Научная статья на тему 'Структурное моделирование понятийного пространства термина 'концепт''

Структурное моделирование понятийного пространства термина 'концепт' Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ГРАФОСЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛЕВОЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КОНЦЕПТОСФЕРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Машутина Елена Анатольевна

Статья посвящена моделированию понятийного потенциала термина 'концепт' на современном этапе развития филологической науки. Материалом исследования послужили 152 определения термина, которые мы встретили в работах лингвистов, психолингвистов, лингвокультурологов, литературоведов, психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурное моделирование понятийного пространства термина 'концепт'»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (188).

Филология. Искусствоведение. Вып. 41. С. 101-105.

структурное МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕРМИНА ‘КОНЦЕПТ’

Статья посвящена моделированию понятийного потенциала термина ‘концепт ’ на современном этапе развития филологической науки. Материалом исследования послужили 152 определения термина, которые мы встретили в работах лингвистов, психолингвистов, линг-вокультурологов, литературоведов, психологов.

Ключевые слова: концепт, графосемантическая модель, полевой анализ определений, перспективные направления исследований в области концептосферы.

Известно, что концепт обладает сложной, многомерной структурой, включающей помимо понятийной основы социо-психо-культурную часть, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им, она включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы, присущие данной культуре. В настоящее время отсутствует единое понимание данного термина и представляет интерес моделирование понятийного потенциала термина ‘концепт’. Реконструкция актуального для современного состояния лингвистики понятийного пространства термина ‘концепт’ проводилась с помощью разработанного К. И. Белоусовым и Н. Л. Зелянской метода графосемантического моделирования1. Основное условие использования данного метода - существование связей между компонентами множества. Метод «позволяет представить набор данных (выборку, целостность) в виде системы, в которой каждый из компонентов имеет четкую иерархическую и топологическую определенность по отношению к другим компонентам и всей системе в целом»2.

В данном случае, метод применяется для получения модельного представления понимания термина ‘концепт’, поскольку с помощью модели можно выявить «структурные связи между семантическими компонентами одного множества»3.

Алгоритм описания графосемантической модели термина ‘концепт’ включает в себя пять этапов: 1) проведение компонентного анализа дефиниций; 2) проведение полевого анализа выделенных компонентов; 3) выявление основных связей между полями в пределах всей выборки определений; 4) построение графосемантической модели; 5) интерпретация полученной модели.

I. Компонентный анализ дефиниций.

Данный этап предполагает обращение к

методу компонентного анализа по единицам, поэтому каждое определение было разбито на минимальные понятийные единицы, которые являются принципиально важными «для выявления сущностных черт термина»3. Так, в интерпретации концепта, принадлежащем Е. С. Кубряковой: «Широкая трактовка концепта не позволяет практически разграничить то, что освоено языковым сознанием, переработано им и доведено до уровня знака, и то, что находится в ведении ментального лексикона, то есть системы хранения и использования знаний о языке. Она позволяет весь арсенал когнитивных терминов описывать через концепт»4, - выделяем следующие понятийные единицы: освоение языковым сознанием, ведение ментального лексикона, система хранения знаний, знания о языке и др.

Методом сплошной выборки проанализировано 152 определения термина ‘концепт’ из работ разных исследователей5.

II. Проведение полевого анализа.

Формируемые нами поля состоят из компонентов, которые были выделены в процессе анализа данного материала (определений), имеющих смысловую общность. При формировании полей одна минимальная понятийная единица может входить в несколько полей. Количество полей не должно превышать 20-25, так как существуют определенные сложности в графической экспликации при их большом количестве. Итак, исходя из вышеизложенного, все полученные 1432 понятийных компонента по общим основаниям были сгруппированы нами в понятийные поля. В результате осуществления полевого анализа всех определений были сформированы 24 поля, которые отражают основные характеристики

данного термина. Рассмотрим несколько наиболее значимых полей, образующих больше всего связей друг с другом.

