Радевская Н.С., Иманов Г.М. Структурно-содержательные смыслы компетентностной модели
Н. С. Радевская, Г. М. Иманов
(Санкт-Петербург)
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
COMPETENCE MODEL OF THE GRADUATE OF THE UNIVERSITY
В статье рассматривается компетентностная модель выпускника вуза, которая позволяет выявить структуру личностных качеств, способностей, черт характера, особенностей развития интеллекта, восприятия, миропонимания и мировоззрения. Автором рассматриваются общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
Указываются приоритетные направления деятельности вуза, направленные на формирование социально-профессиональной компетентности выпускника, владеющего знаниями, умениями и опытом в профессиональной и гражданско-общественной деятельности. Ключевые слова: модель выпускника, образовательная среда вуза, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, здоровье; интеллектуальная компетентность; коммуникативная компетентность; социальная компетентность; физическая подготовленность; профессиональная компетентность; профессиональная направленность.
The article deals with the competence model of the graduate of the university. The model of the graduate allows to reveal the structure of personal qualities, abilities, character traits, features of development of intelligence, perception and world outlook. The author considers general cultural and general professional competence.
The priority directions of the University activity are pointed out, aimed at developing social and professional competence of the graduate, who has knowledge, skills and experience in professional and civil-public activities
Key words: graduate model, educational environment of the university, general cultural and general professional competence, health; intellectual competence; communicative competence; social competence; physical preparedness; professional competence; professional orientation
Одним из действенных инструментов оценки результатов образования в контексте компетентностного подхода является компетентностная модель выпускника, которая, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования. Указанную модель можно определить как описание в терминах компетенций того, к чему должен быть пригоден выпускник вуза, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает [4].
Важным направлением научной и образовательной деятельности вузов является
подготовка специалистов для стран СНГ, которые смогут претендовать в обозримом будущем на роль лидеров в своих странах и способствовать поддержанию и развитию дружеских, добрососедских отношений с Россией.
Вузы должны эффективно использовать имеющиеся и создавать новые возможности для подготовки в рамках российской системы образования высокопрофессиональных национальных кадров для зарубежных стран с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств и стран ЕАЭС (евразийского экономического сообщества).
Приоритетными направлениями деятельности вузов должны быть:
• обеспечение профессиональной направленности обучения;
• привлечение работодателей к реализации образовательных программ и внешней оценке результатов обучения;
• обеспечение непрерывного процесса духовного и патриотического воспитания студентов;
• обеспечение непрерывного процесса воспитания здорового образа жизни студентов; физического воспитания и укрепления здоровья студентов, а также реабилитации условно здоровых студентов;
• создание непрерывного процесса медицинского и психологического сопровождения студентов;
• обеспечение непрерывного процесса экологического воспитания и образования студентов.
Нами была разработана модель выпускника вуза. Она представляет собой структурно-концептуальную схему, отражающую идеальный образ (эталон) молодого специалиста, выпускника института. Модель выпускника позволяет выявить структуру личностных качеств, способностей, черт характера, особенностей развития интеллекта, восприятия, миропонимания и мировоззрения, даёт возможность определить цели и пути реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся через объем знаний, навыков, умений, необходимых в будущей жизнедеятельности [3]. Формирование компетенций реализуется средствами содержания образования. В итоге у обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать реальные жизненные проблемы: личные, социальные, профессиональные, предпринимательские.
По определению ФГОС ВО и Федерального института развития образования компетенция - это способность и готовность применять знания, умения, навыки в решении профессиональные задач. Компетентность, в свою очередь, определяется как набор компетенций, знаний, которые человек способен применять комплексно в профессио-
нальной деятельности [2]. Особое значение при этом придается совокупности личностных качеств специалиста, которые обеспечивают успешность развития профессиональной карьеры.
В ФГОС ВО компетенции делятся на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Общекультурная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач независимо от выбранной профессиональной сферы [4]. Общекультурные компетенции формируются намного раньше профессиональных и становятся базисными, являясь основой для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Общепрофессиональные компетенции (по международной терминологии - «ядерные») определяют инвариантный состав полномочий и задач специалистов всех видов профессий. Профессиональная компетенция в интерпретации ФГОС ВО - это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задач профессиональной деятельности.
Как видно на схеме 1 в модели выпускника института выделены следующие составляющие:
- компетенции, которые позволяют быть конкурентоспособным при поступлении на работу, и компетенции, которые позволяют быть конкурентоспособным в обществе, - в их числе: здоровье; интеллектуальная компетентность; коммуникативная компетентность; социальная компетентность; физическая подготовленность; профессиональная компетентность; профессиональная направленность.
Каждая из вышеназванных компетенций имеет определенную наполненность и формируется не только в ходе учебной деятельности обучающихся, но и благодаря созданию единой образовательной среды вуза.
