Научная статья на тему 'Структурные предпосылки для развития конкуренции в социально значимых отраслях экономики Свердловской области'

Структурные предпосылки для развития конкуренции в социально значимых отраслях экономики Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / RESTRUCTURING / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОТРАСЛИ / SOCIAL SIGNIFICANT INDUSTRY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов А. В.

В статье рассмотрены структурные факторы для развития конкуренции в социально значимых отраслях Свердловской области. Дана оценка уровня конкуренции на ряде региональных рынках, барьеров входа на товарные рынки, высказаны предложения по формированию конкурентных отношений. Выводы о состоянии конкуренции и предложения по ее развитию базируются на результатах аналитических разработок антимонопольных органов по исследованию рынков товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURALPRECONDITIONSFORCOMPETITION DEVELOPMENT IN SOCIALLY IMPORTANT SECTORS OF THE ECONOMY SVERDLOVSK REGION

Structural factors for the development of competition in socially significant sectors of the Sverdlovsk region are considered in the article. An assessment of the level of competition in a number of regional markets, barriers to entry to commodity markets, and proposals for the formation of competitive relations. Conclusions about the state of competition and proposals for its development are based on the results of analytical work of the antimonopoly authorities to study the markets for goods and services.

Текст научной работы на тему «Структурные предпосылки для развития конкуренции в социально значимых отраслях экономики Свердловской области»

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. Анисимов, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Уральское отделение Российской академии наук (Россия, г. Екатеринбург)

Аннотация. В статье рассмотрены структурные факторы для развития конкуренции в социально значимых отраслях Свердловской области. Дана оценка уровня конкуренции на ряде региональных рынках, барьеров входа на товарные рынки, высказаны предложения по формированию конкурентных отношений. Выводы о состоянии конкуренции и предложения по ее развитию базируются на результатах аналитических разработок антимонопольных органов по исследованию рынков товаров и услуг.

Ключевые слова: конкуренция, структурная перестройка, социальные значимые отрасли, региональная экономика.

Статья подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики УрО РАН, тема № 0404-2015-0011 в ИСГЗ ФАНО.

Автор выражает признательность сотрудникам Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области за оказанную помощь в предоставлении ведомственных материалов для написания статьи.

Постановка проблемы. Исследованию проблем структурных изменений в отраслях экономики посвящено достаточно большое количество научных работ. Чаще всего в экономической науке структурные изменения рассматриваются как необходимое условие экономического роста [1]. Другие исследователи акцентируют внимание на превалирующей роли структурной политики в общей системе государственного управления экономикой [2, 3].

Для понимания сути структурных преобразований, по нашему мнению, важно понимание их влияния на процесс формирования конкурентных рынков товаров и услуг. Практика реформирования экономики на основе структурных мер подтвердила важнейшую роль государства по стимулированию процессов, направленных на создание новых рынков, конкурентных механизмов в них, возникновение хозяйствующих субъектов [4, 5]. В частности, примером эффективной конкурентной политики на уровне региона играет Стандарт развития конкуренции на территории Свердловской области, в котором нашло отражение комплексного решения задач по устранению административных и экономических барьеров, структурной пере-

стройки социально значимых рынков на среднесрочный период [6].

В целях охвата мер по формированию конкурентной среды на макроуровне определено подчиненное положение конкурентной политики по отношению к целям и задачам структурных преобразований. Эффективными определены механизмы по создание предпосылок конкурентного характера рынков на основе мер административно-правового характера [7]. Примером может служить реализация системы долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий с одновременным их реформированием, перехода от затратного метода к методу «сопоставимых рынков», введения рыночного ценообразования на конкурентных рынках с использованием метода бенчмаркинга. Так, решение проблемы установления оптимальной платы присоединения потребителей к газовым сетям должна быть увязана с системой мер по совершенствованию схем газоснабжения, что позволяет войти на рынок новым участникам.

Таким образом, антимонопольный характер приобретают структурные преобразования, сопровождающиеся появлением новых видов бизнеса, снижением издер-

жек, повышением качества товаров и услуг.

Цель статьи. На примере ряда социально значимых рынков Свердловской области оценить состояние конкуренции, выявить структурные предпосылки для формирования конкурентных отношений, разработать конкретные предложения по развитию конкуренции.

