Научная статья на тему 'Структурные особенности жанра годового финансового отчета мультибрендовых компаний'

Структурные особенности жанра годового финансового отчета мультибрендовых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
годовой отчет / жанровые конвенции / финансовая коммуникация / международная бизнес-коммуникация / annual report / genre conventions / financial communication / international business communication

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Е. Богатырёва

Целью данной статьи является выявление структурных особенностей жанра годового финансового отчета в международном культурном контексте. Согласно современному датскому лингвисту Я. Энгбергу, годовой отчет – «это сложный жанр, который имеет различные коммуникативные цели, находящиеся в постоянном противоречии друг с другом» [5]. Для анализа нами были отобраны десять годовых финансовых отчетов американских, французских и русских компаний, составленных с различными коммуникативными целями, которые имеют определенное влияние на построение отчета. Благодаря сравнению данных структур, выявлению особенностей и закономерностей определена роль жанра годового отчета в международной профессиональной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL FEATURES OF ANNUAL FINANCIAL REPORT GENRE (on the Example of Multibrand Companies)

The aim of this article is to bring into light the structural features of the annual report in an international context. To do that, it is necessary to compare the annual financial reports of American, French and Russian companies. On the basis of the genre approach by Engberg, a Danish linguist, the annual report is a complex genre which has different communicative purposes that are potentially in conflict. Having analysed the different communicative purposes and having identified the problematic criteria for comparison, the role of this genre can be defined in professional communication.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности жанра годового финансового отчета мультибрендовых компаний»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 81.2

Е. Е. Богатырёва

ст. преподаватель кафедры интегрированного языкового обучения профессиональной деятельности факультета непрерывного образования МГЛУ; e-mail:kate_bogatir@mail.ru

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ГОДОВОГО ФИНАНСОВОГО ОТЧЕТА МУЛЬТИБРЕНДОВЫХ КОМПАНИЙ

Целью данной статьи является выявление структурных особенностей жанра годового финансового отчета в международном культурном контексте. Согласно современному датскому лингвисту Я. Энгбергу, годовой отчет - «это сложный жанр, который имеет различные коммуникативные цели, находящиеся в постоянном противоречии друг с другом» [5]. Для анализа нами были отобраны десять годовых финансовых отчетов американских, французских и русских компаний, составленных с различными коммуникативными целями, которые имеют определенное влияние на построение отчета. Благодаря сравнению данных структур, выявлению особенностей и закономерностей определена роль жанра годового отчета в международной профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: годовой отчет; жанровые конвенции; финансовая коммуникация; международная бизнес-коммуникация.

E. E. Bogatyrova

Senior lecturer, Department of Integrated Teaching in Professional Activities, Faculty of Continuing Education, MSLU; e-mail: kate_bogatir@mail.ru

THE STRUCTURAL FEATURES OF ANNUAL FINANCIAL REPORT GENRE (on the Example of Multibrand Companies)

The aim of this article is to bring into light the structural features of the annual report in an international context. To do that, it is necessary to compare the annual financial reports of American, French and Russian companies. On the basis of the genre approach by Engberg, a Danish linguist, the annual report is a complex

genre which has different communicative purposes that are potentially in conflict. Having analysed the different communicative purposes and having identified the problematic criteria for comparison, the role of this genre can be defined in professional communication.

Key words, annual report; genre conventions; financial communication; international business communication.

В американской системе для подготовки годового финансового отчета существуют свои правила и требования. Они имеют ряд интересных особенностей, изучение и использование которых может быть полезным для российских компаний в работе, по улучшению качества раскрываемой ими информации посредством продуманной структуры, поскольку годовой отчет все чаще и чаще называют «корпоративной визиткой», «основным средством PR коммуникации», «имиджевым отчетом» [3].

Американская практика подачи информации в форме годового отчета отличается от европейской. Американские компании должны ежегодно предоставлять годовой отчет, в соответствии со специальной формой 10-K, в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (Securities Exchange Commission - SEC). Согласно этой форме каждая рубрика отчета содержит подробную информацию о том или ином аспекте деятельности предприятия: история и стратегия развития компании, организационная структура, органы управления, активы, структура акционерного капитала, финансовые результаты, финансовое состояние и т. д. Эти пункты наиболее интересны инвесторам компании, если же компания нацелена на более широкую аудиторию, годовой отчет приобретает форму «имиджевой брошюры» [2] с описанием миссии компании и основных элементов стратегии, теряя свои позиции в части раскрытия информации, необходимой потенциальным инвесторам и аналитикам.

