Научная статья на тему 'Структурно-содержательные особенности отношения ко времени студентов с разным уровнем оптимизма'

Структурно-содержательные особенности отношения ко времени студентов с разным уровнем оптимизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОШЛОЕ / ОРИЕНТАЦИЯ НА БУДУЩЕЕ / ОРИЕНТАЦИЯ НА НАСТОЯЩЕЕ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ ВРЕМЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ОПТИМИЗМ / STUDENT / TIME ATTITUDE / PAST ORIENTATION / FUTURE ORIENTATION / PRESENT ORIENTATION / SEMANTIC UNIVERSALS OF TIME ORIENTATIONS / OPTIMISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цариценцева Оксана Петровна, Липская Татьяна Алексеевна

Обосновывается социальная значимость решаемой проблемы. Отмечается, что изменения во всех сферах жизни общества меняют отношение людей ко времени, оказывая влияние на их временную ориентацию и восприятие событийной наполненности своей жизни. Особое внимание уделяется студенчеству как чувствительной к переменам группе. Описаны концепции и понятия, с опорой на которые планировалось и проводилось эмпирическое исследование отношения ко времени. В результате эмпирического исследования доказано, что для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна ориентация на будущее. По содержанию отношение ко времени выделяется как плотное, яркое, цветное, объемное, широкое. При этом прошлое и настоящее еще непрерывное, настоящее и будущее активное, большое, глубокое и открытое. Группа студентов с низким уровнем оптимизма также ориентирована на будущее. Содержание времени данная группа описала как цветное, прошлое характеризуется глубиной, необратимостью, прошлое и настоящее ощущаемое, но в настоящем добавляется реальность, и как будущее оно открыто. Будущее же время активное, радостное, плотное и объемное, но здесь добавляются и отрицательные характеристики в виде того, что будущее непонятное, изменчивое и широкое. Подведены итоги эмпирического исследования. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цариценцева Оксана Петровна, Липская Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND SUBSTANTIVE FEATURES OF ATTITUDE TO TIME OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF OPTIMISM

The article justifies the social significance of the problem being solved. It is noted that changes in all spheres of society change the attitude of people to time, influencing their temporal orientation and perception of the event content of their lives. Special attention is paid to students as a change-sensitive group. Concepts and notions are described, on the basis of which empirical research of relation to time was planned and carried out. As a result of empirical research, it has been proven that students with a high level of optimism are oriented towards the future. In terms of content, the ratio to time is distinguished as dense, bright, colored, volumetric, wide. At the same time, the past and the present are still continuous, present and future active, large, deep and open. A group of students with low levels of optimism are also focused on the future. The content of time this group described as colored, the past characterized by depth, irreversibility, the past and the present felt, but the present adds reality and just as the future it is open. The future is active, joyful, dense and voluminous, but negative characteristics are added here in the form that the future is incomprehensible, volatile and wide. The results of empirical research were summed up. Promising directions of further research are identified.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные особенности отношения ко времени студентов с разным уровнем оптимизма»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159. 922

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-191-201

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА

О. П. Цариценцева, Т. А. Липская

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Обосновывается социальная значимость решаемой проблемы. Отмечается, что изменения во всех сферах жизни общества меняют отношение людей ко времени, оказывая влияние на их временную ориентацию и восприятие событийной наполненности своей жизни. Особое внимание уделяется студенчеству как чувствительной к переменам группе. Описаны концепции и понятия, с опорой на которые планировалось и проводилось эмпирическое исследование отношения ко времени.

В результате эмпирического исследования доказано, что для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна ориентация на будущее. По содержанию отношение ко времени выделяется как плотное, яркое, цветное, объемное, широкое. При этом прошлое и настоящее еще непрерывное, настоящее и будущее активное, большое, глубокое и открытое. Группа студентов с низким уровнем оптимизма также ориентирована на будущее. Содержание времени данная группа описала как цветное, прошлое характеризуется глубиной, необратимостью, прошлое и настоящее ощущаемое, но в настоящем добавляется реальность, и как будущее оно открыто. Будущее же время активное, радостное, плотное и объемное, но здесь добавляются и отрицательные характеристики в виде того, что будущее непонятное, изменчивое и широкое.

Подведены итоги эмпирического исследования. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: студенчество, отношение ко времени, ориентация на прошлое, ориентация на будущее, ориентация на настоящее, семантические универсалии временных ориентаций, оптимизм.

