Научная статья на тему 'Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа'

Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поливершинное словообразовательное гнездо / лексические варианты / вершина словообразовательного гнезда / vertex word-formation nest / lexical variants / top of word-formative nest

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атаева Рануша Рашидовна

Статья посвящена специфике поливершинных словообразовательных гнезд русского языка. Поливершинные словообразовательные гнезда классифицируются в зависимости 1) от характера вариативности вершины (акцентные, фонематические, лексико-морфологические, акцентно-лексико-морфологические, акцентно-фонематические), 2) от состава и формально-семантического строения подгнезд (симметричные, асимметричные, совмещенные). Подробно рассмотрены особенности структуры поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL PECULIARITY OF THE RUSSIAN VERTEX DERIVATIONAL NESTS OF ASYMMETRICAL TYPE

The article is devoted to vertex word-formative nests of the Russian language. Vertex word-formative nests are classified according to 1) the nature of the variability of the top (accent, phonemic, lexical-morphological, accentuated-lexical-morphological, accentuated-phonemic), 2) the composition and formal-semantic structure of the nests (symmetrical, asymmetric, combined). The characteristics of the vertex structure word formative nests of asymmetric type are detailed. Asymmetry in the vertex word-formation nests of the Russian language is one of the main properties of their structure and has a different character. It reveals itself at the level of the structure of the nests as a whole. We observe vertices with two nests, one of which (the second) is zero; with two nests, including derivatives with different word-formation structure; with two nests, including derivatives with different word-formation structure, and identical. The formal structure under nests in one subtype can also be different.

Текст научной работы на тему «Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 6 (428). Филологические науки. Вып. 117. С. 23—31.

УДК 811.161.1 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10603

ББК 81.02

СТРУКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКИХ ПОЛИВЕРШИННЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД АСИММЕТРИЧНОГО ТИПА

Р. Р. Атаева

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан

Статья посвящена специфике поливершинных словообразовательных гнезд русского языка. Поливершинные словообразовательные гнезда классифицируются в зависимости 1) от характера вариативности вершины (акцентные, фонематические, лексико-морфологические, акцентно-лексико-морфоло-гические, акцентно-фонематические), 2) от состава и формально-семантического строения подгнезд (симметричные, асимметричные, совмещенные). Подробно рассмотрены особенности структуры поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа.

Ключевые слова: поливершинное словообразовательное гнездо, лексические варианты, вершина словообразовательного гнезда

Словообразовательные гнезда различных типов неоднократно становились предметом исследования в русистике не только в период становления русского словообразования как науки в 60—80 г. г., но и в первую четверть нынешнего столетия [3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12 и др.], когда словообразовательные процессы стали объектом изучения когнитивной лингвистики [5] и лингвокультурологии [1].

Вслед за А. Н. Тихоновым, под словообразовательным гнездом мы будем понимать «совокупность слов, характеризующихся общностью корня, упорядоченных отношениями производности» [12. С. 30; 13 и др.].

До сих пор в русском словообразовании рассматривались гнезда, имеющие лишь одну вершину типа дом, стол, читать, красивый (П. А. Соболева, Е. С. Кубрякова, Е. А. Земская, Е. Л. Гинзбург, А. Н. Тихонов и др.). Словообразовательные гнезда с несколькими вершинами типа матрас // матрац; браман // брамин // брахман до сих пор не были предметом изучения [2 (электронный ресурс)].

Предметом рассмотрения в данной статье будут словообразовательные гнезда, которые возглавляют формальные лексические варианты с двумя — тремя вершинами типа аналой // налой, сель // силь, ранет // ренет, радуница // радоница, удэ // удэге // удехэ. Поливершинным словообразовательным гнездом (термин впервые вводится в русскую словообразовательную науку) мы будем называть такое, вершинами которого являются стилистически нейтральные лексические варианты типа валериана // валерьяна, формирующие одно гнездо или несколько подгнезд, выступающих по отношению друг к другу как равнозначные в структурном

плане. Вершины таких гнезд графически находятся на одном уровне в словообразовательном гнезде [14].

Как было показано в работе [2], вариантами таких гнезд выступают формальные лексические варианты разных типов: акцентные (тво'рог // творо'г), фонематические (бобр // бобёр) и лексико-морфологиче-ские варианты (арабеска // арабеск). В ряде случаев возможно совмещение акцентного и лексико-морфо-логического типов (акцентно-лексико-морфологи-ческие): кАпсула // кАпсЮля, крАтер // кратЕра. Также возможно совмещение акцентного и фонематического типов (акцентно-фонематические): пергАмен // пергамЕнт // пергамИн.

Поливершинные словообразовательные гнезда различаются также в зависимости от формальной структуры входящих в них подгнезд. Можно говорить о трех типах структуры подгнезд: симметричные, асимметричные, совмещенные [14].

