Научная статья на тему 'Структурное представление знаний в электронных средствах образовательного назначения'

Структурное представление знаний в электронных средствах образовательного назначения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
284
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СТРУКТУРНОЕ ЗНАНИЕ / ЕДИНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / MATHEMATICAL MODELING / COMPUTER TRAINING TECHNOLOGIES / STRUCTURAL KNOWLEDGE / UNIFIED PHYSICAL PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Баяндин Дмитрий Владиславович

В статье обсуждаются проблемы наглядности представления содержания для иерархически организованных и значительных по объему учебных дисциплин, соответствующих целым областям знания, таким как физика. По мнению автора, рассмотрение на определенных этапах обучения структурно-логических моделей разделов учебной дисциплины, а затем и дисциплины в целом позволит учащимся лучше усвоить взаимосвязи и взаимоотношения различных явлений, понятий, законов и свойств объектов, будет способствовать систематизации знаний и представлений о мироустройстве. Описана структурная модель предметной области «физика», реализованная автором в рамках компьютерной среды «Виртуальная физика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Баяндин Дмитрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses a problem of content visualization for academic disciplines hierarchically organized and significant in volume which correspond to the whole areas of knowledge such as physics. According to the author, the consideration of structural and logical models of the discipline sections and then the discipline as a whole will allow students on certain stages of learning to grasp better the relationship between various phenomena, concepts, laws and objects features. That will help them to systematize their knowledge and improve understanding of the world order. A structural model of the physics domain, implemented by the author in the computer environment «Virtual physics» is described in this article.

Текст научной работы на тему «Структурное представление знаний в электронных средствах образовательного назначения»

Структурное представление знаний в электронных средствах образовательного назначения

Баяндин Дмитрий Владиславович к. ф.-м. н., доцент кафедры общей физики,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, г. Пермь, 614000, (342)2377912, [email protected]

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы наглядности представления содержания для иерархически организованных и значительных по объему учебных дисциплин, соответствующих целым областям знания, таким как физика. По мнению автора, рассмотрение на определенных этапах обучения структурно-логических моделей разделов учебной дисциплины, а затем и дисциплины в целом позволит учащимся лучше усвоить взаимосвязи и взаимоотношения различных явлений, понятий, законов и свойств объектов, будет способствовать систематизации знаний и представлений о мироустройстве. Описана структурная модель предметной области «физика», реализованная автором в рамках компьютерной среды «Виртуальная физика».

The paper discusses a problem of content visualization for academic disciplines hierarchically organized and significant in volume which correspond to the whole areas of knowledge such as physics. According to the author, the consideration of structural and logical models of the discipline sections and then the discipline as a whole will allow students on certain stages of learning to grasp better the relationship between various phenomena, concepts, laws and objects features. That will help them to systematize their knowledge and improve understanding of the world order. A structural model of the physics domain, implemented by the author in the computer environment «Virtual physics» is described in this article.

Ключевые слова

математическое моделирование, компьютерные технологии обучения, структурное знание, единая физическая картина мира

mathematical modeling, computer training technologies, structural knowledge, unified physical picture of the world

Введение

Заявленная тема статьи имеет два аспекта, один из которых - общедидактический, касающийся средств и способов формирования знаний и представлений учащихся на глобальном для изучаемой дисциплины уровне предъявления и усвоения информации, а второй - частно-прикладной, связанный с инструментами формирования этих знаний и представлений в рамках электронных средств образовательного назначения (ЭСОН).

Более очевидным является второй аспект: для значительных по объему ЭСОН актуальна проблема ориентации пользователя среди большого множества и широкого разнообразия виртуальных учебных объектов - интерактивных моделей, анимаций, видеодемонстраций, интерактивных задач и тренажеров, обучающих сценариев, блоков теоретических сведений и методических рекомендаций. Наиболее распространенный сегодня способ организации учебного материала в электронных издани-

ях состоит в его представлении в виде своеобразного систематического каталога, напоминающего оглавление книги. Явный недостаток этого способа тот, что единственная логика упорядочения учебных объектов приводит к линейной или в лучшем случае древовидной структуре среды, тогда как развитая система представлений учащегося не должна быть одномерной. Также не снимают всех вопросов предметные и именные указатели, пришедшие в системы компьютерного обучения, как и оглавление, из традиционной учебной книги.

