SCIENCES OF EUROPE # 2 (2), 2016 j ARCHITECTURE
103
СТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЙ
УПРАВЛЕНИЯ
Наумкин Г.И.
Канд. архитектуры, архитектурный факультет,
кафедра архитектуры, Государственный университет по землеустройству,
Россия, г. Москва
STRUCTURAL ARCHITECTURE FORMATION OF MANAGEMENT INSTITUTIONS Naumkin G.I., Candidate of Architecture, Faculty of Architecture Department of Architecture, State university of land use planning, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Представительская функция аппарата управления содержит иерархическую систему управления, которая направлена от центра к низовому звену управления. В структурном образовании обеспечивается обратная связь: от низового звена до центра управления; В структурных подразделениях зданий управления сосредотачивается состав служащих по профессиональной принадлежности, отражающие различные виды деятельности: от руководящего состава аппарата управления, службы вспомогательных и технического подразделений до подразделений социального обслуживания.
ABSTRACT
Representation function of the control apparatus includes hierarchical management sy^em, which is directed from the center to the grassroots units of management. Structurally education provided feedback from the grassroots level up to the control center; The Sructural units of the management Sructure of buildings focuses on serving professional affiliations, reflecting a variety of activities: from the management team of management personnel, auxiliary services and technical departments to social service departments.
Ключевые слова: аппарат, структура, подразделение, функция, связь.
Keywords: apparatus, Sructure, subdivision, function, communication.
Государственный аппарат учреждений управления находится в прямой зависимости от направления развития общественно-экономических отношений. Государственная структура аппарата учреждений управления влияет на формирование типологии зданий управления. На основании настоящих и раннее проведенных исследований установлено, что здания управления размещаются: в историческом центре города; в зоне общественного центра города; в зоне профессиональной деятельности - зоне приложения труда.
В градостроительном аспекте следует учитывать сложившуюся инфраструктуру градостроительного образования, где в административном центре центральных районов обеспечиваются условия для размещения архитектурных комплексов учреждений управления центрального аппарата государства, управления аппарата субъекта федерации, управления областного аппарата, управления городского аппарата, управления департаментов, управление муниципалитетов.
В административной зоне городского центра организация представительских комплексных образований из зданий управления может быть сформирована в виде отдельного агломерата, в который могут входить несколько учреждений управления. Архитектурные комплексные образования учреждений управления могут располагаться в административной зоне, на отдельных участках центрального района или находиться в центре городских районов как специализированные учреждения управления (например, сектор министерств, сектор трестов, учреждения туризма, отдыха и др.).
В обосновании места под строительство зданий управления следует рассматривать и инфраструктуру с дополнительной сетью вспомогательных и обслуживающих учреждений. К обязательным условиям в организации государственных учреждений управления следует отнести пешеходные - с 30-тиминутной доступностью от общественного транспорта, а также предусмотреть сеть дорог с автомобильной парковкой, связь со скоростной магистралью и соответствующей к ней инфраструктурой [1].
В архитектурном аспекте формирование структуры зданий управления напрямую зависит от представительской функции аппарата управления. В определении значения функции управления в системе учреждений управления исполнительной власти следует учитывать следующие её принципиальные особенности:
- представительская функция - функция аппарата управления;
- представительская функция аппарата управления содержит направленное воздействие на социально-экономическое развитие общества;
- представительская функция аппарата управления содержит иерархическую систему управления, направленную от центра к низовому звену управления, в ней должна быть обеспечена обратная связь: от низового звена до центра управления;
- представительская функция аппарата управления содержит непрерывный процесс, который направлен на воспроизводство и совершенствование функции управления.
Представительское комплексное образование учреждений управления формируется как один из видов общественных зданий, содержащий многофункциональную структуру, как учреждение управления, деятельность которого направлена на непрерывную координацию развития общественно-производственных процессов.