В симметричных поливершинных словообразовательных гнездах наблюдается совпадение формально-семантических структур обоих подгнезд, что является характерным признаком гнезд с вершиной фонематического типа. Например: тоннель

тоннель-чик тоннель-щик тоннель-н-ый тоннел-е-образный тоннел- е --сторо^ ени -е туннель

туннель-чик туннель-щик туннель-н-ый туннел-е-образный туннел- е --сторо^ ени -е

В совмещенных поливершинных словообразовательных гнездах производные равно сопоставимы с каждым из исходных лексических вариантов, что характерно для гнезд с вершинами лексико-морфологического и акцентного типа. Например: пИм, пИмА пИм-к-И пим-о-кат

пимокат-н-ый Рассмотрим подробнее особенности структуры поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа.

Поливершинные словообразовательные гнезда асимметричного типа представляют собой образования с разным составом и разной формально-семантической структурой входящих в них подгнезд.

Все поливершинные словообразовательные гнезда асимметричного типа в современном русском языке можно разделить на две неравные части: гнезда, возглавляемые двумя вершинами типа тимьян // тимиан, пурпур // пурпура и гнезда, возглавляемые тремя (в единичном случае — четырьмя) вершинами. Словообразовательных гнезд, возглавляемых тремя вершина — 3 (пергамен // пергамин // пергамент; удэ // удэге // удехэ, эх // эхва // эхма), четырьмя вершинами — 1 (среди // средь // середи // середь). Гнезда с вершинами удэ // удэге // удехэ, эх // эхва // эхма являются асимметричными, остальные гнезда — симметрично-асимметричные.

Асимметрия в поливершинных словообразовательных гнездах русского языка может иметь различный характер. В зависимости от строения обоих подгнезд можно выделить несколько подтипов.

1) С двумя подгнездами, одно из которых (второе) является нулевым: теперь // теперя, тимьян// тимиан, ох // охти, чур // чур-чура, тпру // тпррр (трр), трах // трах-тарарах, хлябать // хлябить, ранет // ренет, радуница // радоница, саднить // саднеть, томоша // тамаша, шкворень // шворень, хозар // хазар, чемерика // чемерка, черед // чреда (устар.), червонный // червленный, чирей // чиряк, шлихтик // шлифтик, кариоз // кариес, шпатель // шпахтель, сель // силь, амброзия // амвро-зия, пурпур // пурпура, перекорять // перекор-ствовать, фасет // фацет, рей // рея, ферзь // ферязь, фелюга // фелюка, плашкоут // флашкоут, зксцентрика // эксцентризм, специфика // специ-фикум, согдиец // согды, бекеша // бекешь, маздеизм // маздаизм, шабёр // сябёр, неврин // нейрин, неврит // нейрит, невроз // нейроз, аналой // налой, конфекцион // конфекция, рапсодия // рап-

сод. Большинство гнезд (98 %) возглавляют лексические варианты фонематического типа (как тимьян // тимиан) и лишь некоторые (2 %) имеют в качестве вершин лексические варианты лексико-морфологического типа (как пурпур // пурпура). Например: тимьян

тимьян- ов-ый тимьян-н-ый тимиан кухмистер

кухмистер-ш-а кухмистер-ск-ий

кухмистерск-ая

кухмейстер

2) С двумя подгнездами, включающими производные с различной словообразовательной структурой: гофры // гофре, цезарь // цесарь, щелок // щелочь, шерхебель // шершебель, желатин // желатина, шакал // чекал, где также присутствуют вершины фонематические (как цезарь // цесарь) и лексико-морфологические (желатин // желатина). Например:

цезарь

цезар-изм

цезар-ист/ский цезар-е-панизм цасарь

цесар-ев/ич цесар-ев/н-а цесар-ский

3) С двумя подгнездами, включающими производные с различной словообразовательной структурой, а также идентичные: неврология // нейрология, невропатия // нейро-патия, клёст // клест, клохтать // клоктать, проект // прожект, опий // опиум, обтерхать // отерхать, обрести // обресть, несусветный // несосветный, буржуа // буржуй, валериана // валерьяна, бивак // бивуак, лузга // луска, шарк // шорк, эллипс // элипсис, халиф // калиф, поднять // подъять, принять // приять, дьякон // диакон, гибнуть // гинуть, ноль // нуль, город // град (устар.), змея // змий, разный // розный, старший // старшой, столько // столь, тезис // теза, хватать // хватить, сажать // садить, тонуть // топнуть, тускнуть // тускнеть, шнырять // шнырить, цепенеть // цепенить, раста-баривать // раздобарывать, суслить // сусолить, фортепиано // фортепьяно, целлюлоза // целлулоза, турлы // турлу, рейсмас // рейсмус, сандал // сантал, этак // эдак. Как видим, все гнезда

возглавляются лексическими вариантами фонематического типа. Например: целлюлоза

целлюлоз-ный

целлюлоз-ник целлюлозн-о-бумажный ацетил/целлюлоза геми/целлюлоза

гемицеллюлоз-ный крафт-целлюлоза метил/целлюлоза нитр-о-целлюлоза целлулоза

целлюлоз-ный Структурное своеобразие словообразовательных гнезд асимметричного типа заключается в представленности в нем тех или иных способов словообразования и словообразовательных формантов, в отнесенности вершин гнезда и производных к тем или иным частям речи, в особенностях строения словообразовательных парадигм и цепочек, то есть соотношения единиц синтагматического и парадигматического планов, выявления глубины и мощности словообразовательного гнезда и некоторых других аспектах формального строения гнезд.