Розничный рынок лекарственных препаратов

Состояние конкуренции. Развитие аптечных сетей происходит в основном в крупных муниципальных образованиях Свердловской области, где существует спрос на аптечный ассортимент. Более трети всех аптечных сетей сосредоточено в городе Екатеринбурге. В подавляющем большинстве отдаленных от регионального центра муниципальных образований с низкой численностью населения сосредоточено 1-3 аптечных организации, что связано с ограниченным спросом на лекарства.

Аптечные организации частной формы собственности преобладают над государственными и муниципальными аптеками. 0коло70 % всех хозяйствующих субъектов, действующих на региональном розничном рынке лекарственных препаратов, имеют частную форму собственности. Вместе с тем наиболее развитой сетью аптечных учреждений обладают хозяйствующие субъекты государственной и муниципальной формы собственности - ГУП СО «Фармация» (98 аптечных организаций), МУП «ЦРА № 57» (47 аптечных организаций). Они функционируют как в крупных и средних городах Свердловской области, так и в небольших поселениях, оказывая социально значимые услуги по обеспечению населения лекарственными средствами.

В 61 муниципальном образовании Свердловской области рынок розничной реализации лекарственных средств характеризуется неразвитой конкуренцией, в 8 -недостаточно развитой конкуренцией и лишь в 3 крупных городах рынок отличает развитая конкуренция. В 67 муниципальных образования Свердловской области на рынке розничной реализации лекарствен-

ных препаратов действуют хозяйствующие субъекты с рыночной долей более 50%.

Кроме того, Свердловская область входит в число субъектов Российской Федерации по наибольшему количеству аптечных учреждений с признаками доминирования по части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), а также с признаками коллективного доминирования.

Таким образом, на территории абсолютного большинства муниципальных образований Свердловской области сложилась монопольная структура рынков розничной реализации лекарственных средств, на которых доминирующее положение занимают хозяйствующие субъекты, входящие в состав 12 вертикально-интегрированныхструктур.

Ограниченная платежеспособность потребителей лекарственных препаратов, особенно в небольших населенных пунктах, предопределила сбытовую стратегию вертикально-интегрированных аптечных сетей: их переориентацию на крупные города с использованием в борьбе за потребителей ценовых и неценовых методов конкуренции.

Барьеры входа на рынки розничной реализации лекарственных препаратов в Свердловской области имеют умеренный уровень преодолимости. К наиболее существенным барьерам относятся следующие: высокая арендная плата помещений для ведения деятельности для небольших по размеру аптечных сетей; к помещениям и оборудованию, используемых для фармацевтической деятельности, предъявляются высокие лицензионные требования, что создает сложности при поиске помещений для размещения аптек, особенно в небольших поселениях; длительное получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности; дефицит квалифицированного персонала.

Имеющиеся структурные предпосылки для развития конкуренции между аптечными сетями в Свердловской области не реализуются в полной мере. Низкая платежеспособность потребителей снижает заинтересованность хозяйствующих субъ-

ектов в наращивании объемов поставок лекарств в средние и малые города и населенные пункты, не стимулирует к образованию новых аптечных учреждений. Зависимость аптечных сетей от фармацевтических компаний с высоким уровнем цен на производимые лекарственные препараты приводит к сужению географии их присутствия на территории региона. Основой структурных изменений на рынке розничной реализации лекарственных средств является обеспечение их доступности для населения путем совершенствования государственного регулирования рынка, в том числе регулирования цен на жизненно важные лекарства. С этой целью предполагается внесение изменений в Закон о защите конкуренции в части применения положений антимонопольного законодательства к обращению товаров, произведенных с использованием исключительных прав, а также принятие законодательного акта о введении системы принудительного лицензирования инновационных лекарственных препаратов, что позволит повысить ценовую и физическую доступность лекарств населению.

Предложения по развитию конкуренции. Целью антимонопольной политики на рынке розничной реализации лекарственных препаратов является обеспечение справедливой конкуренции путем пресечения нарушения доминирующим хозяйствующим субъектом порядка ценообразования при формировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, согласованных действий, недобросовестной конкуренции аптечных сетей.

