Научная статья на тему 'Структурносодержательная модель формирования готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе'

Структурносодержательная модель формирования готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / подготовка / структурносодержательная модель / Design activity / Preparation / structurallysubstantial model
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article necessity of preparation of the future mathematics teachers to realization of design activity at school is proved. The developed structurallysubstantial model and the scheme of the organization of multistage preparation is described. Features of each stage reveal.

Текст научной работы на тему «Структурносодержательная модель формирования готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ № 18 (22) 2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PHYSICAL, MATHEMATICAL AND TECHNICAL SCIENCES № 18 (22) 2010

УДК 378.147:51

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

© О. А. КОЧЕТКОВА Пензенский государственный педагогический университет им В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике e-mail: gorelovaoa@mail.ru

Кочеткова О. А. - Структурно-содержательная модель формирования готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 18 (22). С. 226-230. - В данной статье обосновывается необходимость подготовки будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе. Описывается разработанная структурно-содержательная модель и схема организации многоэтапной подготовки. Раскрываются особенности каждого этапа.

Ключевые слова: проектная деятельность, подготовка, структурно-содержательная модель.

Kochetkova O. A. - Structurally-substantial model of formation of readiness of the future mathematics teachers to realization design the figure-nosti at school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 18 (22). P. 226-230. - In the article necessity of preparation of the future mathematics teachers to realization of design activity at school is proved. The developed structurally-substantial model and the scheme of the organization of multistage preparation is described. Features of each stage reveal.

Keywords: design activity, preparation, structurally-substantial model.

Математика как фундаментальная наука и как учебный предмет подразумевает творческую деятельность. Для развития творческой активности требуется использование соответствующего математического содержания и соответствующих методов, обучающих поисковому поведению, исследовательской, информационной культуре, критическому мышлению, компетентным способам деятельности [2]. Так же одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к организации учебного процесса, является использование методов, которые способствуют формированию у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания, выдвигать гипотезы, анализировать результаты учебной деятельности [7]. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность.

Далее под проектной деятельностью мы будем понимать учебно-познавательную деятельность, представленную в виде системы шагов: постановка проблемы, поиск пути решения, реализация пути решения, обсуждение полученных материалов, представление результатов.

Сегодня понятие «проектная деятельность» прочно вошло в практику образования [4, 5, 6 и др.], а анализ многочисленных источников по проблемам образования в средней и высшей школах (О. А. Абдулина, А. А. Вербицкий, Л. Г. Вяткин и др.), обращение

к опыту различных образовательных учреждений убедил в том, что проектная деятельность сегодня представляет огромный интерес для педагогической теории и практики.

Сегодня умение осуществлять проектную деятельность - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

А. В. Хуторской [8] считает, что проектная деятельность «...адресована не только учителю, она обоюдно значима и для его учеников». Следовательно, проектная деятельность значима не только для будущих учителей в период его обучения в рамках вуза, она востребована практикой и вызывает интерес учащихся, как уникальной возможности самостоятельного поиска с привлечением глубокой теоретической и практической базы и, что очень важно, демонстрацией конкретных результатов проделанной работы.

Таким образом, возникает потребность обучать проектной деятельности будущих учителей математики. В контексте реализации этой идеи мы начали работу по подготовке будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе.

Системообразующим компонентом профессионального образования учителя математике в педагогическом вузе является его методическая подготовка.

Процесс реализации методической подготовки студентов к реализации проектной деятельности в школе понимается нами как совокупность этапов, которые характеризуются целевыми установками, содержанием, организационно-методическим обеспечением, логической завершенностью и конкретной оценкой результатов.

Представленная модель (рис. 1) состоит из следующих компонентов:

• целевой;

• содержательный;

• организационный;

• результативный.

1. Целевой компонент методической системы включает в себя разработку целей, отражающих требования к знаниям, умениям студентов в процессе формирования их готовности к реализации проектной деятельности. В структуре готовности мы рассматриваем мотивационную, содержательную и практическую готовность.