На современном этапе происходят стремительные изменения в политических, социальных, экономических аспектах жизни общества. Во-первых, трансформируются общественные ценности, меняя тем самым отношения людей к своему прошлому, настоящему, потенциальному будущему. Во-вторых, из-за нестабильности рынка труда у человека повышается тревожность, отношение к своему будущему становится неоднозначным. Все это не может не сказываться на жизни отдельно взятого человека, влияя на временную перспективу, то есть меняя отношение ко времени.

Особенно чувствительны к этим изменениям студенты, так как этот этап является переходным в жизни человека и вопрос выбора своего жизненного пути является весьма актуальным. Отношение студентов ко времени может повлиять на ход их деятельности в целом, на тактики и стратегии получения профессионального образования и планирования карьеры в частности [1, с. 98; 2].

Отношение ко времени в исследованиях позиционируется как сложный, многокомпонентный феномен (Т. Н. Ерофеева, А. К. Болотова). Особое место среди этих факторов отводится личностным характеристикам (А. С. Шумилова, В. Ю. Шевяхова). Мы предположили, что одной из таких личностных характеристик может быть оптимизм [3, с. 25; 4, с. 134; 5, с. 244]. Наше предположение строится на обобщении результатов ряда исследований (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Ю. П. Деревянко, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, М. И. Розенова, Ю. С. Кузнецова).

Несмотря на кажущуюся разработанность заявленной проблемы, психологических исследований, направленных на изучение специфики отношения ко времени в студенческом возрасте, недостаточно [6, с. 28]. Отсутствуют и исследования отношения ко времени в контексте оптимизма. Таким образом, возникает противоречие между актуальностью изучения отношения ко времени у студентов с разным уровнем оптимизма и недостаточной разработанностью данной проблемы в науке.

Практическая актуальность заключается в том, что отсутствуют коррекционные и развивающие программы, направленные на проблему отношения ко времени. В то время как наличие и реализация этих программ могут стать важным составляющим элементом в подготовке современного специалиста.

Данное исследование было посвящено сравнительному анализу особенностей отношения ко времени у студентов с разным уровнем оптимизма.

В качестве рабочей гипотезы исследования выступило предположение о том, что отношение ко времени у студентов с разным уровнем оптимизма будет отличаться.

Развитие человека, его личности и деятельности во всех аспектах жизнедеятельности так или иначе связано с временными характеристиками, из этого следует, что возникает необходимость в знании основных психологических особенностей времени. Время связывает все структуры нашей жизнедеятельности [7, с. 56]. Но вместе с тем время до сих пор является неопределенной категорией [8-11].

В настоящем исследовании рассматривается не просто время, а более узкая категория, такая как отношение ко времени. Говоря о самом понятии «отношение» в психологии, можно указать, что В. Н. Мясищев говорил, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет [12, с. 123].

Если психологическое время - это отражение, переживание жизненных событий, то здесь можно употребить термин «отражение времени» или «отношение ко времени». М. И. Розенова полагает, что можно выделить «отношение ко времени». Время является глобальной категорией и имеет отношение ко всем сферам жизни человека. Кроме того, отношение ко времени и его составляющие - прошлое, будущее и настоящее - играют огромную роль в построении плана жизни человека и стратегий поведения в ней. Временные перспективы, представляющие собой прошлое и будущее, включенные в настоящее, во многом определяют психическое равновесие человека и его деятельность в целом. События прошлого, настоящего и будущего, по мнению М. И. Розеновой, отражают особенности жизненного пути человека [13, с. 85].

Отношение ко времени может рассматриваться как один из аспектов социализации личности [14], как способность к построению временных перспектив в деятельности человека [15, с. 28].

Таким образом, отношение ко времени мы определяем как целостную систему индивидуальных восприятий, переживаний и представлений субъекта о времени, выражающую его личный временной опыт и внутренне определяющую его действия, временные перспективы и жизненные планы [16, с. 91; 17]. Это результат отражения субъектом физического времени, его протяженности, эмоциональной наполненности, линейности и последовательности событий и явлений, которые происходят в жизни.

Структурными компонентами отношения ко времени являются временная ориентация, содержание каждого из временных отрезков. Временная ориентация как структурный компонент отношения ко времени может быть трех типов: направленность на будущее; направленность на настоящее; направленность на прошлое. В содержательном плане отношение ко времени выражается через семантические единицы, используемые при описании каждого из временных отрезков.

