Научная статья на тему 'Структурные изменения как условие экономического роста'

Структурные изменения как условие экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / REFORM / ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ / EFFECTIVE INSTITUTIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙРОСТ / СТРУКТУРНЫЕИЗМЕНЕНИЯ / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / REINDUSTRIALISATION / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ECONOMIC GROWN / STRUCTURAL ALTERATIONS / REPLACE OF IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазанович Э.С.

При критической оценке неоднозначных результатов уже три-дцатилетнего периода российских экономических реформ, в про-цессе поиска структурных изменений для их ускорения весьмаважным является анализ опыта успешного осуществления такихреформ в других странах, в частности в Китае. В работе рассмат-риваются необходимые изменения в способах реформированияроссийской экономики с учетом опыта китайских реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CHANGES AS A REQUIREMENT FOR ECONOMIC GROWTH

When we are doing the critical estimation of contradictual resultsof thirty years of Russian’s economic reforms and searching the struc-tural alterations for them accelerate, is useful to analyze the successfulexperience of that reforms of other country, in particular in China.That article examine the necessary changes in a methods of Russianeconomic reforming with using China’s experience

Текст научной работы на тему «Структурные изменения как условие экономического роста»

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

STRUCTURAL CHANGES AS A REQUIREMENT FOR ECONOMIC GROWTH

Э.С. ХАЗАНОВИЧ

Аннотация

При критической оценке неоднозначных результатов уже тридцатилетнего периода российских экономических реформ, в процессе поиска структурных изменений для их ускорения весьма важным является анализ опыта успешного осуществления таких реформ в других странах, в частности в Китае. В работе рассматриваются необходимые изменения в способах реформирования российской экономики с учетом опыта китайских реформ.

Abstract

When we are doing the critical estimation of contradictual results of thirty years of Russian's economic reforms and searching the structural alterations for them accelerate, is useful to analyze the successful experience of that reforms of other country, in particular in China. That article examine the necessary changes in a methods of Russian economic reforming with using China's experience.

профессор кафедры экономики и финансов Евразийского Открытого института, д.э.н., профессор

Professor of the Department of Economics and finance of the Eurasian Open Institute, Dr. Sc. Econ.

Ключевые слова: реформа, эффективные институты, экономический рост, структурные изменения, реиндустриализация, импортозамещение.

Keywords: reform, effective institutions, economic grown, structural alterations, reindustrialisation, replace of import.

Реформы китайской экономики, как известно, были начаты Дэн Сяопином в 1978 году. В этот момент ВВП Китая оценивался в номинале в 216 млрд долларов. В 2014 г., спустя 37 лет после их начала, также в номинале он составляя уже более 10 трлн долларов, то есть возрос почти в пятьдесят раз. По ППС в соответствии с методикой МВФ его величина равнялась 16,617 трлн долларов, и по этому показателю Китай вышел на первое место в мире.

Китаю потребовалось всего 12 лет, чтобы со столь низкого старта войти в десятку крупнейших стран мира по уровню ВВП. В 1991 г. объем его ВВП составил 424,1 млрд долл. По этому показателю Россия была еще впереди Китая с 560,4 млрд долл. ВВП (9-е место в мире), но уже в следующем 1992 году страны поменялись местами с 499,9 млрд долл. у Китая и 490,3 млрд долл. у России. С тех пор Россия остается в положении бегуна на длинной дистанции, все более и более отстающего от лидера забега. В 2014 г. при исчислении по ППС ВВП России (3575 млрд долл.) составляет чуть более 20% от китайского уровня. Если вести отсчет от 1998 дефолтного для России года, после чего начался период достаточно быстрого роста, то за время до 2014 года российский ВВП удвоился. Но за этот же самый период ВВП Китая возрос в 9,6 раза!

Можно бесконечно долго рассуждать о специфике условий осуществления китайских реформ: низком старте, с которого начались реформы, огромных людских ресурсах, преобладании сельского населения, наличии богатой диаспоры, скудости и даже отсутствии ряда социальных благ, низкой стоимости рабочей си-лы1 и т.д. Понятно, однако, что не только этим объясняются столь

1 Кстати, в настоящий момент в долларовом исчислении средняя зарплата в Китае уже существенно превосходит российскую среднюю заплату.

разительные итоги экономического развития страны. Они объясняются прежде всего и почти целиком правильно сформулированной долговременной стратегией развития, непрерывно воплощающей эту стратегию целенаправленной хозяйственной политикой, эффективным использованием привлекаемых огромных инвестиций, рациональным использованием ресурсов, благодаря

Годы

Рис. 1. Динамика ВВП Китая с 1978 по 2014 годы

Первопричиной китайских реформ по праву следует считать именно эффективные институты, включая четкую сменяемость высшего партийного руководства страны, но с преемственностью экономических и социальных программ, ответственность и дисциплина, помноженные на многовековые основы конфуцианской этики, для всех уровней власти за инвестиции и рост экономики, разумное соотношение государственной и частной собственности без всякой обвальной приватизации, свободу бизнеса в тех сферах, где государственное присутствие нецелесообразно. Китай является примером заботливого отношения к своей истории, какой бы она ни была, и умения извлекать из нее, даже из самых мрачных ее периодов, все рациональное, что может использовать сегодня как духовный элемент экономического и социального развития.

