Научная статья на тему 'Структурные изменения спроса и предложения на рынке золота'

Структурные изменения спроса и предложения на рынке золота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1944
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЗОЛОТА / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайкина Е.В.

В статье исследована структура спроса и предложения мирового рынка золота. Выявлены основные тенденции в изменении спроса и предложения на мировом рынке золота. Проанализирована взаимосвязь показателей спроса и предложения мирового рынка золота и их влияние на формирование цены золота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные изменения спроса и предложения на рынке золота»

УДК 336.717+339.722

структурные изменения спроса и предложения на рынке золота

е. в. ЧАЙКИНА, соискатель кафедры финансов и кредита E-mail: lena_chaykina@list.ru Севастопольский национальный технический университет

В статье исследована структура спроса и предложения мирового рынка золота. Выявлены основные тенденции в изменении спроса и предложения на мировом рынке золота. Проанализирована взаимосвязь показателей спроса и предложения мирового рынка золота и их влияние на формирование цены золота.

Ключевые слова: рынок золота, спрос и предложение мирового рынка золота.

Мировой финансовый кризис 2008 г. и европейский кризис 2011 г. повлекли за собой необходимость поиска ликвидных финансовых инструментов на мировом рынке. На фоне такой ситуации взгляды инвесторов, в том числе крупных мировых банков, вновь обратились к золоту, которое не утратило своей привлекательности в качестве инструмента страхования от инфляции. Доходность вложений в золото в период с июля 1963 г. по декабрь 2002 г. составила 7,9 %, за вычетом инфляции (4,6 %) доходность оказалась на уровне 3,3 %. С 2000 по 2008 г. золото имело доходность 16 %, а в 2009 г. и 2010 г. - 28 % [1].

Современный рынок золота объединяет достаточно большое количество участников: золотодобывающие компании, промышленные потребители, биржевой сектор, институциональные и частные инвесторы, центральные банки, профессиональные дилеры и посредники (прежде всего это коммерческие банки и специализированные компании). Все участники рынка золота формируют структуру спроса и предложения, а также факторы, определяющие цену на золото.

В целях прогнозирования цены на золото и выявления перспективных направлений развития рынка автором проведен комплексный анализ спроса и предложения на мировом рынке золота с 2007 по 2012 г. Данные показатели проанализированы с точки зрения динамики изменения мирового потребления и спроса в целом. Рассчитаны относительные и абсолютные показатели прироста. Для более глубокого анализа взаимосвязи показателей мирового рынка золота использован метод парной корреляции, позволяющий выявить степень тесноты и направления взаимосвязи между отдельными факторами в структуре спроса и предложения. Расчеты выполнены в программной среде Microsoft Excel. Структура спроса и предложения на мировом рынке золота за период с 2007 по 2012 г. представлена в табл. 1.

Показатели прироста и темпа прироста спроса и предложения на мировом рынке золота с 2008 по 2012 г. представлены в табл. 2.

Общий объем предложения золота на мировом рынке в 2012 г. составил 4 454 т (см. табл. 1). Предложение золота стало расти после 2008 г. за счет увеличения поступлений от его добычи. Добыча всегда была первостепенным источником золота, на который в последнее время приходилось в среднем около 66,3 % предложения. На основании опубликованных отчетов Всемирного совета по золоту (World Gold Council) его производство (см. табл. 1) достигло своего пика в 2012 г., составив 2 848 т.

С 2002 по 2008 г. объемы производства золота снижались. Истощение месторождений золота и падение цены на него за период с 1996 по 2001 г. стали

финансы и кредит

7

Таблица 1

Структура спроса и предложения мирового рынка золота с 2007 по 2012 г.*

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

т % т т т т т

Предложение

Добыча золота 2 473 70,2 2 407 72,2 2 584 64,1 2 659 63,4 2 810 64,1 2 848 63,9

Операции хеджирования производителей -447 -12,7 -363 -10,9 -252 -6,2 -116 -2,8 -108 -2,5 -20 -0,4

Продажи из официальных запасов 485 13,8 279 8,4 30 0,7 - 0,0 - 0,0 - 0,0

Продажи золотого лома 977 27,7 1 146 34,4 1 672 41,4 1 653 39,4 1 612 36,7 1 626 36,5