Данное исследование предполагало проведение сравнительного анализа особенностей отношения ко времени у студентов с разным уровнем оптимизма и проводилось на базе Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета. В нем приняли участие 63 студента психологического факультета (36 студентов очной формы, обучающиеся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование») и исторического факультета (27 студентов очной формы, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»), в возрасте от 18 до 22 лет, из них женского пола - 35, а мужского - 28.

Для достижения поставленной цели была выбрана методика семантического дифференциала времени Л. И. Вассермана, которая направлена на изучение когнитивных и эмоциональных компонентов в субъективном восприятии личностью своего психологического времени, и опросник диспозиционного оптимизма (LOT) в адаптации Г. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина, целью которого выступает определение индивидуального уровня оптимизма [3].

В целях исследования мы разделили группу студентов на две подгруппы в зависимости от уровня оптимизма. В результате получили две группы с высоким уровнем оптимизма (ВО) и с низким уровнем диспозиционного оптимизма (НО). Из всей выборки высокий уровень оптимизма имеют 62 % (39 человек) студентов. Эти студенты независимо от ситуации сохраняют веру в позитивное будущее. Низкий уровень оптимизма наблюдается у 38 % (24 человека) студентов. Для них характерна общая тенденция к восприятию мира в негативном ключе, они мало верят в то, что в будущем с ними может произойти что-то хорошее. В большей степени они ориентированы на негативный исход событий, которые могут произойти.

В обозначенных группах проведен сравнительный анализ особенностей отношения ко времени в каждой из групп (с высоким уровнем оптимизма - ВО и в группе с низким уровнем оптимизма - НО).

Обеими группами оценивалось прошлое, настоящее и будущее по 25 парам прилагательных. Полученные данные обрабатывались при помощи метода семантических универсалий, предложенного Артемьевой и описанного В. П. Серкиным.

На первом этапе сравнивали временную ориентацию в каждой группе (рисунок).

Анализируя временную ориентацию, можно отметить, что в обеих группах наблюдались схожие тенденции, а именно: в большей степени студенты ориентированы на будущее, чуть меньше на свое настоящее, и только небольшой процент студентов ориентирован на прошлое. Полученные результаты вполне ожидаемы, поскольку соотносятся с возрастной нормой. Следует обратить внимание, что именно возрастные, а не личностные харак-

теристики в данном исследовании определили преобладание временной ориентации в студенческой выборке. Сравнивая распределение результатов между двумя группами (ВО и НО), статистически достоверных различий мы не обнаружили.

60 50 40 30

20 10 0

Рис . Временная ориентация в студенческих группах ВО и НО

На втором этапе проведен сравнительный анализ средних показателей по факторам, входящим в структуру времени и содержательных характеристик в обеих группах. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения факторов семантического дифференциала времени в группах

с разным уровнем оптимизма (Хср)

Факторы Группа ВО Группа НО

Прошлое Настоящее Будущее Прошлое Настоящее Будущее

Активность времени 3,2 5,1 4,1 2,4 4,2 4,0

Эмоциональная окраска времени 5,8 6,2 9,2 3,1 5,3 6,2

Величина времени 4,1 6,8 11,0 5,1 3,1 9,0

Структура времени 1,6 3,6 6,6 0,6 3,4 3,4

Ощущаемость времени 3,2 1,4 -0,7 3,4 2,3 -1,2

Из представленной таблицы видно, что фактор активности времени выше у группы с высоким уровнем оптимизма, эмоциональная окраска также имеет более высокие результаты по всем трем временным отрезкам у группы с высоким уровнем. Величина времени имеет различные результаты, в прошлом она выше у группы с низким уровнем, в настоящем и будущем выше у группы с высоким уровнем оптимизма. Структура времени в группе с высоким уровнем оптимизма по всем трем временам имеет результаты выше, чем в группе с низким уровнем. Ощущаемость времени в прошлом у группы с низким уровнем выше, а вот в настоящем и будущем ощущаемость выше в группе с высоким уровнем оптимизма.

Для того чтобы статистически подтвердить выявленные и описанные различия, мы обратились к непараметрическому и-критерию Манна - Уитни. По данным проведенного анализа по и-критерию Манна - Уитни можно отметить следующие факторные особенности прошлого:

- активность времени в группе с высоким уровнем оптимизма выше, прошлое более стремительное, яркое, цветное, чем у группы НО (561, р < 0,002);

- эмоциональная окраска также имеет более высокие результаты, предположительно для группы с высоким уровнем прошлое в большей степени наполнено яркими эмоциональными событиями (631, р < 0,000);

- величина времени выше в группе с низким уровнем оптимизма (503, р < 0,003);

- структура времени выше у группы с высоким уровнем оптимизма, прошлое имеет четкую структуру и ясность в представлениях о прошлом (625, р < 0,001);

- ощущаемость времени у обеих групп равнонаправлена и находится вне зоны значимости, а это значит, что различия по этому показателю незначительны (971; р < 0,221).