Анализ поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа с точки зрения часте-речной принадлежности их вершин показал, что большинство гнезд (90 %) возглавляются имена существительными, глаголами (7 %), совсем незначительная часть — именами прилагательными, междометиями, звукоподражаниями (3 %) и одно гнездо (среди // средь // середи // середь) — наречиями.

Анализ гнезд с точки зрения наполненности и словообразовательного потенциала исследуемых единиц можно сказать о том, что они относятся к гнездам средней наполненности. В них в среднем от 5 до 25—30 производных. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, подавляющее большинство вершин принадлежит к именам существительным, а их словообразовательный потенциал ниже, чем у глаголов, которые обладают активной синтаксической сочетаемостью, что обеспечивает их высокий словообразовательный потенциал. Во-вторых, значительная часть вершин относится к иноязычной лексике, принадлежащей к терминологии, ограниченной в употреблении (например: неврология // нейрология, невропатия // нейропатия, амврозия // амброзия, плашкоут // флашкоут,

бивак // бивуак, сольфеджио // сольфеджо, равендук // равендука).

Словообразовательные гнезда, возглавляемые лексическими вариантами-междометиями типа ох // охти, чур // чур-чура, тпру // тпррр (трр), трах // трах-тарарах, как правило, содержат второе нулевое подгнездо. Например:

чур

чур-а-ть-ся

за-чураться от-чураться

чур-чура

Наиболее активны в словообразовательном отношении лексические варианты-глаголы фонематического типа хватать // хватить, сажать // садить, тонуть // топнуть, тускнуть // тускнеть, шнырять / шнырить, цепенеть // цепенить, которые могут содержать и до 70 производных в первом подгнезде и 4—5 во втором.

Среди анализируемых гнезд типичными с точки зрения количества производных являются словообразовательные гнезда типа шерхебель // шершебель, рейсмус // рейсмас, шакал // чекал и др., в которых в первом подгнезде 2 производных (максимум 5), а во втором подгнезде 1 производное (иногда 2). Производными в таких гнездах чаще всего являются имена существительные, реже глаголы и прилагательные.

Наибольшее количество производных в поливершинных словообразовательных гнездах находится на первой и на второй ступенях. На третьей ступени словообразовательная активность ослабевает, и четвертая ступень, как правило, отсутствует или представлена всего несколькими производными.

На первой ступени в гнездах асимметричного типа чаще всего образуются имена существительные (дьякон-ица (диакон-иса), дьяконство (диякон-ство), чабр-ец (чебр-ец), халиф-ат (калиф-ат)) и имена прилагательные (тимьян-ный, хамс-овый, фасет-чатый, эпич-еский, эпич-ный, пергамен-ный (пергамент-ный), дьякон-ский (дьякон-ский), волерьяновый (волерияновый), опий-ный (опиум-ный)), затем глаголы (дьяконствовать (диякон-ствовать), турлы-кать (турлу-кать), ох-ать, обрет-ать) и наречия (дьякон-ство-вать (диякон-ствовать), турлы-кать (турлу-кать), ох-ать, обрет-ать).

На второй ступени численность имен существительных и имен прилагательных значительно меньше, однако их все же больше, чем глаголов.

На третьей ступени превалируют имена существительные (проектиров-щица, обуржуаз-ение,

засуслива-нще (засусолива-нще)) и глаголы (за-сусл-иваться (засусол-иваться), обсусл-иваться (об-сусол-иваться)), имен прилагательных (изборожденный, проктировоч-ный) значительно меньше.

Кроме того, на третьей ступени деривации встречаются субстантивированные имена прилагательные (переднебороздчат-ые, приобретенн-ое).

На четвертой ступени деривации встречаются имена существительные (изборожденн-ость, приобретатель-ница), глаголы (выщелач-ивать-ся, обшарк-иваться). Имен прилагательных и наречий нет.

Анализ способов словообразования свидетельствует о ряде особенностей поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа, которые заключаются в следующем.

Особенности способов словообразования едины для всех трех подтипов по причине частеречной принадлежности вершин, которые в основном относятся к именам существительным.

На 1 и 2 ступенях в гнездах всех трех подтипов представлены такие способы словообразования, как аффиксация (суффиксальный, приставочный, постфиксальный, приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суф-фиксальный), а также чистое сложение и сложение с суффиксацией. На 3 и 4 ступенях словопроизводства словообразовательная активность ослабевает и поэтому такие комбинаторные способы, как приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксальный отсутствуют. Однако на 3 и 4 ступенях впервые появляются производные, образованные способом субстантивации.

