Научная статья на тему 'Структурные и институциональные изменения в угольной промышленности'

Структурные и институциональные изменения в угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ОХРАНА ТРУДА / ВУГіЛЬНА ПРОМИСЛОВіСТЬ / іНСТИТУЦіОНАЛЬНі ЗМіНИ / іНСТИТУЦіОНАЛЬНЕ СЕРЕДОВИЩЕ / іНСТИТУЦіОНАЛЬНИЙ АНАЛіЗ / РЕСТРУКТУРИЗАЦіЯ / ОХОРОНА ПРАЦі / COAL MINING / INSTITUTIONAL CHANGES / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INSTITUTIONAL ANALYSIS / RESTRUCTURING / LABOR PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассуждай Э. Я.

Раскрыты теоретико-методологические основы исследования трансформационных процессов в условиях украинской экономики; проанализированы процессы развития и трансформации институтов современной экономики, трансформационные изменения в экономике угледобывающих предприятий; определены функции государственного регулирования развития угледобывающих предприятий и разработаны рекомендации по модернизации экономики в контексте институциональных изменений; произведено исследование институциональной природы трансформации модели рентоориентированного поведения и инновационного поведения угледобывающих предприятий и поиск на этой основе источников модернизации отраслевой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and institutional changes in the coal industry

The article describes theoretical and methodological foundations of the study of transformation processes in the Ukrainian economy, analyzes the processes of development and transformation of the institutions of a modern economy, changes in the economic transformation of coal mines, functions of the state regulation of coal mining enterprises, offers the recommendations on the modernization of the economy in the context of institutional changes. The institutional nature of the transformation of the model of rent-seeking behavior and the innovative behavior of coal mines were examined, and the attempts were made to search for the sources of modernization of industrial economy. The focus is made on the economic relations associated with the transformation of coal enterprises in the process of developing the institutions of the modern economy.

Текст научной работы на тему «Структурные и институциональные изменения в угольной промышленности»

Э.Я. Рассуждай

СТРУКТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Эволюционные процессы, происходящие в современном экономическом пространстве в последние годы во многих странах, способствуют трансформации существующих экономических систем, приводящей к институциональным изменениям. Трансформационные процессы развития и качественного изменения институтов меняют свойства и, в некоторой степени, функции, реализуемые данными институтами. Эволюция экономических систем выражается долгосрочными качественными трансформациями всех элементов системы. Трансформационное состояние может подвергаться положительным сдвигам в производственно-экономических факторах, что, в свою очередь, приводит к улучшению функционирования экономики в целом и переходу ее на новую, более эффективную ступень развития.

Исторические события в Украине за последние 20 лет привели к трансформации всей экономической системы страны. Вместе с тем, трансформация украинской экономики в сторону либерализации породила множество теоретических и практических проблем, требующих переосмысления и оценки.

Важным этапом современного развития является разработка стратегии модернизации страны в двух направлениях - технологическом и институциональном. Технологическая модернизация предполагает разработку долгосрочных планов развития с последующим обновлением и совершенствованием производства. Институциональная модернизация направлена на институциональные реформы, нацеленные на улучшение качества институтов.

Второстепенное отношение к роли институтов и институциональных основ в условиях формирования национальной модели экономики и уменьшения участия государства в этом процессе во многом стало причиной снижения темпов экономического роста страны. Институты являются важным ключом к пониманию взаимоотношений между всеми субъектами экономической системы, а институциональные основы определяют направления ее развития. Эффективная институциональная структура общества создает условия для экономического роста, поэтому важное значение имеет раскрытие сущности, принципов и методологии институциональных преобразований, а также выявление тенденций, противоречий и факторов, влияющих на формирование институциональной среды.

Под институциональной средой понимается регулирующая хозяйственную деятельность совокупность формальных (законы, подзаконные акты и другие нормативные документы) и неформальных (традиции, обычаи, условности, привычки) правил и норм, реализуемых посредством сформированных социальных практик, а также механизмы, структуры контроля, обеспечивающие их соблюдение.

Институциональная среда является одним из главных факторов, определяющих динамику и характер развития отдельных секторов экономики. Современная стратегия рационального недропользования не базируется только на возможностях рынка. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение задач стратегического развития недропользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности, поэтому необходимо государственное регулирование.