В будущем можно выделить такие характеристики факторов, как:

- активность времени у двух групп находится вне зоны значимости, результаты достаточно схожи, но тем не менее они имеют разную направленность (561; р < 0,231);

- эмоциональная окраска времени в группе с высоким уровнем значительно выше, чем в группе с низким уровнем (631; р < 0,000);

- величина (503; р < 0,000), структура (625; р < 0,002) и ощущаемость времени (971; р < 0,004) также в группе с высоким уровнем выше, возможно, это из-за того, что для группы с высоким уровнем оптимизма будущее имеет более четкую структуру и упорядоченность.

Настоящее характеризуется такими особенностями:

- активность времени значительно выше у студентов с высоким уровнем оптимизма (561; р < 0,002);

- эмоциональная окраска времени (631; р < 0,001) и величина (503; р < 0,000) имеют большее значение у группы с высоким уровнем оптимизма;

- структура времени у двух групп не имеет сильных статистических различий (625; р < 0,323);

- ощущаемость времени выше у группы с низким уровнем оптимизма (971; р < 0,001).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в выделенных группах студентов с высоким и низким уровнем оптимизма можно проследить разность в отношении к каждому из времени - прошлому, настоящему и будущему. Итак, для группы с высоким уровнем диспозици-онного оптимизма прошлое имеет более логично выстроенную и упорядоченную систему, а для группы с низким уровнем присуще безучастие и отсутствие эмоциональной включенности в прошлые события. Настоящее в первой группе имеет более выраженную смысловую наполненность и насыщенность, более выраженные результаты в отношении глубины и объема, что не является характерным для другой группы. И для первой, и для второй группы характерно отношение ко времени с точки зрения положительной аффективной окраски и в целом схожи по характерным универсалиям, однако у студентов с высоким уровнем оптимизма более выражены факторы «величина» и «структура», что может быть связано с более дифференцированным и продуманным образом будущего, более конкретными ожиданиями и целями.

На третьем этапе описаны содержательные характеристики отношения ко времени в обеих студенческих группах.

Содержательные характеристики отношения ко времени в группе студентов ВО. При описании содержания каждого из временных отрезков мы обратились к процедуре выделения семантических универсалий. Данные представлены в табл. 2.

Наибольшее количество дескриптов, входящих в семантические универсалии, получено у студентов с высоким уровнем диспозиционного оптимизма. В качестве критерия обработки выбран 80 % (20 % интервал допуска) уровень частоты встречаемости дескриптора. Далее представлены подробные результаты по каждой группе в табл. 2.

Таблица 2

Семантические универсалии прошлого, настоящего и будущего в группе ВО

Прошлое Настоящее Будущее

Признак Вес признака Признак Вес признака Признак Вес признака

Активное -1,68 Активное -2,15

Радостное -2,31

Стремительное -1,85

Плотное -1,90 Плотное -1,79 Плотное -2,15

Яркое -1,51 Яркое -1,59 Яркое -2,67

Большое -1,56 Большое -2,34

Цветное -1,87 Цветное -1,98 Цветное -2,22

Объемное -1,53 Объемное -1,87 Объемное -2,34

Широкое -1,50 Широкое -1,95 Широкое -2,56

Непрерывное -1,56 Непрерывное -1,87

Реальное -1,83

Глубокое -1,78 Глубокое -2,30

Светлое -2,45

Ощущаемое -1,82

Открытое -1,91 Открытое 1,89

Необратимое 1,34

Ритмичное -1,56

Группа студентов, имеющих высокий показатель диспозиционного оптимизма, оценивала прошлое в большей степени по таким универсалиям, как эмоциональная окраска и величина времени, то есть для них прошлое стремительное, яркое, цветное, объемное, широкое и непрерывное. Мы можем это пронаблюдать по весу признаков. Прошлое представляется студентам как «плотное», «стремительное» и «цветное». Это может быть свидетельством того, что для студентов прошлое является насыщенным и ценным с точки зрения событийного наполнения. Прошлое характеризуется студентами по всем входящим в структуру методики факторам: активность, эмоциональная окраска, величина, структура времени. Исключение составляет лишь ощущаемость времени; из данного фактора не вошло ни одной универсалии.