Примером может служить годовой отчет американской корпорации «Estée Lauder» за 2015 г., которая из года в год основное внимание уделяет описанию своих продуктов, но не с точки зрения того, каким образом их создание, развитие и реализация способствуют росту стоимости компании, а с точки зрения их потребительских свойств.

Годовые отчеты европейских компаний более универсальны: их можно назвать более креативными, поскольку с одной стороны, они должны быть привычны американской аудитории (специальная форма

20-Б для неамериканских публичных компаний), так как «их акции котируются на американских биржах», и отличатся, «чтобы привлечь внимание иностранных инвесторов и выдержать сильную конкуренцию» [5].

Что касается российских компаний, то их структура и содержание отображены в Постановлении ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

В соответствии с требованиями указанного Постановления и рекомендациями Кодекса ФКЦБ годовой отчет должен содержать информацию о положении Общества в отрасли и основных направлениях деятельности; информацию об обороте и финансовых показателях; отчет о выплате дивидендов; подробную информацию о ценных бумагах Общества; перечень крупных сделок и сделок с заинтересованностью; информацию о совете директоров и исполнительных органах Общества, а также информацию о размере их вознаграждения; и наконец, информацию о практике корпоративного управления Общества и его политике в сфере трудовых отношений, а также социальной и экологической политике.

При сравнении структуры и содержания американских, французских и российских годовых отчетов можно выделить следующие параметры:

- объем текста годового отчета;

- подача информации;

- лейтмотивы (темы) годовых отчетов;

- рубрики.

Объем большинства отчетов, которые были рассмотрены нами в ходе исследования, составлял от 50 до 200 страниц (для финансовых компаний значения этих показателей еще выше - более 300 страниц). В среднем отчеты крупных компаний на 57 страниц больше, чем менее крупных (компании с рыночной капитализацией на уровне 1 млрд долл. США). Более крупные компании выделяли дополнительно 27 страниц для описания и обзора бизнеса и 19 - для финансовой отчетности.

Большинство проанализированных отчетов французских компаний, превышали по объему 200 страниц, а половина выходила за пределы 300. Кроме того, ежегодно в них добавляется новая информация, что приводит к увеличению объема, поскольку французские

компании, в отличие от русских, всегда отражают в своих отчетах данные об экологической, социальной деятельности и корпоративном управлении согласно закону «Гренель II», независимо от того, являются они существенными или нет.

Американские же компании стремятся по-другому повысить эффективность информации в годовых отчетах, сокращая объем ненужных данных. Эта тенденция особенно заметна в компаниях, которые не связаны с финансовым сектором экономики; объем их отчетов в среднем составляет 128 страниц.

Годовые отчеты российских компаний более разнообразны (от 30 до 323 страниц). Всё зависит от сектора, в котором работает компания, и от ее стоимости. Если компания работает с иностранными партнерами, то ее годовые отчеты соответствуют европейским параметрам, и объем страниц выходит за пределы 300 страниц.

Из вышесказанного можно сделать следующий парадоксальный вывод: с одной стороны, нельзя не заметить тенденцию роста объема финансовой и нефинансовой информации в годовых отчетах, при создании которых учитываются требования внутри страны и за ее пределами, с другой стороны, тем самым при принятии важных решений создаются дополнительные трудности для инвесторов, вынужденных выискивать нужную информацию среди избыточного и повторяющего материала.

При этом некоторые крупные компании банковского, страхового и нефтяного сектора выбирают большой объем для придания солидности и поддержания имиджа, равняясь на своих конкурентов, пытаясь соответствовать нормам стран-партнеров, тогда как американские компании всё чаще и чаще понимают «больше - не значит лучше» и ориентируются на свою целевую аудиторию.

Второй важный пункт для сравнения годовых отчетов - это подача финансовой и нефинансовой информации, которая может быть представлена следующим образом.

1. Максимальная конкретизация за счет использования минимального количества бухгалтерских терминов в описательной части годового отчета, слов с конкретным смыслом, т. е. путем доступного и лаконичного изложения информации. К этому способу стремятся все компании, составляющие годовые отчеты; насколько удачно у них это получается, может оценить целевая аудитория и специалисты.

В России в этом году самыми лучшими и лаконичными были названы отчеты ОАО «РЖД», ПАО «МегаФон», ПАО «Аэрофлот».

2. «Широкозначность», например использование фраз широкого значения или слов с размытой референцией, типа «глобальное присутствие», «знание рынка» или «финансовая мощь», которые абсолютно ничего не говорят целевой аудитории [1]. «Широкозначность» встречается во всех годовых финансовых отчетах, но больше всего выражений с размытой референцией используется в американских отчетах. Прекрасная возможность заявить об успешной деятельности компании, скрывая реальное положение дел:

inancialpower; in terms of their knowledge of the market and their concern for risk diversification; the impact of the operating environment.

