УДК 711.1
СТРУКТУРНО-ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
ГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ
Провоторова Н.И., студент группы 13ГрСтр(б)ГрПр, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: nata59500@mail.ru
Мубаракшина М.М., доцент кафедры архитектуры, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: madena.ru@yandex.ru
Планировочная структура представляет собой важную характеристику пространственной организации города. В настоящее время в градостроительстве уделяют большое внимание созданию этой структуры. Исследование является актуальным, так как в нем затронута связь создания планировочной структуры города на структурной организации животного мира.
Ключевые слова: планировочная организация города, искусственные пространства, формотворческая деятельность, функциональные зоны, система транспорта, район, без барьерное пространство.
Одновременно с искусственной средой человека, которую создает сам человек, приспосабливая её под себя, существует среда, создаваемая животными. Историческое развитие строительной деятельности человека, как показывают научные исследования в этой области, опиралось на формотворческую организацию живых организмов. Сопоставление приемов построения сооружений, созданных человеком и животными, убеждает в наличии определенных общих принципов их пространственной организации. Для реализации различных форм деятельности человека, группы людей, создаются искусственные пространства, состоящие из упорядоченных частей.
Исследования планировочной организации города на основе формотворческой деятельности живых существ выявили ряд интересных моментов, которые можно рассматривать в развитии современных городов, как например, антропогенную среду городских пространств и законы ее архитектурно - пространственного построения. Мы знаем что, всем архитектурным объектам присущи: транзитные пространства и тупиковые; темные и светлые; с определенными ограничениями объема и открытые пространства (площади) и т.д. При этом, в большинстве случаев, мы наблюдаем дискретный характер пространственной организации данных объектов, т.е. всегда можно «расчленить» такой объект на составные элементы. Так например, при рассмотрении планировочной структуры города, можно пронаблюдать, что функциональные зоны, как правило, разделены на следующие части: селитебную, производственную, ландшафтно-рекреационную.
В единое целое эти зоны связывает система транспорта, которая осуществляется по тем же законам, что и природные явления. Так радиальная структура улиц городов повторяет геометрию кругов на воде, годовые кольца стволов деревьев, строение всей планетарной системы. Линейные структуры повторяют строения русел рек с притоками, морозные узоры, переплетения ветвей растений, капиллярные системы, разломы земной коры. Все это подтверждает идею существования универсальной пространственной геометрии, которой подчиняются многие, происходящие в природе явления. При этом они связаны исключительно со структурой и их общей системой. По этому принципу закладывалась улично - транспортная сеть города Оренбурга. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств проектировалась как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих. Уличная сеть исторически образовалась под
воздействием природно-ландшафтного каркаса территории, представленного слиянием рек Урала и Сакмары, предопределивших территориальное развитие города по водоразделу этих рек в восточном и северо-восточном направлениях.
Транспортная система сложилась как радиально-кольцевая, центром которой является историческое ядро (крепость) с расходящимися лучевыми магистралями, образующими внешние связи с окружающим миром. Даже сейчас, когда город продолжает развиваться территориально, и в большей мере, в северо-восточном направлении, но уже с комбинированной системой улично-дорожной сети, радиально-кольцевая идея остается четко прослеженной. Однако историческая часть города и ее уличная сеть закладывались с учетом на гужевой вид транспорта. С развитием автомобильной промышленности и инженерной городской инфраструктуры уличная сеть города очень сильно видоизменилась.
На сегодняшний день существующая транспортная структура города Оренбурга не отвечает современным требованиям. Огромное количество автомобилей, наличие множества пробок на улицах, нехватка автостоянок и парковок, загазованность, все это мешает быстрым, комфортным связям функциональных зон города. Для улучшения системы транспорта был предложен ряд мероприятий: расширить профили некоторых улиц, построить двухуровневые транспортные развязки. Модернизация улично-транспортной сети даст возможность рассматривать городское пространство, как цельную единицу, основанную из отдельных элементных единиц.
Рисунок 1 - Организация транспортной системы
Благодаря такому варианту организации транспортной системы можно достигнуть, так называемых, без барьерных городских пространств, рисунок 1. Она может обеспечить связь всех зон города между собой и городским центром. Основными зонами городской структуры, как было сказано выше, являются: селитебная, промышленная и рекреационная. Основной структурной единицей селитебной зоны являются планировочные и жилые районы, микрорайоны. Проектирование селитебной зоны может опираться на исследования структурной организации животного мира. Проект «Жилой район в западной части города Оренбурга» обусловлен общими законами природы. Главной идеей проекта является синтез природного и математического начала с целью создания архитектуры района. За основу взята структура пчелиных сот с их членениями на отдельные функции, с дальнейшим использованием ее как матрицы, накладываемой на планировочную структуру жилого района. В этом случае сам район рассматривается как структура целостного пчелиного улья, который членится на территории микрорайонов (в свою очередь со своей структурой застройки), общественных и рекреационных зон, где выделяются иерархические функции, подчиняющиеся главной планировочной и композиционной оси (в данном случае ею является ось общественного бульвара жилого района).
Проектируемая территория в восточной части примыкает к железной дороге федерального значения. В настоящее время, территория района занята частной застройкой, в основном представленной большим процентным уровнем износа. Главными транспортными магистралями проектируемой территории являются улицы Томарова, Луганская, рисунок 2. В границах проектируемой территории имеются заброшенные озера, которые на перспективу будут преобразованы в систему водных каскадов с ландшафтным озеленением.
Основной идеей проекта является создание без барьерного пространства, безопасного для передвижения жителей не только в данном районе, но и связь самого района с другими частями города, в частности, с историческим центром города, с железнодорожным вокзалом и другими важными городскими объектами. Это достигается за счет частичной модернизации транспортной сети (спроектирован дополнительный моста через железную дорогу, микрорайоны не пересекаются жилыми улицами, а главная ось соединяет все важные общественные и специальные пространства и выходит в рекреацию), рисунок 3. Таким образом, проектируемый район должен стать благоприятной средой для жизни и отдыха, рисунок 4.
Рисунок 2 - Ситуационная схема
I-1 ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА
I I ВОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ I-1 ЦВЕТОЧНАЯ ПОСАДКА
Рисунок 3 - Схема планировочной организации земельного участка
Рисунок 4 - Визуализация
Литература
1. Лебедев, Ю.С. Архитектурная бионика / Ю.С. Лебедев, В.И. Рабинович, Е.Д. Положай и др.; Под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: «Стройиздат», 1990. - 269 с.
2. Уморина, Ж.Э. Бионическая архитектура как способ достичь экологического баланса с природой / Ж.Э. Уморина // Символ науки. - 2017. - № 1. - С. 200-201.
3. Устюгова, Е.Н. От экологии города до экологии человека / Е.Н. Устюгова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 3. -С. 97-107.
4. Шубенков, М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учеб. пособие. / М.В. Шубенков. - М.: «Архитектура - С», 2006. - 320 с.
5. Шуравина, Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России / Е.Н. Шуравина // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 90. - С. 58-62.