Целью статьи является выявление закономерностей трансформации угледобывающих предприятий в процессе развития институтов современной экономики, обоснование методологических основ, теоретических положений и практических рекомендаций по эффективной институционализации трансформатизационных процессов. Достижение поставленной цели обусловило постановку следующих задач: раскрытие теоретико-методологических основ исследования трансформационных процессов в условиях украинской экономики, анализ трансформационных изменений в экономике угледобывающих предприятий.

Институциональные изменения в угледобывающих компаниях связаны со становлением

© Э.Я. Рассуждай, 2012

и развитием специфических активов. Это понятие было введено в научный оборот О. Уильямсоном [1], который выделил четыре типа этих активов: специфичность месторождения; специфичность физических активов; специфичность человеческих активов; целевые активы (результат инвестиций для обеспечения конкретных трансакций). Специфичность месторождения определяется территориальным расположением активов компаний и невозможностью их перемещения, что формирует их конкурентные преимущества. Специфичность физических (материальных) активов определяется их технологическим назначением, связанным с применением особого вида сырья, производством продукции.

При соблюдении принципа максимизации стоимости горных предприятий, специфичность измеряется утратой стоимости, которая имеет место при переходе к использованию актива по другому назначению. Специфические инвестиции - это инвестиции, которые создают специфические активы. Специфические активы (активы, созданные в горных компаниях) обладают следующими признаками:

являются результатом специализированных (специфических) инвестиций; не могут быть перепрофилированы для альтернативного использования без потерь в их потенциале;

не являются свободно доступными для других пользователей, т.е. права собственности на такие активы ограничены;

предназначены для длительного использования;

обладают высокой капиталоемкостью и высокой степенью специфичности; долгосрочность контрактов по использованию минерально-сырьевых активов, определяемая лицензионным порядком недропользования.

Ценность минерально-сырьевых активов зависит от влияния значительного количества горно-геологических, географических и экономических факторов. Горно-геологические факторы отражают условия добычи (мощность пласта, глубина залегания, качество и технологические свойства минеральных ископаемых). Географические факторы определяются расположением месторождения по отношению к транспортным магистралям, центрам переработки и использования сырья, развитостью инфраструктуры в районах работ и т.п. Экономические факторы зависят от подвижности и сложности конкурентной среды, объема и структуры спроса, внутренних и мировых цен на минеральное сырье, периода строительства горного предприятия и его мощности, срока отработки месторождения, наличия и квалификации трудовых ресурсов и др.

Институциональный анализ требует анализа не только специфических, но и стратегических активов. К стратегическим активам интегрированных горных предприятий относятся минерально-сырьевые активы и организационный капитал. Организационные ресурсы - это организационные возможности компании обеспечить адекватную реакцию на изменения условий внешней среды. К организационным ресурсам относятся следующие: технологии, система управления, техническое и программное обеспечение, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность и др. Также сюда следует отнести новые организационные ресурсы внешнего определения, непосредственно взаимодействующие с компанией, которые проявляются в условиях глобализации и развития новых информационных технологий [2].

Специфические активы существуют объективно, а стратегические формируются целенаправленно с учетом возможностей компаний, конкурентной среды и институциональных ограничений. Управление стратегическими конкурентными преимуществами компании включает несколько этапов:

определение ресурсных возможностей (потенциалов) компании на текущий момент;

установление целевых значений стратегических покупателей;

определение ресурсных возможностей компании на перспективу;

мониторинг изменений в конкурентной среде (стратегический конкурентный анализ);

мониторинг институциональных изменений;

разработка стратегии компании;

разработка тактических направлений реализации стратегии управления конкурентных преимуществ.

Институциональная система недропользования должна обеспечить соблюдение баланса интересов государства, регионов и горных компаний. Эти интересы далеко не совпадают, иногда даже противоположны: так, у компании в центре внимания прибыль, у государства -жизнедеятельность населения.

Из всего множества элементов институциональной среды в качестве наиболее значимых можно выделить условия режима недропользования, систему налогообложения и организационную культуру. Эти элементы институциональной среды тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и взамодополняют друг друга. Состояние и динамика их изменения в значительной степени зависит от политики государства в отношении минерально-сырьевого комплекса, а сами они фактически являются составной частью государственного регулирования.