3. Отсутствие (или умалчивание), например, в описательной части годового отчета указания на то, были ли достигнуты цели, намеченные в предыдущем году, что затрудняет оценку развития компании и указывает на определенные проблемы в ее деятельности. Этот способ актуален для европейских компаний, в частности французских. Сложная экономическая ситуация и непростые отношения с Россией заставляют умалчивать ту или иную информацию в описательной части годового финансового отчета. Это выражается, прежде всего, в отсутствии сравнительных конструкций, помогающих увидеть разницу между годом прошедшим и текущим, синтаксически сложном оформлении предложений (наличии огромного количества сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций):

Si le marché russe a fortement souffert en 2015, avec une chute de 35 %, la part de marché de Renault en Russie est demeurée quasiment stable à 7,5 % ... (Groupe Renault Rapport Annuel, 2015).

Au cours de ces dernières années, l'économie mondiale a connu des turbulences qui ont freiné la croissance et accru les déficits publics. Malgré cela, la croissance du produit intérieur brut (PIB) mondial devrait rester positive : selon les prévisions, cette croissance devrait se situer autour de + 4 % par an sur la période 2014-2020. [4].

При всем богатстве тем, которые могут быть отображены в отчетах, их можно свести к нескольким основным. Эти темы присутствуют как в зарубежных (американских и французских) годовых отчетах, так и в российских.

1. Финансовые или рыночные показатели деятельности компании или открывающиеся перед ней перспективы. Данный вариант используется во всех отраслях экономики большинством компаний, так как позволяет уделить внимание деловой стороне вопроса. Вместе с тем, учитывая большое количество отчетов, в подобном случае сложно выделиться из общей массы (за исключением, разумеется, случаев американских компаний, когда их результаты действительно выдающиеся:

From a net income perspective, the over $17 billion we earned in 2015 made it our best year since 2006 (Citygroup, 2015).

2. Технологичность и инновационный характер компании. Подобный лейтмотив характерен для высокотехнологичных компаний: интернет-бизнеса, автопрома, производителей бытовой и профессиональной техники, т. е. тех, для которых наличие новых технологий (особенно востребованных рынком) является ключевым конкурентным преимуществом. Например, годовой отчет французской фармацевтической компании «Sanofi» 2015 г.

3. Глобальный характер операций компании. К нему часто прибегают банковские учреждения, коммуникационные, консалтинговые и аудиторские фирмы, подчеркивающие возможность глобальных решений для своих клиентов, при этом с непременным учетом локальных особенностей. В противоположность им, ряд французских компаний использует свою «локальность», подчеркивая при этом знание местных особенностей и свое ведущее положение на конкретном рынке (годовой отчет Crédit Agricole, 2015).

4. Ориентация на нужды и потребности клиентов. Подобный подход применяется различными компаниями, но в большинстве случаев фирмами, специализирующимися на сфере услуг:

La priorité stratégique du Groupe est de maintenir son dynamisme commercial en s'appuyant sur la satisfaction du client (Société Générale, 2015).

5. Отношение к сотрудникам. Чаще всего используется в отраслях, где очень важен человеческий фактор, чтобы подчеркнуть наличие сильной команды как конкурентного преимущества, - в оптовой и розничной торговле, сфере услуг и консалтинга, крупных нефтяных компаниях:

Обеспечение безопасных и комфортных условий труда для каждого сотрудника - один из основополагающих принципов работы «Газпром» (ОАО «Газпром» от 29.01.2015).

6. Социальная ответственность, к которой относятся спонсорская и благотворительная деятельность в спорте, культуре, здравоохранении и других социальных сферах. Тема, очень популярная в Америке и ряде стран Европы, где отсутствие социальных проектов даже при выдающихся финансовых и прочих показателях может серьезно испортить имидж компании:

We also organised a 'Get to know the community 'programme by paying a visit to the children s mini library at Kampung Orang Asli which was set up by your Company in partnership with PD Residents Association and PD Women Association in 2013 (Shell Refining Company Annual Report, 2014).

7. Экологичность компании, ее забота о состоянии окружающей среды. Одна из основных тем, характерных для добывающих отраслей, химической и металлургической промышленности, добычи, доставки и переработки нефти и газа, автомобильных концернов, т. е. компаний, деятельность которых связана с возможностью загрязнения окружающей среды, например французской нефтяной компании «Total» или русской «Роснефть».