Для решения обозначенной проблемы разработчиками ЭСОН создаются дополнительно разнообразные системы навигации и поиска, расширяющие аппарат ориентировки [1] электронного учебного издания по сравнению с традиционным, бумажным. Например, в компьютерной среде обучения физике [2] (см. главное меню системы на рисунке 1) в качестве одной из семи использовавшихся форм представления учебного материала выступает хронология развития физической науки.

Рис. 1. Главное меню интерактивной обучающей среды «Виртуальная физика»

На рисунке 2 приведен вид первых двух уровней меню хронологического каталога. В первом выделены основные этапы развития физики и ее разделы. Каждая характерная зона представляет собой кнопку гиперссылки на один из фрагментов второго уровня, где, упорядоченные по разделам, располагаются объекты, обозначающие различные физические открытия. При этом каждый объект вновь является

Рис. 2. Хронологический каталог интерактивной обучающей среды «Виртуальная физика»

кнопкой, нажатие на которую приводит к появлению всплывающего окна, содержащего краткую информацию об открытии, его сути и авторе. Эта информация, в свою очередь, несет гиперссылки на элементы справочной системы (алфавитный каталог)

- блоки теории, на каталоги интерактивных моделей и анимаций, заданий и тренажеров, видеофрагментов, на биографии ученых, так что информация разного вида в разных каталогах оказывается многократно и многовариантно «сшита».

Таким образом аппарат ориентировки электронных учебных изданий потенциально шире по составу и богаче по возможностям, чем у традиционной учебной книги. Однако, возвращаясь к первому аспекту темы, отметим, что перечисленные формы упорядочения учебного материала не решают важную задачу формирования у учащихся системы знаний и представлений о взаимосвязях и взаимоотношениях различных явлений, понятий, законов и свойств объектов учебной дисциплины. Поэтому уже продолжительное время (см., например, работы [3-15]) обсуждаются принципы построения более информативных и наглядных способов представления содержания предметной области.

Структурное представление знаний. Структурное моделирование

В ходе обучения «движение» учащегося в предметно-информационной среде (классической или компьютерной) в большинстве случаев происходит от частного к общему. В идеале эта система, возможно, вполне удовлетворительна. Однако на практике внимание зачастую фокусируется лишь на конкретных фактах, определениях, законах; при этом не усваивается их взаимосвязь, не происходит обобщение информации, не формируется система знаний. Ученик не понимает при этом (да и не задумывается), что главное, а что - второстепенное, что причина, а что - следствие, какой закон является фундаментальным, а какой - частным.

«Знание», которым обладает такой учащийся и которое будет оценено стандартными тестами достаточно высоко, - мертвое. Можно сказать, что оно является статическим, в отличие от динамического знания, когда прочувствована система дисциплины, прослежены взаимосвязи и усвоены взаимовлияния ее элементов, установлены их иерархические отношения, и этим создана основа для дальнейшего интеллектуального роста.

Чтобы собрать воедино «осколки» знаний посредственного учащегося и сделать более полной и строгой систему, сложившуюся у более сильного ученика, полезны формы учебной деятельности, при которой изучение материала происходит не только от частного к общему, но и от общего к частному. Поддержку такой деятельности позволяет осуществлять энциклопедия понятий и законов учебной дисциплины, представленная в форме обобщающей схемы - структурно-логической модели изучаемой области знания.

Разумеется, такую схему (точнее, иерархию схем) можно реализовать и «оживить» в виде гиперграфики в компьютерной среде, основанной на принципах математического моделирования и насыщенной разного рода виртуальными учебными объектами. При этом пользователь получает новый элемент аппарата ориентировки -наиболее глобальный инструмент навигации по среде, органично объединяющий и связывающий все виды информационных материалов и виртуальных учебных объектов. Элементами структурно-логической модели являются понятия и законы предметной области. Эти элементы отображаются на схемах во взаимосвязях и аналогиях

- смысловых, логических, гносеологических, «генеалогических», формальных. При этом каждый элемент структурно-логической модели может быть связан гиперссылками с соответствующими текстовыми описаниями, графическими изображениями и виртуальными учебными объектами. Одновременно это и особый способ представ-

ления знаний, имеющий самостоятельную дидактическую ценность как при компьютерном, так и при традиционном обучении.