Если говорить о настоящем, то оно оценено так же, как и прошлое, но в настоящем нет фактора необратимости. А также добавились такие характеристики, как: «активное», «большое», «близкое», «глубокое», «ощущаемое», «открытое», «реальное». Можно предположить, что группа определяет события в настоящем как события, которые происходят здесь и сейчас, то есть присутствует включенность и вовлеченность в работу в настоящем. Все эти дескрипторы характеризуют настоящее в основном с точки зрения величины, активности и ощущаемости. Однако по результатам сопоставления средних результатов можно говорить о низком уровне выраженности последних двух факторов. Таким образом, настоящее может восприниматься также с некоторой статичностью или недостаточной наполненностью жизни событиями и недостатком эмоциональной и интеллектуальной включенности.

Если сравнивать настоящее и будущее, то в последнем исчезают такие категории, как «стремительное», «близкое», «реальное» и «ощущаемое». Это является логичным, так как будущее еще не наступило. Оно еще не наполнено какой-либо деятельностью, в ней нет конкретных событий. Поэтому мы видим, что по факторам «активность» и «ощущаемость» низкие показатели. Однако добавляются такие дескрипторы, как «радостное» и «светлое», что характеризует положительную аффективную окраску в отношении будущего, что и присуще людям с высоким уровнем диспозиционного оптимизма. Высокие результаты имеют показатели по факторам «величина» и «структура». Это можно охарактеризовать

тем, что группа испытывает важность и значимость по отношению к будущему. Студенты предполагают, что их будущее будет наполнено положительными событиям, которые имеют упорядоченность и четкость.

В сравнении всех трех периодов времени можно сказать, что в целом все три периода времени объединены такими универсалиями, как «плотное», «яркое», «цветное», «объемное» и «широкое», что в первую очередь охарактеризовано с точки зрения окраски и величины и подтверждается достаточно высокими показателями по соответствующим факторам. Из этого можно заключить, что все три времени отличаются у группы с высокими показателями оптимизма удовлетворенностью событиями всех периодов жизни, их положительной окраской, насыщенностью, а также их смысловой наполненностью и чувством глубины и объемности. При этом наиболее «ощущаемым» является прошлое, и далее к будущему показатели снижаются. Возможно, это связано с более отстраненным переживанием будущего и с наиболее реальной картиной прошлого. Только для настоящего и будущего характерны такие универсалии, как «активное» и «открытое», что может свидетельствовать о представлении возможности повлиять на события сейчас и в последующем, тогда как прошлое уже осталось позади, оно более статично, неизменчиво и необратимо.

Таким образом, для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна ориентация на будущее. По содержанию отношение ко времени выделяется как плотное, яркое, цветное, объемное, широкое. При этом прошлое и настоящее еще непрерывное, настоящее и будущее активное, большое, глубокое и открытое.

Содержательные характеристики отношения ко времени в группе студентов НО. Анализируя содержание каждого из временных отрезков в данной группе, мы обратились к процедуре семантических универсалий. Данные представлены в табл. 3.

Таблица 3

Семантические универсалии прошлого, настоящего и будущего в группе студентов с НО

Прошлое Настоящее Будущее

Признак Вес признака Признак Вес признака Признак Вес признака

Активное -1,78

Радостное 1,76

Плотное -1,56

Яркое -1,61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непонятное 0,56

Большое -2,34

Спокойное 0,51

Цветное -1,23 Цветное -1,98 Цветное -2,10

Объемное -1,22 Объемное -1,98

Широкое -1,81

Изменчивое 0,76

Близкое 2,11

Реальное -2,23

Глубокое -1,72

Светлое -1,61

Ощущаемое -1,13 Ощущаемое -1,90

Открытое -1,91 Открытое 1,27

Необратимое 1,34

Ритмичное -1,57

Прошлое данная группа оценила, как «цветное», «объемное», «глубокое», «ощущаемое» и «необратимое». Фактор «активность» имеет низкие показатели, из этого следует, что активность в данном периоде не оценивалась. Также низкие показатели получены по

факторам «структура» и «ощущаемость», что может свидетельствовать о недостаточной психологической связи испытуемых с прошлым, отстраненности, безучастности, сниженном чувстве подконтрольности и прогнозируемости событий.

