13,7%, причем ведущую роль в машиностроении играло производство транспортных средств. Доля машин и оборудования составляла всего 3,5% объема промышленного производства, в то время как на производство электротехнического, электронного и оптического оборудования приходилось 3,9% этой величины. Доля машиностроения в общей сумме инвестиций снизилась с 6,9% до 5%, в том числе, производство машин и оборудования уменьшилось с 1,9% до

1,6%, выпуск электротехнического, электронного и оптического оборудования сократился с 1,5% до 1,1%. При таких показателях ни о какой модернизации экономики не может быть и речи.

Первым в истории нашей страны планом структурных преобразований был план ГОЭЛРО, разработанный под руководством Г.М. Кржижановского. План предусматривал увеличение объема промышленной продукции более чем в 10 раз. Великий фантаст Г. Уэльс [25] заявлял в беседе с В.И. Лениным, что этот план невыполним в стране, где живут безграмотные крестьяне, отсутствуют квалифицированные специалисты, угасает торговля и промышленность. Однако план ГОЭЛРО были не только выполнен, но и перевыполнен. Экономист В. В. Леонтьев, который участвовал в разработке первого в истории межотраслевого баланса, связанного с планом ГОЭЛРО, получил впоследствии Нобелевскую премию за работы в этой области.

На протяжении последних 20 лет все страны БРИК, за исключением России, провели структурные реформы. Так, в 1994 г. выпуск автомобилей в России и Бразилии был примерно одинаков, составляя 1030 тыс. и 1130 тыс. единиц соответственно, а в 2009 г. Россия отставала по этому показателю в 4,5 раза, причем 94% бразильских машин оснащались экономичным двигателем, работающем на биотопливе. В 1996-1997 гг. каждая из стран выпускала по 5-10 самолетов в год. В 2009 г. Россия выпустила 14 самолетов, а Бразилия — 244 аппарата, заняв по этому показателю 4-е место в мире после США, ЕС и Канады. В 2009 г. 81% оборудования в Бразилии было произведено на отечественных предприятиях, в то время как в России эта цифра не достигает и 40%. Доля сырья и продуктов его первичной переработки в российском экспорте в 2009 г. составила примерно 63%, тогда как в структуре бразильского экспорта эта величина равняется 40,5%. Бразилия превзошла Россию по доле затрат на науку в ВВП, которая в настоящее время превышает 1%, а в перспективе составит 2%, в то время как в нашей стране аналогичный показатель составляет 0,4%. Бразильская государственная компания «Петробрас» и 50 частных фирм освоили добычу нефти на шельфе на глубинах до 7000 м. Россия не имеет таких технологий и не может самостоятельно добывать ресурсы в Баренцевом море на глубине всего лишь 300 м.

Вывод о необходимости проведения структурных преобразований на мезоуровне можно подтвердить результатами исследований в области сельскохозяйственного машиностроения. [26] Для производства 100 млн т зерна и обработки 90 млн га пашни России необходимо 820 000 тракторов в возрасте не старше 10-13 лет. Между тем, в 1990-2008 гг. производство тракторов по данным Росстата сократилось в 19 раз, кормоуборочных комбайнов — в 14 раз, зерноуборочных комбайнов — в 9,4 раза, доильных установок — в 50 раз. В США на один трактор приходится 38 га пашни, во Франции — 14 га, тогда как в России — 198 га. Значительная доля (80%) российского тракторного парка имеет срок службы более 10 лет. Российские тратора потребляют гораздо больше горючего и имеют производительность до 10 раз ниже. В 2008 г. было списано 4,1-10,7% машин, тогда как пополнение составило лишь 1,4-4,1% парка.

Исследования показывают, что оборудование сельскохозяйственного машиностроения изношено на 65-70%, а моральный износ равняется 90%. Отрасль потеряла научные и конструкторско-технологические кадры. В результате в 2008 г. из 36 тыс. проданных в Росии тракторов 25 тыс. составила импортная техника. Объем продаж зарубежной техники, равный 88 млрд руб., существенно превысил выручку отечественного бизнеса, составившую 65 млрд руб. Продукция зарубежного машиностроения доминирует в секторе тракторов с мощностью двигателей более 250 л.с., производство которых в России отсутствует.

Для восстановления комплекса, имеющего стратегическое значение, необходима разработка и освоение производства новых дизельных двигателей, топливных систем, редукторов, трансмиссий, гидравлического оборудования и т.п. Структурные преобразования невозможно осуществить с помощью сборочных заводов ведущих зарубежных компаний, которых планируется допустить в Россию. В этом случае интеллектуальная собственность будет принадлежать нерезидентам, а спрос на российскую научно-техническую продукцию еще более сократится. Принятая в 2006 г. стратегия развития транспортного и сельскохозяйственного машиностроения предусматривает, что и к 2015 г. доля импортной техники будет составлять 63,5%. По инициативе В. В. Путина в 2010 г. приняты меры по снижению цен на горюче-смазочные материалы для села, но это нельзя считать выходом из положения. Проблемы нельзя решить без организации массового выпуска отечественной экономичной и эффективной техники.