Виртуальные учебные объекты, прежде всего интерактивные модели, задачи и тренажеры, образуют в такой энциклопедии активную среду, поскольку, во-первых, все они объективны в своей основе и обеспечивают свою вычислимость, а не только имеют визуальную запись; во-вторых, они не изолированы друг от друга, а, наоборот, связаны в сеть по классификационным свойствам.

По описанному принципу построен структурный каталог моделирующей среды «Виртуальная физика» [2]. Он представляет собой иерархически организованную графическую гипербазу, элементы которой связаны с разветвленной справочной системой, систематизированными библиотеками интерактивных моделей и задач. Геометрические фигуры на схемах, обозначающие понятия, явления, законы, свойства объектов, и стрелки связей между ними представляют собой «кнопки», нажимая которые пользователь попадает в справочную систему, содержащую перекрестные ссылки и выходы на библиотеки моделей и моделирующие стенды, а также (это касается стрелок связей) условия и дополнительные гипотезы перехода от одного закона, явления (и их моделей) к другому.

Вариант реализации структурно-логической модели предметной области «физика»

В связи со значительным общим объемом и иерархической организацией самой предметной области ее структурная модель представлена в программном продукте [2] и работах [4, 14-15] в виде последовательности «ярусов», отличающихся масштабом отображения (имеется в виду смысловой «масштаб», детальность отображения), широтой и глубиной излагаемых сведений, тематикой.

Для наглядности представления иерархии ярусов и удобства переходов между ее элементами структурная модель имеет собственный навигатор, изображающий ее как комплекс «этажей» и «комнат» (рис. 3, правая часть). Представленный на левой части того же рисунка «нулевой ярус» («цокольный этаж») служит заставкой системы и своего рода оглавлением всей структурной модели. Центральное место здесь занимает понятие материи (изображенное в виде красного шара), являющейся носителем энергии и существующей в двух взаимосвязанных формах - вещества и поля.

К этому «ядру» структуры примыкает «кольцо» фундаментальных физических явлений и основополагающих принципов дисциплины, содержание которого раскрывает в связи с атрибутами материи ярус 1. Далее следует «кольцо» фундаментальных физических законов - законов сохранения, связи которых с базовыми понятиями изображены на ярусе 1, а содержание и связи с частными законами - на ярусе 2. Наконец, во внешней части структуры располагаются «лепестки» основных разделов физики (за исключением физики макро- и микромира). Прежде всего, это «Механика» и «Электромагнетизм», связанные с гравитационным и электромагнитным взаимодействиями. На стыке их - слева - возникает раздел «Колебания и волны», распадающийся на механические и электромагнитные эффекты такого рода; среди последних выделяется «Оптика». В «Классической механике» прорезывается «Релятивистская механика». В правой половине схемы к «Классической механике» примыкает «Квантовая механика», сформировавшаяся на стыке «Механики» и «Статистической физики». Последняя область соседствует с «Термодинамикой» и другими разделами, связанными с макроскопическими физическими системами - механикой и электродинамикой сплошных сред, вырастающей из «Электромагнетизма».

В следующих, также крупномасштабных ярусах постепенно детализируется ядро структурной модели, связанное с понятием материи.

Рис. 3. Нулевой ярус и навигатор структурной модели предметной области «физика»

Ярус 1: «Материя и связь ее свойств (атрибутов) с фундаментальными физическими явлениями, принципами, законами и взаимодействиями». Здесь ядро раскрывается (рис. 4) через основные категории и свойства (атрибуты) материи, которые зачастую образуют «полярные» пары. Например, материя как носитель энергии пребывает в движении и одновременно обладает свойством инертности; процессам движения (в широком смысле) свойственна причинность и одновременно самопроизвольность; материя существует (движется, развивается) в пространстве и во времени, при этом материи, как и пространству-времени свойственны непрерывность и дискретность; материя обладает многими типами симметрии (как пространственно-временными, так и более глубокими), при этом важную роль играют нарушения этих симметрий; наконец, свойствами материи являются ее несотворимость и неуничтожимость, а также способность к взаимодействиям и превращениям.