Наиболее употребляемым контекстом, в рамках которого осмысляется термин ‘концепт’, является ‘концептосфера’ (частотность 0,986). Это самое многочисленное поле, состоящее из 150 компонентов. Сюда вошли компоненты, которые указывают на связи концепта и концептосферы: описание концепта, концептная модель мира, концептосфера данного языка, языковой концепт и др.

Второе по частотности - ‘поле семантики’ (0,90) - 138 понятийных единиц, которые связаны со смыслом, значением, содержанием и свидетельствуют о способности концепта передавать разного рода информацию, заключенную в тексте: значения языковых единиц, глубинный смысл, семантическое поле языка, общая идея произведения и т. п.

Важным по значимости является поле ‘речь и язык’ - 122 компонента (0,80). В данное поле вошли понятийные единицы, составляющими компонентами которых были такие слова, как речь и язык: речевое высказывание, внутренняя речь, языковой концепт, речь и др.

Поле ‘единичное’ - 114 понятийных единиц (0,75), которые объединены по общему признаку: они все являются основной единицей языка, выражающей своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними: единица знания, структурная единица, оперативная единица и др.

Поле ‘связи и отношения’ - 68 компонентов (0,44), которые были выделены на основании встречающейся совокупности таких слов, как «связи» и «отношения»: формирование в совокупности, определенные отношения, ассоциативные связи и др.

В поле ‘знания и его разновидности’ - 60 компонентов (0,39), включающих в себя совокупность и структуру «знаний»: процесс познания, языковые знания, соответствующий опыт, знание индивида и др.

‘Антропологическое поле’ - 58 компонентов (0,38), связанных с изучением природы человека, как отдельного индивида, так и целой нации: слой общества, индивид, человеческая интерпретация и др.

Поле ‘репрезентации’ объединяет компоненты, в которых содержится указание на представление и отражение, поскольку «понятие концепта отвечает представлению о тех

смыслах, которыми оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта и знания...»7. Оно насчитывает 57 компонентов (0,37): отражение значения, типы ментальных репрезентаций и др.

В ‘текстовое поле’ вошло 45 компонентов (0,29), связанных со словом «текст»: порождение текста, концепт текста и др. В работе Г. Г. Слышкина именно текст рассматривается, как «один из наиболее важных концептов в языковом сознании»8.

В поле ‘лингвистическое’ - 43 компонента (0,28), составной частью которых является слово - «лингво». Оно служит для образования многочисленных понятий, таких как: лингвокогнитивный концепт, лингвокультурный подход, когнитивная лингвистика и др. Концепт - лингвистически релевантная для языковой личности единица знания.

Поле ‘аксиология’ - 28 компонентов (0,18), которые имеют большую ценность, важность, значение: система ценностей, ценностная составляющая, значимость и др.

III. Выявление основных связей между полями.

Следующий этап - выявление количества связей между полученными полями и силы этих связей. Из 24 сформированных полей актуальный понятийный потенциал термина «концепт» отражают 20.

IV. Построение графосемантической модели.

Следующим этапом является графическая экспликация связей между сформированными полями, т. е. само построение графосемантической модели (см. рисунок). 1) Необходимо расположить компоненты на графической плоскости; 2) определить из всего набора выявленных связей значимые (главным образом учитывая статистические закономерности); 3) с помощью соединительных линий графически отметить установленные между компонентами связи.

Модель состоит из полей, способных образовывать связи, сила которых превышает статистический порог значимости. Чем толще линия, тем больше связей обнаруживает один компонент с другим, тем более вероятна зависимость появления одного компонента в связи с наличием другого. Пунктирными линиями отмечены слабые связи между компонентами, сила которых выше среднего показателя (ср.) + среднеквадратичное (о); тонкими линиями - связи, сила которых превышает

ср. + 2о; жирными линиями - сильные связи, сила которых превышает ср. + 3о.