I СТУПЕНЬ

Суффиксальный способ

Имена существительные: ранет-ки, развилоч-ка, нол-ик (нул-ик), несусветн-ость, несусветица, неврот-ик, неврот-изацщя, невропат-ка (нейропат-ка), кухмистер-ша, криноч-ка (крыноч-ка), клохтание, клохта-ни]е, клохту-нь]я (клокту-нь]я), клок-тун (клохт-ун отсутствует), лузг-ать (лузк-ать), клест-ов/ка (клёст-ов/ка отсутствует), квохтанье (квокта-нь]е), квоч-ка (квош-ка отсутствует), буржуй-ка, борозд-ка, борозд-ник, щелокта-нь]е, хозар-ин, хозар-ка, шабр-ёнка, чуш-ка, чока-нь]е, чир-ышек, ранет-ки, дьякон-ица (диакон-иса), дьякон-ство (диякон-ство), чабр-ец (чебр-ец), халиф-ат (калиф-ат), халиф-ство, оброт-ка, обретение, эп-ик, воприя-ти|е, тарабар-щина, фасетка, пурпур-ин, шурин-ок, бекеш-ка, а также

имена существительные с нулевым суффиксом растобар0ы, невропат0 (нейропат0), шлёнд0а (шлёндр0а);

Имена прилагательные: смальт-овый (шмальт-овый), сел-евый, сел-евой, сандал-овый (санталовый), ранет-овый, развиль-чатый, радуниц-кий, радунич-ный, оазис-ный, нол-евой (нулевой), неврот-ический, невролог-ический (нейролог-ический), мазде-ист/ский, маратх-ский, кухмистер-ский, криноч-ный (крыночный), кариоз-ный, заскоруз-лый, буржуй-ский, бивач-ный (бивуач-ный), борозд-ной, борозд-овый, борозд-чатый, тарабар-ский, радуниц-кий, радунич-ный, ранет-овый, равендуч-ный, тимьян-овый, тимьян-ный, хамс-овый, фасетчатый, эпич-еский, эпич-ный, пергамен-ный (пергамент-ный), дьякон-ский (дьякон-ский), во-лерьяновый (волерияновый), опий-ный (опиумный), целлюлоз-ный (целлулоз-ный), обтерх-ан-ный (отерх-анный), эк- онький, щелоч-ной, фьордовый (фиорд-овый), восприим-чивый, халифский, фелюж-ный, пурпур-ный, пурпур-овый, юфт-евый, юфт-яной, бекеш-ный, ферз-евый, шкворн-евый, бакен-ный, шурин-ов, аналой-ный, амбрози-альный, амброз-ический;

Глаголы: сандал-ить, мяу-кать, квох-нуть, цоб-кать, цыц-кать, цык-ать, шлихт-овать, тарабар-ить, чок-нуть, чилик- ать, эх-ать, дьякон-ить (диякон-ить), дьякон-ствовать (диякон-ствовать), турлыкать (турлу-кать), ох-ать, обрет-ать, щелоч-ить, восприним-ать, борозд-ить (бразд-ить), фыр-кать;

Наречия: несусветн-о (несосветн-о).

Приставочный способ

Имена существительные: а-неврин, поли-не-врит, прото-дьякон (прото-диякон), за-нул-енще;

Глаголы: за-квохтать, при-обрести (при-обресть), за-суслить (за-сусолить), об-суслить (обсусолить), на-суслить, за-квохт-ать (за-квокт-ать), по-квохтать (по-квокт-ать);

Местоимения: На-сколько, не-сколько, нисколько;

Имена прилагательные: противо-селевый;

Приставочно-постфиксальный способ

Глаголы: Рас-квохтать-ся.

Постфиксальный способ

Местоимения: Сколько-нибудь, сколько-т;

Глаголы: воспринять-ся, обтерхать-ся, обрестись, цыц-те (цыть-те), суслить-ся (сусолить-ся), цыц-те (цыть-те);

Суффиксально-постфиксальный

Глаголы: Чур-а-ть-ся, фуфыр-и-ть-ся, томош-и-ть-ся;

Чистое сложение

Имена существительные: Штанген-рейсмас, опи-е-курильня, борозд-о-делатель, анги-о-невроз, псих-о-невроз, троф-о-невроз, щелок-о-вар, вегет-о-невроз, от-о-неврология, метилцеллюлоза, крафт-целлюлоза, ацетилцеллюлоза, нитроцеллюлоза, гемицеллюлоза;

Имена прилагательные: селе-о-пасный, щёлоч-е-стойкий, щелоч-е-стойкий, щелоч-е-употрный, щелоч-е-устойчивый;

Сложение с суффиксацией

Имена существительные: лузг-о-вей-ка, тонелл-е-стро-енще;

Имена прилагательные: мелк-о-борозд-чатый, передн-е-борозд-чатый;

II СТУПЕНЬ

Суффиксальный способ

Имена существительные: нулев-ик, гузга-ни]е, психоневрот-ик, заскорузл-ость, иеродьякон-ство, турлыка-нь]е, турл-ышка, турлуш-ка, восприем-ница, опиефаг-щя, борозди-льник, волериан-ка (волериан-ка), проект-ец, проектант, прожектер-ка, прожектер-ство, прожектер-щик, охохох-оньки, охохош-еньки, туннель-чик (тоннель-чик), туннель-щик (тоннель-щик), оханье, целлюлозн-ик, эпичн-ость, щелочн-ость, шаркот-ня, приобрет-енще, шарк-ун, а также имена существительные с нулевым суффиксом тарабар0;