Помимо пунктов, которые обязательно нужно включить в структуру финансового отчета в соответствии с требованиями регулятивных органов, годовой отчет, как правило, содержит следующие основные разделы:

- основные финансовые показатели и краткий перечень важных событий;

- письмо Генерального директора и / или председателя совета директоров акционерам;

- анализ финансового положения и результатов деятельности руководством компании («Анализ»);

- финансовая отчетность;

- заключение аудитора;

- корпоративное управление.

Эти рубрики используются всеми компаниями без исключения, но есть некоторые интересные особенности. Например, разделу «Стратегия» за последние три года уделяется больше всего внимания со стороны создателей годового отчета. Эта рубрика необходима для

оценки перспектив развития, принятия определенных инвестиционных решений, прогнозирования будущего корпорации. При сравнении этого пункта в различных годовых отчетах можно сделать следующий вывод.

Одна из важных тенденций в создании финансовых отчетов - это увеличение информации о стратегии развития компании. Основными факторами, определившими такую динамику, стали усиление соответствующих требований со стороны инвесторов, государства и регуляторов фондовых рынков.

Американские компании наиболее четко и полно описывают стратегию в своих финансовых документах, упоминая о ней не только в разделе «Стратегия», но и в «Обращении руководства к аукционерам». Информация представляется в доступной и понятной форме с большим количеством аргументов, убеждающих в осознанности и убежденности выбора предложенной стратегии. В качестве примера можно привести Обращение Директора корпорации «Procter&Gamble», которое построено на изложении стратегии сопоставления итогов отчетного периода со стратегическими целями: "

We are putting the strategies and capabilities in place to transform P&G into a faster-growing, more profitable and far simpler company... (P&G's 2014 Annual Report).

Следующий пункт, который появился и активно используется многими американскими и французскими компаниями, - «Словарь». Он помогает снять трудности при прочтении текста годового отчета. Российские же компании редко пользуются этой возможностью, оставляя сложные термины без особого внимания.

Есть и изменения в рубриках российских сырьевых компаний, имеющих листинг в Европе, с 2016 г. они начали раскрывать в годовых отчетах новую информацию - о платежах, выплачиваемых правительствам других стран за разработку природных ресурсов. Такую информацию огласили: «Газпром», «Роснефть», «ЛукОйл», «Северсталь». Размер соответствующего отчета составил 5-11 страниц. В американских годовых отчетах сырьевых компаний подобного раздела нет, его присутствие станет обязательным только с 2018 г.

Проанализировав структуры разных годовых отчетов мульти-брендовых компаний, можно сделать следующие выводы: во-первых, искусство составления годового отчета заключается, прежде всего,

в четкой, логичной и лаконичной структуре, помогающей без труда найти нужную информацию для инвесторов, аукционеров, корпоративных клиентов. Во-вторых, текст отчета со всем основанием можно назвать особым жанром, так как он призван отражать характер компании, ее отношение к бизнесу, к конкурентам и клиентам, к экономике и своей стране. Это подразумевает выбор темы (лейтмотива), умелое чередование информации, отражение особой системы ценностей той или иной компании. В-третьих, годовой финансовый отчет - это профессиональный текст, который имеет свои особенности: отсутствие единой четкой структуры для европейских, российских и американских компаний при составлении подобной профессиональной отчетности, наличие возможности «самопрезентации» - тактики борьбы с конкурентами с помощью более успешной, «привлекательной» структуры и формы годового финансового отчета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бокмельдер О. Л. К вопросу о средствах речевого воздействия в годовых отчетах англоязычных компаний // Бизнес-образование как инструмент устойчивого развития экономики : материалы науч.-практ. конф. - Иркутск, 1 февр. - 22 апр. 2011 г. - Иркутск, 2011. - С. 52-55.

2. Кривоносов А. Д. Жанры PR-текста. - СПб., 2001. - 135 с.

3. Санталова М. С. Годовой отчет компании как эффективное средство коммуникации с инвесторами // Вопросы экономики и управления. - 2015. -№ 2. - С. 70-76.

4. Engberg J. Kulturspezifische Ausprägung kulturübergreifender Texthandlungsmuster - deutscheund dänische Landgerichtsurteile im Vergleich. Kulturspezifik von Textsorten / Eds. U. Fix, S. Habscheid, J. Klein. - 2001. - 86 S.

5. Rezaee Z. and Porter G. L. Summer-Fall. Can the Annual Report Be Improved? // Review of Business. - 1993. - 15/1. - P. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.