Продажа из частных накоплений 36 1,0 -133 -4,0 - 0,0 - 0,0 73 1,7 - 0,0

Итого предложение 3 524 100 3 336 100 4 034 100 4 196 100 4 387 100 4 454 100

Спрос

Спрос ювелирной промышленности 2 401 67,4 2 138 60,7 1 760 50,4 2 060 52,8 1 963 43,5 1 908 43,3

Промышленно-бытовой спрос 461 12,9 430 12,2 373 10,7 420 10,8 464 10,3 428 9,7

Государственный спрос - 0,0 - -0,0 - 0,0 87 2,2 440 9,8 535 12,1

Спрос на золотые монеты и слитки 446 12,5 636 18,0 743 21,3 995 25,5 1 487 33,0 1 256 28,5

Спрос биржевых фондов и аналогичных организаций 253 7,1 321 9,1 617 17,7 338 8,7 154 3,4 279 6,3

Итого спрос 3 561 100,0 3 525 100,0 3 493 100,0 3 900 100,0 4 508 100,0 4 406 100,0

*Исходные данные World Cold Council. URL: http://www. gold. org.

Таблица 2

Показатели динамики спроса и предложения на мировом рынке золота с 2008 по 2012 г.*

Показатель Прирост, т Темп прироста, %

2008 2009 2010 2011 2012 2008 2009 2010 2011 2012

Предложение

Добыча золота -66 177 75 151 38 -2,67 7,35 2,90 5,68 1,35

Операции хеджирования производителей 84 111 136 8 88 -18,79 -30,58 -53,97 -6,90 -81,48

Продажи из официальных запасов -206 -249 -30 0 0 -42,47 -89,25 - 0,00 0,00

Продажи золотого лома 169 526 -19 -41 14 17,30 45,90 -1,14 -2,48 0,87

Продажа из частных накоплений -169 133 0 73 -73 469,44 100,00 0,00 - 100,00

Итого предложение -188 698 162 191 67 -5,33 20,92 4,02 4,55 1,53

Спрос

Спрос ювелирной промышленности -263 -378 300 -97 -55 -10,95 -17,68 17,05 -4,71 -2,80

Промышленно-бытовой спрос -31 -57 47 44 -36 -6,72 -13,26 12,60 10,48 -7,76

Государственный спрос 0 0 87 353 95 0,00 0,00 - 405,75 21,59

Спрос на золотые монеты и слитки 190 107 252 492 -231 42,60 16,82 33,92 49,45 -15,53

Спрос биржевых фондов и аналогичных 68 296 -279 -184 125 26,88 92,21 -45,22 -54,44 81,17

организаций

Итого спрос -36 -32 407 608 -102 -1,01 -0,91 11,65 15,59 -2,26

*Исходные данные табл. 1.

причинами снижения производства. В результате этого золотодобывающие компании значительно уменьшали удельные затраты (как текущие, так и капитальные). Это достигалось за счет уменьшения объемов геологоразведочных работ, закрытия нерентабельных рудников, внедрения трудосберегающих технологий, ускоренного развития золотодобычи в странах с дешевой рабочей силой. В итоге, за последние десять лет произошли структурные сдвиги в золотодобывающем секторе. На мировом рынке золота доминируют четыре золотодобыва-

ющие страны: Китай, Австралия, США и Россия [3]. Во вторую четверку стран - производителей золота входят ЮАР, Перу, Индонезия и Канада. В 2008 г. добыча золота сократилась более чем на 2,67 % (66 т). С 2009 г. золотодобыча развивается динамично и быстрыми темпами (см. табл. 2). За последние три года прирост добычи составил 264 т. По сравнению с 2011 г. золотодобыча в 2012 г. выросла в 1,35 раза.