Институциональные изменения в горнодобывающей промышленности предполагают пересмотр и периодическое обновление кодексов и стандартов добычи полезных ископаемых. Они должны затрагивать все аспекты добычи от геологоразведки до закрытия предприятия и урегулирования вопросов на последующем этапе. В лицензиях на добычу следует четко оговаривать требования в отношении представления данных и отчетности хозяйствующими субъектами. В лицензиях предлагается учитывать следующие требования [3]:

в разрешительном документе должны найти отражение все проводимые консультации со всеми заинтересованными сторонами на всех этапах процедуры оценки и планирования будущей деятельности;

должны представляться комплексные социально-экономические и экологические оценки. Помимо базового описания существующих условий должно содержаться описание возможных рисков и последствий разработки месторождения вместе с предлагаемыми мерами по экологическому менеджменту;

в документах, представляемых на получение лицензии, должны раскрываться возможности предстоящих разработок (добычи) с их количественной оценкой и предлагаться программы, позволяющие создавать выгоды на протяжении всего срока реализации проекта;

заявка на получение разрешения должна признаваться полной лишь в том случае, если в нее включены планы на случай закрытия предприятия и предусматриваются финансовые гарантии для покрытия издержек в связи с закрытием предприятия.

Институциональные изменения в горнодобывающих отраслях мира основываются на следующих принципах [4]:

переходные процессы протекают с существенными отставаниями, несмотря на значимость отрасли;

размеры государственной собственности и масштабы государственного вмешательства все еще значительны;

концентрация производства в горнодобывающей отрасли усиливается; доступ к рынкам и торговле должен быть улучшен посредством устранения торговых барьеров;

инфраструктура нуждается в улучшении, прежде всего путем поддержки развития железнодорожной и автодорожной сети, а также коммунальных служб;

по уровню технической оснащенности горнодобывающая отрасль характеризуется довольно значительной отсталостью;

страны, зависящие от добычи полезных ископаемых, как правило, отличаются слабостью институциональной базы, систем управления и меньшей прозрачностью;

необходимо укреплять нормативно-правовую базу и приводить ее в соответствие с лучшими международными стандартами.

Институциональные изменения должны осуществляться на основе принципов ответственного горного производства. Под ответственным горным производством понимается разработка месторождений полезных ископаемых с применением самых передовых международных стандартов, касающихся заботы об окружающей среде и социальной сфере, укрепления гигиены труда и производственной безопасности, энергоэффективности, прозрачности доходов и развития связей с заинтересованными сторонами.

Институциональные трансформации экономики угольной отрасли представляют собой процесс создания и изменения взаимосвязанных базовых институтов рынка, в результате которого формируется институциональная среда.

К институциональным изменениям в угольной отрасли относят реструктуризацию и структурные преобразования. Реструктуризация представляет собой целенаправленный, комплексный процесс институциональных преобразований в соответствии с требованиями рыночной экономики с целью преодоления экономического и технологического отставания от развитых стран. Основные элементы структурных и реструктуризационных изменений угольной промышленности Украины представлены в табл. 1.

Таблица 1

Реструктуризация как комплекс институциональных _изменений в угольной промышленности_

Состав-ляющие реструктуризации Характеристика

Институциональные преобра-зования трансформация отношений собственности на основе приватизации государственных предприятий, создание крупных интегрированных структур; преобразование административно-командной системы государственного управления на основе правовых, экономических, организационных методов воздействия на отраслевую реструктуризацию и социально-экономическое развитие шахтерских регионов; переход от планово-административного регулирования к рыночному на основе принципов эффективности производства, социальной защиты и обеспечения занятости населения; преобразование системы регулирования социально-трудовых отношений на основе системы договорных отношений в рамках социального партнерства, обеспечивающего баланс интересов и защиту трудовых прав и интересов работников предприятия; развитие и поддержка малого предпринимательства как инструменты проведения реструктуризации

Структур-ные преобразования техническое перевооружение производства, замена физически и морально устаревших основных фондов; изменение структуры производства в пользу производства продукции с высокой добавленной стоимостью; свертывание перепрофилирование неэффективных производств; выделение непрофильных производств и видов деятельности; экологизация производства, переход на прогрессивные ресурсно- и энергосберегающие технологии; снижение техногенного воздействия на среду и экологическое оздоровление территории размещения предприятия

Процессы глобализации рынков товаров и услуг, существующий дисбаланс между спросом и предложением на угольные ресурсы предопределяют возрастающую роль рентной политики как стратегической составляющей национальной безопасности Украины. Научно-обоснованный расчет ренты должен являться базой для оценки стоимости запасов полезных ископаемых.