Важное значение для управления структурными сдвигами имеет анализ спектра ВВП [18, т. 1, с. 697]. Под спектром ВВП имеется в виду разделение секторов ВВП по валовой добавленной стоимости с учетом их распределения по рентабельности, эффективности инвестиций и производительности труда. В анализе учитывается, что производственные ресурсы ограничены, добыча сырья создает предпосылки для его удорожания, а смена технологических укладов уменьшает относительную ценность этого сырья по сравнению с интеллектуальной собственностью. Также принимается, что нефть и ряд других видов сырья в условиях глобализации теряет свойства продукта про-

Рис. 1. Типология видов структурных преобразований

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

мышленности, превращаясь в фондовый товар, динамика цен которого зависит не от соотношения спроса и предложения, а, в первую очередь, от валютных курсов и финансовых рисков. В этих условиях, эффективность национальной экономики определяется как отношение валовой добавленной стоимости к затратам ресурсов. При этом учитывается производительность труда, фондоотдача, эффективности инвестиций и, особенно, использование интеллектуальной собственности, связанной с нанотехнологиями, биоинженерией, информационными и другими передовыми разработками.

Выделяют следующие критерии эффективности экономической структуры.

1) Величина добавленной стоимости в расчете на единицу продукции и невоспроизводимых природных ресурсов.

2) Наукоемкость производства или доля прибыли, направляемой на развитие.

3) Бюджетная эффективность или величина налоговых поступлений в расчете на единицу продукции невоспроизводимых природных ресурсов и прибыли.

4) Доля продукции, реализуемой за пределами региона, в котором она была произведена.

5) Социальная эффективность или доля занятых в данном секторе, в том числе, квалифицированным трудом, в общей численности занятых.

6) Экологическая эффективность или объем выбросов в окружающую среду в расчете на единицу добываемых ресурсов, в том числе, количество выбросов углерода.

Экономико-статистические методы позволяют разрабатывать модели роста экономики. Однако развитие экономики, ее переориентация с добычи и экспорта сырья на производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью и положительным внешним социально-экологическим эффектом требует учета как качественных изменений в самом объекте

роста, так и сдвигов в составе и структуре экономики. Для этого необходима классификация и обоснование типологии секторально-отраслевых и региональных объектов (см. рис. 1).

Структурные преобразования в экономике различаются по своему масштабу, виду инноваций и целевому объекту преобразований. В зависимости от масштаба, преобразования могут осуществляться на уровне мега-, макро-, мезо- или микроэкономики. По виду инноваций реформы могут быть радикальные и эволюционные. Радикальные преобразования связаны с созданием и развитием новых высокотехнологичных секторов экономики, в которых формируется новый технологический уклад. В современной России выделяется пять секторов, где все еще сохраняются условия для конкурентоспособного производства. К ним относятся атомная энергетика, информатика, медицинская и космическая техника, нано- и биотехнологии. Радикальные изменения создают базу для эволюционных качественных преобразований, связанных с выпуском новой продукции, освоением новых технологий, использованием передовых форм организации производства, труда и управления.

По целевому объекту преобразования выделяется четыре основных вида структурных реформ. К ним относятся, во-первых, преобразования в материально-техническом базисе, касающиеся средств и предметов труда, а также источников энергии. Во-вторых, объектом преобразования может выступать экономическая структура, то есть секторально-производственные пропорции, взаимосвязи между хозяйственными единицами, распределение доходов между экономическими субъектами и социальными группами. В-третьих, преобразования могут быть направлены на изменение институциональной структуры, то есть на обновление законодательства, форм собственности, делового и инвестиционного климата. В-четвертых, важным объектом реформирования являются различные виды инфраструктуры.

Литература

1. Гайдар Е.Т. Кризис и Россия. // Экономическая политика. — 2009. — №6. — С. 6-19.

2. Делягин М.Г. Антикризисная программа модернизации страны //Рос. экон. журнал. — 2008. — №9-10. — С. 25-34.

3. Глазьев С.Ю. Об антикризисной стратегии России //Российский экономический журнал. — 2009. — №6. — С. 3-36.

4. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. — М., 2003.

5. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. Победители и проигравшие наступающего мирового порядка. — М., 1999.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1995.

7. Опыт российских модернизаций. — М., 2000.

8. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М., 2006.

9. Постиндустриальный мир и Россия. — М., 2001.

10. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. А.А. Дынкина. — М., 2007.

11. Лужков Ю. Кризис транскапитализма и Россия // Экономист. — 2009. — № 5. С. 12-28.

12. Лексин В. Россия во время и после глобального кризиса // Рос. экон. журнал. — 2009. — № 7-8. — С. 3-34.

13. Воронцов А.В. и др. Мировой кризис и его социально-экономические последствия для России. — СПб.: Союз, 2009.

14. Рязанов В.Т. Мировой финансовый кризис и Россия: точка разворота? // Вестник СПбГУ. Сер. 5. — 2009. — №1. — С. 3-21.

15. Белоусов А.В. Концепция модернизации промышленности в политике антикризисного развития. — 2009. — №1. — С. 94-119.

16. Бляхман Л.С. Уроки кризиса, перспективы модернизации и экономическая наука // Проблемы современной экономики. — 2010. — №2.

17. Яременко Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. Избранные труды. В 3 кн. — М.: Наука, 1999. — С. 127130.

18. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Научный эксперт, 2008, т.1, с. 18-33, 38-40, 86-94; т.2, с. 1585-1616, 1731-1871.

19. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. — М.: Научный эксперт, 2008.

20. Тоффлер Э. Шок будущего. — М., 2002.

21. Сапир Ж.К экономической теории неоднородных систем: опыт исследования децентрализованной экономики. — М., 2001.

22. Стиглиц Дж. Макро и микроэкономические стратегии для России. // Бюллетень ЭКААР. — 2000.

23. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. — СПб., 2004.

24. Суслина С.А. Государственное регулирование экономики: опыт Республики Корея // Пробл. теории и практики управления. — 2003. — № 4.

25. Уэльс Г. Россия во мгле. — М., 1970. — С. 105-106.

26. Вестник Совета Федерации. — 2010. — №1/2. — С. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.