Увеличение спроса на золото позволило золотодобывающим компаниям направить капитал

на исследования и разработки. Результатом стало увеличение открытых месторождений и строительство новых шахт. Стало выгодным перерабатывать бедные и труднообогатимые руды, вовлекать в эксплуатацию забалансовые запасы, возобновлять эксплуатацию ранее заброшенных и «законсервированных» рудников и шахт, а также перерабатывать техногенные отвалы многих горно-обогатительных комбинатов, содержащие определенное количество металлов (в качестве попутных компонентов или не полностью извлеченных при первичной обработке). В последние годы в золотодобывающих компаниях происходят процессы слияния, так как крупные компании имеют преимущества по возможностям мобилизации средств, проведению научно-технической политики, диверсификации политических и экономических рисков. Чем больше компания добывает золота, тем больше влияния она оказывает на рынок. Это заставляет других участников рынка внимательно отслеживать все события, связанные с деятельностью крупных золотодобывающих компаний.

С 2008 г. операции хеджирования производителей значительно уменьшались (рис. 1).

В 2007 г. в общем объеме предложения эти операции составляли 12,7%, а в 2012 г. - 0,4% (см. табл. 1). Ранее производители золота ожидали, что цены понизятся и продавали заранее свою будущую продукцию. В настоящее время производители ожидают роста цен, поэтому в 2012 г. они захеджировали продажи на 20 т в отличие от 2011 г., когда были захеджированы продажи на 108 т. В силу тенденции постоянного роста цены золота и снижения потребности защиты своих будущих активов от неблагоприятной ценовой конъюнктуры золотодобывающие компании сокращают хеджевые позиции, и

чистыи результат их деятельности по хеджированию переходит на сторону спроса.

Проведенный анализ свидетельствует, что продажа золотого лома является вторым по величине источником поступления металла на рынок и составляет в отдельные периоды долю от 27,7 до 41,4 % (см. табл. 1). В 2008 г. продажи золотого лома увеличились на 169 т (темп прироста составил 17,3 %). Объем переработки лома в 2009 г. достиг максимального значения и составил 1 672 т, а его доля увеличилась до 41,4 % в составе предложения. С 2010 г. продажи золотого лома уменьшались, однако в 2012 г. продажи золотого лома вновь увеличились, но незначительно, и прирост составил 14 т по сравнению с 2011 г.

Согласно информации World Cold Council о продажах и покупках центральных банков, объемы продаж золота из официальных запасов центральными банками в 2008 г. сократились на 206 т (42,5 % в структуре предложения). В 2009 г. снижение произошло на 249 т и продажи составили 30 т (см. табл. 2). В 2010 г. (впервые более чем за 20 лет) центральные банки оказались чистыми покупателями золота (см. рис. 1), что, очевидно, стало результатом влияния мирового экономического кризиса 2008 г.

3 500

3 000

2007

2010

2011

2008 2009

■ Добыча золота

0 Операции хеджирования производителей □ Продажи из официальных запасов

■ Продажи золотого лома

■ Продажа из частных накоплений

Источник: данные World Cold Council. URL: http://www. gold. org.

Рис. 1. Общая структура предложения золота в мире с 2007 по 2012 г

2012

Общее предложение продажи из частных накоплений в 2008 г. осуществлялось со знаком «-» (-133 т). Знак «-» показывает, что объем покупок золотых слитков и монет частными владельцами оказался больше обратных продаж из ранее накопленных запасов. В 2010 и в 2012 гг. продажа из частных накоплений отсутствовала. В 2011 г. продажа составила 73 т (удельный вес в составе предложения составил 1,7 %).

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на предложение мирового рынка золота.

Во-первых, это темпы производственной золотодобычи.

Во-вторых, это продажа золотого лома.

В-третьих, это изменение объемов государственных запасов золота.

Приобретение золота центральными банками и даже незначительные продажи золота из резервов центральных банков рассматриваются участниками рынка как сигнал о формировании определенной тенденции.

Потребление золота в 2012 г. составило 4 406 т (см. табл. 1). С 2009 г. спрос уменьшился на 1,01 % (36 т) по сравнению с 2008 г. С 2010 г. спрос на золото увеличивался (см. табл. 1). В 2011 г. мировое потребление золота выросло на 15,6 %, достигнув 4 508 т. При этом необходимо отметить, что ювелирная промышленность, а также чеканка монет

3 000

2 500

2007

2008

2009

2010

■ Юзелирная промышленность

□ Промышленно-бытовой спрос

□ Государственный спрос

■ Золотые монеты и слитки

■ Биржевые фонды и аналогичные организации

Источник: данные World Cold Council. URL: http://www. gold. org.