V. Интерпретация полученной модели.

На рисунке 1 видно, что центральным элементом (ядром) системы является ‘ единичное’. В данном случае подразумеваются либо единицы языка, либо единицы знаний, либо какого-то ментального опыта. Единица является «отрезком речи, который регулярно воспроизводится как определенное единство содержания и выражения»9. Поле ‘единичное’ обнаруживает больше всего связей (валентность равна 16). (Под валентностью элемента понимается количество связей, образованных им с другими компонентами модели.). Определение концепта как единицы встречается в работах многих исследователей, где концепт рассматривается как: оперативная единица ментального лексикона10; единица языкового знания11; лексико-фразеологическая едини-ца12; базовая строительная единица концептуальной картины мира13. Соответственно, концепт - лексическая единица слова, которая отражается и передается с помощью морфологических и синтаксических средств.

Достаточно сильная связь наблюдается между полями ‘единичное’ и ‘концептосфе-

ра’, так как в данном случае идет изучение соединения концепта в единицы большего объема - в концептосферу. Валентность поля ‘концептосфера’ - 7. Совокупность потенций (возможности домысливания, «дофантазиро-вания») в словарном запасе, как отдельного человека, так и языка в целом, Д. С. Лихачев определяет как концептосферу (целостное и структурированное пространство)14. Некоторые ученые используют также термин ‘концептуальная область’15 или ‘концептуальная система’16, для образования которой требуются исходные, либо первичные концепты. По мнению Р. И. Павилениса, концепт функционирует только в концептуальной системе. Под концептуальной системой понимается та ментальная организация, в которой сосредоточена совокупность всех концептов, которые логически связаны между собой и, соответственно, интерпретируются. Итак, Д. С. Лихачев рассматривает концептосферу как концептосферу культуры, которая существует над индивидуальностью, вне человека; т. е. концептосфера существует для всех людей этой культуры. А для Р. И. Павилениса концептуальная система - система индивида, самого человека.

‘Антропологическое поле’ имеет значительную связь с полями ‘концептосфера’ и ‘единичное’, т. е. концепт - минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, которая вербализуется с помощью слова и имеет полевую структуру; а концептосфера, в свою очередь, также соотносится со всем историческим опытом нации. Валентность данного поля - 9. Концептосферу или же концептуальную систему можно обозначить как совокупность, пространство концептов. Из этого следует необходимая связь с антропологическим полем, так как концептос-фера или концептуальная система могут существовать только в непосредственной связи с человеком, с его опытом, бытием.

Связь поля ‘речь и язык’ ^ ‘антропологическое поле’ не менее важна, так как именно в языке закрепились результаты познавательной деятельности человека. Интерес к языковой картине мира обнаруживается еще в работах

В. Гумбольдта, который писал, что «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия»17. Поскольку язык - основной способ формирования и существования знаний человека

о мире, то именно он является важнейшим объектом исследования когнитивистов. На рисунке видно, что у поля ‘речь и язык’ - 4 связи, самая сильная из которых связь ‘речь и язык’ ^ ‘единичное’. Данные поля связаны посредством языковых единиц. Эта связь образовалась потому, что язык представляет собой в нашем сознании разнообразные структуры знаний о мире, в основе которых лежит такая единица ментальной информации, как концепт. В когнитивной лингвистике анализ языка дополняется анализом речи, зафиксированным в текстах, его определений в разных словарях и справочниках, в которых концепт представлен. Соответственно, концепт репрезентируется в речи и отражается в языке; и слова, в свою очередь, также актуализируются в речи, поскольку слово передает определенный смысл. Значит, концепт можно рассматривать как систему, в которой присутствует значение, система ассоциаций, личностный смысл и т. д.

Одной из значимых характеристик в определении термина ‘концепт’ является семантика. Концепт интерпретируется через понятие смысла, значения и других хорошо освоенных для лингвистики теоретических конструктов. Валентность ‘поля семантики’ - 4.