Выделение функции управления представительского комплекса основывается на материалах существующих общественных зданий различного вида, где проявляются представительские функции управления, которые касаются государственного аппарата управления ведомственного, административного, информационного значения, технического обслуживания и др.
В структурной организации зданий управления содержатся несколько функций, которые являются характерными для общественных зданий. Наличие нескольких функций и возможности в изменении состава и количества функций в здании управления комплексным образованием может обе-
104
SCIENCES OF ЕиЮРЕ # 2 (2), 2016 | АкСНГТЕСТШЕ
спечиваться универсальной объемно-планировочной структурной организацией. Такая структурная композиция состоит из совокупности представительских функций, которые обеспечивают координацию всех технологических процессов управления [2].
В развития архитектуры зданий управления, следует учитывать и переход из одного вида деятельности в другой вид, что должно учитываться авторским проектом, т.е. создается возможность замены существующих функциональных связей на другие, что также может обеспечиваться универсальной организацией внутреннего пространства.
К таким архитектурным объектам следует относить следующие архитектурные образования, например, специализированные центры; общественно-культурные комплексы; административные комплексы, в которых, в свою очередь, могут проводиться международные саммиты, конгрессы, съезды [1,3].
Перечисленные виды представительских зданий и сооружений подтверждают основное направление настоящего исследования, которое связано с универсальной организацией объемно-планировочного образования зданий управления.
Функционально-технологическое образование пространства обеспечивается технологическими связями:
- функциональная связь аппарата управления со служебными подразделениями представительского учреждения;
- функциональное обеспечение распространения информации по структурным подразделениям учреждений.
Следует отметить, что по предназначению учреждения управления выявляется статус зданий управления. В зависимости от доминирующей функции аппарата управления здания управления могут быть предназначены для первого лица государства, правительства, посольства, духовенства, культуры, спорта и др.
В представительском архитектурном учреждении управления содержится доминирующая функция управления. Все функции архитектуры зданий управления распределяются по функциональным блокам, в которых основными являются блоки с помещениями аппарата управления. Функциональные блоки аппарата управления имеют разный состав помещений, которые находятся в прямой зависимости от типа здания управления, его места в сетевом образовании зданий управления.
Из общего состава общественных зданий управления следует выделить административные здания. Им отведена конкретная функция управления по определенному виду деятельности, например: администрация по делам президента, администрация коммерческой компании определенного вида деятельности и т.д. На примерах зданий управления преобладают определенные функции зданий управления. Но какие архитектурные объекты следует классифицировать как административные здания управления? В комплексных образованиях административных зданий содержатся зальные помещения для совещаний, конференций и других видов деятельности. Административные здания представляют сложный комплекс с выявленной представительской функцией, с характерным репрезентативным объемом, они содержит развитый состав помещений для приема посетителей и технического обеспечения.
В методологическом формировании архитектуры зданий управления исполнительной власти следует учитывать структурно-функциональную организацию учреждений управления. Архитектурную функциональную структуру
зданий управления предлагается распределять в блочные образования по характерным видам деятельности. Учреждения управления формируются по блокам, которые делятся на подразделения.
Особое место в учреждении управления занимает подразделение делопроизводства, где происходит регистрация, обработка, хранение и транспортировка документации. Количественный состав сотрудников в этом подразделении определяется от объёма документооборота. В зависимости от объема документооборота вспомогательные подразделения делопроизводства следует разделять на категории. Для министерств федерального значения и субъектов федерации все дело производящие службы этой категории могут быть выделены в самостоятельное учреждение с единым руководством с административными функциями в отдельные административные учреждения. На уровне регионального и муниципального управления службы этих категории они могут быть сформированы в административно-хозяйственные отделы или канцелярии.
Кроме основных и вспомогательных подразделений учреждений зданий управления содержится блок помещений для обслуживающего персонала, в который входят работники общественного питания, медработники и представители различных профессий по эксплуатации учреждений управления.