Рис. 2. Общая структура потребления золота в мире с 2007 по 2012 г.

и изготовление слитков составляют значительную долю в потреблении золота (рис. 2).

Самый значительный спад (на 17,68 %) до величины в 1 760 т был отмечен в 2009 г. в ювелирной промышленности, которая является главным потребителем золота. В настоящее время развивающиеся страны являются главными потребителями золота, где оно доминирует при изготовлении украшений. За последние пять лет Индия и Китай стали самыми большими потребителями золота в мире (52 % потребления). За 2012 г. Индия закупила 552 т золота. Группу средних импортеров, приобретающих 40-80 т (реже до 100 т) золота, формируют Индонезия, Малайзия, Египет, Турция, Россия, ОАЭ и США. В списке стран малых импортеров, закупающих примерно 20-40 т в год, фигурируют Южная Корея, Таиланд, Иран, Сирия, Испания, Кувейт, Израиль, Португалия, Украина (21,1 т) и другие страны.

Необходимо выделить существенные различия между развитыми и развивающимися странами в мотивах спроса на ювелирную продукцию, а также факторы, его определяющие. В развитых странах при покупке ювелирных изделий на первый план выходит эстетический аспект, соответственно, что в этом случае главной ценностью является труд мастера-ювелира. В этой связи значительную часть спроса в таких странах предъявляют обеспеченные слои населения. Следовательно, основным фактором, формирующим платежеспособный спрос в

указанном секторе, является общеэкономическая ситуация в стране (регионе), определяющая уровень благосостояния среднего класса и категории богатых граждан [2].

Совершенно иная ситуация складывается в развивающихся странах, где основной спрос концентрируется на изделиях с минимальными затратами ручного труда. Здесь на первый план выходят такие параметры, как вес украшения и проба

2011

2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использованного золота. Связано это с тем, что золотые украшения являются доминирующей формой хранения сбережений среди многочисленной группы населения. Здесь уже наряду с уровнем доходов населения немалое влияние на спрос оказывает и ценовая конъюнктура рынка золота [2].

Вместе с тем одной из причин усиления роли стран третьего мира в секторе ювелирной промышленности является перенесение туда соответствующих мощностей из развитых стран. В основе таких решений лежит сокращение издержек при изготовлении конечной продукции.

Значительно меньшим по объему (от 373 до 464 т. (9,7 - 12,9 % в структуре спроса) за 20072012 гг. является использование золота другими отраслями промышленности (потребление металла этой группой называют «промышленно-бытовым спросом»). Спрос на золото со стороны других секторов промышленности в 2012 г. снизился по сравнению с 2011 г. на 7,8 % (на 36 т). Более половины соответствующего объема приходится на электронную промышленность (выпуск электро-, радио- и видеоаппаратуры), почти 20 % используется в стоматологии, остальной объем приходится на разнообразное промышленно-бытовое потребление. Странами, лидирующими в использовании золота в технических целях, являются Япония, США и Германия. Здесь золото выступает как индикатор развития высоких технологий в электронной, электротехнической, космической и приборостроительной промышленности.

По данным компании World Gold Council, по состоянию на февраль 2013 г. в резервах центральных банков стран мира находилось 28 783,6 т золота и 2 814 т составляли золотые запасы МВФ. Центральные банки государств и международные финансовые организации удерживают в качестве резервного актива около 23 % всего добытого золота. Необходимо отметить, что США обладают самым крупным золотым запасом [3]. После них по размеру официальных запасов идут Германия, Международный валютный фонд, Италия, Франция, Китай, Швейцария, Россия и Япония. Доля официальных резервов в структуре мирового спроса на золото в 2010 г. составила 87 т (2,2 %), которая в 2012 г. выросла до 535 т (12,1 %). Крупнейшими покупателями золота в 2012 г. стали центральные банки Филиппин, стран СНГ, Мексики и Народный банк Китая.