Первое кольцо вокруг ядра составляют фундаментальные физические принципы и явления, причем отслеживается их происхождение в виде связей со свойствами материи. В это кольцо включены принципы, связанные со свойствами однородности и изотропности пространства и однородности времени; связанный с зеркальной симметрией принцип зарядовой симметрии; принцип относительности и принцип инвариантности скорости света; корпускулярно-волновой дуализм материи и феномен микроскопических систем, сформулированный как принцип квантовой неопределенности; связанный с переходом количества в качество феномен возникновения макро-скопичности (макросистемы) и далее - многоуровневость и многообразие форм организации материи; совокупность разнообразных явлений, связанных со способностью материи к взаимодействиям, где выделен принцип суперпозиции для линейных систем; явления, связанные с инерционностью механических и электромагнитных систем (инерция и электромагнитная индукция).

Содержание первого кольца вокруг ядра не является однородным и может быть разделено на две области - фундаментальные физические принципы и фундаментальные явления. Однако делать это, на наш взгляд, не обязательно. Физические явления - это проявления внутренних свойств материи, которые человек воспринимает через органы чувств. Фундаментальные же принципы - наша попытка описать те или иные глубинные свойства материи. Иначе говоря, свойства природе приписывает субъект познания и принципы науки формулирует он же. С другой стороны, когда речь, как в данном случае, идет о фундаментальных принципах науки, которые часто, особенно на начальных этапах развития теории, являются постулатами (или, что почти то же самое, прямой или косвенной констатацией экспериментальных данных), пропасти между явлениями и принципами нет. Можно сказать также, что разделение на явление и закон легко происходит в случае частного знания, но неоднозначно, когда это касается знания общего, фундаментального.

Второе кольцо содержит фундаментальные физические законы - законы сохранения, связанные с элементами первого кольца и ядра. Это закон сохранения импульса (его «прародитель» - свойство однородности пространства), закон сохранения момента импульса (изотропность пространства), закон сохранения энергии (однородность времени), закон сохранения массы (несотворимость и неуничтожимость материи, многоуровневость и многообразие форм), закон сохранения электрического заряда (симметрия и ее нарушения, зарядовая симметрия).

Внутренние структуры перечисленных составных частей системы (фундаментальные взаимодействия и их «переносчики»; общие законы - законы сохранения и законы движения для широких классов задач; конкретные явления, процессы, свойства и соответствующие частные законы, группирующиеся по разделам дисциплины) раскрываются в соответствующих ярусах. Имеются также схемы, обобщающие однородные элементы различных разделов физической науки, например, «Фундаментальные взаимодействия и силы в природе», «Агрегатные состояния и свойства физических объектов».

Рис. 4. Ярус 1 структурной модели предметной области «физика» (со всплывающим окном справочной системы)

Содержание отдельных элементов структурной модели, в свою очередь, может иметь сложную структуру. Например, элемент «Закон сохранения энергии» кольца «Законы сохранения» содержит формы соответствующего закона (рис. 5) для различных случаев и комбинаций взаимодействий в физических системах, причем эти формы сгруппированы по разделам физики и другим классификационным признакам.

В данной и последующих схемах используется, в основном, два типа геометрических фигур для обозначения двух типов элементов структурной модели: овалы -для явлений (эффектов, феноменов, а также для фундаментальных принципов, см. выше) и прямоугольники - для конкретных законов. Смысл связей между элементами, вообще говоря, различен. Это могут быть «генеалогические» связи (один элемент порождает другой как свое следствие, при этом переход может быть связан с какими-либо условиями либо быть безусловным), логические связи, связи типа аналогий (смысловых или формальных) и другие. Однако реально классификация связей неоднозначна (с точки зрения различных дисциплин и с точки зрения различных индивидуумов), а порой и весьма условна, что не столько вносит в схему дополнительную информацию, сколько запутывает ее. Поэтому в данной версии системы все связи между элементами изображаются одинаково сплошными линиями. Смысл этих связей при необходимости поясняется в соответствующих информационных блоках.