Имена прилагательные: протодьякон-ский (протодиакон- ский), иеродьякон-ский (иеродиаконский), архидьякон-ский (иподиакон-ский), проект-ный, проектирова-льный, фасетч-атый, фасеточ-ный, засусл-енный (засусол-енный), гемицеллюлоз-ный, приобрет-енный, туннельный (тоннель-ный);

Глаголы: восприним-аться, обуржуаз-ивать, проект-ировать, ох-нуть, шарк-нуть, эх-нуть, за-сусл-ивать (засусол-ивать), обсусл-ивать (обсусоливать), насусл-ивать, приобрет-ать;

Наречия: пурпуров-о, буржуйск-и;

Приставочный способ

Глаголы: Про-фуфыриться, рас-фуфыриться, за-цыкать, за-чиликать, про-чиликать, на-лузгать, с-лузгать, за-охать, про-охать, раз-этакий, пошаркать, рас-шаркать, ис-шаркать, об-шаркать, на-шаркать, за-проектировать, с-проектировать, пере-проектировать, по-охать, про-охать, пере-ще-лочить, под-щелочить, контр-проект, пере-бороз-дить, из-бороздить, про-бороздить, вы-бороздить, вз-бороздить, пере-шлихтовать.

Приставочно-суффиксальный способ

Глаголы: По-шаркив-ать.

Приставочно-постфиксальный способ

Глаголы: Раз-мяукать-ся, раз-охать-ся, на-охать-ся, рас-шаркать-ся.

Постфиксальный способ

Глаголы: Сандалить-ся, воспринимать-ся, обуржуазить-ся, бороздить-ся, шлихтовать-ся, проектировать-ся, щелочить-ся, шаркать-ся, чокать-ся.

Чистое сложение

Имена существительные: закон-о-проект, техно-проект;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имена прилагательные: эфири-о-валериановый, пурпурн-о-красный, проектн-о-изыскательный, ар-хитертурно-проектный, лир-о-эпический, лирико-эпический, целлюлозн-о-бумажный;

Сложение с суффиксацией

Имена прилагательные: Лев-о-буржуаз-ный, прав-о-буржуаз-ный, либеральн-о-буржуаз-ный, мелко-о-буржуаз-ный, общ-е-буржуаз-ный, щелочн-о-земельный, щелочн-о-кислот-ный, кислотн-о-щелоч-ной, слаб-о-щелоч-ной.

III СТУПЕНЬ

Суффиксальный способ

Имена существительные: Пошаркивание, воспринимаем-ость, перешлихтов-ка, перепроектирова-нще, перепроектиров-к а, мелкобуржуан-ость, мелкобуржуазн-ость, приобрета-тель, проектиров-щица, обуржуаз-ение, засуслива-нще (засусолива-нще), приобрета-тель/ство;

Имена прилагательные: изборожд-енный, проктировоч-ный;

Глаголы: насандал-ива-ться, обуржуаз-ивать, изборожд-ать, перешлихтов-ывать, проох-ивать, засусл-иваться (засусол-иваться), обсусл-ивать-ся (обсусол-иваться), расшарк-иваться, насусливаться;

Приставочный способ

Глаголы: При-цыкнуть, пере-чокаться, зачокаться, по-чокаться;

Постфиксальный способ

Глаголы: обуржуазить-ся, взбороздить-ся, перепроектировать-ся, приобретать-ся, выщелачивать-ся, насусливать-ся, засусливаться (засусоливать-ся);

Субстантивация

Переднебороздчат-ые, приобретенн-ое.

Чистое сложение

Имена существительные: нов-о-приобретение;

Имена прилагательные: Буржуазн-о-дворянский, буржуазн-о-демократический, буржуазн-о-капиталистический, буржуазн-о-помещичий, буржуазн-о-националистический, законн-о-приобретенный, нов-о-приобретенный;

IV СТУПЕНЬ Суффиксальный способ

Имена существительные: Изборожденн-ость, приобретатель-ница, приобретатель-ство, вышаркива-нще,

Глаголы: выщелач-иваться, обшарк-иваться, прицык-ивать,

подщелачива-нще, расшаркива-нще, обшаркиваться, приобретатель-ский; Постфиксальный способ

перечокивать-ся, исшаркивать-ся, выщелачивать-ся; Субстантивация

Проектировочн-ая, благоприобретенн-ое; Особенностью, присущей поливершинным словообразовательным гнездам третьего подтипа (с двумя подгнездами, включающими производные с различной или одинаковой словообразовательной структурой), является наличие в них паралель-ных вариантных производных, расположенных в подгнездах на одних и тех же ступенях (в основном это 1 и 2 ступень словообразования) типа дья-кон-ица (диакон-иса), дьякон-ство (диякон-ство), дьякон-ский (дьякон-ский), дьякон-ить (диякон-