2. Содержательный компонент модели состоит из следующих этапов: классические дисциплины, практический опыт использования проектной деятельности, специальная подготовка, послевузовская подготовка.

3. Организационный компонент методической системы подготовки включает формы, методы и средства, позволяющие эффективно осуществлять методическую подготовку будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе.

4. Результативный компонент - критерии оценки и определения уровня готовности студентов к реализации проектной деятельности в школе.

Построенная структурно-содержательная модель формирования готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе представляет собой открытую, целостную и динамично развивающуюся систему.

Остановимся на содержательном компоненте разработанной нами модели, включающем этапы этого процесса. Формирование готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе осуществляется нами поэтапно (рис. 2).

Первый этап реализуется на занятиях по:

• дисциплинам по информатике - студенты приобретают знания и умения, необходимые для реализации учителем математики проектной деятельности в школе (владение стандартными офисными программами: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Publisher; умение искать нужную информацию в Интернете, электронных словарях и учебниках.)

К данному циклу дисциплин для специальности 050201.65 «Математика с дополнительной специальностью Информатика» можно отнести Информатика, Программное обеспечение ЭВМ; Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии; Компьютерное моделирование. Для специальности 050201.65 «Математика с дополнительной специ-

альностью Физика» циклу дисциплин соответствует Информатика.

В рамках этого этапа студенты приобретают знания и умения, которые используются при реализации проектной деятельности: поиск необходимой информации в Интернете, электронных учебниках и словарях, в проведении исследований (анкета, тест, опрос и т.д.), представления результатов исследований и т.д.

• дисциплинам психолого-педагогического цикла. В рамках дисциплин психологии выделим возрастную психологию, педагогическую психологию. В выделенных разделах важно рассмотреть вопросы, связанные с возрастными особенностями восприятия и реализации проектной деятельности учениками, влияние программных средств на развитие учащихся, проблемы профессионального роста учителя на основе использования проектной деятельности и т.п.

В рамках дисциплин педагогики выделим разделы: теория обучения, педагогические технологии. В данных разделах изучаются основы построения педагогической деятельности учителя, изучаются классические методы и средства обучения. Здесь уже возможно целесообразное привлечение проектной деятельности.

Большое значение при изучении дисциплин рассматриваемого цикла имеют средства визуализации, которые можно использовать на лекционных занятиях для отображения опорных схем, плана лекции с краткими выводами, различных видеофрагментов, иллюстрирующих пройденный материал и т.п.

В процессе самостоятельной или семинарской работы можно использовать электронные учебники и словари.

• методическим дисциплинам (теория и методика обучения математике) - занятия способствуют развитию определенных обще-методических и специально-методических умений, связанных с реализацией проектной деятельности в школе через решение комплекса учебно-методических задач.

Содержание курса «Теория и методика обучения математике» (ТиМОМ) разделяется на две части: общая и частная методика обучения математике. Общая методика обучения математике, как раздел курса ТиМОМ, рассматривает вопросы проектирования и построения методических систем обучения математике в школе; теоретические основы методики преподавания математики как науки и ее методы исследования; историческое развитие и современное состояние методики математики; современные цели и задачи образования в области математики в средней школе; изучение действующих программ, стандартов и учебных пособий. Так же рассматривает различные технологии обучения, в том числе основные характеристики информационно-коммуникационных технологий (интерактивные технологии обучения, дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий; типологию и методику их применения; цели и задачи использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе).