Проблему снижения цен на лекарственные препараты следует решать путем:

- создания условий для преодоления диктата цен фармацевтических компаний, пресечения злоупотреблений производителей инновационных лекарственных препаратов доминирующим положением, снижения барьеров входа на рынок производителей дженериков;

- формирования механизма принятия решений по регистрации предельных отпускных цен лекарственных препаратов на основе использования индикативного спо-

соба определения цен с отказом от затратного метода.

Стимулирование развития аптечной сети в муниципальных образованиях с численностью населения до 100 тыс. человек целесообразно осуществлять через предоставление государственных и муниципальных преференций, в том числе льготной аренды помещений, снижения налоговой нагрузки, а также уровня страховых взносов во внебюджетные фонды.

Рынок первичного жилья экономического класса

Состояние конкуренции. Свердловская область входила в число регионов Российской Федерации, в которых в 2016 году имело место падение объемов ввода жилья по сравнению с 2015 годом, составляющее 15% [8]. Кризисные явления обусловили рост рыночной доли крупнейших застройщиков, особенно в таких муниципальных образованиях Свердловской области, как Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский. Так, в Екатеринбурге совокупная рыночная доля трех крупнейших застройщиков (ЗАО «ЛСР - Недвижимость - Урал», ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс», ЗАО «РСГ - Академическое») составляла в 2016 году более 75%.

Наличие структурных предпосылок для развития конкуренции не обеспечивает достаточный уровень конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами рынка первичного жилья экономического класса по следующим причинам:

- падение доходов населения, снижение его покупательской способности, снижение бюджетных инвестиций в строительство, приостановление вывода на рынок новых объектов ограничивает развитие малых и средних застройщиков, как фактора поддержания конкуренции на рынке;

- неравномерное присутствие на рынке строительных компаний, а также строительство и реализации жилья экономического класса отдельными застройщиками с привлечением бюджетных средств, в частности микрорайона «Академический» в городе Екатеринбург, не способствует развитию равноправной конкуренции между ними;

- прогнозируемое падение объемов строительства приводит к сужению географических границ рынка, большему сосредоточению его в крупных городах региона, а также к снижению конкуренции в смежных отраслях, росту цен на сырье и материалы и увеличению в структуре стоимости жилья доли затрат на строительно-монтажные работы;

- избыточное административное регулирование рынка органами власти оказывает влияние на увеличение сроков рассмотрения строительной документации, что затрудняет деятельность предприятий строительного комплекса по снижению издержек, повышению конкурентоспособности;

- административные и экономические ограничения, препятствующие входу на рынок новых хозяйствующих субъектов: трудности в получении земельных участков; высокие затраты на подготовку земельных участков, подключение к инженерным сетям, реновацию инженерных коммуникаций.

Предложения по развитию конкуренции. Снижению уровня административных барьеров на рынке строительства жилья экономического класса способствует наделение антимонопольного органа полномочиями по рассмотрению жалоб строительных компаний на решения и (или) действия (бездействие) органов власти, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, которые устанавливают запрещенные Градостроительным кодексом процедуры в отношении субъектов градостроительной деятельности.

Для развития рынка необходимы условия следующие условия, в том числе стимулирование потребительского спроса на жилье, совершенствование государственного тарифного регулирования систем коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, необходимо дополнить Стандарт развития конкуренции в Свердловской области разделом по разработке соответствующих мероприятий на рынке строительства, в том числе жилья экономического класса.

Рынок услуг по теплоснабжению

Состояние конкуренции. Рынок услуг теплоснабжения в Свердловской области характеризует отсутствие конкуренции, высокий уровень монополизации.

Свобода потребителя ограничена технологически(сетями хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии). Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда технологически возможно и, как правило, требует значительных расходов, следствие чего является сегментация рынка теплоснабжения Свердловской области на ряд локальных рынков.

Основой формирования системы теплоснабжения в муниципальных образованиях региона являются разработанные и утвержденные органами местного самоуправления схемы теплоснабжения с присвоением статуса единой теплоснабжающей организации хозяйствующим субъектам в целях надежного и стабильного обеспечения теплом потребителей. Так, в городе Екатеринбурге статус единой теплоснабжающей организации присвоен 39 хозяйствующим субъектам, крупнейшими из которых являются МУП «Екатеринбургэнерго» и ПАО «Т Плюс»; в городе Каменск-Уральский действуют две единые теплоснабжающие организации: ОАО «Синарская ТЭЦ», ПАО «Т Плюс».