Поиск источников модернизации в добывающих (или рентообразующих) секторах экономики Украины в условиях дифференциации уровней рентабельности производств и видов экономической деятельности, фактически институционирует ренту и превращает ее в составной элемент цен на продукцию (например, в энергетике, нефтегазовом секторе), где в ценах уже закладывается одновременно прибыль, рента и капитальные затраты. В то же время в такой отрасли как угольная, государство фрагментарно финансирует капитальные затраты с одновременным ограничением уровня цен, рентабельности, правил возмещения затрат.

Проблемы институциализации рентной политики в мировой практике рассматриваются в аспекте использования ренты для социального развития, создания персонифицированных целевых фондов развития. Но вопрос рассмотрения ренты, как источника модернизации национальной экономики пока не ставится.

Особенностью исследования рентных отношений в Украине является их статистическая непрозрачность, проявляющаяся в отражении следующих экономических категорий: рента, сверхприбыль, расходы на освоение природных ресурсов, финансовые вложения и др. С точки зрения формирования государственной рентной политики состояние бизнес-статистики, отраслевой и макроэкономической статистики представляет институциональный барьер.

Эффективность использования человеческих ресурсов также растет по мере увеличения технической оснащенности производства, что находит отражение в показателях капиталовооруженности труда и капиталоотдачи. Зарубежная статистика внимательно отслеживает эти тенденции. В отличие от зарубежной статистики, отечественная обобщает и анализирует информацию далеко не по всем показателям основных средств. Так, отсутствует информация по основному капиталу предприятий угольной отрасли, уровню капиталоемкости работников предприятий. На предприятиях отсутствуют инвестиционные стратегии и бюджеты, а если и разрабатываются, то в них игнорируются перспективные возможности внедрения передовых технологий и техники, учитывают бывшее в употреблении отечественное и импортное оборудование, а также позволяют продлевать ресурс уже изношенной техники.

Институциональному анализу следует подвергать систематическое недовозмещение и отсутствие расширенного воспроизводства человеческого капитала. В развитых странах затраты на рабочую силу, в том числе в увязке с затратами на основной капитал, являются объектами внимания и регулирования со стороны государства. В современных процессах накопления капитала важное место должно занимать приумножение человеческого, производственного, социального, организационного и управленческого капитала. В отраслевой официальной статистике должна быть возрождена оценка и анализ натуральных показателей производительности труда.

В настоящее время, исходя из анализа методологии ренты, можно сделать вывод, что происходит занижение расходов по используемым факторам производства, т.е. действительного капитала, и наблюдается завышение показателей нормы прибыли (на уровне корпораций), а следовательно, происходит деформация политико-экономического контура производства с последующим присвоением ренты не фиктивного, а по сути действительного капитала.

В отечественной экономике существует значительное отставание по срокам и объемам предоставления кредитов, параметрам государственных облигаций, что приводит к формированию институциональной ловушки: критически изношенный основной капитал с длинным сроком службы и «дорогих» и «коротких» денег в экономике. А также в виде ренты собственниками и пользователями факторов производства присваивается не только чистый продукт (доход), но и необходимый.

При формировании амортизационного фонда в современной украинской экономике не учитывается реновация основного капитала, моральный износ и фактически не действует институт амортизационной политики основных средств (табл. 2).

Таблица 2

Деформация стоимостных показателей в моделях поведения украинских угольных компаний_

Показатели Деформации

Рентабельность Отсутствует дифференциация внутриотраслевых уровней рентабельности; отсутствуют институциональные категории средней нормы прибыли, среднеотраслевого уровня рентабельности

Прибыль Не рассчитывается EBITDA как важнейший показатель управленческих решений; показатели нормальной прибыли, экономической прибыли, средней нормы прибыли

Экономическая добавленная стоимость Искажается трансформация добавленной стоимости

Амортизация Официально не признается в качестве источника финансирования

воспроизводства основного капитала;

политика ускоренной амортизации фактически не принимается;

моральный износ не принимается во внимание;

в составе нормы амортизации не планируются норма реновации и

капитального ремонта

К институциональным изменениям относятся также и социально-трудовые отношения в угольной отрасли. Трансформация украинской экономики приводит к сокращению в отрасли численности работников, несвоевременной выплате заработной платы, к отсутствию социальных гарантий, высокому уровню конфликтности. Это связано как с решением существующих проблем, так и с переходом на договорные отношения между работником и работодателем. Для предприятий угольной промышленности укрепление договорных основ трудовых отношений имеет особое значение, что связано с высоким уровнем конфликтности, способностью шахтеров к коллективным действиям, традициями солидарности, тяжелыми и опасными условиями труда. Решение вопросов социально-трудовых отношений и способов их регулирования необходимо строить на основе теории контрактов, теории договорных отношений, концепции гибкости труда и др. Договорные отношения, как показывают исследования, включают в себя отношения экономического обмена (контрактные отношения) и социального обмена [5].