Элементы схем представляют собой кнопки, нажимая которые можно переходить с яруса на ярус и в информационные блоки (около тысячи единиц) справочной системы. Эти блоки связаны перекрестными ссылками не только друг с другом, но и с каталогами контента (интерактивные модели, анимации, видеозаписи демонстрационного эксперимента, интерактивные задачи и тренажеры, тесты, тексты методического характера), а также с хронологическим каталогом (рис. 2) и каталогом персоналий (портреты и биографические справки 120 выдающихся ученых).

После изучения информации в справочной системе пользователь может вернуться в структурную модель для продолжения информационного поиска, либо перейти к изучению моделей интересующих его эффектов или решению задач. Он имеет возможность познакомиться с базовыми моделями среды, которые позволяют уяснить пути и методы формализации знания, с комплексными моделями - демонстрационными схемами, которые вместе с интерактивными заданиями и тренажерами позволяют сформировать представления о содержании, закономерностях и особенностях соответствующих процессов, а затем удостовериться в правильности этих представлений. Возможен также переход к конструкторской работе - сборке новых схем на основе базовых моделей среды, и наконец, к модификации готовых и разработке новых интерактивных моделей.

Таким образом компьютерная среда «Виртуальная физика» [2] содержит основные компоненты полнофункционального электронного средства образовательного назначения: 1) предметно-информационный (описательно-иллюстративная и интерактивная моделирующая части, из которых первая предназначена для отражения реального мира в рамках изучаемой предметной области с целью предъявления готового знания, а вторая - для активного добывания нового знания самим учащимся); 2) предметно-процедурный (ориентированный на формирование и закрепление знаний, выработку умений и навыков, оценку их качества с помощью систем интерактивных задач, тренажеров и тестов); 3) методический компонент; 4) системы навигации (навигаторы, справочники, системы поиска, структурно-логическую модель дисциплины, отражающую связи понятий и законов); 5) технологии взаимодействия пользователя с соответствующими видами информации. Недостатком среды [2] является отсутствие внутренней системы управления обучением, вследствие чего программный продукт слабо способствует технологизации обучения. Развитие среды в направлении технологизации происходило в более поздних ее версиях [16, 17].

Возвращаясь к описанию структурной модели, скажем, что на следующих ее ярусах проводится конкретизация, «развертывание» яруса 1 и его элементов.

Рис. 5. Структурная модель: подсхема элемента «Закон сохранения энергии»

Ярус 2: «Фундаментальные физические законы и явления и их связь с законами движения». На данном ярусе (рис. 6), во-первых, в ядре структуры отображается соответствие между фундаментальными взаимодействиями и их «переносчиками»; во-вторых, на периферии разворачиваются связи между фундаментальными принципами, явлениями, законами (законами сохранения), с одной стороны, и уравнениями (законами) различных форм движения, сгруппированных по разделам дисциплины, а также конкретными явлениями, процессами и свойствами - с другой.

Рис. 6. Структурная модель: ярус 2 «Фундаментальные физические законы и явления и их связь с законами движения»

Расположение элементов в первом и втором кольцах несколько отличается от приведенного на первом ярусе. В этом не следует усматривать непоследовательности, поскольку расположение элементов внутри одного кольца (в азимутальном направлении) со смысловой точки зрения вообще неоднозначно и субъективно. Оно зависит от основного логического (методического) мотива построения структуры данного яруса, от количества и содержания выделенных соседних областей и элементов на данном «масштабе» отображения, от чисто геометрического удобства изображения (например, желательно минимизировать длину связей). В радиальном же направлении взаимное расположение элементов в высокой степени обусловлено объективно, поскольку целью построения структурной модели - повторимся - является выявление причин и следствий, главного и второстепенного, фундаментального и частного, верного лишь при определенных условиях, допущениях, упрощениях.

На периферии структуры законы, явления, эффекты, свойства группируются в преимущественно радиально расположенные цепочки (точнее, грозди или ветви дерева), соответствующие разделам физики в порядке, приведенном на нулевом ярусе.

Вверх развивается механика, причем для того, чтобы подчеркнуть симметрию, в классической механике выделено поступательное и вращательное движения, разворачивающиеся от динамики к кинематике; центральная часть области механики отдана релятивистской механике как более общей теории.