Цель: Формирование готовности студентов к реализации проектной деятельности в школе

Мотивационная готовность

1. Осознание роли проектной деятельности в педагогической деятельности

2. Внутренняя убежденность в использовании проектной деятельности в будущей профессиональной деятельности

3. Стремление к приобретению знаний и умений проектной деятельности

Содержательная

готовность

Знание теоретикотехнологических основ и особенностей реализации проектной деятельности при обучении математике

Практическая

готовность

1. Умения формулировать цели, составлять проект в оптимальной форме

2. Умения выбирать оптимальные формы и методы проектной деятельности, проводить рефлексию

Научности и системности; индивидуальности; наглядности, вариативности и самостоятельности;

1 этап: Классические дисциплины,

2 этап: Практический опыт использования проектной деятельности

3 этап: Специальная подготовка

4 этап Послевузовская подготовка

Формы

Лекции, проблемный семинар, лабораторная работа, самостоятельная работа, курсовая работа

Методы

Дискуссии, «мозговой штурм», метод самооценки, метод ошибок

Средства

Учебники, учебные пособия, материалы периодической литературы, программное и техническое обеспечение

Критерии мотивационной готовности:

Четкость и глубина понимания необходимости использования проектной деятельности в профессиональной деятельности

<к>

Критерии содержатель ной готовности:

Объем знаний (глубина, прочность). Осознанность знаний (самостоятельность суждений)

<н>

Критерии практической готовности:

Осмысленность (самостоятельность, последовательность выполнения действий). Качество выполнения

Уровни подготовки к проектной деятельности

1. Низкий (репродуктивно-теоретический)

2. Средний (продуктивно-теоретический)

3. Высокий (конструктивно-креативный)

он

Результат: готовность будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе

Рис 1. Структурно-содержательная модель формирования готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе

Цикл дисциплин по информатике

Цикл

методических дисциплин

Цикл психологопедагогических дисциплин

Педагогическая практика 4-5 курс

Авторский курс по выбору

Профессиональное совершенствование деятельности учителя на основе сформированной готовности к реализации проектной деятельности в школе

Овладение знаниями и умениями, необходимые при реализации проектной деятельности

Приобретение практического опыта реализации проектной деятельности в процессе обучения математики

Соотнесение теоретического и практического компонентов готовности реализации проектной деятельности в процессе обучения математики

Профессиональное самосовершенствование в области реализации проектной деятельности в процессе обучения математики

Рис. 2 Схема организации многоэтапной подготовки учителя математики к реализации проектной деятельности в школе

Раздел курса ТиМОМ «частная методика» рассматривает вопросы формирования понятийного аппарата базового и профильного курсов математики, методику обучения конкретным темам; применение информационных и коммуникационных технологий в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Основным результатом изучения этого раздела ТиМОМ является формирование у будущих учителей математики знаний, умений и навыков, необходимых для выбора оптимальных форм и методов обучения, на основе положений дидактики, возрастной и педагогической психологии, умения решать задачи школьного курса математики любой трудности, умений самостоятельно составлять задачи в зависимости от конкретной ситуации.

Дисциплины по информатике будущие учителя математики в вузе изучают на 1-3 курсах [3]. Так как курс по выбору проводится только в 9 семестре, то мы нашли следующий выход: для приобретения необходимых знаний и умений работы с компьютером в ка-

честве индивидуальной работы по ТиМОМ, начиная с 3 курса, даются задания, для выполнения которых необходим компьютер. Например:

1. Разработать демонстрационные материалы по любой теме и реализовать их с помощью компьютера.

2. Продумать систему использования мультеми-дийных иллюстраций при изучении темы «Тела вращения».

3. Разработать электронный материал при обучении решению задач на построение на основе использования компьютера.

4. Представить электронную презентацию по конкретной теме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Показать возможности электронных ресурсов при изучении показательной и логарифмической функции.