ить), дьякон-ствовать (диякон-ствовать), воле-рьяновый (волерияновый), опий-ный (опиум-ный), целлюлоз-ный (целлулоз-ный), турлы-кать (турлу-кать), обтерх- анный (отерх-анный), чабр-ец (чебр-ец), халиф-ат (калиф-ат), несусветн-о (несосветн-о) и др. Причем, в некоторых случаях такие вариантные производные в одних и тех же подгнездах есть, но могут и отсутствовать. Например: в гнезде клохтать // клоктать на первой ступени словообразования присутствуют параллельные вариантные производные клокту-нь]я и клохту-нь]я, в то время как клокт-ун есть, а клохт-ун отсутствует; в гнезде заскорузнуть // закорузнуть на первой ступени словообразования присутствуют параллельные вариантные производные заскорузлый и закоруз-лый, на второй ступени образуется производное абстрактное имя существительное заскорузл-ость только в первом подгнезде, производное закорузл-ость во втором подгнезде отсутствует; в гнезде квохтать // квоктать на первой ступени параллельными вариантными производными являются квохта-нь]е и квокта-нь]е, за-квохтать и за-квоктать, по-квохтать и по-квоктать, рас-квохтать-ся и рас-квоктать-ся, но производное квоч-ка (с морфонологическим явлением чередования к/ч) есть, а квош-ка (с чередованием х/ш) во втором подгнезде отсутствует и т. д.

Представленность способов словообразования по ступеням

Аффиксальные способы словообразования

Таблица № 1

Ступень // Способ словообразования Суффиксальный способ Приставочный способ Постфик-сальный способ Приставочно-суффиксальный способ Приставочно-постфиксаль-ный способ Суффиксально-постфиксаль-ный способ

1 ступень + + + + + +

2 ступень + + + + + -

3 ступень + + + - - -

4 ступень + - + - - -

Таблица № 2

Способы сложения

Ступень // Способ словообразования Чистое сложение Сложение с суффиксацией Сращение Аббревиация

1 ступень + + - -

2 ступень + + - -

3 ступень + - - -

4 ступень - - - -

Таблица № 3

Субстантивация

Ступень // Способ словообразования Су бстантивация

1 ступень -

2 ступень -

3 ступень +

4 ступень +

В целом, в поливершинных словообразовательных гнездах асимметричного типа преобладают производные таких частей речи, как имена существительные (45 %) и имена прилагательные (47 %), глаголов и наречий намного меньше (8 %), что объясняется частеречной принадлежностью вершин исследуемых гнезд к именам существительным, реже — к именам прилагательным и глаголам.

Отдельно следует сказать о поливершинных словообразовательных гнездах, возглавляемых междометиями и звукоподражаниями.

В Словообразовательном словаре русского языка А. Н. Тихонова нами выявлено 14 таких гнезда: шш // ш-ш // ши, цоб // цобе // цоб-цобе, чок // чок-чок, чух // чух-чух, мяу // мяу-мяу, чур // чур-чура, шарк // шорк, ох // охти, эх // эхва // эхма, чур // чур-чура, тпру // тпррр (трр), трах // трах-тарарах, турлы // турлу, цыц // цыть, из которых словообразовательные гнезда шарк // шорк, ох // охти, эх // эхва // эхма, чур // чур-чура, тпру // тпррр (трр), трах // трах-тарарах, турлы // турлу, цыц // цыть являются гнездами асимметричного типа, остальные междометные словообразовательные гнезда — совмещенного типа. Среди гнезд асимметричного типа 5 имеют нулевое подгнездо (эх // эхва // эхма, чур // чур-чура, тпру // тпррр (трр), трах // трах-тарарах, ох // ох-ох-ох // охти) и 3 — подгнездо, включающее производные с одинаковыми и разными словообразовательными структурами (турлы // турлу, шарк // шорк, цыц // цыть).

С точки зрения наполненности междометные асимметричные гнезда содержат от 3 до 10 производных, являющиеся имена существительными, образованными суффиксальным способом (тпрука-нь]е, охох-ошеньк-и, охох-охоньк-и, охох-онюшк-и) и глаголами, образованными суффиксально-постфиксальным, суффиксальным, постфиксальным и приставочным способами словообразования (чур-а-ть-ся, за-чураться,

от-чураться, эх-а-ть, эх-ну-ть, цыц-ка-ть, цык-а-ть, цыц-те). Исключение составляет гнездо шарк // шорк, в составе которого 51 производное. Высокий словообразовательный потенциал данного гнезда связан с тем, что на первой ступени в первом подгнезде непосредственно от междометия образован глагол шарк-а-ть суффиксальным способом (имеется и параллельное суффиксальное образование шорк-а-ть).

Предельная глубина словообразовательных гнезд междометий и звукоподражаний равна пяти ступеням (шарк // шорк), минимальная глубина, наиболее характерная для описываемых гнезд, составляет две ступени (чур // чур-чура). Остальные гнезда глубиной в три ступени (трах // трах-тарарах, ох // охти, цыц // цыть).

Итак, поливершинные словообразовательные гнезда представляют собой совершенно особый тип гнезд, организуемый двумя — тремя вершинами, являющимися лексическими вариантами. Эти гнезда классифицируются в зависимости от характера вариативности вершины (акцентные, фонематические, лексико-морфологические, акцентно-лексико-морфологические, акцентно-фонематические), а также в зависимости от состава и формально-семантического строения подгнезд (симметричные, асимметричные, совмещенные).

