УДК 811.11Г371
ШЕХОВЦЕВА Татьяна Михайловна, ассистент кафедры иностранных языков № 2, соискатель кафедры английского языка Белгородского государственного университета. Автор 9 научных публикаций, в т.ч. одного учебного пособия
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТА «СИЛА» В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Структурирование концепта остается одной из актуальных проблем современной когнитивной лингвистики. В статье рассматриваются различные подходы к установлению компонентов концепта, а также предлагается структурная модель концепта СИЛА в английском языке.
Концепт, сегмент, концептуальные признаки, структура концепта
В современной лингвистической литературе концепт представляется как многомерное, многокомпонентное образование, обладающее сложной организацией, которая, однако, не является жесткой структурой, подобной значению слова. Это связано с активной динамической ролью концепта в процессе мышления - он постоянно функционирует, актуализируется в разных своих составных частях и аспектах, соединяется с другими концептами и отталкивается от них. В этом и заключается смысл мышления1.
С самого начала когнитивных исследований мнения об основных компонентах концепта высказывались различные. Большое распространение получила полевая модель структурирования концептов, описывающая их в терминах ядра и периферии. Так, H.H. Болдырев к ядру концепта относит конкретно-образные характеристики, которые являются результатом чувственного восприятия мира, его обыденного познания. Абстрактные признаки являются производными по отношению к тем, которые отли-
чаются большей конкретностью, и отражают специальные знания об объектах, полученные в результате теоретического, научного познания2. С.Г. Воркачев отмечает в концепте понятийную составляющую (признаковая и дефиниционная структура), образную составляющую (когнитивные метафоры, поддерживающие концепт в сознании) и значимостную составляющую -этимологические, ассоциативные характеристики концепта, определяющие его место в лексико-грамматической системе языка3.
В несколько ином ключе структура концепта трактуется зарубежными исследователями. Так, Z. Kovecses, изучая эмоциональные концепты HAPPINESS/JOY полагает, что их структура включает 4 базовых когнитивных компонента, под которыми он подразумевает концептуальную метафору, концептуальную метонимию, родственные концепты и прототипические когнитивные модели (ментальные репрезентации центральных членов категории)4. Дж. Ла-кофф убежден, что структура определенных концептов системно наследуется из других кон-
цептов путем специфической операции наложения (mapping)5. В рамках когнитивного подхода широко распространена также разработанная Э. Рош теория прототипов, которая позволяет проследить, как строится структура концепта и каковы его категориальные связи.
В русле нашей проблематики особое значение приобретает структурация абстрактных концептов, к которым относится рассматриваемый нами концепт СИЛА. В этой связи А.П. Бабушкин отмечает, что концепты имен конкретных классов имеют более коллективный характер по сравнению с абстрактными номинациями. Концепты абстрактных имен не носят фиксированного характера, они текучи, более индивидуальны, имеют модально-оценочный характер и определяются морально-нравственными нормами и традициями социума. Структура этических и абстрактных концептов подразумевает наличие инвариантного «ядра», но наряду с ним существует самый широкий фронт личностных ассоциаций. Такие структуры представления знаний А.П. Бабушкин называет калейдоскопическими концептами. Калейдоскопические концепты сопряжены с когнитивными метафорами (гештальтами), через призму которых постигается сущность абстрактного имени6. С.Г. Воркачев также считает, что многокомпонентные ментальные объекты, обозначаемые абстрактными именами, зачастую «сопротивляются типологизации по причине своей индиви-дуализированности - такие концепты телеологической направленности, как “счастье” и “любовь”, например, не поддаются описанию в рамках однотипной матрицы»7.
И.А. Стернин обращает внимание на то, что большинство отечественных исследователей выделяют в составе концепта образ, определенное информационно-понятийное ядро и некоторые дополнительные признаки, и приходит к выводу о принципиальном сходстве в понимании структуры концепта в разных научных школах8.
Учитывая содержательные особенности рассматриваемого нами феномена силы, отметим, что поскольку сущность человека многогранна, то и выражающие ее сущностные силы
также включают в себя множество различных потенций человека как родового существа. Их структура подразумевает физические и психические его задатки, умственные возможности, способности и т.д. Исследование концепта СИЛА, таким образом, невозможно без соотнесения собственно лингвистических данных с эмпирическими результатами других наук.
В ходе анализа трудов по философии и антропологии мы выяснили, что мыслители разных исторических эпох по-разному подходили к объяснению феномена силы, однако прослеживается в их рассуждениях и общее: противопоставление внутренних, психических сил человека, его творческого потенциала, разума, нравственности силам другого порядка - власти, господству, насилию.
Изучение психологической литературы показало, что психическая сила чаще всего отождествляется с понятиями силы воли и силы характера. В рамках социальной психологии понятие силы связано с представлениями о лидерстве, влиянии, управлении, власти. Эти феномены, в отличие от силы воли и силы характера, могут проявляться только в социуме.