Наименьшее число дескрипторов было выделено по категории «настоящее»: «цветное», «близкое», «реальное», «открытое» и «ощущаемое». Таким образом, настоящее как бы описано с позиции восприятия событий, которые происходят здесь и сейчас. Низкие показатели по фактору «активность» могут свидетельствовать о субъективном чувстве недостатка сил и энергии или же о некой пассивности и созерцательности. Низкие показатели по фактору «ощущаемость», вероятно, как и у оптимистов, говорят о недостаточной наполненности жизни событиями и недостатке эмоциональной и интеллектуальной включенности в события настоящего. Низкие показатели по фактору «величина» можно охарактеризовать как восприятие настоящего как совсем короткого промежутка времени, возможно проявление неосознанности происходящих событий, которые не удовлетворяют потребности. В них нет четкого смыслового содержания и структурированности.

В будущем у группы с низким уровнем диспозиционного оптимизма добавляются дескрипторы: «непонятное», «спокойное» и «изменчивое». Можно предположить, что испытуемые данной группы ощущают будущее как нечто слабоструктурированное и недостаточно осознанное, но при этом данные по фактору «структура» не говорят об этом, так как результаты по данным высокие. Здесь можно предположить, что данная группа студентов осознает изменчивость будущего и поэтому не строит четко структурированных планов, в связи с этим отсутствует осознанность. Но также можно предположить, что студенты данной группы идут по «заданному» пути, то есть придерживаются той стратегии, которая существует в обществе, например, «после школы нужно обязательно поступать в университет, после учебы искать работу, заводить семью».

В целом «пессимисты» оценивают каждый из промежутков времени по-разному: прошлое оценивается с точки зрения величины и эмоциональной наполненности, настоящее -структурированности и развертывания событий в настоящий момент, будущее - величины, структурированности и эмоциональной наполненности. Для всех трех времен характерен низкий уровень активности и ощущаемости, что может говорить о недостаточной вовлеченности в события, субъективном восприятии недостатка сил и энергии, пассивности, сниженной восприимчивости к реальности, которая может проявляться в позиции «наблюдателя за собственной жизнью».

Таким образом, можно сказать, что данная группа в большей степени ориентирована на будущее, однако стоит обратить внимание, что процент студентов, ориентированных на настоящее, схож с процентом ориентированных на будущее, то есть разница невелика.

Содержание времени данная группа описала как цветное, прошлое характеризуется глубиной, необратимостью, прошлое и настоящее ощущаемое, но в настоящем добавляется реальность и так же, как будущее, оно открыто. Будущее же время активное, радостное, плотное и объемное, но здесь добавляются и отрицательные характеристики в виде того, что будущее непонятное, изменчивое и широкое.

Стоит отметить, что в группе с низким уровнем содержание времени выделить сложнее, чем у группы с высоким уровнем, так как отношение ко времени в группе с высоким уровнем диспозиционного оптимизма целостное, так как имеются содержательные пересечения универсалий, то есть происходит плавный и осознанный переход из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. В группе с низким уровнем отношение ко времени дискретное, можно предположить, что периоды времени не имеют четкой связи между собой, они разорваны и не имеют четких переходов между собой.

В ходе эмпирического исследования выявлено, что в группе с низким уровнем оптимизма содержание времени дискретное, связи между временными периодами выделить сложно, в некоторых случаях они отсутствуют. Каждый временной интервал представлен скудным количеством универсалий, что указывает на слабую смысловую и содержательную представленность данных периодов в сознании студентов. Из этого следует, что отношение ко времени необходимо формировать как ориентированное, прежде всего на будущее, а также оно должно быть целостное и позитивное. И этого можно добиться через развитие прогностической способности и повышение уровня оптимизма. Поэтому мы предлагаем проводить специальную психолого-педагогическую работу со студентами, которая направлена на формирование целостного и позитивного отношения к своему жизненному пути и времени жизни через развитие прогностической способности и повышение уровня оптимизма. Данная цель может быть достигнута через содействие осознанию собственного жизненного пути и времени и расширение представлений о них, формирование навыков прогнозирования и содействие развитию позитивной временной перспективы будущего.

Перспективным направлением дальнейших исследований представляется изучение особенностей отношения ко времени на разных этапах профессионального образования.

Список литературы

I. Светоч В . Е . Особенности стресспреодолевающего поведения (копинг-стратегий) у взрослых и юношества с различными типами самоорганизации времени жизни // Научное обозрение. Серия 2 . Гуманитарные науки . 2011. № 5. С . 97-101.

2 . Фиофанова О . А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения . М . : Флинта, 2017 . 120 с .

3 . Гордеева Т . О . , Осин Е . Н . Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы пси-

хологии . 2010 . № 1. С . 24-30.

4 . Джидарьян И . А. Психология счастья и оптимизма . М . : Институт психологии РАН, 2013. 272 с .