Асимметрия в поливершинных словообразовательных гнездах русского языка является одним из основных свойств их структуры и носит различный характер. Она проявляется на уровне строения гнезда в целом, то есть мы наблюдаем гнезда с двумя подгнездами, одно из которых (второе) является нулевым; с двумя подгнездами, включающими производные с различной словообразовательной структурой; с двумя подгнездами, включающими производные как с различной словообразовательной структурой, так и идентичные. Различным может быть и формальное строение подгнезд внутри одного подтипа.

Список литературы

1. Авдеева, А. Ю. Структурно-семантический и лингвокультурологический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый — новый, old — new в русском и английском языках Автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Ю. Авдеева. — M.: 2007. — 23 с.

2. Атаева, Р. Р. Типология поливершинных словообразовательных гнезд современного русского языка // — URL: https://journaLfledu.uz/ru/tipologiya-poHvershinnyh-slovoobrazovatelnyh-gnezd-sovremennogo-russkogo-yazyka/

3. Гинзбург, Е. Л. Исследование структуры словообразовательных гнезд / Е. Л. Гинзбург. — Проблемы структурной лингвистики. — М.: МГУ, 1973. С. 146—225.

4. Гинзбург, Е. Л. Исследование гнезд сложных слов в русском языке на базе аппликативной модели: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Е. Л. Гинзбург. — М.: 1967. — 22 с.

5. Евсеева, И. В. Комплексные единицы русского словообразования: когнитивный подход / И. В. Евсеева — М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 312 с.

6. Земская, Е. А. О некоторых нерешённых вопросах теории синхронного словообразования / Е. А. Земская // Всесоюзная научная конференция по теоретическим вопросам языкознания. 11—16 ноября 1974 г.: Тезисы докладов и сообщений. М.: 1974. — С. 45—47.

7. Кубрякова, Е. С. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании / Е. С. Кубрякова, Соболева П. А. // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. — С. 5—23.

8. Лопатин, В. В. Русская словообразовательная морфемика / В. В. Лопатин. — М.: Наука, 1977. — 234 с.

9. Лопатин, В. В. Словообразовательный тип и способы словообразования / В. В. Лопатин, И. С. Улу-ханов // Русский язык в национальной школе. — М, 1969. — № 6 — С. 4—10.

10. Соболева, П. А. Исследование словообразовательной системы языка на основе аппликативной порождающей модели / П. А. Соболева. — Проблемы моделирования языка: уч. зап. Тартуского государственного университета. Тарту: Издательство Тартуского университета, 1969. Вып. 3. Ч. 2. С. 157—171.

11. Соболева, П. А. Словообразовательная полисемия и омонимия / П. А. Соболева. — М: Наука, 1980. — 294 с.

12. Тихонов, А. Н. Формально-семантические отношения слов в словообразовательном гнезде: Автореф. дисс. ... докт. филол. наук / Тихонов, А. Н. — М., 1974. — 35 с.

13. Тихонов, А. Н. Проблемы составления гнездового толкового словаря русского языка / А. Н. Тихонов, Е. Н. Тихонова // Актуальные проблемы русского словообразования. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 70-летию профессора А. Н. Тихонова. Елец: 2001. — С. 12—17.

14. Шереметьева, А. Г. Лексико-грамматическая вариантность в русском языке (синхронно-диахронический аспект): Дисс.. .докт. филолог. наук / А. Г. Шереметьева. — Ташкент, 2001. — 235с.

Сведения об авторе

Атаева Рануша Рашидовна — старший преподаватель кафедры русской филологии, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 6 (428). Philology Sciences. Iss. 117. Pp. 23—31.

THE STRUCTURAL PECULIARITY OF THE RUSSIAN VERTEX DERIVATIONAL NESTS OF ASYMMETRICAL TYPE

R. R. Ataeva

National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Tashkent, Uzbekistan. [email protected]

The article is devoted to vertex word-formative nests of the Russian language. Vertex word-formative nests are classified according to 1) the nature of the variability of the top (accent, phonemic, lexical-morphological, accentuated-lexical-morphological, accentuated-phonemic), 2) the composition and formal-semantic structure of the nests (symmetrical, asymmetric, combined). The characteristics of the vertex structure word formative nests of asymmetric type are detailed. Asymmetry in the vertex word-formation nests of the Russian language is one of the main properties of their structure and has a different character. It reveals itself at the level of the structure of the nests as a whole. We observe vertices with two nests, one of which (the second) is zero; with two nests, including derivatives with different word-formation structure; with two nests, including derivatives with different word-formation structure, and identical. The formal structure under nests in one subtype can also be different.

Keywords: vertex word-formation nest, lexical variants, top of word-formative nest

References

1. Avdeyeva, A. Yu. Strukturno-semanticheskiy i lingvokulturologicheskiy analiz slovoobrazovatelnykh gne-zd s iskhodnymi slovami staryy - novyy. old - new v russkom i angliyskom yazykakh [Structural-semantic and linguocultural analysis of word-formation nests with the original words staryy - novyy, old-new in Russian and English]. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [author's abstract. dis. ... Cand. Phil. sciences] / A. Yu. Avdeyeva. -Moscow, 2007. - 23 p. (In Russ.).