Частными инвесторами золото приобретается для хеджирования рисков (политических, экономи-

ческих), а также как средство приумножения капитала. В основном инвестиции в золото осуществляются в виде приобретения слитков и монет. Кроме того, в этих целях приобретается значительная часть ювелирных изделий в Азии и на Ближнем Востоке (однако в статистике это учитывается как приобретение ювелирных изделий). Покупка населением монет и слитков достигает ежегодно от 12,5 до 33 % объема всех продаж золота в мире. Так, за последние пять лет населением во всем мире было приобретено свыше 810 т золота в монетах и слитках. Выпуск монет из драгоценных металлов в некоторых государствах мира носит регулярный характер. В Австралии, Австрии, Великобритании, Канаде, Китае, Мексике, США и ЮАР инвестиционные монеты из золота выпускаются на протяжении двух-трех десятилетий. Во второй половине 1990-х гг. в Канаде чеканили до 25 т инвестиционных монет из золота в год, в Австрии - до 18 т, в Австралии - до 11 т, в Иране - 6 т, в Великобритании, Китае и ЮАР -по 3 т. В США в 1998 и 1999 гг. были отчеканены рекордные объемы инвестиционных монет (57 и 60 т соответственно). Инвестиции в золотые монеты и слитки выросли за 2011 г. на 492 т, а за 2012 г. их объем уменьшился на 231 т. Инвестиции обычно осуществляются в слитковые монеты, стоимость которых практически совпадает со стоимостью содержащегося в них металла.

Высокая волатильность спроса (см. табл. 1), предъявляемого к золоту институциональными инвесторами, объясняется, главным образом, спекулятивным характером проводимых ими операций. Так, например, хеджевые фонды, Exchange Trade Funds (паевые инвестиционные фонды) - крупнейшие игроки на этом рынке - активно покупают и продают золото в целях получения прибыли на колебании цен. Предпочтения других крупных участников торгов -пенсионных фондов - заключаются в большей стабильности. Как правило, они приобретают металл на относительно долгосрочный период. Их интерес к золоту (как к одному из направлений альтернативных инвестиций) заметно возрос в связи с кризисом фондовых рынков в целях диверсификации инвестиционных портфелей за счет драгоценных металлов. За 2012 г. объем институциональных инвестиций в золото увеличился до 279 т (6,3 % в общем объеме спроса). Чистый приток в биржевые фонды и аналогичные организации за 2012 г. составил 125 т, а в 2009 г. - 296 т. В 2010 и в 2011 гг. инвестиционный спрос снизился на 279 т и 184 т соответственно.

Все представленные ранее показатели свидетельствуют о том, что доминирующей тенденцией последних пяти лет явилось неуклонное увеличение потребления золота (см. табл. 1). Основным потребителем золота является ювелирная промышленность. Необходимо отметить, что в настоящее время увеличился инвестиционно-тезаврационный спрос, когда на первый план выходит функция золота как финансового актива, что, в свою очередь, обеспечивает металлу значительный спрос со стороны инвесторов. Спрос со стороны промышленного сектора имеет определенную степень стабильности и прогнозируемости, в то время как инвестиционный спрос характеризуется циклическими колебаниями, которые отражают экономическую и политическую ситуацию в мире и в отдельных регионах.

С помощью расчета коэффициентов парной корреляции выявим наличие, тесноту и направление взаимосвязи между показателями спроса и предложения мирового рынка золота.

Коэффициент парной корреляции вычисляется по формуле

X (X - X) (Y - y )

1=1_

X (X - X)2 (Y - Y)2

где X. и У- значения показателей х и у составляющих спроса и предложения мирового рынка золота соответственно для 7-го показателя, 7 = 1,.., п;

п - число показателей;

X и У - средние арифметические значения показателей х и у соответственно. Для расчета рассматриваются квартальные значения показателей спроса на золото и предложения на золото за период с 2004 по 2012 г. Количество членов временных рядов показателей (36) является вполне достаточным для достоверного статистического анализа. Результаты расчетов представлены в табл. 3.