5 . Ильин Е . П . Психология надежды. Оптимизм и пессимизм . СПб . : Питер, 2015. 350 с .

6 . Ахмеров Р . А. , Прыгин Г . С . Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции дея-

тельности // Психологический журнал . 2005. Т . 26, № 6 . С . 25-34.

7 . Абульханова-Славская К . А. , Березина Т . Н . Время личности и время жизни . СПб . : Алетейя . 2001, 288 с .

8 . Кравченко С . А. Темпоральная психология . В измерениях времени и за его пределами . М . : Издательские решения,

2017 .296 с .

9 . Mello Z . R. , Worrell F. C . The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence // Time

Perspective Theory: Review, Research and Application . Essays in Honor of Philip Zimbardo . 2015 . P. 115-129 .

10 . Mitchell T R . , James L . R . Building better theory: Time and the specification of when things happen // Academy of Management

Review. 2001. Vol .26 . P. 530-547.

II. Pierro A . , Giacomantonio M . , Pica G . , Kruglanski A . W. , Higgins E . T. On the Psychology of Time in Action: Regulatory Mode Orientations and Procrastination // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol . 101, № 6 . Р . 1317-1331.

12 . Мясищев В . Н . Психология отношений . М . : МПСИ, 2005. 158 с .

13 . Розенова М . И . Обучение счастью: проблемы субъективного восприятия и переживания // Психология обучения . 2016 .

№ 2 . С.82-99 .

14 . Болотова А . К . Время и пространство в межличностных отношениях // Журнал Высшей школы экономики . Серия «Пси-

хология» . 2012 . Т . 9, № 3 . С . 22-36 .

15 . Вассерман Л . И . , Трифонова Е . А. , Червинская К. Р . Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагно-

стическая система в медицинской психологии . СПб. : СПб НИПНИ им . В . М . Бехтерева, 2009 . 44 с .

16 . Гордеева Т . О . , Осин Е . Н . , Шевяхова В . Ю . Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник

СТОУН . М . : Смысл, 2009 . 151 с .

17 . Михальский А. В . Психология времени: хронопсихология . М . : МПГУ, 2016 . 72 с .

Цариценцева Оксана Петровна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры, Оренбургский государственный педагогический университет (пр. Северный, 16, Оренбург, Россия, 460060). E-mail: Oks-ternovskay@yandex.ru

Липская Татьяна Алексеевна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры, Оренбургский государственный педагогический университет (пр. Северный, 16, Оренбург, Россия, 460060). E-mail: tatyanalipskaya@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 23.09.2019

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-191-201

STRUCTURAL AND SUBSTANTIVE FEATURES OF ATTITUDE TO TIME OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF OPTIMISM

0. P. Tsaritsentseva, T. A. Lipskaya

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation

The article justifies the social significance of the problem being solved. It is noted that changes in all spheres of society change the attitude of people to time, influencing their temporal orientation and perception of the event content of their lives. Special attention is paid to students as a change-sensitive group. Concepts and notions are described, on the basis of which empirical research of relation to time was planned and carried out.

As a result of empirical research, it has been proven that students with a high level of optimism are oriented towards the future. In terms of content, the ratio to time is distinguished as dense, bright, colored, volumetric, wide. At the same time, the past and the present are still continuous, present and future active, large, deep and open. A group of students with low levels of optimism are also focused on the future. The content of time this group described as colored, the past characterized by depth, irreversibility, the past and the present felt, but the present adds reality and just as the future it is open. The future is active, joyful, dense and voluminous, but negative characteristics are added here in the form that the future is incomprehensible, volatile and wide.

The results of empirical research were summed up. Promising directions of further research are identified.

Keywords: student, time attitude, past orientation, future orientation, present orientation, semantic universals of time orientations, optimism.

References

1. Svetoch V. E . Osobennosti stresspreodolevayushchego povedeniya (koping-strategiy) u vzroslykh i yunoshestva s razlichnymi tipami samoorganizatsii vremeni zhizni [Features of stress-breaking behavior (copying strategies) in adults and youth with different types of self-organization of life time] . Nauchnoye obozreniye. Seriya 2. Gumanitarnye nauki - Scientific Review. Series 2. Human sciences, 2011, no . 5, pp . 97-101 (in Russian) .

2 . Fiofanova O . A . Psikhologiya vzrosleniya i vospitatel'nye praktiki novogo pokoleniya [Psychology of adulthood and educational

practices of the next generation] . Moscow, Flinta Publ . , 2017 . 120 p . (in Russian) .