Структурными предпосылками, с которыми связано изменение состояния конкуренции на локальных рынках теплоснабжения Свердловской области являются:

- формирование новых моделей управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса, в том числе теплоснабжения;

- оптимизация и модернизация схем теплоснабжения, в том числе новое строительство, внедрением сберегающих технологий;

- разработка, утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

- передача органами местного самоуправления неэффективных инфраструк-

турных объектов негосударственным организациям в аренду либо в концессию.

Предложения по развитию конкуренции. Формирование конкурентных отношений на рынке теплоснабжения основывается на реализации структурных предпосылок в отрасли:

- в сфере передачи тепла по магистральным сетям преодоление монополизма экономически нецелесообразно, поскольку создание дублирующей инфраструктуры является затратным мероприятием; в этом секторе рынка требуется осуществлять эффективное государственное тарифное регулирование;

- в сфере передачи тепла по внутри-квартальным сетям посредством вход новых субъектов возможен на вновь застраиваемые или реконструируемые площадки;

- в сфере генерации тепловой энергии формирование конкурентных отношений возможно в рамках строительства и ввода в эксплуатацию новых источников и их

подключения к системе централизованного теплоснабжения;

- сфера сбыта тепловой энергии является потенциально конкурентной, кроме единых теплоснабжающих организаций в перспективе возможно появление независимых сбытовых компаний.

Выводы. Поиск путей решения проблем развития конкуренции в регионе предъявляет достаточно высокие требования к исследованию структурных предпосылок формирования конкурентных отношений на рынках, имеющих социально важное значение. Большое значение при этом имеет понимание выбора инструментов воздействия и последовательности действий органов власти и хозяйствующих субъектов. Важнейшим условием реализации структурных преобразований на рынках является эффективная региональная политика, обеспечивающая создание новых рынков, конкурентных механизмов в них.

Библиографический список

1. Региональная промышленная политика. От макроэкономических условий формирования к механизмам реализации / А.И. Татаркин, О.А. Романова, Р.И. Чененова, И.В. Макарова - М.: ЗАО НПО «Изд-во «Экономика», 2012. - 360 с.

2. Антонюк В.С., Вансович Э.Р. Теоретические, методологические и методические основы структурной политики субъектов РФ // Экономика региона. - 2013. -№1. - С. 20-32.

3. Мокроносов А.Г. Структурная перестройка машиностроения региона: приоритеты и механизм реализации. - Екатеринбург: УрО РАН, 1996. - 184 с.

4. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. - 2003. - №9. - С. 18-32.

5. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Международная экономика и международные отношения. - 1989. - №12. - С. 6-14.

6. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738. [Электронный ресурс]. URL: http://mir.Midural.ru/razvitie-konkurencii-na-territorii-sverdlovskoy-oblasti (дата обращения 04.05.2016).

7. Презентация Голомолзина А.Н. на семинаре с представителями территориальных органов ФАС России и руководителями органов исполнительной власти в сфере тарифо-образования, март 2016 года, г. Москва «Об основных направлениях тарифной политики ФАС России». [Электронный ресурс].Ц^±йр// fas.gov.ru/uload/mediaarchive/presentation (дата обращения 17.05.2016).

8. Российская экономика в 2016 году. Тенденции и перспективы [Электронный ре-сурс].URL:http//www.iep.ru.

STRUCTURALPRECONDITIONSFORCOMPETITION DEVELOPMENT IN SOCIALLY IMPORTANT SECTORS OF THE ECONOMY SVERDLOVSK REGION

A.V. Anisimov, candidate of economic sciences, senior researcher Ural branch of Russian academy of sciences (Russia, Ekaterinburg)

Abstract. Structural factors for the development of competition in socially significant sectors of the Sverdlovsk region are considered in the article. An assessment of the level of competition in a number of regional markets, barriers to entry to commodity markets, and proposals for the formation of competitive relations. Conclusions about the state of competition and proposals for its development are based on the results of analytical work of the antimonopoly authorities to study the markets for goods and services.

Keywords: competition, restructuring, social significant industry, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.