УДК1
Плотникова О.В.
Магистрант I курса, направление подготовки 37.03.01, Северный государственный медицинский университет (СГМУ)
г. Архангельска, РФ Харькова О.А.
Канд. псх. наук, PhD, Доцент кафедры педагогики и психологии СГМУ,
г. Архангельска, РФ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА:
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Целью исследования явилась систематизация результатов зарубежных и отечественных исследований по изучению структурных элементов эмоционального интеллекта. Для поиска информации использовалась электронная научная библиотека E-library. под ЭИ понимается, с одной стороны, как оборотная сторона рационального интеллекта, способность человека управлять своими эмоциями, с другой, понимать эмоции и намерения других и благодаря этому эффективно решать любые задачи. Поэтому развитие ЭИ - это возможность не только работать со своим эмоциональным состоянием, но и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, структура
Актуальность. Эмоциональный интеллект, будучи сложным психологическим феноменом, признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта (далее ЭИ) неоспорима, так как ЭИ способствует личностному и профессиональному росту индивида и влияет на его успешность в жизни.
Таким образом, целью исследования явилась систематизация результатов зарубежных и отечественных исследований по изучению структурных элементов эмоционального интеллекта.
Материал исследования. Для поиска информации использовалась электронная научная библиотека E-library. В ходе поиска литературы по теме эмоциональный интеллект было отобрано 1096 статей. Однако только 4 статьи 5 книг одержали информацию о структуре ЭИ.
Результаты исследования и их интерпретация. Исследованием ЭИ занимались такие зарубежные ученые, как Д.Гоулман [4], Р.Бар-Он [2], Дж.Мэйер и соавт. [5], а также отечественные - Д.В. Люсин [9], И. А. Андреева [1] (таблица 1).
Таблица 1
Структура эмоционального интеллекта
№ ФИО ученого Структура ЭИ
1 Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо Теория эмоционально-интеллектуальных способностей, опирающаяся на четырехкомпонентную иерархическую модель: идентификация, понимание, использование эмоций и управление эмоциями.
2 Р. Бар-Он Когнитивная теория эмоционального интеллекта, включающая субкомпоненты: внутри личностные, межличностные, адаптивность, регуляция стресса, общее настроение.
3 Д. Гоулмен Теория эмоциональной компетенции, предлагающая четырехкомпонентную структуру эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, социальное понимание, управление взаимоотношениями.
4 Д. Люсин Двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта, основанная на способности к пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими.
5 И. А. Андреева Структурные компоненты эмоционального интеллекта: распознавание собственных эмоций, самоконтроль, понимание эмоций - эмпатия, само мотивация.
Рассмотрим данные работы более подробно.
Серьезную научную разработку теории ЭИ получила в 90-х годах ХХ столетия в работах Д. Крузо, П. Сэловейя, Дж. Мйера. Они разделили ЭИ на четыре составляющие:
1. Умение определять свои и чужие эмоции, находить отличия между ними;
2. Умение задействовать весь потенциал эмоций для решения конкретных задач;
3. Способность осознавать каждую эмоцию и понимать, как она возникает;
4. Умение контролировать свои эмоции и управлять ими.
Эту модель изначально забрали в работу представители сферы бизнеса и экономики, отдавая на обработку и реализацию учредителям крупных компаний. Но постепенно история со значимостью ЭИ распространилась и в сферу частной жизни. Можно сказать, что теперь это один из компонентов построения системы личной эффективности.
Отечественный ученый Д. В. Люсин [9] создал опросник ЭИ, который включает две шкалы: шкала межличностного ЭИ (понимание чужих эмоций; управление чужими эмоциями) и шкала внутриличностного ЭИ (осознание своих эмоций; управление своими эмоциями; контроль экспрессии). Данная методика находит свое применение при проведении эмпирических исследований в психологии.
Заключение. Таким образом, под ЭИ понимается, с одной стороны, как оборотная сторона рационального интеллекта, способность человека управлять своими эмоциями, с другой, понимать эмоции и намерения других и благодаря этому эффективно решать любые задачи. Поэтому развитие ЭИ - это возможность не только работать со своим эмоциональным состоянием, но и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Список использованной литературы:
1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
2. Баурова Ю. В. Статья «Эмоциональный интеллект: особенности развития и оценки».
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М .:Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. - М.: ACT 2009. -478 с.
5. Дегтярев, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Текст] /А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. - 2012. - №. 2 - С. 1- 13.
6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
7. Ларина А. Т. Статья «Эмоциональный интеллект». АНИ: педагогика и психология. 2016 г. Т. 5. №3 (16).
8. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] /Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3 - 22.].
9. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова [Текст] /Д.В. Люсин. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 174 с
© Плотникова О.В., Харькова О.А., 2021
УДК 159.99
Хрусталева М.Н.
магистрант 1 курса
Северного государственного медицинского университета (СГМУ),
г. Архангельск, РФ Научный руководитель: Харькова О.А. канд. псих. наук, PhD, доцент СГМУ, г. Архангельск, РФ
РОЛЬ КОНФЛИКТА В ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Целью исследования явилось изучение отечественных исследований о влиянии конфликта на