Помещения основного, вспомогательного и обслуживающего назначения в сумме составляют рабочую площадь здания управления. Рабочая площадь определяется заданием на проектирование.
Технологические процессы в образовании структурного образования учреждений управления являются определяющими. Оптимальные условия организации трудовой деятельности возможные в условиях:
а) обоснования технологичных графиков движения сотрудников, направления движения документов, устройств функциональной связи и современных методов компьютерных технологий управления;
б) обеспечение все подразделения учреждений управления оргтехникой и программным обеспечением;
в) распределение сотрудников по категориям и специализации видов деятельности;
г) соответствия технологическим схемам композиционной планировки помещений и последовательности операций.
Организация оптимальных технологических взаимосвязей между аппаратом управления и сотрудниками отделов является первостепенной задачей в эффективности производственных процессов учреждений управления.
В обеспечении информацией, принятия выверенных действий и окончательных решений необходима научная организация рабочих мест. В целях экономии времени на выполнение технологических операций необходимо обеспечивать распределение сотрудников в рабочие группы, по степени производственной связи. Сотрудники разных подразделений, которые тесно соприкасаются по роду деятельности, следует располагать на одном этаже, в непосредственной близости друг от друга или в одном помещении.
Целесообразность совместного размещения в одном зальном пространстве нескольких групп сотрудников разных подразделений определяется взаимосвязанностью профессиональной деятельности. Зальное пространство способствует личным контактам, коммуникабельности со-
SCIENCES OF ЕиЮРЕ # 2 (2), 2016 | АкСНГТЕСТУкЕ
105
трудников, что обеспечивает ускоренный процесс решения возникших производственных проблем. Зальное пространство позволяет проводить перегруппировку сотрудников в подразделениях, а также создавать оптимальные условия при изменении структуры учреждений управления. Причиной перегруппировок могут быть также: а) изменение объема работ; б) изменение количества подразделений; б) техническое переоснащение. Для этих случаев следует также предусматривать трансформацию основных помещений зданий управления исполнительной власти:
1. Объединение кабинетов в целях проведения совместных совещаний с помощью передвижных перегородок;
2. Перепланировка конференц-зала:
а) разделение зала на несколько мелких помещений в целях изоляции и организации различных видов деятельности, которая проводится с помощью сборно-разборных перегородок;
б) выделение боксов для индивидуальной работы, которая достигается с помощью боксовых перегородок;
в) расширение зала за счет площади кулуаров с помощью раздвижных перегородок;
3. Увеличение залов совещаний за счет присоединение кабинетов для расширенных заседаний с помощью раздвижных перегородок;
4. Объединение общих рабочих комнат в целях увеличения площади при изменении количества сотрудников с помощью сборно-разборных перегородок.
Коммуникационная связь во внутреннем пространстве зданий управления между помещениями должна соответ-
ствовать технологическому процессу. Осуществление профессиональных взаимодействий может осуществляться как через личные контакты, так и через технические средства связи передачи информации.
Движение сотрудников в зданиях управления распределяется по потокам, их них, наиболее посещаемые помещения имеют конкретное направление: к высшему должностному лицу, к руководителю подразделения, к залам совещаний и конференц-залам. В связи с этим следует предусматривать расположение кабинетов высшего должностного лица, руководителей подразделений и зальных образований на расстояниях, приближенные друг к другу, чтобы максимально сократить пути передвижения сотрудников.
Литература
1. Гиговская Н.Е., Копелянский Д.Г., Лернер И.И., Мура-дов Г. А. Административные здания. - М.: Стройиздат, 1975. 182 с.
2. Наумкин Г.И. Методологические рекомендации по структурному формированию зданий управлений. XII Международная научно-практическая конференция: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия. Новосибирск. 2015. №6 (13). Ч.4. С. 109-112.
3. Разин А.Д. Архитектурно-планировочные особенности современных дипломатических объектов // Промышленное и гражданское строительство. 2010. №5.С. 47-50