Вниз влево развивается электромагнетизм. Между механикой и электромагнетизмом располагаются механические и электромагнитные колебания и волны, включая оптику. Ниже электромагнетизма «намечена» теория гравитации.

Вверх вправо от механики: физика микромира (частицы, атомы, молекулы), а также проявляющиеся на макромасштабах явления, имеющие квантово-механическую природу. Вправо: статистическая физика - в основном, классическая, но тесно связанная с квантовой. Вниз вправо: разделы, связанные с понятием сплошной среды - термодинамика, механика и электродинамика сплошных сред.

Содержание различных разделов раскрывается более подробно в соответствующих ярусах (см. ниже), переход к которым производится нажатием специальных кнопок (переход через активные окна).

Графические изображения элементов схемы, как и прежде, представляют собой «кнопки» переходов в справочную систему, содержащую перекрестные ссылки и выходы на библиотеки моделей и моделирующие стенды.

В нижней части рассматриваемого яруса структурной модели расположен связанный с законом сохранения энергии и блоком «Поля и переносчики взаимодействий» блок «Фундаментальные взаимодействия», содержание и следствия из которого вынесены в подъярус 2.1 «Фундаментальные взаимодействия и силы в природе».

Единовременное отображение сложных схем (типа изображенной на рисунке 2) на одном экране делает их плохо читабельными, поэтому в программном продукте предусмотрены возможности масштабирования изображения и его скроллинга.

Подъярус 2.1: «Фундаментальные взаимодействия и силы в природе». Данный подъярус (рис. 7) упорядочен по вертикали в соответствии с характерными пространственными масштабами, на которых доминирует действие тех или иных сил.

Основную часть схемы занимают силы и эффекты, имеющие электромагнитную природу. Часть их традиционно рассматривается в механике, поскольку они определяют процессы механического движения в природе, повседневной жизни человека и технических устройствах, но, по сути, эти силы являются электромагнитными.

Сил и эффектов, связанных с гравитационным взаимодействием, гораздо меньше, однако роль их велика, причем в самом широком диапазоне масштабов - от внутринуклонных до метагалактических.

Оба вида ядерных взаимодействий являются, как известно, короткодействующими и потому отличаются узким спектром масштабов действия, однако в не меньшей степени оказывают влияние на устройство Вселенной.

Рис. 7. Структурная модель: подъярус 2.1 «Фундаментальные взаимодействия и силы в природе»

Подъярусы 2.2—2.4: «Фундаментальные физические явления, принципы, законы и их связь с законами движения». Указанные подъярусы представляют собой очередной этап структуризации сложных элементов ярусов 1 и 2, в данном случае -законов сохранения.

В качестве примера на рисунке 5 была приведена схема для закона сохранения энергии. Ее содержимое структурировано следующим образом: законы сохранения механической энергии (в консервативных и неконсервативных системах), законы сохранения энергии в электромагнитных системах, законы сохранения энергии для тепловых процессов, законы сохранения энергии в системах с квантовыми, с релятивистскими эффектами, в том числе с использованием понятия энергии покоя.

Ярус 3 (подъярусы 3.1—3.6): структурные модели разделов физики. Третий ярус структурной модели физики представляет собой совокупность схем, отражающих содержание разделов физики:

• «Понятия и законы классической, квантовой и релятивистской механики»;

• «Понятия и законы молекулярной физики»;

• «Понятия и законы электромагнетизма»;

• «Физика конденсированного состояния»;

• «Понятия и законы оптики»;

• «Атомная физика и физика микромира».

Верхняя часть каждой из этих схем имеет привязку его элементов к внутренним кольцам первого яруса - атрибутам материи, фундаментальным принципам, явлениям и законам. Соответствующие схемы здесь не приводятся из-за их значительного объема.

Заключение

Описанная в статье структурная модель предметной области «физика» отражает связь свойств (атрибутов) материи и фундаментальных явлений с фундаментальными принципами и общими законами мира; эти последние, в свою очередь, связаны с частными законами, конкретными свойствами, процессами, эффектами; отслеживаются также основные междисциплинарные связи. Система содержит сведения о большинстве важных физических законов, явлений и свойств; она призвана способствовать построению суждений учащегося об общих закономерностях в природе. В целом модель призвана представлять единую физическую картину мира.