Рассчитанные коэффициенты парной корреляции характеризуют степень влияния одних показателей на другие и тесноту взаимосвязи между ними, они показывают, насколько изменение одного показателя влияет на изменения другого, включая цену золота на мировом рынке, а также то, какие элементы спроса и предложения влияют на изменение мировой цены золота. Значение коэффициента парной корреляции изменяется в пределах от - 1 до +1. Знак «+» означает наличие прямой связи между показателями. Знак «-» - наличие обратной связи. Величина коэффициента

Таблица 3

коэффициенты парной корреляции

rXY

i =1

Показатель добыча золота Операции хеджирования производителей Продажи из официальных запасов Продажи золотого лома Продажи из частных накоплений Ювелирная промышленность Промышленно-бытовой спрос Государственный спрос Золотые монеты и слитки Биржевые фонды и аналогичные организации London PM fix, US$/oz

Добыча золота 0,52 -0,56 0,46 -0,06 -0,31 0,04 0,67 0,74 -0,06 0,73

Операции хеджирования производителей 0,52 -0,36 0,51 -0,11 -0,37 -0,22 0,54 0,62 0,34 0,57

Продажи из официальных запасов -0,56 -0,36 -0,64 0,13 0,62 0,05 -0,42 -0,66 -0,06 -0,73

Продажи золотого лома 0,46 0,51 -0,64 -0,05 -0,86 -0,35 0,47 0,67 0,50 0,78

Продажи из частных накоплений -0,06 -0,11 0,13 -0,05 0,90 0,24 0,03 -0,16 -0,14 -0,06

Спрос ювелирной промышленности -0,31 -0,37 0,62 -0,86 0,90 0,32 -0,38 -0,47 -0,49 -0,66

Промышленно-бытовой спрос 0,04 -0,22 0,05 -0,35 0,24 0,32 0,15 0,03 -0,47 0,03

Государственный спрос 0,67 0,54 -0,42 0,47 0,03 -0,38 0,15 0,81 -0,08 0,80

Спрос на золотые монеты и слитки 0,74 0,62 -0,66 0,67 -0,16 -0,47 0,03 0,81 0,01 0,92

Биржевые фонды и аналогичные организации -0,06 0,34 -0,06 0,50 -0,14 -0,49 -0,47 -0,08 0,01 0,11

Примечание. Затемненные ячейки не заполняются, так как коэффициенты корреляции в них не рассчитываются.

12 финансы и кредит

парной корреляции от 0 до 1 характеризует степень приближения корреляционной зависимости между показателями к функциональной зависимости. Чем ближе значение коэффициента к 1, тем связь между показателями больше, чем ближе к 0, тем линейная связь меньше.

Если рассматривать показатель добычи золота (см. табл. 3), то можно выделить наиболее тесную взаимосвязь этого показателя с операциями хеджирования производителей (0,52), с продажей из официальных запасов (-0,56), с государственным спросом (0,67), со спросом на золотые монеты и слитки (0,74) и с ценой на золото (0,73). Увеличение спроса на перечисленные показатели (за исключением продажи из официальных резервов) ведет к увеличению добычи золота.

Характерно, что увеличение продаж из официальных запасов ведет к уменьшению добычи золота, но продажи уменьшаются при росте продаж золотого лома (-0,64), при увеличении спроса на золотые монеты и слитки (-0,66), а также при росте цены на золото (-0,73). При росте спроса на ювелирные изделия (0,62) продажа золота из официальных запасов увеличивается.

Уровень продаж золотого лома тесно связан (и увеличивается) с ростом спроса на золотые монеты и слитки (0,67), с биржевыми фондами и аналогичными организациями (0,50), а также с ростом цены на золото (0,78). С падением спроса со стороны ювелирной промышленности (-0,86) уровень продаж золотого лома растет.

Приведенные коэффициенты корреляции свидетельствуют о том, что уровень продаж золота из частных накоплений тесно связан с потребностями ювелирной промышленности (0,9), при этом характерна прямая зависимость: при росте продаж увеличивается спрос на золото в ювелирной промышленности. Однако возможна и обратная зависимость: рост спроса в ювелирной промышленности перекрывается продажами золота из частных запасов.