Второй этап (практический опыт использования проектной деятельности) реализуется в процессе прохождения студентами практики на 4-5 курсах. Целью данного этапа в плане формирования готовности будущих учителей математики к реализации проект-

ной деятельности в школе является постановка проблемной ситуации, когда методической подготовки по предмету уже достаточно для проведения занятий по классическим методикам. При этом студент, исходя из предыдущих этапов обучения, понимает, что правильное использование проектной деятельности на уроке математики (внеклассной работе по математике) повысит качество занятия, но для эффективного применения ему пока не хватает знаний. Таким образом, перед студентом разворачивается целостная проблемная линия, получившая начало на первом этапе подготовки и, как следствие, возникает положительная мотивация для дальнейшего изучения проектной деятельности в рамках курса по выбору.

Важной задачей при прохождении всех видов педагогических практик, является ознакомление студентов с передовым опытом учителей математики, активно использующих проектную деятельность в процессе обучения.

При сохранении традиционных установок систему заданий для педагогической практики в рамках многоэтапной подготовки будущих учителей математики необходимо дополнить заданиями, ориентированными на развитие готовности студентов к реализации проектной деятельности в образовательном процессе. Среди них можно указать следующие:

1. Ознакомление с практикой использования проектной деятельности в обучении математическим дисциплинам и внеклассной работе в данном образовательном учреждении.

2. Изучение презентаций, творческих работ и исследований по математике, выполненных с использованием программных средств при реализации проектной деятельности учащимися совместно с педагогами.

3. Анализ нескольких занятий (в том числе и внеклассных) по математическим дисциплинам, проводимых учителями, регулярно использующих проектную деятельность как средство обучения школьников.

4. Подготовка анкет для учителей по проблемам использования проектной деятельности в обучении математике и анализ их результатов.

5. Подготовка и проведение уроков или внеклассной работы с учениками по математике с использованием проектной деятельности.

6. Провести анализ учебников по математике и попытаться определить наиболее эффективные точки включения проектной деятельности в образовательный процесс.

7. Проанализировать способы организации учителем математики самоконтроля учащихся, определить критерии оценки исследовательских, творческих работ учащихся.

В рамках третьего этапа (специальная подготовка) подготовки считаем необходимым использовать авторский курс по выбору, который обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студентов к реализации проектной деятельности в школе.

Общими целями данного спецкурса являются:

- сформировать представление о проектной деятельности и возможностях ее использования в образовательном процессе при обучении математике;

- изучить использование проектной деятельности в педагогической деятельности различными практикующими учителями математики;

- дать практические навыки по разработке и реализации проектной деятельности и проведения урока (внеурочной деятельности) с ее использованием.

Четвертый этап (послевузовская подготовка). Так как одна из основных задач разработанного курса по выбору- формирование готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе, то заключительный этап подготовки осуществляется уже вне вуза в ходе самообразования, а также на курсах повышения квалификации. При этом обеспечивается возможность для профессионального совершенствования непосредственно в ходе профессиональной деятельности учителя математики с помощью освоенных ранее алгоритмов анализа и построения урока (внеурочной деятельности) с использованием проектной деятельности.

Реализация структурно-содержательной модели формирования готовности будущих учителей математики к реализации проектной деятельности в школе осуществляется на физико-математическом факультете Пензенского Государственного Педагогического Университета имени В.Г Белинского. Практическая апробация производится в школах г. Пензы и Пензенской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 1991. 21 с.

2. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. , Цымбал С. Н. Теория и методика обучения математике. Томск: Изд-во ТГПУ. 2009. 56 с.

3. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность «050201.65 Математика с дополнительной специальностью». М. 2005.

4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов. М.: Вентана-Граф. 2002. 112 с.

5. Подстригич А. Г. Проектная деятельность учащихся по созданию учебных тестов при изучении математики (на примере темы «Последовательность. Прогрессии»). Дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2004. 207 с.

6. Сериков В. В. Модернизация образования: взгляд с позиций личностно-развивающей модели // Проблемы теории и методики обучения. 2003. №8. С. 5-9.

7. Федорова Г. А. Методическая: подготовка будущий учителей информатики к организации проектной деятельности учащийся. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск: ОГПУ, 2003. 21 с.

8. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.