2. Atayeva, R. R. Tipologiya polivershinnykh slovoobrazovatelnykh gnezd sovremennogo russkogo yazyka [The typology of polyvertex word-formative nests of the modern Russian language] // - URL: https://journal. fledu.uz/ru/tipologiya-polivershinnyh-slovoobrazovatelnyh-gnezd-sovremennogo-russkogo-yazyka/ (In Russ.).

3. Ginzburg, E. L. Issledovaniye struktury slovoobrazovatelnykh gnezd [Study of the structure of wordformation nests] / E. L. Ginzburg. - Problemy strukturnoy lingvistiki [Problems of structural linguistics]. -Moscow, MGU. 1973. Pp. 146-225. (In Russ.).

4. Ginzburg. E. L. Issledovaniye gnezd slozhnykh slov v russkom yazyke na baze applikativnoy modeli: Avtoref. diss. ... kand. filol. Nauk [The study of nests of complex words in the Russian language on the basis of the applicative model: author. Diss. ... Cand. Phil. sciences'] / E. L. Ginzburg. - Moscow, 1967. - 22 p. (In Russ.).

5. Evseyeva, I. V. Kompleksnyye edinitsy russkogo slovoobrazovaniya: kognitivnyypodkhod [Complex units of Russian word formation: cognitive approach] / I. V. Evseyeva - Moscow, Knizhnyy dom «LIBROKOM». 2012. - 312 p. (In Russ.).

6. Zemskaya, E. A. O nekotorykh nereshennykh voprosakh teorii sinkhronnogo slovoobrazovaniya [On some unsolved problems of the theory of synchronous word formation] / E. A. Zemskaya // Vsesoyuznaya nauchnaya konferentsiyapo teoreticheskim voprosam yazykoznaniya. 11-16 noyabrya 1974 g.: Tezisy dokladov i soobshcheniy [All-Union scientific conference on theoretical issues of linguistics. 11-16 November 1974: Abstracts and communications]. Moscow, 1974. - Pp.45-47. (In Russ.).

7. Kubryakova, E. S. O ponyatii paradigmy v formoobrazovanii i slovoobrazovanii [On the concept of paradigm in the formation and word formation] / E. S. Kubryakova. Soboleva P. A. // Lingvistika ipoetika [Linguistics and poetics]. M.: Nauka. 1979. - Pp. 5-23. (In Russ.).

8. Lopatin, V. V. Russkaya slovoobrazovatelnaya morfemika [Russian word-formative morphemics] / V. V. Lopatin. - Moscow, Nauka. 1977. - 234 p. (In Russ.).

9. Lopatin, V. V. Slovoobrazovatelnyy tip i sposoby slovoobrazovaniya [Russian word-formative morphemics] / V. V. Lopatin. I. S. Ulukhanov // Russkiy yazyk v natsionalnoy shkole [Russian language in the national school]. - Moscow, 1969. - №6 - Pp. 4-10. (In Russ.).

10. Soboleva, P. A. Issledovaniye slovoobrazovatelnoy sistemy yazyka na osnove applikativnoy porozhday-ushchey modeli [The study of the derivational system of the language based on the applicative generative model] / P. A. Soboleva. // Problemy modelirovaniya yazyka: uch. zap. Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta. Tartu: Izdatelstvo Tartuskogo universiteta. 1969. Vyp. 3. Ch. 2. [Problems of language modeling: Uch. Zap. Tartu state University. Tartu: Tartu University Press, 1969. Vol. 3. Part 2.]. P. 157-171. (In Russ.).

11. Soboleva, P. A. Slovoobrazovatelnaya polisemiya i omonimiya [Word-formation polysemy and hom-onymy] / P. A. Soboleva. - Moscow, Nauka. 1980. - 294 p. (In Russ.).

12. Tikhonov, A. N. Formalno-semanticheskiye otnosheniya slov v slovoobrazovatelnom gnezde: Avtoref. diss. ... dokt. filol. nauk [Formal-semantic relations of words in the word-formation nest] / Tikhonov. A. N. -Moscow, 1974. - 35 p. (In Russ.).

13. Tikhonov, A. N. Problemy sostavleniya gnezdovogo tolkovogo slovarya russkogo yazyka [Problems of compiling the nest explanatory dictionary of the Russian language] / A. N. Tikhonov. E.N. Tikhonova // Ak-tualnyye problemy russkogo slovoobrazovaniya. Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. pos-vyashchennoy 70-letiyu professora A.N. Tikhonova [Actual problems of Russian word formation. Materials of VII International scientific conference devoted to 70-th anniversary of Professor A. N. Tikhonov]. Elets, 2001. - P. 12-17. (In Russ.).

14. Sheremetyeva, A. G. Leksiko-grammaticheskaya variantnost v russkom yazyke (sinkhronno-diakhronicheskiy aspekt): Diss.dokt. filolog. Nauk [Lexical and grammatical variability in the Russian language (synchronous-diachronic aspect)] / A. G. Sheremetyeva. - Tashkent, 2001. - 235 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.