Ювелирная промышленность, как было отмечено ранее, является основным потребителем наличного золота, спрос на который в значительной степени определяется ценой золота (-0,66), т. е. чем ниже цена, тем выше спрос.

При увеличении спроса на золотые монеты, слитки (0,81) и цены на золото (0,8) государственный спрос растет. Также рост спроса на золотые монеты и слитки тесно связан с ценой на золото (0,92).

Однако данную зависимость следует рассматривать также и через призму политических и экономических потрясений, происходящих в мире.

Таким образом, показатели спроса и предложения на мировом рынке золота взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние на формирование цены на золото, которая, в свою очередь, при своем изменении влияет на показатели, указанные в табл. 3.

Автором были произведены расчеты коэффициентов парной корреляции за периоды с 2004 по 2008 г. и с 2008 по 2012 г. В результате расчетов было выявлено влияние мирового финансового кризиса 2008 г. на отдельные показатели спроса и предложения мирового рынка золота.

До финансового кризиса только показатели продажи золотого лома (0,61) и спрос ювелирной промышленности (-0,65) зависели от роста цены на золото. После финансового кризиса от роста цены на золото уже стали зависеть такие показатели, как добыча золота (0,73), операции хеджирования производителей (0,57), продажи из официальных запасов (-0,73), продажи золото лома (0,78), спрос ювелирной промышленности (-0,66), государственный спрос (0,8) и спрос на золотые монеты и слитки (0,92).

Вывод. В последние годы на мировом рынке золота в структуре спроса и предложения произошли радикальные сдвиги. Основная доля в предложении золота приходится на его добычу. Золотодобывающая индустрия не способна значительно увеличить предложение (темпы открытия новых месторождений падают), несмотря на рост цены золота. Продажи центральных банков прекратились на фоне глобального финансового кризиса. Предложение золотого лома уменьшилось и меняется в зависимости от конъюнктуры мирового рынка золота.

Доминирующей тенденцией мирового рынка золота является устойчивый объем его потребления. Основным потребителем золота является ювелирная промышленность, спрос в которой определяется ценой золота: чем ниже цена, тем выше спрос. Но эта закономерность действует в периоды мирового экономического подъема, а в периоды спада спрос ювелирной промышленности уменьшается также и при относительно низких ценах. В структуре спроса золото используется прежде всего как финансовый инструмент и элемент хеджирования от других биржевых рисков (ослабление доллара, неустойчивость других мировых валют), в результате этого растет

спрос на золотые монеты и слитки, а центральные банки активно проводят закупки золота в целях пополнения золотовалютных резервов.

Постоянный спрос предъявляют покупатели, использующие золото в качестве промышленного сырья, а регулярное предложение исходит от золотодобывающих компаний. Поведение постоянных участников предсказуемо влияет на конъюнктуру рынка, поскольку размеры спроса и предложения ограничены производственными мощностями и производственными возможностями покупателей и продавцов золота. Действия остальных участников сложно прогнозируемы, что приводит к неожиданным нарушениям баланса спроса и предложения, а также к резким скачкам рыночной цены на золото.

Используемый в исследовании метод парной корреляции позволил более глубоко проанализировать степень зависимости показателей между собой, их влияние на изменение структуры спроса и предложения, на изменение цены, а также позволил выявить наиболее значимые из этих показателей и использовать в дальнейшем данные результаты для

прогноза цены золота на мировом рынке. Основной точкой для формирования рыночной цены является соотношение спроса и предложения на золото, однако помимо ранее указанных показателей (см. табл. 3), включенных в спрос и предложение, на цену золота влияют и многие другие: курс доллара США, уровень инфляции, изменение ставок банковского процента, цены на энергоносители, цены на другие драгоценные металлы (серебро, платина) и прочие показатели.

Автором предполагается в дальнейшем с помощью математических методов изучить влияние других ранее указанных факторов на формирование цены и спрогнозировать изменение цены золота на мировом рынке.

Список литературы

1. Динамика, графики цен на золото. URL: http://damoney. ru/zoloto.

2. Современный рынок золота / под ред. В. И. Букато, М. Х. Лапидуса. М.: Финансы и статистика. 2004.

3. URL: http://www. gold. org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.