С учетом всего вышесказанного, а также в результате анализа данных толковых, энциклопедических словарей и фактического материала, считаем правомерным отнести концепт СИЛА в английском языке к сегментным концептам (термин И.А. Стернина), представляющим собой базовый чувственный слой, окруженный несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции9. В каждом сегменте находятся компоненты концепта -концептуальные признаки. Мы присоединяемся к мнению H.H. Болдырева, согласно которому взаиморасположение концептуальных признаков не обнаруживает строгой последовательности и носит индивидуальный характер, поскольку зависит от условий формирования концепта у каждого отдельного человека. Ученый объясняет это тем, что человеческое знание постоянно меняется, отражая новые сведения об окружающем мире и всех происходящих в нем изменениях, в связи с чем форма нашего знания должна быть легко приспосабливаемой
к этим изменениям, а единица хранения и передачи знания должна быть достаточно гибкой и подвижной10.
Итак, чувственно-образное ядро концепта СИЛА представляет собой наглядный образ сильного человека. При этом важно учитывать, что такой образ варьируется в зависимости от типа когнитивного сознания, в рамках которого описывается концепт, - национальное, профессиональное, возрастное, гендерное и т.д.11
Вокруг ядра расположены 4 сегмента, имеющие в обыденной картине мира эквиваленты «вид», «тип», «вариант»: «Физическая сила» -«Жизненные силы» - «Внутренняя сила» - «Социальная сила».
Расположение сегментов в указанном порядке обусловлено наличием общих либо сходных концептуальных признаков, которые имеют граничащие друг с другом сегменты. Так, сегмент «Физическая сила» имеет общий концептуальный признак с сегментом «Жизненные силы» (КП «Здоровье») и общую смысловую часть с сегментом «Социальная сила» (КП «Насилие» - КП «Принуждение»). Сегмент «Внутренняя сила» обладает сходной смысловой частью с сегментами «Жизненные силы» (КП «Сила воли, сила характера» как движущие силы - КП «Энергия»). Сегмент «Социальная сила» связан с сегментом «Внутренняя сила» посредством признаков «Эмоциональнопсихологическое воздействие» и «Сила воли, сила характера», которые различаются лить сферами приложения.
Сегмент «Физическая сила» представлен широким спектром лексем: strength, strong, force, power, powerful, brawn, brawny, sturdy, burly, muscular. Сегмент «Внутренняя сила» вербализован лексемами-репрезентантами strength, strong, power, force, forceful, fortitude, forte, tough. Сегмент «Жизненные силы» репрезентирован синонимическим рядом vigour, vigorous, energy, energetic, vitality, vital, strength, strong, force. Сегмент «Социальная сила» объективируется лексемами power, powerful, strength, force, forceful, influence, domination. Как видим, имя концепта strength, а также его наиболее многозначные синонимы force и power являются наиболее рекуррентными и представлены во всех 4 сегментах рассматриваемого концепта, равно как и наиболее общее по значению прилагательное strong.
В заключение необходимо отметить, что структура и внутренняя организация концепта -это гипотетическая модель, даже если в ходе исследования были применены экспериментальные приемы исследования и верификации, поскольку концепт - явление сознания, и исследователь в любом случае моделирует концепт по косвенным признакам его проявления. Как отмечает А.А. Залевская, «мы можем лишь строить определенные предположения, модели и подобное, в отношении того, что не поддается прямому наблюдению»12. Иными словами, любая модель концепта - это лишь исследовательская модель, некоторое приближение к концепту как ментальной единице.
Примечания
1 Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Воронеж, 2006.
2Болдырев H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2002. ъВоркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004.
AKövecses Z. The Conceptual Structure of Happiness II Studies Across Disciplines in the Humanities and Social Sciences. Helsinki, 2008.
5Lakoff G., Johnson MMetaphors We Live By. Chicago, 1980.
6 Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методики их выявления II Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2001.
7Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый» термин II Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М., 2003. %ПоповаЗ.Д., СтернинИ.А. Семантико-когнигивныйанализ языка. Воронеж, 2007.
9 Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта II Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2001.
10БолдыревН.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2002.
11 Стернин И.А. Макроструктура концепта II Труды по когнитивной лингвистике: сб. науч. ст. / отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово, 2008.
12 Цит. по: Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка.
Shekhovtseva Tatiana
STRUCTURAL FEATURES OF THE CONCEPT STRENGTH IN THE ENGLISH LANGUAGE
The problem of a conceptual structure is very Important in cognitive linguistics. The article deals with various points of view on the components of a concept and presents a structural model of the concept STRENGTH in the English language.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент- Дружинина M.B., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова