Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ С ОРУЖИЕМ / КУЛЬТУРА ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ / CULTURE OF HANDLING WEAPONS / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / STRUCTURAL COMPONENTS / КРИТЕРИИ / CRITERIA / УРОВНИ / LEVELS / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS / HANDLING OF WEAPONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорова Александра Андреевна

В статье рассматриваются личностные структурные компоненты культуры обращения с оружием и организационно-методические условия их формирования в процессе профессионального образования в вузах МВД России. Проведен анализ рабочей программы учебной дисциплины «Огневая подготовка» на предмет отображения выявленных структурных компонентов культуры обращения с оружием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS AND ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF HANDLING WEAPONS

The article considers personal structural components of the culture of handling weapons and the organizational and methodological conditions for their formation in the process of professional education in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The analysis of the working program of the discipline «Fire training» on the subject of display identified the structural components of culture of handling weapons

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ»

О^ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

ГОВОРОВА Александра Андреевна,

адъюнкт факультета научно-педагогических и научных кадров по кафедре огневой подготовки УНКСП Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: step-up-streers@mail.ru

Научный руководитель: Полянский Валерий Петрович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры огневой подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

УДК - 377; 378.4 ББК - 74.489

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются личностные структурные компоненты культуры обращения с оружием и организационно-методические условия их формирования в процессе профессионального образования в вузах МВД России. Проведен анализ рабочей программы учебной дисциплины «Огневая подготовка» на предмет отображения выявленных структурных компонентов культуры обращения с оружием.

Ключевые слова: обращение с оружием, культура обращения с оружием, структурные компоненты, критерии, уровни, организационно-методические условия.

GOVOROVA Alexandra Andreevna,

an adjunct faculty of scientific and pedagogical and scientific personnel for the department of fire training of the educational and scientific complex of special training Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot Supervisor: Polyansky Valery Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department fire training UNK SP Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot

STRUCTURAL COMPONENTS AND ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF HANDLING WEAPONS

Summary. The article considers personal structural components of the culture of handling weapons and the organizational and methodological conditions for their formation in the process of professional education in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The analysis of the working program of the discipline «Fire training» on the subject of display identified the structural components of culture of handling weapons.

Keywords: handling of weapons, culture of handling weapons, structural components, criteria, levels, organizational and methodological conditions.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

Эффективность деятельности правоохранительных органов во многом определяется уровнем профессиональной культуры ее сотрудников. Подтверждением тому служат принятые нормативно-правовые документы, указывающие на важность профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной деятельности. В качестве одной из задач они определяют формирование профессиональной культуры, основанной на духовно-нравственных и культурных ценностях как образцов поведения и деятельности специалистов правоохранительных органов [5].

Для того чтобы умело обращаться с оружием, недостаточно усвоить приемы производства выстрела. Нужно иметь отчетливое представление о внутренней и внешней баллистике, хорошо знать материальную часть и боевые возможности оружия. Необходимо уметь устранять неисправности - задержки при стрельбе, а также содержать его в чистоте и порядке и пр.

Анализ примерных рабочих программ, методических рекомендаций, образовательных стандартов по специальностям, по которым готовятся сотрудники полиции, показал, что некоторые элементы культуры обращения с оружием в той или иной степени в них присутствуют. Безусловно, что в большей степени они формируются в рамках преподавания дисциплины «Огневая подготовка» в образовательных учреждениях системы МВД России.

Огневая подготовка представляет собой систему мероприятий, направленных на усвоение личным составом в процессе профессионального образования теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для уверенного обращения с оружием при выполнении оперативно-служебных задач [1, с. 3]. Преподавание дисциплины предполагает формирование:

- системы знаний по материальной части и тактико-техническим характеристикам оружия, стоящего на вооружении в подразделениях МВД России, мерам безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами, правилам стрельбы из различных видов оружия,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

правилам хранения, сбережения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними, основам баллистики, о системе огневой подготовки в органах внутренних дел России, порядке и условиях выполнения упражнений курса стрельб, вопросах профилактики случаев гибели и ранений сотрудников полиции, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами;

- умений безопасного и эффективного обращения с табельным оружием;

- устойчивых навыков стрельбы из табельного оружия, стоящего на вооружении в МВД России.

Дисциплина «Огневая подготовка» предусматривает следующие разделы, темы, виды самостоятельной работы (таблица 1).

Нам предстояло выявить личностную структуру культуры обращения с оружием, ее основные компоненты и оценить уровень их сформированности в учебном процессе образовательных учреждениях МВД России. Важно было также выяснить отношение обучающихся и преподавателей к проблеме формирования культуры обращения с оружием.

Как показал анализ доступной литературы и документальных источников, в настоящее время теоретико-методические предпосылки и, особенно, организационно-методические подходы к разрешению проблемы формирования культуры обращения с оружием еще не созданы. Поэтому цель нашего исследования состояла в разработке организационно-методических условий применения культурологического подхода в процессе профессионального образования сотрудников правоохранительных органов.

Поскольку курсанты образовательных учреждений МВД России обучаются по рабочим программам учебной дисциплины «Огневая подготовка», которые составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования с учетом требований приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специали-

Таблица № 1.

Разделы дисциплины «Огневая подготовка»

№ темы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы № темы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы

Огнестрельное оружие, стоящее на вооружении в подразделениях МВД России. 8. Приемы и правила стрельбы из автомата.

Основы баллистики. 9. Учебные стрельбы из автомата.

Пистолет Макарова. 10. Контрольные стрельбы из автомата.

Основы организации и методика проведения занятий по огневой подготовке в подразделениях МВД России. 11. Подготовка к зачету.

Приемы и правила стрельбы из пистолета (револьвера). 12. Зачет.

Учебные стрельбы из пистолета (револьвера). 13. Подготовка к экзамену.

7. Контрольные стрельбы из пистолета (револьвера). 14. Экзамен.

тета, программам магистратуры» [2], мы решили выяснить, насколько полно в них отражаются структурные компоненты культуры обращения с оружием.

Для выяснения отношения курсантов и преподавателей к проблеме, а также для

выявления личностных структурных компонентов культуры обращения с оружием нами было проведено анкетирование обучающихся и преподавателей. Данные результатов полученных ответов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Вопрос и варианты ответов анкеты о личностной структуре культуры

обращения с оружием (п=76)

1 Укажите, что, на Ваш взгляд, должна включать в себя культура обращения с оружием? - знание материальной части; - тактико-технические характеристики; - знание мер безопасности; - знание теории и наличие навыков; - грамотное и безопасное обращение; - умение владеть оружием в любой ситуации; - техника владения и методика стрельбы; - аккуратность; - дисциплинированность; - ответственность; - организованность; - грамотность; - практика обращения.

В результате обобщения при обработке анкетных данных нами определены следующие личностные структурные компоненты культуры обращения с оружием:

1. Эмоциональный компонент, который предполагает присутствие чувства полноценного владения оружием.

2. Мотивационный компонент, вклю-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

чающий осознание наличия при себе огнестрельного оружия и готовность применить оружие при наступлении оснований (условий), предусмотренных законодательством РФ, а также включающий мотивацию на обучение стрельбе из огнестрельного оружия.

3. Деятельностный (операционно-де-ятельностный, организационно-дея-тельнстный) компонент как способность эффективно выполнять действия, определенные в качестве умений и навыков по огневой подготовке для сотрудников полиции (курсантов и слушателей), как непосредственное регулярное и системное участие в видах деятельности, обеспечивающих формирование и совершенствование культуры обращения с оружием, как самоанализ успешности учебно-воспитательного процесса и непосредственно самой профессиональной деятельности.

4. Когнитивный (знаниевый) компонент, отражающий качество полученных научно-теоретических знаний, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности сотрудника полиции, их систематичность, действенность и глубину.

5. Атрибутивный компонент, включающий личную стрелковую атрибутику (снаряжение) [3, с. 267-273].

Проведенный анализ рабочей программы показал, что фактическое отражение в рабочей программе (по распределению времени) на занятиях по огневой подготовке отводится когнитивному (знаниевому) и деятельностоному компоненту — по 40% времени, в малой степени отражаются эмоциональный и мотивационный компоненты — 10% времени, и не отражен вовсе атрибутивный компонент (рисунок 1, слева).

Фактическое отражение

Эмоциональный

компонент

Двигательный

комопонет

Когнитивный

комопонет

Мотива ционный

компонент

Атрибутивный

комопонент

Рис. 1. Отражение структурных компонентов культуры обращения с оружием в рабочей программе учебной дисциплины «Огневая подготовка»

С учетом результатов хронометрирования учебного процесса по огневой подготовке (рисунок 1, справа) показатели отражения структурных компонентов культуры обращения с оружием на занятиях по огневой подготовке оказались несколько иные. Так, большая часть времени — 60%, отводится когнитивному (знаниевому) компоненту, 30% — двигательному компо-

ненту, по 5% — эмоциональному и мотива-ционному компонентам, а атрибутивному компоненту не уделяется внимание.

Поскольку атрибутивный компонент культуры обращения с оружием в учебном процессе официально не отражен, было принято решение в ходе педагогического эксперимента, прежде всего, обратить на него внимание.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

Низкий Средний Достаточный

уровень уровень уровень

Рис. 2. Сформированность атрибутивного компонента культуры обращения с оружием

Нами была предпринята попытка формирования атрибутивного компонента стрелковой культуры, который, на наш взгляд, должен включать я личную стрелковую атрибутику: наличие собственных средств индивидуальной защиты слуха (наушники), защиты зрения (стрелковые очки), собственного набора для ухода за оружием и чистки его. Набор для чистки оружия должен включать, на наш взгляд, протирку, ветошь, ерши для чистки ствола, химические средства для чистки и смазки.

В результате констатирующего эксперимента доказана необходимость в формировании у обучающихся атрибутивного компонента культуры обращения с оружием (рисунок 2), поскольку 65% респондентов составляют низкий уровень, то есть в отношении атрибутивного компонента обучающиеся были неподготовленными (у них отсутствовали личные атрибутивные элементы).

По специально разработанным программам, путем анкетирования, бесед (как индивидуальных, так и в составе группы), советов и рекомендаций обучающимся предлагалось приобрести в личное пользование стрелковое оборудование. Говорилось о преимуществах, разнообразии выбора кобур, наушников и очков. Периодически беседы повторяли и поддерживали интерес. В течение семестра, в январе — мае, появились результаты достоверности различий по большинству показателей.

В результате проведенного эксперимента обнаружилась положительная тен-

денция к изменению показателей атрибутивного компонента в экспериментальной группе (рисунок 3). Низкий уровень отношения к подготовке к занятиям снизился до 45%, и тем самым повысился достаточный уровень — до 20%, что говорит о формировании положительного отношения обучающихся к личной стрелковой атрибутике (снаряжению) и подготовке к занятиям по огневой подготовке.

Совершенствование деятельностного компонента.

Деятельностный (операционно-дея-тельностный, организационно-деятельно-стный) компонент в рабочей программе по дисциплине «Огневая подготовка» представлен довольно объемно, однако его содержательная составляющая находится в постоянном совершенствовании, о чем свидетельствует анализ изменений в нормативно-правовых и программно-методических регламентирующих документах. Основной причиной такой необходимости, безусловно, являются изменения в условиях служебной деятельности сотрудника полиции и, следовательно, изменения требований к его подготовленности, к уровню его профессиональной культуры.

Некоторые авторы выделяют операци-онно-деятельностный и организационно-деятельностный компоненты в личностной структуре деятельностного компонента. В основном на занятиях по огневой подготовке изучают операционно-деятельностный компонент, а организационно-деятельнос-тный компонент — в меньшей степени. При этом на занятиях чаще всего рассматривается организация действий руководителя на стрельбище, а личностная деятельность обучающихся не изучена. Поэтому мы решили рассмотреть организационно-дея-тельностную сторону данного компонента.

Методика исследования заключалась в следующем. Нами была разработана ситуация, в которой обучающиеся экспериментальной группы, приходящие на занятия по огневой подготовке, являлись сотрудниками полиции, которые пришли в дежурную часть получать или сдавать оружие: в начале занятия обучающийся получает оружие, в течение всего занятия занимается с ним, а в конце занятия его сда-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

79

80 70 60 50 40 30 20 10 0

ЭГ КГ

Низкий уровень Средний уровень Достаточный уровень

45 35 20

79 20 1

Рис. 3. Изменение показателей атрибутивного компонента в результате формирующего эксперимента

ет. Тем самым у курсанта должно формироваться осознание постоянного хранения и ношения оружия и применения его в различных ситуациях.