3 . Gordeyeva T O . , Osin E . N . Pozitivnoye myshleniye kak faktor uchebnykh dostizheniy starsheklassnikov [Positive thinking as

a factor in the learning achievement of high school students] . Voprosypsikhologii- Voprosy Psychologii, 2010, no . 1, pp . 24-30 (in Russian)

4 . Dzhidar'yan I . A. Psikhologiya schast'ya i optimizma [Psychology of happiness and optimism] . Moscow, Psychology Institute

RAS Publ . , 2013. 272 p . (in Russian) .

5 . Il'in E . P. Psikhologiya nadezhdy. Optimizm i pessimism [Psychology of hope . Optimism and pessimism] . Saint Petersburg,

Piter Publ . , 2015. 350 p . (in Russian) .

6 . Akhmerov R . A . , Prygin G . S . Psikhobiograficheskiye kharakteristiki sub''ekta s avtonomnym tipom samoregulyatsii deyatel'nosti

[Psychobiographic characteristics of a subject with an autonomous type of self-regulation of activity] . Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2005, vol . 26, no . 6, pp . 25-34 (in Russian) .

Цариценцеeа О. П., fluncKan T. A. CmpyKmypHO-codepwamenbHbie ocodeHHOcmu...

7 . Abul'khanova-Slavskaya K .A. , Berezina T N . Vremyalichnostiivremyazhizni[Personality time and life time] . Saint Petersburg,

Aleteyya Publ . , 2001. 288 p . (in Russian) .

8 . Kravchenko S . A . Temporal'naya psikhologiya. V izmereniyakh vremeni i za ego predelami [Temporal psychology. In and out

of time measurements] . Moscow, Izdatel'skiye resheniya Publ . , 2017 . 296 p . (in Russian) .

9 . Mello Z. R. , Worrell F. C . The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence . Time

Perspective Theory: Review, Research and Application . Essays in Honor of Philip Zimbardo, 2015, pp . 115-129 .

10 . Mitchell T R. , James L . R . Building better theory: Time and the specification of when things happen. Academy of Management

Review, 2001, iss . 26, pp . 530-547. 11. Pierro A . , Giacomantonio M . , Pica G . , Kruglanski A . W. , Higgins E . T. On the Psychology of Time in Action: Regulatory Mode Orientations and Procrastination . Journal of Personality and Social Psychology, 2011, vol . 101, no . 6, pp . 1317-1331.

12 . Myasishchev V. N . Psikhologiya otnosheniy [Psychology of relations] . Moscow, MPSI Publ . , 2005. 158 p . (in Russian) .

13 . Rozenova M . I. Obucheniye schast'yu: problemy sub''ektivnogo vospriyatiya i perezhivaniya [Happiness training: subjective

perception and experience issues] . Psikhologiya obucheniya, 2016, no . 2, pp . 82-99 (in Russian) .

14 . Bolotova A. K . Vremja i prostranstvo v mezhlichnostnykh otnosheniyakh [Time and space in interpersonal relationships] .

Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. Psikhologiya - Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2012, vol . 9, no . 3, pp 22-36 (in Russian)

15 . Vasserman L . I . , Trifonova E . A. , Chervinskaya K . R. Semanticheskiy differentsial vremeni: yekspertnaya

psikhodiagnosticheskaya sistema v meditsinskoy psikhologii [Semantic time differential: an expert psychodiagnostic system in medical psychology] . Saint Petersburg, Bekhterev Psychoneurological Institute Publ . , 2009. 44 p . (in Russian) .

16 . Gordeyeva T. O . , Osin E . N . , Shevyakhova V. Yu . Diagnostika optimizma kakstilya ob"yasneniya uspekhovi neudach: oprosnik

STOUN [Diagnosing optimism as a style of explaining successes and failures: the STONE questionnaire] . Moscow, Smysl Publ . , 2009 . 151 p . (in Russian) .

17 . Mikhal'skiy A. V Psikhologiya vremeni: khronopsikhologiya [Time psychology: chronopsychology] . Moscow, MPGU Publ . ,

2016 .72 p . (in Russian) .

Tsaritsentseva O. P., Orenburg State Pedagogical University (pr. Severnyy, 16, Orenburg, Russian Federation, 460060). E-mail: Oks-ternovskay@yandex.ru

Lipskaya T. A., Orenburg State Pedagogical University (pr. Severnyy, 16, Orenburg, Russian Federation, 460060). E-mail: tatyanalipskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.