Содержание экономического обмена заключается в обмене правами собственности, в расширении взаимных обязательств сторон, в формировании и закреплении определенных социальных ролей и введении социальных факторов. Анализ существующих договорных отношений показывает, что, как правило, они основываются на краткосрочных отношениях между работником и работодателем и не учитывают долгосрочных обязательств. Таким образом, требуются коренные изменения в содержании коллективных договоров и разработке кодекса социального поведения угольных компаний.

В контексте социально-трудовых контрактов для угледобывающих предприятий, институциональных решений требуют вопросы безопасности деятельности на угольных шахтах. Проблема безопасности охватывает все сферы деятельности предприятия: производственную, политическую, бытовую и т.п. В условиях институциональных изменений должен быть построен механизм управления безопасности. Поскольку результирующим показателем эффективности системы управления безопасности является динамика аварийности и травматизма, то мотивации субъектов хозяйственной деятельности, их коммуникационные связи, а также институциональные условия самой деятельности рассматриваются как факторы, влияющие на эту динамику.

При возникновении «дефектных» связей в системе управления безопасности может создаваться опасная производственная ситуация, которая в условиях производственного конфликта приводит к неадекватным действиям персонала и, как следствие, к травмам и авариям. Поэтому программа развития систем управления безопасности должна строиться на выявлении и устранении производственных конфликтов, обучении персонала необходимым для этого компетенциям.

Институционально-правовой анализ по проблемам безопасности должен включать: системный теоретический и нормативно-правовой анализ ряда отраслей действующего законодательства Украины (трудового, административного, уголовного права) в контексте правового обеспечения безопасности труда на угольных шахтах;

исследование взаимосвязи организационно-управленческих, технических, правовых средств повышения уровня безопасности на угольных шахтах;

комплексное исследование причин и условий нарушений режима безопасности на предприятиях угольной промышленности, включая исследование социально-юридических основ взаимосвязанных систем - технологической безопасности, экономической, экологической, противопожарной, криминологической, психологической, безопасности жизни и здоровья персонала;

разработку системы мер, обеспечивающих безопасность производства, трудовой деятельности на предприятиях угольной промышленности.

Комплексный анализ и построение системной модели управления безопасностью на угольных шахтах необходимо рассматривать в контексте развития отрасли, компании,

предприятия. В то же время в корпоративную культуру необходимо введение технологии риск-менеджмента, адаптированного к украинским реалиям. К безопасности нужно подходить как к управленческой технологии, как к компетенции персонала, как к методу повышения капитализации компании, как к снижению социальных, экономических рисков.

В процессе реализации теории коллективно-трудовых отношений и институциональных изменений в этой области требуются дальнейшие исследования в следующих разрезах: определение места и роли коллективно-договорных отношений в системе регулирования социально-трудовых отношений; изучение и оценка развития норм регулирования социально-трудовых отношений в период трансформационных и институциональных изменений; разработка рекомендаций по развитию коллективно-договорных отношений на предприятиях угольной отрасли.

Литература

1. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства/ Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер // М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. - 815 с.

2. Сергеев И.Б. Развитие стратегических конкурентных преимуществ горных компаний: институционально-теоретический аспект [Электронный ресурс] / И.Б. Сергеев, Т.В. Поно-маренко // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php? пА1±М=3585. - Название с экрана.

3. Межправительственный форум по горному делу, минералам, металлам и устойчивому развитию [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.globaldialogue.info/ MPF%20R.ussian.pdf. - Название с экрана.

4. Принципы деятельности в горнодобывающей отрасли // Документ Европейского банка реконструкции и развития / Утвержден Советом директоров на заседании 17 октября 2012 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ebrd.com/downloads/policies/sector/mining-operations- policy-russian.pdf. - Название с экрана.

5. Тришина Н.А. Коллективно-договорные отношения как механизм развития коммуникаций на предприятиях угольной промышленности Кузбасса / Н.А.Тришина // Управление персоналом. - 2009. - №13. - С.50-53.

Представлена в редакцию 12.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.