Предлагаемая система во многом субъективна и не претендует на абсолютную истинность и даже на завершенность. Вообще, задача построения структурной модели целой области знания имеет множество вариантов решения.

Подчеркнем также, что в данной статье описан вариант реализации структурно-логической модели предметной области, а не учебной дисциплины, поскольку система «Виртуальная физика» позиционировалась ее разработчиками скорее как энциклопедия, чем как учебное пособие. Структурная модель учебной дисциплины, очевидно, должна иметь определенные отличия, в частности, учитывать возраст учащихся и соответствующий ему целевой уровень глубины изучения предмета (см., например, [16]).

Литература

1. Современная учебная книга: подготовка и издание/ Под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. - М.: МГУП, 2004. - 224 с.

2. Виртуальная физика (ePhysics). Активная обучающая среда для среднего и высшего образования / Авт.: Баяндин Д. В., Мухин О. И. и др. Пермь: РЦИ Пермского ГТУ, 1998-2005. Выпуск на CD.

3. Белич В. В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательноой деятельности учащихся: Дисс. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1993. 323 с.

4. Баяндин Д.В. Моделирующие системы для развития информационнообразовательной среды (на примере предметной области «физика»). Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. - 330 с.

5. Вилькеев Д. В. Соотношение индукции и дедукции в структуре и процессе изучения основ наук как дидактическая проблема: Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1983. 453 с.

6. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Иерархические структуры как основа создания электронных средств обучения // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 9698.

7. Гриншкун В. В. Теория и методика использования иерархических структур в информатизации образования // Информатика и образование. 2003. № 12. С. 117118.

8. Еремин Е.А. Технология Topic Maps - новое компьютерное средство представления структуры знаний // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». Вып. 5. Пермь: ПГПУ, 2009. С. 6-14. (http://mdito.pspu.ru/files/vestnik75/01.pdf)

9. Еремин Е.А. Представление учебного материала с помощью редактора концепт-карт cmaptools // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». Вып. 6. Пермь: ПГПУ, 2010. С. 98109. (http://mdito.pspu.ru/ffles/vestnik/6/07 v6 eremin.pdf)

10. Еремин Е.А. Экспериментальная оценка усвоения студентами основных понятий учебного курса // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». Вып. 8. Пермь: ПГПУ, 2012. С. 17-26. (http://mdito.pspu.ru/files/vestnik/8/v8 02 eremin.pdf)

11. Матрос Д.Ш., Колбин Р.В., Боровская Е.В. Педагогический мониторинг и дистанционный лицей на основе электронной модели учебного материала // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2004. Т. 7. № 2. С. 213-235. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v7 i2/pdf/5.pdf.

12. Матрос Д.Ш. Школьный журнал и образовательный мониторинг // Народное образование. 2011. № 4. С. 173-177. (http://elibrary.ru/download/46060922.pdf)

13. Моисеев В. Б. Представление знаний в интеллектуальных системах // Информатика и образование. 2003. № 2. С. 84-91.

14. Bayandin D.V., Moukhin O.I. Mathematical and structural modelling in "Stratum Computer" instrumental software // Proc. 2nd International Conference on Distance Education in Russia ICDED'96. М., 1996. V. 2. PP. 468-470.

15. Bayandin D.V., Kubishkin A.V., Moukhin O.I. The Usage of "Stratum Computer" Tool Software as the Technology of Man-Computer Interaction to the Model and Prototype Systems // Proc. 6th East-West International Conference “Human-Computer Interation. Human Aspects of Business Computing” EWHCI'96. М., 1996. PP. 207219.

16. Баяндин Д. В., Медведева Н. Н., Мухин О. И. Управление учебной деятельностью и ее мониторинг на основе тренинговой технологии обучения // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2012. Т. 15. №1. С. 505-524. URL: http://irets ieee.org/russian/depositor^ /v 15 i1/pdf/8.pdf.

17. Баяндин Д. В. Мультиплетная структура виртуальной среды обучения и техно-логизация учебного процесса // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. Т. 16. №3. С. 465-488. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16 i3/pdf/4.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.