Самые сильные связи наблюдаются с полями ‘единичное’ и ‘антропологическое поле’, поскольку «концепт рассматривается “как смысл слова”, включающий в себя свою сжатую, синтезированную историю»18; как «фиксированный в сознании человека смысл»19; а так же как «единица когнитивной семантики»20 при семантическом подходе к концепту. Вся информация относительно «актуального или возможного положения вещей в мире <...> и есть то, что мы называем “смыслом”, или “концептом”»21, т. е. концепт может описываться через семантику и отождествляться со смыслом. Поэтому в графосемантической модели есть связь ‘поле семантики’ ^ ‘кон-цептосфера’. Концепты отдельных значений слов, зависящие друг от друга, составляют целую систему, которую можно определить как концептосферу.

Таким образом, рассмотренная модель выполняет ряд функций: позволяет рассмотреть анализируемое понятие в виде сложной ие-рархичной системы, т. е. ядром модели является поле ‘единичное’. Оно образует самые сильные связи со следующими полями: ‘поле семантики’, ‘концептосфера’, ‘речь и язык’, ‘антропологическое поле’; так же репрезентирует характер и качество проводимых с феноменом концепт исследований. Поля с наибольшим показателем валентности и имеющие максимальное число компонентов, показывают, что именно эти направления наиболее развиты в связи с рассматриваемым понятием ‘концепт’; намечает направления наиболее перспективных исследований в данной области. Модель позволяет выявить единичные поля, имеющие слабые связи и незначительное число компонентов. К таким тупиковым полям, согласно разработанной модели, можно отнести ‘когнитивное поле’, ‘лингвистическое’, поле ‘репрезентации’, ‘категории и понятия’, ‘мир действительности’.

Примечания

1 Белоусов, К. И. Графосемантическое моделирование концептуальной организации текста / К. И. Белоусов, Н. Л. Зелянская // Художественный текст : варианты интерпретации : тр. Х межвуз. науч.-практ. конф. (Бийск, 16-17 мая 2005 г.). : в 2 ч. / отв. ред. В. А. Акимов. Ч. 1. Бийск : БПГУ, 2005. С. 50-56.

2 Белоусов, К. И. Заглавие текста как категория филологической рефлексии / К. И. Бе-

лоусов, Н. Л. Зелянская // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурном аспектах : сб. ст. участников IV междунар. науч. конф. (25-26 апр. 2008 г.. Челябинск). Т. 3 / [редкол.: проф. Л. А. Нефедова (отв. ред.) и др.]. Челябинск : РЕКПОЛ, 2008. С.43-47.

3 Там же. С. 44.

4 Кубрякова, Е. С. Введение // Человеческий фактор в языке : Язык и порождение речи / отв. ред. Е. С. Кубрякова. М. : Наука, 1991. С. 5.

5 Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М. : Наука, 1988. С. 142; Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков. М. : Языки рус. культуры, 1999. С. 172-173; Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивиз-ма : лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопр. языкознания. 1994. № 4. С. 37; Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН СЛЯ. 1993. № 1. С. 5; Па-виленис, Р. И. Проблема смысла : современный логико-философский анализ языка. М. : Мысль, 1983. С. 101-102; Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 2001. С. 72-74.

6 Частотность - отношение количества компонентов в поле к общему количеству всех определений.

7 Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996. С. 90.

8 Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1999. С. 27.

9 Краткий словарь когнитивных терминов.

С. 64.

10 Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексикофразеологической семантике языка. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. С. 86.

11 Красных, В. В. Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст) : дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999. С. 267.

12 Langacker, R. W. Concept, image and symbol : the cognitive basis of grammar. Berlin ; N.-Y. : Mouton de Gruyter, 1991. P. 275.

13 Иванова, С. В. Культурологический аспект языковых единиц. Уфа : БашГУ, 2002. С. 74.

14 Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка. С. 5.

15 Степанов, Ю. С. Константы : слов. рус. культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Академ. проект, 1997. С. 68.

16 Павиленис, Р. И. Проблема смысла. С. 32.

17 Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / под ред. и с предисл. Г. В. Ра-мишвили. М. : Прогресс, 1984. С. 324.

18 Степанов, Ю. С. Константы. С. 42.

19 Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика : курс по английской филологии. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2000. С. 22.

20 Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики. Волгоград : Перемена, 1999. С. 83.

21 Павиленис, Р. И. Проблема смысла. С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.