Китай, как показывает вышеприведенный график, ни разу за весь период реформ не допустил падения ВВП. Даже в самый начальный, болезненный, по определению, их период экономический рост продолжался.

На этом фоне выглядят просто удручающе итоги осуществляемого по монетаристским рецептам уже тридцатилетнего периода экономического развития России (исчисляемого с 1995 г., начала так называемой «Горбачевской перестройки»). В сухом остатке мы имеем на сегодняшний день деиндустриализацию промышленности со свертыванием целого ряда отраслей машиностроения, утрату многих современных технологий, снижение качества образования, неоправданное засилье импорта во многих сегментах рынка, слабую инвестиционную активность, неэффективную трату средств при госзакупках, принявшую космические масштабы коррупцию и многое еще, что можно привести со знаком минус. Как результат - падение темпов роста и перспектива длительной стагнации. Но самое главное - и это четко показывает обсуждение проблем экономического развития России на круглом столе 16 декабря 2014 г. в Вольном экономическом обществе, у властных структур нет ясной долгосрочной стратегии и отсутствует четкое понимание путей выхода из того исторического тупика, в котором оказалась страна. Можно сказать, что уровень осознания проблем реформирования экономики у правительственных ведомств и сейчас еще ниже, чем у Дэн Сяопина в момент, когда он по прихоти Мао пас свиней в глухой китайской деревне.

Не случайно тот же Китай совсем недавно устами своего официального агентства «Синьхуа» в материале под названием «Сможет ли Россия выдержать испытание на прочность на фоне сложного кризиса?» заявляет о наличии в России именно тяжелых структурных проблем и выражает сомнения, что их страна может успешно разрешить. И такой материал появляется прямо после взлета самолета из Пекина в Москву российского премьера, бывшего в Китае с официальным визитом!

Надо четко осознать наличие такого структурного кризиса и понять, что при существующих методах управления экономикой из него долго не будет выхода. Если он вообще найдется. Выход из кризиса требует четкой и последовательной структурной дол-

госрочной политики, прежде всего в сфере экономики. Некоторые моменты при этом кажутся очевидными.

Структурный сдвиг в экономике должен стать прежде всего результатом изменения структуры российского экспорта. Вывоз нефти должен постепенно замещаться экспортом нефтепродуктов, в том числе бензина, цены на которые существенно менее волатильны, чем цены нефти, и имеют тенденцию к повышению иногда даже при снижении цен на нефть. Наряду с зерном следует расширять экспорт муки, вместо первичного алюминия поставлять на мировой рынок алюминиевые металлоконструкции 2, вместо круглого леса продукты деревообработки и т.д. Конечно, для организации всех этих производств нужны инвестиции. И долгом экономической науки является определить приоритетность, сроки осуществления инвестиционных программ, подсказать источники их финансирования и дать методику «дорожных карт» для их осуществления. Не меньшую роль играет здесь жесткая государственная политика, противодействующая стремлению сырьевого лобби получать сверхприбыли от вывоза сырья, не инвестируя в его переработку внутри страны.

Этого как раз и не хватает. Так, по данным специалистов, с учетом всех условий поставки и расчетов вывоз нефтепродуктов сопряжен с рядом трудностей и является менее выгодным и привлекательным для производителей, чем экспорт сырой нефти 3. Сравнительно не так давно были установлены запретительные пошлины на вывоз круглого леса как стимул развития деревообрабатывающих производств в России. Не прошло и года, как действие этих пошлин под давлением лесозаготовителей было отложено, ярко проде-

2 Россия является вторым после Китая производителем алюминия, но потребляет его на душу населения 6,4 кг, в три раза меньше Китая! Недавно прошло сообщение, что Ассоциация производителей алюминия выступила с инициативой развития металлообработки в стране и была в этом поддержана рядом министерств и Президентом. Неужели нужно было ждать этого сигнала бизнес-общественности, а не сформулировать, просчитать и осуществить соответствующую программу десятилетия тому назад?!

3 Вывозные пошлины на нефтепродукты и бензин ниже, чем на сырую нефть. При этом государство озабочено сохранением необходимого обеспечения ГСМ внутреннего рынка. Но принципиальной проблемой структурных изменений здесь является, во-первых, повышение уровня извлечения нефти из скважин при добыче и уровня получения из нее светлых нефтепродуктов при переработке.

монстрировав очередной раз нерешительность и непоследовательность Правительства в осуществлении структурных реформ.

Никакие реформы подобного рода невозможны в условиях столь высокой волатильности российской валюты и ее зависимости от мировых цен на нефть. При этом рассуждения руководства Центрального банка о том, что курс рубля не важен, а значение имеет только инфляция, следует рассматривать как обман общественности. Через зависимость страны от многих импортных комплектующих, материалов, от потребления которых российская экономика никак не может отказаться, падение курса рубля вызывает рост производственных издержек, и следовательно, инфляционный рост цен на конечном рынке. Изменение структуры экспорта с существенным ослаблением роли нефтяных доходов следует рассматривать как важнейшее условие стабилизации и последующего роста курса рубля. Понятно, что еще одним результатом изменения этой структуры будет рациональное импортозамеще-ние ряда продуктов, которые будут производиться в России.

Очевидными приоритетами в целенаправленном импортоза-мещении, которое также является важным элементом структурной перестройки экономики, являются, во-первых, реиндустриа-лизация с возрождением российского станкостроения, многих машиностроительных производств, во-вторых, конечно, самообеспечение сельскохозяйственным сырьем и продовольствием и, в-третьих, обеспечение отечественной авиации своими гражданскими самолетами. Обо всем об этом бесчисленное множество раз где только ни говорилось. Но четкая, расписанная по шагам и понятная общественности программа достижения нужных результатов в указанных направлениях отсутствует. А за громкими бравурными отчетами об успехах импортозамещения скрывается реальная довольно сложная ситуация. Так, прочная основа аграрного отечественного производства может быть обеспечена лишь при развитии отечественной же селекционной науки и практики, Сейчас же даже семена картофеля, куриные яйца и породистых животных приходится импортировать. Производство гражданских самолетов можно считать действительно российским при снижении доли импортных комплектующих в них хотя бы до 40%.

Вообще, развитие гражданского самолетостроения следовало бы рассматривать не только как условие повышения конкуренто-

способности России как крупного авиастроителя. Известно, например, что компания Боинг почти наполовину покрывает свои потребности в титане, используемом при строительстве самолетов, за счет импорта из России. А поставки нашего титана за границу являются следствием, прежде всего, узости внутреннего рынка его потребления. Расширение этого рынка при увеличении производства гражданских самолетов понизит зависимость страны от поставок титана в США и создаст, помимо всего прочего, еще и возможность в условиях санкционной войны, если нужно, использовать запрет на эти поставки.

Кстати, проблемы реиндустриализации и развития аграрного сектора обсуждались в свое время на круглом столе в ВЭО. А какова судьба этих обсуждений? Насколько мнения, высказанные участниками столов, продвинулись в практику?

Сложность стоящих перед страной экономических задач, требующая усиленной концентрации ресурсов на прорывных направлениях, такова, что тщетными являются надежды решить их в рамках рыночных монетаристских механизмов. Требуется, особенно в условиях порожденных санкциями жестких финансовых ограничений, именно государственное участие на всех этих направлениях. Оно должно сопровождаться развитием инициативы бизнеса в виде государственно-частного партнерства, но в рамках новых, более строгих правил с существенным усилением ответственности каждой из сторон, обузданием коррупции чиновников и явно корыстных интересов бизнеса. В то же время должен быть существенно повышен уровень менеджмента, качество государственного управления, которое в сфере экономики и социальной жизни очень часто оказывается невысоким4. Осознание необхо-

4 Как один из самых свежих примеров можно привести ликвидацию Минобром России существовавшей до последнего времени системы экспертной оценки и грифования учебников, когда вместо нее еще никакой другой системы не организовано. В результате выпуск издательствами учебников с грифом просто остановился. Другой самый свежий пример - внедрение системы «Платон» по сборам с большегрузных автомобилей. Он говорит о том, что даже экономически правильные решения должны обязательно учитывать интересы отдельных социальных групп населения, а также быть организационно и технологически подготовлены, что как раз и не видно в данном случае.

димости перемен, подстегиваемое ухудшающимися социальными условиями массы населения страны, настоятельно требует четкой и ясной программы экономического развития страны, без которой движение вперед попросту невозможно. Нельзя при этом согласиться с утверждениями некоторых ученых, что в условиях крайне изменчивой внешней и внутренней обстановки разработка такой программы теряет смысл. Наоборот, именно в долгосрочном плане должны быть определены целевые установки, на которые должна выйти экономика по объемам ВВП в целом и на душу населения, по производительности труда, уровню благосостояния населения и т.д. Как все уже понимают, Россия должна слезть с нефтяной иглы и перейти к инновационной диверсифицированной экономике. Но это же значит радикально ее реформировать. Разве можно приступать к такому реформированию без видения долгосрочной перспективы? И именно эти целевые установки должны иметься в виду при разработке конкретных краткосрочных программ, в которых в этом случае будет обеспечиваться преемственность каждого следующего одним за другим этапов.

Советская, да и Российская экономическая наука имеет весь необходимый инструментарий для такого перспективного программного планирования. Достаточно вспомнить здесь работы В.Леонтьева, В.Новожилова и Л.Канторовича, систему оптимального функционирования экономики (СОФЭ), разработанную ЦЭМИ АН СССР, лучшие практики ВЦ Госплана. СССР и ЦСУ, работы по институциональной экономике современных российских ученых.

И последнее, на чем должна твердо стоять экономическая общественность, это необходимость создания самостоятельного, независимого органа разработки и мониторинга экономической реформы. Сложность проблем, которые предстоит решить, чрезвычайна. Да и наиболее эффективно они могут решаться только в комплексе. А это и по определению, и по фактическому опыту не под силу ни одному министерству, в том числе и Министерству экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.