В состав компетенции «здоровье» входит не столько физическое здоровье, сколько психологическая готовность к выполнению трудовых функций, а также валеологиче-ская компетентность. То есть здоровье вы-
л м
о оэ м
я
о
СП
£
сл: О
03
>
ю о
ю ш
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗа
Позволяет быть конкурентоспособным при поступлении на работу Позволяет быть конкурентоспособным в обществе
5.1.Мотивирован на работу по профессии
5.2.Подготовлен к исполнению обязанностей
7.1.Занимается спортом 7.2.Имеет спортивный разряд
1.3.Готов к поступлению на работу
1.1.Психологически пригоден для выполнения трудовых функций
1.Здоровье
1.2.Валеологически компетентен
5. Профессиональная направленность
6.1.Имеет навыки по специальности ч ✓
6.2.Владеет основами профессии 6. Профессиональная компетентность
ч
ВЫПУСКНИК ВУЗа
7. Физическая подготовленность
Схема 1. Модель выпускника вуза
К-1 XI
пускника складывается из психологической составляющей и ознакомления с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, из воспитания потребности в здоровом стиле жизни.
Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой, способной помочь студентам адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Физическое воспитание и систематические занятия спортом в процессе обучения должны формировать у студентов ценностные ориентации и мышление относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования.
Интеллектуальная компетентность включает в себя ИКТ-компетентность, способность планировать собственную деятельность и умение работать с информацией. Её формирование происходит не только в учебных аудиториях, но и в ходе внеучеб-ной деятельности, например, в рамках различных конференций.
Коммуникативная компетентность подразумевает хорошее владение речью и иностранным языком в разных ситуациях общения, способность критически оценивать и корректировать свое поведение и умение донести свою позицию до других.
Социальная компетентность также имеет сложную структуру и включает в себя морально-нравственные качества, гражданскую ответственность, экологическое мышление, патриотизм и толерантность. Сфор-мированность этих компетенций определяет успешность и конкурентоспособность выпускника в обществе.
Важнейшим направлением социализации, адаптации к социальной среде
и раскрытия потенциала молодежи в условиях реализации принципа «общество для всех» с целью индивидуализации и расширения пространства образования являются организация и проведение конкурсных мероприятий [1].
Педагогическое значение конкурсных мероприятий:
- выявление уровня специальной подготовки студентов в определенном виде деятельности;
- выявление и поддержка творчески одаренных студентов, в том числе с ОВЗ;
- стимулирование творческой активности студентов;
- поддержка творчески работающих преподавателей.
Духовно-нравственное воспитание и развитие студентов - важнейшая задача воспитания личности гражданина России.
Взаимодействие вузов со школами, с учреждениями культуры и образования предполагает объединение усилий организаций по воспитанию, создание условий для изучения истории и культуры страны. Формирование активной жизненной позиции обучающихся на основе специальных методов и средств организации пространства образования осуществляется с целью усвоения и принятия студентами базовых национальных ценностей.
Профессиональные компетенции формируются на основе личной образовательной траектории и позволяют выбрать персональный путь, реализовать личностный потенциал. Дополнительно к основной специальности обучающийся приобретает компетенции, осваивая отдельные модули смежной профессии, что значительно расширяет диапазон профессиональных компетенций, повышает профессионализм и востребованность выпускника на рынке труда.
Важнейшей составляющей компетенций, делающих выпускника конкурентоспособным на рынке труда, несомненно, является профессиональная направленность, которая определяется мотивированностью выпускника на работу по профессии и его подготовленностью к исполнению профессиональных обязанностей.
Совокупность всех компетенций, отраженных в модели, составляет социально-профессиональную компетентность выпускника вуза, владеющего знаниями, умениями и опытом в гражданско-обществен-ной деятельности.
Радевская Н.С., Иманов Г.М. Структурно-содержательные смыслы компетентностной модели
Вместе с тем хотелось бы особо отметить в модели выпускника вуза такую важную составляющую, как языковая компетентность. Возрастающие масштабы международных связей и широкой вербальной межкультурной коммуникации, интернационализации сфер жизни способствуют формированию большого спроса на специалистов со знанием иностранного языка и резко повышают мотивацию самих студентов его изучать.
Сегодня владение иностранным языком на высоком уровне становится одним из необходимых требований, предъявляемых к специалистам любого профиля в условиях
рынка труда, что объясняется целым рядом причин [6]. Особо подчеркнём, что человеку третьего тысячелетия необходимо владеть как минимум тремя языками: родным, языком профессионального и международного общения [5]. Овладение такого рода умениями должно быть обеспечено вузовским образованием.
Таким образом, выпускник вуза - это специалист, обладающий интегративными социально-профессиональными компетенциями как в области технологических процессов, так и в области управления процессами, способный к самовоспитанию, саморазвитию на протяжении всей жизни.
Литература
1. Конкурс как средство индивидуализации и расширения пространства образования обучающихся: метод. рек./ под общ. ред. Н. С. Радевской, Ю. В. Кузнецовой. - СПб.: Изд-во ООО Стикс, 2016.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. //http:// www.firo.ru/?page_id=985
3. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Королева Е. Г. Проектирование образовательных маршрутов, содержания, форм и технологий общего и профессионального образования взрослых // Человек и образование. - 2015. - № 1. - С. 184-189.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт как нормативно-правовая основа проектирования и реализации образовательных программ ВПО РФ/Zhttp:// studme.org/36679/pedagogika/federalnyy_gosudarstvennyy_obrazovatelnyy_standart_kak_ normativno-pravovaya_osnova_proektirovaniya
5. Шишкина Н. А. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профобразования в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2004. - 199 с.
6. Toffler A., Toffler H. Creating a new civilization: the politics of the Third Wave / A. Toffler, H. Toffler Atlanta: Turner Publishing, 1995. - 112 p.