Данная методика позволяет включить в сознание обучающихся осознание профессионального интереса себя как действующего сотрудника полиции, осознание ответственности, соблюдение правил и мер безопасности, контроль и анализ за своими действиями с оружием.

Для проверки уровня сформированно-сти деятельностного компонента культуры обращения с оружием у обучающихся в образовательных организациях МВД России была создана экспертная комиссия. В состав комиссии входили пять преподавателей кафедры огневой подготовки УНКСП Московского университета МВД России, стаж в органах внутренних дел которых - более 15 лет, стаж в преподавательской должности на кафедре огневой подготовки - более 8 лет, возраст преподавателей — от 45-60 лет.

По результатам экспертной оценки мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе в ходе естественно-педагогического эксперимента, в рамках совершенствования деятельностного компонента

культуры обращения с оружием у обучающихся в образовательных учреждениях МВД России более эффективно формируются профессиональные умения и навыки безопасного обращения с оружием, навыки получения, хранения и ношения оружия, обучающиеся способны анализировать свои действия и ошибки. У обучающихся прослеживается положительная тенденция и интерес к дополнительным занятиям по огневой подготовке и к углублению прочности знаний.

Выводы. В результате исследования были изучены личностные структурные компоненты культуры обращения с оружием:

- эмоциональный компонент;

- мотивационный компонент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- деятельностный (операционно-дея-тельностный, организационно-деятель-нстный);

- когнитивный (знаниевый) компонент;

- атрибутивный компонент.

В учебном процессе по огневой подготовке не все из выявленных компонентов личностной структуры культуры обращения с оружием формируются в достаточной степени.

Опытное исследование формирования «отстающих» компонентов культуры обращения с оружием (атрибутивного и орга-низационно-деятельностного) показало достоверную эффективность такого педагогического воздействия.

Несомненно, стоит обратить внимание в дальнейшем на разработку мотивацион-ного, эмоционального и когнитивного компонентов.

Список литературы:

[1]Огневая подготовка: Учебник / Под ред. канд. юрид. наук Н.В. Румянцева. М.: ЦОКР МВД России, 2009.

[2] Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры». Зарегистрировано Министерством юстиции Рос-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

сийской Федерации 24 февраля 2014 г. Регистрационный № 31402.

[3] Полянский В.П., Говорова А.А. К вопросу культуры обращения с оружием сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы огневой, физической и тактико-специальной подготовки: Сборник научных статей конференции. Электронный аналог печатного издания МВД Республики Беларусь, Моги-левский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь: 2016. Ноябрь.

[4] Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры». Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г. Регистрационный № 31402.

[5] Проект Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации (до 2020 года) // http://pandia.ru/ text/77/221/14653.php.

Spisok literatury:

[1]Ognevaya podgotovka: Uchebnik / Pod red. kand. yurid. nauk N.V. Rumyanceva. M.: COKR MVD Rossii, 2009.

[2] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2013 № 1367 (red. ot 15.01.2015) «Ob utverzhdenii

Poryadka organizacii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'-ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya -programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury'». Zaregistrirovano Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii 24 fevralya 2014 g. Registracionny'j № 31402.

[3] Polyanskij V.P., Govorova A.A. K voprosu kul'tury' obrashheniya s oruzhiem sotrudnikov pravooxranitel'ny'x organov // Aktual'ny'e problemy' ognevoj, fizicheskoj i taktiko-special'noj podgotovki: Sbornik nauchny'x statej konferencii. E'lektronny'j analog pechatnogo izdaniya MVD Respubliki Belarus', Mogilevskij institut Ministerstva vnutrennix del Respubliki Belarus': 2016. Noyabr'.

[4] Poryadok organizacii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'-ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya -programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury'». Zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii 24 fevralya 2014 g. Registracionny'j № 31402.

[5] Proekt Koncepcii kadrovoj politiki Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii (do 2020 goda) // http://pandia.ru/text/77/ 221/14653.php.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.